План-конспект урока "Украшающие швы".
план-конспект урока по технологии (6 класс) по теме
План-конспект открытого урока на тему "Украшающие швы", раздел "Рукоделие", 6 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_ukrashayushchie_shvy.docx | 25.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Класс: 6.
Тема урока: Украшающие швы.
Цели урока:
а) образовательная – научить учащихся приемам выполнения украшающих швов;
б) воспитательные – воспитывать внимательность, усидчивость, самостоятельность, активность и аккуратность при работе, умение рационально использовать рабочее время;
в) развивающие – развивать эстетический вкус, творческий подход к работе, логическое мышление, познакомить с профессией вышивальщицы.
Задачи урока:
- познакомить уч-ся с историей вышивки;
- рассказать о видах и национальных особенностях народной вышивки;
- показать примеры использования вышивки для украшения одежды и интерьера дома;
- познакомить с цветовым кругом и рассказать о сочетании цветов в нем;
- научить выполнять украшающие швы.
Тип урока: комбинированный.
Наглядные пособия: плакат «Виды ручных швов и процесс образования ручного шва», «Правила ТБ при ручных работах»; видеокассета «История и виды вышивки»; карточки с образцами украшающих швов.
Оборудование для учителя: канва, нитки мулине, ручная игла для вышивания, ножницы.
Оборудование для учащихся: альбомы, тетради, папки «Основы ручной вышивки», лоскуты канвы (по 5 шт. размером 12*8 см), нитки мулине, иглы ручные, напёрстки, ножницы, спецодежда.
ТСО: телевизор, видеомагнитофон.
Структура урока:
- Организационная часть (2 мин.).
- Теоретическая часть. (16 мин.).
- Сообщение темы и целей урока (1 мин.).
- Сообщение познавательных сведений (15 мин.).
Ш. Практическая часть (50 мин.).
- Объяснение нового материала с одновременным практическим закреплением. Вводный инструктаж (35 мин.).
2. Самостоятельная работа учащихся. Текущий инструктаж (15 мин.).
- Организационно-заключительная часть (12 мин.).
1. Заключительный инструктаж (10 мин.).
2. Сообщение домашнего задания, уборка рабочих мест (2 мин.).
Ход урока:
- Организационная часть.
- сообщение дежурного о готовности класса к уроку;
- отметка отсутствующих.
- Теоретическая часть.
- Сообщение темы и целей урока.
Тема нашего урока: «Украшающие швы». Сегодня вы узнаете об истории и видах вышивки, познакомитесь с профессией вышивальщицы и научитесь выполнять самый простой вид вышивки – украшающие швы.
- Сообщение познавательных сведений.
Наверное, слово «вышивка» знакомо каждому. С украшенными ею изделиями вы встречались дома, простейшие ручные швы вас учили выполнять мамы, бабушки и учителя начальных классов. Кто может напомнить какие это были швы? (Шов «вперёд иголка», шов «назад иголка», «стебелёк», «через край»). А для чего они использовались? (Соединение деталей, украшение салфеток, платочков и т. д.). Какими инструментами вы пользовались для их выполнения? (Иголка, нитки, напёрсток, пяльца). Но в начальной школе вы узнали далеко не всё об этом древнем и увлекательном виде женского рукоделия. Поэтому сегодня мы вместе заглянём в этот прекрасный мир, где воплощаются в жизнь самые смелые мечты художников и модельеров.
История и виды вышивки. Вышивка является широко распространенным видом рукоделия. Она имеет многовековую историю. Процесс развития вышивания прослеживается по изображениям в памятниках искусства древних цивилизаций Азии, Европы, Америки, по литературным источникам, а также по сохранившимся образцам вышивок разных времён и народов. На протяжении столетий вышивка была неотъемлемой частью украшения одежды и быта. Её выполняли льняными, шерстяными, шёлковыми, металлическими (золотыми и серебряными) нитями, а также волосом, бисером, жемчугом, блёстками, иногда в сочетании с нашитыми драгоценными камнями, монетами и тому подобное. В курганах 9 – 12 веков археологи часто находят фрагменты древнеё одежды, украшенные сверкающим золотом узором. Сохранившиеся до наших дней драгоценные золотошвейные вышивки Древней Руси покоряют великолепием мотивов и безупречным выполнением узоров. В 13 – 20 веках вышивкой занимались повсеместно. Она делилась на городскую и крестьянскую. Городская вышивка постоянно испытывала веяния моды, с Запада. Народная вышивка была связана со стародавними традициями, обычаями и обрядами русского крестьянства. Обучать девочку вышивке в русских селениях начинали с пятилетнего возраста. К пятнадцати годам девушка должна была своими руками приготовить приданное к свадьбе, украсив его вышивкой. Соответственно своему назначению каждая вещь имела особый характер декоративного украшения.
