Рабочая программа по черчению 9 класс
рабочая программа по технологии (9 класс) на тему

Четайкина Валентина Николаевна

Рабочая программа расчитана на один год обучения по черчению в 9 классах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа по черчению

9класс

2014-2015 учебный год

    Автор-составитель Четайкина В.Н.

Учитель технологии, ИЗО, МХК,черчения

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по ЧЕРЧЕНИЮ

9 класс 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа разработана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и федеральной программы по черчению для общеобразовательных школ (Авторы: Ботвинников А.Д., Вышнепольский И.С, Гервер В.А., Селиверстов М.М.). Издательство Просвещение. М. 2004г.СаНПиН-2.4.2821-10

Цели и задачи изучения курса черчения в-9  классе является

  • обучение учащихся чтению и выполнению различных видов графических изображений, формирование у учащихся графической грамотности;
  • всестороннее развитие логического и образного мышления, пространственных представлений; качеств мышления,
  • развитие инженерного мышления у учащихся, усиление политехнической направленности обучения;
  • развитие творческих способностей, знакомство с требованиями технической эстетики;
  • сформировать у учащихся знания об ортогональном (прямоугольном) проецировании на одну, две и три плоскости проекций, о построении аксонометрических проекций (косоугольной диметрической и прямоугольной изометрической) и приемам выполнения технических рисунков;
  • ознакомить учащихся с важнейшими правилами выполнения чертежей, установленными государственными стандартами ЕСКД;
  • обучить в процессе чтения чертежей воссоздавать образы предметов, анализировать их форму и конструкцию;
  • развивать все виды мышления, соприкасающиеся с графической деятельностью школьников;
  • научить пользоваться учебными и справочными материалами

  • Данная рабочая программа разработана на основе следующих нормативных правовых документов: Приказ Минобрнауки РФ от 5 марта 2004г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 03.06.2008г. № 164, от 31.08.2009г. № 320, от 19.10.2009г. № 427, от 10.11.2011г. № 2643, от 24.01.2012г. № 39, от 31.01.2012г. № 69);
  • Приказ Минобразования РФ от 09.03.2004г. № 1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»;
  • Федеральный базисный  учебный  плана, утвержденный  приказом Минобразования Российской Федерации от 09.03.2004г. №1312 (в ред. приказов Минобрнауки РФ от 20.08.2008г. № 241, от 30.08.2010г. №889) «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
  • Приказ Минобрнауки РФ от 01.02.2012г.  № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ, от 9.032004г. № 1312»;
  • Приказ Минобрнауки РФ от 3.08.2010г. № 889 «О внесении изменений в федеральный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования», утвержденные приказом МО РФ от 09.03.2004г. № 1312;
  • СанПиН 2.4.2. 2821– 10, утвержденные постановлением Главного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189, зарегистрированным в Минюсте России   03.03.2011г., регистрационный номер 19993;
  • Приказ управления образования и науки Липецкой области от 23.04.2014            № 385 «О базисных учебных планах для общеобразовательных учреждений Липецкой области на 2014-2015 учебный год»;
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 №253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
  • Приказ Минобрнауки РФ от 14 декабря 2009г. №729 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях»(с изменениями и дополнениями от 13 января 2011 г., 16 января 2012 г.);
  • Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) МБОУ СМШ №65 «Спектр»  г.Липецка;

-   Основная образовательная программа основного  общего образования     МБОУ СМШ № 65 «Спектр» г.Липецка.

Сведения о программе

Рабочая программа по черчению разработана на основе Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012  №ФЗ-273  «Об  образовании в Российской Федерации, Федерального компонента  Государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ № 1897 от 17.12.2010 г.), программы по черчению для общеобразовательных школ (Авторы: Ботвинников А.Д., Вышнепольский И.С, Гервер В.А., Селиверстов М.М.). Издательство Просвещение. М. 2004г.СаНПиН-2.4.2821-10

 

Основание выбора  программы

 Соответствие  программе «Черчение» образовательной области «Черчение», подготовленной на основе обязательного минимума содержания основного общего образования, и отражает один из основных видов графического образования учащихся, пространственного осмысления ими действительности – технического творчества. Посредством образного отражения предметов и явлений действительности черчение и  технический рисунок,  помогают детям в школе познавать окружающий мир, развивать пространственное мышление,

овладевать графическими навыками, выполнять чертежи, построения разной сложности видеть в них красоту, формировать потребности и развивать художественные графические способности способности.

