Рабочая программа по трудовому обучению «Сельскохозяйственный труд» 8 класс специального (коррекционного) обучения
рабочая программа по технологии (8 класс) на тему

Кияткина Галина Александровна

Назначение программы:

 

-          для обучающихся (слушателей) образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг;

 

-          для педагогических работников ГБС(К)ОУ школы – интерната г. Отрадного, программа определяет приоритеты в содержании специального образования и способствует интеграции и координации деятельности по реализации общего образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gotovaya_programma_8_klass.doc131.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников  с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат г. Отрадный

«СОГЛАСОВАНО»

Зам. директора по УР

Баляева Е.А._____________

«____»________2013 г.

                                

«УТВЕРЖДАЮ»

                                        Директор

ГБС(К)ОУ школы – интерната

 г. Отрадный

_______________ Андреев Е.А.

«____»________2013 г.

                                                                                                                                                                                                                                                               

Рабочая   программа

 по трудовому обучению

«Сельскохозяйственный труд»

 8  класс

специального (коррекционного) обучения

Учитель:  Кияткина Г. А.

Программа рассмотрена на заседании методического объединения учителей математики и трудового обучения.

Протокол от «____»____________2013 г № __________

Руководитель  МО __________________  (__Кияткина Г.А.__)

                                                     подпись                      расшифровка  подписи

          

г. Отрадный, 2013 год

1. Паспорт рабочей программы по трудовому обучению «Сельскохозяйственный труд».

Тип программы: программа специальных (коррекционных) общеобразовательных  учреждений  VIII вида.

Статус программы: рабочая программа   учебного курса.

Назначение программы:

  • для обучающихся (слушателей) образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг;

  • для педагогических работников ГБС(К)ОУ школы – интерната г. Отрадного, программа определяет приоритеты в содержании специального образования и способствует интеграции и координации деятельности по реализации общего образования.

Категория обучающихся:  учащиеся  8 класса  ГБС(К)ОУ школы - интерната г. Отрадный.

Сроки освоения программы: 1 год.

Объем учебного времени: ___396____часов.

Режим занятий:  12  часов в неделю.

Формы контроля:  различные виды практической работы, тесты, контрольные и самостоятельные работы

2.1. Пояснительная записка

        Миссией  школы-интерната VIII вида является  обеспечение  права на получение  доступного образования  всем детям и подросткам, независимо  от степени  выраженности  дефектов  интеллектуального  развития  с 7  до 18 лет.

Рабочая программа по трудовому обучению (профиль «Сельскохозяйственный труд») составлена на основании  следующих нормативно-правовых документов:

  1. Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ № 1756-р от  29.12.2001г.

  1. Закона Российской Федерации « Об образовании» (статья 7).

  1. Базисного учебного плана для специальных (коррекционных)  образовательных учреждений   VIII  вида    (приложение  к  приказу   Министерства   образования  РФ  от 10.04. 2002г.  № 29/ 2065 – п.).

  1. Учебного плана ГБС(К)ОУ школы – интерната г. Отрадный на 2013-2014 учебный год.

  1. Авторской программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида  под редакцией В.В. Воронковой  (автор Е. А. Ковалёва), Москва, изд-во ВЛАДОС, 2001г.

2.2. Обоснование выбора системы обучения и  различных учебно-методических комплексов для реализации рабочей программы

  • Рабочая программа по трудовому обучению (профиль «Сельскохозяйственный труд») разработана  на основе  примерной авторской  программы под редакцией В.В. Воронковой, допущенной Министерством образования и науки  РФ. Цель программы - успешная подготовка обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к условиям самостоятельной жизни, в том числе и труда.

  • Трудовое обучение, как учебный предмет,  является одним из ведущих в системе подготовки  школьников с ограниченными возможностями здоровья, так как от его усвоения во многом зависит формирование социального опыта и поведения учащихся с ОВЗ, практическая подготовка к самостоятельной жизни и труду. Практическая и коррекционная направленность обучения предмету обусловливает его  специфику: все  получаемые  учащимися  знания, являются практически значимыми, способствующими формированию знаний, умений и навыков для их социальной адаптации и реабилитации.

  • Логика изложения  и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта специального (коррекционного)  образования, поэтому в рабочую программу не внесено изменений.

  • Дидактическое и методическое обеспечение образовательной программы  по трудовому обучению в 8 классе определяется  федеральным перечнем учебников, рекомендованных Министерством  образования и науки Российской Федерации  к использованию в образовательном процессе в специальных (коррекционных) образовательных  учреждениях на 2013-2014 учебный год.

