Программа по ОП. 02 Физиология питания с основами товароведения
рабочая программа по технологии на тему

Козлякова Ольга Анатольевна

Программа учебной дисциплины ОП. 02 Физиология питания с основами товароведения  разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта  по профессии начального профессионального образования   260807.01 Повар,  кондитер.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_fiziologii_pitaniya_60_ch.doc205.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Тверской области

государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Осташковский техникум»

СОГЛАСОВАНО                                                                                        

на ЦМК                                                                                      

______________________                                                                        

«____»__________20___г.  

  УТВЕРЖДАЮ:

   Зам. директора по  УР

     ______________________

    «___»____________20___ г.  

 ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП. 02 Физиология питания с основами товароведения

продовольственных товаров

по профессии 260807.01 Повар, кондитер

2013г.

Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессии начального профессионального образования (далее - НПО), входящим  в состав укрупненной группы профессий  260000 ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ПРОДУКТОВ И ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ТОВАРОВ, по направлению подготовки  260800 Технология продукции и организации общественного питания: 260807.01 повар, кондитер и соответствующих профессиональных компетенций (ПК)

      Программа учебной дисциплины может быть использована  в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки)  и профессиональной подготовке по профессиям рабочих: 260807.01 повар, кондитер.

Организация-разработчик: Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Осташковский техникум» г. Осташкова (ГБОУ СПО «Осташковский техникум»)

Разработчики:

Козлякова О.А., преподаватель высшей категории ГБОУ СПО «Осташковский техникум» г. Осташков.

Рекомендована  Цикловой методической комиссией социально-экономического профиля  ГБОУ СПО «Осташковский техникум»

Протокол заседания предметной цикловой методической комиссии

№ _________ от «___» __________________ 2013 г.

© ГБОУ СПО «Осташковский техникум»

© Козлякова Ольга Анатольевна

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. условия реализации  учебной дисциплины

11

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

12


1. паспорт  ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП. 02 Физиология питания с основами товароведения продовольственных товаров

1.1. Область применения рабочей программы

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы разработанной в соответствии с ФГОС по профессии НПО 260807.01  Повар, кондитер.

Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке работников по профессии «Повар, кондитер».

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

 - проводить органолептическую оценку качества пищевого сырья и продуктов;

- рассчитывать энергетическую ценность блюд;

 -   составить рационы питания.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

- роль пищи для организма человека;

- основные процессы обмена веществ в организме;

- суточный расход энергии;

- состав, физиологическое значение, энергетическую и пищевую ценность различных продуктов питания;

- роль питательных и минеральных веществ, витаминов, микроэлементов и воды в структуре питания;

- физико-химические изменения пищи в процессе пищеварения;

- усвояемость пищи, влияющие на нее факторы;

- понятие рациона питания;

- суточную норму потребности человека в питательных веществах;

- нормы и принципы рационального сбалансированного питания;

- методику составления рационов питания;

- ассортимент и характеристики основных групп продовольственных товаров;

- общие требования к качеству сырья и продуктов;

- условия хранения, упаковки, транспортирования и реализации различных видов продовольственных товаров

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося  84

часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося   60 часов;

самостоятельной работы обучающегося   24 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

84

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

60

в том числе:

     практические занятия

30

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

24

внеаудиторной самостоятельной работы

24

Итоговая аттестация в форме

Дифференцированный зачет


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Физиология питания с основами товароведения продовольственных товаров»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические занятия,  самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1.

Физиология питания

Введение

Значение физиологии питания для человека. Необходимость знаний товароведения для работников предприятий общественного питания. Основные понятия.

2

1

Тема 1.1 Основы физиологии питания

Содержание учебного материала

4

2

1

Обмен веществ в организме и пищеварение. Роль пищи для организма человека. Общее понятие об обмене веществ. Суточный расход энергии человека. Процесс пищеварения.  Усвояемость пищи.

2

Рациональное питание. Нормы и принципы рационального сбалансированного питания.  Методика составления рациона питания. Понятие рациона питания, суточная норма потребности человека в питательных веществах.

3

Пищевая ценность продуктов. Состав, физиологическое значение, энергетическая и пищевая ценность различных продуктов питания. Роль питательных, минеральных веществ, витаминов, микроэлементов и воды в структуре питания.

