Технологическая карта урока "Швейная машина", 5 класс
план-конспект урока по технологии (5 класс) по теме

Каримова Елена Николаевна

Авторы предлагают вариант технологиеской карты урока в 5 классе по ФГОС по теме "Бытовая швейная машина, подготовка к работе"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока ФГОС второго поколения. Технология.

Технологическая карта урока

         Данные об учителе: Каримова Елена Николаевна, МБОУ СОШ №2 им. Адмирала Ушакова; Вильман Татьяна Владимировна  МБОУ СОШ №2 им. Адмирала Ушакова город Геленджик.      

Предмет: технология

      Класс:5

      Учебник (УМК): Н.В. Синица, В.Д. Симоненко

      Тема урока: Бытовая швейная машина, подготовка к работе. Исследование работы регулирующих механизмов швейной машины.

Тип урока: урок открытия нового знания

      Оборудование: швейные машины Janome -415 (13 единиц оборудования), швейная машина 2-М класса с ручным приводом, швейная машина 2-М класса с ножным приводом, швейная машина «Чайка» с электроприводом, машина  «Оверлок»,  ПК, проектор, материалы ЭОР, укладка со швейными инструментами учебник технологии §19,  рабочая тетрадь (задание 18), шаблоны для выполнения прямых строчек, карандаш, ручка, плакаты «Универсальная машина бытового назначения», «Регулировки и уход за швейной машиной» (или диск  «Технология. Машиноведение»), образцы (эталоны) строчек.

Планируемые результаты

  1. Предметные – учащиеся познакомятся с историей создания швейной машины, видами современных бытовых швейных машин; ознакомятся с устройством швейной машины, её основными узлами и деталями; обучаться рациональной организации рабочего места при выполнении машинных работ, соблюдению правил безопасного труда;  научатся  подготавливать машину к работе - наматывать нитки на шпульку, заправлять верхнюю и нижние нитки, прокладывать строчку (без ниток по бумаге) по прямой линии, поворот под углом.
  2. Метапредметные (УУД): регулятивные - определение последовательности выполнение пробного учебного действия, фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии, коммуникативные - умение работать в парах при выполнении задания, умение вести сотрудничество с учителем, познавательный  анализ, синтез, обобщение, классификация, проводить рефлексию результатов деятельности, постановка и формирование проблемы в соответствии с правилами.    
  3. Личностные – самоопределение - умение провести самоанализ выполненной работы, смыслообразование, развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности.

№  этапа урока

Этап урока

Цель

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Мотивация (самоопределение)

 к учебной деятельности.

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

1.Организовать актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности («надо»)

2. Организовать деятельность по установки тематических рамок («могу»)    

3. Создать условие для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»).

-Организационный момент, проверка готовности к уроку.

Создание позитивного настроя.

Слайд 1

-На предыдущем уроке мы с вами познакомились со швейными ручными работами и выполнили образцы ручных швов. Проверим выполнение задания 17-4 (взаимоконтроль).

Слайд 2. Повторение по теме «Ручные швейные работы».

(ответы на слайде появляются после ответов учащихся)

-Ваши образцы ручных швов выполнены отлично, но можно ли сшить такими швами изделие? Если нет, то почему?  Посмотрите на швы в своих изделиях (блузках, юбках), чем они отличаются от ручных швов?  

( Можно подготовить  образцы швов (стачной, краеобметочный зиг-загом и на оверлоке) и  сравнить эти швы с образцами ручных работ)

- Какие инструменты и  оборудование применили для выполнения этих швов?

Слайд 3. Бытовая швейная машина (изображение иглы, швейной машины, названия темы появляются после ответов)

- У кого есть дома швейная машина?

-Кто из вас шил на швейной машине?

- Какие у вас впечатления от шитья на швейной машине?

-Хотелось бы вам научиться шить  на швейной машине?

- Как вы думаете  пригодиться ли вам в будущем умение работать на швейной машине?

- Скажите, какая  сегодня тема урока?

-Помогает сформулировать тему урока.

-Учащиеся  зачитывают вопросы из рабочей тетради (17-4) и проверяют слова-ответы в тетрадях у друг друга, оценивают.

1.Временное ниточное соединение двух деталей-сметывание.

2. Временное ниточное закрепление подогнутого края- заметывание.

