Конспект урока "Ручные стежки и строчки", 5 класс
презентация к уроку по технологии (5 класс) на тему

Матвеева Ольга Алексеевна

Матвеева Ольга Алексеевна, учитель технологии

БГОУ гимназия №227, Фрунзенского района, города Санкт-Петербурга 

Технологическая карта урока

Раздел: Создание изделий из декоративных и поделочных материалов.

Тема: Ручные работы, 5 класс

Цель: Изучение приемов выполнения ручных швов.

Образовательные:

- Познакомить учащихся с правилами выполнения простейших ручных швов

- Формировать у учащихся умения работать с различными материалами, соблюдая технику безопасности.

Развивающие:

- Развивать мыслительные процессы, внимание и логическое мышление учащихся при работы.

- Развивать мелкую моторику, зрительно – пространственное восприятие, память.

Воспитательные:

- Воспитывать аккуратность при выполнении работы, интерес к моделированию, заинтересованность в конечном результате своего труда.

Тип урока: комбинированный

Методы обучения: 

Словесные методы: рассказ учителя, беседа с детьми;

Наглядные: презентация «Ручные стежки и строчки»;

Практические: выполнение образцов ручных швов.

Дидактическое оснащение:  компьютер,  мультимедийный проектор,  экран, презентация «Ручные стежки и строчки», образец ткани х/б 15*15 см, нитки, игла, ножницы.

Источники информации:

1. О.А. Кожина «Технология. Обслуживающий труд» Программа 5-8 классы. М: «Дрофа»,2014г;

2. Методические рекомендации авторов-разработчиков УМК (Кожина О. А Методическое пособие к учебнику «Технология. Обслуживающий труд».– М.: Дрофа, 2014.).

 

 

 

 

 

 

Требования к уровню подготовки

предметные

личностные

метапредметные

Усвоение учащимися знаний по основам изготовления швейных изделий. Развитие пространственного воображения, логического мышления. Готовность использовать полученную информацию на уроке в дальнейшем на занятиях по технологии.

 Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности.

  Соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой. Умение организовать себя, ставить цели. Полноценно использовать собственные ресурсы, умение применить информацию, полученную на уроке, в повседневной жизни, например, изготовить игрушку, выполнить вышивку и т.д.

 

Описание этапов урока

 

Этап урока      

Содержание и деятельность учителя

Деятельность  обучающихся

УУД  (универсальные  учебные    действия)

I. Организационный (3 мин)

 

-приветствие;

-проверка явки учащихся;

-проверка готовности учащихся  к уроку;

-настрой учащихся  на работу

 

 

-приветствуют учителя;

- визуально контролируют свою готовность к уроку;

-рассаживаются на рабочие места.

Личностные: самоорганизация.

Регулятивные: способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке.

II. Повторение пройденного материала (5 мин)

Постановка вопросов; формирование вместе с обучающимися темы урока.

Ответы учащихся на вопросы по предыдущей теме «Основы машиноведения».

Повторение устройства швейной машины.

 

- отвечают на вопросы;

- выходят к доске показывают различные части устройства швейной машины;

-выбирают оптимальные решения;

 

Личностные: построение логических рассуждений, умение правильно использовать информацию, полученную на предыдущих уроках.

 

III. Изучение нового материала  (10 мин)

 Формулировка цели урока.

Запись в тетрадь новых понятий.

Терминология ручных работ.

Виды ручных стежков.

  1. Вперед иголка
  2. Назад иголка
  3. Стебельчатый
  4. Шнурок
  5. Петельный
  6. Тамбурный
  7. «Козлик»

- формулируют цель урока вместе с учителем;

- беседа с учителем;

- записывают необходимые понятия в тетрадь;

- запись швов и зарисовка схем;

- подготовка к выполнению практической работы.

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своих мнений.

Регулятивные: планирование последовательных действий.

Познавательные:

извлекать необходимую информацию из прослушанного рассказа;

структурировать знания;

Личностные: построение логических рассуждений.

IV. Инструктаж по технике безопасности

(5 мин)

Организация рабочего места. Инструктаж по технике безопасности при работе с ножницами и иглой (слайд 20-22).

- повторение техники безопасности при работе с ножницами.

Личностные: построение логических рассуждений, умение правильно использовать информацию, полученную на предыдущих уроках.

V. Практическая работа (45 мин)

 

Выполнение образцов ручных швов.  (слайд 23)

- выполнение образцов ручных швов под руководством учителя в соответствии с зарисованной схемой.