Национальные особенности вышивки. Народные вышивки издавна славятся разнообразием и оригинальностью узоров, восхищают утончённостью цветовых решений. Они создавались веками и зависели от географического положения страны, её истории и культуры.
Для русской вышивки, которая обычно сплошной линией очерчивает край одежды, характерны мотивы геометрического, растительного, и животного орнаментов. В таких изображениях закладывался определённый смысл. Например, фигурами в виде ромба, квадрата или круга обозначали источники света – солнце и луну; прямой горизонтальной линией – поверхность земли, горизонтальной волнистой – воду; вертикальными линиями – дождь; скрещивающимися – огонь и молнию; горы представлялись треугольником.
Вышивку наших соседей – белорусов определяет геометрический орнамент красных, бордовых, серовато-голубых и чёрных цветов на белом или сером полотне.
Украинцам свойствен рушниковый орнамент, обычно растительного характера, встречаются стилизованные изображения птиц и зверей. Для вышивки используют в основном красный цвет, иногда добавляя чёрный и синий.
А, к примеру, грузинскую вышивку отличает сложный узор – многофигурный тонкий геометрический и растительный орнамент, а также аппликация и вышивка цветным бисером.
Вышивка оленьим мехом по замше и сукну, аппликация из ткани, кожи и бисера распространена у народов Крайнего Севера.
Для Татарии характерно шитьё бисером и золотом по бархату.
Вышивка крестом выполняется на плотной ткани с полотняным переплетением или на канве. Канва – это специальная ткань, её структура представляет собой мелкие клеточки, предназначенные для проколов иглы. Применяют два вида вышивального креста: одинарный и двойной (болгарский).
Вышивание гладью – это в основном сплошное заполнение стежками плоскости узора, нанесённого на ткань. Гладь бывает белой и цветной, наноситься по счёту ниток и свободно, по контуру рисунка. По характеру стежков она даёт односторонний и двусторонний рисунок. Узоры, вышиваемые гладью, состоят в основном из растительных орнаментов, цветов, листьев и широко применяются в народных художественных вышивках. Атласной гладью вышивают крупные формы, например плоды, толстые стебли, животных, а в пейзажной вышивке – небо, землю, реку и т. д. Основой для атласной вышивки является стебельчатый шов. С помощью укороченных рядов можно добиться выпуклости формы. Весь мотив вышивается обычно ниткой одного цвета. Работа, выполненная художественной гладью, напоминает картину художника, только вместо кисти и красок он рисовал ниткой и иголкой. И здесь важна не столько техника расположения стежков, сколько художественное видение объекта: умение с помощью цвета показать объём, свет и тень, правильно подобрать цвета. Если такое видение не развито, можно пользоваться художественными открытками и картинками. Цветная художественная гладь прежде всего предполагает плавный, незаметный переход цвета из одного тона в другой и из одного цвета в другой. Прорезная гладь относится к белой вышивке. Ею украшают бельё, блузки, салфетки. Узоры прорезной глади содержат кружочки круглой и продолговатой формы. В сочетании с листьями, вышитыми выпуклой гладью, составляют узоры из цветов и веточек.
Мережка относится к строчным вышивкам. Издавна и широко применяется во многих народных вышивках, часто в сочетании с другими видами белой и цветной вышивки. Цветная мережка – украшение почти всех народных костюмов. Мережкой вышивают скатерти, салфетки, блузы, платья. Для выполнения мережки выдёргивают определённое число нитей ткани, а оставшиеся группируют различными способами
Профессионально занимаются вышивкой вышивальщицы. Они выполняют работу по эскизам художников и модельеров. Как вы думаете, какими качествами должна обладать вышивальщица? (Терпение, внимательность, аккуратность, хорошо развитый художественный вкус, умение рисовать.)
Ш. Практическая часть
1. Объяснение нового материала с одновременным практическим закреплением. . Вводный инструктаж.
При шитье и вышивании применяют различные ручные швы: соединяющие, закрепляющие и украшающие. Соединяющими швами скрепляют отдельные части ткани или детали одежды, закрепляющими подшивают или обмётывают края, чтобы ткань не осыпалась. Украшающие швы применяют при вышивании и украшении изделий; ими можно также соединять детали одежды, закреплять края одежды. (Плакат: «Виды ручных швов».)
Шов состоит из отдельных стежков. Это расстояние между проколами иглы. Чтобы шов был ровный и красивый, стежки должны быть равномерными, одинаковыми.
Для того, чтобы при вышивании удачно подобрать цвета, надо знать, как они совмещаются, как влияют один на другой. В цветовом круге друг против друга лежат противоположные цвета, а рядом которые сочетаются.
