История росписи пасхальных яиц
методическая разработка по технологии по теме

Зайцева Татьяна Владимиривна

Открытое совместное РМО учителей технологии, истории, ИЗО, музыки и МХК. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya_rospisi_paskhalnykh_yaits.docx17.93 КБ

Предварительный просмотр:

История росписи пасхальных яиц

Пасхальное яйцо - известный русский сувенир. Пожалуй, только расписная матрешка более знаменита за пределами нашего Отечества.

В конце 80-х годов нынешнего столетия в нашу жизнь вернулись забытые обычаи и ритуалы, в том числе старинная русская традиция с троекратным поцелуем и подношением пасхального яйца.

На Пасху принято красить яйца разными красками, но среди разноцветных яиц центральное место принадлежит ярким красным яйцам. Почему? История сохранила нам такое предание. После воскресения Иисуса Христа ученики его и последователи разошлись по разным странам, повсюду возвещая радостную весть о том, что больше не надо бояться смерти. Ее победил Христос, Спаситель мира. Он воскрес  Сам и воскресит каждого, кто поверит Ему и будет любить людей также, как любил Он.

 Мария Магдалина дерзнула прийти с этой вестью к самому римскому императору Тиверию. Так как к императору не принято было приходить без подарков, а Мария ничего не имела, она пришла с простым куриным яйцом. Конечно, выбрала она яйцо со смыслом. Яйцо всегда было символом жизни: в крепкой скорлупе находится скрытая от глаз жизнь, которая в свой час вырвется из известкового плена в виде маленького желтого цыпленочка.

 Но когда Мария стала говорить Тиверию о том, что Иисус Христос также вырвался из смертельных оков и воскрес, император только рассмеялся: «Это также невозможно, как твоему белому яйцу превратиться в красное». И не успел Тиверий закончить фразу, как яйцо в руках Марии Магдалине стало совершенно красным.

 С тех пор в память об этом событии, символизирующем нашу веру в Воскресшего Господа, мы и красим яйца.

Пасхальные яйца являются атрибутом одного из главных религиозных праздников христиан - дня поминовения 'чудесного Воскресения' распятого на кресте Иисуса Христа. С древности яйцо служило символом весеннего солнца, несущего с собой жизнь, радость, тепло, свет, возрождение природы, избавление от оков мороза и снега, - иными словами, перехода из небытия в бытие. Когда-то было принято подносить яйцо как простой малый дар языческим богам, дарить яйца друзьям и благодетелям в первый день Нового года и в день рождения. Богатые вместо окрашенных куриных яиц зачастую подносили золотые или позолоченные яйца, символизировавшие солнце. У древних римлян был обычай в начале праздничной трапезы съедать печеное яйцо - это символически связывалось с успешным зачином нового дела.

В XVIII-XIX веках художественно оформленные пасхальные яйца получают такое широкое распространение среди различных слоев российского населения, что с этого времени о пасхальных яйцах можно говорить как о своеобразном виде декоративно-прикладного и народного искусства.

Появление новых для России материалов, связанных с петровскими преобразованиями, а именно фарфора, стекла, папье-маше, способствовало развитию искусства изготовления русских пасхальных яиц. Первое дошедшее до нашего времени фарфоровое пасхальное яйцо создано к Пасхе 1749 года изобретателем русского фарфора Дмитрием Виноградовым. С открытием в 1748 году фарфора производство декоративных яиц в России было поставлено на промышленную основу. К каждой Пасхе завод делал пасхальные яйца для членов императорской фамилии 'на раздачу' при христосовании. Фарфоровые яйца чаще всего были подвесными и имели сквозное отверстие, куда продевалась лента с бантом внизу и петлей вверху. Такие яйца обычно подвешивались в красный угол, под иконы. В XVIII-XIX веках фарфоровые пасхальные яйца - такая же прихоть моды, как и весь старый фарфор.

Пасхальные яйца из папье-маше в конце XIX века делали на подмосковной фабрике Лукутина, ныне знаменитой Федоскинской фабрике лаковой миниатюрной живописи. Наряду с религиозными сюжетами мастера фабрики Лукутина часто изображали на пасхальных яйцах православные соборы и храмы. Одним из излюбленных сюжетов лукутинских мастеров был храм Василия Блаженного на Красной площади

Одним из первых соединить пасхальное яйцо с ювелирным украшением попытался Фаберже. Имя Карла Фаберже чаще всего ассоциируется с блестящим искусством декоративного пасхального яйца. По известным причинам декоративные яиц фирмы Фаберже до недавнего времени были более известны за пределами России Мастерские Фаберже создали 56 пасхальных яиц для императора Александра III и императора Николая II

Двенадцать пасхальных яиц было создано для Л. Ф. Келча, владельца нескольких золотых рудников в Сибири, для князя Ф. Ф. Юсупова, также выполнялись изящные и дорогие пасхальные подарки, часто содержащие различные сюрпризы. Это были пасхальные яйца со сложными заводными механизмами, представляющие собой чудеса ювелирного искусства, создание каждого из которых обходилось очень дорого. Образцы хранились в специальных футлярах или сейфах и извлекались оттуда для показа только во время Пасхи. В настоящее время известно местонахождение некоторых раритетных пасхальных яиц Фаберже: двенадцать экземпляров хранится у английской королевы, одиннадцатью владеет американский журнал 'Форбс' и десять находится в Оружейной палате Московского Кремля.

