НОВАЯ ЖИЗНЬ НАРОДНОЙ ТРАДИЦИИ КАК ФАКТОР ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
статья по технологии по теме

В данной статье описывается воспитательная ценность полезных предметов изготовляемых в школьной мастерской. Общественную ценность имеют изделия которые служат украшением при оформлении школьных помещений, экспонируются на школьных выставках, используются в качестве подарков и призов. В ходе изготовления таких изделий развитие эстетического вкуса школьников более результативно.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_rauzhin_yu.s.docx26.65 КБ

Предварительный просмотр:

новая жизнь народной традиции как фактор эстетического воспитания школьников

Ю.С.Раужин, учитель технологии

Саранская СОШ №11

В Мордовии леса занимали свыше 25 % территории. По данным статистики, в лесной промышленности Мордовии было занято, в пересчете на год, 5 274 чел. Однако, учитывая, что лесозаготовительный сезон продолжался 3 – 4 месяца, общее число тех, кто был занят на лесных работах, превышало 20 000 чел.

Лес является основным источником сырья для работы предприятий народно-прикладного искусства. Большое значение на территории Мордовии в довоенный период имела кустарно-промысловая промышленность. В основном именно она обеспечивала население предметами повседневного спроса. В Мордовии насчитывалось свыше ста видов кустарных промыслов, которые в большинстве своем специализировались на обработке дерева и растительного волокна[1].

Кустарные промыслы, были более развитые, как отмечают историки Мордовии, среди русского населения, размещались преимущественно в сельской местности. В 1911 г. в Саранском, Краснослободском, Инсарском и Ардатовском уездах, вошедших затем в состав Мордовии, было 64 184 крестьянских хозяйств, занятых кустарными промыслами, что составляло 51,3 % от общего числа крестьянских хозяйств[2]. Итак, в довоенный период кустарная промышленность Мордовии, в сравнении с соседними национальными районами, была более развита. В преддверии первой мировой войны в Марийском крае кустарными промыслами занималось не более 15 % населения[3]. На территории Чувашии промыслами в 1913 г. занимались 28 600 чел.,[4] что меньше, чем в Мордовии.

Мордовское народное искусство представляет яркое самобытное явление нашей современности. Среди искусств других народов и народностей России художественное творчество мордвы выделяют свои особенности и черты, которые слагают неповторимость художественного характера. Традиции мордовского народного творчества восходят к глубокой древности, в них исток и корень национальной культуры. Она развивалась в тесных контактах и во взаимодействии с культурами других народов, прежде всего с русской культурой, с ее великими достижениями, веками оттачивая, кристаллизуя свой образ мира, свое национальное чувство красоты.

Мордовский край издавна славился мастерами-резчиками. Дерево было и основным строительным материалом и материалом для выделки орудий труда, мебели, утвари. Чувство красоты и высокое мастерство позволили плотникам и резчикам создавать самобытные, оригинальные домовые украшения. Резьба по дереву прошла длительный путь развития от несложных порезок с помощью ножа и топора до изящной, как бы кружевной отделки.

История культуры мордовского народа ярко свидетельствует своими памятниками о том, что издавна народное творчество развивалось как необходимая часть культуры. Художественное начало пронизывало предметное окружение человека, слагалось в крепкую традицию, живущую и по настоящий день.

В Мордовии принимаются все меры к тому, чтобы сохранить традиционное народное искусство. Эстетические традиции мордовского народа в современных условиях получили новый стимул для дальнейшего плодотворного развития и обогащения. Растет материальное благосостояние людей, растут их духовные запросы и эстетические потребности – отсюда все разнообразнее становятся стремления к творчеству. Национальные традиции остаются неисчерпаемым кладезем красоты и гармонии для творчества современных народных мастеров и художников.

В СОШ №11, как и во многих школах республики,  на занятиях в мастерских учащиеся с увлечением вырезают различные национальные орнаменты, сюжетные композиции, заготовки для игрушек «матрешка», домашней утвари, кормушек для птиц из древесины мягких пород.

В начале обучения, осваивая технику выполнения тех или иных операций, ученики работают по готовым рисункам и чертежам. Их подбирает учитель, руководствуясь индивидуальными склонностями и  интересами ученика.  Самостоятельно разрабатывать творческую композицию школьники начинают разрабатывать на третьем году обучения. Стремление же к прекрасному, желание попробовать себя в новом интересном деле в школьном возрасте настолько велики, что большинство учащихся с увлечением работают по готовым рисункам.

Каждое занятие в мастерских начинается с сообщения его темы и цели. Во время вводного инструктажа учитель объясняет и демонстрирует отдельные приемы выполнения операции, знакомит учеников с правилами техники безопасности.

Для каждого занятия у нас имеется подборка наглядных пособий и технических средств обучения. Мастерская оборудована несколькими демонстрационными стендами. Учащиеся обычно делятся на две группы, в зависимости от интересов и выбирается старший группы. Таким образом, создаются благоприятные условия для закрепления социальных и нравственных качеств личности, таких как доброжелательность, исполнительность, ответственность.

