Открытый урок "Устройство токарно-винторезного станка ТВ-4"
методическая разработка по технологии (7 класс) на тему

В этом материале раскрывается не только устройство станка но и история создания первых предшественников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon ustroystvo_tokarno-vintoreznyy_stanka_tv-4.zip15.57 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по технологии в 7 классе.

Тема:         Устройство токарно-винторезного

Станка ТВ-4.

Выполнил: Кириченко Андрей

Владимирович

Учитель технологии  МОУ Морозовская СОШ

Морозовка 2011г.

Открытый урок по технологии.

Предмет: Технология.

Тема урока: Устройство токарно-винторезного станка ТВ-4, назначение резцов, измерительный инструмент.

7 класс.

Тип урока: объяснение нового материала.

Преподаватель: Кириченко Андрей Владимирович.

Ведущие методы: Словесные, наглядные, исследовательские.

Организация деятельности учащихся:

  • Исследовательский и репродуктивный характер деятельности с применением ИКТ технологии;
  • фронтальная, индивидуальная работа.

Цели урока:

  1. Ознакомить с историей развития металлорежущих станков в России.
  2. Изучить устройство токарно-винторезного станка ТВ-4, назначение резцов  и измерительного инструмента.
  3. Обучить приёмам закрепления заготовки в патрон, резца в резцедержатель.
  4. Познакомить с приёмами управления станком ТВ-4.
  5. Требовать соблюдения правил техники безопасности во время работы на токарном станке.

Формы организации работ: коллективная, самостоятельная.

Оборудование:

Для лекции: слайдфильм «Токарно-винторезный станок ТВ-4 его устройство, режущие и измерительные инструменты».

Для практической работы: Токарно-винторезный станок ТВ-4, резцы, ключи для патрона и резцедержателя, заготовка.

Место урока в учебном плане. Тема «Устройство токарно-винторезного станка ТВ-4, назначение резцов, измерительный инструмент» рассматриваются в разделе “Технология обработки  металла”. Эта тема расширяет кругозор учащихся и дает более глубокое понимание  общности металлорежущих станков и процесса изготовления деталей.  Основное содержание изучаемого материала задают учебная программа и обязательный минимум содержания образования по труду.

Ход урока

  1. Организационная часть:     Инициация урока: объявление темы, целей, начальные записи в тетради.
  2. Повторение ранее изученного материала: Беседа с учащими по вопросам; - Давайте вспомним из курса 6 класса, что мы понимаем под словом «машина»?                                                                

Ответ; - Машина  состоит из не менее трёх частей  таких как: двигатель, передаточный  и исполнительный механизм.

Вопрос:- Какие виды передач применяются в деревообрабатывающем станке?

Ответ; - В деревообрабатывающем станке применяется ременная передача.

Вопрос;- Назовите основные узлы деревообрабатывающего станка?

Ответ;-  Деревообрабатывающий станок состоит из: станины, электродвигателя, ременной передачи, задней бабки.

  1. Изложение программного материала:

  • -Доклады учащихся о развитии обработки металла резанием в России.


В XII в. русские оружейники вовсю использовали простейшие сверлильные и токарные устройства с ручным приводом, в которых осуществлялось вращательное движение режущего инструмента или обрабатываемой заготовки.



В XIV-XVI в.в. для производства оружия широко использовались довольно мощные усовершенствованные сверлильные и токарные станки с приводом от водяной мельницы.

Наиболее активно металлообработка стала развиваться во времена правления Петра I. Именно в этот период русский механик и изобретатель А.К. Нартов впервые за всю историю разработал и создал для токарного станка первый механический суппорт, который посредством зубчатого колеса и зубчатой рейки перемещался вдоль обрабатываемой детали. Конструкция суппорта носит его имя и называется "суппорт Нартова". Талантливый изобретатель не только сделал революционное преобразование в конструкции токарного станка, но и создал ряд других станков оригинальной конструкции: винторезный, зуборезный, и даже пилонасекательный.

Выдающийся русский механик М.В. Сидоров создал в 1714 г. на Тульском ружейном заводе "вододействующие машины" (с приводом от колеса водяной мельницы) для сверления оружейных стволов. Примерно в то же время солдат Яков Батищев построил станки для одновременного сверления 24 ружейных стволов - прообраз современных многошпиндельных станков!