Практические занятия

4

Расчет энергетической ценности блюд

Составление рациона питания

Самостоятельная работа обучающихся

Систематическая проработка конспектов знаний, учебной литературы

(по вопросам к главам учебных пособий, составленными преподавателем). Создание презентаций по изучаемым темам.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Обмен веществ у людей разного возраста

Расход энергии человека при различных физических нагрузках

Факторы, способствующие усвоению пищи

Механизм всасывания питательных веществ в кровь

Физические изменения пищи в процессе пищеварения

Сохранение витаминов при кулинарной обработке

Витаминизация пищи

Нормы потребления основных пищевых веществ

Сочетание продуктов в рационе питания

Организация лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях

Характеристика стандартных диет и диет номерной системы

Лечебно-профилактическое питание

3

Раздел 2.

Основы товароведения продовольственных товаров

Тема 2.1

Овощи, плоды, грибы и специи

Содержание учебного материала

2

1

Овощи, плоды и ягоды. Классификация. Капустные, луковые, тыквенные, томатные овощи. Их значение и использование в кулинарии, химический состав и пищевая ценность овощей, их ассортимент, требования к качеству овощей, транспортировка и хранение на предприятиях.  Классификация плодов и ягод. Свежие, квашенные, маринованные плоды и ягоды. Их значение и использование в кулинарии, химический состав и пищевая ценность, ассортимент, требования к качеству, транспортировка и хранение на предприятиях

2

2

Грибы. Классификация, их значение и использование в кулинарии, химический состав и пищевая ценность, ассортимент, требования к качеству, транспортировка и хранение на предприятиях. Сушеные, соленые и маринованные грибы.

Пряности и приправы. Классификация, ассортимент. Их значение и использование в кулинарии, требования к качеству, хранение на предприятиях.

Практические занятия

4

Определение качества овощей

Определение качества ягод и плодов

Самостоятельная работа обучающихся

Работа с  учебной литературой, методическими рекомендациями составленными преподавателем, использование ресурсов интернета. Создание рефератов, презентаций, кроссвордов.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Цитрусовые плоды

Субтропические плоды

Соусы

3

Тема 2.2

Рыба и рыбные продукты

Содержание учебного материала

4

1

Рыба. Значение рыбы. Рыба живая, охлажденная, замороженная, химический состав, пищевая ценность, способы охлаждения, способы заморозки, основные показатели качества, упаковка, транспортировка и хранение. Рыба соленая, копченная, вяленая, сушенная,  пищевая ценность,

2


показатели качества, упаковка, маркировка и хранение.

2

Рыбные продукты. Классификация, ассортимент. Рыбные консервы, пресервы, полуфабрикаты. Морепродукты: классификация и ассортимент. Основные показатели качества, условия упаковки, транспортировки и хранения.

Практические занятия

2

Оценка качества рыбы и  рыбных консервов

Самостоятельная работа обучающихся

Работа с  учебной литературой, методическими рекомендациями составленными преподавателем, использование ресурсов интернета. Создание рефератов, презентаций, кроссвордов.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Осетровое семейство рыб

Вяленая рыба

Икра

Пресервы

3

Тема 2.3

Мясо и мясопродукты

Содержание учебного материала

4

1

Мясо. Ассортимент: говядина, свинины, баранина, мясо  птицы; химический состав, пищевая ценность. Требования к качеству. Условия упаковки, транспортировки и хранения.

2

2

Мясопродукты. Классификация, ассортимент, химический состав, пищевая ценность, показатели качества, упаковка, маркировка и хранение.

Практические занятия

2

Оценка качества колбасных изделий

Самостоятельная работа обучающихся

Работа с  учебной литературой, методическими рекомендациями составленными преподавателем, использование ресурсов интернета. Создание рефератов, презентаций, кроссвордов.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Мясные субпродукты

Дичь

Желатиновая продукция

3

Тема 2.4

Молоко и молочные продукты

Содержание учебного материала

2

1

Классификация молока и молочных продуктов, кисломолочные продукты, сметана, творог, химический состав, пищевая ценность, значение в жизнедеятельности человека, ассортимент, требования к качеству, упаковка маркировка и хранение.

