Здоровое питание
план-конспект урока по технологии (7 класс) на тему

Коврижных Галина Ильинична

Модель урока по приготовлению полезных хлебобулочных и кондитерских изделий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovoe_pitanie.docx25.22 КБ

Предварительный просмотр:

 Приготовление хлебобулочных и кондитерских изделий

Материал разработан и подготовлен учителем

МОАУ «Лицей №21» г. Кирова Коврижных Г. И.

 Модель урока «Красна изба углами, а стол - пирогами»  7 класс

Объект проектирования – кондитерское низкокалорийное изделие.

Концептуальные основы урока:

- «Хлеб всему голова»

- обогащение муки – путь к здоровому питанию.

 Техники и технологии, используемые на уроке:

- проблемное изложение нового материала о пользе хлеба и выборе полезных продуктов для приготовления теста;

- цифровой образовательный ресурс (презентация «Виды теста»).

 Тема урока: «Красна изба углами, а стол - пирогами».

Цели учителя:

- формировать у учащихся понятия о различных видах муки, их полезных свойствах на уровне ознакомления;

- развивать у учащихся навыки выбора продукта через освоение органолептической оценки;

- формировать умение подбирать полезные продукты для приготовления х/б и кондитерских изделий;

- воспитывать бережное отношение к хлебу; самостоятельность и культуру труда при выполнении работ.

Цели учащихся:

- познакомиться с  полезными продуктами для приготовления различных видов теста;

- научиться определять качество муки органолептическим методом;

- приготовить низкокалорийное блюдо из черствого хлеба.

 Тип занятия: комбинированный

Структурные элементы урока:

1. Актуализация знаний учащихся о пользе хлеба, используя исторические данные.

2. Мотивация: «Хлеб всему голова» (анализ анкет учащихся – опережающего  д/з).

3. Изложение нового материала: беседа о полезных свойствах различных видов муки и полезных продуктах, используемых в приготовлении теста, презентация «Виды теста».

4. Первичное закрепление нового материала. Практическая работа по выбору муки органолептическим способом. Исследование нескольких источников информаций по теме «Обогащенная мука». Представление результатов работы.

5. Применение новых знаний на практике. Приготовление низкокалорийного блюда из черствого хлеба.

6. Оценка и самооценка деятельности на уроке.

7. Домашнее задание.

Прогнозируемый результат: приготовление низкокалорийного блюда из черствого хлеба.

 Приготовление хлебобулочных и кондитерских изделий                              (дополнительный материал к урокам раздела)

Отруби, что это такое, из чего их получают, их польза и вред

В зависимости от вида перерабатываемого зерна на муку и крупу отруби бывают пшеничные, ржаные, овсяные, рисовые, гречневые, просяные. При современной технологии изготовления муки высших сортов, отруби (отходы) состоят из цветочной оболочки (кожуры) зерна, зернового зародыша и алейронового слоя. На отруби - побочный продукт переработки пшеницы, наши современники смотрят как на отходы производства, забывая о том, что раньше, наши предки пекли хлеб исключительно из обдирной муки грубого помола и делали это сознательно. Они знали, что белая мука вредит пищеварению и использовали ее только по большим праздникам. Мука это чистый крахмал, в котором нет, ни живых клеток, ни активных микроэлементов, необходимых нашему организму. А вот в отрубях сосредоточено 90% биологически активных компонентов цельного зерна. Это и содержание витаминов (в основном группы В, от которых зависит нормальная работа нервной системы) и содержание калия - микроэлемента, ответственного за здоровое сердце, которых в отрубях почти в 2 раза больше, чем в картофеле. Основная же ценность отрубей - это высокое содержание пищевых волокон. Именно недостаток в рационе клетчатки приводит к дисбактериозу и является одной из причин целого ряда заболеваний кишечника. Отруби помогают отрегулировать его работу, улучшить микрофлору. Данные научных исследований показывают, что при сахарном диабете, например, употребление отрубей препятствует возрастанию уровня глюкозы в крови. После приема пищи, соответственно уменьшается потребность в инсулине и других противодиабетических препаратах. Отруби налаживают желчевыделение при гипомоторной дискинезии желчного пузыря (снижении способности к желчевыделению). Полезно их есть и тем, кто имеет избыточный вес, людям, страдающим хроническими запорами. Регулярное, повседневное употребление отрубей способно решить проблему сбалансированного питания современного человека. В профилактических целях достаточно употреблять 1-2 чайные ложки отрубей в день. Детям отруби лучше начинать давать с 2-х лет. И самое главное: те волокнистые пищевые вещества, ради которых употребляются отруби, работают только тогда, когда они впитывают в себя воду и разбухают.