3. Предохранение  среза детали от осыпания с помощью иглы и нитки-обметывание.

4. Ряд стежков, расположенных друг за другом-строчка.

5. Соединение строчкой слоев материала-шов.

-Ответы учащихся.

(Делают вывод, что эти швы более прочные, ровные, красивые)

- Ответы учащихся.

 (Ручная игла и швейные машины)

- Ответы учащихся.

- Ответы учащихся.

(Бытовая швейная машина)

Л. Самоопределение, самоорганизация,

К. Планирование совместного сотрудничества со сверстниками и с учителем.

Р. Способность прогнозировать деятельность на уроке

П. Правильность организации рабочего места

Актуализация знаний и  фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Целеполагание и постановка задач. Систематизировать имеющиеся у учащихся знания.

Мотивировать к пробному учебному действию («надо», «могу», «хочу»). Организовать самостоятельное выполнение пробного задания.

Выявить затруднения в организации работы.

-Как вы, думаете, давно ли существуют швейный машины?

Слайд 4. Первая швейная машин с челночным механизмом.

Слайд 5.  Найдите сходства и различия.

-Давайте посмотрим на варианты швейных машин.

 (Учащимся представлены швейные машины, имеющиеся в мастерской, указаны в оборудовании).

- Найдите сходства и различия на этих машинах (разные виды приводов).

Подводит к классификации по виду приводов швейной машины и наличию одинаковых деталей и механизмов (ручной, ножной, электрический), отмечает их достоинства и недостатки.

Слайд 6. Виды приводов.

- Определите назначение этих швейных машин (даны образцы швов, выполненных на данных машинах)

-Что общего и чем отличаются эти машины?

Слайд 7. Классификация швейных машин

Слайд 8 Бытовая универсальная швейная машина

Слайд 9. Краеобметочная машина оверлок

Слайд 10 .Вышивальная машина

-Могли бы вы сейчас без минимальных знаний выполнить работу на швейной машине?

-Что, на ваш взгляд, нужно знать и уметь, чтобы  работать на швейной машине?

(правила безопасной работы, устройство швейной машины, подготовка  швейной машины к работе, овладеть приемами работы).

Ответы учащихся.

-Осматривание швейных машин.

-Ответы учащихся.

-Сравнение видов машин.

Пробное действие. Чтобы понять, что я не знаю и самому найти способ решения…

ЗАТРУДНЕНИЕ!

ОСТАНОВИТЬСЯ И ПОДУМАТЬ!

-Осматривание швейных машин.

-ответы учащихся

ЗАТРУДНЕНИЕ!

ОСТАНОВИТЬСЯ И ПОДУМАТЬ!

Л. Смыслообразование.

П. Анализ, синтез, обобщение, классификация,                  извлечение необходимой информации из текстов.

Р. Выполнение пробного учебного действия, фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Изучение теоретического материала

Постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств её реализации. Организовать фиксацию затруднения, соответствие своих действий.

- Современная бытовая швейная машина  имеет электропривод.

-Какие вы знаете правила безопасной работы с электрооборудованием?

-Какие, на ваш взгляд, механизмы швейной машины, могут стать источником опасности?

Слайд 11. «Правила безопасной работы»

 -Рассмотрим  швейную машину с электроприводом,  её основные узлы  (учитель рассматривает машину, используемую в данной школе).

-Знаете ли вы названия деталей и узлов швейной машины?

Слайд 12

-Учитель демонстрирует   на слайде (или таблице) основные элементы швейной машины и сопоставляет их с деталями непосредственно на швейной машине, дает название узлам и деталям.

-Предлагает  учащимся сесть за швейные машины и приклеить подписанные стикеры с названиями основных  узлов к соответствующим деталям швейных машин (работа в парах или группах, в зависимости от количества швейных машин).  

Слайд 13: «Основные узлы швейной машины»  (или таблица)

-Что нужно сделать, чтобы начать работу на швейной машине?

- Для подготовки швейной машины к работе необходимо намотать нитку на шпульку, заправить  верхнюю и нижнюю нити.

Слайд 14: «Намотка нитки на шпульку

- Учитель демонстрирует на слайде (таблице) намотку  нитки на шпульку

Слайд 15: «Заправка верхней нитки».