Составной частью трудового воспитания школьников является эстетическое воспитание. Понятие  «эстетика труда» включает в себя четыре основных компонента:

эстетику условий, в которых проходят занятия по технологии;

эстетику самого процесса труда, соотношение его с отдыхом;

эстетику результатов труда;

эстетику взаимоотношений между участниками труда, его рациональное разделение.

Хороший ритм в работе, темп и точность выполнения операций, рациональность трудовых приемов развивают эстетические чувства и потребности. Сюда же относят содержание в чистоте и порядке инструментов, спецодежды, помещений. Эстетика труда пробуждает тягу к творчеству, стремление к усовершенствованию трудовых умений, обеспечивающих изящество и красоту изделий. Непременным условием эстетического воспитания в труде служит борьба за добрые отношения в коллективе, за красоту поступков и поведения.

Обогащение учащихся эстетическими переживаниями в процессе и в результате труда, разнообразной общественной, культурно-массовой работы, осуществляется в единстве с нравственным и трудовым воспитанием.

Не требует доказательств воспитательная ценность полезных предметов, изготовляемых в школьной мастерской. Общественную ценность имеют изделия, которые служат украшением при оформлении школьных помещений, экспонируются на школьных выставках, используются в качестве подарков и призов. Это, например, декоративные формы из разных материалов, поделки в стиле народных мастеров прикладного искусства, сувениры и т.д. В ходе изготовления таких изделий развитие эстетического вкуса школьников более результативно.

В нашей республике многие учителя добиваются в этом плане значительных успехов. Во многих школах педагоги знакомят учащихся с традиционными народными художественными промыслами по обработке древесины и металла, включают в планы работы изделия с декоративно- прикладным уклоном.

 Примечательны работы школьников из мордовского села Подлесная Тавла. Ребята создают резные деревянные скульптуры на темы мордовских сказок и легенд, жанровые сценки из современного  быта, игрушки «с движением». В этих резных композициях проявляются традиции народной резьбы по дереву. В этих детских работах, исполненных фантазии, живой выдумки, есть зачатки нового художественного промысла. Эстетические традиции мордовского народа в современных условиях получили новый стимул для дальнейшего плодотворного развития и обогащения.


[1] История Мордовской АССР. – Саранск, 1979. – Т. 1. – С. 200.

[2] Котков, С. К. Трудящиеся Мордовии в борьбе за восстановление сельского хозяйства. (1921 – 1926) / С. К. Котков. – Саранск, 1970. – С. 153.

[3] Очерки истории Марийской АССР с древнейших времен. – Йошкар-Ола, 1965. – С. 301.

[4] Григорьев, Т. Г. Промышленность и транспорт Чувашии в период империализма / Т. Г. Григорьев // История и культура Чувашской АССР. Вып.1. – Чебоксары, 1971. – С. 96.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ КАК СРЕДСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

В последние годы музыкальная педагогика рассматривает старший дошкольный  возраст,  когда дети особенно чувствительны к музыке, как наиболее благоприятный, сенситивный период в развити...

Музыкальное восприятие как фактор эстетического воспитания детей

Музыкальное восприятие есть процесс отражения, становления музыкального образа в сознании человека. В основе этого процесса лежит оценочное отношение к произведению. Автор М.С. Протасова....

Обучение игре на музыкальном инструменте, как один из факторов эстетического воспитания детей и подростков.

Индивидуальное обучение музыке по самому существу своему – активнейшее средство приобщить детей к искусству, дать им возможность непосредственно соприкоснуться с миром художественного творчества, миро...

ИТОГОВАЯ РАБОТА по теме «Применение наглядных пособий на уроках изобразительного искусства и народного творчества и их значение в процессе эстетического воспитания школьников, в свете внедряемых ФГОС для основной школы на примере занятий по народной жи

Приведенная нижа работа являлась отчетной на курсах  "Народная живопись", проводимой СИПКРО в сентябре 2012 года. Краткое содержание:1. Введение. Цели и задачи проекта.2. Виды наглядных посо...

Отчёт по научно-исследовательской работе на тему "Народный танец как средство эстетического воспитания младших школьников"

Данное исследование Педагог дополнительного образования Денисов Г.В. проводил с учащимися своего коллектива....

Статья "Народное декоративно-прикладное искусство как средство эстетического воспитания школьников"

В статье отражены особенности реализации программы ИЗО в 5-7 классах по декоративно-прикладному искусству...

статья Декоративно-прикладное искусство как фактор развития эстетического воспитания школьников в условиях современной школы.

Эстетическое начало все больше проникает в труд. От приобщения детей к искусству, и, прежде всего, декоративно-прикладному, в решающей мере зависит формирование восприимчивости мира прекрасного, стрем...