Урок технологии в 5 классе по теме " Бутерброды и их виды"
план-конспект урока по технологии (5 класс) на тему

Михайличенко Ирина Викторовна
Методическая разработка урока и презентация по разделу «Кулинария» рекомендована для проведения урока технологии по теме «Бутерброды и их виды» в 5 классе.Урок состоит из двух частей – теоретической и практической. На этом уроке учащиеся узнают об истории появления и значении хлеба в жизни человека, познакомятся различными видами бутербродов и способами их приготовления, научатся готовить разные виды бутербродов.Знания, полученные на уроке технологии, пригодятся в дальнейшей жизни, учащиеся будут владеть навыками приготовления различных блюд. Данная методическая разработка предназначена для учителей технологии, работающих в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_buterbrody_i_ikh_vidy._5_klass.docx41.96 КБ

Предварительный просмотр:

Аннотация

Методическая  разработка урока  и презентация по разделу «Кулинария»  рекомендована  для проведения урока технологии по теме  «Бутерброды и их виды» в 5 классе.Урок состоит из двух частей – теоретической и практической. На этом уроке  учащиеся узнают об истории появления и значении хлеба в жизни человека, познакомятся различными  видами бутербродов и способами их приготовления, научатся готовить разные виды бутербродов.Знания, полученные  на  уроке технологии,  пригодятся  в  дальнейшей  жизни, учащиеся будут владеть навыками приготовления  различных  блюд.

     Данная методическая разработка предназначена для учителей технологии, работающих в школе.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ТЕХНОЛОГИИ

5 класс

Тема урока:  Бутерброды  и  их  виды.

Цели урока:

  • образовательная – ознакомить учащихся с классификацией бутербродов, историей их происхождения, с историей появления хлеба; с технологией приготовления и оформления бутербродов; научить готовить бутерброды.
  • Развивающая – способствовать развитию  навыков по приготовлению бутербродов, умения планировать свою работу, использовать полученные знания на практике, эстетического  вкуса.
  • воспитательная – способствовать формированию самостоятельности и чувства ответственности  за порученную работу перед коллективом, умения трудиться в коллективе, аккуратности и  культуры  труда  при  выполнении работы, гостеприимства, интереса  к  предмету, бережного  отношения к хлебу и  уважение  к  людям  труда.

Оборудование:компьютер, мультимедийный проектор, экран, магнитофон; посуда, продукты для приготовления бутербродов; набор кулинарных инструментов и приспособлений (ножи, доски разделочные);скатерти, салфетки; фартук, косынка.

 Дидактические  материалы:учебник ''Технология»  5 класс   автор  В.Д. Симоненко; презентация,  рабочая тетрадь по технологии; технологическая документация:инструкционно-технологические карты приготовления бутербродов.

Методы обучения:

  • словесный (беседа,рассказ, объяснение с практическим закреплением);
  • наглядный (показ отдельных  приемов  работы, вводный инструктаж);
  • практическая работа.

Формы организации познавательной деятельности учащихся:

  • индивидуальная, фронтальная.

Тип урока: комбинированный.

Межпредметные связи:  история, литература.

Ход урока

I. Организационный  момент

1.Приветствие. Проверка готовности к уроку. Подготовка рабочих мест.

II. Актуализация  опорных  знаний

1.Вступительное  слово учителя.

Учитель: Здравствуйте. Садитесь.

(выходит девочка в русском народном костюме, кокошнике и держит хлеб и соль на рушнике)

Не напрасно народ   с давних пор и поныне
Хлеб насущный зовет  самой первой  святыней.

Золотые слова. Забывать мы не вправе:
Хлеб- всему голова. В поле, в доме, в державе.

- Как вы думаете, ребята, о чем мы будем с вами говорить сегодня на уроке?

-Верно о хлебе.Хлеб - один из самых удивительных продуктов природы и человеческого труда, один из самых древних и самых значительных, самых надежных видов пищи на земле.

        Из   хлеба  можно  приготовить  различные  бутерброды, гренки и  другие  вкусные изделия.

III. Изучение  нового  материала

1. Учитель.

Итак, тема  нашего  урока «Бутерброды  и  их  виды».

Сегодня на уроке вы  познакомитесь с  историей   появления  хлеба, классификацией бутербродов, историей их происхождения. Научитесь  готовить и оформлять бутерброды канапе.

