План-конспект открытого урока по технологии в 6-м классе Тема: «Технология точения древесины на токарном станке»
план-конспект урока по технологии (6 класс) по теме

 открытый урок по технологии в 6-м классе Тема: «Технология точения древесины на токарном станке» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_microsoft_powerpoint.pptx2.05 МБ
Файл serov_urok.docx28.69 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Технология точения древесины на токарном станке Выполнил: Серов Н.Ю., МАОУ «СОШ № 4», у читель технологии Межшкольный методический центр №74204

Слайд 2

Оглавление: 1 . Проверка домашнего задания. 2. Изложение нового материала. 3. Техника безопасности. 4. Практическая работа. 5. Домашнее задание.

Слайд 3

Тема : «Технология точения древесины на токарном станке»

Слайд 4

Цель : Способствовать формированию и развитию первоначальных умений навыков работы на токарных станках. Способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету. Воспитать у учащихся соблюдения правил технике безопасности при работе на станке. Способствовать развитию умений применять знания на практике.

Слайд 5

Тип урока: Комбинированный (освоение новых знаний, обобщение и систематизация изученного) Методы обучения: устный опрос, рассказ, практическая работа.

Слайд 6

Инструменты и оборудование : Токарные станки по дереву, инструкции по технике безопасности при работе на станке по дереву .

Слайд 7

Проверка домашнего задания Устройство токарного станка по дереву. ( работа с карточками ) Цель: научить учащихся определять основные части станка Оборудование: токарный станок по обработке древесины, линейка, карточки .

Слайд 9

Повторение пройденного материала. Какое движение называется главным, а какое вспомогательным? Какие правила безопасности нужно соблюдать при работе на токарном станке по дереву? Что называется технологической картой?

Слайд 10

Изложение нового материала. Подготовка заготовки для точения

Слайд 11

Виды резцов ( стамесок)

Слайд 12

Лезвие плоской косой стамески

Слайд 13

Точение на токарном станке

Слайд 14

Техника безопасности при работе на токарном станке по дереву. Опасности в работе . Ранение глаз отлетающей стружкой. Ранение рук при прикосновении их к обрабатываемой детали. Ранение рук при неправильном обращении с резцом.

Слайд 15

До начало работы Правильно наденьте спецодежду. Проверьте надежность крепления защитного кожуха ременной передачи. Проверьте надежность заземления станка. Уберите со станка все посторонними предметы, инструменты разложите на установленном месте. Проверьте, нет ли в заготовке сучков и трещин. Установите подручник с зазором 2 – 3 мм от обрабатываемой детали и закрепите его. Проверьте исправность режущего инструмента. Проверьте работу станка на холостом ходу. Перед самым началом оденьте защитные очки.

Слайд 16

Во время работы Подавайте инструмент плавно, без сильного нажима. Своевременно подвигайте подручник к обрабатываемой детали. Во избежание травм во время работы на станке: а) не наклоняй голову близко к станку; б) не принимай и передавай предметы через работающий станок; в) замеряйте обрабатываемую деталь только после полной остановки ее вращения; г) не останавливайте станок путем торможения рукой.

Слайд 17

После окончания работы Остановить станок. Уложите на своем месте инструменты. Удалите со станка стружку при помощи щетки. Не сдувайте стружки. Сдайте станок учителю. Приведите себя в порядок .

Слайд 18

Практическая работа Установить и закрепить заготовку. Пробное точение цилиндрической поверхности.

Слайд 19

Заключительная часть Оценить выполненную учащимися работу. Отметить характерные ошибки, допущенные учащимися при выполнении практического задания.

Слайд 20

Домашнее задание: П овторить изученный на данном уроке материал. П овторить технику безопасности при работе на станке по обработке древесины. Повторить устройство станка.

Слайд 21

Список литературы: Карабанов И.А. Технология обработки древесины: учеб. д ля учащихся 5 – 9 кл. общеобразоват. учреждений / И.А. Карабанов. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2004.-192 с. СПРАВОЧНИК по трудовому обучению: Обраб. Древесины и металла, электротехн. и рем. р аботы: Пособие для учащихся 5 -7 кл./ И. А. Карабанов, А. А. Деркачев, В. А. Юдицкий и др.; Под ред. И. А. Карабанова.- М.: Просвещение, 1991.- 239 с.



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

“Средняя общеобразовательная школа № 4”

План-конспект открытого урока по технологии в 6-м классе

Тема: «Технология точения древесины на токарном станке»

                                                                                 Выполнил: Серов Н.Ю.                    

                                                                                учитель технологии

Миасский городской округ, 2014

Оглавление:

  1. Конспект учебного занятия.
  2. Авторская группа

Конспект учебного занятия

Предмет:

технология

Место занятия в структуре образовательного процесса:

Урок по учебному плану.

