Рабочая программа по технологии (6 класс)для неделимых классов
рабочая программа по технологии (8 класс) по теме

Подшивалова Татьяна Николаевна

Рабочая программа по технологии (6 класс)для неделимых классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab.progr_._2010-tekh-6.doc271 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по направлению «Технология. Обслуживающий труд» составлена для учащихся 6 класса на основе следующих документов:

  1. Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004;
  2. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;
  3. Программы ТЕХНОЛОГИЯ .ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ. 5-11 кл. 2007 года под ред.     Хотунцева Ю.Л., Симоненко В.Д., рекомендованной  Министерством образования России
  4. Комплексная программа по технологии для неделимых 5-7, 8 классов. Авторы - Ю.В.Крупская, В.Д Симоненко. (журнал «Школа и производство» №3,4 /2005г.)
  5. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
  6. Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

Структура программы:

  1. пояснительная записка;
  2. основное содержание;
  3. тематический план;
  4. поурочное планирование;
  5. требования к уровню подготовки выпускников,
  6. ресурсное обеспечение  рабочей программы.

Данная рабочая программа рассчитана на 68 часов (по 2 часа в неделю)- 6 класс, 34 часа (1час в неделю).

Программа разработана для совместного обучения мальчиков и девочек 6 класса основной общеобразовательной школы.

Изучение технологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение технологических знаний, основ культуры созидательного труда, представлений о технологической культуре на основе включения учащихся в разнообразные виды трудовой деятельности по созданию личностно или общественно значимых изделий;
  • овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;
  • развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
  • воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей  деятельности; уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;
  • получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. При этом приоритетными видами общеучебной деятельности являются:

  • определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них.
  • творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.
  • приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.
  • умение перефразировать мысль (объяснять «иными словами»). Выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертеж, технологическая карта и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения.
  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.
  • владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива.
  • оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

Программа включает  в себя следующие разделы:

  1. Кулинария. Культура питания
  2. Электротехника, электротехнические работы
  3. Бытовая техника
  4. Черчение и графика. Основы чертежной грамотности
  5. Технологии ведения дома.

-Ремонтные работы в быту

  1. Материаловедение
  2. Машиноведение
  3. Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов

-Декоративная обработка древесины

-Декоративная обработка металла

  1. Создание  изделий из текстильных и поделочных материалов.

-Изготовление швейного изделия

-Уход за одеждой, ее ремонт

  1. Проект
  2. Сельскохозяйственный труд. Растениеводство

-Дизайн пришкольного участка

Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда.

Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, учебно-практические работы. Ведущей структурной моделью для организации занятий по технологии является комбинированный урок.

В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ.

Самостоятельные и практические задания творческого характера и темы проектов школьники выбирают по своим интересам и склонностям.

Обучение предусматривает линейно-концентрический принцип обучения: с 5 по 7 класс учащиеся знакомятся с технологиями преобразования материалов, энергии и информации на все более высоком уровне, в связи с чем, тематика разделов сохраняется.  

По окончании курса технологии в 6 классе основной школы учащиеся овладевают безопасными приемами труда с инструментами, швейными машинами, электробытовыми приборами, специальными и общетехническими знаниями и умениями в области технологии обработки пищевых продуктов, конструкционных, текстильных материалов, изготовления и художественного оформления швейных изделий, ведения домашнего хозяйства, знакомятся с основными профессиями пищевой и легкой промышленности.

Основное содержание

6 класс-68 часов

Кулинария. Культура питания -6 часов

Вводное занятие-2 часа

Основные теоретические сведения:

Основы рационального питания

Значение жиров, белков, углеводов в питании человека

Вводный инструктаж

Семейный этикет

Особенности сервировки стола к ужину

Практические работы:

Зарисовка вариантов сервировки стола к ужину для всей семьи, работа с таблицами «Содержание жиров, белков, углеводов в различных продуктах»

Варианты объектов труда:

Плакаты, таблицы.

Значение овощей в питании. Блюда из овощей– 4 часа

Основные теоретические сведения:

Правила техники безопасности

Первичная и тепловая обработка овощей

Требования к качеству готовых салатов

Виды и способы оформления салатов

Практические работы:

Подбор посуды и инвентаря

Нарезка продуктов

Приготовление салатов из овощей

Сервировка стола к завтраку

Варианты объектов труда:

Овощи, посуда, столовые приборы

Электротехника  и электротехнические работы -2 часа

Электромонтаж осветительной арматуры– 2 часа

Основные теоретические сведения:

Классификация проводов в зависимости от назначения. Приемы соединения проводов

Практические работы:

Составление простой  электрической цепи

Оконцевание и сращивание проводов

Варианты объектов труда:

Электропровода

Бытовая техника -2 часа

Электрические приборы для уборки квартиры– 2 часа

Основные теоретические сведения:

Классификация пылесосов, стиральных машин.

Устройство пылесоса, стиральной машины

Практические работы:

Знакомство с устройством и паспортными данными пылесоса и стиральной машины

Варианты объектов труда:

Рабочая тетрадь, раздаточный материал

Черчение и графика.

Основы чертежной графики-4 часа

Понятие об эскизе, техническом рисунке, чертеже, масштабе -4 часа

Основные теоретические сведения:

Типы линий, применяемых в чертежах

Чертежный шрифт

Практические работы:

Выполнение линий и надписей

Варианты объектов труда:

Готовые чертежи

Технологии ведения дома.

Ремонтные работы в быту – 4 часа

Устройство мебельной фурнитуры, ее установка и замена -4 часа

Основные теоретические сведения:

Устройство мебельной фурнитуры, правила ее установки и замены.

