Значение витаминов и минеральных веществ в рационе питания школьника. Профилактика витаминной недостаточности.
статья

Карпова Светлана Валерьевна

В данной статье речь идет о значении витаминов и минеральных веществ в рационе питания школьников, а также о профилактике витаминной недостаточности. В статье рассказывается о пользе витаминов, их влиянии на организм, о последствиях неправильного питания. данная статья предназначена не только для педагогов, но и для самих школьников и их родителей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_o_znachenii_vitaminov_dlya_shkolnikov.docx24.51 КБ

Предварительный просмотр:

Значение витаминов и минеральных веществ в рационе питания школьника. Профилактика витаминной недостаточности.

Витамины и минеральные вещества (микро/макроэлементы) - это обязательные компоненты питания растущего организма школьника. Их основные функции - регулирование физиологических и метаболических процессов, формирование важных компонентов организма, укрепление иммунитета.

Витамины относятся к незаменимым пищевым веществам, без которых организм существовать не может. Они не образуются в организме человека. Витамины и минеральные вещества человек должен получать с пищей, поэтому питание школьников должно быть сбалансированным, разнообразным и содержать все пищевые вещества в необходимом количестве и в легкоусвояемой форме. Витамины - биологически активные органические соединения, необходимые для нормальной жизнедеятельности. В отличие от белков, жиров, углеводов, витамины не могут служить источником энергии.
Витамины содержатся в подавляющем большинстве продуктов питания, в том числе в овощах и фруктах. Содержание витаминов в пищевых продуктах значительно ниже по сравнению с жирами, белками и углеводами. При этом даже небольшая нехватка витаминов в организме может приводить к возникновению серьезных нарушений у человека.

В период школьного времени на детей оказывается постоянная умственная нагрузка. Это время активного роста и процесс формирования физиологических и психологических сторон гармоничной личности. Общие принципы здорового питания школьника остаются такими же, как и для взрослого, но все же есть существенные различия. Потребность детей в витаминах по сравнению с суточными нормами для взрослых на 1 кг массы значительно выше. Количество витаминов и микроэлементов, потребляемых школьниками, определены суточными нормами. Если витамины поступают в организм в количествах ниже суточной нормы, то развивается такие состояния, как гиповитаминоз или авитаминоз. Недостаточно «витаминизированная» пища может привести к отставанию в физическом и умственном развитии школьника. Дополнительный вклад в дефицит витаминов детских рационов вносит употребление большого количества калорийной, рафинированной пищи: белого хлеба, кондитерских изделий, некоторых жиров и т.д.

В подавляющем большинстве случаев возникновение авитаминозов и гиповитаминозов происходит в зимнее и весеннее время, которое характеризуется недостаточным потреблением свежих овощей, фруктов, зелени, богатых витаминами С, Е, группы В, фолиевой кислотой, бетта-каротином, витамином Р и др. На содержание витаминов в продуктах влияют хранение, транспортировка и процесс приготовления пищи. Витаминная недостаточность может быть обусловлена также нарушением усвоения витаминов организмом из-за различных заболеваний желудочно-кишечного тракта, обменных нарушений. Повышенная потребность в витаминах необходима при целом ряде состояний, когда организму требуется больше витаминов, чем обычно. К таким состояниям относятся и период интенсивного роста и развития у ребенка, и интенсивная нервно-психическая нагрузка (например, экзамены).

Витамины делятся на водорастворимые и жирорастворимые. 

К водорастворимым относят витамины группы В, витамин С и др.

Витамин В1 необходим для нормального функционирования сердечной, нервной системы, мышц скелета, он играет важную роль в обменных энергетических процессах. В период интенсивной учебы, связанной с повышенной нагрузкой на нервную систему детей, требуется повышенное содержание витамина В1 в рационе питания школьника. Недостаточная обеспеченность витамином В1 снижает эффективность обучения, способствует развитию различных отклонений в состоянии здоровья. Недостаток витамина В1 характеризуется возникновением головных болей, раздражительностью, нарушениями в работе сердца, одышкой, болей в области сердца, снижением аппетита, тошнотой, запорами.
Одной из причин развития недостатка витамина В1 является питание продуктами переработки зерна тонкого помола, когда удаляются клеточные оболочки, богатые витаминами группы В. Источниками витамина В1 являются хлеб и хлебобулочные изделия, различные крупы, зерновые, бобовые, печень, другие субпродукты.

