рабочая программа по технологии 5 класс
рабочая программа по технологии (5 класс) по теме

 

Рабочая программа составлена с учетом опыта трудовой и технологической деятельности, полученного учащимися при обучении в начальной школе.

Программа включает четыре раздела: пояснительную записку; учебный план; поурочное планирование; требования к уровню подготовки обучающихся.

Данная рабочая программа рассчитана на 68 часов (по 2 часа в неделю)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5_klass.doc242.5 КБ

Предварительный просмотр:

           Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 24

г. Рыбинск Ярославская область.

Рассмотрено на заседании МО                                                           Утверждена приказом директора

Протокол № ________                                                                                     МОУ СОШ  №24  

от_________                                                                                            №_____от ____________

__________________________                                                                   _______________________

Рабочая программа

по технологии (обслуживающий труд)

5  класс

Учитель:  Баюнова В.И.

2013 - 2014 учебный год

  Рабочая программа

по направлению  «ТЕХНОЛОГИЯ. ОБСЛУЖИВАЮЩИЙ ТРУД»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Рабочая программа по направлению «Технология. Обслуживающий труд» составлена для обучающихся 5 классов  на основе следующих документов:

  • Примерная программа основного общего образования по направлению «Технология. Обслуживающий труд» (www.mon.gov.ru);  
  • базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004;
  • федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;
  • федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
  • требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

Рабочая программа составлена с учетом опыта трудовой и технологической деятельности, полученного учащимися при обучении в начальной школе.

Программа включает четыре раздела: пояснительную записку; учебный план; поурочное планирование; требования к уровню подготовки обучающихся.

Данная рабочая программа рассчитана на 68 часов (по 2 часа в неделю)

   Практические задания выполняются по разработанным инструкционным картам с приложением карт пооперационного контроля.

   Они способствуют определению степени владения безопасными приемами труда, умению выбирать инструменты и приспособления для работы, читать технологическую документацию.

    Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда.

        В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. При организации творческой или проектной деятельности учащихся очень важно акцентировать их внимание на потребительском назначении того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи.

   Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, учебно-практические работы. Ведущей структурной моделью для организации занятий по технологии является комбинированный урок. На уроках используется  ИКТ.

  Интегративный характер содержания обучения технологии предполагает построение образовательного процесса на основе использования межпредметных связей. Это связи с математикой и черчением при проведении расчетных и графических операций, с химией при характеристике свойств материалов, с физикой при изучении устройства и принципов работы машин и механизмов, современных технологий, с историей и искусством при освоении технологий традиционных промыслов.

Методы и приёмы:

- самостоятельная работа (занимает большую часть времени от урока);

- работа по образцу (разбирается пример, дети записывают в тетрадь, составляется алгоритм и

   затем выполняются остальные задания);

- дидактические игры (для активизации познавательной деятельности.);

- приёмы проговаривания основных терминов и определений – повторение вслух хором;

- на каждом уроке проводить «разминку» с повторением основного материала (причём в быстром

  темпе);

- «сильные» дети выступают в роли консультантов, помогая более слабым выполнять задания;

 Обязательным условием является создание атмосферы понимания и уважения. Прежде всего, школьники должны видеть перед собой доброго человека, способного в любую минуту прийти к ним на помощь, понять и поддержать и только потом – грамотного, знающего, требовательного учителя.

При оценивании работ обучающихся использовать дифференцированный подход:

-оценивать в сопоставлении с их же достижениями;

- избегать сравнения с другими учащимися;

- сочетать оценку учителя с самооценкой школьников своих результатов;

В  программу для 5 класса внесены следующие изменения:

  1. Изменена последовательность изучения разделов программы:
  • “Создание изделий из текстильных и поделочных материалов”,
  • “Технологии ведения дома”,
  • “Кулинария”,
  • «Рукоделие»
  • “Творческие, проектные работы”.
  1. За счет резервного времени увеличено количество часов на раздел “Создание изделий из текстильных и поделочных материалов”:

                элементы материаловедения  –  2 часа (это связано с недостаточно сформированным

                                                                    умениями  у школьников по обработке пряжи и ткани);

                элементы машиноведения  – 4 часа (это способствует приобретению практических

                                                                     навыков  работы на швейной машине.);

  1. Тема «Сервировка стола» дается не отдельным занятием, а на занятиях по «Технологии приготовления пищи».

Перечень учебников,  (допущенных и рекомендованных

Министерством образования и науки Российской Федерации

к использованию в образовательном процессе в 2013 – 2014 учебном году)

по «Технологии. Обслуживающий труд» 5 класс

Литература для учеников

№ п/п

Автор, составитель

Название учебника

Год издания

Издательство

1

Крупская Ю.В., Лебедева Н.И., Литикова Л.В. и др.       / Под ред. Симоненко В.Д.

