Рабочая программа элективного курса "Основы агрономии" 9 класс
рабочая программа по технологии (9 класс) на тему

Дангатарова Огулхан Шамильевна

Рабочая программа элективного курса разработана на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений «Технология»  В.Д. Симоненко Москва «Просвещение» 2009 г. В соответствии с учебным планом на элективный курс «Основы агрономии» отводится 34  часа из расчёта 1 час в неделю, предназначена учащимся 9-го класса МКОУ  СОШ № 11 а.Уллуби-Юрт.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osnovy_agronomii.doc92.5 КБ
Microsoft Office document icon osnovy_agronomii.doc92.5 КБ
Microsoft Office document icon osnovy_agronomii.doc92.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная  школа №11»

                                                                        «Утверждаю»

                                                                        Директор школы

                                                                         ________С.М.Дангатаров

                                                                        «_____»_________2013 год

Рабочая программа элективного  курса

"Основы агрономии"

                                9 класс

Количество часов 34 , 1 час в неделю.

с. Уллуби –Юрт.

2013 – 2014 гг

Рабочая программа элективного  курса

"Основы агрономии"

Рабочая программа элективного курса разработана на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений «Технология»  В.Д. Симоненко Москва «Просвещение» 2009 г. В соответствии с учебным планом на элективный курс «Основы агрономии» отводится 34  часа из расчёта 1 час в неделю, предназначена учащимся 9-го класса МОУ  СОШ № 11 а.Уллуби-Юрт.

Цели и задачи курса: 

-Формирования у учащихся глубокого интереса к сельскохозяйственному труду, повышение престижа крестьянского труда и сельскохозяйственных профессий.

-Формирование у учащихся представления о современных научно обоснованных способах возделывания основных культур с учётом их биологических особенностей местных почвенно-климатических условий;  

- Раскрытие  экологических основ сельскохозяйственного производства и охраны окружающей среды.

 -Формирование навыков применения теоретических знаний в предметно-практической деятельности.

Для развития у учащихся интереса к крестьянскому труду принципиально важное значение имеет усиление сельскохозяйственной направленности в преподавании школьных предметов. Такой подход к обучению обеспечивает подлинную связь сельской школы с жизнью. В то же время значительно облегчает процесс научно-технической подготовки школьников. Данная программа даёт возможность в ходе обучения учитывать специфику сельской школы и характера её производственного окружения.

При обучении основам агрономии значительное место отводится практическим работам.

                                          Тематический план

                          Тема  

Количество учебных часов

На тему

Из них на практ. Работы

Введение

1

Основные факторы жизни растений

2

Почвы и их обработка

2

1

Системы  земледелия их составные части

2

Севообороты

2

Научно – практические основы обработки почвы

2

1

Научно – практические основы применения удобрений

3

1

Научно – практические основы семеноводства, подготовки семян  к посеву и посева семян

3

1

Сорные растения, вредители и болезни полевых культур и меры борьбы с ними

3

1

Научно – практические основы технологии возделывания полевых культур

4

Хозяйственно – биологические  особенности и технология возделывания зерновых культур

4

1

 Всего:

     28

             6

                                      Содержание программы.

Введение. Сельское хозяйство как отрасль народного хозяйства, его задачи  и особенности. Состав отраслей сельскохозяйственного производства и их взаимосвязь. Цели и задачи элективного курса « Основы агрономии».  Основные факторы жизни растений. Классификация полевых культур. Понятия о внешней среде и экологических факторах. Основные факторы жизни растений: тепло, вода, свет, воздух, элементы питания. Характеристика местных агроклиматических  показателей: сумма температур, влагообеспеченность. Зависимость  биоклиматической продуктивности от соотношения ресурсов тепла и влаги.

Почвы и их обработка. Земля (почва) как природно-историческое тело, экологический  фактор и основное средство с/х производства. Понятие  о плодородии почв. Состав  почвы: органическое  вещество почвы, едино образование,  превращение в почве и химический состав, свойства и роль  в почвообразовании. понятие  о типах почв. Охрана почв.

Практическая работа: определение механического состава и влажности почвы и в полевых  условиях без приборов.

Системы земледелия и их составные части. Понятие о системе земледелия. Значение  систем земледелия в подъеме производительности  с/х. примитивные, экстенсивные  и интенсивные системы земледелия.

Севообороты. Понятие о севообороте и его значение. Естественно - научные  основы и значение чередования  культур в севообороте. Классификация севооборотов: по характеру угодий, на которых  они используются; по ведущей культуре севооборота; по наличию в севообороте пара, пропашных культур, сидератов, трав и др.; по количеству полей в севообороте.