В середине XVIII в. гениальный русский ученый М.В. Ломоносов (1711 - 1765) разработал и построил первые шлифовальные, лоботокарные и сферотокарные станки. Изобретатель паровой машины И.И. Ползунов для изготовления ряда деталей для своего парового котла создал специальные цилиндрорасточные станки. Величайший русский механик-изобретатель И.П. Кулибин (1735 - 1818) разработал специальные высокоточные станки для производства зубчатых колес для часовых механизмов.

  • Объяснение учителя

Токарно-винторезный станок, так же как и сверлильный, прошёл длительный путь развития: от примитивного  приспособления с ручным приводом до современного токарно-винторезного  станка с числовым программным обеспечением. Но если при эволюции сверлильного станка решалась задача обеспечить вращательного и поступательного движения сверла относительно заготовки, то в токарном эти движения были разделены – вращение заготовки и поступательное относительно её движение резца. В примитивном приспособлении – прообразе токарного станка заготовку вращал один человек, а другой держал резец и перемещал его во время обработки. Затем для вращения заготовки стали использовать лук, который приводился в действие ногой работающего. С изобретением суппорта  приспособление для точения деталей превратилось в настоящий станок. Впервые станок с самоходным суппортом изготовил в начале 17 в. русский механик Андрей Нартов. Для вращения заготовки стали подводить механическую энергию от какого-либо общего двигателя: водяной мельницы, паровой машины и т.д.

Дальнейшее развитие токарного станка шло по линии совершенствования механизмов, обеспечивающих вращение заготовки и перемещения резцов, взаимодействие эти движений, управление станком.

Движение подачи: двигатель – ременная передача – коробка скоростей – коробка подач – суппорт с резцом.

Основанием станка является  станина, установленная на тумбах двух

тумбах. В левой тумбе  находится электродвигатель. На станине крепятся передняя бабка , задняя бабка и суппорт.

В передней бабке размещена коробка скоростей, которая изменяет  частоты вращения шпинделя. На шпинделе  устанавливается приспособление для  крепления заготовки  ( например, самоцентрирующий  трёхкулачковый токарный патрон).

Коробка подач – это механизм, позволяющий изменять скорость перемещения суппорта.

  Суппорт  предназначен для закрепления и перемещения режущего инструмента. Суппорт перемещается как вручную, так и механически по направлению станины  вдоль оси шпинделя ( детали). Для закрепления инструмента на суппорте установлен резцедержатель, который может перемещаться вручную перпендикулярно оси шпинделя  на поперечных салазках и под некоторым углом к ней – на верхних салазках. Это нужно для точения  конических поверхностей и достигается за счёт того, что верхние салазки  закреплены на поворотной плите и могут поворачиваться  на угол до 40º. Перемещаются верхние салазки вручную рукояткой. Для отсчёта перемещений  предусмотрены  круговые шкалы – лимбы.    

В корпусе задней бабки находится пиноль,  которую можно перемещать и фиксировать. В пиноль устанавливают  центр для поддерживания незакреплённого конца длинных заготовок, а также свёрла. Она может перемещаться  по направляющим станины  и закрепляться неподвижно рукояткой.

Зубчатые колёса коробки скоростей смазываются индустриальным маслом.

Технические характеристики ТВ-4

  1. Диаметр сквозного отверстия шпинделя: 16мм.
  2. Диаметр изделия установленного над суппортом: 80мм.
  3. Частота вращения шпинделя: 130 – 170 минֿ¹.
  4. Шаг нарезаемой резьбы: 0,8;1;1,25 мм.
  5. Масса станка: 300кг.
  6. Габаритные размеры станка: 1100*470*1100 мм.

Резец – основной режущий инструмент для выполнения простейших операций по обработке металла на токарно-винторезном станке. Он состоит из рабочей части, или головки, и тела резца (державки). В головке различают переднюю поверхность, по которой сходит стружка при резании, и две задние. Задняя поверхность, обращённая в поверхности резания, называется – главной задней поверхностью, вторая задняя поверхность – вспомогательной задней поверхностью. Линия пересечения передних и задних поверхностей называются режущими кромками. Кромка, образованная передней и главной задней поверхностями, называется главной режущей кромкой. Образованная передней и вспомогательной задней поверхностями – вспомогательной режущей кромкой. Точка пересечения главной и вспомогательной режущих кромок – вершина резца.

Передний угол улучшает процесс схода стружки. Задний и передний углы – это углы заточки резца.

Токарные резцы различаются:

  • По направлению подачи: правые, левые;
  • По конструкции головки: прямые, отогнутые;
  • По способу изготовления: цельные, составные;
  • По сечению стержня: прямоугольные, круглые, квадратные;
  • По виду обработки: проходные, упорные, подрезные , отрезные, фасонные, резьбонарезные, расточные.

