Конструкт урока технологии для девочек в 5 классе по теме "От волокна к ткани"
план-конспект урока по технологии (5 класс) на тему

Медведева Татьяна Николаевна

Урок из раздела "Материаловедение" построен в соответствии с требованиями ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «От волокна к ткани»
(Технологическая карта изучения темы)

Тема

Волокно

Цель темы

Познакомить учащихся с видами волокон и строением ткани.

Планируемый результат

Предметные умения

УУД

Систематизировать  знания о волокнах;

формировать представление о тканях как о двух системах нитей;

научить определять направления нитей основы и утка.

Личностные: формирование личного, эмоционального отношения к себе и окружающему миру.
Регулятивные: освоение алгоритма нахождения и определения нитей основы в ткани
Познавательные: формирование умения анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи
Коммуникативные: формирование умения работать в малых группах, умения выражать свои мысли.

Основные понятия

Швейное материаловедение, текстильное волокно, ткань, нить основы, нить утка, кромка

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

Природоведение (знакомство с хлопчатником и льном). Развитие речи (обогащение словарного запаса учеников).

в малых группах, индивидуальная.

  1. Учебник «Технология»;
  2.  Коллекция растительных волокон;
  3. Коллекция образцов хлопчатобумажных и льняных тканей;
  4. Компьютер, мультимедийный проектор;
  5. Презентация «От ткани до волокна»
  6. Рекомендации по выполнению практической работы, схемы, таблицы для систематизации информации.
  7. Лупы, иглы.

I этап. Мотивация к деятельности

Цель – мотивировать учащихся на изучение темы «Волокна»

Организационный момент. Приветствие. Проверка готовности к уроку.

1. Волшебный конверт.

Учитель: Ребята, у вас на столах лежат волшебные конверты. В них находится то, с чем вы сталкиваетесь каждый день. А чтобы определить, что же в них спрятано, вам необходимо внимательно прослушать описание и ответить на вопрос. Что же это?

а) История ее возникновения прослеживается с самого начала развития человечества. Она пришла на смену шкурам убитого животного.

б) Ее делали из конопли, осоки, крапивы.

в) Она защищала человека от холода и морозов.

Ответ: В конвертах лежит ткань.

Учитель: Ткань — это материал, с которым вы, ребята, сталкиваетесь ежедневно и наверно не задумываетесь о том, каково её строение и свойства. Сколько на свете различных вещей и изделий, которые сделаны из ткани.

II этап. Учебно-познавательная деятельность

Последовательность изучения

Обучающие и развивающие задания

Диагностические задания

1. Актуализация знаний учащихся

Цель – актуализировать знания учащихся, об изделиях, изготавливаемых из ткани.

Учитель: А Вы, ребята, знаете вещи и изделия, изготовленные из ткани. Перечислите их, пожалуйста.

Ответы учащихся: одежда, предметы домашнего обихода, постельное белье, портьеры и др.

2. Расширение знаний о предмете «Технология»

Цель – сообщить учащимся знания о разделе технологии «Швейном материаловедении».

Учитель: Чтобы сшить любое из них нужно правильно выбрать соответствующую ткань, узнать ее свойства. А изучает строение и свойства материалов раздел учебного предмета «Технология»,  который называется «Швейное материаловедение».

Задание 1. выполните задание «Незаконченный текст». Швейное материаловедение – это наука, которая занимается  ___________________ материалов, используемых для изготовления_____________________ изделий.

Ответ: Швейное материаловедение – это наука, которая занимается  изучением  материалов, используемых для изготовления швейных изделий.

3. Совместное формулирование темы урока

Цель – учить школьников самостоятельно добывать знания.

2. Беседа.

Учитель: Ребята, как вы думаете, из чего изготавливают ткань?

Ответы учащихся: из ниток.

Учитель: А нитки откуда берутся? Давайте сейчас поработаем парами и проведем эксперимент. Возьмем одну ниточку из лоскутка и попробуем раскрутить ее кончик. Что вы там видите?

Ответы учащихся: Ниточка состоит из нескольких очень тонких, похожих на волоски частичек, скрученных между собой.

Учитель: Правильно, а частички эти называются волокнами.

Ребята, а кто догадался, какова тема нашего урока?

Ответы детей.

Учитель: Сегодня Вы узнаете, какие бывают волокна, на какие группы они делятся и какое строение имеет ткань.

Задание 2. Ребята, давайте вместе попробуем дать определение волокну, а затем проверим по учебнику, правильно ли мы думаем. Итак: Волокно – это…..

