"История росписи ткани. Составление сетчатого стилизованного орнамента для ткани".
методическая разработка

Кутькина Ада Викторовна

Технологическая карта урока по предмету "Прикладное творчество".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekhnologicheskaya_karta_uroka_kutkina_a_v.docx39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока от 12.03.2020г.

Название образовательного учреждения

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств» пгт. Нижний Одес

Ф.И.О. преподавателя

Кутькина Ада Викторовна

Ф.И. обучающегося, класс

3 «а» класс

Название программы

«Живопись»

Название предмета

«Прикладное творчество»

Дата проведения открытого урока

12.03.2020г.

Тема урока

История росписи ткани. Составление сетчатого стилизованного орнамента для ткани.

Актуальность темы

Занятия росписью по ткани способствуют формированию у детей психологической устойчивости, богатства эмоциональных переживаний, образно-ассоциативного мышления. Эти качества взаимосвязаны и формируются на основе эстетического восприятия предметов и явлений окружающего мира детьми и закрепляются в активных формах деятельности. Таким образом, педагогу при решении задач эстетического воспитания, которое является одним из факторов всестороннего развития личности, необходимо искать новые пути их решения. Искусство росписи по ткани является средством решения этих задач, так как его использование в образовательном процессе формирует у школьников стремление и умение строить свою жизнь «по законам красоты».

Цель урока:

Цели: познакомить учащихся с историей росписи по ткани, научить выполнять сетчатый орнамент для ткани

Задачи урока:

Обучающие:

- познакомить учащихся с историей развития росписи  тканей

- дать понятие о построении сетчатого орнамента

- закрепить умение пользоваться чертёжными инструментами при построении сетки для орнамента

- закрепить навыки стилизованного изображения форм

Развивающие:

- развивать умение чередовать элементы орнамента;

- формировать устойчивое внимание;

- развивать воображение;

- развивать умение последовательно вести работу

Воспитательные:

- воспитывать аккуратность, усидчивость в работе;

- воспитывать любовь к декоративному искусству

Используемые методы обучения

Словесный

Наглядно - демонстрационный

Объяснительно – иллюстративный

Практический

Тип урока

 Комбинированный

Виды работы учащихся на уроке

Беседа в форме «вопрос-ответ», слушание, просмотр, практическая работа

Дидактический материал

Учителю: оборудование для трансляции учебной мультимедийной информации: ноутбук, телевизор

визуальный ряд – слайды, видеоролики, образцы тканей

Учащимся: альбомный лист, линейка, карандаш, ластик, гуашь, фломастеры

СОДЕРЖАНИЕ И ХОД УРОКА

1 Этап урока: Организационный

Планируемый результат

Деятельность учащихся

Деятельность преподавателя

Определить тему урока

Учащиеся готовятся, слушают.

Проверяет готовность учащихся к уроку

- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами познакомимся с историей росписи  ткани и  сетчатым способом нанесения рисунка на ткань.

2. Этап урока: Основная часть

Структурный компонент урока, Планируемый результат

Деятельность учащихся

Деятельность преподавателя/

Методы и приемы работы

Проверка знаний о понимании использования ткани

Учащиеся отвечают.

- В нашей жизни ткань используется во многих сферах жизни. Давайте подумаем, где используется ткань?

Высказывание своих предположений (версий) на основе коллективного обсуждения задания

Учащиеся отвечают.

- Я вам сейчас покажу слайды с различными рисунками на ткани, подумайте и скажите, для чего может использоваться данная ткань?

Показывает слайды с образцами тканей

Усвоение новых знаний

Учащиеся знакомятся с новой информацией

- Ремесло художественной росписи по тканям известно с древних времен.  Ремесленники Вавилонского царства, которое существовало до нашей эры, разрисовывали текстильные изделия тонкими тростниковыми кистями или перьями для письма. Сначала нарисованными на тканях узорами заменяли дорогую вышивку. Но постепенно роспись тканей оформилась как самостоятельное направление декоративно-прикладного искусства. Также это искусство развивалось на Востоке (Япония, Китай).

Показывает слайды с образцами древних тканей.

