Урок технологии в 5 классе по теме "Роль витаминов и минеральных веществ в жтзнедеятельности организма"
план-конспект урока по технологии (5 класс) на тему

Цели урока:

  • обучающие цели – ознакомить с понятиями витаминов и минеральных веществ;
  • развивающие цели – овладеть полученными знаниями по изучаемой теме;
  • воспитывающие цели – применять полученные знания для сохранения своего здоровья.

Оборудование: таблицы  по изучаемой теме.

Тип урока:  урок – лекция.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mineral.doc81.5 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока

по материальной технологии

в 5 классе.

Тема «Физиология питания.

Роль витаминов и минеральных веществ в жизнедеятельности организма».

Цели урока:

  • обучающие цели – ознакомить с понятиями витаминов и минеральных веществ;
  • развивающие цели – овладеть полученными знаниями по изучаемой теме;
  • воспитывающие цели – применять полученные знания для сохранения своего здоровья.

Оборудование: таблицы  по изучаемой теме.

Тип урока:  урок – лекция.

Ход урока.

I. Организация урока.

1.Посещаемость. Проверка готовности учащихся к уроку (наличие дневников, тетрадей по предмету), внешний вид.

       2. Сообщение темы и цели урока.

       3. Работа в тетради – записать дату, тему урока и домашнее задание.

II. Проверка домашнего задания.

Устный опрос по самостоятельным письменным работам в тетрадях.

  • Что вы знаете о витаминах?
  • Для чего они нужны человеку?
  • Где они находятся?
  • Что такое питаться по сезону?
  • Кто открыл витамины?
  • Соль это враг или друг?
  • Могут ли витамины быть вредными?
  • Что такое кремний?
  • Всегда ли полезно молоко?
  • Зависит ли здоровье человека от того, что он ест?

III. Изучение нового материала.

Краткая история открытия витаминов.

      Слово «витамины» происходит от двух латинских слов «vita», что означает «жизнь», и химического названия «amini», т.е. азотистые соединения, содержащие аминную группу (NH2) – азот и присоединенные к нему два атома водорода.

      Дальнейшими исследованиями было установлено, что только некоторые витамины имеют в своем составе аминогруппы, название «витамины» все же сохранилось, подчеркивая жизненно  важное значение этих веществ.

      Основоположником учения о витаминах является русский ученый – врач Николай Иванович Лунин. Им была впервые изготовлена искусственная синтетическая смесь, содержащая все пищевые вещества, входящие в состав молока (белки, жиры, углеводы, минеральные соли и вода). Мыши, получавшие такое искусственное «молоко», заболевали и погибали. Результаты этого эксперимента противоречили общепринятой тогда в науке точке зрения, что для нормальной жизнедеятельности организма достаточно, чтобы пища содержала белки, жиры, углеводы и минеральные соли. Тогда Н. И. Лунин продолжил опыты. В тех же самых условиях содержания другая группа мышей получала высушенное на водяной бане натуральное молоко. Эти мыши прибавляли в весе и после 2,5 месяца опыта оказались совершенно здоровыми.

     Проведенные исследования позволили Н. И. Лунину сделать вывод о том, что в молоке, кроме белка-казеина, жира, молочного сахара и солей, содержатся еще другие вещества, совершенно необходимые, для питания, обнаружение и изучение которых представляет большой интерес.

    Исследования Н. И. Лунина были подтверждены и получили дальнейшее развитие в работах многих отечественных и зарубежных ученых.

     Жизненная практика показала, что пища, содержащая белки, жиры, углеводы, минеральные соли и воду в достаточном количестве, может явиться причиной некоторых тяжелых заболеваний. Это было замечено во время продолжительных морских и сухопутных путешествий и экспедиций. Когда люди были вынуждены питаться  в основном консервированной пищей, хотя и в достаточном количестве, но без свежих овощей и фруктов.

Такое питание приводило к заболеванию цингой.  Цинга предотвращалась или излечивалась, если к пищевому рациону добавляли настой хвои или лимонный сок.

     Ряд исследований установил, что такие заболевания у человека как цинга, бери-бери или «ножные кандалы», рахит, ксерофтальмия (заболевание глаз) оказалось возможным предупредить или вылечить, введя в пищевой рацион определенные продукты питания.

