Программа курса по выбору 9 класс Культура питания
рабочая программа по технологии (9 класс) на тему

Ледяева Елена Юрьевна

Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с

Программой экспериментального курса предметной области «Технология» 5-11 (12) классы, под ред. Е.Д.Волоховой,  Санкт-Петербург «Русский издательский дом». 2010 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kultura_pitaniya._9_kl_-_kopiya.doc93 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная кадетская школа № 4»

Рабочая программа

курса по выбору

«Культура питания»

для

9

 

классов

на 2014-2015 учебный год

Учитель:

Елена  Юрьевна  Ледяева

Количество часов в неделю:

0,5 час

Общее количество часов в год:

18 часов

г. Нефтеюганск 2014 г

Пояснительная записка

 

Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с:  

1. Программой экспериментального курса предметной области «Технология» 5-11 (12) классы, под ред. Е.Д.Волоховой,  Санкт-Петербург «Русский издательский дом». 2010 г.

Место  курса в учебном плане.

Программа предполагает обучение в объеме 18 часов в 9–х  классах (по 0,5 часу в неделю).

Для правильного питания одного человека или целой семьи необходимо понимать его роль и значение. Все жизненные процессы в организме находятся в большой зависимости от того, как строится питание человека с первых дней его жизни. Питание является одним из важнейших факторов, питательными веществами и их влиянием на здоровье и внешний вид человека.

В течение обучения по курсу «Культура питания» учащиеся познакомятся с искусством приготовления различных блюд, питательными веществами и их влиянием на здоровье и внешний вид человека.

Содержание курса позволит учащимся понять основы культуры питания, применять их, возможно, выбрать это направление для профессионального самоопределения.

Практическая часть курса носит рекомендательный характер. Предлагаемый перечень блюд позволяет учащимся самим выбирать уровень сложности приготовляемого блюда, опираясь на опыт, желание и возможности.

Изучая темы «Наши помощники в быту: бытовая техника, приспособления, интерьер, посуда», учащиеся познакомятся с современной бытовой техникой, приспособлениями для механической и кулинарной обработки пищевых продуктов, которыми постепенно оснащаются кухни в нашем доме.

Темы «Питание и здоровье», «Питание и красота» содержат информацию о лечебных и косметических свойствах питательных веществ, входящих в состав плодов и ягод, растений и других пищевых продуктов, обеспечивающих наш организм жизненной силой, что делает человека привлекательным и здоровым, помогает справиться с болезнями и недомоганиями без применения химических лекарственных препаратов, а также знакомят с технологией приготовления лечебных и косметических снадобий из них в домашних условиях.

Освоение темы «Калорийность продуктов и готовых блюд. Экология питания» поможет учащимся научиться не есть что попало, а выбирать для еды только то, что нужно организму: необходимое количество жизненно важных веществ (белков, жиров, углеводов), витаминов и балластных веществ. Предлагаемые рецептуры приготовления низкокалорийных блюд позволят убедиться в том, что сбалансированная пища вкусна и можно самому определять количество нужных калорий и составлять меню по своему вкусу.

Содержание темы «Семейный стол в будни и праздники» позволяет убедиться в том, что искусство приготовления пищи и подача ее на стол не только форма обеспечения организма питательными веществами, но и путь к созданию благоприятного климата в семье, повод к знакомству и общению с другими людьми.

С правилами этикета, умением стать желанным гостем в любом обществе учащиеся познакомятся, изучив тему «Как правильно есть и пить».

Тема «Национальные блюда» дает информацию о национальных блюдах народов, населяющих Российскую Федерацию и другие страны мира, знакомит с обычаями и культурой других наций и народностей. Учащиеся освоят различные технологии приготовления блюд из, разнообразных продуктов, правильные и безопасные приемы работы

Познакомившись с темой «Экономика на столе», учащиеся смогут убедиться в том, что состав пищевых продуктов, их биологическая ценность, искусство приготовления различных блюд связаны с важнейшими экономическими параметрами – стоимостью и доступностью продуктов, умением набрать необходимое количество калорий, основных пищевых веществ, не в ущерб себе и своим близким, а исходя из средств, которыми располагает семья. Материал, изложенный в теме, показывает, как можно использовать пищевые отходы.

Цель данного курса – ознакомить учащихся с профессиями связанными с работой с пищевыми продуктами, определить свои склонности и способности в этих областях деятельности,  дать представление о культуре питания.

Задачи курса:

- формирование специальных знаний в области обработки пищевых продуктов, экономики, экологии, санитарии и гигиены;

- совершенствование практических умений и навыков экономного ведения домашнего хозяйства;

- воспитание привычки к чистоте, сознательному выполнению санитарно                 - гигиенических правил в быту и на производстве;

- воспитание уважения к народным традициям и обычаям;

- ознакомить с содержанием и характером труда профессий работников, занятых в пищевой промышленности, косметологии, диетологии.

