Рабочая программа по технологии в рамках ФГОС, 5 класс, девочки
рабочая программа по технологии (5 класс) по теме

Лялина Наталья Михайловна

Программа по технологии для девочек, в рамках ФГОС, адаптированная для условий гимназии, не имеющей материальной базы для проведения занятий по технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nasha_rabochaya_programma_po_tekhnologii_5_klass.doc338.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрено на заседании Методического совета

Протокол № _________

«_____»_________2013 год          

«Согласовано»

Зам.директора по УВР

______________________

«_____»_________2013 год

«Утверждаю»

Директор школы

______________________

  «_____»_________2013 год

Рабочая учебная программа по

технологии

(наименование учебного предмета)

(Технологии ведения дома)

(направление)

          Основное общее образование, 5-9 класс _______5 класс______________________________________________

(уровень, ступень образования)

Составлена на основе примерной программы:

            Рабочая программа разработана на основе Примерной программы по технологии (издательство «Просвещение», 2011г.)

            и авторской        программы «Технология. Трудовое обучение» (1-4, 5-11 классы; В.Д. Симоненко, Ю.Л. Хотунцев,

            издательство «Просвещение», 2007г.)  уровень обучения – базовый.

(наименование программы, автор программы)

          ФИО учителя, составившего рабочую учебную программу :                            коллектив учителей по технологии

_____________2013_____________

(год разработки)


Содержание

1

Пояснительная записка

3

1.1

Общая характеристика  предмета

4

1.2

Место учебного предмета «Технология» в базисном учебном плане

7

1.3

Цели и задачи обучения

6

1.4

Личностные,  метапредметные,  предметные результаты изучения предмета

7

1.5

Обобщенные результаты обучения технологии

10

1.6

Способы контроля и оценивания образовательных достижений

11

2

Содержание учебного предмета

12

3

Календарно-тематическое планирование

19

4

Учебно-методическое,  материально-техническое,  информационное обеспечение образовательного процесса

27

5

Планируемые результаты изучения предмета

27

5.1

Общие результаты

22

5.2

Требования по разделам технологической подготовки

22

5.3

Перечень знаний и умений, формируемых у учащихся

24

Список использованных источников

29

  1. Пояснительная записка

Источники составления программы.

  • Фундаментальное ядро содержания общего образования, М.: Просвещение, 2011 год (стандарты второго поколения);
  • Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства Образования и Науки РФ от 17.12.10 №1897)
  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года №273-ФЗ;
  • Примерная программа по технологии для учащихся 5-9 классов, М.: Просвещение, 2010 год (стандарты второго поколения);
  • Программа основного общего образования «Технология», 5-8 классы рекомендованная Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2012г. Авторы программы: А.Т. Тищенко, Н.В.Синица, В.Д.Симоненко.

Модифицированная учебная программа  «Технология» для 5 класса позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета, конкретизирует содержание сюжетных линий образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и вариант последовательности изучения блоков, разделов и тем учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, сензитивных периодов их развития.

Материально-техническая база «Гимназии №7», не позволяет в полной мере осуществлять обучение по программе под. редакцией А.Т. Тищенко, Н.В.Синица, В.Д. Симоненко, технология, трудовое обучение (отсутствие оборудованных мастерских для мальчиков, для девочек: станков, швейных машин и т.д.). В связи с этим внесены изменения в календарно-тематическое планирование уроков для 5-6 классов, которые позволяют учащимся овладеть духовным и творческим потенциалом народного и профессионального декоративного искусства, формировать у учащихся качеств творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся личности, которые необходимы для деятельности в новых социально-экономических условиях, а так же подготовить учащихся  осознанному профессиональному самоопределению.

Данные изменения осуществляют положение концепции школы, воспитание творчески мыслящих молодых людей, приобщение к мировой культуре, развитие способностей самовыражения в процессе креативной деятельности.

  1. Общая характеристика предмета.

   Рабочая программа предмета «Технология» составлена с учетом полученных учащимися при обучении в начальной школе технологических знаний и опыта трудовой деятельности.

Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды.

В данной программе изложено два основных направления технологии: «Индустриальные технологии» и «Технологии ведения дома», в рамках которых изучается учебный предмет. В программе скомбинированы оба направления. Каждый компонент программы включает в себя основные теоретические сведения и практические работы. При этом предполагается, что изучение материала, связанного с практическими работами, предваряется освоением обучающимися необходимого минимума теоретических сведений с опорой на лабораторные исследования, выполнение школьниками творческих и проектных работ.

Независимо от изучаемых технологий содержание программы предусматривает освоение материала по следующим сквозным образовательным линиям:

  • культура, эргономика и эстетика труда;
  • получение, обработка, хранение и использование технической и технологической информации;
  • основы черчения, графики и дизайна;
  • элементы домашней и прикладной экономики, предпринимательства;
  • знакомство с миром профессий, выбор обучающимися жизненных, профессиональных планов;
  • влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;
  • творческая, проектно-исследовательская деятельность;
  • технологическая культура производства;
  • история, перспективы и социальные последствия развития техники и технологии;
  • распространённые технологии современного производства.

В результате изучения технологии обучающиеся ознакомятся:

  • с ролью технологий в развитии человечества, механизацией труда, технологической культурой производства;
  • функциональными и стоимостными характеристиками предметов труда и технологий, себестоимостью продукции, экономией сырья, энергии, труда;
  • элементами домашней экономики, бюджетом семьи, предпринимательской деятельностью, рекламой, ценой, доходом, прибылью, налогом;
  • экологическими требованиями к технологиям, социальными последствиями применения технологий;
  • производительностью труда, реализацией продукции;
  • устройством, управлением и обслуживанием доступных и посильных технико-технологических средств производства (инструментов, механизмов, приспособлений, приборов, аппаратов, станков, машин);
  • предметами потребления, материальным изделием или нематериальной услугой, дизайном, проектом, конструкцией;
  • методами обеспечения безопасности труда, культурой труда, этикой общения на производстве;
  • информационными технологиями в производстве и сфере услуг, перспективными технологиями;

овладеют:

  • основными методами и средствами преобразования и использования материалов, энергии, информационной преобразующей, творческой деятельности;
  • умением распознавать и оценивать свойства конструкционных, текстильных и поделочных материалов;
  • умением выбирать инструменты, приспособления и оборудование для выполнения работ, находить необходимую информацию в различных источниках, в том числе с использованием компьютера;
  • навыками чтения и составления конструкторской и технологической документации, измерения параметров технологического процесса и продукта труда; выбора, проектирования, конструирования, моделирования объекта труда и технологии с использованием компьютера;
  • навыками подготовки, организации и планирования трудовой деятельности на рабочем месте с учётом имеющихся ресурсов и условий, соблюдения культуры труда;
  • навыками организации рабочего места с соблюдением требований безопасности труда и правил пользования инструментами, приспособлениями, оборудованием;
  • навыками выполнения технологических операций с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин, оборудования;
  • умением разрабатывать учебный творческий проект, изготовлять изделия или получать продукты с использованием освоенных технологий;

■        умением соотносить личные потребности с требования
ми, предъявляемыми различными массовыми профессиями
к личным качествам человека.
        Исходя из необходимости учёта потребностей личности обучающегося, его семьи и общества, достижений педагогической науки, учитель может подготовить дополнительный авторский учебный материал, который должен отбираться с учётом следующих положений:

  • распространённость изучаемых технологий и орудий труда в сфере производства, домашнего хозяйства и отражение в них современных научно-технических достижений;
  • возможность освоения содержания курса на основе включения обучающихся в разнообразные виды технологической деятельности, имеющие практическую направленность;
  • выбор объектов созидательной и преобразующей деятельности на основе изучения общественных, групповых или индивидуальных потребностей;
  • возможность реализации общетрудовой и практической направленности обучения, наглядного представления методов и средств осуществления технологических процессов;
  • возможность познавательного, интеллектуального, творческого, духовно-нравственного, эстетического и физического развития обучающихся.

                 Все разделы программы содержат основные теоретические сведения и лабораторно-практические и практические работы. При этом предполагается, что перед выполнением практических работ школьники должны освоить необходимый минимум теоретического материала. Основная форма обучения — учебно-практическая деятельность. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические и практические работы.

Программой предусмотрено выполнение обучающимися в каждом учебном году творческого проекта. Соответствующая тема по учебному плану программы предлагается в конце каждого года обучения. Однако методически возможно построение годового учебного плана занятий с введением творческой, проектной деятельности с начала учебного года.