     В 1912 году ученый К. Функ, сопоставляя эти наблюдения с опытами Н. И. Лунина, сделал вывод, что во всех случаях возникновения упомянутых заболеваний в пище отсутствуют неизвестные вещества, необходимые для питания. В пищевых продуктах, исцеляющих или предупреждающих эти заболевания,  такие неизвестные вещества присутствуют. Для их наименования  К. Функ впервые употребил слово «витамины». Он обобщил и систематизировал все исследования, проводившиеся до него в указанном направлении, и в этом его главная заслуга.

     В 1913 году, Маккеллум и Дэвис, проведенными на крысах опытах установили, что для их нормального роста необходим особый жирорастворимый фактор А, являющийся также витамином. В дальнейшем оказалось, что применение его излечивает человека от заболевания глаз – куриной слепоты.

    В 1928 году венгерский ученый Сцент-Джиорджий выделил из надпочечников, а затем из сока апельсина и капусты витамин С.

В 1935 году  датский ученый Дам выделил витамин  К, способствующий свертыванию крови.  

В 1936 году исследователям в разных странах удалось выделить витамин В6. 

В 1939 году из печени млекопитающих выделили пантотеновую кислоту.

В 1941 году из листьев шпината и в 1945 году из печени и дрожжей была выделена фолиевая кислота.

    В 1948 году  Смис в Англии и Рикс в США выделили из сырой печени антианемическое вещество в виде игольчатых кристаллов темно-красного цвета и назвали его витамином В12. Этот витамин излечивает от малокровия – тяжелого заболевания крови.

    В 1950 году японский ученый Томияма, а в 1951 ученый Кребс открыли витамин  В15.

Большой вклад в учение о витаминах внесли советские ученые – профессора Л.А. Черкес (Одесса), М. Н. Шатерников (Москва) и академики А. В. Палладин (Харьков), Б.А. Лавров (Москва). Налаженность методики биологического опыта позволила перейти к изучению витаминной активности различных пищевых продуктов.  

Значение витаминов в жизнедеятельности организма.    

 

    Витамины  разносторонне и существенно влияют на всю деятельность организма. Дозы витаминов, необходимых человеку, ничтожно малы по сравнению с другими  органическими частями пищи (белками, жирами, углеводами) и выражаются в миллиграммах, а некоторых витаминов в микрограммах или гаммах. Гамма – одна тысячная доля миллиграмма.

    Синтез некоторых витаминов осуществляется микрофлорой кишечника, но он незначителен и не покрывает потребность человека в них.

     В некоторых случаях витамины образуются в организме человека в процессе обмена веществ из близких по химическому составу органических веществ, называемых провитаминами.                  Каротин, содержащийся в растительных продуктах, в организме переходит в витамин А. Эргостерин, содержащийся в коже человека, под воздействием ультрафиолетовых лучей солнца превращается в витамин Д

     Витамины участвуют в обменных процессах, происходящих в организме.

    Поступившие в организм питательные вещества подвергаются сложным изменениям, в результате которых они постепенно превращаются в  вещества самого организма, его клеток и тканей, т.е. усваиваются им. Это называется ассимиляцией.

     Но наряду с созданием клеток и тканей в организме постоянно происходит частичное их разрушение. Процесс распада веществ, входящих в состав клеток и тканей, носит название диссимиляция. Диссимиляция происходит в результате расхода энергии, затрачиваемой на работу органов тела и на поддержание тепла в организме.  Следовательно, ассимиляция ведет к накоплению веществ в организме,  диссимиляция – к расходованию веществ и энергии. Оба эти процесса находятся в тесной взаимосвязи. Совокупность их и составляет обмен веществ.

      У здорового взрослого человека процессы ассимиляции и диссимиляции находятся примерно в состоянии  равновесия.

      Преобладание ассимиляционных процессов наблюдается в период роста и развития молодого организма, при выздоровлении после перенесенной болезни.

      Витамины играют важную роль в процессах ассимиляции, обеспечивая своевременное восстановление веществ, разрушившихся в процессе диссимиляции.

Пример: при отсутствии витамина С процессы ассимиляции протекают медленно, что отражается на общем состоянии организма. Появляется быстрая утомляемость, слабость, вялость, сонливость.

Нормальный состав тканей и органов предполагает обязательное содержание в них  витаминов в определенных количественных соотношениях не только между собой, но и с другими веществами – белками, жирами, углеводами, минеральными веществами и водой. При нарушении поступления в организм  витаминов происходит нарушение питания тканей.

