Пояснительная записка (технология, мальчики) 5-8 классы
рабочая программа по технологии (5 класс) по теме

Калмыкова Елена Алексеевна

          Рабочая программа по технологии 5-7 классов составлена на основе  программы «Технология. Трудовое обучение»,  на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и в соответствии с авторской общеобразовательной программой  под ред.  Симоненко В.Д.,  М.  2006 года.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка по технологии для мальчиков

«Технология. Трудовое обучение» в 5-7 классах.

          Рабочая программа по технологии 5-7 классов составлена на основе  программы «Технология. Трудовое обучение»,  на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и в соответствии с авторской общеобразовательной программой  под ред.  Симоненко В.Д.,  М.  2006 года.

         Данная программа рекомендуется для обеспечения непрерывности технологического образования. Она позволяет учителю получить представление о целях, содержании, воспитании и развитии обучающихся средствами данного учебного предмета, а также конкретизируют со-держание предметных тем образовательного стандарта, отражает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Программа носит рекомендуемую последовательность с учетом внутрипредметных  и межпредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся и с учетом оснащенности школ, материальных возможностей обучающихся и социальной востребованности.

 Преподавание курса «Технология» в 5-7  классов ориентировано на использование учебников:

5 класс - учебники: «Технический труд» Тищенко А.Т., Синицина Н.В.,М: : «Вентана-Граф», 2010-13

6 класс - учебники:«Технический труд» Самородский П.С., под ред. Симоненко В.Д.,М: «Вентана-Граф», 2010-13

7 класс- Учебники: «Технический труд» Самородский П.С., под ред. Симоненко В.Д.,М: «Вентана-Граф», 2010-13

Образовательная область «Технология» призвана познакомить учащихся 5-7 классов с основными технологическими процессами современного производства материальных и духовных ценностей и обеспечить их подготовку, необходимую для последующего профессионального образования и трудовой деятельности.

Технология - это наука о преобразовании и использовании материи, энергии и информации в интересах и по плану человека. Эта наука включает изучение методов и средств (орудия, техника) преобразования и использования указанных объектов. В школе «Технология» — интегративная образовательная область, синтезирующая научные знания из математики, физики, химии и биологии и показывающая их использование в промышленности, энергетике, связи, транспорте и других направлениях деятельности человека.

Изучение  интегративной образовательной области «Технология», включающей базовые (т. е. наиболее распространенные и перспективные) технологии и предусматривающей творческое развитие учащихся в рамках системы проектов, позволит молодежи приобрести общетрудовые и частично специальные знания и умения, а также обеспечит ей интеллектуальное, физическое, этическое и эстетическое развитие и адаптацию к социально-экономическим условиям.  Данные цели могут быть достигнуты, если необходимое внимание будет уделено политехническому, экономическому и экологическому аспектам деятельности, ознакомлению с информационными и высокими технологиями, качественному выполнению работ и готовности к самообразованию, восстановлению и сохранению семейных, национальных и региональных традиций и общечеловеческих ценностей.  

                Рабочая программа по технологии для 5-7 классов рассчитана на 66 часов в год и включает 4 часа резервного времени .По учебному  плану на изучение предмета отводится  2 часа  в неделю.                                                      

                                                                       Место предмета в базисном учебном плане

По учебному плану школы на предмет  технология отводится 70 часов из расчета 2 часа в неделю. Согласно годовому календарному графику работы МАОУ СОШ «Финист» № 30 на 2013-2014 учебный год  и расписанию занятий по параллелям и классам часы распределились:

5А -66

6А -68

7А -68

5Б -68

6Б -70

7Б -68

5В -66

6В -68

7В -66

5Г -70

6Г -68

7Г -68

Таким образом,  программа по технологии реализуется полностью за счет резервных часов .

 Цель учебного предмета

      Главная цель образовательной области «Технология» — подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики.

Это предполагает:

I. Формирование у учащихся качеств творчески думающей, активно- действующей и легко адаптирующейся личности, которые необходимы для деятельности в новых социально экономических условиях, начиная от определения потребностей в продукции до ее реализации.

Ii. Формирование знаний и умений использования средств и путей преобразования материалов, энергии и информации в конечный потребительский продукт или услуги в условиях ограниченности ресурсов и свободы выбора.

IIi/ Подготовку учащихся к осознанному профессиональному самоопределению в рамках дифференцированного обучения и гуманному достижению жизненных целей.

IV. Формирование творческого отношения к качественному осуществлению трудовой деятельности.

V. Развитие разносторонних качеств личности и способности профессиональной адаптации к изменяющимся социально-экономическим условиям.

