Использование игровых элементов на уроках технологии.
методическая разработка по технологии (5 класс) на тему

В образовании ткани участвуют две нити. Натянутые на станке нити, идущие вдоль всего полотна и называются основными. Они длинные и прочные, потому, что пропитаны специальным составом. Нити основы переплетаются с помощью челнока нитями, идущими поперёк полотна. Эти нити называются уточными.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urokno1_igrovye_tekhnologiy_na_urokakh.docx19.94 КБ

Предварительный просмотр:

Игровые технологий на уроках

Раздел: материаловедение

Тема урока 1: "Процесс получения переплетения. Определение лицевой стороны ткани"

Тип урока: развивающий, комбинированный, сдвоенный.

Цели: 

  • Научить определять лицевую и изнаночную стороны тканей;
  • Научить определять нити основы и утка, изучить свойства нитей;
  • Получить полотняное переплетение.

Задачи:

  • Сформировать понятия о процессе получения тканей;
  • Расширить представление о свойствах льняных и хлопчатобумажных тканей;
  • Развивать мыслительные способности, умение анализировать, сопоставлять;
  • Воспитывать самостоятельность, творческую активность.

Методы обучения: беседа, наглядно - иллюстративный, игровой, практическая работа.

Оборудование и материалы: учебник, тетрадь, коллекция тканей, старинные орудия для производства тканей (веретено, прялка),  образцы тканей, лупы, ножницы, клей ПВА., шерстяные или акриловые нити.

Ход урока

1 урок.

I. Организационный момент: психологический настрой учащихся на работу, проверка готовности учащихся к уроку, сообщение темы урока и целей.

II. Проверка домашнего задания. Актуализация знаний.

Фронтальный опрос по ранее изученному материалу, с элементами диалогового общения.

1) Что изучает наука "материаловедение"?

  1. Что называется волокном?
  2. Что называют "текстильным волокном"?
  3. На какие да класса делятся волокна по своему происхождению?
  4. Какие виды натуральных волокон вы знаете?
  5. Назовите представителей растительных волокон?

III. Проверка домашнего задания. В соответствии с домашним заданием класс делится на группы и ученицы должны написать сказки, где главные герои имеют свойства "изученных волокон". Свои произведения необходимо представить в кукольном театре. При подготовке домашнего задания проводится исследовательская работа, связанная с изучение свойств льна и хлопка, поэтому после представления сказки целесообразно задать вопрос:

Что нового вы узнали о свойствах тканей?

Приложение1.

1. Изучение нового материала. (беседа)

Тканью человек пользуется с древних времён. Заглянув в историю можно проследить путь ткани.

Вопрос:

- Скажите, какой была первая одежда человека?

Предполагаемый ответ:

- Первая одежда человека была сделана из шкур животных, листьев и стеблей травы сплетённых между собой.

Но эта одежда была недолговечной и неудобной.

Желание сделать свой костюм красивым, удобным и практичным, развитие человеческих способностей побудили людей думать. И наконец люди научились делать ткань. Основой для производства тканей стали волокна.

Слово "Волокно" крепится на доску.

Вопрос:

- Что такое "волокно"?

Ответ:

- Волокно это -

Вопрос:

- А как из отдельных волокон сделать ткань?

Oтвет:

-Соединить отдельные волокна в нить, а затем изготовить ткань.

Волокна, соединённые нить называются пряжа.

Слово "пряжа" крепится на доску.

Пряжа - тонкая, длинная нить изготовленная из отдельных волокон, путем их скручивания. (записать определение в тетрадь)

Процесс получения пряжи из нитей называется прядением.

Слово "прядение" прикрепить на доску.

В результате прядения получали нить.

Слово "нить" крепится на доску.

Исторические сведения:

На протяжении многих столетий единственным приспособлением для получения пряжи были гребень и веретено. Гребень вставляли в отверстие скамьи, привязывали к нему "кудель", расчесанные волокна, одной рукой скручивали волокна в нить, а другой эту нить наматывали на веретено.

