Поурочное планирование 5-й класс по ФГОС
методическая разработка по технологии (5 класс) на тему

Дук Людмила Ильинична

В данном материале представлено поурочное планирование 5-го класса для девочек по ФГОС по уроку "Технология".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon duk_plan_5_kl.internet.doc338.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ТЕХНОЛОГИИ

Обслуживающий труд.    5  КЛАСС

Тема 59-60. Физиология питания. Санитарно-гигиенические требования. Сервировка стола к завтраку. Правила поведения за столом. Горячие напитки. (0,5/1,5 часа)

    Понятие о процессе пищеварения, об усвояемости пищи. Условия, способствующие лучшему пищеварению. Роль слюны, кишечного сока и желчи в пищеварении. Понятие питания (правильное, рациональное). Значение питания для нормального физического и нервно-психического развития ребенка и подростков. Витамины. Приготовления пищи. Методы сохранения витаминов в пище при хранении и кулинарной обработке продуктов. Суточная потребность в витаминах.

Кухня и её оборудование. Создание интерьера кухни, правила размещения оборудования. Посуда и приборы для сервировки стола. Кухонная посуда и принадлежности. Санитарно-гигиенические требования и ПТБ. Составление меню на завтрак. Расчет количества продуктов. Приготовление завтрака, оформление готовых блюд и подача их к столу. Правила подачи горячих напитков. Столовые приборы и правила пользования ими. Эстетическое оформление стола. Правила поведения за столом.

Основные понятия темы: пищеварение, питание, витамины. Физиология питания, методы сохранения витаминов.   Посуда: кухонная, столовая, чайная; приспособления; приборы. сервировка стола, салфетки

Практическая работа 

Макет сервировки стола к завтраку. Складывание салфеток

Тема 61-62. Роль овощей в питании. Первичная обработка овощей.  Приготовление блюда из овощей (0,5/1,5 часа)

         Пищевая ценность овощей. Виды овощей используемых в кулинарии. Классификация овощей. Питательная ценность овощей. Сохранность питательных веществ  в процессе хранения и кулинарной обработки. Назначение, виды и технология механической обработки овощей

Значение и виды тепловой обработки продуктов (варка, жаренье, тушение, запекание, припускание). Вспомогательные приемы тепловой обработки (пассерование и бланширование). Оборудование, посуда, инвентарь для варки.  Время варки овощей. Охлаждение овощей. Технология приготовления блюд из отварных овощей. Требования к качеству и оформлению готовых блюд.

Основные понятия темы: : пищевая ценность, механическая обработка овощей, виды овощей.  Пассерование, бланширование, жарка, варка, запекание, припускание, тешение.

Практическая работа

  Определение доброкачественности овощей по внешнему виду.  

  Составление технологической карты на приготовление салата из свежих овощей.

 Составление технологической карты на приготовление холодного блюда из вареных овощей.

Тема 63-64. Бутерброды и горячие напитки. (0,5/1,5 часа)

Продукты, используемые для приготовления бутербродов. Значение хлеба в питании человека. Виды бутербродов. Способы нарезки продуктов.  Способы оформления открытых бутербродов. Требования к качеству готовых бутербродов. Условия и сроки хранения бутербродов.

Виды горячих напитков. Способы заваривания кофе, какао, чая и трав. Сорта кофе. Устройства для размола зерен.

Основные понятия темы: бутерброды (открытые, закрытые, горячие, холодные, простые, сложные, закусочные); кофемолка, кофеварка, турка.

Практическая работа

Приготовление различных бутербродов.

Приготовление горячих напитков.

Тема 65-66. Значение яиц в питании человека. Блюда из яиц. (0,5/1,5 часа)

Значение яиц в питании человека. Использование яиц в кулинарии. Определение свежести яиц. Способы длительного хранения яиц. Способы определения готовности. Оформление готовых блюд. Приспособления и оборудование для взбивания и приготовления блюд из яиц.

Основные понятия темы:  овоскоп, диетические яйца, столовые яйца, «в мешочек», вкрутую.

Практическая работа

 Определение доброкачественности яиц.

 Разработка технологической карты на приготовление блюда из яиц.

                                                           

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     Рабочая программа по направлению «Технология. Обслуживающий труд» составлена для учащихся 5 класса на основе следующих документов:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 17.12.2010 года № 1897;
  2. Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации,     утвержденный приказом Минобразования РФ;
  3. Примерная программа основного общего образования по направлению «Технология. Обслуживающий труд»;
  4. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
  5. Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

     Примерная программа включает четыре раздела: пояснительную записку; тематический план; содержание программы; требования к уровню подготовки выпускников.

Данная рабочая программа рассчитана на 70 часов (по 2 часа в неделю)

      Цели

  1. освоение технологических знаний, основ культуры созидательного труда, представлений о технологической культуре на основе включения учащихся в разнообразные виды трудовой деятельности по созданию личностно или общественно значимых изделий;
  2. овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;
  3. развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
  4. воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей  деятельности; уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;
  5. получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.

      Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. При этом приоритетными видами общеучебной деятельности являются:

  1. определение способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них.
  2. творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.
  3. приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.
  4. умение перефразировать мысль (объяснять «иными словами»). Выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертеж, технологическая карта и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения.
  5. использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.
  6. владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива.
  7. оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

      Базовыми для программы являются разделы «Кулинария», «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов», «Художественные ремесла». Программа включает в себя также раздел «Технологии ведения дома».

В рабочую программу внесены следующие изменения:

Процесс изучения курса « Технология» в 5 классе начинается с занятия, посвященного общим вопросам техники безопасности и охраны труда.   За счет резервного времени увеличено количество часов на раздел “Создание изделий из текстильных и поделочных материалов”. Это связано с недостаточно сформированными умениями  у школьников  использования  швейной машины. Увеличено количество часов на “Творческие, проектные работы”, которые  выполняются,  как итоговые по окончанию изучения всех тем.

Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда.

Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, учебно-практические работы.

 Ведущей структурной моделью для организации занятий по технологии является комбинированный урок.

В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. При организации творческой или проектной деятельности учащихся очень важно акцентировать их внимание на потребительском назначении того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи.

Планируемые результаты по окончании курса технологии в 5 классе основной школы:

  1. овладеть безопасными приемами труда с инструментами, швейными машинами, электробытовыми приборами;
  2. овладеть специальными и общетехническими знаниями и умениями в области технологии обработки пищевых продуктов, текстильных материалов,
  3. овладеть навыками изготовления и художественного оформления швейных изделий,
  4. овладеть элементами  навыков ведения домашнего хозяйства,

познакомить с основными профессиями пищевой и легкой промышленности.

Универсальные учебные действия  при изучении предмета «Технология»

   УУД являются обязательным компонентом содержания любого учебного предмета (см. раздел Основной образовательной программы ) В соответствии с ФГОС в программе представлено 4 вида УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

       Личностные УУД:

  - действие смыслообразования (интерес, мотивация);

  - действие нравственно-этического оценивания («что такое хорошо, что такое плохо»);

- формирование личного, эмоционального отношения к себе и окружающему миру;

- формирование интереса к себе и окружающему миру (когда ребёнок задаёт вопросы);

- эмоциональное осознание себя и окружающего мира;

- формирование позитивного отношения к себе и окружающему миру;

- формирования желания выполнять учебные действия;

- использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий.

