Конспект урока с использованием ЭОР по теме "Производство текстильных материалов"
план-конспект урока по технологии (5 класс) на тему

Одина Татьяна Николаевна

Конспект урока составлен с учетом требований ФГОС основного общего образования. Содержит технологическую карту урока, перечень используемых на данном уроке ЭОР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект25.24 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока с использованием ЭОР по теме:

Производство текстильных материалов

ФИО (полностью): Одина Татьяна Николаевна

Место работы: МБОУ Инжавинская СОШ

Должность: учитель

Предмет: технология

Класс: 5

Учебно-методический комплект:

  1. учебник: Технология. Технологии ведения дома: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н. В. Синица, В. Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2012
  2. рабочая тетрадь для учащегося на печатной основе: Технология. Технологии ведения дома: 5 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / Н. В. Синица, Н. А. Буглаева. – М.: Вентана-Граф, 2012

Цель: Познакомить с историей возникновения тканей; с производством  и структурой хлопчатобумажных и льняных тканей;

Научить определять направление долевой и уточной нитей;

Научить определять лицевую и изнаночную стороны;

Познакомить с профессией ткача и прядильщицы.

Задачи:

      Предметные:

  1. Способствовать формированию и развитию  умений и навыков в определении направления основной и уточной нитей в ткани, определении лицевой и изнаночной сторон ткани.
  2. Способствовать запоминанию основной терминологии технологических процессов: прядение, ткачество, основа, уток, ткацкое переплетение, раппорт, отбеливание, крашение, печатание, кромка.
  3. Способствовать осознанию основного технологического материала.
  4. Способствовать формированию представления о получении и структуре хлопчатобумажных и льняных тканей
  5. Способствовать осознанию существенных  признаков понятий, технологических процессов производства тканей.

Метапредметные:

1.        Способствовать  развитию речи  учащихся (обогащение и усложнение словарного запаса, ее выразительности и оттенков).

2.        Способствовать  овладению  основными способами мыслительной деятельности учащихся (учить анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии,  обобщать и систематизировать, доказывать и опровергать,  определять и объяснять понятия, ставить и разрешать проблемы).

3.        Способствовать  развитию  сенсорной сферы учащихся (развитие глазомера, ориентировки в пространстве, точности и тонкости различения цвета).

4.        Способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся  к предмету.

5.        Способствовать овладению всеми видами памяти учащихся.

6.        Способствовать формированию и  развитию самостоятельности учащихся

7.        Способствовать к бережному отношению к природным и хозяйственным ресурсам.

Личностные:

1.        Способствовать формированию  и развитию нравственных, трудовых, эстетических, патриотических, экологических, экономических и других качеств личности.

2.        Способствовать воспитанию правильного отношения к общечеловеческим ценностям.

3.        Выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.

Тип урока: комбинированный

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, в парах

Оборудование:

        компьютер, проектор, экран, презентации;

        утюг, утюжильная доска;

        инструменты, приспособления: толстая игла, лупа, портновский мел, ножницы;

        материалы: образцы ткани с кромкой и без, образцы набивной, гладкокрашеной (отбеленной) тканей, образцы тканей саржевого, атласного переплетений, клей.

Технологическая карта урока:

№ п/п

Организация работы учащихся при изучении темы на основе ЭОР

Этапы урока

Содержание урока

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

время

1

Организационный момент

Сформулировать тему урока как учебную проблему: задать учащимся несколько вопросов, на которые они не смогут ответить, т.е. использовать ситуацию недостатка знаний, и отметить, что эти вопросы необходимо выяснить в ходе изучения темы.

Какие ткани можно назвать хлопчатобумажные и льняные?

Что вы можете рассказать о них?

Что является сырьем для производства натуральных волокон?

  • эмоциональный настрой на урок и т.д.
  • активное слушание
  • выдвижение  предположений о теме урока и т.д.
  • приветствие
  • проверка явки учащихся
  • заполнение  учителем классного журнала
  • проверка готовности учащихся к уроку
  • настрой учащихся на работу
  • доведение до учащихся плана урока  зависимости от вида урока)

10 мин

2

Изложение нового материала

Классификация текстильных волокон. Способы получения и свойства натуральных волокон растительного происхождения. Изготовление нитей и тканей в условиях современного прядильного, ткацкого и отделочного производства и в домашних условиях. Основная и уточная нити в ткани. Ткацкие переплетения: полотняное, саржевое, сатиновое и атласное. Лицевая и изнаночная стороны ткани.

