Рабочая программа "Основы теории информации"
рабочая программа по технологии на тему

Рабочая программа  учебной дисциплины «Основы теории информации» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности СПО 230111 «Компьютерные сети».

Учебная дисциплина «Основы теории информации» входит в общепрофессиональный цикл основной профессиональной образовательной программы для специальности 230111 «Компьютерные сети».

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • применять закон аддитивности информации;
  • применять теорему Котельникова;
  • использовать формулу Шеннона.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • виды и формы представления информации;
  • методы и средства определения количества информации;
  • принципы  кодирования и декодирования информации;
  • способы передачи цифровой информации;
  • методы повышения помехозащищенности передачи и приема данных;
  • основы теории сжатия данных

Максимальная учебная нагрузка обучающегося   - 129  часов, в том числе:

            обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося  - 86  часов;

            самостоятельная работа обучающегося  - 43  часа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ  ОСНОВЫ ТЕОРИИ ИНФОРМАЦИИ

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ  230101.51 «КОМПЬЮТЕРНЫЕ СЕТИ»

(базовая подготовка)

2014

Составитель:

Алферова Жанна Олеговна, преподаватель Государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования города Москвы «Московский колледж управления и новых технологий».


СОДЕРЖАНИЕ

1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины

2. Структура и содержание учебной дисциплины

3. Условия реализации рабочей программы учебной дисциплины

4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1.1. Область применения программы

Рабочая программа  учебной дисциплины «Основы теории информации» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности СПО 230111 «Компьютерные сети».

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании в рамках реализации программ переподготовки кадров в учреждениях СПО

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы

Учебная дисциплина «Основы теории информации» входит в общепрофессиональный цикл основной профессиональной образовательной программы для специальности 230111 «Компьютерные сети».

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • применять закон аддитивности информации;
  • применять теорему Котельникова;
  • использовать формулу Шеннона.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • виды и формы представления информации;
  • методы и средства определения количества информации;
  • принципы  кодирования и декодирования информации;
  • способы передачи цифровой информации;
  • методы повышения помехозащищенности передачи и приема данных;
  • основы теории сжатия данных

1.4.  Количество часов на освоение программы дисциплины:

Максимальная учебная нагрузка обучающегося   - 129  часов, в том числе:

        обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося  - 86  часов;

        самостоятельная работа обучающегося  - 43  часа.

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

129

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

86

в том числе:

     практические занятия

30

     лабораторные работы

     контрольные работы

2

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

43

в том числе:

 работа с конспектом и другими источниками информации  с целью подготовки к практическим занятиям

24

 работа с конспектом и другими источниками информации  с целью подготовки к контрольным работам

14

Подготовка рефератов

5

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

«Теория информации»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала,  лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся.

Объем часов

Уровень освоения

Раздел 1. Измерение и кодирование информации

81

Тема 1.1 Предмет теории информации. Непрерывная и дискретная информация

1. Предмет и основные разделы кибернетики.

2. Предмет теории информации.

3. Принцип управления.

4. Характеристики  непрерывной и дискретной информации.

5. Перевод непрерывной информации в дискретную.

6. Кодирование информации.

7. Частота дискретизации.

8. Теорема Котельникова и ее применение.

8

1

Практические занятия: Решение задач по переводу непрерывной информации в дискретную информации. Кодирование информации.

6

Самостоятельная работа. Выполнение домашних заданий. Подготовка к занятиям с использованием конспекта лекций и различных источников. Проработка конспекта лекции, учебной литературы и Интернет источников.

8

Тема 1.2. Общая схема передачи информации

1. Схема передачи информации.

2. Канал передачи информации.

3. Скорость передачи информации.

4. Аналоговые и цифровые преобразователи.

5. Сущность АВМ и ЦВМ и их применение на практике.

6

1

Самостоятельная работа. Выполнение домашних заданий. Подготовка к занятиям с использованием конспекта лекций и различных источников. Проработка конспекта лекции, учебной литературы и Интернет источников.

5

Тема 1.3 Измерение информации

1. Методы измерения информации.