При организации творческой, проектной деятельности обучающихся необходимо акцентировать их внимание на потребительском назначении и стоимости продукта труда — изделия, которое они выбирают в качестве объекта проектирования и изготовления. Учитель должен помочь школьникам выбрать такой объект для творческого проектирования (в соответствии с имеющимися возможностями), который обеспечил бы охват максимума

рекомендуемых в программе для освоения технологических операций. При этом необходимо, чтобы объект был посильным для школьников соответствующего возраста.

Для более глубокого освоения предмета «Технология» следует организовать для учащихся летнюю технологическую практику за счёт времени из компонента образовательного учреждения. В период практики учащиеся под руководством учителя могут выполнять посильный ремонт учебных приборов и наглядных пособий, классного оборудования, школьных помещений, санитарно-технических коммуникаций и др.

Обучение технологии предполагает широкое использование межпредметных связей. Это связи с алгеброй и геометрией при проведении расчётных операций и графических построений; с химией при изучении свойств конструкционных и текстильных материалов, пищевых продуктов; с физикой при изучении механических характеристик материалов, устройства и принципов работы машин, механизмов приборов, видов современных технологий; с историей и искусством при изучении технологий художественно-прикладной обработки материалов.

Логические связи данного предмета с остальными предметами образовательного плана.

           При изучении учебного курса «Технология» в 5 классе используются связи данной дисциплины с остальными предметами (разделами) учебного (образовательного) плана, такими как: основы здорового образа жизни, биология, география, история, физика, изобразительное искусство, математика, экология. Это можно проследить по следующим темам:

  • основы здорового образа жизни:

          - Санитария и гигиена. Здоровое питание. Здоровье – это здорово.

             - Технология приготовления бутербродов,   горячих напитков и блюд из яиц. Режим  

               питания.

            - Энергия пищи. Технология приготовления блюд из круп, бобовых и макаронных изделий.

            - Продукты разные нужны, блюда разные важны. Технология приготовления блюд из   овощей и фруктов. Тепловая кулинарная обработка овощей. Где и как мы едим

А также уроки, на которых выполняются практические работы с предварительным повторением правил безопасных приемов труда:

            - Бытовые электроприборы на кухне.

  • биология:

           - Продукты разные нужны, блюда разные важны. Технология приготовления блюд из   овощей и фруктов. Тепловая кулинарная обработка овощей. Где и как мы едим

          - Технология приготовления бутербродов,   горячих напитков и блюд из яиц. Режим  

    питания

        - Производство текстильных материалов. Текстильные материалы и их свойства.

  • география:

         - Производство текстильных материалов. Текстильные материалы и их свойства.

  • история:

- Культура поведения за столом.

            - Производство текстильных материалов. Текстильные материалы и их свойства.

- Бытовая швейная машина.  

- История создания изделий из лоскута.

  • физика:

- Производство натуральных растительных волокон. Полотняное переплетение.   Основные характеристики ткани.

 -   Бытовая швейная машина.  

 - Влажно – тепловая обработка ткани.

  • изобразительное искусство:

- Декоративно-прикладное искусство. Основы композиции

- Орнамент. Символика в орнаменте. Цветовые сочетания в орнаменте.

 - Творческая работа «Выполнение эскиза интерьера кухни»

  • математика:

- Изготовление выкройки, шаблонов.

  • экология:

- Первичная и тепловая обработка овощей. Блюда из овощей.

- Эстетика и экология жилища

  • черчение:

- Изготовление эскизов, выкроек, шаблонов

  1. Место учебного предмета «Технология» в базисном учебном плане

Учебный предмет «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников. Его содержание предоставляет обучающимся возможность войти в мир искусственной, созданной людьми среды техники и технологий, называемой техносферой и являющейся главной составляющей окружающей человека действительности.

Базисный учебный план образовательного учреждения на этапе основного общего образования включает в  5 классах — 68 часов, из расчёта 2 часа в неделю.

1 четверть – 16 часов,

2 четверть – 16 часов,

3 четверть – 20 часов,

4 четверть – 16 часов.

Анализ образовательных потребностей обучающихся и аргументация распределения количества часов по направлениям программы

     С учетом

  • интересов обучающихся,
  • возможностей ОУ и материально-технической базы,
  • наличия методического и дидактического обеспечения,
  • особенностями 5-х классов в 2013-14 учебном году (неделимые классы)

в программе произведено перераспределение часов следующим образом:

  «Технология ведения дома» – 52 часов

«Индустриальные технологии» – 16 часов

С учётом общих требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения изучение предметной области «Технология» должно обеспечить:

  • развитие инновационной творческой деятельности обучающихся в процессе решения прикладных учебных задач;
  • активное использование знаний, полученных при изучении других учебных предметов, и сформированных универсальных учебных действий;
  • совершенствование умений осуществлять учебно-исследовательскую и проектную деятельность;
  • формирование представлений о социальных и этических аспектах научно-технического прогресса;
  • формирование способности придавать экологическую направленность любой деятельности, проекту; демонстрировать экологическое мышление в разных формах деятельности.

1.3 Цели  и задачи обучения

Основными целями изучения учебного предмета «Технология» в системе основного общего образования программы А.Т. Тищенко, Н.В.Синица, В.Д.Симоненко являются:

  • формирование представлений о составляющих техносферы, современном производстве и распространённых в нём технологиях;
  • освоение технологического подхода как универсального алгоритма преобразующей и созидательной деятельности;
  • формирование представлений о технологической культуре производства, развитие культуры труда подрастающего поколения на основе включения обучающихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;
  • овладение необходимыми в повседневной жизни базовыми (безопасными) приёмами ручного и механизированного труда с использованием распространённых инструментов, механизмов и машин, способами управления отдельными видами бытовой техники;
  • овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства;
  • развитие у обучающихся познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
  • формирование у обучающихся опыта самостоятельной проектно-исследовательской деятельности;
  • воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремлённости, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда; воспитание гражданских и патриотических качеств личности;
  • профессиональное самоопределение школьников в условиях рынка труда, формирование гуманистически и прагматически ориентированного мировоззрения, социально обоснованных ценностных ориентаций.

Цель ООП в МОАУ «Гимназия №7» (полного дня) г. Оренбурга: полноценное развитие личности учащегося посредством формирования ключевых компетенций в условиях реализации модели «Школа полного дня»  как многопрофильного образовательного учреждения.

Цель программы по технологии в  5 классе  МОАУ «Гимназия №7» (полного дня): формирование трудовой и технологической культуры гимназиста, системы технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности в процессе формирования ключевых компетенций.

Задачи:

  • формировать общекультурную и ценностно-смысловую компетенции в процессе понимания  значения  технологий в развитии человечества, приобщения к культуре труда, производства на основе включения обучающихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда, уважения к людям различным профессий, результатам их труда, многонациональной культуре с учетом традиций декоративного искусства региона;
  • сформировать учебно-познавательную компетенцию в процессе овладения знаниями экологических требований к технологиям, об устройстве доступных и посильных технико-технологических средств производства (инструментов, механизмов, приспособлений, приборов, станков, машин), методов обеспечения безопасности труда, предметов потребления, материальных изделий;
  • научить необходимым в повседневной жизни базовым приемам ручного и механизированного труда с использованием распространенных инструментов и машин, способами управления отдельными видами распространенной в быту техники, применению в практической деятельности знаний, полученных при изучении основ наук;
  • формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками; умение общаться при коллективном выполнении работ или проектов с учетом общности интересов и возможностей членов трудового коллектива;
  • формировать и развивать ИКТ-компетентность в процессе выполнения творческих проектов, поиска необходимой информации в различных источниках, в том числе с использованием компьютера.