                                                                                         Задачи  учебного предмета

В процессе преподавания предмета «Технология» должны быть решены следующие задачи:

а) формирование политехнических знаний и экологической культуры;

б) привитие элементарных знаний и умений по ведению домашнего хозяйства и расчету бюджета семьи;

в) ознакомление с основами современного производства и сферы услуг;

г) развитие самостоятельности и способности учащихся решать творческие и изобретательские задачи;

д) обеспечение учащимся возможности самопознания, изучения мира профессий, выполнения профессиональных проб с целью профессионального самоопределения;

е) воспитание трудолюбия, предприимчивости, коллективизма, человечности и милосердия, обязательности, честности, ответственности и порядочности, патриотизма, культуры поведения и бесконфликтного общения;

ж) овладение основными понятиями рыночной экономики, менеджмента и маркетинга и умением применять их при реализации собственной продукции и услуг;

з) использование в качестве объектов труда потребительских изделий и оформление их с учетом требований дизайна и декоративно-прикладного искусства для повышения конкурентоспособности при реализации. Развитие эстетического чувства и художественной инициативы ребенка.

Завершающим разделом содержания являются проектные работы, как интегрированный вариант всех разделов в процессуальном выражении.

Раздел «Проектные работы» в каждом классе выстроен в логике исследования: подготовительный этап, конструкторский этап, технологический этап, этап изготовления изделия, заключительный этап. В содержании раздела имеется теоретический материал, который должен быть изучен на занятиях, отводимых на выполнение проекта. Приобретенные знания закрепляются и совершенствуются учащимися при выполнении проекта.

Особенностью и инновацией в отборе содержания программы является осуществление идеи развивающего обучения учащихся. Это нашло выражение в разделах «Элементы техники» и «Проектные работы». Сведения, изложенные в разделе «Элементы техники», носят обобщающий характер. Структура подачи материала опирается на концептуальное дидактическое положение развивающего обучения о ведущей роли теоретических понятий.

Весь материал можно условно разделить на ряд блоков, выстроенных последовательно:

  • основные понятия (V класс);
  • рабочие машины и их рабочие органы (VI класс);
  • способы передачи движения (VII класс);

                                                                              Организация образовательного процесса.

Формы : урок.

Типы уроков:

  • - урок изучение нового материала;
  • - урок совершенствования знаний, умений и навыков;
  • -урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков;
  • -комбинированный урок;
  • -урок контроля умений и навыков.
  • Виды уроков:
  • урок – беседа
  • лабораторно-практическое занятие
  • урок – игра
  • выполнение учебного проекта

Методы обучения:

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

  1. Словесные, наглядные, практические.
  2. Индуктивные, дедуктивные.
  3. Репродуктивные, проблемно-поисковые.
  4. Самостоятельные, несамостоятельные.

Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:

  1. Стимулирование и мотивация интереса к учению.
  2. Стимулирование долга и ответственности в учении.

Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:

  1. Устного контроля и самоконтроля.
  2. Письменного контроля и самоконтроля.
  3. Лабораторно-практического (практического) контроля и самоконтроля.

Педагогические технологии:

  1. Дифференцированное обучение.
  2. Операционно-предметная система обучения.
  3. Моторно-тренировочная система.
  4. Операционно-комплексная система.
  5. Практические методы обучения.
  6. Решение технических и технологических задач.
  7. Учебно-практические или практические работы.
  8. Обучение учащихся работе с технологическими и инструкционными картами.
  9. Опытно-эксперементальная работа.
  10. Технология коммуникативного обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала.
  11. Проектные творческие технологии (Метод проектов в технологическом образовании школьников).
  12. Кооперативная деятельность учащихся.
  13. Коллективное творчество.

Обучающиеся должны знать:

  • роль техники и технологий в развитии цивилизации, социальные и экологические последствия становления промышленного и сельскохозяйственного производств, энергетики и транспорта;
  • принципы работы, назначение и устройство основных технологических и транспортных машин, механизмов, агрегатов, орудий и инструментов, электробытовых приборов;
  • свойства наиболее распространенных конструкционных и текстильных материалов (физические, технические, технологические);
  • традиционные и новейшие технологии обработки различных материалов;
  • возможности и области применения ПЭВМ в современном производстве, сфере обслуживания;
  • роль проектирования в преобразовательной деятельности, основные этапы выполнения проектов;
  • основные понятия, термины графики, правила выполнения чертежей в системе ЕСКД, методы проецирования, виды проекций;
  • основные элементы предпринимательской деятельности (бизнес-план, менеджмент, маркетинг);
  • требования к выбору профессии и соответствие им личностных возможностей и способностей.

Обучающиеся должны уметь:

  • рационально организовать свое рабочее место, соблюдать правила техники безопасности;
  • выполнять разработку несложных проектов, конструировать простые изделия с учетом требований дизайна;
  • читать схемы, чертежи, эскизы деталей и сборочных единиц;
  • составлять или выбирать технологическую последовательность изготовления изделия в зависимости от предъявляемых к нему технико-     технологических требований и существующих условий;
  • выполнять основные технологические операции и осуществлять подбор материалов, заготовок, фурнитуры, инструмента, приспособлений, орудий труда;
  • собирать изделие по схеме, чертежу, эскизу и контролировать его качество;
  • находить и использовать информацию для преобразовательной деятельности, в том числе с помощью ПЭВМ;
  • выполнять не менее одного вида художественной обработки материалов с учетом региональных условий и традиций;
  • управлять простыми электротехническими установками, диагностировать их исправность;
  • выполнять простые строительно-отделочные и санитарно-технические работы;
  • осуществлять анализ экономической деятельности (производственной и семейной), проявлять предпринимательскую инициативу.

