Рабочая программа по черчению 7 класс
рабочая программа по технологии (7 класс) на тему

Обабкова Вера Юрьевна

Рабочая программа по черчению составлена на основе федерального компонента государственного стандарта . Образовательная область «Технология» Н.Г.Преображенская. Программа для общеобразовательных учреждений. Основная школа. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_chercheniyu_7klass.doc277.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по черчению составлена на основе федерального компонента государственного стандарта программа по «Черчению» Образовательная область «Технология» Н.Г.Преображенская. Программа для общеобразовательных учреждений. Основная школа. Допущено министерством образования Российской  Федерации. Москва Издательский центр «Вентана-Граф» 2007г.

Программа конкретизирует содержание учебных тем образовательного стандарта, даёт распределение  учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов и тем учебного предмета  с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор графических работ, необходимых для формирования графической компетенции обучающихся.

Рабочая  программа включает восемь разделов:

  • пояснительную записку;
  • общая характеристика  учебного предмета
  • описание места учебного предмета ,курса в учебном плане;
  • личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса «Черчение»;
  • содержание учебного предмета
  • тематическое планирование
  • описание материально-технического обеспечения образовательного процесса:
  • планируемые результаты изучения учебного предмета.

I.Пояснительная записка

В конструировании и современном производстве чертёж используется как средство фиксации отдельных этапов процесса конструирования, является документом, чётко и однозначно передающим всю информацию об объекте, необходимую для его изготовления. Подготовка подрастающего поколения к освоению «языка техники», чтению и выполнению разнообразных чертежей – задача школы.

Графическая грамота в системе общего и политехнического образования имеет особое значение: она

  • содействует активному развитию пространственных представлений, пространственного воображения; логического и технического мышления; познавательных и творческих способностей школьников;
  • обеспечивает овладение школьниками общечеловеческим языком техники: умен6ием читать и выполнять различную чертёжно-графическую документацию машиностроительной и архитектурно-строительной отраслей;
  • формирует понимание школьниками значения прогрессивной технологии производства;
  • способствует овладению различными видами труда, в основе которых лежит восприятие чертежа;
  • оказывает влияние на формирование личности учащегося, развивая характер, волю, усидчивость, аккуратность, самостоятельность, плановость в работе, умение концентрировать внимание и наблюдательность;
  • помогает усвоению таких учебных дисциплин как геометрия, физика.

Постоянно расширяющийся парк разнообразных технических средств, используемых в промышленности и в быту, предъявляет повышенные требования к качеству графической подготовки специалистов. Диалог с компьютером конструктор может вести лишь тогда, когда он понимает его графический язык, свободно владеет им и обладает развитыми пространственными представлениями, умением мысленно оперировать пространственными образами и их графическими изображениями. Поэтому в программу  предмета включены темы компьютерного моделирования чертежа при помощи «КОМПАС 3D-LT».

В программу включены темы «Прикладная графика» и проектная деятельность. Включение в программный материал данных тем даёт возможность учащихся познакомить с различными видами графической и дизайнерской документацией и возможность оформление и

Цель обучения: научить школьников читать и выполнять чертежи. Подготовить обучающихся к успешному обучению технической направленности.  Развивать УУД (универсальные учебные действия) обучающихся .

Задачи:

  • обобщить и расширить УУД о геометрических фигурах и телах;
  • развить пространственные представления и воображение, пространственное и логическое мышление, творческие способности учащихся;
  • обучить основным правилам и приёмам построения графических изображений;
  • сформировать умения и навыки чтения и выполнения комплексных чертежей и аксонометрических проекций различной степени сложности;
  • содействовать привитию школьникам графической культуры;
  • научить пользоваться учебниками и справочными пособиями;

сформировать познавательный интерес и потребность к самообразованию и творчеству;

II. Общая характеристика  учебного предмета.

     Современное графическое образование подразумевает хорошую подготовку в области изобразительного искусства, черчения, начертательной геометрии, технологии, и других учебных дисциплин, а также владение программами компьютерной графики. Графический язык рассматривается как язык делового общения, принятый в науке, технике, искусстве, содержащий геометрическую, эстетическую, техническую и технологическую информацию. Рабочая программа составлена на основе федеральной программы по черчению для общеобразовательных школ, рекомендованной Министерством образования РФ (авт. А.Д.Ботвинников, И.С.Вышнепольский, В.А.Гервер, М.М.Селиверстов).