  • самостоятельное определение темы урока
  • осознание целей и задач обучения
  • восприятие, осмысление, запоминание учебного материала

-осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих к усвоению

  • развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности
  • развитие умения получать информацию из рисунка, текста и строить  сообщения в устной форме
  • развитие умения проводить сравнение изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям
  • развитие умения осуществлять поиск необходимой информации, используя дополнительные источники информации

-развитие умения строить простые рассуждения

  • объяснение учителя с опорой на презентацию, личные знания учащихся
  • заслушивание сообщений учащихся

25 мин

3

Физкультминутка

Гимнастика

Выполняют упражнения

Показывает упражнения

5 мин

4

Практическая часть

Лабораторная работа «Определение направления долевой нити в ткани»

Лабораторная работа «Определение лицевой и изнаночной сторон в ткани»

Лабораторная работа «Сравнительный анализ прочности окраски тканей»

Изучать характеристики различных видов волокон и материалов: тканей, ниток, тесьмы, лент по коллекциям. Определять направление долевой нити в ткани. Исследовать свойства нитей основы и утка. Определять лицевую и изнаночную стороны ткани. Определять виды переплетения нитей в ткани. Проводить анализ прочности окраски тканей. Находить и представлять информацию о производстве нитей и тканей в домашних условиях, об инструментах и приспособлениях, которыми пользовались для этих целей в старину.

Знакомиться с профессиями оператор прядильного производства  и ткач. Оформлять результаты исследований.

. Вводный инструктаж учителя:

  • сообщение учащимся названия лабораторной работы;
  • разъяснение учащимся задач лабораторной работы;
  • ознакомление учащихся со средствами обучения, с помощью которых  будет выполняться задание (оборудование, инструменты, приспособления);
  • предупреждение учащихся о возможных затруднениях при выполнении работы);
  • инструктаж по технике безопасности.

Самостоятельная работа учащихся по УТД.

 Текущий инструктаж учителя (проводится по ходу выполнения учащимися самостоятельной работы):

Формирование новых умений:

  • проверка организованности начала работы учащихся;
  • проверка организации рабочих мест учащихся (рабочий стол,  инструменты, приспособления);
  • соблюдение правил техники безопасности, санитарии и гигиены труда при выполнении задания;

  Усвоение новых  знаний:

  • проверка правильности использования учащимися учебно-технической документации;
  • инструктирование по выполнению задания в соответствии с  технологической  документацией.

   Целевые обходы:

  • инструктирование учащихся по выполнению отдельных операций и задания в целом;
  • концентрация внимания учащихся на наиболее эффективных приемах  выполнения операций;
  • оказание помощи слабо подготовленным к выполнению задания учащимся;
  • контроль за бережным отношением учащихся к средствам  обучения;
  • рациональное  использование учебного времени учащимися.

Заключительный инструктаж учителя:

  • анализ выполнения самостоятельной работы учащимися;
  • разбор  типичных ошибок учащихся;
  • вскрытие причин допущенных учащимися ошибок;

повторное объяснение учителем  способов устранения ошибок.

30 мин

5

Организационно-заключительная часть

Закрепление нового материала.

1) Что является сырьем для хлопчатобумажных и льняных тканей?

2) Как определить направление нитей основы и утка в ткани (перечислить несколько способов)?

3) Как определить лицевую и изнаночную стороны ткани с печатным рисунком?

Интерактивное тестирование

  • отработка алгоритма по изученной теме
  • творческая переработка изученной информации
  • работа с тестами

  • вопросы учащимся по пройденной теме
  • инструктаж учителя по выполнению домашнего задания
  • задание учащимся на подготовку к следующему уроку
  • сообщение о теме следующего урока

10 мин

6

Уборка рабочих мест

5 мин

7

Общие замечания по уроку и его оценка

Проанализировать деятельность учащихся в течение урока и оценить их работу.