Тема урока по учебно-тематическому плану:

Технология точения древесины на токарном станке.

Номер урока по теме:

13-14

Форма урока:

Комбинированный.

Цель:

1.Способствовать формированию и развитию первоначальных умений навыков работы на токарных станках.

2.Способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету.

Задачи:

Ознакомить учащихся с видами и назначением токарных стамесок, требованиями к заготовкам, правилами безопасной работы.

Ожидаемые результаты:

Правильно выбрать заготовку, подготовить её к установке на станок.

Пробное точение цилиндрической поверхности.

Этапы урока (с временной раскладкой):

Организация начала урока, объявление темы и цели урока - 1 минута

Проверка домашней работы - 5 минут

Изучение нового материала - 12 минут

Закрепление - 18 минут

Подведение итогов - 3 минуты

Задание на дом - 1 минута


Ход урока

  1. Организационная часть.

приветствие;

проверка явки учащихся;

заполнение классного журнала;

проверка готовности к уроку;

доведение до учащихся плана урока (слайд 3, слайд 4).

  1. Проверка домашнего задания  по теме предыдущего урока “Понятие о машине. Токарный станок по дереву” (слайд 7).

Перечислите основные узлы токарного станка по дереву. Запишите их в карточке (слайд 8). Какое движение называется главным, а какое вспомогательным?

Какие правила безопасности нужно соблюдать при работе на токарном станке по дереву?

Что называется технологической картой? (слайд 9)

  1. Изучение нового материала

Демонстрирую работу с заготовкой: ее установку и закрепление. Ученикам рассказываю, что заготовки для точения не должны иметь трещин и сучков. При выборе заготовки предусматривается припуск по длине 30-50-мм, а по диаметру 4-6 мм (слайд 10).

Перед изготовлением детали выполняют наладку и настройку станка. Для этого подготавливают и надежно закрепляют обрабатываемую заготовку.

Чтобы закрепить заготовку с помощью трезубца, в одном торце заготовке делают неглубокий (4 - 6 мм) диаметральный запил ножовкой для трезубца. Трезубец вводят левого торца заготовки. Правый конец заготовки поддерживают центром задней бабки. При этом центр задней бабки смазывают солидолом, чтобы не допустить перегрева древесины, который затем поджимаю задней бабкой. Ось заготовки должна располагаться по линии центров станка.

После закрепления заготовки ученикам демонстрирую установку подручника. Подручник настраивают и надежно крепят так, чтобы расстояние от него до обрабатываемой поверхности заготовки составляло 2…3 мм. Верхняя опорная линейка должна располагаться по лини центров или на 1-3 мм выше ее. Зазор между заготовкой и подручником равен 2-3 мм. По мере обработке заготовки подручник перемещают.

После этого выбирают и устанавливают нужную частоту вращения шпинделя. Подбирают заранее и раскладывают необходимые режущие и измерительные инструменты.

Учащимся показываю резцы – для чернового и чистового точения.  (слайд 11) В практике черновой резец называют полукруглой стамеской (рейером), чистовой стамеской (майселем). Термин “рейер” происходит от голландского слова, означающего в переводе “перемещаться, передвигаться”. “Майсель” – немецкого происхождения, переводится как “вырезать, высекать”. Объясняю, что сконструированы резцы на основе принципа клина, все они имеют определенный угол заточки. Особенностью обдирочных резцов является полукруглая форма с фаской. Их применяют для черновой обработки заготовок.  Чистовые имеют фаски с двух сторон, благодаря чему образуется угол заострения. Эти резцы служат для обточки цилиндрических и фасонных поверхностей. Кроме того, чистовыми резцами выполняется подрезание торцов и уступов, отрезание и вытачивание канавок. Для обточки фасонных поверхностей применяют также профильные (фасонные) резцы. Режущая часть токарных резцов, называемая лезвием, состоит из передней и задней поверхностей, а также из режущей кромки. Передней поверхностью лезвия называют ту поверхность, по которой сходит стружка. Задней называют поверхность, обращенную к обрабатываемой заготовке. Угол между передней и задней поверхностями называют углом заострения лезвия. Пересечение передней и задней поверхностей образуют линию, называемую режущей кромкой. Угол заострения лезвия может изменяться от 20 градусов при точении мягкой древесины и чистовой обработке до 40 градусов при точении твердой древесины и черновой обработке (слайд 12).

В ходе объяснения приемов работ демонстрирую рабочую позу, хватку инструмента и приемы точения цилиндрической поверхностей (слайд 13). При этом обращаю внимание на выполнение правил охраны труда (слайд 14), (слайд 15) Напоминаю некоторые из них:

Включать станок только с разрешения учителя.