Учащиеся должны познакомиться:

- роль техники и технологий в современном обществе, технологическую культуру и ее компоненты;

- нормы питания, соотношение продуктов животного и растительного происхождения, роль витаминов;

- требования к качеству готовых блюд;

- современные энерго - и материалосберегающие безотходные и другие перспективные технологии;

- безопасные приемы труда;

- требования к группам профессий связанных с пищевыми продуктами;

- о воздействии на организм высокой температуры и влажности, профессиональные вредности;

- правила сервировки и оформления праздничного стола, способы расстановки столов, порядок размещения блюд, закусок, напитков на праздничном столе, последовательность подачи блюд к столу, правила приема гостей и размещение их за столом, правила хорошего тона для гостей.

Учащиеся должны научиться:

- организовывать производственный процесс, подготовить и оснастить свое рабочее место;

- выполнять первичную и тепловую обработку пищевых продуктов;

- готовить диетические блюда;

- составлять меню праздничного стола, рассчитывать количество и стоимость продуктов, сервировать и оформлять праздничный стол;

- принимать гостей и размещать их за столом.

Программа курса разработана на 18 учебных часа (0,5 час в неделю). Так как школьный кабинет не имеет оборудование для кулинарных работ, то практические задания при изучении тем «Национальные блюда» будут выполняться дома, с последующим отчетом и отзывами о приготовленных блюдах.

В конце года обучения учащиеся выполняют большую самостоятельную работу по организации банкета или праздничного стола с составлением меню и приготовлением тех блюд, которые они изучали в течение года. Возможно организация ярмарки во время проведения школьного праздника с учителями иностранного языка.

          Планирование занятий на учебный год с целью прохождения программы в полном объеме осуществляется, в том числе за счет внеурочной деятельности.

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

Тема

Количество часов

В том числе

теория

практика

1.

Наши помощники на кухне: бытовая техника, приспособления, инвентарь, посуда:

- наши помощники на кухне.

1

0,5

0,5

2.

Как правильно есть и пить:

- сервировка семейного стола к ужину.

1

0,5

0.5

3.

Семейный стол в будни и праздники:

- семейный стол в будни и праздники;

- сервировка праздничного стола.

2

1

1

4.

Питание и здоровье:

- профилактика желудочно- кишечных заболеваний;

- составление режима суточного питания.

2

1

1

5.

Питание и красота:

- приготовление средств по уходу за кожей;

- приготовление настоев из зелени.

2

1

1

6.

Национальная кухня:

- национальная кухня; приготовление национальных блюд народов Севера.

1

0.5

0.5

7.

Калорийность продуктов и готовых блюд. Экология питания:

- сбалансированное питание;

- диетическая кулинария;

- составление рациона питания;

- рецепты диетических блюд.

4

2

2

8.

Экономика на столе:

- экономное питание для семьи.

1

0,5

0,5

9.

Детское питание:

- особенность приготовление протертой пищи;

- первичная обработка овощей и фруктов;

- приготовление овощных пюре;

- составление меню для ребенка 3-7 лет.

4

2

2

Итого:

18

9

9

Содержание занятий.

Занятия 1 - 2. Наши помощники на кухне: бытовая техника, приспособления, инвентарь, посуда.

Теоретические сведения (0,5 ч.). Общее знакомство с бытовой техникой, используемой для хранения и приготовления пищи в домашних условиях. Ее функциональное значение и размещение на кухне. Нагревательные приборы (электроплиты). Приспособления для первичной обработки и нарезки овощей, фруктов, яиц. Кухонная посуда (стеклянная, керамическая, из металла).

Способы определения массы и объема продуктов. Способы определения срока годности продуктов по упаковке.

Общие правила безопасности работы, санитарии и гигиены.

Группа профессий связанных с переработкой пищевых продуктов.

Действие на организм высокой температуры и влажности. Профессиональные вредности. Значение личной гигиены для работников общественного питания.

Значение санитарной культуры для предупреждения инфекций и отравлений. Перечень заболеваний, препятствующих на работе на предприятиях общественного питания.

Практическая работа (0,5 ч.).

Составление профессиограммы повара.

Определение массы и объема пищевых продуктов.

Определение сроков хранения и использования продуктов питания по маркировке на упаковке.

Занятия 3-5. Как правильно есть и пить.

Теоретические сведения (0,5 ч.). Сервировка стола в кругу семьи к завтраку и обеду в будни дни. Выбор посуды. Подача блюд. Правила этикета.