«Технология. Обслуживающий труд»

5 класс

2010

Вентана-Граф

Литература для учителя

п/п

Автор, составитель

Название учебника

Год издания

Издательство

1

Крупская Ю.В., Лебедева Н.И., Литикова Л.В. и др.       / Под ред. Симоненко В.Д.

«Технология. Обслуживающий труд»

5 класс

2010

Вентана-Граф

2

Под ред.           Сасовой И.А.

Сборник проектов  

(пособие для учителя)                    

2008

Вентана-Граф

3

Кожина О.А., Кудакова Е.Н., Маркуцкая С.Э.  

«Технология. Обслуживающий труд»

5 класс 

2009

Дрофа

4

С.Э Маркуцкая

«Технология. Обслуживающий труд». Тесты  5 – 7 классы

2006

«Экзамен»

                                         Тематический план    5 класс

                                         2013 – 2014 учебный год

По программе

Рабочая

программа

5 класс

КУЛИНАРИЯ

16

16

Санитария и гигиена

       2

2

Физиология питания

       2

2

Технология приготовления пищи

8

8

Сервировка стола

2

2

Заготовка продуктов

2

2

СОЗДАНИЕ ИЗДЕЛИЙ ИЗ ТЕКСТИЛЬНЫХ И ПОДЕЛОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ

32

40

Рукоделие. Художественные ремесла

8

8

Элементы материаловедения

2

4

Элементы машиноведения

4

8

Конструирование и моделирование швейных изделий

6

6

Технология изготовления швейных изделий

12

14

ТЕХНОЛОГИИ ВЕДЕНИЯ ДОМА

4

4

Эстетика и экология жилища

4

4

ТВОРЧЕСКИЕ, ПРОЕКТНЫЕ РАБОТЫ

10

8(2)

Резерв

6

Итого

68

68

Примечание: в скобках указано количество часов, включенных в темы других уроков.

Требования к уровню подготовки обучающихся 5 класса

Должны знать:

• негативные последствия общественного производства на окружающую среду и здоровье человека;

• способы получения, хранения, поиска информации, источники и носители информации;

• общие сведения о процессе пищеварения, усвояемости пищи, о роли витаминов в обмене веществ;

• общие сведения о пищевой ценности овощей, методы определения качества овощей, правила первичной обработки всех видов овощей, инструменты и приспособления для первичной обработки и нарезки овощей;

• правила санитарии и гигиены при санитарной обработке продуктов, безопасные приёмы работы с кухонным оборудованием и горячими жидкостями;

• технологию приготовления блюд из сырых и варёных овощей, измерение содержания минеральных веществ и витаминов в овощах в зависимости от способов кулинарной обработки, оформление готовых блюд из овощей;

• способы определения свежести яиц и их хранения, использование яиц в кулинарии;

• виды бутербродов и горячих напитков, технологию приготовления, правила сервировки стола к завтраку;

• общие сведения из истории интерьера, требования, предъявляемые к интерьеру кухни и столовой, подбор материалов, дизайн-проектов по созданию интерьера различных жилых помещений

• культуру поведения в семье, основы семейного уюта;

• правила безопасной работы с ручными инструментами и на универсальной швейной машине, принцип изготовления пряжи, нитей и тканей, классификацию текстильных волокон, свойство нитей основы и утка, свойства тканей из натуральных растительных волокон;

• виды приводов швейной машины, правила подготовки универсальной швейной машины к работе;

• виды декоративно-прикладного искусства народов нашей страны, различные материалы и приспособления, применяемые в традиционных художественных ремёслах;

• возможности лоскутной пластики, основные приёмы и материалы, применяемые в лоскутной пластике;

• правила заправки изделия в пяльцы, виды простейших ручных швов;

• эксплуатационные, гигиенические и эстетические требования, предъявляемые к рабочей одежде, общие сведения о системах конструирования одежды, правила построения и оформления чертежей швейных изделий;

• правила снятия мерок для построения чертежа и условные обозначения; а понятия о композиции в одежде, виды отделки в швейных изделиях, способы моделирования фартука, правила подготовки выкройки к раскрою;

• технологию выполнения следующих швов: стачного взаутюжку, расстрочного, накладного с закрытым срезом, в подгибку с открытым и закрытым срезом, правила обработки накладных карманов и бретелей;

•  гигиенические требования, правила и средства ухода за кожей.