В сфере личностных УУД будут сформированы:

- внутренняя позиция школьника;

- личностная мотивация учебной деятельности;

- ориентация на моральные нормы и их выполнение.

          Познавательные УУД:

Общеучебные универсальные действия:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

- структурирование знаний;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Универсальные логические действия:

- имеют наиболее общий (всеобщий) характер и направлены на установление связей и отношений в любой области знания;

- способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.);

- составные логические операции (построение отрицания, утверждение и опровержение как построение рассуждения с использованием различных логических схем).

В сфере развития познавательных УУД ученики научатся:

- использовать знако-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования;

- овладеют широким спектром логических действий и операций, включая общий прием решения задач.

       Коммуникативные УУД:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

- умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

- формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;

- формирование вербальных способов коммуникации (вижу, слышу, слушаю, отвечаю, спрашиваю);

- формирование невербальных способов коммуникации – посредством контакта глаз, мимики, жестов, позы, интонации и т.п.);

- формирование умения работать в парах и малых группах;

- формирование опосредованной коммуникации (использование знаков и символов).

В сфере коммуникативных УУД ученики смогут:

- учитывать позицию собеседника (партнера);

- организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками;

- адекватно передавать информацию;

- отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.

     Регулятивные УУД:

- целеполагание;

- планирование;

- прогнозирование;

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;

- коррекция;

- оценка;

- волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и преодолению препятствий.

В сфере регулятивных УУД ученики смогут овладеть всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, в том числе во внутреннем плане, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

Знать, Уметь Предметные


ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН

Раздел

Тема урока

часы

четверть

1

Вводное занятие 2ч

1.1

Содержание курса.                               ТБ и СГТ при работе в мастерской

2

1

2

Кулинария 12ч

2.1

 Физиология питания

Рациональное питание.   Пр.р№1

2

1

2.2

Бутерброды, горячие напитки

Приготовление бутербродов и горячих напитков. Пр.р.№2

2

1

2.3

Блюда из яиц

Приготовление блюд из яиц. Пр.р.№3

2

1

2.4

Блюда из сырых овощей и вареных овощей

Приготовление блюд из овощей. Пр.р.№4

2

1

2.5

Заготовка продуктов

Консервирование сахаром. Пр.р.№5

2

1

2.6

Проект по теме: День рождения подруги

Сервировка стола. Зачетная работа№1

2

1

3

Оформление интерьера 4ч

3.1

Интерьер кухни, столовой. ОБЖ

Создание интерьера кухни, столовой. Пр.р.№6

2

1

3.2

Проект оформления окна кухни, столовой

Декоративное оформление в интерьере. Зачетная работа№2

2

1

4

Создание изделий из текстильных материалов 32ч

4.1

Материаловедение. Натуральные волокна растительного происхождения

Определение свойств нитей основы и утка. Пр.р. №7

2

2

4.2

Ручные стежки и строчки

Изготовление образцов со строчками, выполненными ручными стежками. Пр.р.№8

2

2

4.3

Машиноведение Безопасные приемы работы на швейной машине.

Заправка верхней и нижней ниток. Пр.р.№9

2

2

4.4

 Виды машин и их технические характеристики

Выполнение машинных строчек на ткани по намеченным линиям. Зачетная работа№3

2

2

4.5

Снятие мерок. Пр.р.№10

Построение чертежа фартука в М 1:4   Пр.р.№11

2

2

4.6

Моделирование фартука

Моделирование фартука  Пр.р.№12

2

2

4.7

Технология раскроя

Раскладка выкройки на ткани и раскрой. Пр.р.№13

2

2

4.8

Подготовка деталей кроя к обработке

Обработка деталей кроя. Пр.р.№14

2

3

4.9

Способы обработки срезов изделия

Выполнение краевых швов. Пр.р.№15

2

3

4.10

Способы обработки карманов

Обработка накладных карманов. Пр.р.№16

2

3

4.11

Способы обработки бретелей фартука

Обработка бретелей фартука. Пр.р.№17

2

3

4.12

Способы обработки пояса на изделии

Обработка пояса фартука. Пр.р. №18

2

3

4.13

Сборка изделия

Сборка изделия. Пр.р.№19

2

3

4.14

Декоративная отделка изделия

Декоративная отделка фартука. Пр.р.№20

2

3

4.15

Обработка срезов косынки ВТО

Обработка косынки. Пр.р.№21

2

3

4.16

Контроль качества готового изделия

Определение качества готового изделия. Зачетная работа№22

2

3

5

Художественные ремесла 18ч

5.1

Декоративно-прикладное искусство Основы композиции и законы восприятия цвета при создании предметов ДПИ Пр.р.№23

2

4

5.2

Лоскутное шитье.

Создание шаблонов и раскрой. Пр.р.№24

2

4

5.3

Изготовление салфетки, прихватки в лоскутной технике Пр.р.25,26,27.

Изготовление салфетки, прихватки. Зачетная работа№4

4

4

5.4

История вышивки.

 Виды швов  ручной вышивки. Пр.р.№28

2

4

5.5

Разметка рисунка на ткани и способы перевода рисунка на ткань.

Перевод рисунка на ткань. Пр.р.№29

2

4

5.6

Технология выполнения образца с вышивкой

Отделка вышивкой образца. Пр.р.№30

2

4

5.7

Окончательная отделка и ВТО образца с вышивкой

Оформление образца с вышивкой. Пр.р.№31

2

4

5.8

Критерии оценки проекта по ДПИ.

Защита проекта по теме: ДПИ.Зачет

2

4

                                                                                                            Всего

70

                                                Содержание программы

Вводное занятие(2час.)

Основные теоретические сведения

Содержание курса « Технология» 5 класс. Требования техники безопасности и охраны труда в мастерской. Организация рабочего места. Санитарные требования к помещению кухни и столовой. Правила санитарии и гигиены при обработке пищевых продуктов.

Практические работы

Приведение помещения кухни в соответствие с требованиями санитарии и гигиены. Проведение сухой и влажной уборки. Рациональное размещение инструментов на рабочих местах. Безопасные приемы работы с оборудованием, инструментами, горячими жидкостями. Освоение способов применения различных моющих и чистящих средств. Оказание первой помощи при ожогах, порезах и других травмах.

Объекты труда.

Рабочее место бригады на кухне.

 Кулинария (12 час).

Физиология питания (2 часа).

Основные теоретические сведения

Понятие о процессе пищеварения. Общие сведения о питательных веществах и витаминах. Содержание витаминов в пищевых продуктах. Суточная потребность в витаминах.

Практические работы

Работа с таблицами по составу и количеству витаминов в различных продуктах.  Определение количества и состава продуктов, обеспечивающих  суточную потребность человека в витаминах.

Объекты труда.

Таблицы, справочные материалы.

Технология приготовления пищи (12 час):

Бутерброды, горячие напитки (2 часа)

Основные теоретические сведения

Продукты, используемые для приготовления бутербродов. Виды бутербродов. Способы оформления открытых бутербродов. Условия и сроки хранения бутербродов.