1.4.  Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Технология»

Требования

Содержание требований

личностные

  1. Познавательные интересы и активность при изучении предметного направления
  2. Трудолюбие и ответственность за качество своей деятельности
  3. Овладение установками, нормами и правилами организации труда
  4. Осознание необходимости общественно-полезного труда
  5. Бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам
  6. Овладение навыками, установками, нормами и правилами НОТ

метапредметные

  1. Овладение необходимыми в повседневной жизни базовыми приемами ручного и механизированного труда с использованием распространенных инструментов и механизмов, способами управления отдельными видами распространенной в быту техники
  2. Умение применять в практической деятельности знаний, полученных при изучении основных наук
  3. Знания алгоритмизации планирования процессов познавательно-трудовой деятельности
  4. Использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов труда
  5. Соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой
  6. Согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими участниками ОП

предметные

в сфере

 а) познавательной

1. Использование учебной и дополнительной информации для проектирования и создания объектов труда

2.   Распознавание  видов, назначения и материалов, инструментов и приспособлений, применяемых в технологических процессах при изучении разделов программы

3. Владение способами НОТ, формами деятельности, соответствующими культуре труда

б)мотивационной

1.  Оценивание своей способности и готовности к труду

2.  Осознание ответственности за качество результатов труда

3.  Наличие экологической культуры при обосновании выбора объектов труда и выполнении работ

4.  Стремление к экономичности и бережливости в расходовании времени, материалов при выполнении работ

в)трудовой деятельности

1.  Планирование технологического процесса

2.  Подбор материалов, инструментов и оборудования с учетом характера объекта труда и технологической последовательности

3.  Соблюдение норм и правил безопасности, правил санитарии и гигиены

4.  Контроль промежуточного и конечного результата труда для выявления допущенных ошибок в процессе труда при изучении учебных разделов

г)физиолого-психологической деятельности

1.  Развитая моторика и координация рук при работе с ручными инструментами и при выполнении операций с помощью машин и механизмов

2.   Достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций

3.   Соблюдение требуемой величины усилий прикладываемых к инструментам с учетом технологических требований

4.   Сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности

д) эстетической

1.   Основы дизайнерского проектирования изделия

2.    Эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учетом требований эргономики и НОТ

е)коммуникативной

1.  Формирование рабочей группы для выполнения проекта

2.  Публичная презентация и защита проекта, изделия, продукта труда

3.  Разработка вариантов рекламных образцов

1.5. Способы контроля и оценивания образовательных достижений

 Рабочая программа по технологии в 5 классе подразумевает использование таких организационных форм проведения уроков, как:

  • урок «открытия» нового знания;
  • урок отработки умений и рефлексии;
  • урок общеметодологической направленности;
  • урок развивающего контроля;
  • урок – исследование (урок творчества);
  • лабораторная работа;
  • практическая работа;
  • творческая работа;
  • урок – презентация.

      Приоритетными методами являются упражнения, лабораторные, практические работы, выполнение проектов.

Инструментарий для оценивания результатов:

  • тесты,                                                    
  • практические работы
  • творческие работы,
  • творческие проектные работы,
  • лабораторные работы

Система оценки достижений учащихся:

  • пятибалльная, портфолио, проектная работа

        Форма промежуточной аттестации: аттестация (оценка) за I,  II,  III,  IV  четверти и год.

Система контроля учебных достижений обучающихся

требования

вид контроля

форма контроля

личностные

предварительный

выставки начальной школы

текущий

устный опрос, наблюдение, практические работы

периодическая проверка ЗУ по разделу

самостоятельные работы

итоговый

выставка работ, презентации проектов

метапредметные

предварительный

входная диагностика

текущий

наблюдение, тестирование, творческие работы

итоговый

мониторинг

предметные

в сфере

 а) познавательной

текущий

тест с многозначным выбором ответа, наблюдение

итоговый

мониторинг

б)мотивационной

текущий

устный опрос

итоговый

письменный опрос

в)трудовой деятельности

текущий

самоконтроль, практические работы, мини-проекты, взаимопроверка, инструкционные карты, самооценочная карта контроля

итоговый

тестирование, готовое изделие

г)физиолого-психологической деятельности

текущий

наблюдение, устный опрос, рефлексия

д) эстетической

текущий

наблюдение, творческие работы, самооценка по критериям

е)коммуникативной

текущий

наблюдение

итоговый

защита проекта, мониторинг

В заключение изучения разделов программы 5 класса проводится диагностика (тесты составляет учитель с целью выявления уровня знаний обучающихся) При составлении диаграммы полученных ранее результатов диагностик можно выявить результативность качества обучения

Критерии оценки качества знаний учащихся по технологии

  1. При устной проверке.

Оценка «5» ставится, если учащийся:

  • полностью усвоил учебный материал;
  • умеет изложить учебный материал своими словами;
  • самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами;
  • правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Оценка «4» ставится, если учащийся:

  • в основном усвоил учебный материал;
  • допускает незначительные ошибки при его изложении своими словами;
  • подтверждает ответ конкретными примерами;
  • правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Оценка «3» ставится, если учащийся:

  • не усвоил существенную часть учебного материала;
  • допускает значительные ошибки при его изложении своими словами;
  • затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами;
  • слабо отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Оценка «2» ставится, если учащийся:

  • почти не усвоил учебный материал;
  • не может изложить учебный материал своими словами;
  • не может подтвердить ответ конкретными примерами;
  • не отвечает на большую часть дополнительных вопросов учителя.

Оценка «1» ставится, если учащийся:

  • полностью не усвоил учебный материал;
  • не может изложить учебный материал своими словами;
  • не может ответить на дополнительные вопросы учителя.
  1. При выполнении практических работ.

Оценка «5» ставится, если учащийся:

  • творчески планирует выполнение работы;
  • самостоятельно и полностью использует знания программного материала;
  • правильно и аккуратно выполняет задания;
  • умеет пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, машинами, приспособлениями  и другими средствами.

Оценка «4» ставится, если учащийся:

  • правильно планирует выполнение работы;
  • самостоятельно и полностью использует знания программного материала;
  • в основном правильно и аккуратно выполняет задания;
  • умеет пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, машинами, приспособлениями  и другими средствами.

 Оценка «3» ставится, если учащийся:

  • допускает ошибки при планировании  выполнения работы;
  • не может самостоятельно использовать значительную часть знаний программного материала;
  • допускает ошибки и не аккуратно выполняет задания;
  • затрудняется самостоятельно пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, машинами, приспособлениями  и другими средствами.

Оценка «2» ставится, если учащийся:

  • не может правильно спланировать выполнение работы;
  • не может использовать знаний программного материала;
  • допускает грубые ошибки и не аккуратно выполняет задания;
  • не может самостоятельно пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, машинами, приспособлениями  и другими средствами.

Оценка «1» ставится, если учащийся:

  • не может спланировать выполнение работы;
  • не может использовать знаний программного материала;
  • отказывается выполнять задания.
  1. При выполнении творческих и проектных работ

Технико-экономические требования

    Оценка «5»

ставится, если учащийся:

Оценка «4»

ставится, если учащийся:

Оценка «3»

ставится, если учащийся:

Оценка «2»

ставится, если учащийся:

Защита проекта

Обнаруживает полное

соответствие

содержания доклада и

проделанной работы.

Правильно и четко

отвечает на все

поставленные

вопросы. Умеет

самостоятельно

подтвердить

теоретические

положения

конкретными

примерами.

Обнаруживает, в

основном, полное

соответствие

доклада и

проделанной

работы. Правильно

и четко отвечает

почти на все

поставленные

вопросы. Умеет, в основном,

самостоятельно

подтвердить

теоретические

положения

конкретными

примерами

Обнаруживает

неполное

соответствие

доклада и

проделанной

проектной работы.

Не может правильно и четко ответить на отдельные

вопросы.

Затрудняется

самостоятельно

подтвердить

теоретическое

положение

конкретными

примерами.

Обнаруживает незнание большей части

проделанной проектной работы.

Не может правильно и четко ответить на многие вопросы.

Не может подтвердить теоретические положения конкретными примерами.

Оформление проекта

Печатный вариант.

Соответствие

требованиям

последовательности

выполнения проекта.

Грамотное, полное

изложение всех

разделов.

Наличие и качество наглядных

материалов

(иллюстрации,

зарисовки,

фотографии, схемы и т.д.). Соответствие

технологических

разработок

современным

требованиям.

Эстетичность

выполнения.

Печатный вариант.

Соответствие

требованиям

выполнения

проекта.

Грамотное, в

основном, полное

изложение всех

разделов.

Качественное,

неполное количество

наглядных

материалов.

Соответствие

технологических

разработок

современным

требованиям.

Печатный вариант. Неполное соответствие требованиям проекта. Не совсем грамотное изложение разделов. Некачественные наглядные материалы. Неполное соответствие технологических разработок v современным требованиям.

Рукописный

вариант.

Не соответствие

требованиям

выполнения

проекта.

Неграмотное

изложение всех

разделов.

