Программа работы внеурочного занятия «Ручной труд»
календарно-тематическое планирование по технологии (5 класс) по теме

Бегзи Айдысмаа Алдын-ооловна

 

Рабочая программа разработана на основе примерных программ по внеурочной деятельности федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_fgos_ruchnoy_trud.docx25.98 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Чаа-Суурская средняя общеобразовательная школа им. Шарый-оол В.Ч

Утверждаю                                                                                                                                Рассмотрено и принято

Директор школы________/Шарый-оол Д.В/                                                                   на  педагогическом совете

«    »__________2012                                                                                                                    ________________

                                                                                                                                                        «   »__________2012г

Программа

работы внеурочного занятия

«Ручной труд»

Рабочая программа разработана на основе примерных программ по внеурочной деятельности федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

2012-2013 уч.год

Рабочая программа по внеурочному занятию «Ручной труд»

Пояснительная записка

Общая характеристика

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшим условии формирования индивидуального своеобразия личности младшего школьника на этапах ее становления. Ручной труд строится на предметно- практической деятельности, которая служит в младшем школьном возрасте необходимой составляющей целостного процесса духовного, нравственного и интеллектуального развития. Организация продуктивной преобразующей творческой деятельности детей на кружке «Ручной труд» создает важный противовес вербализму обучения в начальной школе, который является одним из главных причин снижения учебно- познавательной мотивации.

Ценностные ориентиры содержания кружка

        Математика- моделирование (преобразование объектов из чувственной формы в модели, воссоздание объектов по модели в материальном виде, мысленная трансформация объектов и пр), выполнение расчетов, вычислений, построение форм  с учетом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами.

          Изобразительное искусство- использование средств художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций, изготовление изделий на основе законов и правила декоративно- прикладного искусства и дизайна.

           Окружающий мир- рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно- художественных идей для мастера.

            Родной язык- развитие устной речи на основе использование важнейших видов речевой деятельности, обсуждение результатов практической деятельности (описание конструкции изделия, материалов и способов обработки; сообщение о ходе действий и построение плана деятельности).

             Литературное чтение- работа с текстами для создания образа, реализуемого в изделии.

Цель программы

                 Развивать познавательные, творческие и художественные способности младших школьников в процессе создания образов, используя различные материалы и техники.

Задачи программы:

  • Стимулирование и развитие любознательности.
  • Формирование мотивации успеха и достижений.
  • Развитие знаково- символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения, творческого мышления.
  • Формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной обработки

           Кружок «Ручной труд» создает уникальную основу для самореализации личности. Соответствует возрастным особенностям психического развития детей младшего школьного возраста, когда именно благодаря самостоятельно осуществляемой продуктивной деятельности учащиеся могут реализовать свои умения, заслужить одобрение и получить признание (например, за проявленную в работе добросовестность, упорство в достижении цели или как авторы оригинальной творческой идеи, воплощенной в материальном виде). В результате именно на таких занятиях закладываются основы трудолюбия и способности  к самовыражению и т.д.

          Начиная работу по обучению детей созданию поделок из различных материалов, основное внимание следует обратить  на освоение детьми основных приемов. Но это не значит, что необходимо исключить творческие задания. Часто обучение техническим приемам идет параллельно с развитием творчества детей.

           Целесообразно перед обучением детей работе с природным и бросовым материалом провести занятия по знакомству со свойствами этих материалов. При обучении различным способам преобразования материалов наиболее значительное место среди используемых методов и приемов будет занимать процесс изготовления поделки. На первых занятиях идет полный показ с подробным объяснением своих действий. По мере приобретения детьми необходимого опыта, ребят все чаще следует привлекать к показу. При ознакомлении младших школьников с различными (материалами) техниками можно использовать и поэтапный показ. Деятельность детей по преобразованию разных материалов сама по себе интересна для низ, и месте с тем, способствует формированию комбинаторных умений и творчества. А использование на занятиях художественной литературы и сюрпризных моментов делают ее еще более увлекательной, и помогает преодолевать возникающие трудности. Широкое использование игровых приемов влияет положительно на эмоции детей, которые в свою очередь оказывают влияние на развитие творчества младших школьников.

          Тематические циклы дают возможность создавать с детьми из разных материалов общие композиции, позволяющие использовать их в оформлении класса, образовательного учреждения, дает возможность объединить детей в группы для коллективных работ. Коллективная форма проведения занятий помогает создавать интересные многоплановые и красочные композиции, положительно влияет на нравственно-эстетическое развитие ребенка, способствует умению согласовывать свои желания с желаниями других детей, помогать друг другу в сложных ситуациях. Формы объединения используются различные: парами, небольшими группами, всей группой, каждый отдельно для соединения в общую композицию.

Место кружка в учебном плане

     Данная программа относится к внеурочной деятельности и разработана для учащихся 1 класса (который учится по новым стандартам).

      Количество часов в год: 33 час. В неделю: 1 час

Результаты изучения кружка.

Личностными результатами являются:

  • Умение адекватно и критично оценивать свои достижения и личностные качества;
  • Развитие мотив учения;
  • Индивидуально-личностные позиции, ценностные установки, раскрывающие отношение к труду;
  • Система норм и правил межличностного общения, обеспечивающая успешность совместной деятельности.

Метапредметными  результатами являются:

  • Освоение учащимися универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, таки в реальных жизненных ситуациях.

Предметными результатами являются:

  • Доступные по возрасту начальные сведения о технологиях и технологической стороне труда;
  • Элементарные умения предметно –преобразовательной деятельности;
  • Элементарный опыт творческой деятельности

Принципы построения педагогического процесса

  1. От простого к сложному
  2. Системность работ
  3. Принцип тематических циклов
  4. Индивидуальный подход

Методы и приемы обучения

  1. Наглядные (показ педагога, пример, помощь)
  2. Словесные (объяснение, описание, поощрение, убеждение, использование игровых методов и приемов)
  3. Практические (самостоятельное и совместное выполнение поделки).