Виды горячих напитков. Способы заваривания кофе, какао, чая и трав.

Практические работы

Выполнение эскизов художественного оформления бутербродов. Нарезка продуктов. Подбор ножей и разделочных досок. Приготовление бутербродов и горячих напитков к завтраку.

Объекты труда.

Бутерброды и горячие напитки к завтраку.

Блюда из яиц (2 часа)

Основные теоретические сведения

Строение яйца. Способы определения свежести яиц. Приспособления и оборудование для приготовления блюд из яиц. Особенности кулинарного использования перепелиных яиц.

Практические работы

Определение свежести яиц. Первичная обработка яиц. Приготовление блюда из яиц. Крашение и роспись яиц.

Объекты труда.

Омлет, яичница, вареные яйца.

Блюда из овощей(2 часа)

Основные теоретические сведения

Виды овощей, содержание в них минеральных веществ, белков, жиров, углеводов, витаминов.

Методы определения качества овощей. Влияние экологии на качество овощей. Назначение, виды и технология механической обработки овощей.

Виды салатов. Изменение содержания витаминов и минеральных веществ в зависимости от условий кулинарной обработки.

Практические работы

Применение современных инструментов и приспособлений для механической обработки и нарезки овощей. Фигурная нарезка овощей для художественного оформления салатов. Выполнение эскизов оформления салатов для различной формы салатниц: круглой, овальной, квадратной. Приготовление блюд из сырых и вареных овощей. Жаренье овощей и определение их готовности.

Объекты труда.

Фигурная нарезка овощей Салаты из сырых овощей и вареных овощей. Овощные гарниры.

Заготовка продуктов  (2 час).

Основные теоретические сведения

Роль продовольственных запасов в экономном ведении домашнего хозяйства. Способы приготовления домашних запасов. Правила сбора ягод, овощей, фруктов грибов, лекарственных трав для закладки на хранение. Условия и сроки хранения сушеных и замороженных продуктов. Температура и влажность в хранилище овощей и фруктов.

Практические работы

Закладка яблок на хранение. Сушка фруктов, ягод, грибов, кореньев, зелени, лекарственных трав. Замораживание и хранение ягод, фруктов, овощей и зелени в домашнем холодильнике. Домашние заготовки.

Варианты объектов труда.

Фрукты, ягоды, грибы, коренья, зелень, лекарственные травы.

Проект по теме: День рождения подруги (2 час).

Основные теоретические сведения

Составление меню на праздник. Правила подачи горячих напитков. Столовые приборы и правила пользования ими. Эстетическое оформление стола. Правила поведения за столом.

Практические работы

Выполнение эскизов художественного украшения стола к празднику. Оформление готовых блюд и подача их к столу. Складывание тканевых и бумажных салфеток различными способами.

Объекты труда.

Эскизы художественного украшения стола к завтраку. Салфетки.

Технологии ведения дома

Оформление интерьера. (4 часа).

Основные теоретические сведения

Краткие сведения из истории архитектуры и интерьера. Национальные традиции, связь архитектуры с природой. Интерьер жилых помещений и их комфортность. Современные стили в интерьере.

Рациональное размещение оборудования кухни и уход за ним. Создание интерьера кухни с учетом запросов и потребностей семьи и санитарно-гигиенических требований.  Современные системы фильтрации воды. Разделение кухни на зону для приготовления пищи и зону столовой. Отделка интерьера тканями, росписью, резьбой по дереву. Декоративное украшение кухни изделиями собственного изготовления.

Влияние электробытовых приборов и технологий приготовления пищи на здоровье человека.

Практические работы: Выполнение эскиза интерьера кухни. Выполнение поделки декоративного оформления окна кухни, столовой.                                        

Объект труда. Интерьер кухни.

Создание изделий из текстильных и поделочных  материалов (32 час).

Элементы материаловедения. Натуральные волокна растительного происхождения. (2часа).

Основные теоретические сведения

Классификация текстильных волокон. Натуральные растительные волокна. Изготовление нитей и тканей в условиях прядильного и ткацкого производства и в домашних условиях. Основная и уточная нити, кромка и ширина ткани. Полотняное переплетение. Лицевая и изнаночная сторона ткани. Свойства тканей из натуральных растительных волокон. Краткие сведения об ассортименте хлопчатобумажных и льняных тканей.

Практические работы

Изучение свойств нитей основы и утка. Определение направления долевой нити в ткани. Определение лицевой и изнаночной сторон ткани. Выполнение образца полотняного переплетения.

Объекты труда.

Образцы ткани. Образец полотняного переплетения.

Ручные стежки и строчки(2 часа.)

Основные теоретические сведения

Правила безопасной работы с колющим и режущим инструментом.

Прямые стежки. Строчки, выполняемые прямыми стежками: сметочная, заметочная, наметочная, копировальная, строчки для образования сборок. Шов, строчка, стежок, длина стежка, ширина шва.

Практические работы

Подготовка рабочего места для ручных работ. Выполнение образца с ручными строчками.

Практические работы

Организация рабочего места для ручных работ. Подбор инструментов и материалов. Выполнение ручных стежков, строчек и швов.

Элементы машиноведения (4 часа).

Основные теоретические сведения

Виды передач поступательного, колебательного и вращательного движения. Виды машин, применяемых в швейной промышленности. Бытовая универсальная швейная машина, ее технические характеристики. Назначение основных узлов. Виды приводов швейной машины, их устройство, преимущества и недостатки.

Практические работы

Подготовка универсальной бытовой швейной машины к работе. Безопасные приемы труда при работе на швейной машине. Намотка нитки на шпульку. Заправка верхней и нижней нитей. Выполнение машинных строчек на ткани по намеченным линиям. Регулировка длины стежка.

Объекты труда.

Швейная машина. Образцы машинных строчек.

Конструирование и моделирование рабочей одежды (4 часа).

Основные теоретические сведения

Виды рабочей одежды. Фартуки в национальном костюме. Общие правила построения и оформления чертежей швейных изделий. Типы линий в системе ЕСКД. Правила пользования чертежными инструментами и принадлежностями. Понятие о масштабе, чертеже, эскизе.

Фигура человека и ее измерение. Правила снятия мерок.

Понятие о форме, контрасте, симметрии и асимметрии. Использование цвета, фактуры материала, различных видов отделки при моделировании швейных изделий.

Практические работы

Снятие мерок и запись результатов измерений. Построение чертежа фартука в масштабе 1:4 и в натуральную величину по своим меркам. Моделирование фартука выбранного фасона. Подготовка выкройки к раскрою.

Варианты объектов труда.

Чертеж и выкройка фартука. Виды отделок.

Технология изготовления рабочей одежды (20 часов).

Основные теоретические сведения

Способы рациональной раскладки выкройки в зависимости от ширины ткани и направления рисунка. Технология изготовления фартука и косынки. Художественная отделка изделия. Влажно-тепловая обработка и ее значение при изготовлении швейных изделий.

Практические работы

Подготовка выкройки и ткани к раскрою. Раскладка выкройки фартука и головного убора, раскрой ткани. Обработка деталей кроя. Обработка срезов фартука. Обработка накладных карманов, пояса  и бретелей. Соединение деталей изделия машинными швами. Отделка и влажно-тепловая обработка изделия. Контроль и оценка качества готового изделия.