- впервые девочка встречалась с веретеном при рождении, ей перерезали пуповину на веретене, чтобы магически привязать к рукоделию;

- первую спряденную девочкой нитку мать хранила до свадьбы девушки, а потом обвязывала её этой ниткой, так как она считалась мощным оберегом;

- первым подарком жениха невесте была красиво украшенная резьбой или росписью прялка. Сделать её жених должен был сделать сам.

Итак, внимание на доску: мы имеем "пряжу", "волокно", "нить".

Вопрос:

- Что можно из всего этого получить?

Ответ:

- Ткань.

Слово "ткань" крепится на доску.

Ткань - это материал, который изготавливают на ткацком станке, путём переплетения нитей. Процесс получения ткани называется "ткачеством".

Слово "ткачество" крепится на доску.

Работа у доски:

Задание: Расставьте слова так, чтобы они показывали путь (последовательность) получения ткани, и соедините их стрелочками.

Схема получения ткани записывается в тетрадь.

В образовании ткани участвуют две нити. Натянутые на станке нити, идущие вдоль всего полотна и называются основными. Они длинные и прочные, потому, что пропитаны специальным составом. Нити основы переплетаются с помощью челнока нитями, идущими поперёк полотна. Эти нити называются уточными. Эти нити короткие, менее прочные. Неосыпающиеся края ткани называются - кромкой.

2 урок

IV. Организационный момент: психологический настрой учащихся на работу.

V. Закрепление изученного материала.

Практическая работа "Выполнить полотняное переплетение" 

Карта сопровождение

    1.шаг. Нарезать четное количество долевых нитей ( не менее 10)и уточную длиной 40 см

контрастного цвета.

    2. шаг. Прикрепи скотчем натянутые долевые нити к столу.

   3. шаг. Выполни переплетение.  

   4. шаг. Готовое переплетение приклей в тетрадь.

Проверь себя

•        Как называется процесс, в результате которого из волокнистой массы получается пряжа?

•            Какую нить называют основной?

•        Какую нить называют уточной?

•        По полученному переплетению расскажите об этапах производства ткани.        

VII. Закрепление изученного материала.

Практическая работа "Определение лицевой и изнаночной сторон ткани"

Приложение 3.

VIII. Актуализация знаний. (беседа по вопросам)

  1. Как называется процесс, в результате которого из волокнистой массы получается пряжа?
  2. Что такое кромка?
  3. Как определяется лицевая и изнаночная стороны ткани?

IХ. Домашнее задание: п. 2, составить кроссворд с ключевым словом "прядение".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Использование игровых и информационно-коммуникационных технологий в обучении английскому языку"

В настоящее время мы много говорим о применении новых технологий в школе.Так как главной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников и обучен...

Использование игровых форм на уроках технологии

 Использование игровых форм на уроках технологии.        Как и все выступающие сегодня я согласна с тем, что учебные игры эффективное средство активизации познавательной деятельности учащихся.Разновид...

Использование игровых и информационно-коммуникационных технологий в работе со словарными словами

Внедрение информационно-коммуникационных технологий в учебный процесс влечет за собой применение новых методов учебно-воспитательного процесса, повышения педагогической компетентности учителя.Использо...

Применение игровых элементов на уроках математики

Методическая разработка «Применение игровых технологий на уроках математики» предназначена в по­мощь преподавателям математики.Содержание методического материала включают в себя: введение, технологии ...

Использование игровых элементов на уроках английского языка

Как сделать каждый урок интересным, увлекательным и добиться того, чтобы он развивал познавательный интерес, творческую мыслительную активность учащихся?...

Использование игрового метода на уроках истории как реализация здоровьесберегающих технологий. Научно-методическая статья

Статья написана в соавторстве с Л.Н. Маньковской, методистом института развития образования ГАОУ РХ ДПО «ХакИРО и КП», опубликована в сборнике материалов V республиканской научно-практичес...

Использование игровых методов на уроках технологии.

Актуальность дидактических игр для предмета "Технология " состоит в том, что они помогают привить молодежи технологическую культуру, развить разностронние качества личности и способности к о...