Научно – практические основы обработки  почвы.  Задачи  и агрономическое  значение механической обработки  почвы. Технологические операции при обработке почвы. Система предпосевной  обработки почвы при интенсивных технологиях возделывания  полевых культур. Охрана почв при обработке.

Практическая работа: Ознакомление с приемами обработки  почвы под ведущие  культуры местного хозяйства и почвообрабатывающими машинами.

 Научно – практические основы  применения удобрений. Химический состав растений. Вынос из почвы питательных веществ с урожаем с/х  культур. Удобрения и их влияние на почвенное плодородие , рост, развитие  урожая и качество продукции полевых культур. Понятия  о научной системе применения удобрений, её цели. Принципы размещения удобрений  по полям севооборота  и культурам.

Практическая работа: ознакомление с местными видами органических удобрений, способами их накопления и хранения.

  Научно – практические основы  семеноводства, подготовки семян к посеву и посева семян. Семеноводство как наука. Понятие о сорте. Основные  звенья селекционно-семеноводческой системы в Р.Ф. её задачи.

Подготовка семян к посеву, калибровка, оббезараживание, термическая обработка, облучение инкрустирование, обогащение питательными веществами, биологическими активными веществами. Значение  комплексной предпосевной  обработки семян, профтехнические требования  к посеву семян. Способы посева  сплошной, родовой, перекрестный, широкорядный, гнездовой и др. сроки и глубина  посева. Нормы посева семян. Выбор  оптимальных сроков, способов,  глубина  посева и нормы  высева в зависимости от крупности семян биологических особенностей сортов (гибридов), фона питания  зональных климатических условий.

Практическая работа: определение всхожести семян.

Сорные растения, вредители и болезни полевых культур и меры борьбы с ними. Понятие о сорных растениях. Вред, причиняемый сорными растениями. Биологические особенности и классификация  сорных растений. Источники засорения полей сорняками. Предупредительные, истребительные и биологические методы борьбы с сорняками гермидидов. Понятия  о гербицидах, инсектицидах, фунгицидах и др. химических защитных веществах. Меры по защите окружающей среды при работе с химическими средствами защиты растений

Практическая работа: определение и описание местных сорняков в природе  по гербарными образцам и семенам.

Научно – практические основы  технологии возделывания полевых культур. Понятия о технологии возделывания с/х культур. Составные элементы технологии: выбор сорта или гибрида, выбор предшественника в севообороте, система обработки почвы, подготовка семян, формирование густоты стояния растений, уход за посевами, уборка урожая, послеуборочная доработка и хранение продукции.

Зональные и сортовые особенности технологий. Современные научно – обоснованные технологии возделывания полевых культур. Организационно – хозяйственные  и научные основы интенсивной и индустриальной  технологии возделывания. Сущность интенсивной технологии возделывания. Основные факторы, учитываемые при разработке интенсивных технологий возделывания.

Хозяйственно – биологические особенности и технология возделывания зерновых культур.

Народно – хозяйственное значение  зерновых культур. Роль интенсивной технологии в увеличении производства зерновых культур. Предшественники  зерновых культур   в севообороте. Комплекс машин. Контроль над качеством работы. Нормы внесения  органических и минеральных удобрений  на планируемый урожай. Оптимальные сроки и способы внесения удобрений. Оптимальные сроки и способы посева.  Нормы высева и глубина заделки семян. Комплекс машин. Контроль за качеством работы. Уход за зерновыми культурами. Основные местные вредители и возбудители болезней зерновых  культур. Система интегрированной защитой зерновых культур от сорняков,  вредителей и болезней. Система машин и оборудования  по уходу за зерновыми  культурами, контроль качества их работы. Уборка урожая. Требования к товарному зерну. Безотходная уборка. Комплекс машин для уборки и послеуборочной доработки зерна. Защита окружающей среды при возделывании зерновых культур по интенсивной технологии. Экономическая эффективность интенсивной технологии выращивания зерновых культур.

Календарно - тематическое планирование элективного курса

 «Основы агрономии»

                          Тема  

Количество часов

Дата проведения

Введение

1

Основные факторы жизни растений

1

Характеристика местных агроклиматических  показателей.

1

Почвы и их обработка

1

Понятие  о плодородии почв. Состав  почвы.

1

Практическая работа: определение механического состава и влажности почвы и в полевых  условиях без приборов.

1

Понятие о системе земледелия.

1

Значение  систем земледелия в подъеме производительности  с/х.