В древней Руси тоже были мастера по художественной росписи ткани. Это искусство передавалось по наследству, от отца к сыну и хранилось в строжайшем секрете. Люди верили, что нанесение узоров на ткань будет оберегать их от сглаза, несчастий, злых духов.

Приспособления для нанесения узора назывались манерами. Ремесленник на деревянной ручной форме вырезал определенный узор и покрывал его краской. Далее выполнялась печать на текстиле. Чтобы рисунок хорошо пропечатался, мастер набивал рисунок – стучал по манере специальным молотком. Этот способ называли набойкой.

Показывает слайды с образцами манер.

 Если ткань нужно было выкрасить в цвет, то ее сначала помещали в чан – «куб», где ткань окрашивалась при помощи природных красителей (индиго, охра и др.), потом ее доставали из чана, сушили и после уже набивали узор, такой способ назывался кубовой набойкой.

Включает видео с показом нанесения кубовой набойки.

В 18-19 веке уже появились мануфактуры, где на станках красили ткани, но от этого труд мастеров стал не намного легче. На изготовление ткани уходило от нескольких недель до нескольких месяцев.

Художники  учитывали интересы как богатых людей, знати, так и простых небогатых жителей сел и городов. Для богатых людей художники расписывали шелка, бархат, для простых людей расписывали ситец, сатин, хлопчатобумажную ткань. Разнообразие рисунков осуществлялось мастерами, прошедшими сложнейшую «науку» ремесла. Она начиналась с умения подмастерьев  смешивать красители. В огромных чанах кипятили и окрашивали полотна. После того, как ученик усвоил это, он допускался к копированию рисунков опытных мастеров. Позже он получал право придумывать свои рисунки, но чаще работал по приказу владельца мастерской или по желанию богатого заказчика, и тогда главной задачей рисовальщика было угодить хозяину, чётко выполнить его заказ. Иногда всё же удавалось придумать неповторимый рисунок, где он мог дать волю фантазии. И тогда рождались прекрасные образцы русского прикладного искусства. 

Показывает слайды с образцами тканей 18-19 вв.

Так постепенно развивалось искусство. Было открыто много фабрик. Уже в советское время, несколько десятилетий назад фабрики и заводы контролировались на государственном уровне. На каждой фабрике был совет художников. Художники придумывали свои узоры, орнаменты, которые при этом создавались в нескольких цветовых решениях. Затем все варианты эскизов рассматривала специальная комиссия, которая либо утверждала узор, либо не принимала. И художники вновь начинали продумывать узоры. Наравне с растительными и геометрическим узорами начали придумывать рисунки для ткани, которые символизировали советскую эпоху.  

Показывает слайды с образцами тканей советской эпохи и видео о том, как печатались рисунки на фабриках.

 В 90-х годах этот вид искусства пришел в упадок, закрылись многие фабрики. Сейчас с развитием информационных технологий роспись по тканям вновь набрало обороты. Проходят огромные выставки тканей, ярмарки, фестивали, где производители показывают свои творения, делятся опытом. Для росписи тканей уже не нужны огромные станки, создаются специальные промышленные принтеры по росписи ткани. В компьютере создается узор для ткани. Рабочий вводит в компьютер только заданные параметры - ширина, длина ткани, тип узора,  компьютер передает принтеру заданные условия и принтер печатает рисунок, пока не закончится ткань, например.  Есть специальные программы, в которых рисуются эскизы рисунков, а затем уже принтер наносит рисунок на ткань.

Показывает видео  о том, как печатается рисунок ткани на современном промышленном принтере.

Повторение пройденного материала

Дети дают определения терминам «стилизация», орнамент»

- В основном на ткани наносятся стилизованные орнаменты, давайте повторим, что такое:

- стилизация

- орнамент

Знакомство с «сетчатым» способом нанесения орнамента

Знакомятся с новым термином и техникой нанесения орнамента

- Сегодня мы с вами рассмотрим сетчатый способ нанесения орнамента на ткань.

Что это за способ такой? Такой узор имеет бесконечный рисунок, его можно продолжать в любом направлении, он заполняет поверхность сплошным узором.

В самом слове «сетчатый» содержится ответ. От слова «сетка».