Количество учебных часов

Материал изучается на базовом уровне. Материал рассчитан на 34 часа в год по календарному учебному графику МБОУ СОШ № 65 на 2014-20145учебный год, 1 час в неделю на основании учебного плана МБОУ СОШ № 65 на 2014-2015 учебный год.

Формы организации образовательного процесса

Основные формы организации учебного процесса:  урок (ознакомления с новым материалом,  закрепления изученного,  применения знаний и умений,  обобщения и систематизации знаний,   проверки и коррекции знаний и умений, комбинированный), самостоятельная работа.  В рамках этих форм  организуются коллективная, групповая, индивидуальная, фронтальная работа учащихся как дифференцированного, так и недифференцированного характера.

Виды и формы контроля

Оценка знаний и умений обучающихся производится с помощью различных форм – практические и самостоятельные работы, тестовые задания. Выделены часы на проведение повторительно-обобщающих уроков. Изучение курса завершается выполнением графической работы .

Информация об используемом учебнике  учебник: Ботвинников А.Д. и др. Черчение. 7-8 классы. М.: Астрелъ, 2006г.

Место предмета в федеральном базисном учебном плане

Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение черчения на ступени основного общего образования отводится 34 часа из расчета 1 час в неделю в 9 классе (34 часа)  СаНПиН-2.4.2821-10

Рабочая программа составлена на основе федеральной программы по черчению для общеобразовательных школ, рекомендованной Министерством образования РФ (авт. А.Д.Ботвинников, И.С.Вышнепольский, В.А.Гервер, М.М.Селиверстов).СаНПиН-2.4.2821-10 

Содержание рабочей программы

9 класс

     Раздел 1          Введение в предмет          (2 часа):

  • значение черчения в практической деятельности людей. Краткие сведения об истории черчения. Современные методы выполнение чертежей с использованием ЭВМ. Цели, содержание и задачи изучения черчения в школе;
  • инструмента, принадлежности и материалы для выполнения чертежей. Рациональные приемы работы инструментами. Организация рабочего места.

Раздел 2  Правила оформления чертежей  (10 часов):

  • понятие о стандартах. Формат, рамка и основная надпись (штамп);
  • линии: сплошная толстая основная, штриховая, сплошная тонкая, сплошная волнистая, штрихпунктирная;
  • сведения о чертежном шрифте. Буквы, цифры и знаки на чертежах;
  • применение и обозначение масштаба;
  • некоторые сведения о нанесении размеров (выносная и размерная линия, стрелки, знаки диаметра, радиуса, толщины, длины, расположение размерных чисел;
  • понятие о симметрии. Виды симметрии.

     Раздел 3     Геометрические построения    (4 часа):

  • деление углов на равные части;
  • деление отрезков на равные части;
  • сопряжение;
  • выполнение чертежей предметов с использованием геометрических построений.

     Раздел 4     Способы проецирования        (11 часов):

  • проецирование. Центральное и параллельное проецирование;
  • прямоугольные проекции;
  • выполнение   изображений   предметов   на   одной,   двух   и   трех   взаимно перпендикулярных плоскостях проекций;    _
  • расположение видов на чертеже и их названия: вид спереди, вид сверху, вид слева. Определение необходимого и достаточного числа видов на чертежах;

•        косоугольная фронтальная диметрическая и прямоугольная изометрическая
.   проекции. Направление осей, показатели искажения, нанесение размеров;

•        аксонометрические проекции плоских и объемных фигур. Эллипс как
проекция окружности. Построение овала;

•        понятие о техническом рисунке. Технические рисунки и аксонометрические
проекции предметов. Выбор вида аксонометрической проекции и
рационального способа ее построения;

     Раздел 5 Чтение и выполнение чертежей деталей. (7 часов):