    Огромную роль в обучении учащихся ОУ играет развитие образно-пространственного мышления, которое формируется главным образом именно при усвоении знаний и умений на уроках черчения, и нередко именно его недостаточное развитие  препятствует полноценному развитию творческих способностей школьников т.к. основная часть  усваиваемого учебного материала школьных предметов  представлена в вербальной форме.      

     Изучение графической грамоты необходимо в школе, т.к. в этом регионе требуется подготовка кадров на предприятия именно по техническим специальностям, и существует ряд факультетов в ВУЗах и ССУЗах для освоения графических дисциплин которых, должна предшествовать первоначальная подготовка в школах.

     Предлагаемый курс позволит школьникам углубить и расширить свои знания в области графических дисциплин, а также лучше адаптироваться в системе высшего образования и современного производства, быстрее и качественнее освоить более сложную вузовскую программу, повысить творческий потенциал конструкторских решений.

     Новизна данной программы состоит в том, чтобы с целью помочь учащимся лучше освоиться в системе высшего образования и современного производства в программу по черчению вводятся элементы начертательной геометрии, позволяющие более корректно подойти к изучению черчения на теоретической основе. Знание методов построения и преобразования изображений имеет большое значение для развития пространственного мышления.

Основные положения.

  1. Преподавание черчения в школе направлено на формирование и развитие графической культуры учащихся, их мышления и творческих качеств личности через решение разнообразных графических задач, направленных на формирование технического, логического, абстрактного и образно-пространственного мышления.
  2. В процессе обучения черчению должны быть соблюдены все этапы формирования, развития и применения полученных знаний на практике по правилам решения графических задач как репродуктивного, так и творческого характера. Работа по решению творческих задач (требующих применения знаний в нестандартных заданиях) должна быть во всех разделах курса.
  3. Для реализации принципа связи с жизнью, в преподавании черчения, во-первых, необходимо при подборе учебных заданий стремиться к тому, чтобы их содержание максимально соответствовало реальным деталям и элементам сборочных единиц, которые существуют в технике, во-вторых, осуществлять межпредметные связи с технологией, информатикой и другими учебными дисциплинами через интегрированные уроки.
  4. Пространственное мышление у разных учащихся находится на разном уровне развития в силу индивидуальных психологических особенностей, поэтому необходимо учитывать эти особенности при обучении черчению.
  5. Для преподавания данного предмета в современных общеобразовательных учреждений, учителю необходимо владеть ИКТ и использовать данные технологии на уроках.
  6. Основная часть учебного времени отводится на освоение учащимися практического материала. 

III.Место предмета в базисном учебном плане.

 Базисный учебный план для образовательных учреждений РС(Я) отводит на этапе общего образования 35 часов для изучения предмета «Черчение». В7 классе, в том числе: в  VIII и XI классах по 35 часов, из расчета 1 учебный час в неделю.

IV.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.

Личностные результаты отображают готовность и способность обучающихся к саморазвитию, ценностно-смысловые установки и личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности:

  • патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;
  •  осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа,          своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
  • готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению  на основе мотивации к обучению и познанию;
  • готовность и способность обучающихся к формированию ценностно-смысловых установок: формированию осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению и мировоззрению; формированию коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной и творческой деятельности; осознание значения семьи в жизни человека и общества.