Цель уроков трудового обучения «Сельскохозяйственный труд»: направленность на социализацию личности умственно отсталого ребенка, углубление и конкретизация знаний о значении, классификации основных овощных, цветочных, плодово – ягодных культур, формирование знаний и умений по возделыванию ведущих сельскохозяйственных растений, развитие умений по распознаванию и определению выращиваемых культур.

  • Уроки трудового обучения в 8  классе коррекционной школы VIII вида организуются как уроки усвоения теоретических знаний и практических умений.  В процессе обучения  решаются следующие задачи:
  • Развитие мыслительных операций, познавательной деятельности в целом, коррекция  речи и мышления.
  • Формирование навыков самоконтроля.
  • Расширение и углубление знаний учащихся об окружающем мире.
  • Формирование положительных личностных качеств учеников (трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе и т. д.);
  • Воспитание привычки к чистоте, сознательному выполнению санитарно-гигиенических правил в быту и на производстве.
  • Воспитание уважения к рабочему человеку.

Программа по профилю «Сельскохозяйственный труд» содержит оптимальный объём сельскохозяйственных знаний и навыков, необходимых для работы в коллективных, фермерских и крестьянских подсобных хозяйствах. Её цель – допрофессиональная подготовка учащихся коррекционных школ VIII вида.

Исходя из местных условий  в 8 классе в программу  по профилю «Сельскохозяйственный труд»  добавлены темы из программы по профилю « Цветоводство и декоративное садоводство». Увеличено количество часов на изучение тем по растениеводству за счет учебных часов по животноводству, чтобы учащиеся,  видя конкретные результаты труда, были сильнее заинтересованы в учебе.

Данная программа рассчитана на подготовку учащихся коррекционной школы VIII типа к ручному труду на цветоводческом предприятии или в муниципальном озеленительном хозяйстве, что тематически связано с сельским хозяйством.

Для организации обучения школа располагает территорией, достаточной для разбивки цветников, посадки кустарников и деревьев. В самой школе под занятия отведён просторный светлый класс с приспособлениями для черенкования растений, обмолота и сортировки цветочных семян. В классе предусмотрено место для большого количества комнатных растений.

Занятия по трудовому обучению для детей с нарушением интеллекта должны быть направлены на  изучение школьниками теоретического материала, приемов работы и отработку практических навыков по общему курсу выбранной специальности. Рабочая программа  направлена на достижение следующих целей:

- освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения учащихся в разнообразные виды деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда; знаний о составляющих технологической культуры, организации производства  и труда, снижение негативных последствий производственной деятельности на окружающую среду и здоровье человека, путях получения профессии и построения профессиональной карьеры;

- овладение трудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования  технологической информации, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов, безопасными приемами труда; умениями рациональной организации трудовой деятельности, изготовления объектов труда с учетом эстетических и экологических требований, сопоставление профессиональных планов с состоянием здоровья, образовательным потенциалом, личностными особенностями;

- развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения,  творческих, коммуникативных и организаторских способностей, способности к самостоятельному поиску и использованию информации для решения практических задач в сфере технологической деятельности, к анализу трудового процесса, к деловому сотрудничеству в процессе коллективной деятельности;

- воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда; формирование представлений о технологии как части общечеловеческой культуры, её роли в общественном развитии;

- получение опыта применения технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности, самостоятельной деятельности на рынке труда, товаров и услуг и готовности к продолжению обучения в системе непрерывного профессионального образования.

Для эффективного достижения целей  при организации уроков трудового обучения используются  вербальные методы (рассказы, беседы, объяснения, лекции, а так использование книг, учебников, справочников, карточек, наглядные методы (наблюдение натуральных объектов, явлений, процессов или изображений (макетов, рисунков, таблиц, фильмов, презентаций), практические методы (упражнения, решение практических задач, выполнение трудовых заданий).

        Уроки трудового обучения организуется в различных формах: проводятся учебные занятия, производственная практика, общественно полезный производительный труд.

Основной формой организации трудового обучения учащихся является учебное занятие продолжительностью  3 учебных часа:

Теоретические занятия

Основная цель теоретических занятий состоит в формировании у учащихся профессиональных знаний (технических, сельскохозяйственных, технологических и др.).

По содержанию теоретические занятия делятся на следующие группы:

1. Изучение устройства орудий труда.