     
Витамин В6 участвует в важнейших обменных процессах, необходим для поддержания нормального состояния кожи и деятельности нервной системы, процессов кроветворения. При недостатке Витамина В6 появляется нарушения со стороны органов зрения (светобоязнь, слезотечение), поражается слизистая, возникают стоматиты и т.д. Источник витамина В6 – мучные изделия, мясо, печень, рыба, морковь, картофель, капуста и т.д.

     
Витамин С необходим для нормального роста и регенерации тканей, устойчивости к инфекциям, нормального кроветворения, обменных процессов и т.д. Недостаток витамина С приводит к появлению быстрой утомляемости, раздражительности, слабости в ногах, кровоточивости десен, сниженной сопротивляемости к инфекционным заболеваниям. Потребность детей в витамине С составляет 30-70мг в сутки. Основным и практически единственным источником витамина С являются фрукты, овощи и зелень.
Однако, в рационе питания современных детей зачастую большинство составляют овощи и фрукты, прошедшие термическую обработку. При этом тепловая обработка снижает содержание витамина С в продуктах на 50-80%. Еще одной из распространенных причин гиповитаминоза С является недостаток в рационе питания овощей и фруктов в зимний период.

К жирорастворимым витаминам относятся витамины группы А, Д.

Витамин А оказывает выраженное разностороннее воздействие на организм человека. Он необходим для нормального роста и развития клеток, тканей и органов, нормальной зрительной и половой функции, обеспечение нормальных свойств кожи. Достаточное потребление витамина А является одним из важных условий поддержания устойчивости детей к действию различных инфекций. Витамин А необходим также для нормального зрения. Витамин А присутствует в пищевых продуктах в виде готового витамина, а также в виде провитаминов. Он содержится в продуктах животного происхождения, особенно его много в печени морских животных и рыб. Также витамин А содержится в сливочном масле, сливках, сметане, твороге, яйцах. Источником провитамина А каротина являются растительные продукты, прежде всего, морковь.

Биологическая роль витамина Д состоит в участии в обменных процессах (обмен кальция и фосфора). Витамин Д содержится в сливочном масле, куриных яйцах, печени.

Минеральные вещества необходимы для роста и развития скелета. Они входят в состав клеток нервной ткани, многих ферментов, гормонов, поддерживают постоянным состав крови, придают прочность костям. Минеральные вещества участвуют в построении органов и тканей организма, обеспечивают нормальное функционирование клеток, участвуют в обменных процессах. Так же, как и витамины, минеральные вещества не образуются в организме и обязательно должны поступать с пищей. Минеральные вещества, в зависимости от их содержания в организме, делятся на макроэлементы (натрий, кальций, калий, магний, фосфор, хлориды) и микроэлементы (железо, медь, марганец, цинк, йод).

Кальций составляет основу костной ткани. Он участвует в процессе свертывания крови, мышечного сокращения. Недостаточное поступление кальция с пищей или нарушение его всасывания может привести к задержке роста, нарушению формирования костей, повышению нервной возбудимости у детей. Избыток кальция также может оказывать отрицательное влияние на организм. Наиболее важным источником кальция служат молоко и молочные продукты, в особенности творог и сыр, содержащие кальций в легкоусвояемой форме.

Фосфор участвует в процессах хранения и передачи наследственной информации, обменных процессах, поддерживает постоянство состава крови. Богаты фосфором творог, сыр, бобовые крупы.

Железо является составной частью гемоглобина, участвует в переносе кровью кислорода. Недостаток железа ведет к снижению физической работоспособности, быстрой утомляемости, снижению способности к обучению. Наиболее богаты железом почки, печень, мясо, бобовые, гречневая крупа, яблоки, черника.