1

Понятие о севообороте и его значение. Классификация севооборотов.

2

Задачи  и агрономическое  значение механической обработки  почвы. Технологические операции при обработке почвы. Охрана почв при обработке.

2

Практическая работа: Ознакомление с приемами обработки  почвы под ведущие  культуры местного хозяйства и почвообрабатывающими машинами.

1

Понятия  о научной системе применения удобрений, её цели.

1

 Принципы размещения удобрений  по полям севооборота  и культурам.  

1

Химический состав растений.

1

Практическая работа: ознакомление с местными видами органических удобрений, способами их накопления и хранения.

1

Семеноводство как наука. Понятие о сорте.

1

Способы посева  и нормы посева семян.

1

Подготовка семян к посеву.

Практическая работа: определение всхожести семян

2

Понятие о сорных растениях

1

Биологические особенности и классификация  сорных растений.

1

Методы борьбы с сорняками. Практическая работа: определение и описание местных сорняков в природе  по гербарными образцам и семенам.

2

Понятия о технологии возделывания с/х культур. Составные элементы технологии.

1

Зональные и сортовые особенности технологий возделывания полевых культур.

1

Сущность интенсивной технологии возделывания.

1

Основные факторы, учитываемые при разработке интенсивных технологий возделывания

1

Народно – хозяйственное значение  зерновых культур

1

  1. .

Роль интенсивной технологии в увеличении производства зерновых культур.

1

Основные местные вредители и возбудители болезней зерновых  культур.

1

Защита окружающей среды при возделывании зерновых культур.

1

Практическая работа: Ознакомление с хозяйственно-биологическими особенностями районированных и перспективных  зерновых культур.

1

 Всего:

    34

           

Знания и умения, формируемые в результате прохождения курса

Должны знать:

  1. Понятие о почве и её плодородии, физических и химических свойствах, задачах, системах и приёмах обработки почвы;
  2. Значение минеральных и органических удобрений;
  3. Значение качества посевного и посадочного материалов и подготовка их к посеву и посадке, расчёт нормы посева, сроки, способы посева посадки;
  4. Приёмы ухода в зависимости от биологических особенностей культуры и почвенно-климатических условий зоны;
  5. Правила безопасной работы при возделывании с/х культур.

Должны уметь:

  1. Рассчитывать посевную годность и норму посева семян;
  2. Распознавать   болезни   культурных   растений;   определять   фазы      их развития; определять по внешним признакам сорта основных культур.
  3. Пользоваться садово-огородными инструментами по возделыванию с/х культур
  4. Пользоваться справочником  с/х культуры
  5. Оценивать состав почвы по её внешним признакам.

Рекомендуемая литература

  1. Белов С.В. Лесоводство. – М.: Просвещение, 1976.
  2. Горшенин Н.М., Швиденко А.И. Лесоводство. - Львов: Агромаш, 1977.
  3. Раздымалин И.Ф. Обучение школьников применению удобрений. - М.: Просвещение, 1968.
  4. Чернавин А.С. Основы агрономии. - М.: Изд-во АН СССР, 1965
  5. Иванович К.А. Энциклопедический словарь юного земледельца. Москва. Педагогика»1983 г.
  6. Примерная программы для общеобразовательных учреждений «Технология»  В.Д. Симоненко Москва «Просвещение» 2009 г.

Рассмотрено на заседании Методического совета

Протокол № __1_______

«__25___»__август______2013 год

     «Согласовано»

     Зам.директора по УВР

       ______________________

    «___28__»__август_______201год



Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная  школа №11»

                                                                        «Утверждаю»

                                                                        Директор школы

                                                                         ________С.М.Дангатаров

                                                                        «_____»_________2013 год

Рабочая программа элективного  курса

"Основы агрономии"

                                9 класс

Количество часов 34 , 1 час в неделю.

с. Уллуби –Юрт.

2013 – 2014 гг

Рабочая программа элективного  курса

"Основы агрономии"

Рабочая программа элективного курса разработана на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений «Технология»  В.Д. Симоненко Москва «Просвещение» 2009 г. В соответствии с учебным планом на элективный курс «Основы агрономии» отводится 34  часа из расчёта 1 час в неделю, предназначена учащимся 9-го класса МКОУ  СОШ № 11 а.Уллуби-Юрт.

Цели и задачи курса: 

-Формирования у учащихся глубокого интереса к сельскохозяйственному труду, повышение престижа крестьянского труда и сельскохозяйственных профессий.

-Формирование у учащихся представления о современных научно обоснованных способах возделывания основных культур с учётом их биологических особенностей местных почвенно-климатических условий;  

- Раскрытие  экологических основ сельскохозяйственного производства и охраны окружающей среды.