Объекты труда.

Образцы ручных стежков, строчек и швов, фартук, головной убор.

Рукоделие. Художественные ремесла (18 часов).

Декоративно-прикладное искусство.  (2 часа.)

Основные теоретические сведения

Традиционные виды рукоделия и декоративно-прикладного творчества Основы композиции и законы восприятия цвета при создании предметов ДПИ. Холодные, теплые, хроматические и ахроматические цвета. Цветовые контрасты.

Практические работы

             Зарисовка традиционных видов ДПИ, определение колорита и материалов. Национальные традиции в декоративно-прикладном творчестве народов Сибири. Организация рабочего места для занятий ДПИ.

Варианты объектов труда.

           Образцы ДПИ. Ткани. Нитки.

Лоскутное шитье.(4часа.)

Основные теоретические сведения.                                                                                                                                                                                 Лоскутная пластика - один из видов ДПИ. Применение лоскутной пластики в народном и современном костюме. Знакомство с технологией изготовления изделий в лоскутной технике. Основы построения узора. Выполнение эскиза и создание шаблона. Технология раскроя и соединения деталей в лоскутной пластике.

Практические работы

Создание эскиза и шаблонов. Изготовление изделий (прихваток, подставок и т.д.) в технике лоскутного шитья. Применение лоскутной пластики в народном и современном костюме.

Варианты объектов труда.

Салфетка, прихватка, подставка под горячее.

Вышивка (6 часов)

Основные теоретические сведения

Традиционные виды вышивки. Применение вышивки в народном и современном костюме. Знакомство с видами вышивки. Композиция, ритм, орнамент, раппорт в вышивке. Построение узора в художественной отделке вышивкой.

Организация рабочего места для ручного шитья. Вышивание метки, монограммы стебельчатым швом. Выполнение эскизов композиции вышивки для отделки фартука или салфетки. Определение места и размера узора на изделии.

Практические работы

Перевод рисунка на ткань, увеличение и уменьшение рисунка. Заправка изделия в пяльцы. Выполнения простейших вышивальных швов: стебельчатого, тамбурного, «вперед иголку», «назад иголку», петельного, «козлик». Способы  закрепления рабочей нити. Свободная вышивка по рисованному контуру узора. Отделка вышивкой образца, салфетки, фартука, носового платка.

Варианты объектов труда.

Образец, салфетка, фартук, носовой платок.

Творческие, проектные работы.

Примерные темы

  1. Кулинария:
  1. праздничный стол из салатов,
  2. этот удивительный бутерброд,
  3. сервировка стола
  4. день рождения подруги
  1. Художественная обработка материалов:
  1. вышивка – древнее рукоделие,
  2. обрезки ткани для пользы дела,
  3. прихватки, салфетки, грелки на чайник и кастрюлю (ткань – лоскутная техника)
  4. тайны бабушкиного сундука,
  5. веселые лоскутки,
  6. отделка швейного изделия вышивкой,
  7. панно для украшения кухни (ткань, бисер, использование народных промыслов и т.п.)
  1. Изготовление швейного изделия:
  1. простейшие виды одежды (топ, фартук, косынка – ткань),
  1. Электробытовые приборы – наши помощники.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
ВЫПУСКНИКОВ 5 классов ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ

Общетехнологические и трудовые умения и способы деятельности

В результате изучения технологии ученик независимо от изучаемого раздела должен:

Знать/ понимать

основные технологические понятия; назначение и технологические свойства материалов; назначение и устройство применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования; виды, приемы и последовательность выполнения технологических операций, влияние различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека; профессии и специальности, связанные с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции.

Уметь

рационально организовывать рабочее место; находить необходимую информацию в различных источниках, применять конструкторскую и технологическую документацию; составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия или получения продукта; выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ; выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования; соблюдать требования безопасности труда и правила пользования ручными инструментами, машинами и оборудованием; осуществлять доступными средствами контроль качества изготавливаемого изделия (детали); находить и устранять допущенные дефекты; проводить разработку учебного проекта изготовления изделия или получения продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов;  планировать работы с учетом имеющихся ресурсов и условий; распределять работу при коллективной деятельности.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

получения технико-технологических сведений из разнообразных источников информации;

организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности;

изготовления или ремонта изделий из различных материалов;

создания изделий или получения продукта с использованием ручных инструментов, машин, оборудования и приспособлений;

 контроля качества выполняемых работ с применением мерительных, контрольных и разметочных инструментов;

 обеспечения безопасности труда;

 оценки затрат, необходимых для создания объекта или услуги.

Требования по разделам технологической подготовки

В результате изучения технологии ученик в зависимости от изучаемого раздела должен:

Создание изделий из текстильных
и поделочных материалов

Знать/понимать

  1. назначение различных швейных изделий; основные стили в одежде и современные направления моды; виды традиционных народных промыслов.

Уметь

  1. выбирать вид ткани для определенных типов швейных изделий; снимать мерки с фигуры человека; строить чертеж фартука; выбирать модель с учетом особенностей фигуры; выполнять технологические операции по изготовлению рабочей одежды; выполнять художественное оформление швейного изделия; проводить примерку изделия; выполнять вышивку и лоскутную пластику

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. изготовления изделий из текстильных и поделочных материалов с использованием швейных машин, оборудования и приспособлений, приборов  влажно-тепловой и художественной обработки изделий и полуфабрикатов; выполнения различных видов художественного оформления изделий.

Кулинария

Знать/понимать

влияние способов обработки на пищевую ценность продуктов; санитарно-гигиенические требования к помещению кухни и столовой, к обработке пищевых продуктов; виды оборудования современной кухни; виды экологического загрязнения пищевых продуктов, влияющие на здоровье человека.

Уметь

выбирать пищевые продукты для удовлетворения потребностей организма в белках, углеводах, жирах, витаминах; определять доброкачественность пищевых продуктов по внешним признакам; составлять меню завтрака; выполнять механическую и тепловую обработку овощей; соблюдать правила хранения пищевых продуктов, полуфабрикатов и готовых блюд; заготавливать на зиму овощи и фрукты; оказывать первую помощь при пищевых отравлениях и ожогах.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

приготовления и повышения качества, сокращения временных и энергетических затрат при обработке пищевых продуктов; консервирования и заготовки пищевых продуктов в домашних условиях; соблюдения правил этикета за столом; приготовления блюд по готовым рецептам, включая блюда национальной кухни; сервировки стола и оформления приготовленных блюд.

Технологии ведения дома

Знать/понимать

характеристики основных функциональных зон в жилых помещениях; основные виды бытовых домашних работ; средства оформления интерьера;  назначение основных видов современной бытовой техники;

Уметь

соблюдать правила пользования современной бытовой техникой.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

выбора рациональных способов и средств ухода за одеждой и обувью; применения бытовых санитарно-гигиенические средств; применения средств индивидуальной защиты и гигиены.