Отсутствие

наглядных

материалов.

Устаревшие

технологии

обработки.

Практичес

кая направлен

ность

Выполненное изделие соответствует и может

использоваться по назначению, предусмотренному при разработке проекта.

Выполненное изделие соответствует и может

использоваться по назначению и допущенные отклонения в проекте не имеют принципиального значения.

Выполненное изделие имеет отклонение от указанного назначения, предусмотренного в проекте, но может использоваться в другом практическом применении.

Выполненное изделие не соответствует и не может использоваться по назначению.

Соответст

вие технологии выполнения

Работа выполнена в соответствии с

технологией.

Правильность

подбора

технологических

операций при проектировании

Работа выполнена в соответствии с технологией, отклонение от указанных  инструкционных карт не имеют принципиального значения

Работа выполнена с отклонением от технологии, но изделие может быть использовано по назначению

Обработка изделий (детали) выполнена с грубыми отклонениями от  технологии, применялись не предусмотренные операции, изделие бракуется

Качество

проектного

изделия

Изделие выполнено в соответствии эскизу чертежа. Размеры выдержаны. Отделка выполнена в соответствии с требованиями предусмотренными в проекте. Эстетический внешний вид изделия

Изделие выполнено в соответствии эскизу, чертежу, размеры выдержаны, но качество отделки ниже требуемого, в основном внешний вид изделия не ухудшается

Изделие выполнено по чертежу и эскизу с небольшими отклонениями, качество отделки удовлетворительно, ухудшился внешний вид изделия, но может быть использован по назначению

Изделие выполнено с отступлениями от чертежа, не соответствует эскизу. Дополнительная доработка не может привести к возможности использования изделия

  1. При выполнении тестов, контрольных работ

Оценка «5» ставится, если учащийся:     выполнил   90 - 100 % работы

Оценка «4» ставится, если учащийся:     выполнил   70 - 89 % работы

Оценка «3» ставится, если учащийся:     выполнил   30 - 69 % работы

Оценка «2» ставится, если учащийся:     выполнил   до 30 % работы

  1. Содержание учебного предмета

I четверть

Вводное занятие (1)

Содержание и задачи курса «Культура дома. Технология обработки ткани и пищевых продуктов». Экологические проблемы природы, общества, человека. Способы их разрешения. Негативные последствия влияния хозяйственной деятельности человека на окружающую среду и на здоровье человека. Экология жилого дома. Влияние электромагнитных полей на здоровье человека.

Кулинария (15)

Физиология питания(2)

Понятие о процессе пищеварения, об усвояемости пищи. Условия, способствующие лучшему перевариванию. Роль слюны, кишечного сока и желчи в пищеварении.

Витамины, их состав и химическая природа. Современные данные о роли витаминов в обмене веществ. Классификация витаминов. Витаминоподобные вещества. Содержание витаминов в пищевых продуктах. Методы сохранения витаминов в пище при хранении и кулинарной обработки продуктов. Суточная потребность в витаминах.

Блюда из сырых и вареных овощей(4)

Общие правила безопасных приемов труда, санитарии и гигиены. Соблюдение санитарных правил при кулинарной обработке продуктов для сохранения их качества и предупреждения пищевых отравлений. Безопасные приемы работы с кухонным оборудованием, инструментами, горячими жидкостями.

Понятие о пищевой ценности овощей. Виды овощей, используемых в кулинарии. Классификация овощей: клубнеплоды, корнеплоды, капустные, листовые, пряные, луковые, тыквенные, томатные, бобовые. Грибы.

Содержание в овощах минеральных веществ, белков, жиров, углеводов, витаминов. Сохранность этих веществ в пищевых продуктах а процессе хранения и кулинарной обработки. Содержание влаги в продуктах. Влияние ее на качество и сохранность продуктов.

Свежемороженые овощи. Условия и сроки хранения и способы кулинарного использования.

Первичная обработка овощей.

Приготовление блюд из свежих овощей.

Приготовление блюд из вареных овощей.

Блюда из яиц (1)

Значение яиц и питание человека. Использование яиц в кулинарии. Способы определения свежести яиц. Способы длительного хранения яиц. Технология приготовления блюд из яиц. Приспособления и оборудование для взбивания и приготовления блюд из яиц. Особенность кулинарного использования яиц водоплавающих птиц (гусей, уток и др.). Способы определения готовности. Оформление готовых блюд. Сервировка стола к завтраку.

Способы крашения яиц к пасхе (в шелухе от луковиц, в листьях молодой березы, в лоскутках линяющей ткани, химическими красителями). Подготовка яиц к покраске. Время крашения.

Бутерброды, горячие напитки.(2)

Бутерброды. Продукты, употребляемые для приготовления бутербродов. Значение хлеба в питании человека. Способы обработки продуктов для приготовления бутербродов. Способы нарезки продуктов для бутербродов, инструменты и приспособления для нарезки. Использование обрезков. Толщина хлеба в бутербродах. Виды бутербродов. Дополнительные продукты для украшения открытых бутербродов. Применение кондитерского мешочка для укладывания масляных смесей на бутерброды.

Горячие напитки. Виды горячих напитков ( чай, кофе, какао).Сорта чая. Их вкусовые достоинства. Чайный сбор. Способы заваривания чая и трав. Сорта кофе. Кофе молотый и в зернах. Устройства для размола кофе. Технология приготовления кофе. Кофеварки. Правила хранения чая, кофею требования к качеству готовых напитков.

Сервировка стола к завтраку.(2)

Составление меню на завтрак. Расчет количества продуктов. Приготовление завтрака, Оформление готовых блюд и подача их к столу. Правила подачи горячих напитков. Столовые приборы и правила пользования ими. Способы складывания салфеток. Правила поведения за столом. Культура поведения в семье. Распределение обязанностей в семье.

Заготовка продуктов.(3)

Роль запасов в экономном ведении домашнего хозяйства. Способы приготовления домашних запасов. Способы хранения запасов из свежих овощей, фруктов, ягод. Температура и влажность в хранении овощей и фруктов. Процессы дозревания овощей и фруктов во время хранения. Упаковочные материалы для хранения запасов. Устройство погреба. Хранение картофеля и зимних корнеплодов. Правила сбора ягод для закладки на хранение. Сбор и заготовка ягод, грибов, лекарственных трав. Определение несъедобных и ядовитых грибов. Сушка фруктов, ягод, овощей, зелени, грибов. Условия сушки, влияющие на качество и сохранность продуктов. Сушка на солнце и в специальных сушилках горячим воздухом. Условии и сроки хранения сушеных продуктов. Замораживание овощей и фруктов. Принцип консервации путем быстрой заморозки. Процессы, происходящие в замороженных продуктах. Температуры, необходимые для быстрой заморозки и длительного хранения. Использование домашнего холодильника для замораживания и хранения овощей и фруктов.

Обобщающий урок «Кулинария»(1)

II четверть

Гигиенические средства по уходу за кожей. Профилактическая защита кожи(2)

Гигиенические требования по уходу за кожей, волосами, ногтями. Основные сведения об уходе за нормальной кожей. Средства ухода за кожей. Особенности ухода за сухой и жирной кожи. Средства борьбы с потливостью. Воспалительные гнойничковые угри. Уход за кожей, пораженной угрями. Положительное и отрицательное воздействие солнечного загара. Профилактическая защита кожи. Знакомство с профессией врача-косметолога.

Интерьер кухни(2)

Краткие сведения об истории архитектуры и интерьера. Национальные традиции, связь архитектуры с природой. Создание интерьера кухни. Требования, предъявляемые к кухне. Разделение кухни на зону для приготовления пищи и зону столовой. Оборудование кухни и уход за ним. Использование в интерьере кухни откидных разделочных досок, полочек, скамеек. Посуда, приборы для сервировки стола. Новейшие принадлежности обеденно и чайного стола. Чистка посуды из металла, стекла, керамики, дерева. Отделка интерьера тканями, росписью, резьбой по дереву. Декоративное украшение кухни изделиями собственного изготовления: прихватками, полотенцами, разделочными досками, подставками и др. санитарное состояние кухни. Наличие вентиляции, применение воздухоочистителя. Меры по борьбе с насекомыми и грызунами.

Материаловедение. Классификация текстильных волокон. Натуральные растительные волокна(2)

Понятие о хлопке-сырце и хлопке-волокне. Строение, химический состав и физико-химические свойства хлопкового и льняного волокна. Действие на них щелочей, кислот, света, температуры и т. д.