Личностные: овладение нормами и правилами организации труда;

Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей  деятельности.

Регулятивные:

умение применять полученные знания на практике, осуществлять контроль по результату. Познавательные: умение ориентироваться в понятиях. 

Коммуникативные: взаимодействовать  с учителем, умение правильно выражать свои мысли.

 

VI. Подведение итогов оценка работы учащихся (10 мин)

Теперь, мы в течение нескольких минут, доделываем работу.

Повторение пройденного материала, ответы на вопросы.

Оценивание работу  друг друга в парах по пятибалльной системе.

 

 

 

 

- проверка качества работы у соседа по парте;

- отвечают на вопросы учителя;

 

Личностные:  развитие творческого мышления; умение провести самооценку и организовать  взаимооценку;

Регулятивные:

умение применять полученные знания на практике    осуществлять контроль по результату, выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления.

 Познавательные:   умение ориентироваться в понятиях по теме «Ручные работы».

Коммуникативные: работа по парам, умение правильно выражать свои мысли.

VII. Рефлексия           (10 мин)

А теперь поделитесь мнениями об уроке. Попрошу учащихся ответить на вопросы:

- Что нового вы узнали на уроке?

- Чему научились?

- Что было сложным для понимания, выполнения?

 

- отвечают на вопросы.

Регулятивные:

умение применять полученные знания на уроке во время ответа на вопросы;

Познавательные: выявлять допущенные ошибки; Коммуникативные:

Умение с точностью выражать свои мысли.

 

VII. Домашнее задание    (2 мин)

Подготовка к работе на следующем уроке по теме «Вышивка».  Принести образец ткани для вышивания, нитки мулине, ножницы.

Учащиеся слушают и записывают домашнее задание  в дневниках.

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ruchnye_raboty_5_kl.docx22.81 КБ
Файл ruchnye_stezhki_i_strochki_5_kl.pptx1.2 МБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Раздел: Создание изделий из декоративных и поделочных материалов.

Тема: Ручные работы, 5 класс

Цель: Изучение приемов выполнения ручных швов.

Образовательные:

- Познакомить учащихся с правилами выполнения простейших ручных швов

- Формировать у учащихся умения работать с различными материалами, соблюдая технику безопасности.

Развивающие:

- Развивать мыслительные процессы, внимание и логическое мышление учащихся при работы.

- Развивать мелкую моторику, зрительно – пространственное восприятие, память.

Воспитательные:

- Воспитывать аккуратность при выполнении работы, интерес к моделированию, заинтересованность в конечном результате своего труда.

Тип урока: комбинированный

Методы обучения:  

Словесные методы: рассказ учителя, беседа с детьми;

Наглядные: презентация «Ручные стежки и строчки»;

Практические: выполнение образцов ручных швов.

Дидактическое оснащение:  компьютер,  мультимедийный проектор,  экран, презентация «Ручные стежки и строчки», образец ткани х/б 15*15 см, нитки, игла, ножницы.

Источники информации:

1. О.А. Кожина «Технология. Обслуживающий труд» Программа 5-8 классы. М: «Дрофа»,2014г;

2. Методические рекомендации авторов-разработчиков УМК (Кожина О. А Методическое пособие к учебнику «Технология. Обслуживающий труд».– М.: Дрофа, 2014.).

Требования к уровню подготовки

предметные

личностные

метапредметные

Усвоение учащимися знаний по основам изготовления швейных изделий. Развитие пространственного воображения, логического мышления. Готовность использовать полученную информацию на уроке в дальнейшем на занятиях по технологии.

 Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности.

  Соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой. Умение организовать себя, ставить цели. Полноценно использовать собственные ресурсы, умение применить информацию, полученную на уроке, в повседневной жизни, например, изготовить игрушку, выполнить вышивку и т.д.

Описание этапов урока

Этап урока        

Содержание и деятельность учителя

Деятельность  обучающихся

УУД  (универсальные  учебные    действия)

I. Организационный (3 мин)

  • приветствие;
  • проверка явки учащихся;
  • проверка готовности учащихся  к уроку;
  • настрой учащихся  на работу

-приветствуют учителя;

- визуально контролируют свою готовность к уроку;

-рассаживаются на рабочие места.

Личностные: самоорганизация.

Регулятивные: способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке.

II. Повторение пройденного материала (5 мин)

Постановка вопросов; формирование вместе с обучающимися темы урока.

Ответы учащихся на вопросы по предыдущей теме «Основы машиноведения».

Повторение устройства швейной машины.