 -Формирование навыков применения теоретических знаний в предметно-практической деятельности.

Для развития у учащихся интереса к крестьянскому труду принципиально важное значение имеет усиление сельскохозяйственной направленности в преподавании школьных предметов. Такой подход к обучению обеспечивает подлинную связь сельской школы с жизнью. В то же время значительно облегчает процесс научно-технической подготовки школьников. Данная программа даёт возможность в ходе обучения учитывать специфику сельской школы и характера её производственного окружения.

При обучении основам агрономии значительное место отводится практическим работам.

                                          Тематический план

                          Тема  

Количество учебных часов

На тему

Из них на практ. Работы

Введение

1

Основные факторы жизни растений

2

Почвы и их обработка

2

1

Системы  земледелия их составные части

2

Севообороты

2

Научно – практические основы обработки почвы

2

1

Научно – практические основы применения удобрений

3

1

Научно – практические основы семеноводства, подготовки семян  к посеву и посева семян

3

1

Сорные растения, вредители и болезни полевых культур и меры борьбы с ними

3

1

Научно – практические основы технологии возделывания полевых культур

4

Хозяйственно – биологические  особенности и технология возделывания зерновых культур

4

1

 Всего:

     28

             6

                                      Содержание программы.

Введение. Сельское хозяйство как отрасль народного хозяйства, его задачи  и особенности. Состав отраслей сельскохозяйственного производства и их взаимосвязь. Цели и задачи элективного курса « Основы агрономии».  Основные факторы жизни растений. Классификация полевых культур. Понятия о внешней среде и экологических факторах. Основные факторы жизни растений: тепло, вода, свет, воздух, элементы питания. Характеристика местных агроклиматических  показателей: сумма температур, влагообеспеченность. Зависимость  биоклиматической продуктивности от соотношения ресурсов тепла и влаги.

Почвы и их обработка. Земля (почва) как природно-историческое тело, экологический  фактор и основное средство с/х производства. Понятие  о плодородии почв. Состав  почвы: органическое  вещество почвы, едино образование,  превращение в почве и химический состав, свойства и роль  в почвообразовании. понятие  о типах почв. Охрана почв.

Практическая работа: определение механического состава и влажности почвы и в полевых  условиях без приборов.

Системы земледелия и их составные части. Понятие о системе земледелия. Значение  систем земледелия в подъеме производительности  с/х. примитивные, экстенсивные  и интенсивные системы земледелия.

Севообороты. Понятие о севообороте и его значение. Естественно - научные  основы и значение чередования  культур в севообороте. Классификация севооборотов: по характеру угодий, на которых  они используются; по ведущей культуре севооборота; по наличию в севообороте пара, пропашных культур, сидератов, трав и др.; по количеству полей в севообороте.

Научно – практические основы обработки  почвы.  Задачи  и агрономическое  значение механической обработки  почвы. Технологические операции при обработке почвы. Система предпосевной  обработки почвы при интенсивных технологиях возделывания  полевых культур. Охрана почв при обработке.

Практическая работа: Ознакомление с приемами обработки  почвы под ведущие  культуры местного хозяйства и почвообрабатывающими машинами.

 Научно – практические основы  применения удобрений. Химический состав растений. Вынос из почвы питательных веществ с урожаем с/х  культур. Удобрения и их влияние на почвенное плодородие , рост, развитие  урожая и качество продукции полевых культур. Понятия  о научной системе применения удобрений, её цели. Принципы размещения удобрений  по полям севооборота  и культурам.

Практическая работа: ознакомление с местными видами органических удобрений, способами их накопления и хранения.

  Научно – практические основы  семеноводства, подготовки семян к посеву и посева семян. Семеноводство как наука. Понятие о сорте. Основные  звенья селекционно-семеноводческой системы в Р.Ф. её задачи.

Подготовка семян к посеву, калибровка, оббезараживание, термическая обработка, облучение инкрустирование, обогащение питательными веществами, биологическими активными веществами. Значение  комплексной предпосевной  обработки семян, профтехнические требования  к посеву семян. Способы посева  сплошной, родовой, перекрестный, широкорядный, гнездовой и др. сроки и глубина  посева. Нормы посева семян. Выбор  оптимальных сроков, способов,  глубина  посева и нормы  высева в зависимости от крупности семян биологических особенностей сортов (гибридов), фона питания  зональных климатических условий.

Практическая работа: определение всхожести семян.