Должны уметь:

• осуществлять поиск необходимой информации в области кулинарии и обработки тканей;

• работать с кухонным оборудованием, инструментами, горячими жидкостями, проводить первичную обработку всех овощей, выполнять нарезку овощей, готовить блюда из сырых и варёных овощей, определять свежесть яиц и готовить блюда из них, нарезать хлеб для бутербродов, готовить различные бутерброды, горячие напитки, сервировать стол к завтраку;

• разрабатывать и оформлять интерьер кухни и столовой изделиями собственного изготовления, чистить посуду из металла, стекла, керамики и древесины, поддерживать нормальное санитарное состояние кухни и столовой;

• определять в ткани нити основы и утка, лицевую и изнаночную стороны;

• включать и отключать маховое колесо от механизма машины, наматывать на шпульку, заправлять верхнюю и нижнюю нитки,  запускать швейную машину и регулировать её скорость,  выполнять машинные строчки (по прямой,  по кривой, с поворотом на определённый угол с подъёмом прижимной лапки,  регулировать длину стежка;

• переводить рисунок вышивки на ткань, подбирать иглы и нитки, заправлять изделие в пяльцы, закреплять рабочую нитку на ткани без узла, выполнять простейшие ручные швы;

• подготавливать материалы лоскутной пластики к работе, подбирать материалы по цвету, рисунку и фактуре, пользоваться инструментами и приспособлениями, шаблонами, соединять детали лоскутной пластики между собой, использовать прокладочные материалы;

• читать и строить чертёж фартука, снимать мерки, записывать результаты измерений, выполнять моделирование, подготавливать выкройку к раскрою;

•  выполнять на универсальной швейной машине следующие швы: стачной взаутюжку, стачной вразутюжку, расстрочной, накладной с закрытым срезом, в подгибку с открытым и закрытым срезом, правила обработки накладных карманов и бретелей, подготавливать ткань к раскрою, переносить контурные и контрольные линии на ткань, намётывать и подстрачивать карманы, обрабатывать срезы швов в подгибку с закрытым срезом, определять качество готового изделия, ремонтировать одежду заплатами.

Литература

  1. Маркуцкая С.Э. Технология: Обслуживающий труд. Тесты. 5-7 классы / Маркуцкая С.Э. – М.: Издательство “Экзамен”, 2006. – 128с. (Серия “Учебно-методический комплект”)
  2. Кожина О.А. Технология. Обслуживающий труд: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений / О.А. Кожинав, Е.Н. Кудакова, С.Э. Маркуцкая. – М.: Дрофа, 2008 – 240 с.: ил.
  3. Кожина О.А., Кудакова Е.Н., Носорева Е.А. Структура содержания и примерное тематическое планирование учебного материала по технологии (обслуживающий труд) в 5-9 классах //Школа и производство. – 2001. 0- №6
  4. Павлова М.Б., Питт Дж., Гуревич М.И., Сасова И.А. Метод проектов в технологическом образовании школьников: Пособие для учителя / Под ред. И.А. Сасовой. – М.: Вентана-Граф, 2006. – 296 с.: ил.
  5. Письмо Департамента государственной политики в образовании МОиН РФ от 07.07.2005 №03-1263: о примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана.
  6. Примерная программа основного общего образования по направлению “Технология. Обслуживающий труд” (www.mon.gov.ru);  
  7. Сборник нормативных документов. Технология / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2006. – 120с.
  8. Технология. Обслуживающий труд : Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений – 2-е изд., перераб. /Под ред. В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2010. – 192 с.: ил.
  9. Технология. 5 класс: Сборник проектов: Пособие для учителя / М.И. Гуревич, М.Б. Павлова, И.Л. Дж. Питт, И.А. Сасова / Под ред. И.А. Сасовой. – М.: Вентана-Граф, 2006. – 144 с.:

Содержание программы для 5 класса

Кулинария (16 час).

Санитария и гигиена ( 2 час).

Основные теоретические сведения

Санитарные требования к помещению кухни и столовой. Правила санитарии и гигиены при обработке пищевых продуктов.

Практические работы

Приведение помещения кухни в соответствие с требованиями санитарии и гигиены. Проведение сухой и влажной уборки. Рациональное размещение инструментов на рабочих местах. Безопасные приемы работы с оборудованием, инструментами, горячими жидкостями. Освоение способов применения различных моющих и чистящих средств. Оказание первой помощи при ожогах, порезах и других травмах.

                                                                    Физиология питания  (2 час).

Основные теоретические сведения

Понятие о процессе пищеварения. Общие сведения о питательных веществах и витаминах. Содержание витаминов в пищевых продуктах. Суточная потребность в витаминах.