  • оценка и самооценка учебной деятельности
  • обобщение и систематизация знаний

учащиеся выражают свои эмоции по поводу урока

  • рефлексия   учителя  и учащихся о достижении целей урока
  • объективная и комментированная оценка результатов коллективного и индивидуального труда учащихся на уроке

выставление отметок в классный журнал и в дневники учащихся

5 мин

Перечень используемых на данном уроке ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, тест и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Натуральные волокна растительного и животного происхождения

Информационный

Лекция, иллюстрации, текст, словарь, задания

http://fcior.edu.ru/card/14015/naturalnye-volokna-rastitelnogo-i-zhivotnogo-proishozhdeniya.html

2

Динамическая модель

Информационный

Видеосюжет

https://docs.google.com/open?id=0B4OfBFtmO7azajQyOHRtUTczUjQ

3

Прядильное производство

Информационный

Видеосюжет

https://docs.google.com/open?id=0B4OfBFtmO7azOFZTdmgxbDNXOG8

4

Ткацкое производство

Информационный

Видеосюжет

https://docs.google.com/open?id=0B4OfBFtmO7azTm9Qdm1pdnlEc3M

5

Отделочное производство

Информационный

Видеосюжет

https://docs.google.com/open?id=0B4OfBFtmO7azTXpFYXRJR3kteHM

6

Виды переплетений

Информационный

Видеосюжет, иллюстрации, словарь, задания

http://fcior.edu.ru/card/6999/vidy-perepleteniy.html

7

Виды перплетений

Практический

Задания (базовый уровень)

http://fcior.edu.ru/card/4332/vidy-perepleteniy-praktika-1.html

8

Виды переплетений

Практический

Задания (повышенный уровень)

http://fcior.edu.ru/card/3800/vidy-perepleteniy-praktika-2.html

9

Виды переплетений

Контрольный

Тест 1

http://fcior.edu.ru/card/6033/vidy-perepleteniy-test-1.html

10

Виды переплетений

Контрольный

Тест 2

http://fcior.edu.ru/card/5156/vidy-perepleteniy-test-2-dlya-uglublennogo-obucheniya.html

11

Виды переплетений

Контрольный

Тест 3

http://fcior.edu.ru/card/11677/vidy-perepleteniy-test-3-dlya-uglublennogo-obucheniya.html

12

Виды переплетений

Контрольный

Тест 4

http://fcior.edu.ru/card/3043/vidy-perepleteniy-test-4-dlya-uglublennogo-obucheniya.html

Методические рекомендации по использованию ЭОР на уроке:

В классе ЭОР могут использоваться фронтально при объяснении нового материала, посредством выведения учебного материала с рабочего компьютера учителя, или индивидуально (парами) – на рабочие места учащихся, а также для самоподготовки и коррекции знаний обучающихся.

Задания практического вида ЭОР, тесты следует предлагать обучающимся дифференцированно, учитывая индивидуальные способности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока по технологии на тему"Производство текстильных материалов"

На уроке дети знакомятся со старинными способами изготовления пряжи и ткани, с современной технологией производства ткани: прядением, ткачеством, отделкой.Учаться определять в ткани направление д...

Разработка урока по технологии на тему "Производтсво текстильных материалов"

Разработка урока по технологии на тему "Производтсво текстильных материалов"...

Разработка урока по технологии на тему "Производтсво текстильных материалов"

Разработка урока по технологии на тему "Производтсво текстильных материалов"...

Разработка урока по технологии на тему "Производтсво текстильных материалов"

Разработка урока по технологии на тему "Производтсво текстильных материалов"...

План - конспект урока по технологии 7 класс. "Свойства текстильных материалов"

План - конспект урока по технологии 7 класс.  Темаурока "Свойства текстильных материалов" Тип урока: урок закрепление знаний. Цель: формирование умений определять состав материалов по и...

Презентация к уроку технология 6 класс (девочки) "Свойства текстильных материалов. Классификация текстильных химических волокон." Анализ урока.

21 ноября 2018 года в 6 классе прошел открытий урок технологииТема урока. Свойства текстильных материалов. Классификация текстильных химических волокон.Пр.р. Изучение свойств текстильных материалов из...