Сорные растения, вредители и болезни полевых культур и меры борьбы с ними. Понятие о сорных растениях. Вред, причиняемый сорными растениями. Биологические особенности и классификация  сорных растений. Источники засорения полей сорняками. Предупредительные, истребительные и биологические методы борьбы с сорняками гермидидов. Понятия  о гербицидах, инсектицидах, фунгицидах и др. химических защитных веществах. Меры по защите окружающей среды при работе с химическими средствами защиты растений

Практическая работа: определение и описание местных сорняков в природе  по гербарными образцам и семенам.

Научно – практические основы  технологии возделывания полевых культур. Понятия о технологии возделывания с/х культур. Составные элементы технологии: выбор сорта или гибрида, выбор предшественника в севообороте, система обработки почвы, подготовка семян, формирование густоты стояния растений, уход за посевами, уборка урожая, послеуборочная доработка и хранение продукции.

Зональные и сортовые особенности технологий. Современные научно – обоснованные технологии возделывания полевых культур. Организационно – хозяйственные  и научные основы интенсивной и индустриальной  технологии возделывания. Сущность интенсивной технологии возделывания. Основные факторы, учитываемые при разработке интенсивных технологий возделывания.

Хозяйственно – биологические особенности и технология возделывания зерновых культур.

Народно – хозяйственное значение  зерновых культур. Роль интенсивной технологии в увеличении производства зерновых культур. Предшественники  зерновых культур   в севообороте. Комплекс машин. Контроль над качеством работы. Нормы внесения  органических и минеральных удобрений  на планируемый урожай. Оптимальные сроки и способы внесения удобрений. Оптимальные сроки и способы посева.  Нормы высева и глубина заделки семян. Комплекс машин. Контроль за качеством работы. Уход за зерновыми культурами. Основные местные вредители и возбудители болезней зерновых  культур. Система интегрированной защитой зерновых культур от сорняков,  вредителей и болезней. Система машин и оборудования  по уходу за зерновыми  культурами, контроль качества их работы. Уборка урожая. Требования к товарному зерну. Безотходная уборка. Комплекс машин для уборки и послеуборочной доработки зерна. Защита окружающей среды при возделывании зерновых культур по интенсивной технологии. Экономическая эффективность интенсивной технологии выращивания зерновых культур.

Календарно - тематическое планирование элективного курса

 «Основы агрономии»

                          Тема  

Количество часов

Дата проведения

Введение

1

Основные факторы жизни растений

1

Характеристика местных агроклиматических  показателей.

1

Почвы и их обработка

1

Понятие  о плодородии почв. Состав  почвы.

1

Практическая работа: определение механического состава и влажности почвы и в полевых  условиях без приборов.

1

Понятие о системе земледелия.

1

Значение  систем земледелия в подъеме производительности  с/х.

1

Понятие о севообороте и его значение. Классификация севооборотов.

2

Задачи  и агрономическое  значение механической обработки  почвы. Технологические операции при обработке почвы. Охрана почв при обработке.

2

Практическая работа: Ознакомление с приемами обработки  почвы под ведущие  культуры местного хозяйства и почвообрабатывающими машинами.

1

Понятия  о научной системе применения удобрений, её цели.

1

 Принципы размещения удобрений  по полям севооборота  и культурам.  

1

Химический состав растений.

1

Практическая работа: ознакомление с местными видами органических удобрений, способами их накопления и хранения.

1

Семеноводство как наука. Понятие о сорте.

1

Способы посева  и нормы посева семян.

1

Подготовка семян к посеву.

Практическая работа: определение всхожести семян

2

Понятие о сорных растениях

1

Биологические особенности и классификация  сорных растений.

1

Методы борьбы с сорняками. Практическая работа: определение и описание местных сорняков в природе  по гербарными образцам и семенам.

2

Понятия о технологии возделывания с/х культур. Составные элементы технологии.

1

Зональные и сортовые особенности технологий возделывания полевых культур.

1

Сущность интенсивной технологии возделывания.

1

Основные факторы, учитываемые при разработке интенсивных технологий возделывания

1

Народно – хозяйственное значение  зерновых культур

1

  1. .

Роль интенсивной технологии в увеличении производства зерновых культур.

1

Основные местные вредители и возбудители болезней зерновых  культур.

1

Защита окружающей среды при возделывании зерновых культур.

1

Практическая работа: Ознакомление с хозяйственно-биологическими особенностями районированных и перспективных  зерновых культур.