Строго соблюдать прием работы резцом (хватка резца, расположение их на подручнике, приемы перемещения резцов в процессе точения).

Перед включением станка убедитесь, что он исправен и имеет защитный кожух, а инструмент хорошо заточен и имеет прочно насаженную рукоятку.

Заготовка должна быть выбрана без трещин и сучков, правильно и прочно закреплена на станке.

Работать надо в очках, в спецодежде, в головном уборе.

Запрещается измерение заготовки на ходу станка, перемещение подручника и чистка станка.

При работающем станке не отходить от него.

Не тормозить руками заготовку после выключения станка (слайд 16).

Затем поясняю и показываю приемы грубой обработки цилиндрической поверхностей: полукруглую стамеску удерживаю правой рукой за рукоятку, а левой сверху плотно прижимаю к подручнику. Медленно подвожу лезвие к вращающейся заготовке и снимаю стружку его серединой толщиной 1-2 мм.  При последующем точение резец перемещаю по заготовке в направлении слева направо и справа налево, срезая слой древесины левой или правой частью закругленного лезвия.  При каждом проходе снимаю стружку толщиной 1-2 мм.

Когда до достижения требуемого диаметра остается снять 3..5 мм, начинают чистовое точение косой стамеской. Контроль диаметра детали осуществляю штангенциркулем после остановки станка, причем в нескольких местах. Прямолинейность поверхности выявляю линейкой на просвет.

До отрезания детали ее обрабатывают шлифовальной шкуркой. Разметку по длине делаю с помощью линейки и карандаша, выключив станок.

Для подрезания торцов косую стамеску ставят острым углом вниз и по риске делают неглубокий надрез. Затем, отступив немного вправо или влево (в зависимости от того, какой торец подрезают), наклоняют стамеску и срезают на конус часть заготовки. Далее деталь снимают со станка, отрезают ее концы ножовкой. Эту операцию повторяют несколько раз, пока не останется шейка диаметром 8..10 мм. Торцы  зачищают (слайд 17).

  1. Практическая работа

После объяснения в присутствии учителя ученики выполняют упражнения по установке заготовки, ее креплению и пробному точению цилиндрической поверхности (слайд 18).

Во время точения деталей из древесины по чертежам ученики закрепляют умения по чтению чертежей и по анализу элементов конструкции изделия. Чтение деталей ведут в следующей последовательности:

Чтение надписей чертежа.

Определение общей формы детали.

Определение формы элементов детали и ее размеров.

  1. Текущий инструктаж отдельно нуждающихся учеников.

Обнаруженные ошибки учеников во время точения тут же исправляются. После этого разрешается точения заготовок до заданных размеров (слайд 19).

  1. Подведение итогов урока

сообщаю о достижение целей урока;

делаю анализ допущенных ошибок;

оцениваю результаты труда учащихся на уроке;

выставляю отметки в классный журнал и в дневники учащихся;

задаю домашнее задание (слайд 20).

  1. Уборка рабочих мест.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок на тему:"Технология точения древесины на токарных станках в 8 классах"

Цели данной разработки заключаются в следующем:«Создать условия для ознакомления учащихся с технологией точения древесины на станке ТВ-6 и ТСД-120. Способствовать развитию интеллектуальных качес...

Открытый урок на тему:"Технология точения древесины на токарных станках в 8 классах"

Данная разработка имеет следующие цели и задачи : Создать условия для отработки практических навыков, ознакомления учащихся с технологией точения древесины на станке ТВ-6 и ТСД-120. Способс...

Методическая разработка учебного занятия по технологии «Технология точения древесины на токарном станке»

Краткая аннотация.Цели и задачи: обеспечить усвоение и закрепление учащимися приёмов работы на то­карном станке по обработке древесины СТД-120М; способствовать воспитанию трудовой дисциплины, аккуратн...

презентация "технология точения древесины на токарном станке" по дереву

обеспечивает усвоение и закрепление учащимися приёмов работы на то­карном станке по обработке древесины СТД-120М; способствует воспитанию трудовой дисциплины, аккуратности, ответственности; развивает ...

Технология точения древесины на токарном станке

Технология точения древесины на токарном станке. Правила техники безопасности работы на станке. Образцы готовых изделий....

Урок технологии в 6 классе "Точение древесины на токарном станке"

Урок технологии: «Технология точения древесины на токарном станке», 6  классУрок  соответствует стребованиями ФГОС, рассчитан на 2 часа в неделю. На уроке использованы метод сист...

Конспект занятия по теме: Технология точения древесины на токарном станке.

Конспект занятия кружка "Художественное точение" по теме "Технология точения древесины на токарном станке". Цель занятия: Создать условия успешного изучения устройства моделей тока...