Практические работы

Работа с таблицами по составу и количеству витаминов в различных продуктах.  Определение количества и состава продуктов, обеспечивающих  суточную потребность человека в витаминах.

Технология приготовления пищи (8 час).

Бутерброды, горячие напитки

Основные теоретические сведения

Продукты, используемые для приготовления бутербродов. Виды бутербродов. Способы оформления открытых бутербродов. Условия и сроки хранения бутербродов.

Виды горячих напитков. Способы заваривания кофе, какао, чая и трав.

Практические работы

Выполнение эскизов художественного оформления бутербродов. Нарезка продуктов. Подбор ножей и разделочных досок. Приготовление бутербродов и горячих напитков к завтраку.

Блюда из яиц

Основные теоретические сведения

Строение яйца. Способы определения свежести яиц. Приспособления и оборудование для приготовления блюд из яиц. Особенности кулинарного использования перепелиных яиц.

Практические работы

Определение свежести яиц. Первичная обработка яиц. Приготовление блюда из яиц. Выполнение эскизов художественной росписи яиц. Крашение и роспись яиц.

Блюда из овощей

Основные теоретические сведения

Виды овощей, содержание в них минеральных веществ, белков, жиров, углеводов, витаминов.

Методы определения качества овощей. Влияние экологии на качество овощей. Назначение, виды и технология механической обработки овощей.

Виды салатов. Изменение содержания витаминов и минеральных веществ в зависимости от условий кулинарной обработки. Принципы подбора овощных гарниров к мясу, рыбе.

Практические работы

Современные инструменты и приспособления для механической обработки и нарезки овощей. Фигурная нарезка овощей для художественного оформления салатов. Выполнение эскизов оформления салатов для различной формы салатниц: круглой, овальной, квадратной. Приготовление блюд из сырых и вареных овощей. Жаренье овощей и определение их готовности.

Сервировка стола  (2 час).

Основные теоретические сведения

Составление меню на завтрак. Правила подачи горячих напитков. Столовые приборы и правила пользования ими. Эстетическое оформление стола. Правила поведения за столом.

Практические работы

Выполнение эскизов художественного украшения стола к завтраку. Оформление готовых блюд и подача их к столу. Складывание тканевых и бумажных салфеток различными способами.

Основные теоретические сведения

Роль продовольственных запасов в экономном ведении домашнего хозяйства. Способы приготовления домашних запасов. Правила сбора ягод, овощей, фруктов грибов, лекарственных трав для закладки на хранение. Условия и сроки хранения сушеных и замороженных продуктов. Температура и влажность в хранилище овощей и фруктов.

Практические работы

Закладка яблок на хранение. Сушка фруктов, ягод, грибов, кореньев, зелени, лекарственных трав. Замораживание и хранение ягод, фруктов, овощей и зелени в домашнем холодильнике.

Создание изделий из текстильных и поделочных  материалов (32 час).

Рукоделие. Художественные ремесла (8 час).

Вышивка

Основные теоретические сведения

Традиционные виды рукоделия и декоративно-прикладного творчества. Применение вышивки в народном и современном костюме. Знакомство с видами вышивки. Композиция, ритм, орнамент, раппорт в вышивке. Построение узора в художественной отделке вышивкой. Холодные, теплые, хроматические и ахроматические цвета. Цветовые контрасты.

Практические работы

Зарисовка традиционных орнаментов, определение колорита и материалов для вышивки. Организация рабочего места для ручного шитья. Вышивание метки, монограммы стебельчатым швом. Выполнение эскизов композиции вышивки для отделки фартука или салфетки. Определение места и размера узора на изделии.

Перевод рисунка на ткань, увеличение и уменьшение рисунка. Заправка изделия в пяльцы. Выполнения простейших вышивальных швов: стебельчатого, тамбурного, «вперед иголку», «назад иголку», петельного, «козлик». Способы безузлового закрепления рабочей нити. Свободная вышивка по рисованному контуру узора. Отделка вышивкой скатерти, салфетки, фартука, носового платка.

Узелковый батик

Основные теоретические сведения

Виды росписи по ткани. Материалы и красители. Технология крашения.

Практическая  работа:

Подготовка красителя. Выбор способа складывания ткани и завязывания узлов. Оформление салфеток в технике «узелковый батик»

Элементы материаловедения  (2 час).

Основные теоретические сведения

Классификация текстильных волокон. Натуральные растительные волокна. Изготовление нитей и тканей в условиях прядильного и ткацкого производства и в домашних условиях. Основная и уточная нити, кромка и ширина ткани. Полотняное переплетение. Лицевая и изнаночная сторона ткани. Свойства тканей из натуральных растительных волокон. Краткие сведения об ассортименте хлопчатобумажных и льняных тканей. Материалы, применяемые в декоративно-прикладном искусстве.