 

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы по Изобразительному искусству  основного общего образования должны отражать:

·      умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе;

·      умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные;

·      умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся задачей;

·      умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;

·      владение основами самоконтроля, самооценки;

·      умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, разрешать конфликты, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

 

            Предметные результаты представляют собой освоенный обучающимися опыт  деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания:

·      приобщение к графической культуре как совокупности достижений человечества в области освоения графических способов передачи информации;

·      развитие зрительной памяти, ассоциативного мышления;

·      развитие визуально – пространственного мышления;

·      приобретение опыта создания творческих работ с элементами конструирования, в том числе базирующихся на ИКТ;

·      формирование стойкого интереса к творческой деятельности.   

V. Содержание учебного предмета.

7класс

Техника выполнения чертежей и правила их оформления    

(7 часов)

Краткая история графического общения человека. Значение графической подготовки в современной жизни и профессиональной  деятельности человека. Области применения графики и ее виды. Основные виды графических изображений: эскиз, чертеж, технический рисунок, техническая иллюстрация, схема, диаграмма, график. Применение ЭВМ для подготовки графической документации. Образцы графической документации. ЕСКД.. Понятие о стандартах (ЕСКД ГОСТ). Знакомство с видами графической документации. Виды чертежных инструментов, материалов и принадлежностей. Правила оформления чертежей. Форматы. Формат А4 для учебного чертежа. Шрифты, виды линий.  Масштабы.

Практические работы:

  1. Организация рабочего места чертежника. Подготовка чертежных инструментов.
  2.  Знакомство с единой системой конструкторской документации.
  3.  Оформление формата А4 и основной надписи.
  4. Выполнение основных линий чертежа.
  5. Выполнение чертежа детали с применением масштаба.

Геометрические построения

(2 часа)

Графические способы решения геометрических задач на плоскости. Пр. Построение параллельных и перпендикулярных прямых. Деление отрезка и окружности на равные части. Построение и деление углов. Сопряжения.

Варианты объектов труда:

Изображения различных вариантов геометрических построений.

Чтение и выполнение чертежей, эскизов и схем

 (24 часа)

Образование поверхностей простых геометрических тел. Развертки поверхностей предметов. Формообразование. Метод проецирования. Центральное, параллельное  и прямоугольное проецирование. Расположение видов на чертеже. Дополнительные виды. Чертежи геометрических тел. Аксонометрические проекции. Фронтальная косоугольная диметрическая проекция. Прямоугольная изометрическая проекция. Окружности в аксонометрических проекциях. Эскизы, их назначение и правила выполнения. Технический рисунок. Особенности технического рисунка. Электрические и кинематические схемы: условные графические обозначения и правила изображения соединений. Преобразование формы предмета

Итоговая контрольная работа. Обобщение учебного материала.- (2 часа)

Практические работы:

  1. Анализ геометрической формы предмета
  2. Выбор главного вида и масштаба изображения
  3. Определение необходимого и достаточного количества видов на чертеже.
  4. Выполнение чертежей плоских деталей и объёмных деталей в системах прямоугольной проекции
  5. Нанесение размеров на чертеже  с учетом геометрической формы и технологии изготовления детали.
  6. Построение третьего вида по двум данным
  7.  Аксонометрические проекции плоских и объемных фигур.
  8. Выполнение аксонометрических проекций деталей.
  9. Построение овала.
  10. Выполнение эскизов плоских и объемных деталей . Нанесение размеров на эскизе с учетом геометрической формы и технологии изготовления детали.
  11. Выполнение эскиза детали с натуры
  12. Выполнение технического рисунка по чертежу.
  13. Чтение чертежа (эскиза) детали и ее описание
  14. Преобразование формы предмета.

 Раздел IV

VI.Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности.

6    №

Название темы

Цели урока

а) обучающая,

б.воспитательная,

в) развивающая

Кратко содержание

Теоретической

Части урока

Оборудование

УУД (универсальные учебные действия) на уроке

Задание

На дом

Дата

Проведения.