Йод участвует в построении гормона щитовидной железы – тироксина. Он, в свою очередь, контролирует физическое и психическое развитие, энергетический обмен, участвует в регулировании функционального состояния ЦНС и эмоций. Недостаточность йода у детей вызывает развитие болезни, характеризующейся нарушением функций щитовидной железы. Недостаток йода возникает там, где содержание йода в почве и воде заметно снижено. Наибольшее количество йода в морских водорослях, морепродуктах.

Рассмотрим понятие «витаминная недостаточность», а также ее причины.

Витаминная недостаточность – заболевание, возникающее при дефиците витаминов в пище, а также если поступающие с пищей витамины не всасываются из кишечника или интенсивно разрушаются в организме.
Состояния, связанные с дефицитом того или иного витамина, разделяются на
авитаминозы и гиповитаминозы. 

Гиповитаминоз – заболевание, которое возникает при неполном удовлетворении потребностей организма в витаминах. Для профилактики витаминной недостаточности надо знать причины ее развития.

Авитаминозы – тяжелая форма витаминной недостаточности, развивающаяся при длительном отсутствии витаминов в пище или нарушении их усвоения.

Витаминная недостаточность отмечается у 40% детей школьного возраста. Витаминная недостаточность может быть обусловлена разными причинами:

  • низкое содержание витаминов в рационе и неправильное питание. Так, например, отсутствие в рационе овощей, фруктов и ягод приводит к дефициту в организме витаминов C и P, при потреблении рафинированных продуктов (сахар, очищенный рис, изделия из муки высших сортов и так далее в организм поступает мало витаминов B1, В2 и никотиновой кислоты;
  • несбалансированное питание. Например, при длительном дефиците полноценных белков в организме возникает недостаточность витаминов A, B2, C, фолиевой и никотиновой кислот; резкое снижение в питании жиров уменьшает всасывание из кишечника жирорастворимых витаминов; при избытке в питании углеводов развивается недостаточность витамина В1;
  • сезонные колебания содержания витаминов в пищевых продуктах; так, в зимне-весенний период в овощах и фруктах снижается количество витамина B, а в молочных продуктах и яйцах – витаминов А и D, поэтому зимой-весной, особенно в регионах умеренного и холодного климата, нужно применять меры профилактики гиповитаминозов, в том числе, используя поливитаминные препараты;
  • нарушения правил хранения и кулинарной обработки продуктов. Например, нарушение правил холодной и тепловой обработки овощей сопровождается частичным и полным разрушением аскорбиновой кислоты (витамина С);
  • повышенная потребность в витаминах, вызванная особенностями труда и климата. Так, в условиях очень холодного климата потребность в витаминах повышается на 30-60%; тяжелый физический труд, психическое напряжение также увеличивают потребность организма в витаминах;
  • различные заболевания, прежде всего органов пищеварения;
  • длительное применение некоторых лекарств (различные противовирусные препараты, антибиотики и др.).

Приведем примеры симптомов авитаминозов из-за нехватки некоторых витаминов и минеральных веществ:

• Рахит у детей, быстрый набор лишнего веса во взрослом состоянии, боли в костях – вот следствие неправильного питания, дефицита кальция в сочетании с витамином Д.

• Остеопороз - заболевание, возникающее при дефиците кальция и витамина Д. Заболевание приводит к хрупкости костей, болям в суставах, судорогам. Для профилактики недостаточности кальция в рацион школьников необходимо включать: молоко и молочные продукты, рыбу - это здоровье костной системы, а морская рыба - это еще источник йода.

• При дефиците витамина А сильно снижается острота зрения в сумерках, появляется сухость и высыпание на коже.

• Недостаток витамина С приводит к снижению иммунитета, вялости, болям в мышцах.

• Пеллагра связана с острой нехваткой в организме витамина РР - никотиновой кислоты. Ведущим симптомом этого заболевания является дерматит, осложненный трофическими язвами.