Литература

  1. Маркуцкая С.Э. Технология: Обслуживающий труд. Тесты. 5-7 классы / Маркуцкая С.Э. – М.: Издательство “Экзамен”, 2006. – 128с. (Серия “Учебно-методический комплект”)
  2. Кожина О.А. Технология. Обслуживающий труд: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений / О.А. Кожинав, Е.Н. Кудакова, С.Э. Маркуцкая. – М.: Дрофа, 2004. – 240 с.: ил.
  3. Кожина О.А., Кудакова Е.Н., Носорева Е.А. Структура содержания и примерное тематическое планирование учебного материала по технологии (обслуживающий труд) в 5-9 классах //Школа и производство. – 2001. 0- №6
  4. Павлова М.Б., Питт Дж., Гуревич М.И., Сасова И.А. Метод проектов в технологическом образовании школьников: Пособие для учителя / Под ред. И.А. Сасовой. – М.: Вентана-Граф, 2003. – 296 с.: ил.
  5. Письмо Департамента государственной политики в образовании МОиН РФ от 07.07.2005 №03-1263: о примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана.
  6. Примерная программа основного общего образования по направлению “Технология. Обслуживающий труд”
  7. Сборник нормативных документов. Технология / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2004. – 120, [8] с.
  8. Технология: Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений (вариант для девочек). – 2-е изд., перераб. /Под ред. В.Д. Симоненко – М.: Вентана -Граф, 2009. – 192 с.: ил.
  9. Технология. 5 класс: Сборник проектов: Пособие для учителя / М.И. Гуревич, М.Б. Павлова, И.Л. Петрова, Дж. Питт, И.А. Сасова / Под ред. И.А. Сасовой. – М.: Вентана-Граф, 2004. – 144 с.: ил.

                                   Требования к оснащению кабинета.

   Занятия по технологии ( девочки) проводятся на базе кабинет №1  Шушенской средней общеобразовательной  школы №2 .Кабинет  находится на 1этаже основного здания и имеет оборудованные под мастерскую зоны: кулинарную и швейную, а так же лаборантскую для хранения наглядных пособий и оборудования.

    Рабочие места учащихся укомплектованы столами и стульями. В гигиенических целях в кабинете имеется 2 умывальника и 2 емкости для сбора мусора. Температурный режим в кабинете поддерживается в норме.  Для обеспечения проветривания все окна легко открываются с пола.

     Электрическая проводка к рабочим места проведена в стене стационарно. Включение и выключение всей электросети кабинета осуществляется одним рубильником, расположенным в шаговой доступности.

  1.      В учебно-методический комплект для образовательной области « Технология» входят учебники, приобретенные на класс, которые выдаются для работы на занятиях.   Компьютер с комплексом обучающих программ и выходом в интернет в кабинете отсутствует, но имеется доступ к компьютерам, находящимся в  компьютерном кабинете и библиотеке. В кабинете имеется комплекс таблиц и плакатов по ТБ и разделам программы, а так же оборудование для практических работ. Пояснительная записка   2. Учебники:I.  Автор   А.А.Данилов, Л.Г.Косулина

  Название  «История России. России с древнейших времен до конца XVI века »

 

Издательство  М. «Просвещение». 2008 г.

    3.   Количество часов в неделю:

по программе:   2 Содержание учебного материала

5 класс (70  часов)

Раздел 1.Осенние работы на прищкольном  участке (8  часов)

Тема 1. Введение в предмет «Технология» (1  час)

Сущность предмета «Технология».  Цели и задачи предмета. Разделы предмета и объекты труда. Необходимые инструменты, материалы, приспособления. Инструменты и материалы для работ по рукоделию. Экологические проблемы природы, общества, человека. Способы их разрешения. Негативные последствия влияния хозяйственной деятельности человека на окружающую среду и на здоровье человека.

Основное понятие темы: технология, научная организация труда.

Тема 2. Осенние работы в овощеводстве

Тема 3 Уборка урожая лекарственных растений

Тема 4 Уборка урожая свеклы. Уборка урожая моркови

Раздел 2 Кулинария

Вводный инструктаж по ТБ. Правила поведения в кабинете. (1  час)

Внутренний распорядок и правила поведения в кабинете. Правила техники безопасности и санитарно-гигиенические требования. Правила безопасности и охраны труда в кабинете технологии и при работе с ручными инструментами.  Правила оказания первой помощи.

Основные понятия темы: правила техники безопасности, санитарно-гигиенические требования.

Раздел 2. Элементы материаловедение  (4  часа)

Тема 3-4. Изучение волокон хлопка и льна. Характеристика и свойства. (1/1  часа)

Состав швейных материалов. Классификация текстильных волокон. Натуральные растительные волокна. Строение, химический состав и физико-химические свойства хлопкового и льняного волокна. Общее понятие о пряже и процессе прядения. Изготовление нитей и тканей в условиях прядильного и ткацкого производства.

Основные понятия темы: прядение, ткачество.

 

Тема 5-6. Понятие о пряже и прядении. Выполнение полотняного переплетения.                

 Направление нитей основы и утка в ткани. Лицевая и изнаночная сторона ткани  (0,5/1,5  часа)

Свойства тканей из натуральных растительных волокон: физико-механические, гигиенические, технологические, эксплуатационные. Ткани для изготовления рабочей одежды. Ассортимент х/б и льняных тканей. Основная и уточная нити в ткани. Полотняное переплетение. Лицевая и изнаночная сторона ткани.

Основные понятия темы: свойства: механические, гигиенические, физико-механические, эксплуатационные, ассортимен,. долевая нить, уток, лицевая и изнаночная сторона.

Практические работы

Определение в   тканях направления нитей основы и утка. 

Изготовление образца полотняного переплетения.

Определение свойств  тканей из натуральных растительных волокон.

Раздел 3.Рукоделие (8 часов)                                                                            

Тема 7-8. Организация рабочего места для ручных работ, инструменты и приспособления для выполнения простейших швов.  (0,5/1,5  часа)

Правила безопасного труда. Правила работы с иглами, ножницами, булавками. Организация рабочего места. Инструменты для выполнения ручных работ. Приспособления для выполнения ручных работ.

Основные понятия темы: Ручные работы, рабочее место, правильная посадка, инструменты и приспособления.

Тема 9-10 . Ручные работы. Технология выполнения ручных швов ( -/2 часа)

Подбор ниток и игл. Правила отрезания нитки от катушки, вдевание нитки в иголку. Прямые стежки. Строчки, выполняемые прямыми стежками: сметочная, заметочная, наметочная, копировальная, стебельчатый шов, тамбурный шов, шов «козлик». Размер стежков.

 Основные понятия темы: Ручные работы, рабочее место, правильная посадка, инструменты и приспособления. стежок, строчка, длина стежка.

Тема 11-12. Основные сведения о лоскутной технике.

       Возникновение лоскутной техники в России. Изделия выполненные в лоскутной технике. Возможности лоскутной техники, её связь с направлениями современной моды. Материалы для лоскутной техники. Подготовка материалов к работе. ОРМ для работы с лоскутом.

Основные понятия темы: лоскутная техника, лоскут, цветовой круг

Тема 13-14. Выполнение прихватки в лоскутной технике.        

Цветовой круг. Подбор лоскутов по цвету. Разработка эскиза изделия. Изготовление шаблонов. Расчет количества деталей и их размеров. Вычерчивание контура шаблона. Припуски на обработку. Схема соединения деталей. Обработка припусков. Использование прокладочных и подкладочных материалов. Выполнение воздушной петли.