Организации стола по случаю приема гостей. Выбор организации стола в зависимости от повода приема, числа приглашенных и средств, выделяемых на организацию приема. Организации приемов: «Холодный буфет», «Единственное блюдо», «Приходите на ужин» и т. д. Профессиограмма официанта.

Практические работы (0,5ч.). 

1. Сервировка семейного стола к обеду и завтраку. Правила подачи на стол. Освоение приемов еды. Правила этикета.

 Примерный перечень блюд.

Гренки, бутерброды.

          2. Сервировка стола к  ужину.  Деловая игра «Организация приема – Приходите на ужин».

Занятия 6 – 8. Семейный стол в будни и праздники.

Теоретические сведения (1 ч.). Украшения для блюд из сливочного масла, яиц, плодов и ягод. Приспособления для приготовления таких украшений.

Сервировка и оформление стола к праздничному обеду. Выбор блюд с бюджетом семьи, вкусами, наличием продуктов, с сезоном.

Практические работы (1 ч.). 

1. Сервировка праздничного стола. Изготовление блюд с использованием украшений из плодов и ягод, сливочного масла, яиц.

2. Приготовление отдельных блюд к праздничному обеду с использование продуктов, характерных для времени года.

Примерный перечень блюд.

Тортовые бутерброды из черного хлеба; канапе из черного хлеба с килькой и из белого хлеба с томатом; бутерброды с яйцом и сельдью.

Занятия 9- 12. Питание и здоровье.

Теоретические сведения (1ч.). Полноценная пища. Профилактика желудочно – кишечных заболеваний, соблюдение элементарных правил гигиены при приготовлении пищи.

 Использование пищевых продуктов (картофель, молоко, горчица, лимон, мед, чай) в качестве профилактических и лечебных средств при простудных заболеваниях (ангина, кашель, насморк).

Целебные свойства столовой зелени (петрушка, укроп, сельдерей, шпинат, лук-порей ит. д.), чеснока, лука. Приготовление соков при различных заболеваниях и состояниях организма (овощи, фрукты, зелень).

Значение витаминов и их сохранение при заготовке и приготовлении блюд. Их роль в питании человека, воздействие на организм.

Практические работы (1 ч.). 

1. Составление режима суточного питания (для себя или членов семьи).

Составление рекомендаций для членов семьи по включению в рацион питания блюд и продуктов, обеспечивающих суточную потребность организма в витаминах.

2. Органолептическая оценка качества готовых блюд и пищевых продуктов (мяса, рыбы, молока, яиц и т. д.)

3. Приготовление напитков и настоев на основе лимона, цветков календулы, аптечной ромашки, ягод черники, малины и т. д.

Занятия 13 – 16. Питание и красота.

Теоретические сведения (1 ч.). Путь к красоте лежит через желудок. Влияние питательных веществ, содержащихся в продуктах питания (бобовые, зелень, сухофрукты, хлеб, овощи, фрукты, молоко, молочные продукты), на состояние кожи (упругость, чистота).

Уход за руками и стопами ног. Приготовление смесей по уходу за кожей рук.

Влияние климатических условий на кожу. Понятие «мягкая» и «жесткая» вода.

Как ухаживать за кожей лица. О веснушках и пигментных пятнах. Угри, их природа, профилактика их появления, средства удаления. Группа профессий связанных с косметологией.

Практические работы (1 ч.). 

1. Приготовление средства по уходу за кожей рук и стоп ног. Составление профессиограммы косметолога.

2. Приготовление настоев из зелени петрушки и чая, защитного крема от солнца, лимонного лосьона.

3. Изготовление масок для ухода за кожей лица на основе картофеля; картофеля с молоком; творога; чая; моркови и т. д. Приготовление различных смесей для очистки кожи лица от угрей.

Занятия 17 – 21. Национальная кухня.

Теоретические сведения (0,5ч.). Знакомство с национальной кухней. Традиционные блюда к национальным праздникам и обрядам.

Практические работы (0,5 ч.).

1. Приготовление национальных блюд в соответствии с традициями нашего  региона (народов Севера)

2. Приготовление национальных блюд с использованием бобовых, овощей, картофеля, круп, муки, риса, макаронных изделий. Русская кухня.

3. Приготовление национальных блюд. Японская, итальянская, испанская или др. кухни.

Примерный перечень блюд. Русское блюдо – блины; украинское – фасоль протертая холодная; карело-финские блюда – кокачи гороховые (лепешки с горохом), ланттуаатико (пюре из брюквы), брусника с толокном; латяшские _ яйца фаршированные, хлебный суп; грузинские – лобио (фасоль) с яйцом, красное лобио с маслом.

Занятия 22- 26. Калорийность продуктов и готовых блюд. Экология питания.