Коректировка даты

I

Техника выполнения чертежей и правила их оформления/-6 ч

1

Учебный предмет (черчение) значение черчения в практической деятельности людей. Краткие сведения об истории развития чертежей и их место среди других видов графических изображений. Современные методы выполнения чертежей. Использование ЭВМ, графопостроителей. Инструменты, принадлежности, материалы для  выполнения чертежей.

А) понятие о чертеже как изображении на плоскости формата.

Б) формирование интереса к изучению конструкторской документации.

В) развития технического и образного мышления.

Роль чертежа в жизни человека. Имена русских учёных и изобретателей, использовавших в своей деятельности чертежи.

Содержание данных в современном чертеже. Графические изображения.    

Учебные таблицы.

Сравнение примеров изображений. Ознакомление с чертежными инструментами принадлежностями

Введение.А4(принести)    

01.09-06.09.

2

Организация рабочего места. Рациональные приемы работы с инструментами. Понятие о государственных стандартах. Типы линий. Форматы , рамка, основная надпись чертежа.

А) Знакомство школьников с правилами оформления чертежей. Б) Воспитание стремления добросовестно и рационально выполнять учебные задания.  В) Развитие интереса к предмету.

Организация рабочего места. Подготовка чертежного инструмента к работе. Правила оформления чертежей. Размеры форматов. Назначение линии чертежа.  

Учебные таблицы.

Вычерчивание рамки и основной надписи чертежа (А4).Построение горизонтальных, наклонных линий и окружностей.

1-2.Рис.23. в тетради.А4 (принести).

08.09-13.09.

3.    

Графическая работа №1. Линии чертежа.

А).Закрепление навыков выполнения линий. Б)Формирование навыков самостоятельной работы. В) Развитие навыков логического мышления.

Повторение теоретического материала по теме «Типы линий».

Учебная таблица. План выполнения работы.

Выполнение упражнений на проведение различных типов линий. А4.

§1-2

15.09-20.09.

4.

Сведения о чертежном шрифте. Буквы, цифры и знаки на чертежах.

А) Знакомство с правилами написания  прописных и печатных букв и цифр чертежного шрифта

б). Воспитание культуры труда, формирование навыков самостоятельной работы. В). Развитие навыков в написании букв и

цифр.

Шрифт

, его размер   и ширина. Написание прописных букв цифр.

Учебные  таблицы, индивидуальные карточки задания.      

Упражнения в написании букв цифр чертежного шрифта.

2. В тетради  написать:

«Если чертеж является языком техники одинаково понятным всем  образованным народам, то начертательная геометрия  служит грамматикой этого мирового языка, так как она учит нас правильно читать чужие и  излагать  на нем наши собственные мысли, пользуясь в качестве слов одними только линиями и точками как элементами всякого изображения».  

22.09-27.09.

5.

Некоторые сведения  о нанесении размеров (выносных и размерных, линий, стрелки, знаки, диаметра и радиуса, указание толщины и длины детали надписью, расположение размеров). Применение и обозначение масштаба.

А). Знакомство с правилами нанесения  размеров, букв и цифр.

Развитие у школьников стремления к овладению знаниями, формирование умений четко организовывать свою  практическую деятельность. В).Развитие технического и образного мышления .

Линейные размеры на машиностроительных чертежах, их толщина и размер. Расстояние между контуром изображения и размерными линиями. Нанесение размерных линий

Учебные таблицы. Диафильм.

Упражнения в написании знаков для нанесения размеров, стрелок, размерных и выносных линий.  

Рис. 34 М 2 : 1.

А4(принести).

29.09-04.10.

6.

Графическая работа № 2.»Чертеж  плоской детали».

А) Закрепление умений и навыков по построению чертежа и обозначению размеров. Б)Развитие стремления к овладению знаниями, формирование умений четко организовать свою практическую деятельность .в)Развитие самостоятельной активности и творческого отношения к решению задач.                  

Повторение теоретических знаний и отработка практических навыков по теме.

Индивидуальные карточки задания

Выполнение чертежа плоской детали с нанесением размеров и изменением масштаба ( по индивидуальным заданиям) .А4.