Итоговая аттестация обучающихся по технологии проводится в форме защиты творческого проекта.

Для развития творческих способностей учащихся рекомендуется использовать метод проектов. Понятие «проект» можно встретить в технике и архитектуре.

Проект — это комплекс технических документов, содержащий расчеты, чертежи, макеты предназначенных к постройке, изготовлению или реконструкции сооружений, установок, машин, аппаратов, приборов.

Суть учебного проекта состоит в выполнении какого-либо объекта труда (доступного и посильного учащемуся) и разработке документации, необходимой для его выполнения.

При выборе проектного задания необходимо учитывать его практическую ценность. Это могут быть изделия для личного пользования, для членов семьи, для дома и др. Задания не должны быть сложными, они должны учитывать личные интересы и способности каждого отдельного учащегося или группы учащихся, материально-технические возможности школы. Завершенный проект сопровождают пояснительной запиской, в которой излагают содержание проектного задания и результаты проделанной работы. Ее оформляют в виде эскизов с пояснительным текстом. Каждый проект целесообразно обсудить с коллективом учащихся и дать ему соответствующую оценку. При этом обращают внимание на целесообразность и качество проделанной работы, ее грамотность и эффективность.

                                                           Последовательность  выполнения  учебного  проекта

  1. Выдвижение проблемы (выбор темы проекта), ее обсуждение и анализ.
  2. Рассмотрение требований, ограничений, условий, необходимых для выполнения проекта.
  3. Сбор информации по учебному проекту, подбор специальной литературы.
  4. Идеи, варианты выполнения проекта.
  5. Выбор    оптимальной    идеи  и ее   развитие. Экономические расчеты себестоимости.
  6. Планирование изготовления изделия (организации мероприятия).
  7. Изготовление   изделия   (проведение   мероприятия).
  8. Проверка и оценка результатов.
  9. Оформление проектной документации.
  10. Защита проекта.

                                                                                           Охрана здоровья учащихся

            На занятиях по образовательной области «Технология» необходимо самое серьезное внимание уделять охране здоровья учащихся.

     Устанавливаемое оборудование, инструменты и приспособления должны удовлетворять психофизиологические особенности и познавательные возможности учащихся, обеспечивать нормы безопасности труда при выполнении технологических процессов. Должна быть обеспечена личная и пожарная безопасность при работе учащихся с тепловыми приборами и т.д. Работы выполняемые на токарных станках разрешается осуществлять только под наблюдение учителя. Серьезное внимание должно быть уделено соблюдению учащимися правил санитарии и гигиены. Учащихся необходимо обучать безопасным приемам труда с инструментами и оборудованием. Их следует периодически инструктировать по правилам ТБ, кабинеты и мастерские должны иметь соответствующий наглядно-инструкционный материал.

     Важно обращать внимание учащихся на экологические аспекты их трудовой деятельности. Акценты могут быть сделаны на уменьшение отходов производства, их утилизацию или вторичное использование, экономию сырья, энергии, труда. Экологическая подготовка должна производиться на основе конкретной предметной деятельности.                                                            

Учебно-методическое обеспечение программы:

 5 класс

Учебники: «Технический труд» Тищенко А.Т., Синицина Н.В.,М: : «Вентана-Граф», 2012

6 класс

Учебники:

«Технический труд» Самородский П.С., под ред. Симоненко В.Д.,М: «Вентана-Граф», 2012

7 класс

Учебники:

«Технический труд» Самородский П.С., под ред. Симоненко В.Д.,М: «Вентана-Граф», 2012

Для учителя:

 Программа «Технология» 1-4, 5-11 классы – М.: Просвещение, 2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка к учебному плану (1 класс)

 Учебный план начальной школы (1 класс) разработанна основе:-требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной прог...

пояснительная записка по матемктике 5-9 класс

пояснительная записка по математике составленная по примерным программам...

пояснительная записка по физике 7-9 класс

пояснительная записка по физике 7-9 класс составленная по примерным программам...

Пояснительная записка по Новой истории 7 класс

Пояснительная записка по Новой истории 7 кл. Полная рабочая программа...

Пояснительная записка по Новейшей истории 9 класс

Пояснительная записка по Новейшей истории 9 класс....

Пояснительная записка. Уроки музыки 1-4 классы и рабочая программа 1 класс

Пояснительная записка к адаптированной корреционной программе по музыке в начальной школе. Рабочая коррекционая программа по музыке 1 класс по программе Критской, Сергеевой....