-Учитель демонстрирует на слайде (таблице)  заправку верхней  нитки

Слайд 16: «Заправка нижней нитки».

- Учитель демонстрирует на слайде (таблице) заправку ниток (параллельно показывает на швейной машине).

Слайд 17: «Выведение нижней нитки наверх».

-Учитель демонстрирует  приемы работы на швейной машине (на швейной машине учителя), обращает внимание на организацию рабочего места для шитья, информирует о возможных неполадках, связанных с неправильной заправкой ниток.

- Ответы учащихся (полилог).

- Аргументация и устранение ошибок в неправильных ответах.

- Работа с учебником стр. 125 (правила безопасной работы), проговаривание.

-учащиеся пытаются дать название деталей

-Учащиеся записывают названия основных узлов на стикерах (листочках), проговаривают вслух.

-Учащиеся работают в парах или группах, используя материал учебника,  §19, рис 69. 

-Пробное действие. Чтобы понять, что я не знаю и самому найти способ решения. Приклеивают стикеры к деталям швейной машины.

-Учащиеся подходят к демонстрационному столу, наблюдают за действиями учителя.

Определяют насколько сложное задание, сколько времени оно займет.

П. Анализ, синтез, постановка и формулирования  проблемы, структурирование знаний.

Чтение технологических карт, работа с учебником

Построение проекта выхода из затруднения.

Организовать построение проекта выхода из затруднения.  Учащиеся формулируют шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели.

-В каком месте испытали затруднение?              

- Почему?  

- Какую цель поставите перед собой на уроке?

- Где можно найти информацию для решения затруднения?

Слайд 18. «Приемы работы на  швейной машине. Начало работы»

Слайд 19. «Приемы работы на  швейной машине. Поворот строчки»

- учащиеся составляют алгоритм действий по подготовке машины к работе и приемам работы на ней (используя материал учебника, стр. 121-124)

Личностные (УУД):

- оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающий личностный моральный выбор.

Метапредметные (УУД):

Р- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке;

- проводить анализ своей творческой деятельности;

П - самостоятельное создание способов решения творческого характера.

К- ориентироваться в учебнике и в технологической карте;

Реализация построенного проекта (Лабораторная работа  №10, задание 1,2).

Построение и фиксация.

Обучение рациональной организации рабочего места при выполнении машинных работ, соблюдению правил безопасного труда;  научить  подготавливать машину к работе - наматывать нитки на шпульку, заправлять верхнюю и нижние нитки, прокладывать строчку (без ниток по бумаге) по прямой линии, поворот под углом.

Прививать аккуратность, точность при выполнении работы.

Предлагает познакомиться и инструкционной картой, лабораторная работа  №10, задание 1,2 (учебник, стр.126)

 

 

 

-учащиеся составляют алгоритм действий по исследованию работы регулирующих механизмом (используя материал учебника, стр. 126)

Р. Осуществлять работу на основе предоставленных технологических карт.

П. самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, построения логической цепи рассуждений, доказательство.

К. Осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь

Первичное  закрепление с проговариванием во внешней речи.

Установление правильности  и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов и неверных представлений, их коррекция.

Давайте обобщим  полученные знания.

-Назовите правила  организации рабочего места.

-Назовите основные узлы швейной машины.

-Как выполняется заправка верхней нити?

- Как выполняется заправка  нижней нити?

-Расскажите о приемах работы на швейной машине  (начало работы, поворот строчки, закрепка  вначале и конце строчки, окончание работы)

- Ответы учащихся

-Уточняем, правильно ли учащиеся поняли задание, нет ли вопросов по ходу выполнения работы.

Р. определять и формулировать деятельность на уроке;

- под руководством учителя, планировать свою деятельность на уроке и определять последовательность своих действий;

-проводить анализ творческой деятельности

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Самопроверка умения применять новые знание в и типовых условиях.

Организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий.

Организовать вербальное сопоставление работы с эталоном для самопроверки.

По результатам выполнения самостоятельной  работы организовать рефлексию деятельности по применению нового способа действия.

Слайд 20  Исследование работы регулирующих механизмов швейной машины.  Лабораторная работа №10, задание 1.

Слайд 21  Исследование работы регулирующих механизмов швейной машины. Лабораторная работа №10, задание 2

Индивидуальная помощь и контроль учителя при выполнении самостоятельной работы.