- отвечают на вопросы;

- выходят к доске показывают различные части устройства швейной машины;

-выбирают оптимальные решения;

Личностные: построение логических рассуждений, умение правильно использовать информацию, полученную на предыдущих уроках.

III. Изучение нового материала  (10 мин)

 Формулировка цели урока.

Запись в тетрадь новых понятий.

Терминология ручных работ.

Виды ручных стежков.

  1. Вперед иголка
  2. Назад иголка
  3. Стебельчатый
  4. Шнурок
  5. Петельный
  6. Тамбурный
  7. «Козлик»

- формулируют цель урока вместе с учителем;

- беседа с учителем;

- записывают необходимые понятия в тетрадь;

- запись швов и зарисовка схем;

- подготовка к выполнению практической работы.

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своих мнений.

Регулятивные: планирование последовательных действий.

Познавательные:

извлекать необходимую информацию из прослушанного рассказа;

структурировать знания;

Личностные: построение логических рассуждений.

IV. Инструктаж по технике безопасности

(5 мин)

Организация рабочего места. Инструктаж по технике безопасности при работе с ножницами и иглой (слайд 20-22).

- повторение техники безопасности при работе с ножницами.

Личностные: построение логических рассуждений, умение правильно использовать информацию, полученную на предыдущих уроках.

V. Практическая работа (45 мин)

Выполнение образцов ручных швов.  (слайд 23)

- выполнение образцов ручных швов под руководством учителя в соответствии с зарисованной схемой.

Личностные: овладение нормами и правилами организации труда;

Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей  деятельности.

Регулятивные:

умение применять полученные знания на практике, осуществлять контроль по результату. Познавательные: умение ориентироваться в понятиях.  

Коммуникативные: взаимодействовать  с учителем, умение правильно выражать свои мысли.

VI. Подведение итогов оценка работы учащихся (10 мин)

Теперь, мы в течение нескольких минут, доделываем работу.

Повторение пройденного материала, ответы на вопросы.

Оценивание работу  друг друга в парах по пятибалльной системе.

- проверка качества работы у соседа по парте;

- отвечают на вопросы учителя;

Личностные:  развитие творческого мышления; умение провести самооценку и организовать  взаимооценку;

Регулятивные:

умение применять полученные знания на практике    осуществлять контроль по результату, выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления.

 Познавательные:   умение ориентироваться в понятиях по теме «Ручные работы».

Коммуникативные: работа по парам, умение правильно выражать свои мысли.

VII. Рефлексия           (10 мин)

А теперь поделитесь мнениями об уроке. Попрошу учащихся ответить на вопросы:

- Что нового вы узнали на уроке?

- Чему научились?

- Что было сложным для понимания, выполнения?

- отвечают на вопросы.

Регулятивные:

умение применять полученные знания на уроке во время ответа на вопросы;

Познавательные: выявлять допущенные ошибки; Коммуникативные:

Умение с точностью выражать свои мысли.

VII. Домашнее задание    (2 мин)

Подготовка к работе на следующем уроке по теме «Вышивка».  Принести образец ткани для вышивания, нитки мулине, ножницы.

Учащиеся слушают и записывают домашнее задание  в дневниках.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ручные стежки и строчки

Слайд 2

Тема предыдущего урока?

Слайд 4

?

Слайд 5

Цель: Изучение приемов выполнения ручных швов Задачи : -Познакомить учащихся с видами ручных швов. - Формировать первоначальные навыки выполнения ручных стежков и строчек. -Показать сферу применения ручных швов. - Развивать воображение и фантазию. - Воспитывать эстетический вкус.

Слайд 6

Основные понятия Стежок Строчка Шов З аконченный процесс переплетения ниток на ткани. Ряд повторяющихся стежков на ткани. Н иточное соединение деталей. Длина стежка Р асстояние между двумя последовательными проколами иглы.

Слайд 7

По способу выполнения: ручные машинные По назначению: соединительные отделочные

Слайд 8

Терминология ручных работ Сметывание - временное соединение двух или более деталей Приметывание - временное соединение мелких деталей с крупными

Слайд 9

Заметывание - временное закрепление подогнутого края детали, складки Обметывание - закрепление среза детали с целью предохранения от осыпания Подшивание - прикрепление подогнутого края изделия постоянными потайными стежками Пришивание- прикрепление одной детали к другой или фурнитуры к основной детали

Слайд 10

Виды ручных стежков Стежки временного назначения Стежки постоянного назначения Отделочные ручные стежки 1 2 3

Слайд 11

Отделочные ручные стежки «Вперед иголку» 5. «Шнурок» «Назад иголку» 6. Косые стежки «Стебельчатый» 7. Петельный «Тамбурный»

Слайд 12

* «вперед иголка» Шов представляет собой ряд стежков и пропусков одной длины. Это самый простой шов. Проложенной по прямой нитью можно вышивать различные декоративные бытовые предметы — портьеры, скатерти, дорожки, салфетки, диванные подушки.