Теоретические сведения (2 ч.). Сбалансированное питание без излишеств. Зависимость потребляемой организмом энергии от возраста и вида деятельности. Некоторые особенности приобретения и хранения продуктов питания при диете.

Диетическая кулинария. Краткосрочные диеты и разгрузочные дни. Виды диет. Группа профессий занимающих диетическим питанием.

Практические работы (2 ч.).

1. Составление профессиограммы диетолога.

2. Составление рациона питания для членов своей семьи с оценкой его калорийности при условии, что калорийность завтрака – 200 кал, ужина – 300 ккал.

3. Приготовление диетических блюд (см. «Профессия кулинария». Н.А.Анфимова и др.)

Занятия 27- 31. Экономика на столе.

Теоретические сведения (0,5 ч.). Организация питания исходя из возможностей семейного бюджета. Блюда из черствого хлеба.

Заготовка пищевых продуктов и сушка плодов и ягод. Время заготовок.

Практические работы (0,5ч.).

  1. Приготовление бутербродов, из черствого хлеба. Определение их стоимости.
  2. Приготовление каш, салатов из черствого хлеба. Определение их стоимости.
  3. Приготовление цукатов. Определение их стоимости.

Примерный перечень блюд. Бутерброды: с сельдью и творогом; с копченой рыбой; с редисом, яйцами и сметанной. Бутербродный торт для гостей. Хлебцы сырные. Салат из черствого хлеба. Гренки для супа. Хлебный квас. Панировочные сухари.

Овладение способами консервирования (стерилизация). Приготовление цукатов.

Занятия 32 – 34. Детское питание.

Теоретические сведения (2 ч.). Питание ребенка в возрасте от года до полутора лет: молоко и молочные продукты, мясо, рыба, плоды и ягоды, хлеб. Детская посуда. Особенности технологии приготовления протертой пищи.

Рацион питания ребенка от полутора до двух лет. Особенности приготовления каш.

Особенности рациона питания ребенка после двух лет. Особенности первичной и кулинарной обработки мясных, рыбных, овощных, молочных продуктов.

Практические работы (2 ч.). 

1. Составление меню для ребенка в возрасте до двух лет на неделю.

2. Первичная обработка овощей и фруктов. Определение сроков годности детских консервов. Приготовление овощных и яблочных пюре.

Список литературы для учителя.

  1. Программа экспериментального курса предметной области «Технология» 5-11 (12) классы, под ред. Волоховой Е.Д. - Санкт – Петербург, «Русский издетельский дом». 2010.
  2. «Оценка качества» подготовка выпускников средней (полной) школы по технологии, М. Изд. «Дрофа». 2010
  3. «Диета и косметика» Гуревич М.М. – М.: ТОО «Здоровье», 2010
  4. «Праздничный стол» Лемкуль Л.М. – М.: Пищевая промышленность, 2011.
  5. «1000 советов по экономии в быту» Федотов В.И., Каневский Е.М. – М.: Экономика, 2013

Список литературы для обучающегося.

1.   «Диета и косметика» Гуревич М.М. – М.: ТОО «Здоровье», 2010

  1. «Все о здоровом образе жизни» Ярошенко Н., Герман В., Коршунова Т. – Франция: Рейдерз Дайджест, 2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курс по выбору "Экспертиза продуктов питания"

Работа включает программу практико-ориентированного курса по выбору для учащихся 9 класса "Экспертиза продуктов питания", инструкции для учащихся, инструкции для лаборанта, примеры проектов учащихся....

Программа курса по выбору "Домашняя экономика и основы потребительской культуры"

Программа курса по выбору для учащизся 8 классов "Домашняя экономика и основы потребительской культуры"...

Рабочая программа курсов по выбору «Традиции русской народной культуры»

Программа курса по выбору «Традиции русской народной культуры» в рамках реализации школой предпрофильной подготовки,  представляет собой надпредметный курс, предназначенный для обучающихся 8 клас...

Рабочая программа курса по выбору "Культура речи" 9 класс

Данная рабочая программа состоит из пояснительной записки, содержания курса , календарно-тематического планирования...

Рабочая программа курса по выбору "В слове, как в зеркале. Культура речевого общения". 5 класс

Рабочая программа курса по выбору "В слове, как в зеркале. Культура речевого общения". 5 класс...

Программа элективного курса 5-6 класс «Культура здорового питания»

Культура питания – важнейшая составная часть общей культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся. Формирование культуры здорового питания должно начинаться с самых первых этапов обуч...

Программа курса по выбору "Речевая культура делового письма"

Для преподавателей, работающих с учащимися 9 классов, предлагается рабочая программа курса по выбору "Речевая культура делового письма". Курс рассчитан на 17 занятий, рекомендован для работы...