Причины неисправности, способы ремонта

Практические работы:

Ремонт стульев, установка магнитных защелок на дверцы шкафов

Варианты объектов труда:

Уголки, стяжки, полкодержатели, магнитные защелки, петли, замки, шурупы

Материаловедение – 6 часов

Пиломатериалы. Древесные материалы-  

Основные теоретические сведения:

Пороки древесины. Заготовки древесины.

Производство и применение пиломатериалов.

Свойства древесины

Практические работы:

Изучение пороков древесины

Варианты объектов труда:

Образцы пород древесины с различными пороками

Натуральные волокна животного происхождения и ткани из них

Основные теоретические сведения:

Получение и свойства волокон животного происхождения.

Свойства тканей из этих волокон

Практические работы:

Распознавание волокон животного происхождения

Заполнение в рабочей тетради таблицы «Отличительные признаки волокон»

Определение свойств тканей( сминаемость, драпируемость, скольжение, осыпаемость)

Варианты объектов труда:

Рабочая тетрадь, коллекция «Волокна»

Образцы шерстяных и шелковых тканей

Машиноведение- 6часов

История развития техники. Классификация машин. Составные части машин

Основные теоретические сведения:

Основные вехи технического прогресса.

Классификация и составные части машин(двигатель, передаточные механизмы и рабочие механизмы)

Практические работы:

Ознакомление с устройством бытовой швейной машины

Определение общих составляющих для всех машин на примере бытовой машины

Варианты объектов труда:

Бытовая швейная машина, структурная и кинематическая схемы машин.

Бытовая швейная машина с электрическим приводом.

Устройство машинной иглы

Основные теоретические сведения:

Практические работы:

Знакомство с устройством бытовой швейной машины

Определение местоположения основных узлов и деталей

Тренировочные упражнения на швейной машине: без ниток по намеченным линиям.

Выполнение образцов машинных швов( стачной, вподгибку и накладной)

       Варианты объектов труда:

Бытовая швейная машина, лоскуты тканей

Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов.

Декоративная обработка древесины – 4 часа

Создание декоративных изделий в технике «аппликация» с использованием древесных торцевых спилов

Основные теоретические сведения: 

Торцевые спилы - материал для изготовления  декоративных изделий

Рабочее место. Правила техники безопасности.

Орнамент и сюжетный набор

Последовательность выполнения

Практические работы:

Технологическая последовательность изготовления декоративных изделий

  Варианты объектов труда:

Картины, панно, подставки под горячее

Декоративная обработка металла – 4 часа

Изготовление декоративных изделий из жести

Основные теоретические сведения:

Правила и последовательность обработки жести

Практические работы:

Изготовление  изделий из жестяных банок е мелких обрезков жести по выбору учащихся

Варианты объектов труда:

Подставки под горячее, подсвечники, декоративные вазочки, панно.

Создание изделий из текстильных и поделочных материалов.

Изготовление швейного изделия для летнего отдыха (шорты, кепи, рюкзак) -12 часов

Снятие мерок. Правила работы с готовыми выкройками, их моделирование – 2 часа

Основные теоретические сведения:

Правила снятия мерок. Правила копирования выкроек из журналов мод.

Способы увеличения и уменьшения выкройки.

Элементы моделирования.

Правила расчета количества ткани. Наименование деталей кроя.

Варианты отделки.

Практические работы:

Выполнение эскиза изделия.

Копирование и моделирование готовой выкройки.

Расчет количества ткани для изготовления изделия

  Варианты объектов труда:

шорты, кепи, рюкзак (по выбору учащихся)

Раскрой и изготовление швейного изделия  - 10 часов

Основные теоретические сведения:

Правила подготовки ткани к раскрою.

Варианты экономной раскладки выкройки на ткани.

Последовательность раскроя.  Раскрой

Подготовка деталей кроя к обработке.

Технологическая последовательность  изготовления изделия( фартука).

Практические работы:

Правила подготовки ткани к раскрою

Последовательность раскроя

Подготовка деталей кроя к обработке

 Варианты объектов труда:

Ткань, выкройки, детали кроя

Уход за одеждой, ее ремонт – 2 часа

Способы чистки и влажно-тепловой обработки одежды– 2 часа

Основные теоретические сведения:

Символы ухода за одеждой. Удаление пятен с одежды.

Правила чистки и утюжки брюк.

Практические работы:

Влажно-тепловая обработка брюк.

       Варианты объектов труда:

Брюки

Творческий проект -12 часов

Основные теоретические сведения:

Технология проектирования  и создания материальных  объектов

 Работа с первоисточниками

Поиск альтернативных вариантов.

Технология изготовления проекта

Защита проекта

Практические работы:

Выбор темы и обоснование проекта

Анализ проектируемого изделия и его реконструкция

Выбор оптимального варианта проекта

Выполнение чертежа проектируемого изделия 

Выбор материалов, инструментов и приспособлений

Изготовление проектного изделия

Презентация проекта

Варианты объекты труда:

Темы проектных работ даны в приложении к программе.

Сельскохозяйственный труд. Растениеводство.

Дизайн пришкольного участка-4 часа

Принцип планировки. Создание микроландшафта-2часа

Основные теоретические сведения:

Террасы, дорожки, переносные цветники, миниатюрные сады. Понятие о «Саде камней»

Практические работы:

Выполнение эскиза пришкольного палисадника

            Варианты объектов труда:

Эскиз пришкольного участка

Способы обустройства  и оформления пришкольного палисадника -2 часа

Основные теоретические сведения:

Использование  каменной кладки, красного кирпича, деревянных столбиков, элементов плетения  для создания  ограждений.