Основные понятия темы: шаблон, цветовой круг. Контур, припуски, лицевая и изнаночная сторона. Воздушная петля, разутюживание.

Практические работы

        Изготовление образцов из ткани со строчками, выполненными прямыми стежками.

Изготовление простейших ручных швов. Изготовление прихватки в лоскутной технике.

Раздел 4. Элементы машиноведения (8часа)

Тема 15-16. Правила техники безопасности при работе на швейной машине. Заправка  

верхней и нижней нитей. (0,5/1,5  часа)

История создания швейной машины. Виды машин применяемых в швейной промышленности. Бытовая универсальная швейная машина.  Технические характеристики. Назначение основных узлов швейной машины.

Основные понятия темы: бытовая швейная машина, привод, узлы швейной машины.

Тема 17-18. Виды приводов швейных машин. Работа на машине на холостом ходу. (0,5/1,5  час)

Виды приводов швейной машины, преимущества и недостатки, устройство ручного привода. Организация рабочего места для выполнения машинных работ. Правила подготовки универсальной швейной машины к работе. Включение и выключение швейной машины. Намотка нитки на шпульку. Заправка верхней и нижней нитки. Регулировка длины стежка.  Формирование первоначальных навыков работы на швейной машине.

Основные понятия темы: машинные работы, шпулька и шпульный колпачок, холостой и рабочий ход машины.

Тема 19-20.  Организация рабочего места. Терминология, применяемая при выполнении

 машинных работ.        (0,5/1,5) 

        Правила безопасной работы при ВТО. Требования к выполнению ВТО. Терминология. Инструменты и приспособления для ВТО.

Конструкция машинного шва. Длина стежка, ширина шва. Назначение соединительных (стачного взаутюжку, стачного вразутюжку, расстрочного, накладного с закрытым срезом, накладного с открытым срезом) и краевых (вподгибку с открытым и закрытым срезом) швов. Конструкция швов, их условные графические обозначения и технология выполнения. Зависимость ширины шва от строения и свойств материалов. Способы распускания швов.

Основные понятия темы: утюжильная доска, температура нагрева подошвы, декатировка. шов, ширина шва.                                        

Тема 21-22.  Работа на машине на холостом ходу. Виды машинных швов. Выполнение машинных швов.(-/2)        

        Конструкция машинного шва. Длина стежка, ширина шва. Назначение соединительных (стачного взаутюжку, стачного вразутюжку, расстрочного, накладного с закрытым срезом, накладного с открытым срезом) и краевых (вподгибку с открытым и закрытым срезом) швов. Конструкция швов, их условные графические обозначения и технология выполнения. Зависимость ширины шва от строения и свойств материалов. Способы распускания швов.

 Приемы безопасной работы на универсальной швейной машине. Виды машин, применяемых в швейной промышленности. Бытовая универсальная швейная машина. Технические характеристики. Назначение основных узлов универсальной швейной машины. Виды приводов швейной машины, преимущества и недостатки, устройство ручного привода. Организация рабочего места для выполнения машинных работ. Правила подготовки универсальной швейной машины к работе. Включение и выключение механизма махового колеса. Устройство моталки. Намотка нитки на шпульку. Заправка верхней и нижней нитей.

Упражнения на швейной машине без ниток. Запуск машины и регулировка скорости. Формирование первоначальных навыков работы на швейной машине: выполнение машинных строчек (по прямой, по кривой, с поворотом на определенный угол,  с подъемом прижимной лапки). Регулировка длины стежка. Машинные швы, их виды и назначение. Выполнение соединительных швов: стачных, накладных; швов вподгибку. Влажно- тепловые работы, их

терминология. Правила безопасной работы утюгом.

Основные понятия темы: шов, ширина шва.

     Практические  работы

Работа на швейной машине без нитки. Заправка верхней и нижней нитей.  Выполнение машинных строчек на ткани по намеченным линиям.  Выполнение машинных швов – стачного и шва вподгибку.  Влажно-тепловая обработка швов.

Вариант объекта труда: образцы машинных швов

Раздел 5. Конструирование и моделирование(6часов)

Тема 23-24.  Снятие мерок для изготовления фартука. Конструирование фартука. (0,5/1,5)

           Виды рабочей одежды. Фартуки в национальном костюме. Общие правила построения и оформления чертежей швейных изделий. Типы линий в системе ЕСКД. Правила пользования чертежными инструментами и принадлежностями. Понятие о масштабе, чертеже, эскизе.

Фигура человека и ее измерение. Правила снятия мерок.

Понятие о форме, контрасте, симметрии и асимметрии. Использование цвета, фактуры материала, различных видов отделки при моделировании швейных изделий.

Основные понятия темы: мерки, сантиметровая лента, правила снятия мерок.

                

Тема 25-26. Изготовление выкройки-чертежа фартука.(-/2)

Общие правила построения и оформления чертежей изделий. Типы линий. Условные обозначения на чертежах швейных изделий. Чтение чертежей. Расчетные формулы. Построение чертежа фартука в масштабе 1:4.

Основные понятия темы: конструирование, линейка закройщика, масштаб.                                                

Практические работы

Снятие мерок и запись результатов измерений. Построение чертежа фартука в масштабе 1:4 и в натуральную величину по своим меркам. Моделирование фартука выбранного фасона. Подготовка выкройки к раскрою.

Тема 27-28. Моделирование фартука. (1/1)

Особенности моделирования рабочей одежды. Понятие о композиции в одежде (материал, цвет, силуэт, пропорции, ритм). Виды отделки швейных изделий (вышивка, аппликация, тесьма, сочетание тканей по цвету). Выбор модели и моделирование фартука. Подготовка выкройки к раскрою

Основные понятия темы: моделирование, силуэт, пропорции, отделка.

Практические работы

           Моделирование фартука выбранного фасона. Подготовка выкройки к раскрою.

Раздел 6 Технология изготовления швейных изделий(22часа)

Тема 29-30. Подготовка ткани к раскрою. Раскрой фартука. (0,5/1,5  часа)

Подготовка ткани к раскрою (декатировка, выявление дефектов, определение направления долевой нити, лицевой и изнаночной стороны). Раскладка выкройки на ткани с учетом припусков на швы. Способы раскладки выкройки в зависимости от ширины ткани. Инструменты и приспособления для раскроя. Обмеловка. Раскрой ткани.

Основные понятия темы: дефекты ткани, обмеловка, раскладка, припуски.

Тема 31-32. Смётывание деталей фартука. Примерка изделия.(0,5/1,5)

         Способы переноса контрольных и контурных линий выкройки на ткань. Подготовка деталей кроя к обработке. Обработка деталей кроя. Технология обработки накладных карманов. Обработка верхнего, нижнего и боковых срезов кармана.

Основные понятия темы: контурные и контрольные линии, детали кроя, накладной карман.

Тема 33-34. Обработка бретелей фартука. Обработка нагрудника. (0,5/1,5 часа)

        Обработка бретелей обтачным швом с последующим вывертыванием. Контроль качества. Обработка срезов нагрудника. Соединение бретелей и нагрудника.

