Открытый урок в 5 классе "Выпиливание лобзиком"
методическая разработка по технологии (5 класс) на тему

Разработка урока с приложением технологической карты "изготовление деревянной лопатки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon vypilivanie_lobzikom.zip59.67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Морозовская средняя общеобразовательная школа

Открытый урок по технологии в 5 классе.

Тема:   Выпиливание лобзиком

                                Выполнил: Кириченко Андрей Владимирович–

                                Учитель ,

                                Предмет – технология. МБОУ Морозовская СОШ                                                              

                                 Карасукского района

Морозовка 2012г.

Открытый урок по технологии.

Предмет: технология.

Тема урока: Выпиливание лобзиком

Класс 5.

Продолжительность урока: 2 часа

Тип урока: Объяснение нового материала.

Преподаватель: Кириченко Андрей Владимирович
Ведущие методы: словесные, наглядные.

Перед учащимися были поставлены следующие цели:

  • Образовательные: Познакомить учащихся с основными приемами выпиливания ручным лобзиком, со способами наладки и регулировки лобзика.
  • Научить выпиливать лобзиком и осуществлять окончательную обработку изделия шлифовальной шкуркой и надфилем.
  • Развивающие: Развивать техническое мышление и знания по обработке древесины.
  •  Воспитательные:. Воспитывать бережливость в расходовании материалов, аккуратность и точность при выполнении работы.

Тип урока: Комбинированный.

Ведущий метод: Преобразовательный.

Организация деятельности учащихся: Коллективная.

Оборудование: столярный верстак; лобзик; выпиловочный столик; струбцина; заготовки из дерева; образец изделия; шлифовальная шкурка; карандаш; чертилка.

Оформление доски: тема урока; новые слова (пилка, выпиловочный столик, рамка, верхний зажим, нижний зажим, ручка, надфиль); домашнее задание.

Ход урока.

I. Организационный момент.

"Труд избавляет человека от трёх зол – скуки, порока и нужды"
Вольтер

II. Сообщение темы и целей урока.

III. Проверка домашнего задания.

  1. Для чего производится зачистка?
  2. Какие инструменты используют при зачистке?
  3. Как пользоваться шлифовальной шкуркой?
  4. Как выполняется зачистка деревянных изделий?
  5. Что такое клей?
  6. Перечислите виды клеев.
  7. Какие клеи используют для склеивания древесины?

IV. Новый материал.

1. Учитель: Мы уже изучили пиление древесины столярной ножовкой. Основная особенность пиления ножовкой состоит в том, что пропил получается прямолинейным и невозможно выпилить заготовку по криволинейной разметке.

– Как вы думаете, с помощью какого инструмента выполняют криволинейное пиление? Существует специальный инструмент, который позволяет выполнить этот вид операции. Это – лобзик.

2. Устройство лобзика и подготовка его к работе:

Загадка: Зазубренный нос

Ест дерево насквозь.

И фанеру и доску

Держит ровную строку.

       (Лобзик.)

Демонстрация лобзика:

Лобзик состоит из рамки, ручки, верхнего зажима, нижнего зажима, пилки. В рамке лобзика пилка закрепляется между концами дуги двумя зажимными винтами — верхним и нижним. Зубья пилки всегда должны быть обращены на внешнюю сторону рамки и направлены своими углами вниз к ручке.

Пилку необходимо закреплять с некоторым натяжением, так, чтобы при отводе ее в сторону прослушивался звон, в противном случае слабо натянутая пилка затрудняет выпиливание, произвольно уходит при работе от линии пропиливания (особенно при поворотах), оставляет нечеткий и извилистый пропил, что ухудшает внешний вид и качество изготовляемой вещи.

Для выпиливания внутренних контуров рисунка в фанере просверливается или прокалывается шилом отверстие, в которое вставляется освобожденный от верхнего зажима конец пилки. Чтобы ввести свободный конец пилки в подготовленное отверстие, необходимо сжать рамку лобзика в переднем зажиме верстака таким образом, чтобы лобзик занял вертикальное положение (дугой вниз), затем конец пилки пропускают в отверстие детали, продвигая ее до нижнего зажимного винта, и закрепляют пилку зажимом. После этого, придерживая фанеру левой рукой, поворачивают лобзик с деталью и помещают ее в горизонтальной плоскости на выпиловочном столике таким образом, чтобы пилка приняла вертикальное положение к плоскости фанеры.

