Вязание двухцветного орнамента
план-конспект урока по технологии (6 класс) по теме

Зартдинова Гульсира Габделнуровна

Конспект урока по технологии  для 6 класса по разделу "Рукоделие" на тему "Вязание двухцветного орнамента"знакомит учащихся с "ленивым орнаментом"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Раздел. Вязание орнамента.

Тема урока: Вязание двухцветного орнамента 

Цели:

•        Образовательные: Познакомить учащихся  с татарским национальным орнаментом. Раскрыть значение «ленивого  орнамента», познакомить с его особенностями.

•        Развивающие: Развивать творческие способности учащихся, навыки работы цветом, развивать вкус и умение видеть прекрасное, мелкую моторику рук

•        Воспитательные: Воспитать у детей любовь к родному краю.

Зрительный ряд:

•        Работы учащихся.

•        Наглядное пособие «Разновидности орнамента».

•        Татарский орнамент: изделия, рисунки, схемы.

Видеоряд: презентация к уроку.

Оборудование:

•        компьютер;

•        видеопроектор;

•        экран

Структура урока.

 Организационная часть - 3 мин.

  Сообщение темы, цели и задач урока, мотивация учебной деятельности школьников - 2 мин.

    Актуализация знаний учащихся - 5 мин.

    Объяснение нового материала - 13 мин.  

    Практическая работа учащихся – 15 мин

   Закрепление нового материала - 5 мин.

    Подведение итогов урока, задание на дом - 2 мин.

Ход урока

I. Организационный момент. 

-- приветствие;

— проверка явки учащихся; доклад дежурного;

— заполнение учителем классного журнала;

— проверка готовности учащихся к уроку;

— настрой учащихся на работу;

— доведение до учащихся плана урока.

II. Актуализация.

а) Что означает слово «орнамент»? Дайте определение. (Слово «орнамент» произошло от латинского «ornamentum», что значит «украшение». Орнаментом называется узор, построенный на ритмичном чередовании каких-либо рисунков или линий в определенном порядке» 

б) В каких вязаных изделиях применяется орнамент? (Им украшают шапки, варежки, носки, детские изделия, детали крупных изделий)

в)  На какой бумаге наносятся  рисунок для вязания орнамента? Как называется это схема?  (На бумагу в клетку. Графическое изображение орнамента.) 

г) Какую вязку используют при вязании орнамента? (        При выполнении орнамента двумя спицами чаще всего используется "чулочное вязание").

д) На какие виды можно разделить орнаменты7 (Растительные, животные) геометрические, пейзажные, символические, каллиграфические) Я вам показываю рисунки или схемы, а вы определяете к какому виду они относятся. (Готовые схемы и по компьютеру)

•        В какой республике мы живем?

•        Люди, каких национальностей проживают в нашей республике?

•        А как мы можем различить этих людей? (по одежде, языку общения, по узору и орнаменту на костюме).

Предлагаю по таблицам, на которых изображены люди разных национальностей в народных костюмах, определить национальность. Сейчас мы ещё остановимся на национальный орнамент

 

III. Формирование новых знаний, умений и навыков.

Прекрасные образцы татарского орнамента нашли яркое выражение в различных произведениях многовекового творчества народа: в тонких узорах ювелирных изделий, красочных вышивках и узорных тканях, резной пластике надгробных камней, головных уборах, разноцветной мозаике кожаной обуви, украшениях жилища.

Презентация.

Существует несколько разновидностей орнамента:

(на экране представлены разновидности орнаментов). Показ альбома «Татарский национальный орнамент»

1.Цветочно–растительный орнамент. Богатейший мир растений всегда вдохновлял народных мастеров и мастериц в их творчестве. Растительный орнамент получает широкое распространение почти во всех видах искусства народа и поражает обилием цветочных мотивов:

        мотив волнообразного побега, трилистника, гвоздики, тюльпана, георгин, пиона, хризантемы, шиповника, ромашки, фиалки, лотоса и другие.