Основные понятия темы: бретели, нагрудник, обтачной шов.

Тема 35-36. Соединения нагрудника и бретелей. (0,5/1,5 часа)

        Соединение бретелей с нагрудником.  Соединение нагрудника с поясом и нижней частью фартука.

Основные понятия темы: обработка пояса.

Тема 37-38. Обработка накладных карманов. (0,5/1,5 часа)

Выбор наиболее рационального способа оформления срезов для данного вида ткани с учетом её свойств. Определение месторасположения карманов. Накалывание наметывание, настрачивание карманов на нижнюю часть фартука.  Обработка срезов фартука швом вподгибку с закрытым срезом или тесьмой.

Основные понятия темы: обработка срезов, контрольные точки, накалывание и настрачивание, контроль качества.

Тема 39-40. Обработка нижней части фартука. . (0,5/1,5 часа)

Тема 41-42.Соединение нижней части фартука и карманов. (0,5/1,5 часа)

Тема 43-44. Обработка пояса. (0,5/1,5 часа)

Тема 45-46. Соединение пояса с нижней частью фартука и нагрудника.         (0,5/1,5 часа)

Тема 47-48. Соединение пояса с нижней частью фартука и нагрудника.         (0,5/1,5 часа)

Тема 49-50. Окончательная обработка фартука. Влажно-тепловая обработка фартука.         (0,5/1,5 часа)

Художественная отделка фартука. Влажно-тепловая обработка. Контроль качества готового изделия.

Основные понятия темы: отделка, контроль качества.

Практические работы

Экономная раскладка выкройки фартука на ткани и раскрой.  Прокладывание контурных и контрольных линий и точек на деталях кроя. Обработка пояса. Обработка накладных карманов.

 Обработка нижней части фартука.  Соединение деталей фартука стачными и настрочными швами.

 Выполнение отделочных работ (вышивкой, тесьмой или аппликацией).

Влажно-тепловая обработка изделия.  Определение качества готового изделия.

Раздел  7. Культура дома (4 часов)

Тема 51-52. Интерьер жилого дома. (1/1 час)

Краткие сведения из истории архитектуры и интерьера. Создание интерьера кухни. Требования, предъявляемые к кухне. Разделение кухни на зону для приготовления пищи и зону столовой. Оборудование кухни и уход за ним. Использование в интерьере кухни откидных разделочных досок, полочек, скамеек. Посуда, приборы для сервировки стола. Новейшие принадлежности обеденного и чайного стола. Чистка посуды из металла, стекла, керамики, дерева. Отделка интерьера тканями, росписью, резьбой по дереву. Декоративное украшение кухни изделиями собственного изготовления: прихватками, полотенцами, разделочными досками, подставками и др. Санитарное состояние кухни. Наличие вентиляции, применение воздухоочистителя. Меры по борьбе с насекомыми и грызунами.

Тема 53-54. Выполнение эскиза интерьера кухни. (1/1 час)

Национальные традиции, связь архитектуры с природой. Интерьер жилых помещений и их комфортность. Современные стили в интерьере.

Рациональное размещение оборудования кухни и уход за ним. Создание интерьера кухни с учетом запросов и потребностей семьи и санитарно-гигиенических требований.  Современные системы фильтрации воды. Разделение кухни на зону для приготовления пищи и зону столовой. Отделка интерьера тканями, росписью, резьбой по дереву. Декоративное украшение кухни изделиями собственного изготовления.

Влияние электробытовых приборов и технологий приготовления пищи на здоровье человека.

Практическая работа: 

Выполнение эскиза интерьера кухни.

Раздел  8. Творческий проект (4 часов)

Тема 55-56. Выполнение творческого проекта. (1/1 час)

Тема 57-58. Выполнение творческого проекта и защита проекта (-/2 час)

Этапы выполнения проекта, тематика и оценка проектов. Разработка пояснительной записки проекта. Защита проекта, критерии оценивания. Приемы защиты творческих проектов. Демонстрация одежды. Описание изготовления.

Основные понятия темы: защита, демонстрация.

 

            Практическая работа. 

Разработка и защита творческого проекта по выбранной теме.

Раздел  9. Кулинария (8 часов)

Раздел  10. Весенние работы на пришкольном участке (6 часов

Тема 67-68

С/х растения, полевые культуры, плодовые и ягодные культуры. Овощные культуры, кормовые травы обработки почвы. С/х растения по продолжительности  жизни. Строение корнеплодов свеклы и редиса. Различие по сортам и форме. Технология выращивания.                  

Практическая работа

Заполнение таблицы. Практическая работа на пришкольном участке.

Формы и  методы.

Приоритет отдается активным формам преподавания:

Практическим: упражнения, практические работы, тренинги;

Наглядным: использование схем, таблиц, рисунков, моделей, образцов;

Нестандартным: конкурсы, презентация, творческие проекты

Формы  контроля

Поскольку уроки носят практический характер, то существуют следующие виды контроля: текущий контроль, самоконтроль, взаимоконтроль, промежуточный, итоговый.

Формы контроля:  тестирование, зачет, практическая работа, лабораторно-практическая работа.

Способы организации деятельности учащихся

 В основе лежат практические занятия, реже - лабораторные, выполнение творческих, проектных работ, рефератов, сообщений, выполнение домашних заданий,  контрольное тестирование.  

Дифференциация обучения

В работе используется дифференцированный (разноуровневый) подход в обучении с каждым учеником.

Практические работы

5. КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН  80%

6.   Программно – методический материал:    7.  Электронные приложения:

№ п/п

 Тема

урока

Сроки

изучения

                             Развитие УУД

Требования к уровню подготовки обучающих (результат)

Предметные

Метапредметные

Личностные

 Осенние работы на пришкольном  участке

Вводное занятие  Технология в жизни человека и общества Правила безопасности труда

    4.09

Самостоятельное

выделение и

формирование познавательной цели.

-Поиск и выделение необходимой информации, применение  методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств..

-Структурирование

Знаний.

-Выбор наиболее аффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Познавательные УУД:

Общеучебные  универсальные действия находить (в учебниках и др. источниках) достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач;

 поиск и выделение информации.

- анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия;

-умение с достаточной полнотой

-выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

Регулитивные УУД;

- целеполагание, анализировать, прогнозировать,оценивать,

корреция ,контроль.

Коммуникативные УУД-

-излагать свое мнение

-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

-умение с достаточной полнотой выражать свои мысли и сверстников.

-формирование умение объяснять свой выбор

- участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать  технологию

-осознавать мотивацию учения

монологе, диалоге), аргументируя его, подтверждая фактами.

Важность технологии в жизни человека и общества .Способы уборки и хранения овощей.

Отличительные признаки семян.

Условия, необходимые  для выращивания культурных растений

4.09

Осенние работы в овощеводстве.

  11.09

Пр. Сбор семян цветов.

11.09

5

Пр. Уборка урожая лекарственных растений.

18.09

Разновидности лекарственных растений и их применение.

6

Пр. Просушка лекарственных растений

18.09

7

Пр. Уборка урожая  фасоли

25.09

Название сортов  фасоли Способы складирования.