Общее понятие о пряже и процессе прядения. Изготовление нитей и тканей в условиях прядильного и ткацкого производства и в домашних условиях. Краткие сведения о прядильных машинах. Основная и уточная нити в ткани. Полотняное переплетение. Лицевая и изнаночная сторона ткани.

Свойства тканей из натуральных растительных волокон: физико-механические ( прочность, сминаемость), гигиенические (гигроскопичность, воздухопроницаемость), технологические (осыпаемость, усадочность), эксплуатационные (износостойкость, растяжимость). Ткани, используемые для изготовления рабочей одежды. Краткие сведения об ассортименте хлопчатобумажных и льняных тканей.

Ручные работы(2)

Прямые стежки. Строчки, выполняемые прямыми стежками: сметочная, заметочная, наметочная, копировальная, строчки для образования сборок. Размер стежков. Примерный перечень практических работ. Изготовление образцов из ткани со строчками, выполненными прямыми стежками.

Ремонт одежды.(2)

Наиболее уязвимые места одежды. Способы ремонта одежды. Ремонт заплатами (втачная, подкладная, накладная). Ремонт распоровшихся швов. Уход за одеждой из хлопчатобумажных и льняных тканей. Уход за платьем, верхней одеждой, головными уборами. Краткие сведения об удалении пятен с одежды. Подготовка шерстяных и меховых изделий к хранению. Применение химических и природных средств защиты от моли и других насекомых. Чехлы для одежды из полиэтиленовой пленки и других материалов. Условия хранения.

Проект (Интерьер, обработка ткани)(6)

III четверть

Рукоделие

Лоскутная пластика(8)

Декоративное искусство как неограниченная возможность реализации творческого начала каждой личности. Знакомство с различными видами декоративно-прикладного искусства народов нашей страны. Использование при изготовлении предметов художественных промыслов повсеместно распространенных материалов: ткани, нитки, дерево, кость и др.

Краткие сведения из истории создания изделий из лоскута. Возможности лоскутной пластики, ее связь с направлениями современной моды.

Материалы для лоскутной пластики: ткани, тесьма, отделочные шнуры, ленты, кружева, тюль и др. подготовка материалов к работе ( определение прочности окраски, стирка, накрахмаливание, подбор по цвету, фактуре и рисунку).

Инструменты, приспособления, шаблоны для раскраивания элементов орнамента. Технология соединения деталей между собой и с подкладкой. Использование подкладочных материалов.

Вышивка(10)

Традиции края в вышивке, вязании, плетении, ковроткачестве, росписи по дереву и тканям, резьбе по дереву и кости и др. Знакомство с творчеством народных умельцев старшего поколения своего края, области, села.

Ознакомление с различными инструментами и приспособлениями, применяемыми в традиционных художественных ремеслах.

Правила работы с ножницами, иглами, булавками.

Вышивка как один из самых древних видов декоративного искусства. Первые дошедшие до нас образцы вышивки. Применение вышивки в народном и современном костюме. Знакомство с разнообразными видами вышивки. Разметка размера рисунка и способы перевода рисунка на ткань в зависимости от структуры ткани.

Подбор игл и ниток. Правила отрезания нитки от катушки, вдевания нитки в иголку, заправки изделия в пяльцы. Способы закрепления рабочей нитки на ткани без узла. Подготовка пасмы мулине к работе.

Технология выполнения простейших ручных швов.

Рабочее место вышивальщицы. Правильная посадка и постановка рук во время работы.

Творческая работа.(2)

IV  четверть

Технология обработки древесины(4)

Основные теоретические сведения

Древесина и ее применение. Лиственные и хвойные породы древесины. Характерные признаки и свойства. Природные пороки древесины: сучки, трещины, гниль. Виды древесных материалов: пиломатериалы, шпон, фанера. Области применения древесных материалов. Отходы древесины и их рациональное использование. Профессии, связанные с производством древесных материалов и восстановлением лесных массивов. Традиционные виды декоративно-прикладного творчества и народных промыслов России.

Понятие об изделии и детали. Типы графических изображений: технический рисунок, эскиз, чертеж. Технический рисунок плоскостной детали. Графическое изображение конструктивных элементов деталей: отверстий, пазов, фасок. Основные сведения о линиях на графических изображениях. Правила чтения графической документации по плоскостным деталям.

Технологическая карта и ее назначение. Верстак, его устройство. Ручные инструменты и приспособления для обработки древесины. Основные технологические операции и особенности их выполнения: разметка, пиление, опиливание, отделка, соединение деталей, визуальный и инструментальный контроль качества деталей. Правила безопасности труда при работе ручными столярными инструментами.

Экология заготовки и обработки древесины.

Практические работы

Распознавание лиственных и хвойных древесных пород по внешним признакам: цвету, текстуре.

Выявление природных пороков древесных материалов и заготовок. Определение видов древесных материалов по внешним признакам.

Чтение технического рисунка плоскостной детали: определение материала изготовления, формы, размеров детали, конструктивных элементов. Определение последовательности изготовления детали по технологической карте.

Организация рабочего места: рациональное размещение инструментов и заготовок; установка и закрепление заготовок в зажимах верстака; ознакомление с рациональными приемами работы ручными инструментами (измерительной линейкой, столярным угольником, ножовкой, напильником, лобзиком, абразивной шкуркой, молотком, клещами).

Изготовление плоскостных деталей по техническим рисункам и технологическим картам: соотнесение размеров заготовки и детали; разметка заготовки с учетом направления волокон и наличия пороков материала; определение базового угла заготовки; разметка заготовок правильной геометрической формы с использованием линейки и столярного угольника; пиление заготовок ножовкой; разметка заготовок с криволинейным контуром по шаблону; выпиливание лобзиком по внешнему и внутреннему контуру; сверление технологических отверстий, обработка кромки заготовки напильниками и абразивной шкуркой; использование линейки, угольника, шаблонов для контроля качества изделия; соединение деталей изделия на клей и гвозди; защитная и декоративная отделка изделия; выявление дефектов и их устранение; соблюдение правил безопасности труда при использовании ручного инструмента и оборудования верстака. Уборка рабочего места.

Изготовление изделий декоративно-прикладного назначения с использованием технологий художественной обработки материалов.

Технология обработки металла.(4)

Металлы, их основные свойства и область применения. Черные и цветные металлы. Виды и способы получения листового металла: листовой металл, жесть, фольга. Проволока и способы ее получения.

Профессии, связанные с добычей и производством металлов.

Понятие об изделии и детали. Типы графических изображений. Чертеж (эскиз) деталей из тонколистового металла и проволоки. Графическое изображение конструктивных элементов деталей: отверстий, пазов и т.п. Основные сведения о линиях чертежа. Правила чтения графической документации для деталей.

Слесарный верстак и его назначение. Устройство слесарных тисков. Ручные инструменты и приспособления для обработки тонколистового металла, их назначение. Основные технологические операции обработки тонколистового металла и особенности их выполнения: правка тонколистового металла, плоскостная разметка, резание ножницами, опиливание кромок, пробивание отверстий, гибка, отделка.

Ручные инструменты и приспособления для обработки проволоки, их назначение. Основные технологические операции обработки проволоки и особенности их выполнения: определение длины заготовки, правка, линейная разметка, резание, гибка. Правила безопасности труда.

Традиционные виды декоративно-прикладного творчества и народных промыслов России (работы с листовым металлом и проволокой).

Практические работы

Распознавание видов металлов. Подбор заготовок для изготовления изделия.

Чтение чертежей деталей из тонколистового металла и проволоки: определение материала изготовления, формы и размеров детали, ее конструктивных элементов. Определение последовательности изготовления детали по технологической карте.

Организация рабочего места: рациональное размещение инструментов и заготовок на слесарном верстаке; закрепление заготовок в тисках; ознакомление с рациональными приемами работы ручными инструментами (слесарным угольником, слесарными ножницами, напильниками, абразивной шкуркой, киянкой, пробойником, слесарным молотком, кусачками, плоскогубцами, круглогубцами).

Изготовление деталей из тонколистового металла по чертежу и технологической карте: правка заготовки; определение базового угла заготовки; разметка заготовок с использованием линейки и слесарного угольника; резание заготовок слесарными ножницами; пробивание отверстий пробойником, опиливание кромки заготовки напильниками; гибка заготовок в тисках и на оправках; обработка абразивной шкуркой.