2. Вероятностный подход к измерению информации. Мера информации Шеннона.

3. Понятие энтропии. Свойства количества информации и энтропии.

4. Алфавитный подход к измерению информации.

6

2

Практические занятия: Решение задач по измерению информации.

4

2

Самостоятельная работа. Выполнение домашних заданий. Подготовка к занятиям с использованием конспекта лекций и различных источников. Решение задач по теории информации.  Систематическая проработка конспектов занятий, учебной, справочной  и научной литературы.

8

Тема 1.4. Кодирование информации.

1. Постановка задачи кодирования.

2. Кодирование информации при передаче без помех. Первая теорема Шеннона.

3. Кодирование информации при передаче в канале с помехами. Вторая теорема Шеннона.

4. Основные виды помехоустойчивых кодов.

5. Практическая реализация помехоустойчивого кодирования.

8

1

Практические занятия: Решение задач по кодированию информации.

10

2

Контрольная работа. Работа по разделу 1. «Измерение и кодирование информации»

2

2

Самостоятельная работа. Выполнение домашних заданий. Подготовка к занятиям с использованием конспекта лекций и различных источников. Решение задач по кодированию информации.  Систематическая проработка конспектов занятий, учебной, справочной  и научной литературы. Подготовка к ответам на контрольные вопросы и к контрольной работе.

10

Раздел 2.  Основы  преобразования информации

48

Тема 2.1 Сжатие информации.

1. Сжатие информации, как основной аспект передачи данных. Пределы сжатия информации.

2. Простейшие алгоритмы сжатия информации.

3. Применение метода Шеннона-Фено для сжатия данных. Примеры.

4. Метод  Хаффмена.  Применение метода Хаффмена для сжатия данных.

5. Подстановочные или словарно-ориентированные методы сжатия данных.

6. Арифметический метод  сжатия данных

10

1

Практические занятия: Выполнение заданий по сжатию данных.

4

2

Самостоятельная работа.  Выполнение домашних заданий. Подготовка к занятиям с использованием конспекта лекций и различных источников. Выполнение практических заданий по сжатию  информации.  Систематическая проработка конспектов занятий, учебной, справочной  и научной литературы.

6

Тема 2.2. Шифрование информации

1. Основные понятия классической криптографии.

2. Классификация шифров.

3. Шифры перестановки и шифры замены.

4. Потоковые шифрующие системы.

5. Симметричные блочные шифры. Шифры DES, AES.

6. Асимметричные шифры. Шифр  RSA.

14

1

Практические занятия: «Классические криптосистемы», «Криптосистема AES»,  «Криптосистема RSA»

6

2

Зачетное занятие

2

2

Самостоятельная работа. Выполнение домашних заданий. Подготовка к занятиям с использованием конспекта лекций и различных источников. Решение задач по кодированию информации.  Систематическая проработка конспектов занятий, учебной, справочной  и научной литературы. Подготовка к ответам на контрольные вопросы и к дифференцированному зачету.

6

        

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия компьютерного класса.

Оборудование класса:

- 15 персональных компьютеров, объединенных в сеть;

- рабочее место преподавателя;

- комплект лицензионного программного обеспечения;

- комплект учебно-наглядных пособий по дисциплине;

Технические средства обучения:

- компьютер  преподавателя  с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.

3.2. Информационное обеспечение обучения. Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. В. В. Лидовский  Теория информации. Москва. Компания Спутник 2004.
  2. Л. М. Дергачева. Решение типовых задач по информатике, Москва, Бином 2011 г.

Дополнительные источники:

  1. Р. Л. Стратонович. Москва, Советское радио, 1975 г

Интернет-ресурсы:

1.       Словарь компьютерной терминологии - www.slovari.yandex.ru 

  1.     Раздел учебника  «Основы теории информации» - http://teo-inf1.narod.ru
  2.     Электронная книга Ричарда Рида «Основы теории передачи информации» - http://www.williamspublishing.com
  3.     Летопись МИФИ - http://live.mephist.ru 
  4.     Открытый национальный институт «Интуит» - www.intuit.ru
  5. Первый мультипортал KM.RU - www.mega.km.ru/pc-2001
  6. Сервер Информационных Технологий = www.citforum.ru
  7. Подборка материалов по веб-программированию - www.athena.vvsu.ru