Д/З.1-2. Рис.36. А4.

06.10-11.10.

II

Чертежи в системе прямоугольных проекций-8 ч

7

Проецирование.

а).Понятие о проецировании как изображении предмета на плоскости. в) Развитие технического и образного мышления.

Общие сведения о проецировании. Примеры проекций. Проекция точки на плоскость. Центральное, параллельное, косоугольное проецирование.

Учебные таблицы. Диафильм

Проецирование точки на плоскости, проекции фигуры, получение тени модели. Центральное , косоугольное  проецирование.

Д/З§ 3.                                      

18.10-

25.10

8

Прямоугольное проецирование.   Проецирование на три плоскости проекции.

а) Понятие о прямоугольном проецировании на три плоскости проекции предмета. б) Формирование познавательного

Проецирование на одну, на две и на три плоскости проекции предмета. Обозначение и название плоскостей.

Учебные таблицы. Диафильм. Индивидуальные карточки-задания (модели).

Построение предмета на одну, две и три плоскости. Чтение чертежа. Рис. 45,46,47,48,49,50.

Д/З§ 4. Рис. 51 в тетради.

27.10-01.10

9

Расположение видов на чертеже. Местные виды.

а) Понятие о расположении видов на чертежах, формирование навыков построения видов на чертеже. б) развитие у школьников стремления к овладению знаниями, формирование умений находить главный вид. в) развитие самостоятельной активности и творческого отношения к решению задач.

Всегда ли достаточно на чертеже одной проекции одной проекции. Название проекций, полученных при проецировании на 3 . плоскости проекции их расположение.

Учебные таблицы. Индивидуальные карточки – задания для опроса у доски за первыми учебными

Построение 3 проекций на плоскости. Тренировочное упражнение рис. 55.

§5. рис. 56 М 3:1 в тетради Практическая работа №3. Моделирование по чертежу. Рис. 58 а,б.

03.11-08.11.

Формирование умений находить главный вид.

в)развитие самостоятельной активности и творческого отношения к решению задач

Определение местного вида и цель его использования. Что даёт применение местного вида.

Столами, для самостоятельной практической работы.

10

Аксонометрические проекции , технический рисунок.

10.11-15.11.

11

Получение и построение аксонометрических проекций

а)Понятие об аксонометрии как изображении

б) формирование интересов к учению

в) развитие технического образного мышления

Проецирование куба на фронтальную димметрическую и изометрическую проекцию. Расположение осей в аксонометрии. Способ построения аксонометрических проекций плоских фигур.

Учебные таблицы. Диафильм. Индивидуальные карточки задания для опроса.

Получение аксонометрических проекций. Построение фигур в фронтальной димметрической и изометрической проекции.

§6, 7 в тетради построить прямоугольник в димметрии и изометрии.

17.11-21.11.

12

Аксонометрические проекции плоскогранных предметов.

а)закрепление умений и навыков по построению аксонометрии.

б) развитие у школьников стремления к овладению знаниями, формирование умений чётко организовывать свою практическую деятельность.

в) развитие самостоятельной активности и творческого отношения к решению задач.

Расположение осей фронтальной димметрической проекции. Как откладывают размеры вдоль осей фронтальной димметрической и изометрической проекций и параллельно им.

Учебная таблица. Индивидуальные карточки – задания для опроса.

Построение фронтальной димметрической проекции. Рис.62.

Справочная таблица № 2

§7 рис. 63. Угольник. Справочная таблица №2

27.11-06.12

1

2

3

4

5

6

13

Аксонометрические проекции предметов, имеющих круглые поверхности

а)закрепление умений и навыков по построению аксонометрии.

б) воспитание культуры труда, формирование навыков самостоятельной работы

в) развитие пространственных представлений, пространственного мышления.

Способ построения аксонометрических проекций предметов, имеющих круглые поверхности

Учебная таблица. Диафильм.