Ответ: Волокно – это длинное, прочное, гибкое тело, длина которого во много раз больше его поперечного сечения (Слайд 2.)

4. Изучение нового материала

Цель – актуализировать знания учащихся о текстильных волокнах.

Учитель: Волокна встречаются в природе в разных видах, а для производства тканей используют текстильные волокна. Ребята, а как вы думаете, текстильные волокна уже существуют в готовом виде в природе, или их изготавливают искусственным путем?

Ответы учеников.

Учитель: Давайте посмотрим, на какие группы и подгруппы делятся текстильные волокна (Слайды 3-4.)

Работа с таблицей «Классификация текстильных волокон»

Учитель: В основе классификации волокон лежит их происхождение

(способ получения).

Классификация текстильных волокон

(по происхождению, способу получения)

Учитель: Ребята, как вы понимаете словосочетания «волокна растительного происхождения» и «волокна животного происхождения»? Почему их называют натуральными волокнами? Какие растения дают нам эти волокна? (Слайд 5.)

5. Работа с понятиями «Хлопчатник» и «Лен»

Цель – познакомить учащихся с основными видами волокон растительного происхождения.

Работа с презентацией (Слайды 6-9) и раздаточным материалом (коллекции «Хлопок» и «Лен»).

 

  1. Процесс получения ткани.

Цель - актуализировать знания учеников о получении ткани.

Учитель: Ребята, давайте попробуем объяснить своими словами, что такое ткань.

Ответы учеников.

Учитель: А теперь посмотрим на экран, правильно ли мы с вами сформулировали определение.

Ответ: Ткань – это материал, полученный путем переплетения нитей. (Слайды 10-11).

Логическая цепочка «Процесс получения ткани»  (Слайд 12).

Вывод: Пряжу получают в процессе прядения из волокон. Ткани получают на ткацких фабриках путем переплетения двух систем нитей.

Задание 3. Заполните предложение недостающим словом.

    ,,,,,,,  - это материал,  который изготавливают на ткацком станке путем переплетения нитей или пряжи. 

Задание 4. Заполните  логическую цепочку.             

IV этап. Практическая работа «Знакомство со строением ткани».

Цель -  актуализировать знания учащихся о строении ткани, развивать умение наблюдать и делать выводы

Учитель: Ребята, сейчас мы опять поработаем в малых группах по два человека.

Материалы и инструменты: образец ткани, лупа, игла, учебник, рабочая тетрадь.

Ход практической работы

  1. Выньте из образца ткани нить, идущую вдоль ткани. Внимательно рассмотрите ее через увеличительное стекло. Определите ее длину и толщину.
  2. Выньте из образца ткани нить, идущую поперек ткани. Внимательно рассмотрите ее через увеличительное стекло. Определите ее длину и толщину.
  3. Сделайте вывод, запишите его в рабочую тетрадь.

Рассматривание через лупу строение ткани.  Обобщаем результат работы и делаем выводы:

Вывод:

- ткань образуется переплетением двух нитей.

- нити в ткани различаются по длине и толщине.

- одни нити в ткани расположены горизонтально, другие вертикально.

Вместе с учащимися выясняем, каким образом можно получить пряжу и ткань, определяем древнейшие и современные способы получения пряжи и ткани (Слайды 13-16).

Ткацкое переплетение – переплетение нитей основы и утка.

Вывод: Длинные и прочные нити, идущие  вдоль ткани – нить основы.

              Короткие, извитые нити, идущие поперек ткани – нить утка.

              Узкая полоска по краю ткани – кромка.

              Основное переплетение ткани называется полотняным.

Учитель: Ребята, а как вы думаете, могут ли Вам могут пригодиться знания, полученные сегодня на уроке?

Ответы детей.

Учитель: Волокнистый состав  необходимо учитывать при выборе ткани для изделия, а знание строения ткани поможет Вам правильно выкроить его.

Задание 5. Обозначьте цифрами на схеме расположение нитей основы, утка и кромки

1

2

3

V этап. Итог урока. Оценка результатов деятельности

Цель – закрепить полученные в ходе урока знания

Итог урока:

  1. На уроке я узнала (узнал).

______________________________________________________________________________________________________________________

  1. На уроке я научилась (научился).

______________________________________________________________________________________________________________________

  1. Новые знания мне пригодятся. ______________________________

______________________________________________________________

Учитель: Ребята, Вы сегодня хорошо поработали! Теперь давайте приберем свои рабочие места. Спасибо за урок!

Домашнее задание:

Выполните макет переплетения ткани.

Предлагаю Вам два способа выполнения макета:

  1. Из цветной бумаги или картона.
  2. Из ниток или узенькой ленточки.