Растения и кустарники, применяемые для создания живой изгороди и бордюров: уход за ними

Практические работы:

Декоративное оформление цветников

           Варианты объектов труда:

Цветники

Тематический план

6 класс

№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

1

Кулинария. Культура питания

6

Вводное занятие. Физиология питания

Практическая работа №1:

Работа с таблицами «Содержание жиров, белков и углеводов в различных продуктах»

2

Значение овощей в питании.

Блюда из овощей.

 Практическая работа №2

Приготовление салатов из сырых овощей.

2

Блюда из овощей.

Практическая работа №3

Приготовление салатов из вареных овощей.

2

2

Электротехника. Электротехнические работы

2

Электромонтаж осветительной арматуры

Практическая работа №4:

Оконцевание и сращивание проводов.

2

3

Бытовая техника

2

Электрические приборы для уборки квартиры.

Практическая работа№5:

Знакомство с устройством и паспортными данными пылесоса, стиральной машины

2

4

ЧЕРЧЕНИЕ И ГРАФИКА

Основы чертежной грамотности

2

Чтение графической документации.

Практическая работа№6:

Выполнение линий и надписей.

2

5

ТЕХНОЛОГИЯ ВЕДЕНИЯ ДОМА

Ремонтные работы в быту

4

Устройство мебельной фурнитуры, ее установка и замена

Практическая работа№7-8:

Ремонт  мебели

2

Гигиена жилища.

Практическая работа№9-10:

Генеральная приборка кабинета технологии.

2

6

Материаловедение

6

 Пиломатериалы. Древесные материалы.

Практическая работа№11:

Изучение пороков древесины.

2

Натуральные волокна животного происхождения и ткани из них

Практическая работа№12:

Распознавание волокон животного происхождения

2

Натуральные волокна животного происхождения и ткани из них

Практическая работа№13

Определение свойств тканей

2

7

Машиноведение

6

История развития техники. Классификация машин.

Практическая работа № 14:

Ознакомление с устройством швейной машины.

2

Бытовая швейная машина с электрическим приводом.

Практические работы №15-16:

Установка иглы в ш/машину

Выполнение пробных строчек. Уход за ш/м.

2

Назначение и принцип действия регуляторов бытовой швейной машины 

Практические работы №17

Регулировка качества машинной строчки и длины стежка на различных образцах ткани

2

8

СОЗДАНИЕ ИЗДЕЛИЙ ИЗ КОНСТРУКЦИОННЫХ И ПОДЕЛОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ

Декоративная обработка  древесины

6

Создание декоративных изделий в технике «аппликация» с  использованием древесных торцевых спилов

Практическая работа18 :

Изготовление подставки, панно)

2

Практическая работа №19-20:

Изготовление подставки (панно)

2

Практическая работа №21-22:

Изготовление подставки (панно)

2

Декоративная обработка металла

 4

Изготовление декоративных изделий из жести.

Практическая работа №23-24

Изготовление изделий из жестяных банок и мелких обрезков жести по выбору учащихся

2

Изготовление декоративных изделий из жести.

Практическая работа №25-26

Изготовление изделий из жестяных банок и мелких обрезков жести по выбору учащихся

2

9

СОЗДАНИЕ ИЗДЕЛИЙ ИЗ ТЕКСТИЛЬНЫХ И ПОДЕЛОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ.

Изготовление швейного изделия (шорты, кепи, рюкзак)

12

Снятие мерок. Правила работы с готовыми выкройками, их моделирование

Практическая работа №27

 Снятие мерок Выполнение эскиза изделия.

Копирование выкройки из журнала мод.

Подготовка выкройки к раскрою

2

Раскрой швейного изделия 

Практическая работа №28-29

Раскрой швейного изделия

2

Технология изготовления

швейного изделия

Практическая работа №30-31

Технология выполнения машинных швов /настрочной, накладной, расстрочной/ швов

2

Технология изготовления

швейного изделия

Практическая работа №32-33

Обработка деталей кроя

2

Технология изготовления

швейного изделия 

Практическая работа №34-35

Обработка деталей кроя

2

Технология изготовления

швейного изделия

Практическая работа №36

Контроль и оценка качества готового изделия

2

Уход за одеждой, ее ремонт

2

 Способы чистки и влажно-тепловой обработки одежды.

Практическая работа № 37

Чистка и утюжка брюк.

2

10

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

12

Технология проектирования  и создания материальных  объектов

Практическая работа №38:

Выбор темы и обоснование проекта

2

Работа с первоисточниками

Практическая работа №39:

Анализ проектируемого изделия и его реконструкция

2

Поиск альтернативных вариантов.

Практическая работа №40:

Выбор оптимального варианта проекта

Выполнение чертежа проектируемого изделия

2

Технология изготовления проекта

Практическая работа №41:

Выбор материалов, инструментов и приспособлений

2

Технология изготовления проекта

Практическая работа №42-43

Изготовление проектного изделия

2

Защита проекта

Практическая работа №44-45

Презентация проекта

2

11

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТРУД. РАСТЕНИЕВОДСТВО

ДИЗАЙН ПРИШКОЛЬНОГО УЧАСТКА

4

Принцип планировки. Создание микроландшафта.

Практическая работа № 46: 

Выполнение эскиза пришкольного палисадника

2

Способы обустройства  и оформления пришкольного палисадника

Практическая работа № 47:

Декоративное оформление цветников

2

ИТОГО:

68

68

Поурочное планирование

6 класс

№ урока

Наименование

раздела, темы

6 класс

Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования

к уровню подготовки

Варианты объектов труда

Виды контроля

Средства наглядности,

материалы, оборудование

Домашнее задание

Дата

план

Факт

Культура питания – 6 часов

1-2

Вводное занятие. Физиология питания

Практическая работа №1:

Работа с таблицами «Содержание жиров, белков и углеводов в различных продуктах»

2

урок формирования знаний

Правила внутреннего распорядка учебной мастерской.