2.Сообщение познавательных сведений.    (Слайд №5- это интересно )

Учитель:  -А все ли мы знаем  про хлеб? А как вы думаете, когда появился хлеб? Вот сейчас вы об этом узнаете. К нам на урок пришли мудрейшие, которые  подготовили сообщения.

1 ученик

Издавна у славян существовал обычай: люди, переломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь. ХЛЕБ - посол мира и дружбы. С хлебом провожали на фронт, встречали с войны. Дорогих гостей  всегда встречали хлебом - солью.

2    ученик

Считается, что впервые вкус хлебных злаков люди узнали  еще во времена каменного века, примерно 15 тысяч лет назад, жизнь предков была не легкой. Их жизнь сводилась к тому, что они искали себе пропитание. В поисках пищи они и обратили внимание на злаковые растения. Эти злаки являлись прародительницами ржи и пшеницы.  Древние люди заметили, что брошенные в землю зерна, дают в 10 раз больше, и что на взрыхленной и влажной земле урожай лучше.

3 ученик

        Хлеб – чрезвычайно ценный пищевой продукт. Хлеб занимает основное место в питании человека. Замечательным свойством хлеба является то, что он никогда не приедается, хорошо усваивается и очень сытный. Хлеб – один из самых полезных продуктов; он содержит большинство незаменимых питательных веществ, без которых невозможна нормальная жизнедеятельность человека. Ученые утверждают, что в хлебе содержится более 200 различных полезных для человека веществ.

Учитель. -А сколько  разных  пословиц  придумал  русский  народ  о  хлебе.

-Какие  пословицы  о  хлебе  знаете вы? ( Учащихся называют пословицы и объясняют их значение)                      

 Учитель: -Посмотрите, вот несколько пословиц. Давайте разберем несколько.

3.Учитель.

Вообще хлеб – это самая популярная основа для бутербродов.

Учитель:В переводе с немецкого языка бутерброд – это хлеб с маслом, ломтик хлеба с каким –нибудь закусочным продуктом.

Учитель: с помощью бутербродов можно внести  разнообразие в меню, для их приготовления не нужно  много  времени, они удобны для питания как в домашних условиях, так и в дороге.Для приготовления бутербродов чаще всего используют  пшеничный  или ржаной хлеб. Егосостав и вкус хорошо сочетаются со многими продуктами. В качестве основы для бутербродов иногда используется печенье.

Учитель: Какой формы могут быть бутерброды?    (Ответы  учащихся.)

(Слайд № 7 – форма бутербродов)

-Бутерброды могут быть различной формы: прямоугольной, квадратной, круглой, треугольной или фигурной. Для фигурной нарезки хлеба можно использовать формочки для печенья.

Рассказ учителя сопровождается показом слайдов. (Слайд №8 – виды бутербродов)  

-У вас на столах ,на зеленых листиках записаны основные термины нашего урока.

Существует много различных видов бутербродов. По технологии приготовления бутерброды бывают холодными и горячими. По месту расположения начинки и форме различают бутерброды открытые, закрытые, комбинированные и закусочные (канапе).

 (Слайд № 8,9,10)Открытые бутерброды. Они могут быть простыми и сложными. Простые бутерброды готовят из одного вида продукта, например бутерброд с маслом, колбасой, сыром и т.д. От батона белого хлеба отрезают поперек ломтик толщиной 1 см(30-40 г) и кладут на него подготовленный продукт. Бутерброд украшают зеленью петрушки  или укропа, кружочком сваренного вкрутую яйца, ломтиком огурца или помидора.

Сложные бутерброды готовят с несколькими видами продуктов, хорошо сочетающимися по вкусу и цвету.

(Слайд №11 – закрытые  бутерброды (сандвичи)

Закрытые  бутерброды(сэндвичи). Сэндвичи используют при обслуживании пассажиров на транспорте, посетителей мест отдыха. Их готовят на мелких булочках (массой до 40 г) или помещают продукты между двумя кусочками хлеба.    

(Слайд №12– закусочные  бутерброды  - канапе)

Закусочные бутерброды. Для приготовления закусочных бутербродов используют поджаренный хлеб толщиной 0,5 см или выпеченные изделия из слоеного теста (тартинки). Форма куска хлеба может быть самой разнообразной: прямоугольник, кружочек, ромбик, цветочек, звездочка и другое.