Практические работы

Изучение свойств нитей основы и утка. Определение направления долевой нити в ткани. Определение лицевой и изнаночной сторон ткани. Выполнение образца полотняного переплетения.

Элементы машиноведения  (4 час).

Основные теоретические сведения

Виды передач поступательного, колебательного и вращательного движения. Виды машин, применяемых в швейной промышленности. Бытовая универсальная швейная машина, ее технические характеристики. Назначение основных узлов. Виды приводов швейной машины, их устройство, преимущества и недостатки.

Практические работы

Подготовка универсальной бытовой швейной машины к работе. Безопасные приемы труда при работе на швейной машине. Намотка нитки на шпульку. Заправка верхней и нижней нитей. Выполнение машинных строчек на ткани по намеченным линиям. Регулировка длины стежка.

Конструирование и моделирование рабочей одежды (6 час).

Основные теоретические сведения

Виды рабочей одежды. Фартуки в национальном костюме. Общие правила построения и оформления чертежей швейных изделий. Типы линий в системе ЕСКД. Правила пользования чертежными инструментами и принадлежностями. Понятие о масштабе, чертеже, эскизе.

Фигура человека и ее измерение. Правила снятия мерок.

Понятие о форме, контрасте, симметрии и асимметрии. Использование цвета, фактуры материала, различных видов отделки при моделировании швейных изделий.

Практические работы

Снятие мерок и запись результатов измерений. Построение чертежа фартука в масштабе 1:4 и в натуральную величину по своим меркам. Моделирование фартука выбранного фасона. Подготовка выкройки к раскрою.

Технология изготовления рабочей одежды (12 час).

Основные теоретические сведения

Прямые стежки. Строчки, выполняемые прямыми стежками: сметочная, заметочная, наметочная, копировальная, строчки для образования сборок. Шов, строчка, стежок, длина стежка, ширина шва.

Правила безопасной работы с колющим и режущим инструментом.

Конструкция машинного шва. Длина стежка, ширина шва. Назначение и конструкция соединительных и краевых швов, их условные графические обозначения и технология выполнения.

Способы рациональной раскладки выкройки в зависимости от ширины ткани и направления рисунка. Художественная отделка изделия. Влажно-тепловая обработка и ее значение при изготовлении швейных изделий.

Практические работы

Организация рабочего места для ручных работ. Подбор инструментов и материалов. Выполнение ручных стежков, строчек и швов.

Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкройки фартука и головного убора. Обмеловка и раскрой ткани. Перенос контурных и контрольных линий и точек на ткань. Обработка нагрудника и нижней части фартука швом вподгибку с закрытым срезом или тесьмой. Обработка накладных карманов, пояса  и бретелей. Соединение деталей изделия машинными швами. Отделка и влажно-тепловая обработка изделия. Контроль и оценка качества готового изделия.

Технологии ведения дома (4 час).

Эстетика и экология жилища

Основные теоретические сведения

Краткие сведения из истории архитектуры и интерьера. Национальные традиции, связь архитектуры с природой. Интерьер жилых помещений и их комфортность. Современные стили в интерьере.

Рациональное размещение оборудования кухни и уход за ним. Создание интерьера кухни с учетом запросов и потребностей семьи и санитарно-гигиенических требований.  Современные системы фильтрации воды. Разделение кухни на зону для приготовления пищи и зону столовой. Отделка интерьера тканями, росписью, резьбой по дереву. Декоративное украшение кухни изделиями собственного изготовления.

Влияние электробытовых приборов и технологий приготовления пищи на здоровье человека.

Практические работы:

Выполнение эскиза интерьера кухни. Выполнение эскизов прихваток, полотенец и др.

Творческие, проектные работы (10 час).

Примерные темы

  1. Кулинария:
  • праздничный стол из салатов,
  • этот удивительный бутерброд,
  • овощи-лекари,
  • сервировка стола
  1. Художественная обработка материалов:
  • вышивка – древнее рукоделие,
  • обрезки ткани для пользы дела,
  • тайны бабушкиного сундука,
  • веселые лоскутки,
  1. Изготовление швейного изделия:
  • игрушки – объемные или плоские (ткани, наполнитель),
  • простейшие виды одежды (топ, фартук – ткань),
  • прихватки, салфетки, грелки на чайник и кастрюлю (ткань – лоскутная техника)


5 класс         2013 - 2014 учебный год

№ п/п

Наименование разделов и тем

Основные теоретические сведения

Всего часов

Практические работы

Домашнее задание

Дата

1

Знакомство с курсом «Технология». Вводный инструктаж по технике безопасности, поведения в кабинете,  санитарно-гигиеническим требованиям.