Общие правила ТБ

Минеральные соли и микроэлементы

Пищевые отравления

Знать/понимать

Санитарно-гигиенические требования(СГТ) к помещению кухни, столовой;

Виды оборудования современной кухни;

Процесс пищеварения, роль и значение витаминов, мин.солей, белков, жиров, углеводов

Уметь:

Определять доброкачественность продуктов по внешним признакам

Плакаты, таблицы

Опрос

Стенд по охране труда,

Знаки  безопасности

Журнал по охране  труда

 Таблицы, учебник

Правила санитарии и гигиены, ТБ на кухне

3-4

Значение овощей в питании.

Блюда из овощей. Практическая работа №2

Приготовление салатов из сырых овощей.

2

Комбинированный

Правила техники безопасности

Инструктаж  

Первичная и  тепловая обработка овощей.

Требования к качеству готовых блюд.

Подбор посуды и инвентаря.

Нарезка продуктов.

Виды и способы оформления салатов.

Знать/понимать:

Правила ТБ при пользовании эл.плиткой, при работе с ножом и приспособлениями.

технологию приготовления блюд из овощей.

Уметь-

Определять доброкачественность продуктов по внешним признакам

Сервировка стола

Работа по карточкам

Учебник,

таблицы, продукты, с\одежда,  посуда, инвентарь,

ТК, ИК.

5-6

Блюда из овощей.

Практическая работа №3

Приготовление салатов из вареных овощей.

2

Комбинированный

Виды и способы оформления салатов

Требования к качеству готовых блюд

Продукты  для  салатов

Сервировка стола

 

Выполнять механическую и тепловую обработку пищевых продуктов;

Готовить блюда из сырых и вареных овощей.

Дегустация +

тестирование

Учебник,      

т-цы,

 продукты, с\одежда,  посуда, инвентарь.

ТК, ИК.

Электротехника и электротехнические работы-2часа

7-8

Электромонтаж осветительной арматуры

Практическая работа №4:

Оконцевание и сращивание проводов.

2

Комбинированный

Классификация проводов в зависимости от назначения.

Приемы  соединения проводов

Знать/понимать:

Правила безопасной эксплуатации бытовой техники, пути экономии электроэнергии в быту; источники и потребители эл.энергии.

Уметь:

объяснять работу простых электрических устройств по их схемам

Электропровода

Работа по карточкам

Учебник Электропровода

Бытовая техника -2часа

9-10

Электрические приборы для уборки квартиры.

Практическая работа№5:

Знакомство с устройством и паспортными данными пылесоса, стиральной машины

2

Комбинированный      

Классификация пылесосов и стиральных машин.

Устройство пылесоса, стиральной машины.

Знать/понимать

Правила техники безопасности, принцип работы и устройство бытовых электроприборов для уборки квартиры

Уметь –

Правильно эксплуатировать электроприборы в быту

Рабочая тетрадь, раздаточный  дидактический  материал

Работа по карточкам

Учебник,

Технические паспорта приборов

Основы чертежной грамотности-2 часа

11-12

Чтение графической документации.

Практическая работа№6:

Выполнение линий и надписей.

2

Комбинированный

Чертежные инструменты,

Материалы и принадлежности. Типы линий, применяемых в чертежах.

Чертежный шрифт.

Знать/понимать

Эскиз, технический рисунок, чертеж

Уметь –

Читать и выполнять эскиз, рисунок и простейшие чертежи

Готовые чертежи

Работа по карточкам

Карточки, альбом, Образцы  чертежей чертежные инструменты

Ремонтные работы в быту- 4 часа

13-14

Устройство мебельной фурнитуры, ее установка и замена

Практическая работа№7-8:

Ремонт  мебели

2

Урок-практикум

Устройство мебельной фурнитуры, правила ее установки и замены.

Причины неисправности, способы ремонта

Знать/понимать

Что такое  мебельная фурнитура, разницу между накладной и врезной фурнитурой, причины неисправности  мебели 

Уметь –

Устанавливать и заменять фурнитуру

Уголки, стяжки, полкодержатели, магнитные защелки, петли, замки,  шурупы

Контроль  за действиями и техникой безопасности

Уголки, стяжки, полкодержатели, магнитные защелки, петли, замки,  шурупы

15-16

Гигиена жилища.

Практическая работа№9-10:

Генеральная приборка кабинета технологии.

2

Урок-практикум

Технологическая последовательность проведения генеральной приборки помещения

Знать/понимать

последовательность проведения генеральной приборки помещения

Уметь –

проводить генеральную приборку

Использовать приобретенные знания и умения в ПД и повседневной жизни для создания уютных и комфортных условий проживания.

Кабинет

Контроль  за действиями и техникой безопасности

Спецодежда, инструменты  и приспособления

Материаловедение -6 часов

17-18

 Пиломатериалы. Древесные материалы.

Практическая работа№11:

Изучение пороков древесины.

2

Комбинированный

Пороки древесины. Заготовка древесины.

Производство и применение пиломатериалов.

Свойства древесины.

Знать/понимать

Процесс заготовки и обработки пиломатериалов, физические и химические свойства древесины,

Уметь –

Распознавать породы древесины и их пороки

Шлифовать и полировать поверхности

Знать/понимать

Процесс  получения ткани

Уметь –

Распознавать ткани из натуральных и химических

волокон

Образцы  древесных пород

Работа по карточкам

Образцы  древесных пород с различными пороками

19-20

Натуральные волокна животного происхождения и ткани из них

Практическая работа№12:

Распознавание волокон животного происхождения

2

Комбинированный

Получение и свойства волокон животного происхождения. Заполнение таблицы «Отличительные признаки волокон»

21-22

Натуральные волокна животного происхождения и ткани из них

Практическая работа№13

Определение свойств тканей

2

Урок закрепления знаний

Свойства тканей из этих  волокон. (сминаемость, драпируемость, скольжение, осыпаемость)

Знать/понимать

Физические  и химические свойства натуральных волокон и тканей,

процесс получения их

Уметь –

Распознавать ткани из натуральных волокон

Рабочая тетрадь, коллекция «Волокна»

Тест «Материаловедение»

Учебник, коллекция волокон,

ткань,  клей,

альбом, ножницы.