Сообщение учащегося

 Канапеэто разновидность закусочных бутербродов маленького размера, кторые состоят  из нескольких слоев. Канапе  готовят из различных продуктов: масла, колбасы, ветчины, сыра, плавленых сырков, яиц, сваренных вкрутую, сельди, различных паштетов и паст, овощей. Канапе так же могут быть  сладкими: с  джемом, фруктами и ягодами. Канапе подают на блюдах или вазах, где раскладывают одним слоем.

Сообщение учащегося

Канапе

Родина происхождения  канапе – Франция. В  переводе  с  французкого  канапе  означает  «крошечный». Обычно  канапе представляют  собой  миниатюрные  бутерброды, насаженные  на  шпажки. У нас  канапе – это  праздничная  закуска  для  коктейлей и  фуршетов. Канапе принято  брать  руками  или  за  шпажку. Существует  великое  множество самых  разнообразных  разновидностей  канапе.

Итог: Что такое бутерброд?   Как называются маленькие бутерброды?    Что значит простые бутерброды?  Что значит сложные  бутерброды? Что такое канапе, сэндвич?

Учитель:- Сейчас вам предстоит выполнить практическую работу, которая будет заключатся в следующем: 1 группа девочек из готовых и нарезанных продуктов будет делать канапе с хлебом. А вторая группа сладкое канапе. Каждая девочка должна сделать по 2 канапе. Собрать все канапе на одну тарелочку, красиво оформить, придумать название. Посмотрите  еще раз на иллюстрацию по  оформлению бутербродов. У вас на столах есть технологические карты, на которых также написаны имена девочек в группах.

Учитель :

  • Какие правила личной гигиены, санитарии  надо соблюдать в процессе приготовления пищи?
  • Какие правила техники безопасности надо соблюдать в процессе приготовления пищи?
  • Что может произойти, если не соблюдать  правила техники безопасности при  работе?

IV. Практическая работа “Приготовление бутербродов”

Учитель:-По традиции отправив женщин на кухню, мужчины позаботились о том, какая должна быть кухня. И приготовили домашние задания проекты кухни. Пожалуйста.

Все вместе говорят:                                                                                                                                                        Хлеб потоньше нарезаем, мажем маслом густо

 И колбаской украшаем, все должно быть вкусно.

Сыр с петрушкой добавляем, так и просится все в рот

Вас отведать приглашаем, наш вкуснейший бутерброд.

V. Итог урока.

1.Чему научились  на уроке? Как  эти знания пригодятся вам в дальнейшей жизни?

2.Выставление оценок за урок.

3.Рефлексия (приложение 4)

VI. Домашнее задание: в выходной день  дома  приготовить разные виды бутербродов. Сочинить стихотворение или сказку о бутербродах.

 Дежурные моют посуду, убирают класс, сдают учителю инструкционно-технологические карты.

Приложение 1

В процессе приготовления и хранения пищи необходимо соблюдать санитарно-гигиенические требования

1

Готовить пищу следует в специальной одежде.

2

Приступая к приготовлению пищи, нужно тщательно вымыть руки с            мылом, убрать волосы под косынку.

3

Если на пальцах есть царапины, то эти места нужно заклеить лейкопластырем или надеть резиновый напальчник.

4

Перед началом приготовления пищи следует выполнить первичную обработку продуктов.

5

Различные виды продуктов следует обрабатывать на различных разделочных досках с соответствующей маркировкой.

6

Нельзя готовить пищу в посуде с поврежденной  эмалью.

7

Нельзя употреблять в пищу несвежие продукты. Скоропортящиеся продукты необходимо хранить в холодильнике.

Правила безопасной работы при пользовании ножом и кухонными приспособлениями:

1

Опасности в работе: порезы, травмы рук; ушибы.

2

 До начала работы нужно: подготовить инструменты и приспособления к работе.

3

Во время работы:                                                                                            работать только хорошо заточенным ножом;

пользоваться ножом осторожно;                                                                    передавать нож только ручкой вперед;                                                                  не поднимать нож высоко над разделочной доской.

4

По окончании работы:

вымыть, просушить и убрать инструменты и приспособления.

