Урок технологии на тему: "Выпиливание лобзиком"
план-конспект урока (технология, 5 класс) по теме

Репка Олег Борисович

Урок технологии художественно-прикладной обработки материалов для учеников 5 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx46.42 КБ

Предварительный просмотр:

План урока по предмету «Технология» в соответствии

с требованиями ФГОС ООО

 

Класс: 5

Модуль: Технология художественно-прикладной обработки материалов

Раздел: третий

Тема урокаВыпиливание лобзиком

 

I. ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ УРОКА

 

Цели урока:

 

  1. Предметные цели:
  1. Способствовать формированию и развитию умений и навыков работы с лобзиком, приспособлениями для выпиливания, художественной обработки материала
  2. Способствовать запоминанию основной терминологии технологических процессов .
  3. Способствовать запоминанию цифрового материала как ориентира для понимания количественных характеристик изучаемых объектов и явлений.
  4. Способствовать осознанию основного технологического материала.
  5. Способствовать формированию представления о художественно-прикладной обработки фанеры
  6. Способствовать осознанию существенных признаков понятий, технологических процессов.
  7. Создать условия для выявления причинно-следственных связей:
  • Раскрыть причины некачественной работы при выпиливании
  • Выяснить последствия неправильной работы при выпиливании
  1.  
  1. Способствовать пониманию закономерности теории и практики
  • Создать условия для выявления взаимосвязи между предметами технологии, рисовании, математикой
  • Способствовать пониманию зависимости между предметами технологии, рисовании, математикой

 

 

  1. Личностные цели:
  1. Способствовать развитию речи учащихся (обогащение и усложнение словарного запаса новыми техническими словами, ее выразительности и оттенков).
  2. Способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся (учить анализировать свою работу, выделять главное при выстраивании технологического процесса, сравнивать свою работу с работой друзей по классу, строить аналогии , обобщать и систематизировать успехи в работе, доказывать и опровергать свою правоту, определять и объяснять технологические понятия при выполнении определённых операций, ставить и разрешать проблемы во время урока).
  3. Способность к самооценке своих интеллектуальных для труда в различных сферах.
  4. Способствовать развитию сенсорной сферы учащихся (развитие глазомера, ориентировки в пространстве, точности и тонкости различения цвета, света формы).
  5. Способствовать развитию двигательной сферы (овладение моторикой мелких мышц рук при разметке и выпиливании, развивать двигательную сноровку, соразмерность движений при работе).
  6. Способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету «Технология».
  7. Способствовать овладению всеми видами памяти учащихся.
  8. Способствовать формированию и развитию самостоятельности учащихся на теории и практике
  9. Способствовать осознанию необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации.
  10. Способствовать формирования понимания бережного отношения к природным и хозяйственным ресурсам.
  11. Способствовать формированию готовности к рациональному ведению домашнего хозяйства.

 

  1. Метапредметные цели:
  1. Способствовать формированию и развитию нравственных, трудовых, эстетических, патриотических, экологических, экономических и других качеств личности.
  2. Способствовать воспитанию правильного отношения к общечеловеческим ценностям.
  3. Выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.
  4. Соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства.

 

  1. Профориентационные цели:
  1. Обобщить у учащихся знания и сферах трудовой деятельности, профессиях, карьере.
  2. Способствовать формированию знаний и умений объективно осуществлять самоанализ уровня развития своих профессионально важных качеств и соотносить их с требованиями профессий, сфер трудовой деятельности к человеку.
  3. Развивать представление о народном хозяйстве и потребности в трудовой деятельности, самовоспитании, саморазвитии и самореализации.
  4. Воспитывать уважение к работающему человеку.
  5. Сформировать представление о профессии столяр, краснодеревщик, декоратор

 

 

Методическое оснащение урока:

 

  1. Материально-техническая база:
  1. кабинет технологии;
  2. компьютер;
  3. мультимедийный проектор;
  4. экран;
  5. столярная мастерская;
  6. верстаки;
  7. станок сверлильный,
  8. инструменты, приспособления: карандаш, копировальная бумага, лобзики, вы пиловочный столик;
  9. материалы: бумага, фанера, лак, кисти,

 

Дидактическое обеспечение:

  1. учебник: А.Т.Тищенко, В.Д.Симоненко «Технология. Индустриальные технологии» 5 класс Москва: «Вента-Граф, 2012
  2. рабочая тетрадь на печатной основе: А.Т.Тищенко, Рабочая тетрадь 5 класс Москва: «Вента-Граф, 2012
  3. сборник заданий (Приложение 1):
  4. дополнительная литература (словари, справочники):

мультимедийное приложение к разделу

учебно-техническая документация (УТД) 