1

 Всего:

    34

           

Знания и умения, формируемые в результате прохождения курса

Должны знать:

  1. Понятие о почве и её плодородии, физических и химических свойствах, задачах, системах и приёмах обработки почвы;
  2. Значение минеральных и органических удобрений;
  3. Значение качества посевного и посадочного материалов и подготовка их к посеву и посадке, расчёт нормы посева, сроки, способы посева посадки;
  4. Приёмы ухода в зависимости от биологических особенностей культуры и почвенно-климатических условий зоны;
  5. Правила безопасной работы при возделывании с/х культур.

Должны уметь:

  1. Рассчитывать посевную годность и норму посева семян;
  2. Распознавать   болезни   культурных   растений;   определять   фазы      их развития; определять по внешним признакам сорта основных культур.
  3. Пользоваться садово-огородными инструментами по возделыванию с/х культур
  4. Пользоваться справочником  с/х культуры
  5. Оценивать состав почвы по её внешним признакам.

Рекомендуемая литература

  1. Белов С.В. Лесоводство. – М.: Просвещение, 1976.
  2. Горшенин Н.М., Швиденко А.И. Лесоводство. - Львов: Агромаш, 1977.
  3. Раздымалин И.Ф. Обучение школьников применению удобрений. - М.: Просвещение, 1968.
  4. Чернавин А.С. Основы агрономии. - М.: Изд-во АН СССР, 1965
  5. Иванович К.А. Энциклопедический словарь юного земледельца. Москва. Педагогика»1983 г.
  6. Примерная программы для общеобразовательных учреждений «Технология»  В.Д. Симоненко Москва «Просвещение» 2009 г.

Рассмотрено на заседании Методического совета

Протокол № __1_______

«__25___»__август______2013 год

     «Согласовано»

     Зам.директора по УВР

       ______________________

    «___28__»__август_______201год



Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная  школа №11»

                                                                        «Утверждаю»

                                                                        Директор школы

                                                                         ________С.М.Дангатаров

                                                                        «_____»_________2013 год

Рабочая программа элективного  курса

"Основы агрономии"

                                9 класс

Количество часов 34 , 1 час в неделю.

с. Уллуби –Юрт.

2013 – 2014 гг

Рабочая программа элективного  курса

"Основы агрономии"

Рабочая программа элективного курса разработана на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений «Технология»  В.Д. Симоненко Москва «Просвещение» 2009 г. В соответствии с учебным планом на элективный курс «Основы агрономии» отводится 34  часа из расчёта 1 час в неделю, предназначена учащимся 9-го класса МКОУ  СОШ № 11 а.Уллуби-Юрт.

Цели и задачи курса: 

-Формирования у учащихся глубокого интереса к сельскохозяйственному труду, повышение престижа крестьянского труда и сельскохозяйственных профессий.

-Формирование у учащихся представления о современных научно обоснованных способах возделывания основных культур с учётом их биологических особенностей местных почвенно-климатических условий;  

- Раскрытие  экологических основ сельскохозяйственного производства и охраны окружающей среды.

 -Формирование навыков применения теоретических знаний в предметно-практической деятельности.

Для развития у учащихся интереса к крестьянскому труду принципиально важное значение имеет усиление сельскохозяйственной направленности в преподавании школьных предметов. Такой подход к обучению обеспечивает подлинную связь сельской школы с жизнью. В то же время значительно облегчает процесс научно-технической подготовки школьников. Данная программа даёт возможность в ходе обучения учитывать специфику сельской школы и характера её производственного окружения.

При обучении основам агрономии значительное место отводится практическим работам.

                                          Тематический план

                          Тема  

Количество учебных часов

На тему

Из них на практ. Работы

Введение

1

Основные факторы жизни растений

2

Почвы и их обработка

2

1

Системы  земледелия их составные части

2

Севообороты

2

Научно – практические основы обработки почвы

2

1

Научно – практические основы применения удобрений

3

1

Научно – практические основы семеноводства, подготовки семян  к посеву и посева семян

3

1

Сорные растения, вредители и болезни полевых культур и меры борьбы с ними

3

1

Научно – практические основы технологии возделывания полевых культур

4

Хозяйственно – биологические  особенности и технология возделывания зерновых культур

4

1

 Всего:

     28

             6

                                      Содержание программы.

Введение. Сельское хозяйство как отрасль народного хозяйства, его задачи  и особенности. Состав отраслей сельскохозяйственного производства и их взаимосвязь. Цели и задачи элективного курса « Основы агрономии».  Основные факторы жизни растений. Классификация полевых культур. Понятия о внешней среде и экологических факторах. Основные факторы жизни растений: тепло, вода, свет, воздух, элементы питания. Характеристика местных агроклиматических  показателей: сумма температур, влагообеспеченность. Зависимость  биоклиматической продуктивности от соотношения ресурсов тепла и влаги.