2. Зооморфный орнамент. Природа давала творцам народного искусства возможность широко наблюдать мир живых образов. Наиболее устойчиво сохранился в творчестве народа мотив птицы.

•        Изображения уточки, летучей мыши,  парных коней и седоков,  голов хищников – львов или тигров.

3. Геометрический орнамент. Среди многообразных мотивов и узоров татарского орнамента значительное место занимают геометрические.

•        Мотив   набегающей волны, жгута, cпирали, веревочки, плетенки, скобы. Изображение звезд и луны и другие.

.

Работы учащихся. Фотографии. Изделия.

IV. Физминутка.

V.  Практическая работа. Текущий инструктаж. Существуют узоры, которые получили название «ленивые». Вся прелесть этих «ленивых орнаментов» состоит в том, что вы меняете цвет нити каждые два ряда. Орнамент в узоре получается благодаря вытянутым петлям. Это позволяет избавиться от главных недостатков вязания орнаментов: клубки, постоянно путающиеся друг с другом, стягивающие полотно нити на изнаночной стороне изделия, увеличивающийся расход пряжи.

Правила чтения схем для вязания «ленивых орнаментов»

1.каждый ряд в схеме идёт в строгом порядке;

2. номера рядов указывают справа около рядов;

3. цвета нитей обозначаются буквами слева от рядов;

4. на схемах изображают лицевые ряды;

5. провязывая лицевой ряд необходимо:

петли в лицевом ряду, провязанные нитью одного цвета, провязывать лицевыми петлями нитью этого же цвета; лицевые петли, провязанные нитью другого цвета, снимать со вспомогательной спицы не провязанными, при этом нить оставлять за спицами;

6. провязывая изнаночный ряд необходимо:

петли в изнаночном ряду, провязанные в предыдущем ряду лицевыми петлями, провязывать нитью этого же цвета, изнаночными петлями; петли в изнаночном ряду, которые в предыдущем ряду снимали не провязанными со вспомогательной спицы, так же снять не провязанными, при этом нить перенести перед работой.

Задание: Вязать образец  двухцветного орнамента.

 Материалы: Пряжа двух цветов, спицы или крючок, графическое изображение орнамента, образец узора, инструкционная карта, альбом для оформления.

Демонстрация приемов  вязания  орнамента (учитель поэтапно показывает вязание  орнамента со снятыми петлями):

Самостоятельная работа учащихся: Инструктаж по ТБ

На каждого ученика выдается инструкционная карта, схема вязания, образец

Анализ общих ошибок. Если  кто-то не сможет вязать спицами, вяжет крючком рядами из двух цветов пряжи

 VI.Закрепление пройденного материала

Ответьте на вопросы:

Каким способом мы научились сегодня вязать орнамент?

Кто запомнил, через, сколько петель необходимо снимать одну петлю?

VII. Итоги урока. Какое новое слово, вы сегодня узнали?- Почему, несмотря на развитие машинного производства трикотажных изделий, до сих пор сохраняется мода на изделия, связанные вручную?

 - Какие простейшие изделия вы сможете связать,  самостоятельно применяя орнамент?

Хочется отметить несколько хороших работ, которые  начали выполнять аккуратно, с нужной плотностью.

— сообщение учителя о достижении целей урока;

— объективная оценка результатов коллективного и индивидуального труда учащихся на уроке; выставление отметок в классный и электронный журнал и в дневники учащихся;

— сообщение о теме следующего урока;

— задание учащимся на подготовку к следующему уроку.

Домашнее задание. По рисунку выполнять графическое изображение орнамента. (Рисунки выдаются)

•        Уборка рабочих мест.

Использованная литература:

  1. Фуад Валеев «Татарский народный орнамент» Казань, 2002.
  2. Журналы по вязанию
  3. Интернет

Инструкционная карта

Обратите внимание, что в текстах перечислены только нечетные ряды. Дело

в том, что четные, то есть изнаночные, во всех узорах этого типа

вяжутся по одному принципу:

ВАЖНО!