Этапы работы

Весь образовательный цикл делится на 3 этапа.

1 этап-знакомство со свойствами материалов.

2 этап-обучение приемам изготовления.

3 этап-изготовление поделок

Выпускник научится:

  1. На основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, практическом применении в жизни осознанно подбирать доступные в обработке материалы для изделий;
  2. Отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и доступные технологические приемы их ручной обработки при разметке деталей, их выделении из заготовки; экономно расходовать используемые материалы;
  3. Применять приемы рациональной безопасной работы ручными инструментами: чертежными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы) и колющими (швейная игла);
  4. Выполнять символические действия моделирования и преобразования модели и работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них; изготавливать плоскостные и объемные изделия по простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам

Выпускник получит возможность научиться:

  1. Отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного учителем замысла;
  2. Самостоятельно комбинировать художественные технологии в соответствии с задачами.
  3. Создавать мысленный образ конструкции, воплощать этот образ в материале

Календарно – тематическое планирование кружка «Ручной труд»

Содержание кружка

Методы и приемы

Материал

Часы

Сроки проведения

1

Разноцветные бабочки (коллективная работа)

Лепка, рисование

Пластилин, картон, клей ПВА, ножницы

1

2

Зоопарк (коллективная работа)

Лепка, рисование

Пластилин, картон, клей ПВА, ножницы

1

3

Утка и утята (коллективная работа)

Лепка, рисование

Клей, ПВА, ножницы

1

4

Наш дружный двор (коллективная работа)

Лепка рисование

Пластилин, картон, клей ПВА, ножницы

1

5

Лес зимой

Аппликация

Картон, цветные бумаги, клей ПВА

1

6

Лес весной

Аппликация

Картон, цветные бумаги, клей ПВА

1

7

Лес летом

Аппликация

Картон, цветные бумаги, клей ПВА

1

8

Лес осенью

Аппликация

Картон, цветные бумаги, клей ПВА

1

9

Щенок

Оригами

Бумаги, фломастеры

1

10

Полосатый котик

Оригами

Бумаги, фломастеры

1

11

Шапка для Красной Шапочки

Оригами

Бумага, краски

1

12

Черепашка

Оригами

Бумага, краски

1

13-14

Цветочек

Навешивание цветных ниток петельками

Картон, пряжа

2

15-16

Корзина с цветками (коллективная работа)

Навешивание цветных ниток петельками

Картон, пряжа

2

17

Клубничка

Лепка

Пластилин,

1

18

Семейство улиток

Лепка

Пластилин, картон

1

19

Животные Северного полюса

Аппликация, рисование

Картон, цветные бумаги, клей ПВА

1

20

Животные Северного полюса

Аппликация, рисование

Картон, цветные бумаги, клей ПВА

1

21

Животные Северного полюса

Аппликация, рисование

Картон, цветные бумаги, клей ПВА

1

Список литературы

  1. Геронимус Т.М. Я все умею делать сам. 1 класс: Рабочая тетрадь по трудовому обучению для учащихся 1 класса. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2001.
  2. Давыдова М.А. Поурочные разработки по технологии : 1 класс.- М.: ВАКО, 2010
  3. НорбертПотнер.  Обучение рисованию. Рисуем шаг за шагом. – М.: ООО «Стрекоза», 2010.
  4. НорбертПотнер. Обучение рисованию. Рисуем животных. – М.: ООО «Стрекоза»,  2010
  5. Сержантова  Т.Б. 366  моделей оригами. – 4-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2005.
  6. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/ (А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А. Володарская и др.);  под ред.А.Г.Асмолова. – 2-е изд. – М .: Просвещение, 2010.-152с.
  7. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.1. – 4-е изд., перераб. – М.: Просвещение,2010.-400с.-(Стандарты второго поколения).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

выступление "Специфика профориентационной работы с детьми и подростками, имеющими ограниченные возможности здоровья (ОВЗ )(НОДА) на занятиях ручной вышивкой".

    Приобщение к профессии - дело трудное и кропотливое. Это не мероприятие, а ежедневная работа.   Конечно, не все выпускники выберут профессии, азам которых  их обуча...

технологическая карта учебного занятия "Ручные работы"

Данное занятие разработано в рамках изучения темы "Ручные работы" в разделе "Создание изделий из текстильных материалов"...

Адаптированные образовательные программы и КИМЫ по сельскохозяйственному труду, географии для коррекционной школы, план работы классного руководителя, план работы кабинета

Планирование по предмету сельскохозяйственный труд 6-9 класс, география 6-9 класс, контрольно-измерительные материфлы за год и по четвертям....

Программа воспитательной работы по трудовому направлению "Труд - дело чести, будь в труде на I месте"

Трудовому воспитанию принадлежит ведущая роль в подготовке учащихся коррекционной школы к самостоятельной практической деятельности в труде и быту, профориентации учащихся. Внеклассная работа с 7 клас...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Готов к труду и обороне» 10 класс

Данная рабочая программа разработана на основе примерной программы «Внеурочная деятельность. Подготовка к сдаче комплекса ГТО»; учебное пособие для общеобразовательных организаций/ В.С. Ку...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Готов к труду и обороне (ГТО)» (общеразвивающее направление) Возраст обучающихся 5-9 класс Срок реализации – 5 лет

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАКУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«Готов к труду и обороне (ГТО)»(общеразвивающее направление)Возраст обучающихся 5-9 классСрок реализации – 5 лет...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Готов к труду и обороне»

Увеличение количества учащихся, регулярно занимающихся спортом...