Почвы и их обработка. Земля (почва) как природно-историческое тело, экологический  фактор и основное средство с/х производства. Понятие  о плодородии почв. Состав  почвы: органическое  вещество почвы, едино образование,  превращение в почве и химический состав, свойства и роль  в почвообразовании. понятие  о типах почв. Охрана почв.

Практическая работа: определение механического состава и влажности почвы и в полевых  условиях без приборов.

Системы земледелия и их составные части. Понятие о системе земледелия. Значение  систем земледелия в подъеме производительности  с/х. примитивные, экстенсивные  и интенсивные системы земледелия.

Севообороты. Понятие о севообороте и его значение. Естественно - научные  основы и значение чередования  культур в севообороте. Классификация севооборотов: по характеру угодий, на которых  они используются; по ведущей культуре севооборота; по наличию в севообороте пара, пропашных культур, сидератов, трав и др.; по количеству полей в севообороте.

Научно – практические основы обработки  почвы.  Задачи  и агрономическое  значение механической обработки  почвы. Технологические операции при обработке почвы. Система предпосевной  обработки почвы при интенсивных технологиях возделывания  полевых культур. Охрана почв при обработке.

Практическая работа: Ознакомление с приемами обработки  почвы под ведущие  культуры местного хозяйства и почвообрабатывающими машинами.

 Научно – практические основы  применения удобрений. Химический состав растений. Вынос из почвы питательных веществ с урожаем с/х  культур. Удобрения и их влияние на почвенное плодородие , рост, развитие  урожая и качество продукции полевых культур. Понятия  о научной системе применения удобрений, её цели. Принципы размещения удобрений  по полям севооборота  и культурам.

Практическая работа: ознакомление с местными видами органических удобрений, способами их накопления и хранения.

  Научно – практические основы  семеноводства, подготовки семян к посеву и посева семян. Семеноводство как наука. Понятие о сорте. Основные  звенья селекционно-семеноводческой системы в Р.Ф. её задачи.

Подготовка семян к посеву, калибровка, оббезараживание, термическая обработка, облучение инкрустирование, обогащение питательными веществами, биологическими активными веществами. Значение  комплексной предпосевной  обработки семян, профтехнические требования  к посеву семян. Способы посева  сплошной, родовой, перекрестный, широкорядный, гнездовой и др. сроки и глубина  посева. Нормы посева семян. Выбор  оптимальных сроков, способов,  глубина  посева и нормы  высева в зависимости от крупности семян биологических особенностей сортов (гибридов), фона питания  зональных климатических условий.

Практическая работа: определение всхожести семян.

Сорные растения, вредители и болезни полевых культур и меры борьбы с ними. Понятие о сорных растениях. Вред, причиняемый сорными растениями. Биологические особенности и классификация  сорных растений. Источники засорения полей сорняками. Предупредительные, истребительные и биологические методы борьбы с сорняками гермидидов. Понятия  о гербицидах, инсектицидах, фунгицидах и др. химических защитных веществах. Меры по защите окружающей среды при работе с химическими средствами защиты растений

Практическая работа: определение и описание местных сорняков в природе  по гербарными образцам и семенам.

Научно – практические основы  технологии возделывания полевых культур. Понятия о технологии возделывания с/х культур. Составные элементы технологии: выбор сорта или гибрида, выбор предшественника в севообороте, система обработки почвы, подготовка семян, формирование густоты стояния растений, уход за посевами, уборка урожая, послеуборочная доработка и хранение продукции.

Зональные и сортовые особенности технологий. Современные научно – обоснованные технологии возделывания полевых культур. Организационно – хозяйственные  и научные основы интенсивной и индустриальной  технологии возделывания. Сущность интенсивной технологии возделывания. Основные факторы, учитываемые при разработке интенсивных технологий возделывания.

Хозяйственно – биологические особенности и технология возделывания зерновых культур.

Народно – хозяйственное значение  зерновых культур. Роль интенсивной технологии в увеличении производства зерновых культур. Предшественники  зерновых культур   в севообороте. Комплекс машин. Контроль над качеством работы. Нормы внесения  органических и минеральных удобрений  на планируемый урожай. Оптимальные сроки и способы внесения удобрений. Оптимальные сроки и способы посева.  Нормы высева и глубина заделки семян. Комплекс машин. Контроль за качеством работы. Уход за зерновыми культурами. Основные местные вредители и возбудители болезней зерновых  культур. Система интегрированной защитой зерновых культур от сорняков,  вредителей и болезней. Система машин и оборудования  по уходу за зерновыми  культурами, контроль качества их работы. Уборка урожая. Требования к товарному зерну. Безотходная уборка. Комплекс машин для уборки и послеуборочной доработки зерна. Защита окружающей среды при возделывании зерновых культур по интенсивной технологии. Экономическая эффективность интенсивной технологии выращивания зерновых культур.