Образец полотняного переплетения

Машиноведение- 6часов

23-24

История развития техники. Классификация машин.

Практическая работа № 14:

Ознакомление с устройством швейной машины.

2

Урок формирования знаний

Основные вехи технического прогресса.

Классификация и составные части машин (двигатель, передаточные механизмы, рабочие механизмы)

Знать/понимать

Значение техники в истории человечества, назначение детали в машине, общее устройство машин, общее устр-во шв.машины , виды приводов ш/м,  

Уметь – 

Швейные   машины с

ручным, ножным и

электрическ. приводами,

лоскуты тканей

Тест «Машиноведение»

Учебник,

 т-цы,  швейные машины с

ручным, ножным и

электрическим приводами,

Упражнения на швейной машине

25-26

Бытовая швейная машина с электрическим приводом.

Практические работы №15-16:

Установка иглы в ш/машину

Выполнение пробных строчек. Уход за ш/м.

2

Урок-практикум

Инструктаж

Устройство машинной иглы. Правила  установки иглы

в швейную машину.

Подбор номера  иглы в зависимости от вида ткани.

Упражнения на швейной машине

27-28

Назначение и принцип действия регуляторов бытовой швейной машины Практические работы №17

Регулировка качества машинной строчки и длины стежка на различных образцах ткани

2

Урок закрепления знаний

Регулировка качества машинной строчки и длины стежка на различных образцах ткани

Т-цы, учебник,

Швейные машины, нитки разл.,

Иглы разных №., ткань

Тест «Машиноведение»

Упражнения на швейной машине

Декоративная обработка древесины- 6часов

29-30

Декоративные изделия в технике «аппликация» с  использованием древесных торцевых спилов

Практическая работа18 :

Изготовление подставки панно)

2

Урок формирования знаний

Рабочее место.

Правила безопасности.

Орнамент и сюжетный набор.

Знать/понимать

Виды пиломатериалов, основные инструменты

Уметь –

Выполнять простейшие изделия из древесины по чертежам и ТК; соединять детали (склеивание)

Контроль  за действиями и техникой безопасности

Заготовки из древесины, холст (мешковина), ДВП,

 клей ПВА,

наждачная бумага.

31-32

Практическая работа №19-20:

Изготовление подставки (панно)

2

Урок практикум

33-34

Практическая работа №21-22:

Изготовление подставки (панно)

2

Урок практикум

Декоративная обработка металла – 4часа

35-36

Изготовление декоративных изделий из жести.

Практическая работа №23-24

Изготовление изделий из жестяных банок и мелких обрезков жести по выбору учащихся

2

Урок практикум

Правила и обработка жести

Правила безопасности при работе с жестью

Знать/понимать

Приемы обработки металлов согласно их свойствам.

Уметь –

Выполнять простейшие  изделия из жести;  

выбирать необходимые инструменты и приспособления для работы

Подставка под горячее, подсвечники, декоративные вазочки

Контроль  за действиями и техникой безопасности

Инструменты, жесть

37-38

Изготовление декоративных изделий из жести.

Практическая работа №25-26

Изготовление изделий из жестяных банок и мелких обрезков жести по выбору учащихся

2

Урок практикум

СОЗДАНИЕ ИЗДЕЛИЙ ИЗ ТЕКСТИЛЬНЫХ И ПОДЕЛОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ.

ИЗГОТОВЛЕНИЕ ШВЕЙНОГО ИЗДЕЛИЯ (шорты, кепи, рюкзак) -12часов

39-40

Снятие мерок. Правила работы с готовыми выкройками, их моделирование

Практическая работа №27

 Снятие мерок Выполнение эскиза изделия.

Копирование выкройки из журнала мод.

Подготовка выкройки к раскрою

2

Комбинированный

Правила снятия мерок.

Правила копирования выкроек из журналов мод.

Способы увеличения и уменьшения выкройки

Элементы моделирования.

Правила расчеты количества ткани

Знать/понимать

Правила снятия мерок

Уметь –

Копировать выкройки из журналов и готовить выкройки к раскрою

Шорты, кепи, рюкзак (по выбору учащихся)

Фронтальный опрос  

Учебник, альбом, выкройки

Чертежные инструменты,

См. лента, линейка закройщика

Журналы мод, ИК и ТК

Выполнение эскиза    

41-42          

Раскрой швейного изделия Практическая работа №28-29

Раскрой швейного изделия

2

Урок-практикум

Варианты экономной раскладки выкроек на ткани.

Последовательность раскроя.

Наименование срезов деталей кроя.

Подготовка деталей кроя к обработке.

Знать/понимать

Способы раскладки выкройки на ткани, правила подготовки ткани к раскрою.

Подготавливать ткань к раскрою,

Выполнять обмеловку  и раскрой ткани.

Контроль  правильности снятия мерок

Учебник,

Журналы,

альбом, сантиметровая лента, линейка закройщика,

Бумага, чертежные инструменты

Построение чертежа в натуральную величину

43-44

Технология изготовления

швейного изделия

Практическая работа №30-31

Технология выполнения машинных швов /настрочной, накладной, расстрочной/ швов

2

Урок-практикум

Виды машинных швов.

Инструктаж.