Употребление отрубей. Употреблять отруби обязательно нужно с водой! Иначе эффект от их приема будет нулевой. Итак, как это делать правильно: отруби (не гранулированные) предварительно запаривают кипящей водой, а через 20-30 минут жидкость сливают. После этого отрубяную кашицу можно добавлять практически во все блюда или принимать, запивая водой. Попав в желудок, отруби не претерпевают никаких изменений и, удерживая воду, поступают в кишечник, ускоряя движение шлаков. Гранулированные отруби гораздо проще в употреблении. Сначала отруби принимают по 1/2 чайной ложки 3 раза на день с целью адаптации организма. Через 2 недели дозу увеличивают до 1 столовой ложки. Отруби употребляют до тех пор, пока не нормализуются испражнение. Для увеличения массы испражнений вдвое принимают в 40 г отрубей на день. Аналогичный эффект получают в случае приема 680 г вареной моркови, 770 г вареной капусты или 1,5 кг сырых яблок.

Неумеренность в употреблении казалось бы полезных отрубей приводит к обострению заболеваний. Отруби противопоказаны в острый период заболевания (в стадии обострения) при гастритах, язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, эрозивных поражениях желудочно-кишечного тракта, колитах и энтеритах инфекционной этиологии, при синдроме диареи, спаечной болезни брюшной полости. По мере стихания воспалительного процесса можно возобновить прием отрубей, начиная с малых доз.

Отруби со свеклой полезны при ожирении, гипертонии, заболеваниях почек, диабете, аритмиях и атеросклерозе. Красящее вещество, входящее в состав свеклы, останавливает рост раковых опухолей, усиливает обмен веществ в организме. Особенно интересен содержащийся в свекле бетаин, не обнаруженный в других овощах. Бетаин способствует снижению отложения жира в печени и сосудах.

                         Цельнозерновой хлеб

 Выпекают из муки, в процессе создания которой оболочки зерна, содержащие полезные вещества, не удаляются, а перемалываются вместе с зерном. Поэтому хлеб, приготовленный из такой муки, считается самым полезным. Он  богат грубыми волокнами, которые не всасываются в организме, а разбухают, накапливают токсические вещества и выводят их наружу. Этот продукт улучшает перистальтику кишечника, помогает справиться с запорами.

Степень  калорийности хлеба

1. Белый - выскокалорийный

2. Черный - среднекалорийный

3. Цельнозерновой - низкокалорийный

Выбор цельнозернового хлеба. Обратите внимание на состав продукта – в состав настоящего цельнозернового хлеба должна входить мука грубого помола. Чаще всего хлеб продается в полиэтиленовой упаковке, поэтому посмотрите, нет ли внутри нее конденсата, который может стать катализатором для размножения плесени.

Хранение цельнозернового хлеба. В холодильнике, неблагоприятная влажная среда для этого продукта; деревянная хлебница – тоже не самое лучшее место хранения хлеба. В ней проживают и грибки, и микробы. Можно хранить хлеб в металлической хлебнице, периодически протирая ее слабым раствором уксуса. Горячий хлеб остудить завернутым в бумаге, из него удалится лишняя влага. После этого можно положить его в хлебницу.