Можно воспользоваться инструкцией.

Источники:

1.Ю.В.Крупская, Н.И.Лебедева, Л.В.Литвинова и др «Технология» учебник 5 класс- М.: «Вентана-Граф 2008 г..

2.. Электронный учебник по технологии - http://rusalka-7.ucoz.ru/index/mashinovedeni/0-19.

3. И.П.Арефьев  «Занимательные уроки технологии для девочек» 6 класс – М.: Школьная пресса, 2005 г.

4.О.В.Павлова «Неделя Технологии в начальной и средней школе» - Волгоград.: «Учитель», 2007 г.

Приложения к уроку

Приложение 1

Классификация текстильных волокон

(по происхождению, способу получения)

                                                                       

                                                                               

    Приложение 2

Логическая цепочка «Процесс получения ткани»

Приложение 3

Приложение 4

Итог урока:

  1. На уроке я узнала (узнал).

______________________________________________________________________________________________________________________

  1. На уроке я научилась (научился). 

______________________________________________________________________________________________________________________

  1. Новые знания мне пригодятся. ______________________________

______________________________________________________________

Приложение 5

Материалы и инструменты: цветная бумага, ножницы, клей.

Правила безопасности:  при работе с ножницами.

Ход работы

1. Вырежи из бумаги разного цвета два квадрата 10х10 см.

2.Разметь два квадрата через 1 см.

3. Проведи на одном из квадратов дополнительную линию,

отступив от края   1 см.

Разрежь квадрат на полоски до намеченной линии.

4.Разрежь второй квадрат по намеченной линии на полоски.

5. Выполни переплетение и подклей концы полосок.

6. Приклей готовый макет переплетения в тетрадь.

Приложение 6

Материалы и инструменты: картон, ножницы, линейка, карандаш, нитки, иголка, для нити утка можно использовать узкую ленточку.

Правила безопасности:  при работе с ножницами, иглой.

Ход работы

  1. Вырежи из картона рамку размером 10х10 см.
  2. Иглой с ниткой проложи нити основы.
  3. Нитью другого цвета или лентой проложи нити утка.

Приложение 7

задание «Незаконченный текст».

Швейное материаловедение – это наука, которая занимается  занимается ___________________ материалов, используемых для изготовления_____________________ изделий.

Ответ: Швейное материаловедение – это наука, которая занимается  занимается  изучением  материалов, используемых для изготовления швейных изделий.

Задание «Незаконченный  текст».

Волокно - _________________________________________________________________________________

Волокна, используемые для изготовления пряжи, ниток, тканей  называют______________________

__________________________________.    

Задание Внимательно прочитайте его и заполните  предложение недостающим словом.

_______ - это материал, который изготавливают на ткацком станке путем переплетения пряжи и нитей.

Приложение 8

Мультимедийная презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по технологии (девочки) 5 класс ФГОС "Влажно-тепловая обработка ткани"

Данный урок разработан с учетом требований новых стандартов, с целью решения следующих учебных проблем осознание необходимости выполнения операций ВТО, с соблюдением всех норм и правил техники безопас...

Методическая разработка развернутого конспекта урока технология для девочек 7 класс "Культура, здоровье, красота. (с применением информационно-коммуникационных технологий"

Цель:Формирование мотивации для развития индивидуальных способностей социально-значимой личности, способной творчески проявлять себя в современном быстроменяющимся мире через изучение основ материалов...

Презентация к уроку технологии для девочек в 6 классе по теме "Свойство тканей".

Презентация преназначена для обьяснения нового матетиала по теме "Свойства тканей"для урока по технологии в 6 классе....

Урок по технологии (девочки) 5 класс ФГОС "Влажно-тепловая обработка ткани"

Данный урок разработан с учетом требований новых стандартов, с целью решения следующих учебных проблем осознание необходимости выполнения операций ВТО, с соблюдением всех норм и правил техники безопас...

Конспект открытого урока технологии у девочек 6 класса по теме "Дизайн комнаты девочки - подростка"

Цели урока:Образовательная: ознакомить учащихся с программой Outline ЗD (Offline) версия 6.0 по созданию интерьера комнаты  мебельной кампании «Лером», делать планировку комнаты подро...

Конструкт урока в 7 классе.Перевод информации из графического или символьного значения в текстовое и наоборот. Конструкт урока русского языка в 7 классе «Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями».

Конструкт урока в 7 классе.Перевод информации из графического или символьного значения в текстовое и наоборот. Конструкт урока русского языка в 7 классе «Слитное и раздельное написание НЕ с наре...