2. Первоначальное усвоение новых технологических операций.

3. Изучение производственных технологических процессов.

Комплексные практические работы

Происходит усвоение известных ранее технических и технологических знаний учащихся путем применения их при выполнении трудовых заданий, формируется комплекс трудовых умений (начиная от ориентировки в трудовых заданиях, кончая заключительным контролем результатов работы), усваиваются новые трудовые приемы и приобретаются навыки выполнения технологических операций.

Самостоятельные и контрольные работы

Самостоятельные и контрольные работы — это такие практические занятия, на которых учащиеся совершенно самостоятельно выполняют трудовые задания: самостоятельно анализируют объект предстоящей работы, составляют план выполнения задания, исполняют его и контролируют ход и результаты своей работы.

Самостоятельные работы выполняются в конце каждой четверти.

Программа содержит темы по сельскохозяйственному труду, а так же  по цветоводству и декоративному садоводству.

Межпредметная интеграция 

занятий по трудовому обучению осуществляется с:

Математикой («Инвентарь для работы в цветнике (мерные инструменты)»);

Русский язык  (обогащение словарного запаса, развитие речи);

Естествознанием («Строение цветкового растения», «Животноводство»);

Историей (история возникновения комнатных растений и т.д.);

Чтение и развитием речи  (поговорки, пословицы, произведения о труде, профессиях и людях);

Обществоведением (кодексы законов о труде, основные права и обязанности рабочих, трудовой договор, трудовая дисциплина).

При составлении программы были учтены принципы последовательности и преемственности обучения, а также сезонность полевых работ.

Программа не только способствует профориентации и социальной адаптации учащихся, не только развивает их умственный и сенсомоторный потенциал и положительно влияет на личностные свойства, но и открывает учителю широкий простор для творчества, что обычно благотворно сказывается на качестве обучения.

             Программа имеет коммуникативную направленность. В связи с этим выдвигаются задачи развития речи учащихся, как средство общения  и как способа  коррекции их мыслительной деятельности.

           Содержание обучения трудовому обучению имеет и  практическую направленность: все знания учащихся, получаемые ими на уроках, являются практически значимыми для их социальной адаптации и реабилитации.

Обучение в коррекционной  школе носит воспитывающий характер. Аномальное состояние ребенка затрудняет решение задач воспитания, но не снимает их. При отборе программного учебного материала по трудовому обучению учтена его воспитывающая направленность, необходимость формирования таких черт характера и всей личности в целом, которые помогут выпускникам стать полезными членами общества.

2.3. Обоснование разбивки  содержания   программы на отдельные темы, а также обоснование  выделения на данные темы учебных часов в объеме, определенном календарно - тематическим планом

        

        Тематический план рабочей программы включает в себя основное содержание всех разделов курса с указанием бюджета времени на их изучение.

Логика изложения и структура курса уроков трудового обучения (профиль «Сельскохозяйственный труд») в рабочей программе полностью соответствуют авторской программе.

        При планировании курса  учитывается количество учебных недель. Исходя из этого, общее количество  часов  по трудовому обучению (профиль «Сельскохозяйственный труд»)  в 2013 -2014 учебном году  составляет -  396  ч.

         В  первой четверти  -         108 ч.

         Во второй четверти  -          81 ч.

         В третьей четверти  -         117 ч.

         В четвёртой четверти –    90 ч.

         Планирование является примерным. Количество часов, отводимое на ту или иную тему,  определяется с учетом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений.

       

3. Перечень компонентов учебно – методического комплекса, обеспечивающего реализацию рабочей программы.    

Базовый учебник:

Технология. Сельскохозяйственный труд: 8 класс: Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/Е. А. Ковалёва. – М.: Просвещение, 2010.

Дополнительная литература для учителя и учащихся:

  • С.Л.Быховец «Энциклопедия комнатных растений»;

  Минск « Харвест», 2003.

  •  А.А.Карпов «Энциклопедия цветовода-любителя»;

Ростов-на-Дону      «Феникс»,2003.

  • В.И.Серпухова, Г.К.Тавлинова «Комнатные и балконные растения»;

Москва «Прейскурантиздат», 1991.

  • В.А.Родина «Цветоводство в школе»; Москва «Просвещение», 1974.
  •  А.Н.Мальцева, Г.А.Алексеев-Малахов «Декоративные деревья и кустарники:    

 ландшафтный дизайн и озеленение участка»; Ростов-на-Дону «Феникс», 2002.

