Главные вкладки

    Конструкт урока технологии для девочек в 5 классе по теме "От волокна к ткани"
    план-конспект урока по технологии (5 класс) на тему

    Медведева Татьяна Николаевна

    Урок из раздела "Материаловедение" построен в соответствии с требованиями ФГОС.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Тема: «От волокна к ткани»
    (Технологическая карта изучения темы)

    Тема

    Волокно

    Цель темы

    Познакомить учащихся с видами волокон и строением ткани.

    Планируемый результат

    Предметные умения

    УУД

    Систематизировать  знания о волокнах;

    формировать представление о тканях как о двух системах нитей;

    научить определять направления нитей основы и утка.

    Личностные: формирование личного, эмоционального отношения к себе и окружающему миру.
    Регулятивные: освоение алгоритма нахождения и определения нитей основы в ткани
    Познавательные: формирование умения анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи
    Коммуникативные: формирование умения работать в малых группах, умения выражать свои мысли.

    Основные понятия

    Швейное материаловедение, текстильное волокно, ткань, нить основы, нить утка, кромка

    Организация пространства

    Межпредметные связи

    Формы работы

    Ресурсы

    Природоведение (знакомство с хлопчатником и льном). Развитие речи (обогащение словарного запаса учеников).

    в малых группах, индивидуальная.

    1. Учебник «Технология»;
    2.  Коллекция растительных волокон;
    3. Коллекция образцов хлопчатобумажных и льняных тканей;
    4. Компьютер, мультимедийный проектор;
    5. Презентация «От ткани до волокна»
    6. Рекомендации по выполнению практической работы, схемы, таблицы для систематизации информации.
    7. Лупы, иглы.

    I этап. Мотивация к деятельности

    Цель – мотивировать учащихся на изучение темы «Волокна»

    Организационный момент. Приветствие. Проверка готовности к уроку.

    1. Волшебный конверт.

    Учитель: Ребята, у вас на столах лежат волшебные конверты. В них находится то, с чем вы сталкиваетесь каждый день. А чтобы определить, что же в них спрятано, вам необходимо внимательно прослушать описание и ответить на вопрос. Что же это?

    а) История ее возникновения прослеживается с самого начала развития человечества. Она пришла на смену шкурам убитого животного.

    б) Ее делали из конопли, осоки, крапивы.

    в) Она защищала человека от холода и морозов.

    Ответ: В конвертах лежит ткань.

    Учитель: Ткань — это материал, с которым вы, ребята, сталкиваетесь ежедневно и наверно не задумываетесь о том, каково её строение и свойства. Сколько на свете различных вещей и изделий, которые сделаны из ткани.

    II этап. Учебно-познавательная деятельность

    Последовательность изучения

    Обучающие и развивающие задания

    Диагностические задания

    1. Актуализация знаний учащихся

    Цель – актуализировать знания учащихся, об изделиях, изготавливаемых из ткани.

    Учитель: А Вы, ребята, знаете вещи и изделия, изготовленные из ткани. Перечислите их, пожалуйста.

    Ответы учащихся: одежда, предметы домашнего обихода, постельное белье, портьеры и др.

    2. Расширение знаний о предмете «Технология»

    Цель – сообщить учащимся знания о разделе технологии «Швейном материаловедении».

    Учитель: Чтобы сшить любое из них нужно правильно выбрать соответствующую ткань, узнать ее свойства. А изучает строение и свойства материалов раздел учебного предмета «Технология»,  который называется «Швейное материаловедение».

    Задание 1. выполните задание «Незаконченный текст». Швейное материаловедение – это наука, которая занимается  ___________________ материалов, используемых для изготовления_____________________ изделий.

    Ответ: Швейное материаловедение – это наука, которая занимается  изучением  материалов, используемых для изготовления швейных изделий.

    3. Совместное формулирование темы урока

    Цель – учить школьников самостоятельно добывать знания.

    2. Беседа.

    Учитель: Ребята, как вы думаете, из чего изготавливают ткань?

    Ответы учащихся: из ниток.

    Учитель: А нитки откуда берутся? Давайте сейчас поработаем парами и проведем эксперимент. Возьмем одну ниточку из лоскутка и попробуем раскрутить ее кончик. Что вы там видите?

    Ответы учащихся: Ниточка состоит из нескольких очень тонких, похожих на волоски частичек, скрученных между собой.

    Учитель: Правильно, а частички эти называются волокнами.

    Ребята, а кто догадался, какова тема нашего урока?

    Ответы детей.

    Учитель: Сегодня Вы узнаете, какие бывают волокна, на какие группы они делятся и какое строение имеет ткань.

    Задание 2. Ребята, давайте вместе попробуем дать определение волокну, а затем проверим по учебнику, правильно ли мы думаем. Итак: Волокно – это…..