4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий и письменной внеаудиторной самостоятельной работы.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

применять закон аддитивности информации  

практические занятия

применять формулу Котельникова

практические занятия

Применять формулу Шеннона

практические занятия

Знания:

виды и формы представления информации

тестирование

методы и средства измерения количества информации

тестирование, практические занятия

принципы кодирования и декодирования информации

тестирование, практические занятия

способы передачи цифровой информации

тестирование, практические занятия

методы повышения помехозащищенности приема и передачи данных

тестирование

основы теории сжатия данных

тестирование, практические занятия

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения аудиторных занятий, тестирования, а также выполнения студентами индивидуальных и групповых заданий, практических, самостоятельных, проверочных и контрольных работ в соответствии с рейтинговой системой оценки.

Оценка качества освоения учебной программы включает текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию по итогам освоения дисциплины.

Контроль реализации программы:

а) Стартовый контроль (результаты уровня обученности.) – 2-я неделя семестра.

б) Текущий контроль – после изучения тем  проверочные тесты (тематические).

Формами текущего контроля являются так же участие студентов в проектной деятельности, тестировании, подготовка мультимедийной презентации по отдельным проблемам изученных тем.

в) Итоговый контроль – дифференцированный зачет.

Методическое обеспечение в виде перечня вопросов для тематического опроса, примерной тематики и содержания рефератов, тестовых заданий, вопросов к экзаменационным билетам отражено в учебно-методическом комплексе дисциплины.

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Коды формируемых компетенций

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

формулировать задачи логического характера и применять средства математической логики для их решения

ОК

ПК

Текущий контроль:

- опрос

- тестирование

Рубежный контроль:

- опрос

- тестирование

Итоговый контроль: 

дифференцированный зачет, экзамен

применять законы алгебры логики

ОК

ПК

определять типы графов и давать их характеристики

ОК

ПК

строить простейшие автоматы

ОК

ПК

Знания:

основные понятия и приемы дискретной математики

ОК

ПК

Текущий контроль:

- опрос

- тестирование

Рубежный контроль:

- опрос

- тестирование

Итоговый контроль: 

дифференцированный зачет, экзамен

логические операции, формулы логики, законы алгебры логики

ОК

ПК

основные классы функций, полнота множества функций, теорема Поста

ОК

ПК

основные понятия теории множеств, теоретико-множественные операции и их связь с логическими операциями

ОК

ПК

логика предикатов, бинарные отношения и их виды; элементы теории отображений и алгебры подстановок

ОК

ПК

метод математической индукции; алгоритмическое перечисление основных комбинаторных объектов

ОК

ПК

основные понятия теории графов, характеристики и виды графов

ОК

ПК

элементы теории автоматов

ОК

ПК


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Теория и практика написания эссе по обществознанию"

Представлена рабочая программа факультативного курса для учащихся 11 классов. Цель данной программы научить писать детей эссе при сдаче единого государственного экзамена...

Рабочая программа по предмету "Основы теории информации"

Рабочая программа по прдмету "Основы теории информации" для студентовЮ обучающихся по специальности ФГОС "Компьютерные сети"...

Лабораторные работы по дисциплине "Основы теории информации"

Лабораторные работы по дисциплине "Основы теории информации" содержат 9 работ с методическими указаниями по их выполнению....

Презентация на тему "Основы теории информации"

Презентация подготовлена к занятиям блока  Основы теории информации" курса "Математические основы информатики"  автор Е.В. Андреева....

Рабочая программа Теория история физической культуры

Рабочая программа Теория история физической культуры...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа "Теория решения изобретательских задач" для 6 класса

Рабочая программа по внеурочной деятельности (общеинтеллектуальное направление) «Теория решения изобретательских задач» для 6 класса разработана на основе авторской программы сквозного кур...

Рабочая программа "Теория музыки"

Программа учебного предмета «Элементарная теория музыки» разработана в соответствии с федеральными государственными требованиями к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательных п...