Визуальный и инструментальный контроль качества деталей. Выявление дефектов и их устранение. Защитная и декоративная отделка изделия.

Изготовление деталей из проволоки по чертежу и технологической карте: определение длины заготовки; правка проволоки; разметка заготовок; резание проволоки кусачками; гибка проволоки с использованием плоскогубцев, круглогубцев, оправок.

Визуальный и инструментальный контроль качества деталей. Выявление дефектов и их устранение.

Соблюдение правил безопасности труда.

Уборка рабочего места.

Изготовление изделий декоративно-прикладного назначения с использованием технологий художественной обработки материалов. Варианты объектов труда

Головоломки, цепочки, крепежные детали, изделия декоративного и бытового назначения, садово-огородный инвентарь.

Элементы машиноведения(2)

Основные теоретические сведения

Механизмы и их назначение. Детали механизмов. Ременные и фрикционные передачи.

Условные обозначения деталей и узлов механизмов и машин на кинематических схемах. Правила построения простых кинематических схем.

Практические работы

Чтение кинематических схем простых механизмов. Сборка моделей механизмов из деталей конструктора типа «Конструктор-механик». Проверка моделей в действии. Количественные замеры передаточных отношений в механизмах.

Варианты объектов труда

Конструктор, препарированные и натурные механизмы оборудования школьных мастерских.

Проект(изготовление изделий)(6)

  1. Календарно-тематическое планирование

Номер урока п/п

Номер урока по теме

Содержание программного материала

Количество часов

Дата проведения

Задания, формирующие  УУД

Повторение

Домашнее задание

Использование  информационных технологий

Личностные УУД

Познавательные

УУД

Коммуникативные

 УУД

Регулятивные

УУД

1

2-3

4-7

8

9-10

11-12

13-15

16

17-18

19-20

21-22

23-24

25-26

27- 32

33-40

41-50

51-52

53-56

57-60

61-62

63-68

1

1-2

1-4

1

1-2

1-2

1-3

1

1-2

1-2

1-2

1-2

1-2

1-6

1-8

1-10

1-2

1-4

1-4

1-2

1-6

I четверть

Вводное занятие

Кулинария

Физиология питания

Блюда из сырых и варенных овощей.

Блюда из яиц

Бутерброды, горячие напитки.

Сервировка стола к завтраку.

Заготовка продуктов.

Обобщающий урок «Кулинария»

II четверть

Гигиена. Гигиенические средства по уходу за кожей. Профилактическая защита кожи.

Интерьер кухни.

Материаловедение. Классификация текстильных волокон. Натуральные растительные волокна.

Ручные работы.

Ремонт одежды.

Проект (Интерьер, обработка ткани)

III четверть

Рукоделие

Лоскутная пластика

 Знакомство с различными видами ДПИ.

Краткие сведения из истории создания изделий из лоскута.

Материалы для лоскутной пластики: ткани, тесьма, ленты, кружево…

Инструменты, приспособления, шаблоны для раскраивания элементов орнамента.

Технология соединения деталей между собой и с подкладкой.

Вышивка

Традиции края в вышивке, вязании.

Знакомство с творчеством народных умельцев старшего поколения своего края.

Правила работы с ножницами , булавками.

Вышивка как вид ДПИ.

Разметка размера рисунка и способы перевода рисунка на ткань.

Технология выполнения различных ручных швов.

Подбор игл и ниток.

Рабочее место вышивальщицы.

Творческая работа. Работа в материале.

IV  четверть

Технология обработки древесины

Организация труда и оборудование рабочего места для обработки древесины.

Древесина как природный конструкционный материал.

Изготовление изделий.

Технология обработки металла.

Понятие о стали.

Сверление, клепка и окраска изделий.

Изготовление изделий.

Элементы машиноведения

Машина и ее роль в техническом прогрессе. Устройство и управление сверлильным станком.

Проект

(изготовление изделий)

68

16

1

15

2

4

1

2

2

3

1

16

2

2

2

2

2

6

20

8

10

2

16

4

4

2

6

Владение диалогической формой речи – формируется в процессе беседы с учителем.

Уважение к личной информации другого человека, к процессу познания учения.

Смыслообразование формируется в процессе понимания значения соблюдения технологий приготовления блюд из овощей  в быту.

Формируется ценностно-смысловая ориентация в учебном процессе при развитие умений, в области кулинарии.

Формируют ся мотивационно-смысловые отношения, ценностно-смысловую ориентацию, освоение личностного смысла учения; желания продолжать обучение данной темы урока.

Действие нравственно-этического оценивания в вопросах этикета в ролевой игре «Хозяйка и гости»

Формируется ценностно-смысловая ориентация в учебном процессе при развитие умений, в области кулинарии.

Смыслообразование, формируется в процессе понимания значения соблюдения личной гигиены.

Формируется мотивация успеха и достижений учащихся в ходе практической работы с нетрадиционными художественными материалами и техниками.

Формирование осознанного соблюдения санитарно-гигиенических норм.

Формируется мотивация успеха и достижений учащихся в ходе практической работы с нетрадиционными художественными материалами и техниками

Освоение личностного смысла обучение данной темы урока.

Формируеся ценностно-смысловая ориентация в учебном процессе при развитие умений, в области рукоделия.

Формируется ценностно-смысловая ориентация в учебном процессе при развитие умений, в области рукоделия

Формирование личностного отношения к изучению народного ДПИ, воспитание уважения к национальным культурам.

Формирование осознанного выбора средств при создании композиций.

Формируется ценностно-смысловая ориентация в учебном процессе при развитие умений, в области ручного труда.

Формирование осознанного выбора средств при создании композиций из проволоки.

Целеполагание, планирование прогнозирование формируются в процессе выполнения проекта;

волевая саморегуляция формируется в процессе защиты творческого проекта.

Формирование картины о материальной и духовной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека.

Понимание и преобразование информации формируются в процессе  знакомства с физиологией питания человека и с правилами составления меню.

Понимание и преобразование информации формируются в процессе  знакомства с питательной ценностью сырых и варенных овощей;

Понимание информации формируется в процессе  знакомства с ролью яиц в питании человека.

Поиск и выделение необходимой информации формирует самостоятельно предполагать, какая  дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала

Понимание и преобразование информации формируются в процессе  знакомства со значением сервировки стола к ужину и правилам этикета.

Понимание и преобразование информации формируются в процессе знакомства с правилами заготовки продуктов.

Обобщение, анализ, формируются в процессе  выполнения практических работ.

Понимание и преобразование информации формируются в процессе выполнения эскиза прически с учетом типа лица.

Умение ориентироваться по пройденному материалу: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения раздела «интерьер жилого дома».

Понимание и преобразование информации формируются в процессе определения типа переплетений.

Понимание  значения полученных на уроке знаний;  их применения в быту.

Формирование понимания особенностей мелкого ремонта одежды.

Целеполагание – в процессе начала урока формулируется детьми тема и цели урока;

прогнозирование - исходя из цели и плана, ученики должны предположить каких результатов они могут достигнуть.

Прогнозирование – учащиеся сами прогнозируют дальнейшие действия на поставленные вопросы

Формирование понимания особенностей национальной одежды и предметов народного ДПИ.

Умение ориентироваться по пройденному материалу: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения раздела «Вышивка».

Понимание и преобразование информации формируются в процессе  выполнения творческой работы.

Понимание и преобразование информации формируются в процессе  знакомства с технологией обработки древесины.

Понимание и преобразование информации формируются в процессе  знакомства с и видами металлов.

Понимание и преобразование информации формируются в процессе  знакомства с элементами машиноведения.

Понимание и преобразование информации формируются в процессе  изготовления изделий в проектной деятельности.

Оценка, осознание качества и уровня усвоения - формируются в процессе обсуждения практической работы.

Общение и взаимодействие формируются в процессе инициативного сотрудничества в поиске и сборе информации при работе в парах над составлением меню.

Умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и  условиями коммуникации формируется в процессе презентации практической работы.

Умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и  условиями коммуникации

формируется в процессе презентации практической работы.

Формируются умения интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками.

Общение и взаимодействие при работе в паре при взаимоконтроле результатов практической работы.

Умение с достаточно полнотой выражать свои мысли формируется в процессе диалога с учителем.

Общение и взаимодействие при работе в паре при выполнении практической работы определения своего типа лица.