  • анализ геометрической формы предметов. Проекции геометрических тел. Мысленное расчленение предмета на геометрические тела — призмы, цилиндры, конусы, пирамиды, шар и их части. Чертежи группы геометрических тел;
  • нахождение на чертеже вершин, ребер, образующих и поверхностей тел, составляющих форму предмета;
  • нанесение размеров на чертежах с учетом формы предметов. Развертывание поверхностей некоторых тел;
  • анализ графического состава изображений;
  • чтение чертежей детали;

Учебно-тематический план

Название раздела темы

Количество учебных часов по классам

в

9

Введение в предмет

2

Правила оформления чертежей

10

Геометрические построения

4

Способы проецирования

11

Чтение и выполнение чертежей деталей

7

Обобщение сведений о способах проецирования

2

Сечения и разрезы

18

Сборочные чертежи

10

Чтение строительных чертежей

2

Контрольная работа

2

итого

34

34

 ТРЕБОВАНИЯ к уровню подготовки обучащихся

9        КЛАСС

Учащиеся должны знать:

  • правила оформления чертежа;
  • приемы геометрических построений, в том числе основных сопряжений;
  • основы прямоугольного проецирования на одну, две и три взаимно перпендикулярные плоскости и иметь понятие о способах построения несложных аксонометрических изображений;
  • последовательность построения чертежа;

•        основные правила нанесения размеров на чертеже.
Учащиеся должны уметь:

  • рационально использовать чертежные инструменты; анализировать форму предметов в натуре и по их чертежам;
  • анализировать графический состав изображений;
  • читать и выполнять чертежи, эскизы и наглядные изображения несложных предметов;
  • выбирать необходимое число видов на чертежах;
  • осуществлять несложные преобразования формы и пространственного положения предметов и их частей.

Литература и средства обучения

  1. Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С. Черчение: Учеб. для 7 -8 классов общеобразовательных учреждений. - М.: Астрель, 2006.
  2. Василенко Е.А., Жукова Е.Т. Карточки-задания по черчению для 7 класса. -М.: Просвещение, 1988.
  3. Владимиров Я.В., Ройтман И.А. Черчение: Учеб. Пособие. - М..: Владос, 1999
  4. Владимиров Я.В., Гудилина СИ., Катханова Ю.Ф. тетрадь с печатной основой по черчению: 7 кл.: Учеб. Материалы для самостоятельной работы учащихся. -М.: Школа-Пресс, 1996.
  5. Воротников И.А. Занимательное черчение. - М.: Просвещение, 1990.
  6. Гордеенко Н.А., Степакова В.В. Черчение: 9 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2000.
  7. Карточки-задания по черчению для 8 класса / Е.А.Василинко, Е.Т. Жукова, Ю.Ф. Катханова, А.Л. Терещенко. - М.: Просвещение, 1990.
  8. Карточки-задания по черчению: 8 кл. / Под ред. В.В.Степаковой. - М.: Просвещение, 2000.
  9. Осокина Н.П. Рабочая тетрадь по черчению. - Мурманское издательско-полиграфическое предприятие «Север», 2000.

Ю.Преображенская  Н.Г.,  Кучукова  Т.В.,  Беляева  И.А.   Рабочая  тетрадь  по

черчению. - М.: Вентана-граф, 2007. 11.Словарь-справочник по черчению / В.Н. Виноградов, Е.А. Василенко, А.А.

Альхименок и др. - М.: Просвещение, 1999.

Календарно-тематический план

«ЧЕРЧЕНИЕ. 9А КЛАСС»

Количество часов: всего     34    часа; в неделю _1        час; в год        34        часа.

(Графические работы выполняются на отдельных листах формата А4, упражнения - на листах в клетку)

№№ уроков

Тема урока

Вид и форма контроля

Разделы                                     дата                      

                        План              факт

1

Предмет «Черчение». Цели и задачи. Инструменты и принадлежности.

Ответы      на      вопросы,      разгадывание кроссворда

Введение, §1

2

Рациональные приемы работы чертежными инструментами.

Практическая    работа    по    построению геометрического орнамента

 

3

Понятие о стандартах. Формат. Рамка. Основная надпись.