    Ответ: Волокно – это длинное, прочное, гибкое тело, длина которого во много раз больше его поперечного сечения (Слайд 2.)

    4. Изучение нового материала

    Цель – актуализировать знания учащихся о текстильных волокнах.

    Учитель: Волокна встречаются в природе в разных видах, а для производства тканей используют текстильные волокна. Ребята, а как вы думаете, текстильные волокна уже существуют в готовом виде в природе, или их изготавливают искусственным путем?

    Ответы учеников.

    Учитель: Давайте посмотрим, на какие группы и подгруппы делятся текстильные волокна (Слайды 3-4.)

    Работа с таблицей «Классификация текстильных волокон»

    Учитель: В основе классификации волокон лежит их происхождение

    (способ получения).

    Классификация текстильных волокон

    (по происхождению, способу получения)

    Учитель: Ребята, как вы понимаете словосочетания «волокна растительного происхождения» и «волокна животного происхождения»? Почему их называют натуральными волокнами? Какие растения дают нам эти волокна? (Слайд 5.)

    5. Работа с понятиями «Хлопчатник» и «Лен»

    Цель – познакомить учащихся с основными видами волокон растительного происхождения.

    Работа с презентацией (Слайды 6-9) и раздаточным материалом (коллекции «Хлопок» и «Лен»).

     

    1. Процесс получения ткани.

    Цель - актуализировать знания учеников о получении ткани.

    Учитель: Ребята, давайте попробуем объяснить своими словами, что такое ткань.

    Ответы учеников.

    Учитель: А теперь посмотрим на экран, правильно ли мы с вами сформулировали определение.

    Ответ: Ткань – это материал, полученный путем переплетения нитей. (Слайды 10-11).

    Логическая цепочка «Процесс получения ткани»  (Слайд 12).

    Вывод: Пряжу получают в процессе прядения из волокон. Ткани получают на ткацких фабриках путем переплетения двух систем нитей.

    Задание 3. Заполните предложение недостающим словом.

        ,,,,,,,  - это материал,  который изготавливают на ткацком станке путем переплетения нитей или пряжи. 

    Задание 4. Заполните  логическую цепочку.             

    IV этап. Практическая работа «Знакомство со строением ткани».

    Цель -  актуализировать знания учащихся о строении ткани, развивать умение наблюдать и делать выводы

    Учитель: Ребята, сейчас мы опять поработаем в малых группах по два человека.

    Материалы и инструменты: образец ткани, лупа, игла, учебник, рабочая тетрадь.

    Ход практической работы

    1. Выньте из образца ткани нить, идущую вдоль ткани. Внимательно рассмотрите ее через увеличительное стекло. Определите ее длину и толщину.
    2. Выньте из образца ткани нить, идущую поперек ткани. Внимательно рассмотрите ее через увеличительное стекло. Определите ее длину и толщину.
    3. Сделайте вывод, запишите его в рабочую тетрадь.

    Рассматривание через лупу строение ткани.  Обобщаем результат работы и делаем выводы:

    Вывод:

    - ткань образуется переплетением двух нитей.

    - нити в ткани различаются по длине и толщине.

    - одни нити в ткани расположены горизонтально, другие вертикально.

    Вместе с учащимися выясняем, каким образом можно получить пряжу и ткань, определяем древнейшие и современные способы получения пряжи и ткани (Слайды 13-16).

    Ткацкое переплетение – переплетение нитей основы и утка.

    Вывод: Длинные и прочные нити, идущие  вдоль ткани – нить основы.

                  Короткие, извитые нити, идущие поперек ткани – нить утка.

                  Узкая полоска по краю ткани – кромка.

                  Основное переплетение ткани называется полотняным.

    Учитель: Ребята, а как вы думаете, могут ли Вам могут пригодиться знания, полученные сегодня на уроке?

    Ответы детей.

    Учитель: Волокнистый состав  необходимо учитывать при выборе ткани для изделия, а знание строения ткани поможет Вам правильно выкроить его.

    Задание 5. Обозначьте цифрами на схеме расположение нитей основы, утка и кромки

    1

    2

    3

    V этап. Итог урока. Оценка результатов деятельности

    Цель – закрепить полученные в ходе урока знания

    Итог урока:

    1. На уроке я узнала (узнал).

    ______________________________________________________________________________________________________________________

    1. На уроке я научилась (научился).

    ______________________________________________________________________________________________________________________

    1. Новые знания мне пригодятся. ______________________________

    ______________________________________________________________

    Учитель: Ребята, Вы сегодня хорошо поработали! Теперь давайте приберем свои рабочие места. Спасибо за урок!

    Домашнее задание:

    Выполните макет переплетения ткани.