Приложение 2

Инструкционно-технологическая карта приготовления сложного

 бутерброда (1 порция)

Наименование продуктов

Количество продуктов

Последовательность приготовления

Посуда и инвентарь

Белый хлеб

1  ломтик

Нарезать толщиной   1  см

нож, разделочная доска

Масло сливочное

20  г

Намазать тонким слоем на хлеб

нож

Колбаса

1 колесико

Нарезать колбасу толщиной 0,3-0,5 мм, положить на масло.

нож, разделочная доска

Сыр

1 ломтик  

Нарезать толщиной 0,3 мм, положить на колбасу

нож, разделочная доска

Ломтик хлеба намазать маслом, положить сверху сыр, потом колбасу. Бутерброд  можно украсить зеленью  петрушки  или  укропа, свежим огурцом, помидором, оливки, маслины.

Инструкционно-технологическая карта приготовления

 простого бутерброда

Наименование продуктов

Кол-во             продуктов

Последовательность

приготовления

Посуда и инвентарь

1

Белый хлеб

5-6 ломтиков

Нарезать толщиной 1 см

Нож, разделочная доска

2

Масло сливочное

50 г

Намазать тонким слоем  на хлеб.

Нож

3

Зеленый горошек

30 г

Уложить сверху масла.

Чайная ложка

4

Зелень

1 пучок

Ополоснуть, порезать, посыпать на сливочное масло.

Нож, разделочная доска.

Бутерброды   красиво уложить на блюдо или тарелку. Подать готовое блюдо на стол.

Инструкционно-технологическая  карта приготовления канапе.

Наименование продуктов

Кол-во             продуктов

Последовательность

приготовления

Посуда и инвентарь

1

Хлеб

200 г

Нарезать кубиками 3*3 см, толщиной 0,5  см

Нож, доска разделочная.

2

Оливки

100 г

Открыть банку

Открывалка

3

Сыр

100 г

Нарезать кубиками

Нож, доска разделочная.

4

Петрушка

50 г

Ополоснуть

Блюдце

5

Огурец

1-2 шт.

Нарезать кубиками.

Нож, доска разделочная.

6

Зубочистки

1 упак.

Нанизать продукты.

Приготовление канапе: аккуратно нанизать на каждую зубочистку: оливки или маслины, затем зелень, огурец, сыр, хлеб.Канапе красиво уложить на блюдо или тарелку. Подать готовое блюдо на стол.

Приложение 3

Правила работы в группе, в команде.

В команде нет лидеров.

Все члены команды  должны получать удовольствие от общения друг с другом и от того, что они вместе выполняют задание.

Каждый должен получать удовольствие  от  чувства уверенности в себе.

Все должны проявлять активность и вносить вклад в общее дело.

Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие задание.

Приложение 4

Рефлексия

Сегодня на уроке «Я»

молодец        великолепен

талантлив        одаренный

просто чудо        экстра-класс

Потому что

Сделал хорошо  

Я сегодня сделал многое.

Я в этом разобрался.

Я собой горжусь.

Я знал, что это мне по силам.

Я выполнил все, что хотел сделать.    

Литература

Литература для педагогов

1.Володина Е.Д., Суслина В.Ю. «Технология» 5-11 классы. Предметные недели в школе.- Волгоград: изд-во «Учитель», 2007 год.

2.Давыдова М.А. « Поурочные разработки по технологии» 5 класс. -  Волгоград: изд-во «Учитель», 2007 год.

3.Перова Е.Н. «Уроки  по  курсу «Технология» 5-9 класс. – Москва: изд-во «5 за знания», 2009 год.

4.Технология 5 класс: Учебник  для  учащихся  общеобразовательных  учреждений. /Под  ред. В.Д.Симоненко. – Москва: изд-во «Вентана-Граф», 2009 год.

Литература для внеклассного чтения учащихся

1.Бендюков М.А. «Твой  компас  на  рынке  труда». – С-Петербург, изд-кий  дом  «Рост», 2004 год.

2.Джонсон Б. «Угощения к торжеству. Встречаем гостей». Москва:Издательство «Эксмо», 2010 год.

3.Журналы по кулинарии.

4.Энциклопедии по домоводству.

Интернет-сайты

1.http://www.lenagold.ru/fon/clipart/b/buter.html

2.http://hozyayushke.ru/retsepty/buterbrody/retsepty_buterbrodov.html

3.https://my.1september.ru/