Умение ориентироваться по пройденному материалу: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения раздела «интерьер жилого дома».

Формирование адекватной реакции на критику в процессе обсуждения результатов работ.

Умение с достаточно полнотой выражать свои мысли формируется в процессе диалога с учителем.

Общение и взаимодействие при выполнении индивидуальной работы.

Умение с достаточно полнотой выражать свои мыслиформируется в процессе фронтального опроса.

Умение с достаточно полнотой выражать свои мысли формируется в процессе беседы учителя с учащимися.

Владение диалогической формой речи – формируется в процессе беседы с учителем.

Формирование адекватной реакции на критику в процессе обсуждения результатов работ.

Умение с достаточно полнотой выражать свои мысли формируется в процессе беседы учителя с учащимися.

Формируют умения точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и  условиями коммуникации.

Владение диалогической формой речи – формируется в процессе беседы с учителем.

Формирование адекватной реакции на критику в процессе обсуждения результатов работ.

Умение с достаточно полнотой выражать свои мысли.

Целеполагание формируются бережное отношение к продуктам питания;

- планирование - определяет последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели формируются в процессе  формулирования темы и задач урока.

Планирова

ние, прогнозирование формируются в процессе освоения навыков первичной обработки овощей; определения последовательности

приготовлении блюда из сырых и варенных овощей;

Целепологание, планирование прогнозирование формируются в процессе приготовления блюд из яиц;

Прогнозирование , контроль

 исходя из цели и плана, ученики должны предположить каких результатов, они могут достигнуть в приготовлении бутербродов,

самостоятельно про контролировать полученные знания в ходе выполнения задания в домашних условиях.

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;   самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера при выполнении проектов.

Волевая саморегуляция; способность к волевому усилию формируется при соблюдении требований  санитарно – гигиенических правил.

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели формируются в процессе  формулирования темы и задач урока.

Самостоятельное создание алгоритма выполнения симметричной композиции.

Планирование, прогнозирование формируется при определении последовательности

действия при изготовлении предметов для оформления интерьеров.

Целеполагание формируется в процессе определения тем практических работ данного раздела; корректировка в процессе обсуждения эскизов с учителем и одноклассниками.

Развитие логических действий по анализу и синтезу в процессе определение типов, видов орнаментов, составления своего узора.

Контроль, оценка формируются  и закрепляются знания в ходе выполнения задания; формируется осознанность  качества и уровня усвоения пройденного материала.

Общение и взаимодействие при выполнении коллективной работы.

контроль - формируются знания в ходе выполнения задания;

- оценка – формируется качество и уровень освоенности пройденного материала.

Понимание и преобразование информации формируются в процессе определения физических свойств металлов и древесины.

Общение и взаимодействие при выполнении коллективной работы.

Планирование, прогнозирование формируется при

при выполнении практической работы в материале.

Выбор действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации - формируются в процессе выбора и использования различных художественных материалов для передачи собственного художественного замысла.

Планирование, прогнозирование формируется при

при выполнении практической работы в материале.

Контроль, оценка формируются  и закрепляются знания в ходе выполнения задания; формируется осознанность  качества и уровня усвоения пройденного материала

Техники безопасности в кабинете технологии

Важные витамины и макроэлементы

Правила обработки сырых и вареных овощей.

Классификация овощей.

Способы определения качества яиц

Классификация бутербродов

Правила оформления стола к завтраку.

Основные правила заготовки продуктов.

Правила основного ухода за волосами.

Стили интерьеров.

Классификация текстильных волокон

Соблюдение техники безопасности на уроке технологии.

Соблюдение техники безопасности на уроке технологии.

Понятие «Интерьер. Дизайн интерьера».

Понятие «ДПИ»

Виды вышивки.

Понятие «Дпи», технология выполнения ручных швов.

Виды древесины.

Виды металлов.

Устройство сверлильного станка.

Выполнить лабораторную работу.

Выучить названия витамин.

Приготовить блюдо по своему рецепту.

Определить качества яиц в подсоленной воде.

Приготовить закусочные бутерброды, принести свой рецепт приготовления бутербродов

Принести салфетку из плотной ткани 20 Х 20 см.

Подобрать дополнительный материал по теме урока.

Гигиенические средства по уходу за кожей.

Завершить работу в цвете или в другой изобразительной технике.

Принести художественные материалы.

Завершить работу.

Принести ткань, иглу, ножницы, нитки.

Принести художественные материалы.

Принести художественные материалы.

Принести художественные материалы (альбомный лист, цветные карандаши, ткань – канву, нитки – мулине, игла, ножницы, пяльцы).

Подготовить сообщение по теме урока.

Принести медную проволоку толщиной 0, 5 мм.

Учить правила управлением сверлильного станка.

http://news.kss1.ru

Презентация: « Блюда из сырых и варенных овощей».

http://kuking.net/

Презентация: «Блюда из яиц»

http://festival.1september.ru

Презентация: « Бутерброды, горячие напитки»

http://festival.1september.ru

Презентация: «Заготовка продуктов

»

http://isachev.narod.ru

http://isachev.narod.ru

Презентация: « Гигиена. Гигиенические средства по уходу за кожей.»

Презентация: «Интерьер кухни. Стили интерьеров».

Презентация: «Материаловедение».

http://isachev.narod.ru

Презентация: « Ремонт одежды.

»

http://festival.1september.ru

Презентация: «Лоскутная пластика. Пэчворк»

http://isachev.narod.ru

Презентация: «Вышивка».

http://www.rukodelie.ru

http://festival.1september.ru

Презентация: «Древесина как природный конструкционный материал».

Презентация: «Художественная обработка металла»

http://festival.1september.ru

http://isachev.narod.ru

  1. Учебно-методическое, материально-техническое, информационное обеспечение образовательного процесса

п/п

вид средства обучения

наименование средства обучения / учебного пособия

1

Книгопечатная продукция

УМК:

  • Синица Н.В., Симоненко В.Д. «Технологии ведения дома», учебник для обучающихся 5 класса, М.: «Вентана-Граф», 2012год
  • Примерная программа по технологии для учащихся 5-9 классов, М.: Просвещение, 2010 год (стандарты второго поколения);
  • Программа основного общего образования «Технология. Обслуживающий труд» рекомендованная Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2010г. Авторы программы: М.В.Хохлова, П.С.Самородский, Н.В.Синица, В.Д.Симоненко.
  • Рабочая тетрадь к учебнику под ред. В.Д.Симоненко. Технология: для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений, М.: «Вентана-Граф», 2012 год
  • Рабочая тетрадь «Формула правильного питания» М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2008 год

Методические рекомендации по оборудованию мастерской

М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева. «Формула правильного питания», методическое пособие для педагога. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2008 год

2

Печатные пособия

Стенды и плакаты по т/б

Таблицы:

– Правила по технике безопасности при работе на кухне

 –  Пищевые вещества

 –  Классификация блюд

 –  Санитарно-гигиенические правила

 –  Приемы работы ножом и приспособлениями

 –  Сервировка стола

 – Правила пользования столовыми приборами

 – Первичная обработка овощей

 – Приготовление бутербродов

 – Приготовление блюд из яиц

 – Напитки (чай, какао, кофе)

 – Правильная посадка

  – Ручные швы

- Металлы и их применение

- Основные характеристики древесины

- Виды пиломатериалов

3

Компьютерные и коммуникативные средства

Компьютерные слайдовые презентации:

  • Бутерброды;
  • К бутербродам;
  • Овощи;
  • Овощи и блюда из них;
  • Сервировка стола к завтраку;
  • Физиология питания;
  • Бытовые приборы на кухне;
  • Материаловедение. Хлопчатобумажные и льняные волокна.
  • Растительные волокна;
  • Лен;
  • Хлопок;
  • Машиноведение;
  • История создания швейной машины;
  • Лоскутное шитье;
  • Пэчворк;
  • Построение узоров в лоскутной пластике;
  • Виды машинных швов;
  • Виды одежды и ее назначение;
  • Снятие мерок и их запись;
  • Построение чертежа фартука в масштабе;
  • Построение чертежа фартука в натуральную величину;
  • Конструирование фартука;
  • Моделирование фартука;
  • Вышивка:
  • Вышивка. Свободные вышивальные швы.
  • Инструменты, приспособления для ручной обработки древесины
  • Сверлильный станок
  • Пороки древесины
  • Древесина как конструкционный материал
  • Устройство столярного и слесарного верстака.
  • Металлы