ПЕТЛИ, ПРОВЯЗАННЫЕ НАЛИЦО В ПРЕДЫДУЩЕМ НЕЧЕТНОМ РЯДУ, ВЯЖИТЕ В ЧЕТНОМ РЯДУ ТЕМ ЖЕ ЦВЕТОМ ИЗНАНОЧНЫМИ, СНЯТЫЕ В ПРЕДЫДУЩЕМ РЯДУ ПЕТЛИ СНОВА СНИМАЙТE.

Правила чтения схем для вязания «ленивых орнаментов»

1.каждый ряд в схеме идёт в строгом порядке;

2. номера рядов указывают справа около рядов;

3. цвета нитей обозначаются буквами слева от рядов;

4. на схемах изображают лицевые ряды;

5. провязывая лицевой ряд необходимо:

петли в лицевом ряду, провязанные нитью одного цвета, провязывать лицевыми петлями нитью этого же цвета; лицевые петли, провязанные нитью другого цвета, снимать со вспомогательной спицы не провязанными, при этом нить оставлять за спицами;

6. провязывая изнаночный ряд необходимо:

петли в изнаночном ряду, провязанные в предыдущем ряду лицевыми петлями, провязывать нитью этого же цвета, изнаночными петлями; петли в изнаночном ряду, которые в предыдущем ряду снимали не провязанными со вспомогательной спицы, так же снять не провязанными, при этом нить перенести перед работой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Двухцветное вязание спицами "

Материал  для уроков по вязанию спицами. Рекомендую его для вывязания ученицами шерстяных носочков.  Вязание снятыми петлями и поэтому изделия получаются плотными, а протяжек на лицевой стор...

ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ВЯЗАНИЯ КРЮЧКОМ. ИНСТРУКТАЖ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ВЯЗАНИЯ КРЮЧКОМ. ИНСТРУКТАЖ ПО ОХРАНЕ ТРУДА Основные элементы вязания крючком.

Урок по технологии для 9 класса с применением метода интеллект – карт для  активизации  и развития информационно-познавательной и мыслительной деятельности обучающихся  по техноло...

План-конспект урока технологии на тему «Символика в орнаменте. Характерные черты орнаментов народов России. Цветовые сочетания в орнаменте. Виды орнаментов»

План-конспект урока технологии на тему«Символика в орнаменте. Характерные черты орнаментов народов России. Цветовые сочетания в орнаменте. Виды орнаментов»Подготовил учитель технологииГусева Любовь Гр...

Исследовательский проект "Вязание спицами изделий с коми орнаментом"

Проект  оформлен на сайте   https://sites.google.com/site/setevojproekt2/issledovania-ekipazej/severanockiВид декоративно-прикладного  искусства:   вязание  с...

Использование современных образовательных технологий на занятиях по кружку «Вязание» МБОУ ДО ПК «Орнамент», педагогом дополнительного образования, руководителем кружка Тейнин Л.В.

Дополнительное образование детей - один из социальных институтов детства, который создан и существует для детей, их дополнительного развития. Это социально востребованная сфера, в которой основными за...

Открытый урок по технологии на тему: «Орнамент. Символика в орнаменте. Цветовые сочетания в орнаменте».

Цель:познакомить с понятием «орнамент»; ознакомить учащихся с символикой в орнаменте; дать представление о цветовом сочетании; отработать навыки выполнения эскизов орнаментов для одежды, д...

Использование современных образовательных технологий на занятиях по кружку «Вязание» МБОУ ДО ПК «Орнамент», педагогом дополнительного образования, руководителем кружка Тейнин Л.В.

Дополнительное образование детей - один из социальных институтов детства, который создан и существует для детей, их дополнительного развития. Это социально востребованная сфера, в которой основными за...