ИТБ (вводный)

2

Экскурсия по мастерской.

Ознакомить учащихся с правилами поведения в кабинете и с внутренним распорядком.

Составить свод правил поведения в мастерской.

Создание изделий из текстильных и поделочных материалов

Элементы материаловедения

4

2.

Классификация текстильных волокон. Натуральные растительные волокна. Изготовление нитей и тканей в условиях прядильного и ткацкого производства и в домашних условиях. Основная и уточная нити, кромка и ширина ткани. Полотняное переплетение.

2

Изучение свойств нитей хлопка и льна.

Определение направления долевой нити в ткани. Изучение свойств нитей основы и утка

Образец полотняного переплетения «Коврик»

(бумага)

3.

Стороны ткани (лицевая и изнаночная). Свойства тканей из натуральных растительных волокон. Краткие сведения об ассортименте хлопчатобумажных и льняных тканей. Материалы, применяемые в декоративно-прикладном искусстве.

2

Определение лицевой и изнаночной сторон ткани.

Изготовление коллекции тканей из хлопка и льна.

Элементы машиноведения

8

 4

Виды ручных стежков и строчек. Требования, предъявляемые к выполнению ручных работ. Прямые стежки. Строчки, выполняемые прямыми стежками. Шов, строчка, стежок, длина стежка, ширина шва.

Терминология, применяемая при выполнении ручных работ. ТБ (правила безопасной работы с колющим и режущим инструментом)

2

Организация рабочего места для ручных работ. Подбор инструментов и материалов.

Выполнение  ручных стежков и строчек: сметочная, заметочная, наметочная, копировальная, строчки для образования сборок.

Оформить образцы ручных стежков и строчек.

5

Виды швейных машин. Устройство и технические характеристики бытовой швейной машины. Виды передач поступательного, колебательного и вращательного движения. Назначение основных узлов. Виды приводов швейной машины, их устройство, преимущества и недостатки.

ТБ ( при работе на швейной машине).

2

Знакомство с историей создания швейной машины. Подготовка универсальной бытовой швейной машины к работе.

Организация рабочего места для работ на швейной машине

Заполнить таблицу «преимущества и недостатки швейных машин с разными приводами»

6

Подготовка швейной машины к работе. Технология заправка верхней и нижней нитей.

2

Установка машины на рабочий и холостой ход. Заправка верхней и нижней нитей.

Упражнение в заправке нитей.

7

Регулятор  длины стежка.

Намотка нити на шпульку. Упражнения в работе на швейной машине. Терминология, применяемая при выполнении машинных работ.

2

Регулировка длины стежка. Упражнения в работе на швейной машине.

Образцы строчек с разной длиной стежка.

Конструирование и  моделирование  рабочей одежды

6

8

Рабочая одежда, её характеристики. Виды рабочей одежды. Фартуки в национальном костюме. Фигура человека и ее измерение. Правила снятия мерок. Мерки, их запись.

2

Снятие мерок и запись результатов измерений  

Заполнить таблицу по меркам

9

Моделирование изделия в М 1:4. Понятие о форме, контрасте, симметрии и асимметрии.

Использование цвета, фактуры материала, различных видов отделки при моделировании швейных изделий.  Выбор лучшей идеи на основании анализа предложенных вариантов.

2

Моделирование нижней части фартука, нагрудника, кармана в М 1:4.

Подобрать цветовую гамму для фартука, раскрасить эскиз, вклеить в тетрадь

10

Понятие о масштабе, чертеже, эскизе. Типы линий в системе ЕСКД. Расчетные формулы для построения чертежа фартука.  Правила пользования чертежными инструментами и принадлежностями.

2

Построение таблицы. Расчеты.

Построение чертежа фартука в масштабе 1:4.

Технология изготовления рабочей одежды

14

11

   Изготовление чертежа изделия в масштабе 1:1 Подготовка выкройки к раскрою.

Профессии, связанные с изготовлением одежды.  

2

Строим чертеж. Моделирование фартука выбранного фасона. Подготовка выкройки к раскрою.

12

Подготовка ткани к раскрою. Способы рациональной раскладки выкройки в зависимости от ширины ткани и направления рисунка. Раскрой изделия.

2

Раскладка выкройки фартука и головного убора. Обмеловка и раскрой ткани.

Обработка деталей после раскроя.  

13

Подготовка деталей кроя к обработке. Обработка нижней части фартука. Выполнение экспериментальной работы по выбору материалов для изделия.