Подготовка    формата    -    рамка,    графы основной надписи

 

§2 пп.2.1,

2.2

4

Линии чертежа.

Практическая работа по вычерчиванию копий представленных изображений.

§2 п.2.3

5

Шрифты чертежные. Цифры и знаки

Написание букв и цифр чертежным шрифтом по сетке.

§2 п.2.4

6

Шрифты чертежные. Цифры и знаки.

Написание букв и цифр чертежным шрифтом на бумаге в клетку. Заполнение основной надписи.

§2 п.2.4

7

Графическая работа № 1. Линии чертежа.

На формате А4 оформленном рамкой и штампом вычертить разными типами группы линий. Заполнить графы основной надписи чертежным шрифтом.

8

Масштабы.

Вычерчивание геометрических фигур в разных масштабах.

§2 п.2.6

9

Правила нанесения размеров на чертеже.

Упражнения на нанесение размеров.

§2 п.2.5

10

Правила нанесения размеров на чертеже.

Практическая работа на нанесение размеров на деталях различной конфигурации.

§2 п.2.5

11

Симметрия.

Написать буквы, обладающие осевой симметрией. Построить точку, окружность, треугольник симметричные заданным.

12

Графическая работа Ж° 2. Чертеж плоской детали.

Выполнение чертежа плоской детали по половинке изображения в масштабе и с нанесением размеров.

13

Геометрические построения. Деление отрезков и углов на равные части.

Выполнение упражнений на деление отрезков и углов на равные части. Вычерчивание деталей, требующих таких построений.

§15 п.15.1

14

Геометрические построения Деление окружностей на равные части.

Выполнение упражнений на деление окружностей на равные части. Построение правильных вписанных в окружности многоугольников.

§15 п. 15.2

15

Сопряжение.

Выполнение чертежей деталей с применением сопряжений.

§15 п. 15.3

16

Графическая работа № 3. Геометрические построения.

Выполнение чертежа детали с использованием геометрических построений по индивидуальным карточкам-заданиям.

17

Методы проецирования. Проецирование на одну плоскость.

Сравнение различных способов изображения. Построение одной проекции по наглядному изображению.

§3,4 п. 4.1

18

Проецирование на несколько плвскостей. Расположение видов на чертеже.

Решение задач на определение вида и элементов проецирования.

§4

п. 4.2,

§5

19

Практические работы по вычерчиванию деталей с натуры.

Составление чертежа детали с натуры в трех видах с сохранением линий взаимосвязи.

20

Практические работы по вычерчиванию деталей по аксонометрии.

Составление чертежа детали по аксонометрии в трех видах с сохранением линий взаимосвязи.

21

Практические работы по вычерчиванию и определению видов деталей с натуры и по аксонометрии.

Решение задач на дочерчивание проекций, сравнение изображений, проведение отсутствующих на чертеже линий.

22

Графическая работа № 4. Комплексный чертеж детали.

По наглядному изображению выполнить три вида детали по индивидуальным карточкам-заданиям. Нанести размеры. Масштаб выбрать самостоятельно

23

Аксонометрические проекции.

Сравнение двух аксонометрических проекций на примере предметов плоскогранной формы

§6,7 пп. 7.1,

7.3

24

Аксонометрия плоских фигур.

Построение аксонометрических проекций плоских фигур

§ 7 пп. 7.2

25

Эллипс как изометрическая проекция окружности. Замена эллипса овалом.

Построение изометрической проекции окружности на гранях куба.

§ 8

26

Выбор вида аксонометрии. Технический рисунок.

Построение аксонометрических проекций и технического рисунка предметов различной формы.

§ 9

27

Графическая работа № 5. Аксонометрические проекции.

По двум видам вычертить деталь в двух аксонометрических проекциях по индивидуальным карточкам-заданиям.

28

Анализ геометрической формы

предметов.

Проекции геометрических тел.

Анализ геометрической формы предметов по его наглядному изображению, решение занимательных задач.

§10,11

29

Изображение элементов предметов.

Построение, проекций точек, нахождение вершин, ребер и граней предмета.

§12

30

Практическая работа Чтение чертежа группы геометрических тел.