8

Пр. Уборка и учет урожая овощных культур

25.09

Название сортов складирование. Консервирование.

Кулинария

    9

Правила санитарной гигиены и безопасной работы  при работе на кухне.

2.10

Выполнение требований т/б и охраны труда работы с ножом и эл. плитой. Правила поведения за столом

10

Пр. Сервировка стола к завтраку

2.10

Технология приготовления горячих напитков. Оформление и подача блюд из яиц. Технология приготовления и оформления бутербродов.

   11

Пр. Горячие напитки- какао, кисель.

9.10

Сохранение витаминов при первичной и тепловой  обработке овощей.

   12

Пр. Блюда из яиц. Бутерброды

9.10

13

Виды тепловой обработки продуктов.

16.10

  14

Пр. Приготовление блюд из вареных  овощей. Винегрет

16.10

   15

Блинное тесто

23.10

Приемы замеса. Требование к обжариванию. Требование  к качеству и оформлению блюд.

16

Пр. Приготовление блинов

23.10

Технология  обработки ткани

Вывязывание лицевой и изнаночной петель

17

Классификация текстильных волокон. Виды переплетений

30.10

Организация рабочего места. Правила безопасности труда. Приемы подготовки  машины  и работы на ней. Общее понятие о пряже и процессе прядения.  Технология изготовления  тканей. Изучение свойств тканей из растительных  волокон.

18

Л.р. Путешествие в страну тканей.

30.10

19

 Правила техники безопасности. Бытовая швейная машина

Пр. Работа на швейной машине с ручным приводом

13.11

Заправка верхней и нижней ниток. Регулирование натяжения верхней и нижней ниток, длина стежка

20

 Виды машинных швов, применяемые при шитье фартука.

13.11

Выполнение образцов швов соединительных и краевых швов.

21

Пр. Стачной шов. Шов вподгибку с  открытым срезом, шов вподгибку с закрытым срезом.

20.11

22

Пр. Мерки, необходимые для построения чертежа фартука.

20.11

23

Пр.Построение чертежа фартука.

27.11

24

Пр.Художественное и техническое моделирование.

27.11

Измерение  фигуры и запись результатов. Расчеты конструкции по формулам. Выполнение и оформление чертежей.

25

Пр.Изготовление выкройки фартука.

4.12

Приемы моделирования одежды и расчет количества ткани для изготовления  фартука.

26

Раскрой изделия

4.12

Расчет конструкции по результатам измерения. Последовательность построения и изготовления выкроек.

27

Подготовка деталей кроя к обработке.

11.12

Планирование и изготовление изделия. Последовательность  выполнения операций

28

Обработка нижней части фартука.

11.12

Раскладка деталей выкройки на ткани. Обмелка выкройки с учетом припусков на швы.

29

Обработка карманов и соединение их с фартуком.

18.12

Прокладывание контурных и контрольных линий и копировальных стежков.

30

Художественная отделка фартука.

18.12

Обработка нижнего среза швом в подгибку с закрытым срезом. Влажно-тепловая обработка.

31

Утюжильные работы.

25.12

    32

Подготовка к проекту» Мой подарок маме»

25.12

Обработка срезов накладных карманов. Соединение деталей фартука. Контроль качества.

    33

Закрепление умений и  навыков. Защита проекта «Мой подарок маме»

34

Технология традиционных видов рукоделия и декоративно-прикладного творчества.

Наклеивание аппликации, вышивка.

35

Изготовление прихватки в лоскутной технике

36

Выбор  лоскутного шитья для прихватки

37

Раскрой прихватки

38

Сметывание прихватки

39

Шитье прихватки одной детали

40

Шитье второй прихватки

41

Соединение двух деталей

Вязание  крючком

42

.Правила безопасной работы пи вязании крючком мягкой игрушки. Выбор и раскрой мягкой игрушки

18.02

Раскроить и сшить прихватку и носовой платок.

43

 Вязание образца.

25.02

 Образцы вязания крючком

44

Вязание мышки головы

3.03

Вязание крючком мягкой игрушки (мышка)

45

Вязание мышки  туловища и хвостика

46

Оформление мягкой игрушки

47

Соединение и сборка деталей мягкой игрушки.

10.03

Экономная раскладка деталей выкройки на ткани. Последовательность раскроя.23.03

Вышивка гладью

48

 Выбор рисунка. Правила безопасной работы.

17.03

Последовательность соединения сборки. Художественная отделка мягкой игрушки.

49

Стебельчатый шов, закрепление рабочей нити.

24.03

Подготовка к вышивке. Правила безопасности. Закрепление рабочей нити. Увеличение и уменьшение рисунка.

50

Шов узелки.

7.04

Выбор ниток, иголки. Вышивка ниток в несколько сложений. Двухсторонняя гладь.

51

Атласная гладь.

52

Двухсторонняя гладь

Вышивка крестом

53

Выбор рисунка. Правила безопасной работы.

54

Закрепление рабочей нити

55

Простой крест

56

Болгарский крест

57

Вышивка своих инициалов

58

Подбор ниток

59

Начало вышивки

60

Оформление работы

Технология ведения домашнего хозяйства.

14.04

Культура дома.

61

Обычаи, традиции, правила поведения.

21.04

Комнатные растения Лекарственные растения.

62

Интерьер  кухни, столовой. Оборудование кухни

Весенние работы на пришкольном участке.

5.05

Пикировка, полив, освещение.

63

Пикировка и уход за рассадой. Правила безопасной работы.

12.05

Новые сорта картофеля. Подготовка земли.

64

Посадка картофеля.

19.05

Проведение опыта посева моркови.

65

Посев семян свеклы.

26.05

Разновидности рассады. Удобрения.

66

Посев семян моркови

67

Рассада. Виды защищенного грунта.

68

Пикировка цветочных растений

69

Планирование цветника

70

Уход за цветочно-декоративными растениями

\


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поурочное планирование. Биология 6 класс. Учебник И.Н Пономарёва, О.Н Корнилова. Растения, грибы, бактерии, лишайники. Москва «Вентана-Граф» 2005 г.

Пояснительная записка.Планирование составлено в соответствии с программой  «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» (68 часов, 2 часа в неделю) Авторы: И.Н. Пономарева, В. С. Кучменко учебник...

Поурочное планирование ОБЖ 10 класс

Поурочное планирование ОБЖ 10 класс    Программа А.Т. Смирнов, 2009 год....

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 6, 7 КЛАСС

Рабочая программа учебника Бим И.Л., „Deutsch, 6, 7 Klasse“, 2008 год 5, 6 год обучения , нашла её в интернете переделывала под себя, переводила!!!...

Примерное поурочное планирование география 6 класс.

Примерное поурочное планирование по учебнику А.А. Летягина "География. Начальный курс".Планирование составлено для двух вариантов учебного плана, в котором предусмотрено изучение географии в 6 классе ...

Поурочное планирование. Английский язык класс: 5

календарно-тематическое планирование по английскому языку для 5го класса по УМК Афанасьевой и по Бибалетовой...

Рабочая программа с поурочным планированием для 5 класса с учетом требований ФГОС

Программа по английскому языку для 5 класса по УМК Биболетовой М.З. Enjoy English. Поурочное планирование с указанием формируемых УУД....