  •  О.В.Бердникова, А.В.Борисова «Комнатные растения»; Москва «Эксмо», 2004.
  •  Л.А.Чечина «Азбука комнатных растений»; Москва «Дрофа плюс», 2005.
  • В. И.Якушев, В. В.Шевченко «Плодоводство с основами декоративного садоводства»; М.: Колос, 1980
  • «Приусадебное животноводство» Дмитриев Н.Г., Ленинград, «Агропромиздат» 1986 г.
  •  «Домашние животные. Какие они?» Шорыгина Т.А., Москва, издательство «Гном»,2002 г.
  •  «Сад и огород. Вопросы и ответы» Андреев В.М., Москва, изд. «АСТ-Пресс книга»,2005 г.
  •  «Справочник по овощеводству» Брызгалов В.А., Ленинград, изд.  «Колос», 1982г.

Перечень Интернет-ресурсов и других электронных  информационных источников, обучающих, справочно - информационных, контролирующих компьютерных программ.

  1. Требования к уровню подготовки учащихся, успешно освоивших  рабочую программу

        Уроки трудового обучения в коррекционной школе VIII вида проводятся с учетом особенностей развития детей с нарушением интеллекта. Этим объясняется небольшой объем требований, предъявляемых к учащимся специальной школы и учитывающих определенную динамику их развития по сравнению с предыдущими годами обучения.
        В результате прохождения программного материала за 8 класс учащиеся как сельскохозяйственники,  цветоводы и декоративные садоводы
 должны  уметь:

  • пользоваться определителями комнатных растений и справочной литературой;
  • распознавать виды комнатных  растений;
  • осуществлять действия по уходу за цветковыми растениями в цветнике, по них

пересадке, размножению, выращиванию из семян;

  • заготавливать компоненты для составления земляных смесей и составлять их;
  • ухаживать за комнатными растениями, вносить удобрения по всем правилам

техники безопасности;

  • распознавать травянистые, древесные и кустарниковые растения;
  • уметь работать садовыми ножницами;
  • убирать столовые корнеплоды;
  • ухаживать и сажать  ягодные кустарники;
  • вскапывать приствольный круг;
  • сеять капусту и ухаживать за ней;
  • пикировать сеянцы капусты и цветковых растений, ухаживать за рассадой;
  • выращивать томаты;
  • составлять цветочные букеты;
  • распознавать органические и минеральные удобрения;
  • определять основные стати коровы;
  • распознавать и подготавливать корма, кормить животных.

         Учащиеся должны знать:

  • значение растений в природе и жизни человека;
  • основные правила и инструкции по безопасности труда;
  • ягодные кустарники, вредителей и болезни;
  • строение плодового дерева, разновидности плодовых деревьев, способы размножения;
  • строение капусты, сорта и гибриды, вредителей и болезни;
  • знать правила ухода за плодовыми деревьями;
  • назначение парника и теплицы в овощеводстве;
  • видовой состав растений в цветнике;
  • правила заготовки земляных смесей и их применение;
  • многообразие комнатных растений;
  • основные правила ухода за комнатными растениями;
  • удобрения, их виды и использования, правила техники безопасности при

работе с  удобрениями;

  • виды зимних и весенних работ в цветнике;
  • породы коров, способы их содержания, болезни коров, корма для коров;
  • знать и соблюдать правила личной гигиены.

  1. Характеристика контрольно-измерительных материалов, используемых при оценивании уровня подготовки учащихся

        

В силу особенностей психофизического развития и имеющихся нарушений качественно, в полном объеме программный материал способны усвоить отдельные ученики. Остальные дети могут знакомиться с программой в целом, а успешно усваивать только часть знаний и умений.

Стремление ученика достигнуть более высоких результатов в учении проявляется в его старательности, исполнительности, усидчивости, затрате времени и сил и т. д., но отсутствие способностей, недостаточный уровень умственного развития могут помешать ученику иметь значительные достижения в овладении программным материалом. Поэтому перед учителем коррекционной школы не стоит задача дать всем детям даже приблизительно одинаковые знания. Будет достаточно того, что некоторые учащиеся получат навыки по уходу за цветковыми растениями, деревьями и кустарниками, привыкнут находиться и трудиться в коллективе, окажутся способными по окончании школы включиться в общественное производство, существовать самостоятельно, обеспечивая себя, свою семью. Таким образом, будет решена главная задача коррекционной школы — сделать из ученика полезного члена общества.

