ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕРЕЗ ИННОВАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ.
статья по технологии на тему

Лобунец Ирина Владимировна

 

В статье рассмотрены инновационные процессы, направленные на повышение эффективности деятельности образования в условиях внешней неустойчивой среды.

Статья опубликована  «Повышение качества образования через инновационные системы» в научно-практическом электронном журнале «Экономика и социум» (ISSN 2225-1545; Эл № ФС77-45777 от  07 июля 2011 г. Журнал включен в систему Российского индекс цитирования (РИНЦ) электронной библиотеки elibrary.ru), Саратов, 2014 г., 4 стр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lobunets_i.v.docx20.42 КБ

Предварительный просмотр:

Лобунец И.В.

учитель 1 категории гимназии им А.С.Пушкина

Россия, Ростовская область, г.Шахты

ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕРЕЗ ИННОВАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ.

В статье рассмотрены инновационные процессы, направленные на повышение эффективности деятельности образования в условиях внешней неустойчивой среды.

В настоящее время образование  характеризуется развитием инновационных процессов, которые ориентированы на поиск актуальных и перспективных форм их функционирования. Они обеспечиваются интеллектоёмкими, наукоёмкими, образовательноеёмкими и информационноёмкими системами.

Поэтому в образовании большую значимость приобретает общественный интеллект, выступающий главным фактором поступательного развития. В настоящее время формирование общественного интеллекта способна обеспечить система непрерывного образования, позволяющая интегрировать технологии, дать новое качество информационной культуры, выйти на иной уровень осмысления окружающего мира. Исходя из этого в образовании должны быть заложены компоненты, способствующие развитию у обучаемых навыков исследовательской, прогностической, интегративной и других видов деятельности. Эти приоритеты позволят сформировать у выпускника школы уровень социальной зрелости, образованности, достаточного для развития личности, ее самостоятельности в различных сферах жизнедеятельности [1].

Российское образование развивается и совершенствуется в русле общего мирового образовательного процесса, независимо от  своей специфики.

Однако для России существует проблема, не имеющая аналогов в других странах: построение единой государственной системы образования при различных социальных, этнических, культурных и религиозных условиях [1].

В ситуации действующего краха унифицированной системы образования и появления реальных признаков диверсификации возникает необходимость  сохранения определенной доли единых стандартов в образовании при различных подходах к его организации. Так, аккредитация и лицензирование учебных заведений должны проводиться по унифицированным критериям, позволяющим избежать потери общих важнейших ориентиров в образовании [2].

Несоответствия между реальным уровнем развития учащихся на выходе из учебного заведения и  модернизирующимися потребностями общества являются сущностью всемирного кризиса в образовании. Реальность такова: образовательные системы адаптируются к новым условиям чрезвычайно медленно, не успевая за более быстрым развитием внешних событий.

Сущность проблемы заключается в том, что становление современной системы образования происходит в условиях нарастающего объема и разнообразия информации, невозможность полного освоения которой приближает кризис старой системы энциклопедического образования.

Выделяется пять главных стратегий повышения качества образования в мире: фундаментализация, прагматизация, регионализация, индивидуализация и технизация [1].

Стратегия фундаментализации связана со стремлением давать обучаемому некоторые важнейшие базовые знания и умения на достаточно высоком уровне, предполагая, что дальнейшая специализация деятельности будет опираться на них. Однако, из-за неопределенности какие именно знания и в каком объеме действительно являются фундаментальными, ее возможности существенно сужаются.

Прагматизация – стремление давать практически значимые знания в удобной для восприятия форме, с ориентацией на определенные сферы будущей деятельности. Несовершенство же данной стратегии состоит в том, что возникает ограниченность такого обучения при резком изменении условий деятельности  и проводит в профессиональный тупик.

Стратегия регионализации – попытка построить систему образования исключительно на базе  местного набора ценностей и идей. Подобный подход отрывает образовательную систему от общемирового контекста, культивирует духовную ограниченность и консерватизм.

Стратегия индивидуализации заключается в стремлении решить проблемы качества образования за счет подбора ярких и высококвалифицированных кадров педагогов и повышенного внимания к особенностям каждого обучаемого. При этом главная проблема –  принципиальная элитарность подобной системы образования с  невозможностью её внедрения в широком масштабе, поскольку из-за своей индивидуальности личный опыт педагогов не может объективно служить образцом для массового применения.

Еще на Руси неоднократно пытались создать элитарную школу, в которой можно было бы в полной степени раскрыть потенциальные возможности каждого обучаемого.

Анализ развития образования показывает, что раньше создание элитарных школ было инициативой государства. А в настоящее время инициатива создания подобных образовательных учреждений идет от различных сословно-профессиональных слоев общества.

