"Снятие мерок"
план-конспект урока по технологии (8 класс) на тему

Кондратенко Наталья Владимировна

Конспект урока швейного дела в школе VIII вида.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon snyatie_merok.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

Авторская разработка   урока по профессионально-трудовому обучению (швейное дело) в 6 классе

«Снятие мерок»


Урок на тему:

Снятие мерок (2 часа.)

Цель:

Научить учащихся правильно снимать мерки с фигуры человека и записывать их.

Задачи:

Обучающие:

  • Дать представление о правилах снятия мерок.
  • Дать понятие об основных условных линиях и ориентирных точках.
  • Научить называть их или правильно ориентироваться в названиях и назначениях мерок.
  • Показать соответствие размеров фигуры чертежа и изделия.

Коррекционно-развивающие:

  • Развивать речь учащихся.
  • Корректировать недостатки пространственного восприятия.
  • Продолжать формировать навыки работы на компьютере.

Воспитывающие:

  • Формировать представления о профессиональной деятельности портного, закройщика.
  • Воспитывать навыки коллективной работы.

Наглядные пособия :

  • Образцы фартуков с нагрудником,
  • таблица «Снятие мерок с фигуры человека»,
  • Манекен.

Оборудование и материалы: сантиметровая лента, шнур для опоясывания

 талии, карточки для записи условных обозначений

 размерных признаков, ПК.


План урока

I

Организационный момент. Мотивационный настрой учащихся.

- 2 мин

II

Актуализация опорных знаний

       Повторение приемов пользования сантиметровой лентой

- 5 мин

III

Объяснение нового материала:

  1. Создание проблемной ситуации (для чего нужно снимать мерки с фигуры человека).
  2. Порядок снятия мерок. Игра «Счастливый билет».

- 5 мин

- 10 мин

Физкультминутка (дыхательная гимнастика)

- 2 мин

IV

Основной этап

  1. Знакомство с деталями фартука и их названиями

Демонстрация на ПК.

  1.  Демонстрация приемов измерения фигуры человека.

- 6 мин

-10 мин

V

Практическая работа

- 35 мин

VI

Подведение итогов. Выставление оценок.

- 5 мин


Ход урока

Этап

урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Организационный

момент

I часть

Приветствие.

Отметка в журнале отсутствующих.

Психологический настрой на урок.

Сообщение о том, что этот урок пройдёт в компьютерном классе.

Кратко напоминаю правила поведения и технику безопасности в компьютерном классе.

Приветствие.

Рапорт дежурного.

Зарядка.

Учащиеся дополняют и конкретизируют правила поведения и технику безопасности в компьютерном классе.

  1. Актуализация опорных знаний

Демонстрация изделий, сшитых учащимися в предыдущем классе и восстановление в их памяти понятий о мерках, размере и симметричной детали.

Повторяет приемы пользования сантиметровой лентой.

Ответы на вопросы.

Приемы пользования сантиметровой  лентой.

  1. Объяснение новой темы.

Мы продолжаем тему: «Фартук с нагрудником».

Запись в тетради числа и темы урока с доски «Снятие мерок».

Вводное слово учителя.

Демонстрация изделий (фартуков на поясе) сшитых учащимися.

На экране слайд «Фасоны фартуков».

Посмотрите на слайд «Фасоны фартуков» и ответьте на вопросы:

Назначение, ткань, особенности фасона.

Отделка.

Фронтальный опрос (игра «Счастливый билет»):

- Чем отличаются описанные модели?

- Как можно отделать фартук?

- Что в них имеется общего?

Слайд «Детали»

Назвать детали фартука.

Слайд «Детали фартука».

Игра «Найди деталь». Учитель называет детали, а учащиеся их показывают на слайде.

Назвать парные детали.

Какую тему изучали?

Пошив фартука на поясе.

Учащиеся рассматривают слайд и отвечают на вопросы.

Словарь: нагрудник, бретель (составить предложения с этими словами).

Учащиеся рассматривают слайд и отвечают на вопрос.

Физкультминутка

Девочки выполняют дыхательную гимнастику.

Осно

вной  

этап

Слайд «Название срезов кроя фартука»

Повторяем план работы по изготовлению фартука  (работа с текстом).

По карточкам.

Снять мерки.

Построить чертеж.

Изготовить выкройку.

Раскроить изделие.

Пошив изделия.

Отутюжить изделие.

Можно ли этот план работы применить к другому изделию?

Почему?

С чего начитается любая работа?

Собеседование с учащимися: вы видите, что изделие, как и крой выполнено на всю человеческую фигуру, а выкройка и чертеж – на половину.

Почему?

Показываю на макете человеческой фигуры, что части фигуры, если сложить изображение по средней линии совпадают.

Линия середины – ось симметрии.

Итак, человеческая фигура симметрична, то есть обе половинки одинаковые, значит чертеж можно строить только на одну половину фартука. Это упрощает расчеты и экономит бумагу. Выкройку получает тоже на половину фигуры, а крой и изделие выполняем полностью.

По какой условной линии делится человеческая фигура?

Сегодня вы познакомитесь с условными линиями, которые можно проследить на человеческой фигуре, а так же с ориентирными точками, между которыми прокладывается сантиметровая лента, чтобы правильно снять мерки.

Определение линии середины на чертеже, выкройке, крое изделия, изделии.