На уроке  трудового обучения в коррекционной  школе главной формой контроля является наблюдение за деятельностью школьников. Педагог обращает внимание на быстроту включения каждого ученика в работу, умение сосредотачиваться, активно трудиться, быть самостоятельным в выполнении заданий, доводить работу  до конца.

          Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса в целом.

         Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного опроса.  Устный опрос осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются  тестовыми заданиями.

         

Учебный план рабочей программы

по трудовому обучению

 «Сельскохозяйственный труд».

№ п/п

Тема.

Всего часов

Теория

Практика

Контроль

«Сельскохозяйственный труд»

(396 ч.)

(12 часов в неделю)

1.

Вводное занятие.

12

12

-

Устный опрос.

Овощеводство.

2.

Томат.

48

33

15

Устный опрос.

Тест.

3.

Капуста.

12

6

6

Устный опрос.

Тест.

Цветоводство.

4.

Составление букета.

18

6

12

Устный опрос.

Качество выполненной работы.

Тест.

5.

Осенний уход за цветником.

21

6

15

Устный опрос.

Качество выполненной работы.

6.

Защищённый грунт в цветоводстве.

9

9

-

Устный опрос.

Качество выполненной работы.

7.

Разбивка цветника.

9

3

6

Устный опрос.

Качество выполненной работы.

8.

Высадка цветковых растений в цветник.

32

6

26

Устный опрос.

Качество выполненной работы.

Тест.

9.

Размножение комнатных растений.

22

6

16

Устный опрос.

Качество выполненной работы.

10.

Самостоятельная практическая работа

12

-

12

Качество выполненной работы.

Садоводство.

11.

Осенний уход за плодовыми деревьями.

27

9

18

Устный опрос.

Качество выполненной работы.

12.

Осенний уход за кустарниками.

36

18

18

Устный опрос.

Качество выполненной работы.

Тест.

13.

Кустарники декоративного озеленения.

12

12

-

Устный опрос.

Тест.

14.

Зимние работы в сквере.

6

6

-

Устный опрос.

Тест.

15.

Деревья для озеленения.

33

21

12

Устный опрос.

Тест.

16.

Посадка черенков смородины и уход за ними.

12

6

6

Устный опрос.

Качество выполненной работы.

Тест.

Животноводство.

17.

Крупный рогатый скот.

9

9

-

Устный опрос.

18.

Молочно – товарная ферма.

15

15

-

Устный опрос.

Тест.

19.

Корма для коровы.

24

21

3

Устный опрос.

Тест.

20.

Кормление коров.

9

9

-

Устный опрос.

21.

Ручное доение коровы и учёт молока.

18

15

3

Устный опрос.

Итого

396

228

168


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по трудовому и профессионально-трудовому обучению 6 класс,VIII вид (для обучающихся с нарушениями интеллектуального развития) обучение на дому 68 часов (2 часа в неделю)

Данная программа разработана для обучения учащихся 6 класса с ограниченными возможностями здоровья на дому, с учебной нагрузкой  -  2 часа в неделю.Цель: формирование у учащейся знаний о сам...

Рабочая программа по трудовому обучению. 1 класс специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида.

Рабочая программа учебного предмета «Трудовое обучение» разработана на основе «Программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений  VIII вида. Подготовительный, 1 – 4 классы» под реда...

Рабочая программа по трудовому обучению «Цветоводство и декоративное садоводство» 5 класс специального (коррекционного) обучения

Миссией  школы-интерната VIII вида является  обеспечение  права на получение  доступного образования  всем детям и подросткам, независимо  от степени  выраженности...

Рабочая программа по трудовому обучению «Цветоводство и декоративное садоводство» 6 класс специального (коррекционного) обучения

Тип программы: программа специальных (коррекционных) общеобразовательных  учреждений  VIII вида. Статус программы: рабочая программа   учебного курса. Назначение программ...

Рабочая программа по трудовому обучению 3 класс Коррекционная школа VIII вида

Рабочая программа по трудовому обучению 3 класс Коррекционная школа VIII вида...

Авторская рабочая программа по трудовому обучению Хозяин сельской усадьбы для 8,9 классов коррекционной школы 8 вида

Умение вести хозяйство на подворье складывается, казалось бы, из простых, знакомых обязанностей и дел. Но когда с ними сталкивается воспитанник школы-интерната, то возникают естественно  затрудне...