Первое пасхальное яйцо 1885 года с полосками из синей эмали было выполнено мастером Михаилом Перхиным. Двадцатишестилетний петрозаводчанин, он в 1886 году становится главным мастером фирмы Фаберже. Яйцо, выполненное Перхиным, состояло из оболочки-скорлупы' из слоновой кости. В скорлупе - покрытая эмалью курица из золота с рубиновыми глазами. Внутри нее - золотая корона, унизанная жемчугом, а в короне - золотое кольцо. Именно с 1885 года началась традиция ежегодного дарения пасхальных яиц-сувениров фирмы Фаберже. 'Ваше Величество будет довольно' - такой ответ обычно давал знаменитый мастер на вопрос о сюжете очередного яйца.

Фирме Фаберже удалось довести искусство изготовления ювелирных пасхальных яиц до непревзойденного уровня мастерства, изящества и творческой фантазии. Фаберже никогда не делал точных копий. На всех его работах лежит печать неповторимого индивидуального почерка, навечно оставшегося в истории мирового искусства.

С художественными традициями дореволюционного Санкт-Петербурга связано еще одно явление в современном искусстве оформления пасхального яйца - создание санкт-петербургскими мастерами пасхальных яиц по образцам Фаберже. Среди них выделяются миниатюрные кулоны с использованием христианской и языческой символики. Ажурные кулоны один к одному повторяют ажурные бусины барм из Рязанского клада, относящегося к памятникам ювелирного искусства домонгольской Руси. Первые попытки создания изделий в стиле Фаберже были предприняты в начале 80-х годов нынешнего столетия. Одним из инициаторов обращения к традициям знаменитой ювелирной фирмы был Андрей Ананов. После того как Ананов подарил медальон в виде пасхального яйца представителю фирмы Фаберже, из компании 'Cartier' пришло заключение о его высоком качестве. С Анановым заключили контракт, и вместе с тем была выработана специальная форма клейма 'Фаберже от Ананова' (просто ставить клеймо Фаберже на этих изделиях он отказался). Яйца фирмы Андрея Ананова имеются у выдающихся певцов Монтсеррат Кабалье и Пласидо Доминго, у Нэнси Рейган и Барбары Буш. Современные пасхальные яйца в авторском исполнении представляют собой оригинальное явление в русской художественной культуре конца XX столетия. Они - знак живого свободного художественного поиска. Нынешние пасхальные яйца в авторском исполнении можно разделить на несколько тематических групп: религиозные, пейзажные с архитектурой, просто пейзажные, литературные (по мотивам былин, русских народных сказок, произведений русских писателей), с языческими мотивами...

Вопреки воинствующему атеизму послереволюционных десятилетий обычай празднования Пасхи передавался из поколения в поколение: слишком важна эта традиция для православного человека по всей России. Когда изготовление художественных подарочных пасхальных яиц прекратилось, Пасху продолжали праздновать с 'крашенками' (теми самыми разукрашенными в один или несколько цветов яйцами, которые известны едва ли не всем в нашем обиходе) и 'писанками' (расписанными орнаментом). Традиция изготовления 'писанок' была сильна в западных районах Украины. Тамошние 'писанки' напоминают о дохристианском характере рисунка, уходящем во времена, когда русские, украинцы, белорусы были единым народом, об истоках общеславянских традиций. Орнамент 'писанок" делится на геометрический, растительный и зооморфный. У западноукраинских 'писанок' много символических обозначений, характерных для древних славян языческого периода - треугольники, звезды, кресты, точки, спирали, кружки, стилизованные растения, петушки, коньки и т. д.

'Писанки", как правило, делают в сельских местностях. В каждом селе имеется две-три расписчицы. Орнаментируют яйца следующим образом: яйцо покрывают воском при помощи тонкой металлической трубочки, закрепленной на деревянной ручке. Трубочкой наносят основные линии рисунка. А когда воск остынет, яйцо опускают в краску. Таким образом оно окрашивается целиком, кроме контурных линий рисунка, остающихся белыми, за тем части яйца, которые хотят сохранить окрашенными в эту первоначальную краску, покрывают воском, а яйцо опускают в краску другого цвета. И так несколько раз. После этого нагревают яйцо, растапливают воск - и 'писанка' готова. Применяются обычно растительные краски. 'Писанки' имеют два или более цвета.

Марина Цветаева говорила, что все дары даются неведающим и неблагодарным, кроме дара души, которая не что иное, как совесть и память. В лучших своих проявлениях пасхальные яйца с религиозными изображениями обладают такой энергетикой, такой силой воздействия, что действительно способны пробудить историческую память и осветить наши души.

Искусство традиционного и современного оформления пасхальных яиц - это целый мир, яркие штрихи к живому образу России.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выполнение эскиза росписи пасхального яйца. Писанки.

Презентация к уроку ИЗО к одному из главных праздников христиан - дня поминовения Чудесного Воскресения распятого на кресте Иисуса Христа. На уроке дети узнают об основных видах росписи живого куриног...

Презентация "История росписи пасхальных яиц"

РМО Учителей технологии, музыки, ИЗО и МХК...

История возникновения пасхальных яиц

История возникновения пасхальных яиц. Презентация....

План-конспект урока по изобразительному искусству в 5 классе на тему: «Мой сияющий мир» Выполнение эскиза росписи пасхального яйца

План-конспект урока по изобразительному   искусству  в 5 классе   на тему: «Мой сияющий мир» Выполнение эскиза росписи пасхального яйца...

"История росписи ткани. Составление сетчатого стилизованного орнамента для ткани".

Технологическая карта урока по предмету "Прикладное творчество"....