Для того, чтобы нанести орнамент аккуратно, ровно сначала делается сетка. Сетка состоит из ячеек. Декоративные мотивы, из которых состоит узор, обязательно повторяются через определённые промежутки. Способы повторения элементов различны. Изображения могут располагаться в каждой ячейке или в шахматном порядке.

Показывает образцы тканей с сетчатым рисунком.

Объяснение порядка выполнения работы

Слушают инструкцию по выполнению работы

- С помощью чертёжного треугольника рисуем квадрат.
Размер квадрата 20 Х 20 см.

Сверху и снизу откладываются отрезки по 5 см и соединяются линиями, слева и справа также откладываются отрезки по 5 см и соединяются.

Придумать расположение и чередование декоративного мотива в клетках и разместить элементы в сетке.

Составить орнамент из декоративных элементов с использованием гуаши, доработать орнамент  маркерами, фломастерами.

Реализация творческого замысла в соответствии с поставленной задачей, умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности.

Выполняют задание самостоятельно под руководством учителя.

Педагог наблюдает, советует, отвечает на вопросы учащихся, помогает в выполнении задания, если у учащихся есть затруднения.

3. Этап урока: Подведение итогов урока

Планируемый результат

Деятельность учащихся

Деятельность преподавателя

Анализ своих действий, визуальный сравнительный анализ своей работы с работами других учащихся

Выставка работ учащихся. Учащиеся представляют свою работу, отмечают, что у них получилось, что нет.

Показывает выполненные работы учащихся

Организовать уборку своего рабочего места после работы.

Убирают рабочее место.

Контролирует уборку рабочих мест учащихся.

КРАТКИЙ САМОАНАЛИЗ УРОКА

        В классе 5 человек. Возраст 8-10 лет. При планировании урока учитывались возрастные особенности учащихся.         Выбраннаяструктура урока была рациональна для решения поставленных задач. Формирование знаний на уроке строилось через логичность подачи материала. Материал был доступен для этого возраста детей. Продуктивной деятельности учащихся способствовали различные методы обучения: словесные (беседа, объяснение), наглядные, практические. Дети были активны, отвечали на вопросы, слушали, делали выводы, выполняли задание. Психологическая атмосфера была благоприятной.         В течение всего урока использовались: показ слайдов, просмотр ознакомительных видеороликов, демонстрация образцов ткани,  которые  помогли  детям познакомиться с новым для них видом декоративно-прикладного искусства. Главным этапом урока является выполнение практической работы. Объяснение порядка выполнения работы было понятным и доступным. Все учащиеся справились с выполнением задания.         Урок соответствовал уровню учебной подготовки и  развитию учащихся. Были продуктивно реализованы образовательные, воспитательные и развивающие цели урока. Комплекс подобранных средств (наглядно-демонстрационный материал), методов и приёмов, соответствовал решению поставленных задач. Добилась того, что дети расширили имеющиеся знания о росписи ткани как одного из направлений декоративно-прикладного искусства, о широте  использования в современной жизни. Знания, полученные учащимися в процессе изобразительной деятельности получили результат в формировании творческих способностей, эстетического вкуса. Использована максимальная плотность урока.

        Считаю, что урок был целостным и законченным. Цели достигнуты при помощи поставленных задач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект открытого занятия "Технология росписи тканей: Узелковый батик"

Конспект открытого занятия«Технология росписи тканей: Узелковый батик»Педагога дополнительного образования Юдиной Марины НиколаевныСП ГБОУ СОШ№1 «ОЦ» с. Большая Глу...

Исследовательская работа "Мифологические мотивы птиц в декоративной росписи ткани"

Исследовательская работа "Мифологические мотивы птиц в декоратвной росписи ткани" Изучая истоки искусства древних удмуртов, я познакомилась с религиозно - мифологической системой удмуртов, представляю...

Тема мастер класса: «Искусство ручной росписи ткани»

Роспись по ткани» возникла с древних времен широко используется и в наше время для украшения интерьера, одежды и предметов домашнего обихода. Существуют интересные технологии в «росп...

Конспект урока по ИЗО в 5 лассе "Раппорт ткани. Составление узора на ткани картофельным штампом"

ЗАДАЧИ И ЦЕЛИ:  - продолжение знакомства с искусством золотой хохломы...