Знать/понимать

Правила обработки срезов и деталей швейного изделия;

Правила безопасной работы с ручными инструментами, с Эл.утюгом и машиной

Уметь –

Обрабатывать детали кроя фартука;

Выполнять ВТО изделия и определять качество готового изделия

Контроль качества

45-46

Технология изготовления

швейного изделия

Практическая работа №32-33

Обработка деталей кроя

2

Урок-практикум

Технологическая последовательность изготовления швейного изделия.

 Инструктаж  по ТБ

Образцы ручных стежков и строчек.

Контроль качества

Учебник, таблицы, ТК и ИК, Образцы

ручных строчек

Ткань

Инструменты приспособления  

47-48

Технология изготовления

швейного изделия 

Практическая работа №34-35

Обработка деталей кроя

2

Урок-практикум

Способы обработки деталей кроя

Образцы машинных швов/настрочной, накладной, расстрочной/ швов

Контроль качества  обработки изделия

Учебник, таблицы, ТК и ИК,

Образцы

ручных и машинных строчек,

Образцы поузловой обработки

 Инструменты и  

приспособления

49-50

Технология изготовления

швейного изделия

Практическая работа №36

Контроль и оценка качества готового изделия

2

Урок- закрепления знаний

Влажно-тепловая обработка изделия

Контроль и оценка качества готового изделия

 Готовое изделие

Контроль и оценка качества  готового изделия + Тест

Уход за одеждой, ее ремонт – 2 часа

51-52

2

Комбинированный

Символы ухода за одеждой.

Правила чистки и утюжки брюк.

Знать/понимать

Правила ухода за одеждой из хлопка и льна; способы ухода за обувью, виды фурнитуры,

Уметь –

Проводить ВТО брюк

Знаки – символы, утюг, гладильная доска,

брюки

Контроль качества выполняемой работы

Знаки – символы, утюг, гладильная доска, брюки

ВТО своей одежды

Творческий проект -12 часов

53-54

Технология проектирования  и создания материальных  объектов

Практическая работа №38:

Выбор темы и обоснование проекта

2

Комбинированный

Организация проектной деятельности.

Творческий проект и его основные элементы Алгоритм выполнения проекта.

Банк идей проектов.

Знать/понимать

Сущность проекта.

Алгоритм выполнения проекта.

Понятие «потребность»

Уметь –

Выдвигать и формулировать свои идеи и предложения

Т-ца «Банк идей проектов»

эскизы

Консультации при выборе темы проекта

Слайд-фильм «Технология проект-ния»,

творческие проекты уч-ся, таблица «Алгоритм  выполнения проекта»,

т-ца «Банк идей проектов»

Рабочая тетрадь по проект-нию

Заполнение дизайн-листов

55-56

Работа с первоисточниками

Практическая работа №39:

«Анализ проектируемого изделия и его реконструкция»

2

Комбинированный

Источники информации.

Методы исследования проекта

План мероприятий по решению проблемы

Знать/понимать

Структура  проекта

Методы исследования проекта

Уметь –

Выбирать основную

Информацию, анализировать ее, формулировать выводы.

Работа с текстом,

Схема «Анализ изделия»

Консультации при формулировании выводов

Эскизы, иллюстрации объектов,                                    

Т-ца «Анализ изделия»

Заполнение дизайн-листов

57-58

Поиск альтернативных вариантов.

Практическая работа №40:

«Выбор оптимального варианта проекта»

«Выполнение чертежа проектируемого изделия»

2

Комбинированный

Понятие «конструирование»

Знать/понимать

Суть метода поиска альтернативных вариантов

Уметь –

Выполнять чертеж проекта

Чертеж проекта,

Технологическая карта

Консультация  при выполнении графической документации

Презентация «Конструирование», т-цы «Метод морфологического анализа»,

«Метод фокальных объектов»,

проектные изделия  и чертежи, т-ца «Линии чертежа»,

Чертежные принадлежности, альбом

Заполнение дизайн-листов

59-60

Технология изготовления проекта

Практическая работа №41:

Выбор материалов, инструментов и приспособлений

2

Комбинированный

Сведения о конструкционных материалах и их свойствах.

Знать/понимать

Свойства конструкционных материалов,

Уметь –

Подбирать материалы, инструменты и приспособления для своего изделия

Спецификация выбранных материалов

Консультация  при  подборе материала

Технологическая карта, чертежи, эскизы

Заполнение дизайн-листов

61-62

Технология изготовления проекта

Практическая работа №42-43

«Изготовление проектного изделия»

2

Урок-практикум

Технологическая последовательность изготовления изделия

Знать/понимать

Алгоритм выполнения изделия и технику безопасности

Уметь –

Самостоятельно выполнять проектное изделие

Проектируемые изделия

Наблюдение  за приемами работы и соблюдением ТБ.

Технологическая карта, чертежи, эскизы

Заполнение дизайн-листов

63-64

Защита проекта

Практическая работа №44-45

«Презентация проекта»

2

Обобщение знаний

Презентация проекта,

Демонстрация изделия,

Ответы на вопросы

Знать/понимать

Критерии оценивания

Уметь –

Представлять техническую документацию, презентацию проекта,

Излагать суть найденного решения проблемы

Готовое изделие, дизайн-папка,

презентации

Оценка проектов, проверка документации

Техническая документация,

Готовое изделие,

Презентации,

бланки для оценки

Подготовка выступления

Дизайн пришкольного участка -  4часа

65-66

Принцип планировки. Создание микроландшафта.

Практическая работа № 46:

«Выполнение эскиза пришкольного палисадника»

2

Комбинированный

Террасы, дорожки, переносные цветники, миниатюрные  сады.

Понятие о «Саде камней».

Знать/понимать

Принципы,

 способы планировки  и обустройства приусадебных участков.