Календарно - тематическое планирование элективного курса

 «Основы агрономии»

                          Тема  

Количество часов

Дата проведения

Введение

1

Основные факторы жизни растений

1

Характеристика местных агроклиматических  показателей.

1

Почвы и их обработка

1

Понятие  о плодородии почв. Состав  почвы.

1

Практическая работа: определение механического состава и влажности почвы и в полевых  условиях без приборов.

1

Понятие о системе земледелия.

1

Значение  систем земледелия в подъеме производительности  с/х.

1

Понятие о севообороте и его значение. Классификация севооборотов.

2

Задачи  и агрономическое  значение механической обработки  почвы. Технологические операции при обработке почвы. Охрана почв при обработке.

2

Практическая работа: Ознакомление с приемами обработки  почвы под ведущие  культуры местного хозяйства и почвообрабатывающими машинами.

1

Понятия  о научной системе применения удобрений, её цели.

1

 Принципы размещения удобрений  по полям севооборота  и культурам.  

1

Химический состав растений.

1

Практическая работа: ознакомление с местными видами органических удобрений, способами их накопления и хранения.

1

Семеноводство как наука. Понятие о сорте.

1

Способы посева  и нормы посева семян.

1

Подготовка семян к посеву.

Практическая работа: определение всхожести семян

2

Понятие о сорных растениях

1

Биологические особенности и классификация  сорных растений.

1

Методы борьбы с сорняками. Практическая работа: определение и описание местных сорняков в природе  по гербарными образцам и семенам.

2

Понятия о технологии возделывания с/х культур. Составные элементы технологии.

1

Зональные и сортовые особенности технологий возделывания полевых культур.

1

Сущность интенсивной технологии возделывания.

1

Основные факторы, учитываемые при разработке интенсивных технологий возделывания

1

Народно – хозяйственное значение  зерновых культур

1

  1. .

Роль интенсивной технологии в увеличении производства зерновых культур.

1

Основные местные вредители и возбудители болезней зерновых  культур.

1

Защита окружающей среды при возделывании зерновых культур.

1

Практическая работа: Ознакомление с хозяйственно-биологическими особенностями районированных и перспективных  зерновых культур.

1

 Всего:

    34

           

Знания и умения, формируемые в результате прохождения курса

Должны знать:

  1. Понятие о почве и её плодородии, физических и химических свойствах, задачах, системах и приёмах обработки почвы;
  2. Значение минеральных и органических удобрений;
  3. Значение качества посевного и посадочного материалов и подготовка их к посеву и посадке, расчёт нормы посева, сроки, способы посева посадки;
  4. Приёмы ухода в зависимости от биологических особенностей культуры и почвенно-климатических условий зоны;
  5. Правила безопасной работы при возделывании с/х культур.

Должны уметь:

  1. Рассчитывать посевную годность и норму посева семян;
  2. Распознавать   болезни   культурных   растений;   определять   фазы      их развития; определять по внешним признакам сорта основных культур.
  3. Пользоваться садово-огородными инструментами по возделыванию с/х культур
  4. Пользоваться справочником  с/х культуры
  5. Оценивать состав почвы по её внешним признакам.

Рекомендуемая литература

  1. Белов С.В. Лесоводство. – М.: Просвещение, 1976.
  2. Горшенин Н.М., Швиденко А.И. Лесоводство. - Львов: Агромаш, 1977.
  3. Раздымалин И.Ф. Обучение школьников применению удобрений. - М.: Просвещение, 1968.
  4. Чернавин А.С. Основы агрономии. - М.: Изд-во АН СССР, 1965
  5. Иванович К.А. Энциклопедический словарь юного земледельца. Москва. Педагогика»1983 г.
  6. Примерная программы для общеобразовательных учреждений «Технология»  В.Д. Симоненко Москва «Просвещение» 2009 г.

Рассмотрено на заседании Методического совета

Протокол № __1_______

«__25___»__август______2013 год

     «Согласовано»

     Зам.директора по УВР

       ______________________

    «___28__»__август_______201год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.

1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...

Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:•  Федерального закона ...

Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная записка      Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...