Определение по чертежу наименование геометрических тел. Выполнение проекций геометрических тел по описанию.

§10,11, 12

31

Развертки поверхностей геометрических тел.

Определение по развертке геометрических тел. Изготовление разверток геометрических тел из бумаги или картона.

§ 16, 17

32

Построение третьей проекции детали по двум данным.

Анализ геометрической формы предметов по чертежу. Построение третьей проекции по двум данным.

§13

33

Графическая работа № 6. (контрольная).

Построение чертежа детали в трех видах и наглядного изображения по двум данным видам с определением проекций элементов.

34

Обобщение знаний

Решение графических задач по выполнению и чтению чертежей, решение занимательных задач.

Учебно - тематический план

№ урока

ТЕМА

                              ДАТА

9б-план

9б-факт

I. Введение. (2 часа)

1

Предмет «Черчение». Цели и задачи. Инструменты и принадлежности.

3.09

3.09

2

Рациональные приемы работы чертежными инструментами.

10.09

11.09

II. Правила оформления чертежей (10 часов)

3

Понятие о стандартах. Формат. Рамка. Основная надпись.

17.09

17.09

4

Линии чертежа.

24.09

24.09

5,6

Шрифты чертежные. Цифры и знаки

1.10, 15.10

1.10.  1.10

7

Графическая работа М 1. Линии чертежа.

22.10

.10

8

Масштабы.

29.10

.10

9,10

Правила нанесения размеров на чертеже.

5.11,12.11

6.11 13.11

11

Симметрия.

19.11

20.11

12

Графическая работа № 2. Чертеж плоской детали.

26.11

27.11

III. Геометрические построения (4 часа)

13, 14

Деление отрезков, углов и окружностей на равные части.

4.12,11.12

4.12 11.12

15

Сопряжение.

18.12

18 .12

16

Графическая работа № 3. Геометрические построения.

25.12

25.12

IV. Способы проецирования (11 часов)

17

Методы проецирования. Проецирование на одну плоскость.

15.01

15.01

18

Проецирование на несколько плоскостей. Расположение видов на чертеже.

22.01

22.01

19,20, 21

Практические работы по вычерчиванию и определению видов деталей с натуры и по аксонометрии.

5.02,12.02,26.02

5.02 12.02 26.02

22

Графическая работа № 4. Комплексный чертеж детали.

05.03

12.03

23

Аксонометрические проекции. Косоугольная фронтальная диметрическая проекция. Прямоугольная изометрическая проекция.

12.03

19.03

24

Аксонометрия плоских фигур.

19.03

26.03

-■

25

Эллипс как изометрическая проекция окружности. Замена эллипса овалом.

26.03

02.04

26

Выбор вида аксонометрии. Технический рисунок.

2.04

27

Графическая работа № 5.Лксонометрические проекции.

9.04

V. Чтение и выполнение чертежей деталей. (7 часов)

28

Анализ геометрической формы предметов. Проекции геометрических тел.

16.04

29

Изображение элементов предметов.

23.04

30

Практическая работа Чтение чертежа группы геометрических тел.

30.04

31

Развертки поверхностей геометрических тел.

7.05

32

Построение третьей проекции детали по двум данным.

14.05

33

Графическая работа № 6 (итоговая контрольная).

21.05

34

Обобщение знаний

21.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по черчению 8, 9 классы

Рабочая программа по черчению...

Рабочая программа по черчению 9 класс

Настоящая программа по черчению для 9 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Черчени...

Рабочая программа по черчению 9 класс

Настоящая программа по черчению для 9 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Черчение», ав...

Рабочая программа по Черчению 8-9 класс

Рабочая  программа по черчению для 8, 9 классов создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Черче...

Рабочая программа по черчению для 9 класса

Рабочая программа по черчению для 9 класса. Разработана на основе нормативных документов и программы общеобразовательных учреждений (Черчение 9, Москва, «Просвещение», 2008. Составитель В. А. Гервер, ...

Рабочая программа по черчению для 9 класса

Рабочая программа по черчению для 9 класса составлена на основе базисного учебного плана, федерального компонента Государственного образовательного стандарта общего образования и программы  общео...