    Предлагаю Вам два способа выполнения макета:

    1. Из цветной бумаги или картона.
    2. Из ниток или узенькой ленточки.

    Можно воспользоваться инструкцией.

    Источники:

    1.Ю.В.Крупская, Н.И.Лебедева, Л.В.Литвинова и др «Технология» учебник 5 класс- М.: «Вентана-Граф 2008 г..

    2.. Электронный учебник по технологии - http://rusalka-7.ucoz.ru/index/mashinovedeni/0-19.

    3. И.П.Арефьев  «Занимательные уроки технологии для девочек» 6 класс – М.: Школьная пресса, 2005 г.

    4.О.В.Павлова «Неделя Технологии в начальной и средней школе» - Волгоград.: «Учитель», 2007 г.

    Приложения к уроку

    Приложение 1

    Классификация текстильных волокон

    (по происхождению, способу получения)

                                                                           

                                                                                   

        Приложение 2

    Логическая цепочка «Процесс получения ткани»

    Приложение 3

    Приложение 4

    Итог урока:

    1. На уроке я узнала (узнал).

    ______________________________________________________________________________________________________________________

    1. На уроке я научилась (научился). 

    ______________________________________________________________________________________________________________________

    1. Новые знания мне пригодятся. ______________________________

    ______________________________________________________________

    Приложение 5

    Материалы и инструменты: цветная бумага, ножницы, клей.

    Правила безопасности:  при работе с ножницами.

    Ход работы

    1. Вырежи из бумаги разного цвета два квадрата 10х10 см.

    2.Разметь два квадрата через 1 см.

    3. Проведи на одном из квадратов дополнительную линию,

    отступив от края   1 см.

    Разрежь квадрат на полоски до намеченной линии.

    4.Разрежь второй квадрат по намеченной линии на полоски.

    5. Выполни переплетение и подклей концы полосок.

    6. Приклей готовый макет переплетения в тетрадь.

    Приложение 6

    Материалы и инструменты: картон, ножницы, линейка, карандаш, нитки, иголка, для нити утка можно использовать узкую ленточку.

    Правила безопасности:  при работе с ножницами, иглой.

    Ход работы

    1. Вырежи из картона рамку размером 10х10 см.
    2. Иглой с ниткой проложи нити основы.
    3. Нитью другого цвета или лентой проложи нити утка.

    Приложение 7

    задание «Незаконченный текст».

    Швейное материаловедение – это наука, которая занимается  занимается ___________________ материалов, используемых для изготовления_____________________ изделий.

    Ответ: Швейное материаловедение – это наука, которая занимается  занимается  изучением  материалов, используемых для изготовления швейных изделий.

    Задание «Незаконченный  текст».

    Волокно - _________________________________________________________________________________

    Волокна, используемые для изготовления пряжи, ниток, тканей  называют______________________

    __________________________________.    

    Задание Внимательно прочитайте его и заполните  предложение недостающим словом.

    _______ - это материал, который изготавливают на ткацком станке путем переплетения пряжи и нитей.

    Приложение 8

    Мультимедийная презентация


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План-конспект урока по технологии для девочек 8 класса. "Раскрой брючного изделия"

    девочки сами должны понять для чего существуют правила раскладки выкройки на ткани и правила раскроя брючного изделия. Для это вначале урока ставится задача: найти ошибку......

    Урок по технологии (девочки) 5 класс ФГОС "Влажно-тепловая обработка ткани"

    Данный урок разработан с учетом требований новых стандартов, с целью решения следующих учебных проблем осознание необходимости выполнения операций ВТО, с соблюдением всех норм и правил техники безопас...

    Методическая разработка развернутого конспекта урока технология для девочек 7 класс "Культура, здоровье, красота. (с применением информационно-коммуникационных технологий"

    Цель:Формирование мотивации для развития индивидуальных способностей социально-значимой личности, способной творчески проявлять себя в современном быстроменяющимся мире через изучение основ материалов...

    Презентация к уроку технологии для девочек в 6 классе по теме "Свойство тканей".

    Презентация преназначена для обьяснения нового матетиала по теме "Свойства тканей"для урока по технологии в 6 классе....

    Урок по технологии (девочки) 5 класс ФГОС "Влажно-тепловая обработка ткани"

    Данный урок разработан с учетом требований новых стандартов, с целью решения следующих учебных проблем осознание необходимости выполнения операций ВТО, с соблюдением всех норм и правил техники безопас...

    Конспект открытого урока технологии у девочек 6 класса по теме "Дизайн комнаты девочки - подростка"

    Цели урока:Образовательная: ознакомить учащихся с программой Outline ЗD (Offline) версия 6.0 по созданию интерьера комнаты  мебельной кампании «Лером», делать планировку комнаты подро...