Диск с программой «Технология» В.Д.Симоненко

Интернет-рессурсы:

  1. http://center.fio.ru/som
  2. http://www.eor-np
  3. http://www.eor.it.ru 
  4. http://www.openclass.ru/user
  5. http://www/it-n.ru
  6. http://eidos.ru
  7. http://www.botic.ru
  8. http://www.cnso.ru/tehn
  9. http://files.school-collection.edu.ru
  10. http://trud.rkc-74.ru
  11. http://tehnologia.59442
  12. http://www.domovodstvo.fatal.ru
  13. http://tehnologiya.narod.ru
  14. http://new.teacher.fio.ru

4

Технические средства обучения

Телевизор, экран, компьютер, проектор

5

Экранно-звуковые пособия

Видеофильмы по основным разделам и темам программы

Комплект диапозитивов по основным разделам и темам программы

6

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

Набор ручных инструментов и приспособлений

Виды швов, вышивок, орнаментов

Комплект оборудования и приспособлений для ВТО

7

Натуральные объекты

Коллекции текстильных волокон

Коллекции текстильных материалов

Аптечка первой мед. помощи

Макеты, шаблоны:

М 5-1 – Шаблоны посуды для сервировки стола

М 5-2 – Рамка для ткачества

М 5-3 – Шаблон для изготовления лоскутных изделий

8

Оборудование кабинета (мастерской)

Парты ученические

Стулья ученические

Стол учительский

Стенды с выставкой ученических работ

Секционные шкафы

Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором для крепления плакатов и таблиц

  1. Планируемые результаты изучения предмета

      В результате обучения обучающиеся должны знать:

  •  основные технологические понятия и характеристики,
  •  назначение и технологические свойства материалов,
  • назначение и устройство применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования,
  • виды, приемы, последовательность выполнения технологических операций, влияние различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека,
  • профессии и специальности, связанными с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции,
  • значение здорового питания для сохранения своего здоровья.

Должны уметь:

  • самостоятельно готовить для своей семьи простые кулинарные блюда из сырых и варёных овощей и фруктов, яиц,  соблюдая правильную технологическую последовательность приготовления, санитарно-гигиенические требования и правила безопасной работы.
  • изготовлять с помощью ручных инструментов и оборудования для швейных и декоративно-прикладных работ, несложные изделия, пользуясь технологической документацией;
  • планировать и выполнять учебные технологические  проекты: выявлять и формулировать проблему; обосновывать цель проекта, конструкцию изделия, планировать этапы выполнения работ; осуществлять технологический процесс; контролировать ход и результаты выполнения проекта; представлять результаты выполненного проекта: готовить пояснительную записку к проекту; оформлять проектные материалы; представлять проект к защите.

  • выполнять в масштабе и правильно оформлять технические рисунки и эскизы разрабатываемых объектов;
  • применять технологические знания и умения для создания продуктов труда,
  • использовать распространенные ручные инструменты и приборы,  соблюдать культуру труда, уважительно относиться к труду и людям труда.

Получат возможность научиться:

  • экономить электрическую энергию при обработке пищевых продуктов; оформлять приготовленные блюда, сервировать стол; соблюдать правила этикета за столом;
  • выбирать пищевые продукты для удовлетворения потребностей организма в белках, углеводах, жирах, витаминах, минеральных веществах; организовывать своё рациональное питание в домашних условиях;
  •  применять различные способы обработки пищевых продуктов в целях сохранения в них питательных веществ;
  • определять и исправлять дефекты швейных изделий;
  • выполнять художественную отделку швейных изделий;
  • изготовлять изделия декоративно-прикладного искусства, региональных народных промыслов;
  • осуществлять презентацию, экономическую и экологическую оценку проекта, давать примерную оценку стоимости произведённого продукта как товара на рынке; разрабатывать вариант рекламы для продукта труда.

Список использованных источников

        для учащихся:

1.        - Технология: учебник для 5 кл. (вариант для мальчиков) / В.Д. Симоненко. – Издательский центр «Вента-Граф», 2004г.

2.        - Технология (технический труд): учебник для 5 – 7 кл. (вариант для мальчиков) / А.К. Бешенков, Москва, Издательство «Арктика», 2001г.

3.        - Карабанов И.А. Технология обработки древесины: Учеб. Для учащихся 5 – 9 кл. общеобразовательных учреждений.  И.А. Карабанов. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2001г.

4.        - Муравьёв Е.М. Технология обработки металлов: Учеб. Для учащихся 5 – 9 кл. общеобразовательных учреждений.  Е.М. Муравьёв.  – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2001г.

для учителя:

1.        - Антонов Л.П., Муравьёв Е. М., Обработка конструкционных материалов: Практикум в учебных мастерских. Учеб. Пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. № 2008 «Преподавание труда и черчения в 4 – 8 кл. общеобразоват. школы». – М.: Просвещение

2.        - Бешенков А.К., Технология (технический труд): учебник для 5 – 7 кл. (вариант для мальчиков) / А.К. Бешенков, Москва, Издательство «Арктика», 2001г.

3.        - Дубова А.Г., Занятия по техническому труду в школьных мастерских. 4 – 6 классы. Метод. Разработки. Под ред. Канд. Пед. наук А.Г. Дубова. М., «Просвещение», 1971г.

4.        - Жадаев Ю.А., Технология: поурочные планы по разделу «Технология обработки металлов» по программе В.Д. Симоненко. 5 – 7 классы / авт.-сост. Ю.А. Жадаев, А.В. Жадаева. – Волгоград: Учитель, 2005г.

5.        - Жданова Т.А., «Технология обработки конструкционных материалов и элементы машиноведения», Поурочные планы по учебнику «Технология. 5 класс» для общеобразоват. учреждений. Вариант для мальчиков / А.Т. Тищенко, П.С. Самородский, В.Д. Симоненко, Н.П. Шипицын; Под ред. В.Д. Симоненко. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2002г.

6.        - Засядько Ю.П., Технология. 5 класс (мальчики): поурочные планы по учебнику под ред. В.Д. Симоненко / авт.-сост. Ю.П. Засядько. – Волгоград: Учитель, 2007г.

7.        - Казакевич В.М., Оценка качества подготовки выпускников основной О-93 школы по технологии / Сост. В.М. Казакевич, А.В. Марченко. – М.: Дрофа, 2000г.

8.        - Карабанов И.А. Технология обработки древесины: Учеб. Для учащихся 5 – 9 кл. общеобразовательных учреждений.  И.А. Карабанов. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2001г.

9.        - Муравьёв Е.М. Технология обработки металлов: Учеб. Для учащихся 5 – 9 кл. общеобразовательных учреждений.  Е.М. Муравьёв.  – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2001г.

10.        Симоненко В.Д.,  Технология: учебник для 5 кл. (вариант для мальчиков) / В.Д. Симоненко. – Издательский центр «Вента-Граф», 2004г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории в рамках ФГОС с 5-9 классы

Рабочая программа по истории для учащихся 5-9 классов разработана на основе:- федеральных образовательных стандартов;- примерной программы основного общего образования по истории России;- авторс...

Рабочая программа внеурочной деятельности в рамках ФГОС «Безопасность и ЗОЖ» 6 класс

Программа курса разработана с учетом возрастных физиологических и психологических особенностей учащихся и  Примерной программы по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» 6 класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности в рамках ФГОС «Мир вокруг» 6 класс

Программа рассчитана на 68 часов (2 ч в неделю) и предназначена для учащихся 11-13 лет.Цель изучения заключается в развитии и воспитании гуманной, социально активной личности, ответственно и бережно о...

Рабочая программа внеурочной деятельности в рамках ФГОС «Мир вокруг» 7-8 класс

Программа адресована учащимся 7-8  классов  и рассчитана на 136 часов (68 часа в год). Периодичность занятий – 2 час в неделю, продолжительность занятия 40 минут. Содержание программы отвеча...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности в рамках ФГОС туристско-краеведческого направления «НАШ КРАЙ» 5 класс

Программа направлена на создание системы широкого использования туристско-краеведческой и экскурсионной деятельности в образовательном процессе школы на основе изучения родного края....

Рабочая программа по технологии в 6-7 классах (для совместного обучения мальчиков и девочек)

Рабочая программа по учебному курсу "Технология" для совместного обучения мальчиков и девочек в  6-7  классах.Программа включает в себя базовые и перспективные технологии, предпола...