Слайд 13

* «назад иголка» Этот шов с лицевой стороны похож на шов «вперед иголку», а с изнаночной стороны, за счет различной техники выполнения, отличается от него. Прокладывается шов справа налево одинаковыми стежками и с равными расстояниями между ними. Шов может заменять машинную строчку.

Слайд 14

* «стебельчатый» Стебельчатый шов напоминает шов «назад иголку». Стебельчатым швом в растительных орнаментах вышивают стебельки цветов, листьев, бутонов. Этим швом можно вышить полностью узор или обшить контур детали, уже выполненный другими швами.

Слайд 15

* «петельный» Этот шов используют для обработки петель, откуда он и получил свое название. Также его традиционно применяют при обработке края изделия. Петельный шов можно также использовать в качестве контура узора.

Слайд 16

* «тамбурный» Это непрерывный ряд петель, выходящих одна из другой. Применяется для вышивания контура и для сплошного заполнения узора.

Слайд 17

Выполняется в два приема. Вначале по прямой линии «вперед иголку». После этого иглу с ниткой ( обычно другого цвета) подводят под каждый стежок сверху вниз, не прокалывая ткань .Таким швом можно украсить одежду, полотенце, скатерть, салфетку. * «шнурок»

Слайд 18

* Шов «козлик» Шов «козлик» составляется из дважды (как минимум) перекрещивающихся стежков, располагающихся между двумя линиями. Он может быть частым, выполненным, как говорят, «укол в укол» (рис.1, 2), и редким (рис. 3, 4). Причем частоту и высоту ряда можно изменять до получения шва, подобного стебельчатому. Применяется для подшивания края изделия и как отделочный.

Слайд 19

Инструменты Ручные иглы Напёрсток Ножницы Булавки Портновский мел

Слайд 20

* Большое влияние на самочувствие учащихся и качество их работы оказывает правильная посадка. * Неправильное положение корпуса вызывает преждевременную усталость, снижение работоспособности, а также способствует появлению сутулости, искривлению позвоночника, развитию близорукости Организация рабочего места

Слайд 21

Правильная посадка во время работы заключается в следующем: * Ноги должны твёрдо опираться всей подошвой о пол, т.к. при другом положении ног нарушается кровообращение. * Корпус надо держать прямо или слегка наклонить вперёд. * Голову слегка наклонить вперёд. * Нельзя опираться грудью о стол. * Руки должны быть согнуты в локтях, и отставать от корпуса не более чем на 10 см. * При работе не следует ставить локти на стол. * Расстояние от глаз до изделия или детали должно быть в среднем 30 см. * В процессе работы следует периодически менять положение корпуса.

Слайд 22

- Хранить иглу нужно в специально отведенном месте – в игольнице. - Не брать иглу в рот и не играть с иглой. - Не крепить иглу на одежду. - Не отвлекаться вовремя работы с иглой. - Соблюдать порядок на своём рабочем месте. - Перед работой проверить исправность инструментов. - Работать с ножницами нужно только на своём рабочем месте. - Ножницы класть нужно кольцами к себе, а передавать кольцами вперёд. - Не играть с ножницами, не подносить ножницы к лицу. - Использовать ножницы строго по назначению. Техника безопасности во время работы с ножницами и иглой

Слайд 23

Практическая работы Выполнение простейших ручных швов: Вперед иголка Назад иголка Стебельчатый Шнурок Петельный Тамбурный «Козлик» Материалы и инструменты: - Образец ткани 15*15 см - Нитки - Игла - ножницы

Слайд 24

Вопросы: Понятия: стежок, строчка, шов, длина стежка? По способу выполнения швы бывают? По назначению швы бывают? Терминология ручных работ? Техника безопасности при работе с ножницами и иглой? Виды ручных стежков? Какие ручные швы вы теперь знаете?

Слайд 25

- Что нового вы узнали на уроке? - Чему научились? - Что было сложным для понимания, выполнения? Подведение итогов

Слайд 26

Домашнее задание Образец ткани для вышивания; Нитки мулине; Игла для вышивания; Ножницы.