2

Практические занятия

4

Органолептическая оценка качества молока

Органолептическая оценка качества кисломолочных продуктов

Самостоятельная работа обучающихся

Работа с  учебной литературой, методическими рекомендациями составленными преподавателем, использование ресурсов интернета. Создание рефератов, презентаций, кроссвордов.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Национальные молочные продукты

Соевые молочные продукты

Витаминизированной молоко

Диетические кисломолочные продукты

3

Тема 2.5

Растительные масла. Пищевые жиры

Содержание учебного материала

2

1

Растительные масла, пищевые жиры, масло коровье. Химический состав, пищевая ценность, использование в кулинарии, классификация, ассортимент, виды растительных масел в зависимости от способа  обработки, показатели качества, упаковка маркировка и хранение.

2

Практические занятия

2

Органолептическая оценка качества растительного масла

Самостоятельная работа обучающихся

Работа с  учебной литературой, методическими рекомендациями составленными преподавателем, использование ресурсов интернета. Создание рефератов, презентаций, кроссвордов.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Кулинарные жиры

Маргарин

Оливковое масло

Спреды 

3

Тема 2.6

Продукты переработки зерна

Содержание учебного материала

4

1

Мука, хлеб, крупы. Химический состав, пищевая ценность, виды помолов муки, классификация, ассортимент, показатели качества, упаковка, транспортировка и хранение. Макаронные изделия, классификация, пищевая ценность, виды макаронных изделий, химический состав, показатели качества, упаковка и хранение на предприятии.

2

Практические занятия

6

Органолептическая оценка качества хлеба

Органолептическая оценка качества макаронных изделий и их видов

Органолептическая оценка качества крупы

Самостоятельная работа обучающихся

Работа с  учебной литературой, методическими рекомендациями составленными преподавателем, использование ресурсов интернета. Создание рефератов, презентаций, кроссвордов.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Хлебцы

Дрожжи

Бараночные изделия

3

Тема 2.7

Кондитерские изделия  и вкусовые товары

Содержание учебного материала

4

1

Кондитерские изделия, пищевая ценность, химический состав, классификация, ассортимент, виды плодово – ягодных изделий, требования к качеству, упаковка, маркировка и хранение, использование в кулинарии.

2

2

Вкусовые товары, алкогольные напитки, пищевая ценность, классификация, ассортимент, показатели качества, применение в кулинарии, упаковка, маркировка и хранение.  Пищевые кислоты.

Практические занятия

6

Определение качества плодово - ягодных кондитерских изделий

Определение качества мучных кондитерских изделий

Определение качества вкусовых товаров

Самостоятельная работа обучающихся

Работа с  учебной литературой, методическими рекомендациями составленными преподавателем, использование ресурсов интернета. Создание рефератов, презентаций, кроссвордов.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Халва и восточные сладости

Витаминизированные изделия

Лечебные кондитерские изделия

Шоколад 

Пищевые красители и ароматизаторы

3

Дифференцированный зачет

2

Всего

84


3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета - лаборатории «Товароведение продовольственных товаров»

Оборудование учебного кабинета:

 - интерактивная доска с мультимедийным сопровождением;

 - посадочные места по количеству обучающихся;

 - рабочее место преподавателя;

 - комплект учебно – наглядных пособий по предмету.

Технические средства обучения:

 - компьютер, принтер, проектор, программное обеспечение общего и    профессионального назначения,

 - комплект учебно – методической документации,

  - методические пособия.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

1. Казанцева Н.С., Товароведение пищевых продуктов. 3-е издание. – Москва, 2010г.

2. Шепелев А.Ф., Товароведение и экспертиза молока и молочных продуктов. - Ростов/Д  «Март», 2008г.

3. Товароведение пищевых продуктов. Практикум. Москва. Издательский центр». - Академия» 2009г.

4. Химический состав пищевых продуктов. Справочные таблицы содержание основных пищевых веществ и энергетической ценности блюд. М: Легкая промышленность 2009г.

5. Дроздова Т.М., Влощинский П.Е., Позняковский В. М. Физиология питания: Учебник для вузов. -  СУИ,  2007 г.

6. Матюхина З. П. Основы физиологии питания, микробиологии, гигиены и санитарии Учебник. - Академия, 2009 г.