Употребление цельнозернового хлеба. Цельнозерновой хлеб – источник грубых волокон, необходимых организму. Старайтесь в день съедать 3-4 кусочка хлеба. Можно приготовить тосты из цельнозернового хлеба – поджарить хлеб, положить на него помидоры, сыр, оливки, зелень и сбрызнуть лимонным соком.

Обогащенные продукты

Овощи, фрукты, мясо, рыба и другие продукты, подвергшиеся тепловому возделыванию во время приготовления, теряют часть своих витаминов. Чтобы наш организм не страдал от недостатка витаминов, продающиеся продукты питания в наших магазинах, специально витаминизируют. Искусственно обогащённые витаминами пищевые продукты, предназначены для повышения их биологической ценности и профилактики гиповитаминозов. Норма обогащения продовольствия витаминами зависит от, достижения нужного уровня естественного содержания в них витаминов. То есть, сырьё для пищевых продуктов, в процессе переработки утрачивает часть естественных витаминов и чтобы её восполнить, искусственно обогащают продукты при производстве.

Основная часть обогащённых или витаминизированных продуктов массового назначения - это мука, хлеб, молочные продукты, хлебобулочные изделия, растительные жиры, кондитерские изделия, консервы, диетические продукты и продукты, изготовленные путём брожения. Муку, макаронные изделия, различные напитки обогащают витаминами группы В (В2 – рибофлавин, В1 – тиамин) и РР-ниацин. Витамин В1, имеет большое значение в белковом, углеводном и жировом обмене, защищает мембраны клеток от воздействия токсинов продуктов перекисного окисления. Рибофлавин (В2) необходим для создания антител, эритроцитов, для процесса роста и репродуктивных функций во всём организме. Огромную роль витамин В2 играет для роста волос, здоровья кожи, ногтей. Витамин РР или никотиновая кислота, попадая в организм человека, участвует в тканевом дыхании, в метаболизме жиров, аминокислот, белков, пуринов, гликогенолизе и в процессах биосинтеза.

Калорийные булочные и кондитерские изделия витаминизируют витаминами: Е, РР, группы В, фолацином – фолиевая кислота и каротином. Витамин Е – жирорастворимый витамин, попадая в организм человека – растворяется и остается в клетках, защищая их от старения и гибели, улучшает транспортировку кислорода в тканях. Молочные продукты (пастеризованное молоко, кефир, ряженка, простокваша)обогащают витамином С, а сливочное масло, спред, маргарин витамином А. Витами С (аскорбиновая кислота), способствует восстановлению клеток, способствует усвоению железа, один из основных питательных веществ организма, является антиоксидантом. Витамин А – регулирует синтез белка, содействует правильному обмену веществ, замедляет процесс старения, участвует в восстановительно-окислительных процессах. Витаминизированные продукты при употреблении способствуют, лучшему развитию и росту детей, поддержанию здоровья взрослого человека, путём повышения сопротивляемости организма к разнообразным инфекционным заболеваниям.

Сливочное масло или маргарин?

Лучше исключить и то, и другое. Многие вообще не могут представить утро без бутерброда с маслом или маргарином. Какой из этих двух вариантов более приемлемы с точки зрения здорового питания?

Масло и маргарин одинаково калорийны. Сливочное масло богато насыщенными животными жирами. Они повышают уровень холестерина в крови, а это может способствовать развитию атеросклероза и привести к инфаркту миокарда.  В маргарине больше растительных и меньше насыщенных жиров, но – обратная сторона медали – в маргарине много транс-жиров. Правда, в настоящее время появляется все больше марок маргарина, в которых транс-жиры отсутствуют.

Транс-жир получают методом гидрогенизации, при этом жидкие растительные жиры превращаются в твердый жир. Это улучшает вкус и структуру некоторых продуктов (печенья, крекера и пирожков), увеличивает срок их хранения. Однако транс-жиры повышают количество «вредного» холестерина в крови и понижают уровень «полезного» холестерина.

Итак, маргарин содержит транс-жиры, а масло – богато насыщенными жирами. Что же выбрать? Лучше всего особый легкий маргарин – спред.