Уметь –

Создавать цветники

Садить и ухаживать за цветочными культурами

Эскиз

Контроль качества выполняемой работы

Журналы, иллюстрации, фото,

Альбом, цветные карандаши

67-68

Способы обустройства  и оформления пришкольного палисадника

Практическая работа № 47:

Декоративное оформление цветников»

2

Комбинированный

Технология оформления цветников.

Посадка цветочных культур и кустарников

Цветники

Контроль качества выполняемой работы

ИТОГО:                     68 часов

Из них

ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ:   47часов

Требования к уровню подготовки учащихся

РАЗДЕЛ «КУЛИНАРИЯ. Культура питания»

Учащиеся должны:

знать/понимать

санитарно-гигиенические требования к помещению кухни, столовой; к обработке пищевых продуктов;

виды оборудования современной кухни;

процесс пищеварения;

роль и значение витаминов, минеральных солей, белков, жиров и углеводов в жизнедеятельности организма;

виды и технологию приготовления бутербродов и горячих напитков;

пищевую ценность овощей.

Уметь

работать с кухонным оборудованием, инструментами;

определять доброкачественность продуктов по внешним признакам;

выполнять механическую и тепловую обработку пищевых продуктов;

готовить бутерброды и горячие напитки, блюда из овощей, яиц и не печеные кондитерские изделия.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

самостоятельного приготовления блюд и их оформления; сервировки стола, соблюдения правил этикета за столом.

РАЗДЕЛ « Бытовая техника»

Знать/понимать

правила техники безопасности;

принцип работы и устройство бытовых приборов, применяемых на кухне для приготовления пищи и для уборки квартиры (пылесоса, стиральной машины);

название основных частей велосипеда, основные неисправности велосипеда и способы их устранения.

Уметь

правильно эксплуатировать электроприборы в быту, определять причины и устранять простейшие неисправности; настроить велосипед, выполнить смазку, заклеить камеру,  накачать колеса.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

выбора, правильной эксплуатации и ухода за бытовой техникой.  

РАЗДЕЛ «Основы чертежной грамотности»

Знать/понимать

эскиз, технический рисунок, чертеж, сборочный чертеж

Уметь

читать и выполнять эскиз, рисунок и простейшие чертежи.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

изготовления каких – либо изделий в быту

РАЗДЕЛ «Ремонтные работы в быту»

Знать/понимать

что такое мебельная фурнитура, разницу между накладной и врезной фурнитурой, причины неисправности мебели, способы установки и замены фурнитуры;

 материалы и инструменты для обойных работ, классификацию обоев, технологию обработки стен обоями, дефекты обойных работ.

Уметь

устанавливать и заменять фурнитуру; обрабатывать стены обоями, устранять дефекты обойных работ.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

создания уютных и комфортных условий проживания.

РАЗДЕЛ «Материаловедение»

Знать/понимать

процесс заготовки и обработки пиломатериалов, физические и химические свойства древесины,

 процесс производства черных и цветных металлов, их свойства и область применения; способы получения искусственных и синтетических волокон, свойства тканей из химических волокон.

Уметь

распознавать: металлы и сплавы; породы древесины; ткани из натуральных и химических волокон.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

подбора материалов согласно их свойствам для изготовления деталей и изделий.

РАЗДЕЛ «Машиноведение»

Знать/понимать

значение техники в истории человечества;

назначение детали в машине;

 общее устройство машин;

общее устройство станков для обработки дерева и металла;

 общее устройство швейной машины, виды приводов швейной машины, их отличительные признаки, устройство машинной иглы.

Уметь

готовить швейную машину к работе, устанавливать иглу, регулировать качество строчки, длину стежка; производить простейшие расчеты режимов работы сырья и готовой продукции.  

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

выполнения технологических процессов по изготовлению изделий с применением машин и механизмов

РАЗДЕЛ «Декоративная обработка древесины»

Знать/понимать

виды пиломатериалов; основные инструменты для резьбы по дереву.

Уметь

выполнять простейшие детали из древесины по чертежам и технологическим картам; соединить детали из фанеры  (склеиванием, на гвоздях); выполнять простейшие операции резьбы, шлифовать и полировать поверхности; выбирать необходимые инструменты и приспособления для работы.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

декоративного оформления интерьера помещений и приусадебных участков.

РАЗДЕЛ «Декоративная обработка металла»

Знать/понимать

приемы обработки металлов согласно их свойств.

Уметь

выполнять простейшие детали из проволоки и тонколистового металла по чертежам и технологическим картам;

выбирать необходимые инструменты и приспособления для работы.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

декоративного оформления интерьера помещений и приусадебных участков.

РАЗДЕЛ «Изготовление швейного изделия»

Знать/понимать

классификацию одежды;

способы экономной раскладки выкроек на ткани;

признаки определения лицевой стороны ткани;

способы изготовления простых швейных изделий.

Уметь

переводить готовые выкройки из журналов мод; определять расход ткани для изготовления швейного изделия; кроить и изготавливать простые швейные изделия.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

изготовления простых швейных изделий из текстильных материалов.

РАЗДЕЛ «Уход за одеждой, ее ремонт»

Знать/понимать

правила ухода за одеждой из хлопка и льна; способы ухода за обувью; виды фурнитуры;  символы ухода за одеждой

Уметь

чистить и удалять пятна с одежды;

 выполнять влажно-тепловую обработку рубашки (блузки) и брюк;

осуществлять простейший ремонт одежды: ремонт распоровшихся швов; выбирать и менять фурнитуру, застежку-молнию, подшивать низ брюк.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

выбора рациональных способов ремонта одежды и средств ухода за ней.