Дополнительные источники:

1. Справочник по товароведению пищевых продуктов. Т.Г. Родина. М «Колос» 2007г.

2.  Денисова С.Н. Пищевые жиры. М: Экономика 2008г.

3. Николаева М.А. Сертификация потребительских товаров. М: Экономика 2008г.

4. Рубина Е. А., Малыгина В. Ф. Микробиология, физиология питания, санитария. - Форум, 2008, 2011 г.

5. Богатырева Е.А., Точкова Л.П., Соколова С. В. Основы физиологии питания, санитарии и гигиены: Теоретические основы профессиональной деятельности: Учебное пособие для среднего профессионального образования. - Академкнига., 2005 г.

6. Тимофеева В. А. Товароведение продовольственных товаров . - Феникс, 2010 г.

7. Кондрашова, Елена Александровна. Товароведение продовольственных товаров: [учеб. пособие для сред.проф. образования]. - М.: Альфа-М, 2007г.


4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Уметь:

- проводить органолептическую оценку качества пищевого сырья и продуктов

практические занятия

- рассчитывать энергетическую ценность блюд

практическое занятие

 -   составить рационы питания

практическое занятие

Знать:

- роль пищи для организма человека;

самостоятельная работа

- основные процессы обмена веществ в организме;

самостоятельная работа,

тестирование

- суточный расход энергии;

самостоятельная работа,

тестирование,

практическое занятие

- состав, физиологическое значение, энергетическую и пищевую ценность различных продуктов питания;

самостоятельная работа,

тестирование,

практическое занятие

- роль питательных и минеральных веществ, витаминов, микроэлементов и воды в структуре питания;

самостоятельная работа,

тестирование

- физико-химические изменения пищи в процессе пищеварения;

самостоятельная работа

- усвояемость пищи, влияющие на нее факторы;

самостоятельная работа,

тестирование

- понятие рациона питания;

самостоятельная работа,

тестирование

- суточную норму потребности человека в питательных веществах;

самостоятельная работа,

тестирование,

практическое занятие

- нормы и принципы рационального сбалансированного питания;

самостоятельная работа,

тестирование,

практическое занятие

- методику составления рационов питания;

самостоятельная работа,

тестирование,

практическое занятие

- ассортимент и характеристики основных групп продовольственных товаров;

самостоятельная работа,

тестирование

- общие требования к качеству сырья и продуктов;

самостоятельная работа,

тестирование

- условия хранения, упаковки, транспортирования и реализации различных видов продовольственных товаров

самостоятельная работа,

тестирование

Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля и промежуточной аттестации производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).

Процент результативности (правильных ответов)

Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений

балл (отметка)

вербальный аналог

90 ÷ 100

5

отлично

80 ÷ 89

4

хорошо

70 ÷ 79

3

удовлетворительно

менее 70

2

не удовлетворительно

На этапе промежуточной аттестации по медиане качественных оценок индивидуальных образовательных достижений преподавателем определяется интегральная оценка уровня подготовки по учебной дисциплине.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Физиология питания с основами товароведения продовольственных товаров

Рабочая программа учебной дисциплины является частью  основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС          по пр...

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ дисциплина: «Физиология питания с основами товароведения продовольственных товаров» «МОЛОКО. МОЛОЧНЫЕ ПРОДУКТЫ»

Рекомендации для использования рабочей тетради.      Предлагаемая рабочая тетрадь предназначена для изучения дисциплины «Физиология питания с основами товароведения прод...

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ дисциплина: «Физиология питания с основами товароведения продовольственных товаров» «Пищевые жиры»

Рекомендации для использования рабочей тетради.      Предлагаемая рабочая тетрадь предназначена для изучения дисциплины «Физиология питания с основами товароведения продовольс...

Рабочая программа по УД "Физиология питания с основами товароведения продовольственных товаров"

Разработка рабочей программы и календарно-тематического плана по УД "Физиология питания с основами товароведения продовольственных товаров для профессии НПО "Повар, кондитер"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.02. Физиология питания с основами товароведения продовольственных товаров

Рабочая программа учебной дисциплины  разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии среднего профессионального образования 260807.01 Повар, кондитер ...