 технологические карты (ТК): эскиз изделия

  • инструкционные карты (ИК): операционная карта
  • инструкционно-технологические карты (ИТК):
  • информационные карты (ИфК): мультимедийное приложение
  1. образцы объектов труда (Приложение 3):готовые изделия
  2. образцы поузловой обработки изделий (Приложение 4); детали изделия
  3. материалы для контроля знаний учащихся (Приложение 5):
  • карточки-задания: Выпиливание лобзиком №13(Рабочая тетрадь)
  • тесты: задание №14(Рабочая тетрадь)
  • кроссворд: (Рабочая тетрадь)

 

Методы обучения: рассказ, беседа, фронтальный опрос, демонстрация наглядных пособий, работа с мультимедийными средствами, практические работы

Тип урока: комбинированный

Вид урока: урок-практикум

 

Словарная работа на уроке: лобзик, выпиловочный столик, отделка, тонирование, морилка, лакирование, лак, краснодеревщик, лакировщик.


Ход урока

 

Этапы урока

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Мотивационно-целевой этап

I. Организационный момент

Цель этапа:

  • настройка учащихся к учебной деятельности и на получение новых знаний
  • создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс
  • приветствие
  • проверка явки учащихся
  • заполнение учителем классного журнала
  • проверка готовности учащихся к уроку
  • настрой учащихся на работу
  • доведение до учащихся плана урока

Личностные УУД

Осуществляемые действия:

-эмоциональный настрой на урок положительный

Формируемые способы деятельности:

-проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности

Регулятивные УУД

Осуществляемые действия:

-помощь учителю в проверки явки на урок

Формируемые способы деятельности:

-выявление к готовности к уроку

Познавательные УУД

Осуществляемые действия:

-активное слушание учителя

-выдвижение предложений о теме урока

Формируемые способы деятельности:

- формулирования собственных ожиданий

Коммуникативные УУД

Осуществляемые действия:

-слушание собеседника

Формируемые способы деятельности:

-построение понятных для собеседника высказываний

II. Проверка выполнения домашнего задания

Цель этапа:

  • установление правильности и осознанности выполнения всеми учащимися домашнего задания
  • устранение в ходе проверки обнаруженных пробелов в знаниях
  • выяснение степени усвоения заданного на дом материала
  • определение типичные недостатков в знаниях и их причины
  • ликвидация обнаруженных недочётов
  • выявление факта выполнения домашнего задания у всего класса, устранение типичных ошибок
  • обнаружение причин невыполнения домашнего задания отдельными учащимися
  • формирование понимания у учащихся связи выполнения домашней работы с результатами своего обучения вообще
  • использование различных форм контроля в зависимости от вида и цели домашнего задания

Личностные УУД

Осуществляемые действия:

-повторение ранее изученного материала

Формируемые способы деятельности:

-проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности

Регулятивные УУД

Осуществляемые действия:

-контролируют правильность ответов учащихся

Формируемые способы деятельности:

-оценивают результаты по алгаритму

-адекватное восприятие оценки учителя

Познавательные УУД

Осуществляемые действия:

-взаимоконтроль и внесение корректив в учебно-познавательную деятельность

 

Формируемые способы деятельности:

- развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности

Коммуникативные УУД

Осуществляемые действия:

- взаимодействуют с учителем во время опроса

 

Формируемые способы деятельности:

- продолжение развития умения использовать простые речевые средства для передачи своего мнения

-умение полно и точно выражать свои мысли

 

III. Актуализация знаний

Цель этапа:

  • организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для проблемного изложения нового знания
  • актуализировать мыслительные операции, необходимые для проблемного изложения нового знания
  • предъявить задания, близкие жизненному опыту детей
  • зафиксировать ситуацию, демонстрирующую недостаточность имеющихся знаний
  • организовать фиксацию затруднений в выполнении учащимися индивидуального задания или в его обосновании

(Приложение 2)

  • организация задания на повторение
  • эвристическая беседа
  • заслушивание сообщения учащихся

Личностные УУД

Осуществляемые действия:

-активизация имевшихся ранее знаний

-активное погружение в тему

-высказывание различных вариантов решения данной проблемы

Формируемые способы деятельности:

-умение слушать в соответствии с целевой

установкой

-принимать и сохранять учебную цель и

задачу

-дополнять, уточнять высказанные мнения

по существу полученного задания

Регулятивные УУД

 

Формируемые способы деятельности:

Познавательные УУД

Осуществляемые действия:

- развитие и углубление потребностей и мо-тивов учебно-познавательной деятельности

 

 

Формируемые способы деятельности:

Коммуникативные УУД

Осуществляемые действия:

Формируемые способы деятельности:

Практический этап

IV. Проблемное изложение нового знания

Цель этапа:

  • зафиксировать причину затруднения
  • сформулировать и согласовать цели урока
  • организовать уточнение и согласование темы урока
  • организовать подводящий или побуждающий диалог по проблемному объяснению нового материала
  • организовать фиксацию преодоления затруднения

  • объяснение учителя с опорой на личные знания учащихся
  • заслушивание сообщений учащихся

Личностные УУД

Осуществляемые действия:

Формируемые способы деятельности:

Регулятивные УУД

Осуществляемые действия:

- самостоятельное определение темы урока

- осознание целей и задач обучения

- восприятие, осмысление, запоминание учебного материала

- осмысление темы нового материала и ос-новных вопросов, подлежащих к усвоению

 

 

 

Формируемые способы деятельности:

-формирование умения учиться высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника

-формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

- формирование умения прогнозировать предстоящую работу (составлять план)

-формирование умения слушать и понимать других

-формирование умения формулировать свои мысли в устной форме

-формирование умения работать в парах, в группах

 

 

Познавательные УУД

Осуществляемые действия :

- развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности

- развитие умения получать информацию из рисунка, текста и строить сообщения в устной форме

- развитие умения проводить сравнение изу-ченных объектов по самостоятельно выделенным основаниям

- развитие умения осуществлять поиск необходимой информации, используя дополнительные источники информации

- развитие умения строить простые рассуждения

Формируемые способы деятельности:

-формирование умения осуществлять по-знавательную и личностную рефлексию

 

Коммуникативные УУД

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

V. Первичное закрепление

Итог урока:

  • зафиксировать во внешней речи алгоритм выполнения …
  • организовать усвоение учащимися нового материала (фронтально, в парах или группах)

  • использование различных способов закрепления знаний, вопросов, требующих мыслительной активности, творческого осмысления материала.
  • обращение учителя по поводу ответа ученика к классу с требованием дополнить, уточнить, исправить, взглянуть на изучаемую проблему с иной стороны.
  • умение учащихся узнавать и соотносить факты с понятиями, правилами и идеями

Личностные УУД

Осуществляемые действия

- осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих усвоению

- применение на практике и последующее повторение нового материала

Формируемые способы деятельности

-формирование умения выказывать своё отношение к новому материалу, выражать свои эмоции

-формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

-формирование умения оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией

 

Регулятивные УУД

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Познавательные УУД

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Коммуникативные УУД

Осуществляемые действия

-формирование умения учитывать позицию собеседника, осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками

 

Формируемые способы деятельности

-формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с по

 

 

VI. Физкультминутка

 

 

VII. Практическая работа «…» с самопроверкой по эталону

Цель этапа:

  • тренировать способность к самоконтролю и самооценке
  • проверить умения работать по алгоритму
  • организовать самостоятельную работу учащихся
  • организовать самопроверку самостоятельной работы
  • по результатам выполнения самостоятельной работы организовать выявление и исправление допущенных ошибок
  • по результатам выполнения самостоятельной работы создать ситуацию успеха

7.1. Вводный инструктаж учителя:

  • сообщение учащимся названия практической работы;
  • разъяснение учащимся задач практической работы;
  • ознакомление учащихся с объектом труда - образцом;
  • ознакомление учащихся со средствами обучения, с помощью которых будет выполняться задание (оборудование, инструменты, приспособления);
  • ознакомление учащихся с учебно-технической документацией (инструктаж по ТК, ИК, ИТК);
  • предупреждение учащихся о возможных затруднениях при выполнении работы);
  • инструктаж по технике безопасности.

7.2. Самостоятельная работа учащихся по УТД.

7.3. Текущий инструктаж учителя (проводится по ходу выполнения учащимися самостоятельной работы):

7.3.1. Формирование новых умений:

  • проверка организованности начала работы учащихся;
  • проверка организации рабочих мест учащихся (рабочий стол, инструменты, приспособления);
  • соблюдение правил техники безопасности, санитарии и гигиены труда при выполнении задания;

7.3.2. Усвоение новых знаний:

  • проверка правильности использования учащимися учебно-технической документации;
  • инструктирование по выполнению задания в соответствии с технологической документацией.

7.3.3. Целевые обходы:

  • инструктирование учащихся по выполнению о дельных операций и задания в целом;
  • концентрация внимания учащихся на наиболее эффективных приемах выполнения операций;
  • оказание помощи слабо подготовленным к выполнению задания учащимся;
  • контроль за бережным отношением учащихся к средствам обучения;
  • рациональное использование учебного времени учащимися.