А теперь давайте попробуем выполнить некоторые украшающие швы. Для работы нам потребуются: канва (специальная ткань для вышивки), нитки мулине, ручная игла для вышивания (с длинным ушком, чтобы нить свободно вдевалась и скользила сквозь него), напёрсток (предохраняет палец при проталкивании иглы через ткань) и ножницы (небольшие, с острыми концами).
Во время работы необходимо соблюдать правила ТБ (какие?).
Петельный шов. В вышивании петельными стежками обшивают платочки, салфетки, фартуки. Прежде чем начать обмётку петельными стежками, надо подогнуть край ткани на 3 мм, чтобы она не обтрёпывалась и чтобы обмётка была ровной. Обмётывают петельными стежками так: иглу вкалывают с изнанки ткани, направляют к себе и вытягивают её с нитью; на втором стежке иглу вкалывают так же, но прежде чем её вытянуть, остриё направляют в образовавшуюся петлю, а затем вытягивают. На вытянутой нитке образуется петля, которую затягивают на край материала. Стежки следует делать на одинаковом расстоянии один от другого. Если делать мелкие стежки и класть нитку возле нитки плотно, то образуется шов, которым можно обмётывать края узоров при вышивании «ришелье» и гладью.
Шов «цепочка», или тамбурный, выполняется справа налево, т. е. от правой руки к левой. Иглу с нитью выводят на лицевую сторону. Положив нитку петлёй и придерживая её большим пальцем левой руки, вводит иглу с лицевой стороны наизнанку в предыдущий прокол и направляют по изнанке вниз на 3-4 нитки. Новый прокол на лицевую сторону делают так, чтобы кончик иглы попал в середину петли. Так постепенно образуется как бы цепочка. Петли цепочки должны быть ровными, поэтому нитку следует натягивать равномерно, но не туго. Цепочку можно переплести цветной ниткой и применить для украшения платья или трикотажных изделий.
Шов бархатный, или «козлик». Бархатными стежками украшают платье, салфетку, подшивают низ одежды. Выполняют его так: выдёргивают из ткани две параллельные нитки, на расстоянии приблизительно 1 см одну от другой. Образуются два следа: верхний и нижний. Шов ложится слева направо. Нитку закрепляют на верхнем следе. Затем вкалывают иглу в нижний след и выводят на лицевую сторону на нижнем следе и левее от прокола. Теперь вкалывают иглу в верхний след и вытягивают на лицевую сторону на том же самом верхнем следе слева от прокола. После этого снова вкалывают иглу в нижний след и вытягивают на лицевую сторону на нижнем следе и т. д. Размер крестика может быть разным.
Шов «крестик» вышивают по канве. На каждом квадратике вышивают один крестик.. Вначале закрепляют нить и выводят иглу с ней в нижнем левом углу квадрата; затем вкалывают иголку в верхний угол по диагонали и выводят её в противоположном левом углу; после этого вкалывают иголку в правый нижний угол и выводят снова в верхнем углу. Так образуется крест.
2. Самостоятельная работа учащихся. Текущий инструктаж.
Задание: выбрать наиболее понравившийся образец украшающего шва и выполнить его, подобрав цвет ниток и размер стежков.
Учитель помогает, консультирует, следит за соблюдением правил ТБ и дисциплиной.
- Организационно-заключительная часть.
- Заключительный инструктаж.
- Анализ работ учащихся.
- Показ лучших работ.
- Выставление оценок.
2. Сообщение домашнего задания и уборка рабочих мест.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока "Планы на будущее"
План конспект урока по английскому языку. Класс:5Тема:Планы на будущееУчитель: Фролова Татьяна ВикторовнаУчебник: «Enjoy English » 5-6 классы. (Биболетова М.З., Трубанева Н.Н.).Цели:Уч...
ПЛАН – КОНСПЕКТ Открытого занятия отделения спортивного туризма по теме: «ПЛАНЫ И КАРТЫ, ПОНЯТИЕ О МАСШТАБЕ» с учащимися группы НП-2. Тренер-преподаватель Контора Андрей Владимирович
Дата проведения: 18 СЕНТЯБРЯ 2012 г. Время проведения: 12-20 – 13-50 Место проведения: МБОУ СОШ № 18 Вид труда: теоретическое/практическое занятие (работа с картами). Тема за...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»
Урок с использованием ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы. В практический модуль входи...
План- конспект урока по теме "План и карта" для 6 класса
План- конспект урока обобщающего повторения по теме "План и карта" для 6 класса...
План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»
Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование техники выполнения передачи мяча ...
План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»
План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Б...
План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка) План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в графике. Стилизация животных)
План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка)План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в...