Назначение резцов:

  • Проходные – для обработки внешних поверхностей;
  • Упорные  -  для  обработки   уступов ;
  • Подрезные – для обработки торцов ;
  • Отрезные – для отрезания заготовок ;
  • Резьбовые – для нарезания резьбы ;
  • Расточные – для обработки внутренних поверхностей ;

Резцы устанавливаются на станке в резцедержателе, при помощи винтов крепления, чтобы вершина располагалась по оси шпинделя, для регулировки высоты применяют подкладки (изготовленные из тонколистового металла), и выступать за пределы резцедержателя не более чем  на 1- 1,5 высоты резца.

 

Заготовку помещают в самоцентрирующем трёхкулачковом патрон  на глубину не менее 20-25мм  и  сжимают кулачками при помощи ключа.  Заготовка не должна выступать из патрона на величину свыше пяти её диаметров.

Контроль размеров производят: металлической линейкой; предел измерения до 1мм,  штангенциркулем; предел измерения до 0.1 мм, микрометром; предел измерения до 0.01мм.

При работе на токарно-винторезном  станке необходимо соблюдать следующие требования  правил безопасности:

1.Не включать станок без разрешения учителя.

2.Работать на станке можно только в спецъодежде и в защитных очках.

3.Работать только при опущенных защитных кожухах, закрывающих патрон и суппорт.

4.Не передавать и не брать предметы через движущие части станка.

5.Во время работы не наклонять голову близко к вращающемуся патрону.

6.Не опираться на станок , не класть на него инструменты и заготовки.

7.Не отходить от включенного станка.

   

       4.Практическая работа: 

В процессе выполнения практической работы вы должны проделать следующие операции:

1.Включение и выключение станка.

2.Вставка резца в резцедержатель.

3.Закрепление заготовки в патроне.

4.Торцевание заготовки.

5.Разметка заготовки (длиной).

6.Точение заготовки до диаметра 10мм.

7.Чистовая обработка.

Прежде чем приступить к практической работе я расскажу вам по каким критериям она будет оцениваться.

Критерии оценок:

1.Качество обработанной детали.

2.Точность соблюдения размеров по чертежу.

3.Соблюдение ПТБ при работе.

4.Самостоятельность в работе.

В процессе выполнения работы вы должны соблюдать правила техники безопасности и  правильность проведения операций по закреплению и обработки заготовок.

  1. Заключительная часть.

На сегодняшнем уроке мы с вами познакомились с устройством и назначением токарно-винторезного станка, провели практическую работу. В процессе работы обращалось внимание на качество обработки. Учащиеся производили разметку заготовок.

При подведении итогов был проведён общий анализ работы. Первый этап обучения приёмам работы на станке прошёл успешно.

Всем спасибо. До свиданья!  

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок на тему:"Технология точения древесины на токарных станках в 8 классах"

Цели данной разработки заключаются в следующем:«Создать условия для ознакомления учащихся с технологией точения древесины на станке ТВ-6 и ТСД-120. Способствовать развитию интеллектуальных качес...

Открытый урок на тему:"Технология точения древесины на токарных станках в 8 классах"

Данная разработка имеет следующие цели и задачи : Создать условия для отработки практических навыков, ознакомления учащихся с технологией точения древесины на станке ТВ-6 и ТСД-120. Способс...

Открытый урок технологии в 7 коррекционом классе "Назначение и устройство токарно-винторезного станка ТВ – 6 (ТВ – 7М)"

О проведенном открытом  комбинированном уроке в 7 классе ЗПР, где учащиеся были ознакомлены с назначением и устройством токарно- винторезного станка ТВ – 6 (ТВ – 7М),  продемонстрированы...

План-конспект открытого урока по технологии в 6-м классе Тема: «Технология точения древесины на токарном станке»

открытый урок по технологии в 6-м классе Тема: «Технология точения древесины на токарном станке»...

Презентация "Устройство токарно-винторезного станка ТВ-6"

Презентация "Устройство токарно-винторезного станка ТВ-6"...

Презентация "Назначение и устройство токарно-винторезного станка ТВ-7М""

Данная презентация может иметь двойное назначение. Первое, это использоваться для изучения устройства ТВ-7М, контроля и самоконтроля уровня усвоения знаний и второе, это пример самостоятельной подгото...

Презентация на тему: Токарно винторезный станок.

Презентация на тему: Токарно винторезный станок.Материалы могут быть использованы для организации учебных занятий в дистанционном режиме, а так же для изучения учащимися самостоятельно....