 Пример: при добавочном включении в рацион питания кормящих женщин витамина  С повышается не только его содержание в грудном молоке, но и увеличивается содержание жира. Белки женского молока содержат казеиновую и неказеиновую фракции. Неказеиновая  является более ценной для ребенка. При низком уровне витамина С в пище и, следовательно, в материнском молоке качественный состав белка меняется, и казеиновая фракция  преобладает над неказеиновой, что приближает женское молоко по своему белковому составу к коровьему. Такое молоко имеет пониженную питательную ценность для ребенка. (Очень ценно).

       В организме витамины соединяются с другими веществами, например с фосфорной кислотой и некоторыми белковыми веществами. В ряде случаев они входят в состав ферментов.

       Ферменты являются ускорителями биохимических реакций в организме. Они содержатся в каждой клетке человеческого организма и участвуют в различных обменных реакциях. В настоящее время известно более 100 ферментов, в составе которых содержатся  витамины, и очень большое количество обменных реакций, активизируемых витаминами.  Функция каждого витамина может быть многообразной.

       Витамины оказывают регулирующее влияние на функциональное состояние различных систем и органов человека.

       Витамины существенно влияют на обмен белка в организме. Большее или меньшее содержание белка в рационе питания влияет на усвоение  организмом ряда витаминов и на их обмен.

       Роль витаминов в жировом и холестериновом обмене многогранна.

       Витамины принимают участие в углеводном обмене

       Многие микроэлементы активно участвуют в синтезе некоторых витаминов, способствуют использованию организмом витаминов, влияют на его различные функции.

       Витамины усиливают различные защитные реакции организма при неблагоприятных  воздействиях внешней среды – инфекциях, лучевой интоксикации, высотных полетах, профессиональных вредных условиях труда.

       Витамины повышают сопротивляемость человеческого организма к различным вредным воздействиям окружающей среды, а в случае заболевания способствуют более легкому течению болезни и скорейшему выздоровлению.

      Витамины необходимо употреблять в установленных дозировках.    

      Характеристика витаминов.

     Первоначальное количество витаминов исчислялось единицами и для их обозначения хватало первых четырех букв латинского алфавита (А, В, С и D). В дальнейшем по мере открытия новых витаминов пришлось использовать и другие буквы – E, F, M, H, K, P, PP и другие.

      В ходе исследований выяснилось, что витамин, обозначенный той или иной буквой, часто существует в виде химических родственных соединений, каждое из которых также обладает свойством данного витамина. Тогда к буквам стали присоединять порядковые номера – К1, К2, К3, D2,D3, В1, В2, В6, В12 и так далее.  

    Часто витамины обозначаются и буквами латинского алфавита и названиями.  Некоторые витамины получили условные названия без буквенных обозначений, например липоевая кислота.

    Часто витамины обозначаются и буквами латинского алфавита и названиями , например витамин В1 (тиамин), витамин В2 (рибофлавин), витамин С (аскорбиновая кислота), витамин РР (никотиновая кислота) и другие.

   Сейчас количество витаминов определяется уже десятками, но не всех из них имеют значение для человека, а только для животных.

Наиболее многочисленна группа витаминов В. Они разные по своему химическому составу и действию на организм человека.  Многие из витаминов группы В часто сопутствуют друг другу в пищевых продуктах, что и явилось основанием для их объединения, однако это объединение весьма условно.

Приложение. Таблица о видах и свойствах некоторых витаминов.

Натуральные пищевые продукты и готовая пища при хранении и кулинарной обработке в домашних условиях теряют содержащиеся в них витамины. Неправильная кулинарная обработка может привести к их полному разрушению (об этом поговорим отдельно).

Минеральные вещества

Никакой организм не может существовать без кремния……

В. И. Вернадский

В 1924 году американские ученые Ф. У. Кларк и Г. С. Вашингтон оценили среднее содержание элементов в процентах от массы земной коры.

 Наиболее распространенными оказались:

№п/п

Название элемента

Его процентное содержание

 1

Кислород

49,52

2

Кремний

25,75

3

Алюминий

7,51

4

Железо

7,51

5

Кальций

3,29

6

Натрий

2,64

7

Калий

2,45

8

Магний

1,94

Итого

99,03

Данные элементы распространены и в человеке.

Кремний – элемент, определяющий свойства гибких структур, соединительной ткани сухожилий, стенок сосудов и ЖКТ, надкостницы, хрящей, синовиальной жидкости суставов.

Кальций – основной структурный элемент жестких тканей костей.

Роль минеральных веществ в жизнедеятельности организма многообразна.