2

Перенос контурных и контрольных линий и точек на ткань. Обработка боковых срезов и нижнего среза швом вподгибку или тесьмой.

14

Технология  и способы обработки бретелей и нагрудника.

2

Сметывание, обтачивание, подрезка срезов до нормы, выворачивание, выправление углов, приутюживание.

15.

Технология соединения деталей изделия.

Технология  и способы обработки пояса.

2

Соединение нагрудника с поясом и с нижней частью фартука. Соединение деталей изделия машинными швами.

16

Технология и способы обработки накладных карманов.

.    

2

Обработка накладных карманов и соединение карманов с нижней частью фартука.

17

Окончательная отделка изделия.  Влажно-тепловая обработка. Терминология влажно – тепловых работ. Контроль и оценка качества готового изделия.    

2

Окончательная отделка изделия.  Влажно-тепловая обработка фартука.  

Технологии ведения дома - 4

Эстетика и экология жилища

4

18

Краткие сведения из истории архитектуры и интерьера. Национальные традиции, связь архитектуры с природой. Интерьер жилых помещений и их комфортность. Современные стили в интерьере. Зонирование кухни. Декоративное украшение кухни изделиями собственного изготовления.   

2

Подбор иллюстративного материала по стилям интерьера (работа с журналами).

Выполнение эскизов прихваток, полотенец и др.

Выполнение эскизов прихваток, полотенец и др.

19

Рациональное размещение оборудования кухни и уход за ним.  Создание интерьера кухни с учетом запросов и потребностей семьи и санитарно-гигиенических требований. Отделка интерьера тканями, росписью, резьбой по дереву. Влияние электробытовых приборов и технологий приготовления пищи на здоровье

2

Описание интерьера кухни. Выполнение эскиза интерьера кухни.  ИКТ(презентация)

Выполнение эскиза интерьера кухни.

                                                                                        Кулинария- 14

Санитария и гигиена

2

20.

Санитарные требования к помещению кухни и столовой. Проведение сухой и влажной уборки.  Освоение способов применения различных моющих и чистящих средств. Рациональное размещение инструментов на рабочих местах. ТБ при работе с оборудованием, инструментами, горячими жидкостями. Оказание первой помощи при ожогах, порезах и других травмах. Профессия – повар.

Правила санитарии и гигиены при обработке пищевых продуктов. Сервировка стола. Столовые приборы и правила пользования ими.

2

Складывание тканевых и бумажных салфеток различными способами.

Эскиз праздничной сервировки стола.

Физиология питания.

2

21

Понятие о процессе пищеварения. Общие сведения о питательных веществах и витаминах.  Роль витаминов в обмене веществ, их классификация. Содержание витаминов в пищевых продуктах, их суточная потребность. Способы сохранения витаминов при хранении и кулинарной обработке продуктов.  Содержание витаминов в пищевых продуктах.

2

Работа с таблицами по составу и количеству витаминов в различных продуктах.  Суточная потребность в витаминах.

Сообщение о витаминах.

Технология приготовления пищи.

8

22

Бутерброды, горячие напитки.    

Продукты, используемые для приготовления бутербродов. Виды бутербродов. Способы оформления открытых бутербродов. Условия и сроки хранения бутербродов.

Виды горячих напитков.  Использование трав и чайных сборов в кулинарии. Способы заваривания чая и трав. Сорта кофе. Технология приготовления кофе. Кофемолки и кофеварки. Правила хранения чая, кофе, какао. Требования к качеству этих продуктов. Способы заваривания кофе, какао, чая и трав.

Правила поведения за столом.    

2

Нарезка продуктов. Подбор ножей и разделочных досок. Приготовление бутербродов и горячих напитков к завтраку.

Сервировка стола.

Составить меню на завтрак.

23

Овощи. Роль овощей в питании человека. Виды овощей, Методы определения качества овощей. Влияние экологии на качество овощей. Назначение, виды и технология механической обработки овощей. 

Блюда из овощей    Виды салатов и способы их оформления.

2

Технология приготовление блюд из сырых  овощей. Салат из моркови.

Сервировка стола.

Принести продукты по перечню.

24

Современные инструменты и приспособления для механической обработки и нарезки овощей. Фигурная нарезка овощей для художественного оформления салатов. Принципы подбора овощных гарниров к мясу, рыбе.

2

Технология приготовление блюд из вареных овощей. Винегрет.

Сервировка стола.

Составить технологическую карту.

25

Блюда из яиц.  Строение яйца. Способы определения свежести яиц. Приспособления и оборудование для приготовления блюд из яиц. Особенности кулинарного использования перепелиных яиц.  Крашение и роспись яиц.