-Выполнение  лабораторной работы происходит в индивидуально-самостоятельной форме опорой  на эталон, проговаривают каждый шаг во внешней речи.

 -Корректировка своей деятельности по представленной  инструкционной  карте.

-Ученики, соблюдая план своих действий, выполняют лабораторную работу.

-Выявление и устранение типовых ошибок.

П. Анализ, синтез, обобщение, выполнение действий по алгоритму, доказательство.

Р. Контроль и оценка, волевая саморегуляция.

К. Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Включение в систему знаний и повторение.

Включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного.

Организовать выявление типов заданий, где используется новый способ действия.

Организовать повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

Слайд 22  Проверь себя

Выполнить п.1 задания  18 Р.Т.,

-Учащихся работают  в Р.Т. задание 18., п.1

Сравнивают работы, оценивают свою работу и работы членов группы, отвечают  на вопросы учителя.

Делают вывод о значимости, сложности и трудоёмкости операции.

Личностные (УУД):

- умение анализировать собственную деятельность

Метапредметные (УУД):

регулятивные

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- выделение и осознание учащимися, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

познавательные

- выбор критериев для сравнения.

Рефлексия учебной деятельности.

Соотношение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания.

Организовать рефлексивный анализ учебной деятельности.

Организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке.

Организовать обсуждение и запись домашнего задания.

 Подведём итог урока.

 -Что нового вы узнали сегодня на уроке?

-Когда это знание будет вам необходимо?

-Назовите правила  организации рабочего места.

-Назовите основные узлы швейной машины.

-В чем заключается подготовка швейной машины к работе?

-Расскажите о приемах работы на швейной машине  (начало работы, поворот строчки, закрепка  вначале и конце строчки, окончание работы)

Слайд 23. Домашнее здание

Задание для всех:

-Оформи в портфолио образец , выполненный в ходе лабораторной работы; повтори §19, выполни задание из рабочей тетради 18-4;

-Подготовь швейные инструменты и кусочек хлопчатобумажной ткани для образцов.

Задание дополнительное (по желанию)

-Найди информацию и ознакомься с историей швейной машины

-Подготовь презентацию об истории швейной машины

Слайд 24. Рефлексия

Слайд 23. Тема урока «Бытовые швейные машины»

Дети анализируют, сравнивают, отвечают на вопросы.

Ученики оценивают степень достижения цели.

Составляют план действий, направленный на получение недостающих знаний и умений.

(подготовить материал для выполнения задания 3, Л.Р.№10, Л.Р.№12)

Личностные (УУД):

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

- умение обсуждать и анализировать собственную  деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы.

Метапредметные (УУД):

регулятивные:

- осуществлять самоконтроль;

- давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками;

коммуникативные:

- уметь с достаточной полнотой выражать свои мысли

познавательные:

- построение логической цепи рассуждений

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологические карты для 8 класса (технология Монахова)

Технлогическая карта даёт ученику представление о порядке изучения данной темы, о задачах стоящих перед ним. В первой строке карты дана структура изучения темы:количество уроков по данной теме,  ...

Технологические карты кулинария 7 класс

Технологическая карта к уроку "Кисломолочные продукты и блюда из них"...

технологическая карта урока.9 класс.

Реализация системно-деятельностного подхода на уроке русского языка в процессе изучения темы " Бессоюзное сложное предложение"...

Конспект урока истории Отечества "Русь под монголо-татарским игом" (технологическая карта урока), 7 класс коррекционная школа VIII вида

Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, приобщения...

Технологическая карта урока «Машинные швы».

Организовать деятельность обучающихся по приобретению знаний, умений и навыков выполнения машинных швов и применения их в обработке ночной сорочки; научить выполнять обработку горловины ночной сорочки...

Технологическая карта к уроку Класс насекомые. Биология 7 класс.

Технологическая карта к уроку Класс насекомые. Биология 7 класс по ФГОС второго поколения....

Технологическая карта урока "Признаки класса однодольные и двудольные растения" 6 класс

Разработка урока в 6 классе по теме:  Деление  цветковых  растений  на  однодольные (например, пшеница)  и  двудольные (например, горох). Характерные различия (строе...