Основные требования, предъявляемые к элитарной школе: высокий по всем стандартам уровень образования; эффективное воспитание личности с положительным отношением к окружающему миру; элитарность состава учителей и учащихся [3]. Предпочтительно, чтобы элитарную школу отличало разнообразие видов – для военных, политиков, бизнесменов, ученых и т.п.

Отсюда вытекает вопрос о стоимости обучения, соотношении цены и качества. В то же время ориентация на элитные школы имеет свои последствия: множество талантливых детей остаются вне системы качественного образования, упуская из виду развитие дарованных природой задатков.

Стратегия технизации – связанна с широким применением технических средств обучения, расширяющих кругозор, моделирующих мышление и стиль жизни обучающихся.

В чистом виде все эти стратегии не могут существовать. В учебных заведениях того или иного типа они переплетаются в различных сочетаниях, образуя динамичную модель.

В настоящее время уделяется большое внимание проблеме инновационных процессов в образовании.

Нововведения в образовательных системах позволяют качественно изменить их потенциал, обеспечить способность той или иной системы образования к достижению требуемого результата. Появление новых организационных структур способствует созданию благоприятной инновационной среды, имеющей свои ресурсы и условия для осуществления качественно новых подходов в образовательной деятельности.

Основной особенностью системы образования в России в настоящее время является многообразие  образовательных учреждений с различными программами и организационно-структурными формами. Они  служат источником последующей модернизации образования и аккомодировать его к новым условиям. Это возможность создания частно-ориентированных технологий обучения и воспитания, принимающих во внимание соотношение интересов общества и человека, как предпосылку становления нового качества образования.

Существенной особенностью современного образования является направленность на смещение фундаментальных установок с формирования человека – исполнителя на формирование целостной, самоорганизующейся, творческой личности.

Образование должно соответствовать сущности человека. Весомое значение приобретает задача создание моделей образовательных систем, которые при условии достаточного многообразия частных подходов и установок, могут выполнять как минимум три основные требования: целостность (по целям образования); системность (по содержанию); комплексность (по способам, методам, формам) [4].

Так возникает социальный кругооборот качества, тесно связывающий качество интеллекта человека с качеством образования, культуры, науки и производства. Вследствие появления конкуренции в мире по интеллектуализации производительных сил,  качество человека стало системообразующим фактором процессов проектирования, управления, технологии и образования.

В связи с этим, особую актуальность приобретают задачи исследования направлений улучшения качества муниципальных образовательных систем, реализуя в них системные инновационные процессы.

Литература

1. Панасюк В. П. Школа и качество: выбор будущего. – СПб.: КАРО, 2003. – 384 с.

2. Карелина И. Г. Современные моделиоценки качества образованиявРоссии и зарубежом: аналитический обзор.–Воронеж: Изд.во ВГУ, 2006. – 181 с.

3. Жуковицкая Н. Н. Управление развитием сети общеобразовательных учреждений в региональной образовательной системе : дис. … канд. пед. наук : 13.00.01. –СПб., 2008.

4. Карелина И. Г. Современные модели оценки качества образования  в России и зарубежом: аналитическийобзор. –Воронеж: Изд.во ВГУ, 2006. – 181 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет на тему «Пути повышения качества образования через использование инновационных технологий"

Педагогический совет на тему «Пути повышения качества образования через использование инновационных технологий"...

«Повышения качества образования через использование инновационных технологий на уроках русского языка»

«Повышения качества образования через использование инновационных технологий на уроках русского языка»...

Доклад: "Пути повышения качества образования через использование инновационных технологий."

на пути применения современных технологий в учебном процессе является: • низкая компьютерная грамотность участников этого процесса. Педагоги, закончившие вузы более 15 лет, практически не знакомы с к...

Доклад: "Пути повышения качества образования через использование инновационных технологий."

на пути применения современных технологий в учебном процессе является: • низкая компьютерная грамотность участников этого процесса. Педагоги, закончившие вузы более 15 лет, практически не знакомы с к...

Повышение качества образования через повышение уровня профессиональной компетентности учителя

Выступление на методическом объединении учителей естественного научного цикла районной педагогической конференции «Совершенствование качества образования в целях обеспечения единства образователь...

Повышение качества образования через повышение уровня профессиональной компетенции учителя.

Выступление на августовской конференции по теме"Повышение качества образования через повышение уровня профессиональной компетенции учителя"...

Повышение качества образования через повышение уровня профессиональной компетентности учителя

Статья содержит мысль об усилении роли и значении школьной методической службы. Автор делится своим опытом по организации методической работы внутри школы, говорит о наиболее важных и продуктивных фор...