7.4. Заключительный инструктаж учителя:

  • анализ выполнения самостоятельной работы учащимися;
  • разбор типичных ошибок учащихся;
  • вскрытие причин допущенных учащимися ошибок;
  • повторное объяснение учителем способов устранения ошибок.

Личностные УУД

Осуществляемые действия:

-проявление эмоционального отношения и волевых усилий в учебно-познавательной деятельности

- выдвижение гипотез, основанных на жизненном опыте учащихся

- восприятие, осмысление, запоминание учебного материала

 

Формируемые способы деятельности:

-применение на практике полученных зна-ний и последующее повторение

Регулятивные УУД

Осуществляемые действия:

 

-самоконтроль выполнения задания

-взаимоконтроль и внесение корректив учебно-познавательную деятельность

 

 

Формируемые способы деятельности:

--планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в т. ч. во внутреннем плане

Познавательные УУД

Осуществляемые действия:

- развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности

-усвоение новых способов умственной деятельности через разные виды получения информации

Формируемые способы деятельности:

-умения структурировать знания

-выбор наиболее эффективных способов решения задач

-построение логической цепи рассуждений

 

 

Рефлексивно-оценочный этап

VIII. Инструктаж учителя по выполнению домашнего задания

Цель этапа:

  • включить новый способ действий в систему знаний
  • тренировать способность применять новый алгоритм действий

  • инструктаж учителя по выполнению домашнего задания
  • задание учащимся на подготовку к следующему уроку
  • сообщение о теме следующего урока

 

Познавательные УУД

Осуществляемые действия :

-отработка алгоритма по изученной теме «Выпиливание лобзиком»

-творческая переработка изученной информации поиск в традиционных источниках

-поиск в Интернет источниках и электронных книгах

 

Формируемые способы деятельности:

-развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности

-поиск и выделение информации

 

 

 

 

 

IX. Уборка рабочих мест

 

 

 

X. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цель этапа:

  • организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке
  • организовать фиксацию степени соответствия результатов деятельности на уроке и поставленной цели в начале урока
  • организовать проведение самооценки учениками работы на уроке
  • по результатам анализа работы на уроке зафиксировать направления будущей деятельности
  • рефлексия учителя и учащихся о достижении целей урока
  • объективная и комментированная оценка результатов коллективного и индивидуального труда учащихся на уроке

выставление отметок в классный журнал и в дневники учащихся

Коммуникативные УУД

Формируемые способы деятельности:

-формирование умений полно и точно выражать свои мысли

 

Осуществляемые действия:

-оценка и самооценка учебной деятельности

-обобщение и систематизация знаний

-учащиеся выражают свои эмоции по поводу урока

 

 

 

 


 Литература:

  1. Симоненко, В.Д. Программа начального и основного общего образования [Текст]: Сборник / В.Д. Симоненко. - М.: Вентана-Граф, 2012. - 192 с.
  2. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ СОВЕТ ПО УЧЕБНИКАМ Министерства образования и науки Российской Федерации. – [Электронный ресурс] /. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://fsu.edu.ru/p1.html, свободный. — Загл. с экрана, дата просмотра 15.05.2012г.
  3. Есенкова, Т.Ф. Методические рекомендации по внедрению стандарта общего образования по «Технологии» [Текст] / Авт. сост. О.В.Атаулова; Под ред. Т.Ф. Есенковой, В.В. Зарубиной. – Ульяновск:УИПКПРО, 2004. – 88с.
  4. Сасова, И.А. Технология: 5-8 классы: Программы [Текст] / Сасова И.А., Марченко А.В.. – М.: Вентана-Граф, 2011. – 96 c.
  5. Симоненко, В.Д. Технология: программа. 5–8 классы [Текст] / авт.-сост. А.Т. Тищенко, Н.В. Синица под ред. В.Д. Симоненко. — М.: Вентана-Граф, 2012. — 148 с.
  6. Атаулова, О.В. К вопросу о структурной схеме урока технологии [Текст] / О.В. Атаулова. // Технологическое образование в школе и ВУЗе в условиях модернизации образования: Материалы международной научно-практической конференции МПГУ. – М.: Изд-во «Эслан», 2003. – С. 117-119.
  7. Логвинова, И.М., Копотева, Г.Л. Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС. // УПРАВЛЕНИЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛОЙ – № 12/2011.– С. 12-18

 


 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме: "Выпиливание ручным лобзиком"

выпиливание ручным лобзиком...

Технологическая карта урока технологии по теме: «Выпиливание изделия лобзиком. Зачистка изделия «Сувенир»

Знакомство с особенностями выпиливания изделий из древесины лобзиком; формирование навыков настройки лобзика; формирование навыков пиления и зачистки изделия. Определение последовательности выполнения...