• Дефицит йода у младших школьников сопровождается нарушением развития, ростом заболеваемости, снижением успеваемости, ведет к психологическим срывам. В подростковом возрасте гормоны щитовидной железы играют чрезвычайно важную роль, так как обеспечивают созревание всех органов и систем. Поэтому потребность подростка в йоде существенно возрастает.

Общими признаками гиповитаминозов являются: слабость, быстрая утомляемость, плохой аппетит, снижение работоспособности, сопротивляемости организма простудным и другим заболеваниям, апатия. Профилактика гиповитаминозов возможна лишь при обеспечении питания, содержащего необходимое количество витаминов. Если это невозможно, а также при нарушенном усвоении витаминов, например, у ослабленных людей и лиц пожилого возраста, нужен курсовой прием поливитаминных препаратов не менее 2 раз в год. Витамины не вырабатываются в организме, поэтому к нам они должны поступать с продуктами питания. При этом каждый из витаминов выполняет свои функции и не может заменить другой. В зимне-весенний период, рекомендуется проводить профилактику витамином С. В этот период всегда должны присутствовать зеленые овощи, фрукты, свежая или квашеная капуста. А также, ежедневно витаминизируют первые или третьи блюда обеда. Насыщение витаминами готовых блюд следует проводить непосредственно перед их подачей на стол. Витамины довольно неустойчивые соединения, велики их потери при приготовлении пищи. Витамины надо всячески беречь при приготовлении пищи, хранении продуктов, транспортировке.

Говоря о витаминной ценности детского питания с помощью увеличения потребления овощей и фруктов, нельзя забывать, что в них содержится далеко не все витамины. Овощи и фрукты богаты главным образом витамином С, каротином, фолиевой кислотой и биофлавоноидами (витамин Р). Всеми другими витаминами овощи фрукты бедны, и мы получаем их из продуктов животного происхождения.

В заключении можно отметить, что профилактика витаминной недостаточности основывается на следующих принципах:

• Рацион питания школьника должен быть разнообразным, сбалансированным, с обязательным содержанием большого количества овощей, фруктов, зелени.

• Правильная кулинарная обработка продуктов, транспортировка и условия хранения;

• Дополнительное употребление детьми и подростками витаминов.

Указанные профилактические мероприятия существенно улучшат здоровье школьника. Правильное и сбалансированное питание детей и подростков определяет их полноценное развитие и здоровье в будущем.

Говоря о значении витаминов и минералов в рационе питания школьника, необходимо помнить, что забота о правильном питании ребенка—это одна из задач образовательного учреждения и обязанность родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок технологии в 5 классе по теме "Роль витаминов и минеральных веществ в жтзнедеятельности организма"

Цели урока:обучающие цели – ознакомить с понятиями витаминов и минеральных веществ;развивающие цели – овладеть полученными знаниями по изучаемой теме;воспитывающие цели – применять полученные знания д...

Исследовательская работа «Минеральные вещества и витамины в организме школьников»

Из века в век, во все времена, забота о пропитании стояла во главе всех важнейших дел. Все, кроме кислорода, человек получает для своей жизнедеятельности из пищи. Среднее ее потребление в сутки состав...

 Исследовательская работа Тема:«Минеральные вещества и витамины в организме школьников»

Из века в век, во все времена, забота о пропитании стояла во главе всех важнейших дел. Все, кроме кислорода, человек получает для своей жизнедеятельности из пищи. Среднее ее потребление в сутки состав...

Пособие для обучающихся 8х классов по биологии. "Обмен веществ и энергии. Витамины. Энерготраты человека и пищевой рацион."

Проверочная работа  по теме:  «Обмен веществ и энергии. Витамины. Энерготраты человека и пищевой рацион» 8 класс. В двух вариантах с ответами....

Технологическая карта урока "Анализ суточного рациона питания школьника", предмет Технология

Систематизировать знания о рациональном питании  школьника, научить рассчитывать энергетическую ценность своего суточного рациона и необходимое количество основных пищевых веществ....

"Витамины. Минеральные вещества".

Конспект внеурочной деятельности....