Главным источником минеральных элементов является растительная пища – фрукты и овощи. В свежих овощах и фруктах они находятся в самой активной форме и легко усваиваются организмом.

Минеральные вещества участвуют в построении костной ткани, поддержании кислотно-щелочного равновесия (КЩР) в организме и нормального солевого состава крови, нормализация водно-солевого обмена.

Минеральные вещества подразделяются на две группы: макро и микроэлементы.

Макроэлементы.

К ним относятся: кальций, фосфор, магний, калий, натрий, хлор, сера.

Микроэлементы.

К ним относятся  железо, медь, кобальт, йод, фтор и т.д.

Минеральные вещества делятся на катионы (носители электроположительных свойств и имеющие щелочную ориентацию) и анионы (носители электроотрицательных свойств и имеющие кислотную ориентацию).

Пища, не содержащая минеральных солей, хотя бы она во всем остальном удовлетворяла условиям питания, ведет к медленной голодной смерти, потому что обеднение тела солями неминуемо ведет к расстройству питания.

Ф. Ф. Эрисман

О важности минеральных элементов говорят исследования Форстера, описанные им ещё в 1879 году. Он кормил собак мясом, из которого были извлечены соли, и установил, что они погибают быстрее, чем животные, находящиеся на полном голодании.

Соль -  сильнодействующее натуральное антигистаминное средство.

Соль - эффективное средство борьбы с физиологическим стрессами.

Соль необходима для удаления избыточной кислоты из внутриклеточной среды, особенно клеток мозга.

Соль крайне необходима почкам для понижения уровня кислотности и выведения кислоты с мочой.

 Соль играет исключительно важную роль в лечении эмоциональных и аффективных расстройств.

Соль необходима для поддержания уровня серотонина и мелатонина в мозге.

Соль играет важную роль в профилактике и лечении рака.

Соль – самое эффективное средство стабилизации ритма сердечных сокращений.

Соль – это жизненно важный элемент для диабетиков.

 Морская соль и неочищенная каменная соль содержат около 80% необходимых организму минеральных элементов.

На поддержание КЩР огромное влияние оказывает правильное питание.

Какое влияние оказывают те или иные минеральные элементы на организм человека указано в приложении в форме таблицы.

IV. Итог  урока.

Сегодняшняя тема очень емка по объему информации, но суть заключается в том, что применив полученные знания, и организовав правильное питание, вы сохраните свое здоровье на долгие годы.  

Литература:

С. М. Бременер «Витамины в домашнем питании», Москва, Пищевая промышленность, 1974

Семёнова Н. А.  Очистись! от паразитов и живи без паразитов. -5-е изд., испр. и доп.- СПб: «ДИЛЯ Паблишинг», 2012.

В. Ф. Малыгина, А. К. Меньшикова, К. М. Поминова Основы физиологии питания, гигиена и санитария. Издательство «Экономика», Москва, 1983.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме: «Развитие ядерной энергетики и влияние радиоактивных веществ на живые организмы»

Вашему вниманию предлагаю разработку урока, с использованием компьютерной презентации. Данный урок носит в основном информативный характер, поэтому может проводиться и в разных классах. На этом уроке ...

Презентация к уроку в 10 классе по теме "Витамины"

Представлены классификация и химический состав витаминов. Даны понятия гиповитаминоз, гипервитаминоз, авитаминоз. Рекомендованы суточные нормы потребления витаминов. Экспериментально доказано наличие ...

Презентация к уроку биологии 8 класс по теме "Витамины"

Разработка представляет собой презентацию к уроку биологии 8 класс по теме "Витамины". Данная презентация содержит подробную информацию о витаминах и их значении. Презентация может быть использована к...

Роль минеральных веществ в жизнедеятельности организма

Презентация к уроку технологии в 6 классе. Общие сведения о значении минеральных веществ в  жизнедеятельности организма....

урока для 8 класса по теме "Витамины"

Методическая разработка включает : разработку урока, дополнительный материал для работы учащихся, маршрутные листы изучения темы....

Конспект открытого урока в 8 классе по биологии "Витамины"

Данный проект охватывает тему "Витамины"из раздела "Обмен веществ" по биологии 8 класса.Работа по группам создает ситуацию успешности.Познавательная деятельность позволяет более гл...

Значение витаминов и минеральных веществ в рационе питания школьника. Профилактика витаминной недостаточности.

В данной статье речь идет о значении витаминов и минеральных веществ в рационе питания школьников, а также о профилактике витаминной недостаточности. В статье рассказывается о пользе витаминов, их вли...