РАЗДЕЛ « Творческий  проект»

            Уметь:

выбирать посильную и необходимую работу

аргументированно защищать свой выбор

делать эскизы и подбирать материалы для выполнения изделия

пользоваться необходимой литературой

подбирать все необходимое для выполнения идеи конструировать и моделировать, выполнять намеченные работы

оценивать выполненную работу и защищать ее

РАЗДЕЛ «Дизайн пришкольного участка»

Знать/понимать

принципы планировки приусадебных участков,

способы обустройства пришкольного участка,

Уметь

создавать переносные цветники, миниатюрные сады, элементы альпийской горки, водоемы; использовать различные виды художественного оформления композиции из ваз, цветников, скульптуры из засохших стволов деревьев.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

озеленения территории с учетом современных тенденций в ландшафтном дизайне.

Творческие, проектные работы (приложение)

Примерные темы:

  1. Кулинария:

праздничный стол из салатов,

этот удивительный бутерброд,

овощи-лекари,

сервировка стола

завтрак своими руками

ужин для всей семьи

  1. Художественная обработка материалов:

обрезки ткани для пользы дела,

тайны бабушкиного сундука,

веселые лоскутки,

панно для украшения кухни (ткань,  использование народных промыслов и т.п.)

подарок подруге(другу)

оформление интерьера школы

обеспечение  уюта и комфорта в интерьере дома

  1. Изготовление швейного изделия:

игрушки – объемные или плоские (ткани, наполнитель),

простейшие виды одежды (топ, фартук – ткань),

прихватки, салфетки, грелки на чайник и кастрюлю (ткань – лоскутная техника)

  1. Электробытовые приборы – наши помощники.

Ресурсное обеспечение программы

Литература основная

  1. Письмо Департамента государственной политики в образовании МОиН РФ от 07.07.2005 №03-1263: о примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана.
  2. Примерная программа основного общего образования по направлению “Технология. Обслуживающий труд”
  3. Сборник нормативных документов. Технология / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2004. – 120, [8] с.
  4. Технология: Учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений (вариант для девочек). – 2-е изд., перераб. /Под ред. В.Д. Симоненко. – М.: Вентана - Граф, 2004. – 192 с.: ил.
  5. Технология: Учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений (вариант для мальчиков). – 2-е изд., перераб. /Под ред. В.Д. Симоненко. – М.: Вентана - Граф, 2004. – 192 с.: ил.
  6. Кожина О.А., Кудакова Е.Н., Носорева Е.А. Структура содержания и примерное тематическое планирование учебного материала по технологии (обслуживающий труд) в 5-9 классах //Школа и производство. – 2001. 0- №6
  7. Павлова М.Б., Питт Дж., Гуревич М.И., Сасова И.А. Метод проектов в технологическом образовании школьников: Пособие для учителя / Под ред. И.А. Сасовой. – М.: Вентана-Граф, 2003. – 296 с.: ил.
  8. Технология. 5 класс: Сборник проектов: Пособие для учителя / М.И. Гуревич, М.Б. Павлова, И.Л. Петрова, Дж. Питт, И.А. Сасова / Под ред. И.А. Сасовой. – М.: Вентана-Граф, 2004. – 144 с.: ил.
  9. Маркуцкая С.Э. Технология: Обслуживающий труд. Тесты. 5-7 классы / Маркуцкая С.Э. – М.: Издательство “Экзамен”, 2006. – 128с. (Серия “Учебно-методический комплект”)
  10. Технология. 5-11 классы; проектная деятельность. Л.Н.Морозова, Н.Г.Кравченко.- 2-е издание, -Волгоград:Учитель,2008.

Литература дополнительная        

  1. Журналы  «Школа и производство»
  2. Технология. 5-11 классы; проектная деятельность на уроках: планирование, конспекты уроков, творческие проекты, рабочая тетрадь для учащихся/ авт.-сост. Н.А.Пономарева. -Волгоград:Учитель,2010.
  3. Неделя технологии в начальной и средней школе: праздники, посиделки, викторины, семинары, конкурсы, игры/ авт.-сост. О.В.Павлова .- Волгоград: Учитель,2007.

Литература для учащихся        

  1. Технология: Учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений – 2-е изд., перераб. /Под ред. В.Д. Симоненко. – М.: Вентана - Граф, 2006. – 192 с.: ил.
  1. Технология: Учебник для учащихся  6 класса сельских общеобразовательных учреждений / Под ред. В.Д.Симоненко.-2-е изд.с уточн.-М.:Вентана-Граф,2004.-240с.:ил.

Интернет-ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по технологии (технический труд) 5-8 класс

Рабочая программа по технологии составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта для основного общего об...

Рабочая программа по технологии для девочек 5-9 классов.

Рабочая программа основного общего образования по технологии по программе В.Д. Симоненко (вариант для девочек)....

Рабочая программа по технологии для учащихся 5-9 классов (вариант для девочек)

Технология - предмет, способствующий профессиональному становлению развивающейся личности. Именно   в  процессе  освоении  технологических навыков  учащиеся  получают воз...

Рецензия на программу по технологии для 5-8 неделимых классов

Здесь представлена рецензия на программу по предмету "Технология" для 5-8 неделимых классов....

Рабочая программа по технологии для девочек 5-10 классы

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит на этапе основного общего образования 245 ч для обязательного изучения каждого направления образоват...

Рабочая программа по технологии для объединенного 10-11 класса

В основе рабочей программы обучения технологии в 10 и 11 общеобразовательных классах лежит программа под редакцией В. Д. Симоненко. Данная программа рассчитана на 2 часа изучения предмета в неде...

Рабочая программа по технологии в рамках ФГОС, 5 класс, девочки

Программа по технологии для девочек, в рамках ФГОС, адаптированная для условий гимназии, не имеющей материальной базы для проведения занятий по технологии....