Кроме линии середины выделяют еще условные линии: линия груди, линия талии, линия бедер.

Учащиеся рассматривают слайд и называют срезы кроя фартука.

Составление плана работы по изготовлению изделия.

Ответы на вопросы.

Это объясняется тем, что левая половина человеческой фигуры равна правой.

Игра «Найди средние линии правой половины и левой половины».

По условной линии середины.

  1. Практическая

работа

II часть

Работа с карточками. Прикрепить карточки – названия на доске так, чтобы они соответствовали линиям, обозначенным на макете человеческой фигуры с помощью полосок цветного материала, и предлагаю определить эти линии на крое, чертеже выкройке, манекене.

Определить условные линии на себе, на соседке.

Объясняю учащимся, что для определения размера фартука снимают мерку вокруг грудной клетки на уровне высокой части груди и выступающих углов лопаток – обхват груди. Величину этой мерки делим пополам и получаем размер изделия полуобхват груди.

Промышленностью одежда выпускается только четных размеров. Выкройку выполняют на правую сторону, так как  в большинстве случаев она развита больше.

Чтобы учащиеся поняли, для чего снимают мерки надо одеть один фартук на девочек разного роста и обратить внимание на то, что одежда  одинакового размера подойдет не для каждого.

Вывод: для того чтобы сшить фартук или другую одежду надо снять мерки.

Какие мерки потребуются для изготовления выкройки фартука?

Слайд «Мерки для построения чертежа фартука»

Игра «Кто быстрее». Поясняю, что талию опоясывают тесьмой для того, чтобы точнее определить ее положение, так как некоторые мерки снимают от талии (например: Ди, Дст). Поясняю, что при снятии мерок человек должен сохранить свою осанку, тогда мерки будут сняты точнее. Стоять прямо, руки опустить, пятки вместе. Расстояние между носками 10-15 см. Сначала снимают мерки обхватов, затем мерки длин.

Деловая игра «Ателье».

(профессии портного, закройщика).

Работа учащихся на компьютере.

Назвать и показать мерку по её описанию.

Моделирование нагрудника и кармана фартука.

Назвать условные линии на фигуре человека.

Где на фигуре закрепляется шнур?

Какие мерки записывают в половинном размере?

Работа по карточкам. Назвать полное название мерок.

Как снимают эти мерки?

Назвать мерку по её описанию.

Самооценка ответов.

Прикрепляют карточки:

-  к изделию (1 дифференцированная группа),

- к выкройке, чертежу (2 дифференцированная группа),

- к манекену (3 дифференцированная группа).

Снимают мерку – обхват груди.

Примеряют фартуки разных размеров.

Вводный инструктаж.

Снятие мерок для выполнения изделия.

Девочки определяют профессии портного, закройщика.

Выполняют дифференцированные задания на компьютере.

Ответы на вопросы.

Итог

Подведение итогов. Выставление оценок.


Список использованной литературы


  1. Картушина Г.Б., Мозговая Г.Г., Швейное дело, учебник для 6 кл спец. (коррекц.) образоват.  учреждений VIII вида, М. Просвещение, 2006
  2. Технология: учебник для учащихся 5 класса общеобразовательной школы / Под ред. В.Д. Симоненко – М: Вентана-Графф, 2001
  3. В.Н. Чернякова, Технология обработки ткани: Учебник для 5 кл, М. 2003
  4. Р.И. Егорова, В.П. Монастырная Учись шить, М. 2003
  5. Занятия по трудовому обучению, 6 – 7 класс. Пособие для учителя труда/Под редакцией Д.А. Тхоржевского. М.: Просвещение , 1999
  6. И.А. Карабанов, В.И. Рылушкин. Справочник по трудовому обучению. 5 – 7 класс, М.: Просвещение, 1999
  7. С.П. Мирский, Методика профессионально-трудового обучения. Пособие для учителей, М. 1988


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Конструирование юбки. Виды поясных изделий. Мерки, их запись. Снятие мерок для построения чертежа прямой юбки». 7 класс.

Данный урок входит в раздел "Технология изготовления швейного изделия" по программе 7-го класса. На занятиях учащиеся продолжают изучать правила снятия мерок, учатся правильно измерять фигуру человека...

Юбка. Снятие мерок для построения чертежа прямой юбки.

Урок разработан для учащихся 7 класса спец.(корр.) школы. Измерение фигуры и запись мерок проводится в виде игры «Ателье». Работа организованна парами: измеряемая (заказчик), измеряющий (закройщик) и ...

Тестовое задание. Снятие мерок

Тестовое задание  разработано для обучающихся 8 - 9 классов коррекционной школы профиля художественная обработка швейных изделий...

Снятие мерок для построения чертежа фартука

Презентация темы урока "Снятие мерок для фартука" для 5 классса содержит наглядный материал по данному уроку...

Тест "Снятие мерок"

Итоговый тест для 5 класса...

Урок Снятие мерок 7 кл

Разработка урока по теме "Конструирование" 7 кл...

Н.И. Сибогатулина Конспект урока по теме "Головные уборы. Снятие мерок для построения чертежа головных уборов"

Этот урок для обучающихся 6 классов школ VIII вида. Урок поможет учителям технологии дать детям теоретические знания об истории головных уборов, их классификации, правилях снятия мерок и их примннение...