Вот несколько советов:

• При приготовлении пищи замените сливочное масло и маргарин оливковым  или рапсовым маслом.

• Покупайте маргарин, не содержащий транс-жиров.

• Выбирайте спред, где первой в списке ингредиентов стоит вода. В таком спреде меньше всего насыщенных жиров.

• Если спреда предыдущего типа нет, выбирайте спред, где в списке ингредиентов первым значится растительное масло.

                              Тестовые задания к разделу

Отметьте знаком «+»  правильные ответы

1. В органолептическом способе оценки качества муки участвуют

а.  зрение;                        б.  осязание;              

в.  обоняние;                г.  слух;            

д.  вкус.

Ответы:  а, б, в, д

2. В качестве разрыхлителей теста применяются

а.  сахар;                        б.  дрожжи;              

в.  пищевая сода;        г.  желатин.        

д.  маргарин

Ответы:  б, в, д

3. Чтобы не выбрасывать засохший хлеб, из него можно приготовить

а.  сухарики;                        б.  вафли;          

в.  хлебную муку;                 г.  пудинг;      

д.  панировочные сухари.

Ответы: а, г, д

Впишите правильные ответы

  1. Какие витамины и минеральные соли содержит хлеб?

__________________________, ___________________________.

Ответ:   витамины группы В, минеральные соли кальция, железа, фосфора

Впишите правильный ответ

5.Почему хлеб нужно хранить отдельно от продуктов?

_________________________________________________

Ответ:  легко впитывает влагу и другие запахи

5. Для чего необходимо просеивание муки?

__________________________________________________

Ответ: чтобы обогатить ее кислородом для пышности и очистить от примесей.

6. Что служит разрыхлителем в дрожжевом тесте?

________________________________________________

Ответ:  дрожжи.

Впишите правильные ответы

8.Чем можно обогатить муку?

___________________________, _____________________, _______________.

Ответ: витаминами группы В, Е, РР, минеральными веществами, фитодобавками

Впишите правильный ответ 

9. Чем полезны отруби?

__________________________________________________________________

Ответ: они содержат клетчатку, что полезно для пищеварения

10. Какой основной ингредиент цельнозернового хлеба?

_______________________________________

Ответ: мука грубого помола.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: Методическая разработка интегрированного урока( английский + ОБЖ) по теме "Health and healthy lifestyle. Healthy food (Здоровье и здоровый образ жизни." Здоровое питание) 6 класс

Интегрированный урок Английский+ОБЖ  в 6 классе по теме  Health and healthy lifestyle. Healthy food (Здоровье и здоровый образ жизни. Здоровое питание)...

Здоровое питание и нездоровое питание

Урок английского языка в 5-ом классе по теме "Здоровое и нездоровое питание"...

Программа по совершенствованию организации питания учащихся МБОУ «СОШ № 25» «Школа здорового питания»

«Здоровье это еще не все, но все без здоровья – ничто»,- гласит известный афоризм. Идея здоровьесбережения учащихся в образовании – одно из главных направлений национального проекта «Образование...

Конспект внеклассного занятия по здоровье-сберегающим технологиям проведённого в 9 «б» классе – «Планета здоровья». Здоровое питание(закрепление)

Тема занятия: Здоровое питание.(ЗАКРЕПЛЕНИЕ) Цель: • Формировать отношение к правильному питанию, как основной части здорового образа жизни. Задачи: • углублять знания детей о рациональном питании...

Дополнительная образовательная программа по формированию культуры здорового питания обучающихся «Культура питания»

Культура питания – важнейшая составная часть общей культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся. Формирование культуры здорового питания должно начинаться с первых этапов обучения ребе...

Специфика формирования и развития познавательных процессов у учащихся при реализации программы «Разговор о правильном питании» в учебном курсе «Формула здорового питания»

Одной из главных задач современной школы, помимо обучения учащегося основам разнообразных знаний в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом и формирования определенных ком...