Зачищают вырезанные участки заготовки шлифовальной шкуркой или надфилями. Надфиль – это небольшие напильники с мелкой насечкой. Они имеют различные профили в поперечном сечении: квадратные, треугольные, круглые и др.

3. Демонстрация подготовки рабочего места к работе и приёмов пиления.

  • Выполнить разметку рисунка с помощью шаблона.
  • Установка выпиловочного столика в заднем зажиме верстака. Заготовка должна находиться на уровне груди.
  • Придерживать заготовку левой рукой, а выпиливать правой.
  • В первую очередь выпилить внутренний контур.
  • Лобзик перемещать вверх и вниз без перекосов пилки с легким нажимом, чтобы не поломать её.
  • В местах поворота заготовку плавно поворачивают, не прекращая движения лобзиком. На крутых поворотах, возможно, выполнить отверстие шилом или сверлом небольшого диаметра.
  • Зачистку выпиленного изделия производить с помощью шлифовальной шкурки и надфиля.

4. Правила безопасной работы при выпиливании. 

  • Работать лобзиком и шилом с надёжно закреплёнными ручками.
  • Надёжно крепить выпиловочный столик к верстаку.
  • Надежно закрепляй пилку в рамке лобзика.
  • Выступающий из верхнего зажима конец пилки следует обломить.
  • Не делать резких движений лобзиком при выпиливании, не наклонятся низко над заготовкой.
  • Запрещается работать инструментом, имеющим повреждения на ручке.

V. Переход к практической работе.

Учитель: Ребята, вы уже поняли, что сегодня на уроке мы будем заниматься выпиливанием лобзиком, а вот, какое изделие мы изготовим, узнаете.

Демонстрация деревянной кухонной лопатки.

VI. Практическая работа.

Работа по изготовлению деревянной кухонной лопатки выполняется индивидуально.

  1. Выбрать подходящую заготовку из фанеры.
  2. Перенести на заготовку из деревас помощью шаблона  контуры рисунка изделия .
  3. Рассмотреть разметку, определить места поворота пилки, на крутых поворотах сделать проколы шилом.
  4. Установить выпиловочный столик в заднем зажиме верстака и закрепить пилку в лобзике.
  5. Выпилить контур кухонной лопатки.
  6. Зачистить изделие надфилями и шлифовальной шкуркой.

Во время выполнения работы учащимися учитель должен:

  1. Следить, чтобы учащиеся работали только исправными инструментами.
  2. Подсказывать и корректировать положение рук при выпиливании.
  3. Контролировать ход практической работы.

VII. Закрепление изученного на уроке.

  • Для чего используется лобзик?
  • Из каких частей состоит лобзик?
  • Как закрепляется пилка в лобзике?
  • Чем зачищают выпиленную деталь?

VIII. Домашние задание.

Прочитать §15 стр.58-61

IX. Подведение итогов урока.

  1. Характеристика успехов и ошибок в работе.
  2. Оценка выполненных работ.
  3. Выставление оценок в журнал и дневники.

X. Уборка мастерской.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока по теме: «Географическая оболочка» Урок-открытие

Что такое географическая оболочка? ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли -  всех сфер Земли.Какие это сферы?Постановка проблемы1.     Ученику дается г...

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...

Дидактический материал для урока по выпиливанию лобзиком

Для изготовления этих моделей понадобятся: фанера толщиной примерно 5 - 8 мм, копировальная бумага, лобзик, надфили, лак и наждачная бумага. Чертежи  даны в уменьшенном виде, их необходимо увелич...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

открытый урок по технологии 5 класс (смешаный) "Последовательность выпиливания деталей лобзиком".

Изучаемый раздел программы:  «Технология деревообработки».Тема урока: «Последовательность выпиливания деталей лобзиком».Цель урока:  обучающая – ознакомление с процессом выпиливания лобзиком...

План-конспект открытого урока по профильному труду в 7 классе.Тема:Криволинейное выпиливание лобзиком. Инструмент. Правила безопасной работы.

Развитие навыков пиления ручным лобзиком,   коррекция двигательной сферы (моторика, двигательная  сноровка, стимулирование двуручной деятельности),  стимулирование сенсорного ...