2

Технология приготовления блюда «Суп с яйцом»

Сервировка стола.

Выполнение эскизов художественной росписи яиц.

Заготовка продуктов  

2

26

Роль продовольственных запасов в экономном ведении домашнего хозяйства. Способы приготовления домашних запасов. Правила сбора ягод, овощей, фруктов грибов, лекарственных трав для закладки на хранение. Температура и влажность в хранилище овощей и фруктов.

2

Заполнение таблицы « Условия и сроки хранения сушеных и замороженных продуктов»,

Закладка яблок на хранение.

Рукоделие. Художественные ремесла – 8 часов

27

Знакомство с творчеством народных умельцев старшего поколения своего края, области. Вышивка. Знакомство с видами вышивки.  Применение вышивки в народном и современном костюме. Композиция, ритм, орнамент, раппорт в вышивке.

2

Зарисовка традиционных орнаментов.

Составить цветовой круг.

Цветовые контрасты.

28

Вышивание метки, монограммы стебельчатым и тамбурным швом по рисованному контуру узора. Окончательная отделка изделия.  Перевод рисунка на ткань, увеличение и уменьшение рисунка.

Профессия – вышивальщица.

ТБ при выполнении ручных работ.

2

Организация рабочего места для ручного шитья.

Заправка изделия в пяльцы. Выполнения простейших вышивальных швов: стебельчатого, тамбурного, «вперед иголку», «назад иголку», петельного, «козлик». Способы без узлового закрепления нити.

Составить коллекцию изделий, с использованием вышивки.

 29

Лоскутное шитье. Материалы и инструменты. Подбор и подготовка их к работе. Трафареты и шаблоны.«Игольница»

2

Изготовление шаблонов и трафаретов.

Технология изготовления «Игольницы».  Раскрой деталей.

30

Способы соединения деталей. Отделка и сборка «Игольницы».Знакомство с проектной деятельностью. Организационно – подготовительный этап. Понятие «проект». Последовательность выполнения проекта.

2

Окончательная отделка и оформление «Игольницы»

Тематика творческих проектов и этапы их выполнения. Выбор темы и его обсуждение.

Эскизы разных вариантов для игольницы.

31

Запуск проекта. Формулировка задачи. Выработка первоначальных идей. Определение потребности, выбор темы проекта. Перечень критериев изделия.

2

Запуск проекта  

Банк первоначальных идей.

Оформление дневника

эскизирование первоначальных идей

32

Работа над проектом. Составление звездочки обдумывания Дизайн-анализ. Проработка лучшей идеи.

2

Работа над  оформлением звездочки обдумывания в дневнике. Эскизы лучшей идеи.

33

Работа над проектом. Подготовка письменных и других материалов для оформления и защиты проекта.  Влияние качества изделия и вида рекламы на цену изделия.

2

Разработка товарного знака проектного изделия.

Составление плана выступления на защите проекта.

34

Защита проекта. Чему мы научились.

2

Игра – путешествие «По стране мастериц»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка к рабочей программе по технологии ( направление:" Технологии ведения дома ") для 5 класса с учётом требований ФГОС.

Примерная пояснительная записка  к программе по технологии (направление: "Технологии ведения дома") для 5 класса с учётом требований ФГОС....

Рабочая программа по технологии. Обслуживающий труд 5 класс по учебникам «Технология. Обслуживающий труд» О. А. Кожиной, Е. Н. Кудаковой, С. Э. Маркутской

Рабочая программа по учебникам «Технология. Обслуживающий труд» О. А. Кожиной, Е. Н. Кудаковой, С. Э. Маркутской составлена на основе фундаментального ядра содержания предмета «Технология» в рамках на...

Рабочая программа по Технологии (индустриальные технологии + сельскохозяйственные технологии) для учащихся 5 класса, ФГОС

Рабочая программа по учебному предмету «Технология»  разработана в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, предусмотрен...

ПРОГРАММА мастер – класса для учителей технологии (технического труда) Красносельского района Санкт-Петербурга по теме: «Подготовка к урокам технологии в соответствии со ФГОС. Составление технологических карт по рабочим программам по технологии»

Программа мастер-класса для учителей технологии по составлению разделов рабочих программ и технологических карт уроков в соответствии со ФГОС. Цель мастер-класса:  повышение профессионального уро...

Рабочая Программа по технологии 5-8 классы (для неделимых классов) на основе программы Технология 5-8(9) Синица, Самородский

Материал включает в себя нормативную базу документов, на основе которых составлена РП, роль учебного предмета Технология, общую характеристику предмета, ценностные ориентиры содержания предмета Технол...