Конспект урока по ИЗО в 5 лассе "Раппорт ткани. Составление узора на ткани картофельным штампом"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс)

Петрова Надежда Юрьевна

ЗАДАЧИ И ЦЕЛИ:  - продолжение знакомства с искусством золотой хохломы;

                                   - воспитание нравственно-эстетического отношения к миру,

                                      народному творчеству, его истории культуре;

                                   - совершенствование навыков работы с природными материалами;

                                   - развивать творческую активность, внимание, аккуратность;

                                   - дать детям почувствовать себя народными мастерами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_izo_v_5_kl.docx590.36 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: Раппорт ткани. Составление узора  на ткани картофельным штампом.

ЗАДАЧИ И ЦЕЛИ:  - продолжение знакомства с искусством золотой хохломы;

                                   - воспитание нравственно-эстетического отношения к миру,

                                      народному творчеству, его истории культуре;

                                   - совершенствование навыков работы с природными материалами;

                                   - развивать творческую активность, внимание, аккуратность;

                                   - дать детям почувствовать себя народными мастерами.

ТИП УРОКА:  комбинированный

ОБОРУДОВАНИЕ и

МАТЕРИАЛЫ:  

Для учащихся:   - 2 штуки картофеля      для учителя:-  предметы ДПИ ( солонки,

                            - гуашь и кисти                                      туески, ложки, ковши, вазы,            

                            - карандаш                                              тарелки и т.д.)

                            - нож для бумаги                                  - учебная таблица «Хохлома»

                            - ткань размером  с                               - опорная таблица «Стилизация»

                               носовой платок                                  - комплект принадлежностей для

                            - ножницы                                               изготовления штампа.

                                                                                            - музыкальный ряд

ПЛАН УРОКА:  - оргмомент ( подготовка к уроку 3-5 минут)

                             - теоретическая часть: беседа, объяснение материала, инструктаж,

                               поэтапное выполнение штампа- (10-15 минут)

                             - самостоятельная работа- (10-15 минут)

                             - Анализ, итоги – (5 минут)

ХОД УРОКА:  

Приветствие, звучит музыка.

Ветка плавно изогнулась

И колечком завернулась.

Рядом с листиком трехпалым,

Земляника цветом алым.

Засияла, поднялась,

Сладким соком налилась.

А трава, как бахрома,

Дети отвечают: ЗОЛОТАЯ ХОХЛОМА!

Учитель: вспомните ребята, где мы уже встречались с хохломой?

Ученики: народные промыслы.

Учитель: Роспись хохломская,

                Словно колдовская,

                В сказочную песню

                Просится опять.

                И нигде на свете

                Нет таких соцветий.

                Всех чудес чудесней наша

                ХОХЛОМА.

В жизни вокруг нас много красивого: в тканях, одежде, вышивках, в различной посуде и других предметах, сделанных руками человека. Люди подбирают для предметов нужные материалы, придают предметам красивую форму, окрашивают их в приятные для глаза цвета, украшают узорами. Наше национальное русское декоративно-прикладное искусство исстари славится своими традициями. Тут и посуда, и игрушки, женские украшения, мебель и многое - многое другое. И ради этого в городах и селах трудились тысячи ювелиров, кузнецов, гончаров, резчиков, вышивальщиц.

И сегодня мы с вами продолжаем разговор о русских  народных промыслах, о том, что создавали народные мастера, чьи традиции мы бережно храним.

Итак, ЗОЛОТАЯ ХОХЛОМА.

Учитель:  Вспомним, где зародилась Хохлома?

Ученики: в Нижегородской губернии на реке Волге зародился обычай украшать            деревянную посуду росписью.

Учитель: А что за дерево использовал для работы мастер?

Ученики: Липа, ольха, береза - миски, чашки, ложки и даже большого размера посуду, где можно было хранить муку и заводить тесто.

Учитель: Причем к подбору дерева мастер подходил очень тщательно. Не каждое дерево брал для работы, а долго подбирал, «слушал» его, чтобы дерево было с энергетикой, живым, а иначе считалось, что ложка или другая посуда не получится и долго человеку не  послужит. А знатные и богатые люди, какой посудой пользовались?

Ученики: В царских и княжеских теремах  богатые семьи ели из серебряной и золотой посуды, а у крестьянина лес был рядом.

Учитель: Выточенные из дерева предметы, в основном посуда, после специальной

обработки, расписывали растительными узорами, покрывали лаком и закаливали  в печи. Происходило чудо: посуда приобретала золотой отлив, хотя золотого никогда не применялось в росписи хохломской посуды. Есть пословица: «Голь на выдумку хитра». Это ли не хитрость – превратить дерево в золотую сказку?!

Давайте вспомним, какой узор, какие элементы растительного мотива использовали народные мастера?

Рассматриваем посуду и проговариваем простые элементы хохломской росписи.

Учитель: 

Поглядеть любо-дорого!  Расписные алые ягодки спелой клубники и рябины,  диковинные листики, красные венчики, завитушки и капельки, золотая травка на черном фоне. Какая красота! И сегодня мы с вами составим эскиз на ткани, вы уже знакомы с такой работой, и научимся переносить его при помощи штампа. А штамп изготовим из картофеля.

Декоративно оформить ткань можно рисунком различных трав, листьев, цветов, насекомых и других предметов окружающей природы, но эти предметы , мы знаем,

нужно упростить, т.е. сделать стилизованными.

Здесь можно проследить стилизацию растения, упрощение, разворот, выделение силуэта, замена реального цвета.

 / Приложение -опорная таблица с примером стилизации/

Узор на ткани должен обязательно повторяться. Повторяющаяся часть узора называется раппортом. Предметы располагают на каком-нибудь фоне, цвет которого должен сочетаться с цветом изображаемого узора. Чтобы узор лучше выделялся на фоне, его обычно, делают темнее или светлее фона.

Провожу инструктаж по работе с колюще-режущими инструментами и по алгоритму провожу работу над созданием штампа.

Ваша задача: 1) придумать и вырезать из картофеля формы стилизованных растительных

                        элементов;

                      2) составить и выбрать наиболее удачную композицию из полученных

                      элементов;

                      3) перенести ее на ткань.

Самостоятельная работа. Дети могут работать как индивидуально, так и в парах.

Музыкальное сопровождение. Желаю успехов!

Помощь учителя отдельным учащимся.

Выставка работ учащихся , анализ и итоги.

ПРИЛОЖЕНИЕ

img2.jpg (22756 bytes)

E:\data\articles\50\5025\502567\img1.jpg

Примеры стилизации растений.

Алгоритм выполнения штампа из картофеля001


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока технологии по теме: "Плетение репсового узла. Выполнение узора "Цветок".

Ознакомление с этим видом рукоделия проводится в 7 классе (6 учебных часов). За этот период учащиеся осваивают азбуку и грамматику макраме. Каждое занятие включает и теоретическую,  и практическу...

Развернутый план – конспект урока практического занятия по теме «Изготовление прихватки из лоскутков ткани»

Урок – деловая игра предполагает условное воспроизведение некоторой реальной деятельности, которую осваивают учащиеся. Обучение проходит в процессе совместной игры....

Конспект урока "Виды текстильных волокон. Процесс получения ткани" 5 класс

Цель: Формирование понятия о процессе получения тканиЗадачи:·...

Конспект урока 8 класс " Строение легких. Газообмен в легких и тканях."

Конспект урока8 классТема урока: Строение легких. Газообмен в легких и тканях....

Презентация к уроку ИЗО в 5 классе "Раппорт ткани"

žРаппо́рт (франц. rapport, от rapporter — приносить обратно) — базовый элемент орнамента, часть узора, повторяющаяся многократно на ткани, трикотаже, вышивке, ковре, об...