Построение фронтальной диаметрической проекции окружностей, изометрической проекции окружностей. Рис.64,66,65,68.

§8. Рис.65. 80 мм. В тетради.

08.12-13.12.

14

Технический рисунок

а) закрепление умений и навыков по построению аксонометрии.

б) Воспитания культуры труда, формирование навыков самостоятельной работы.

в) развитие пространственных представлений, пространственного мышления.

Правила построения технического. Его  отличия от аксонометрической проекции.

Учебные таблицы. Индивидуальные карточки задания для опроса у доски, за первыми учебными столами, для опроса у доски, за первыми

Построение технического рисунка с натуры моделей.

§9

Рис.62.

В тетради построить димметрию и изометрию.

15.12-20.12

III

Чтение и выполнение чертежа-16ч

15

Анализ геометрической формы предмета. Чертежи и аксонометрические проекции геометрических тел.

А) Знакомство с правилами построения проекций геометрических тел.

Б) Воспитание культуры труда, формирование навыков самостоятельной работы.

В) Развитие самостоятельной активности и творческого отношения к решению задач.

В основе форм деталей машин и механизмов находятся  геометрические тела. Проекции геометрических тел. Проекции группы геометрических тел.

Учебные таблицы. Индивидуальные карточки – задания для опроса.

Анализ группы геометрической формы предмета. Проецирование геометрических тел. Построение проекции группы геометрических тел. Рис. 83             ( удалить конус)

10, 11.

Рис 1, 2 ( в тетради )

Занимательные задачи.

Рис 84 а, б.           ( фломастеры )

22.12-31.12

16

Проекции вершин, ребер и граней предмета.

А) Понятие о проекциях вершин, ребер и граней, предметов, формирование навыков построения точек.

Б) формирование познавательного интереса к предмету, активности, самостоятельности суждений.

В) Развитие творческого мышления, интереса к поиску решения задач.

Расположим предмет в пространстве так, чтобы каждая из двух параллельных между собой граней была параллельна одной из плоскостей проекций. Тогда эти грани изобразятся на соответствующих плоскостях проекций без искажений.

Учебные таблицы. Индивидуальные карточки – задания для опроса у доски, за первыми учебными столами для самостоятельной практической работы.

Построение прямоугольных проекций предмета, обозначение вершин, ребер, граней, нанесение проекционных точек. Рис. 87 а, б; 88, 94, 97.

§12.

Рис. 90 а, б, в; 98, 95, 96.

В тетради А4.

15.12-20.12

17

Графическая работа №4.            « Чертежи аксонометрические проекции предметов «

а) Закрепление навыков выполнения проекций, граней, ребер и точек.

Б) формирование навыков выполнения, проекций, граней, ребер и точек.

В) Развитие навыков логического мышления.

Повторение теоретического материала по теме « Проекции вершин, ребер и граней предмета ».

Учебная таблица. План выполнения работы.

Выполнение работы на формате А4. Рис. 98, 99.

Повторить §10, 11, 12.

Гр.работу завершить дома.

22.-12-31.12

18-19

Порядок построения изображений на чертежах.

А) Проверка качественного усвоения материала по теме прямоугольное проецирование.

Б) Воспитание культуры труда, формирование навыков самостоятельной работы.

Большинство предметов можно представить как сочетание геометрических тел. Следовательно, для чтения и выполнения чертежей надо знать, как изображаются эти геометрические тела.

Учебные таблицы.

Анализ формы предмета. Последовательность построение видов на чертеже детали. Построение вырезов на геометрических телах. Построение 3-го вида.

§13.

Рис. 113. (1,2,3)

Урок 17: рис. 111 в, г. Урок 18: рис. 114 (1,2,3,4,5,6)

А4

09.01-17.01.

в) Развитие пространственных представлений, пространственного мышления школьников.

Приступая к выполнению изображений, надо чётко представить общую исходную геометрическую форму деталей (будет ли это куб, цилиндр, параллелепипед или др.). Эту форму необходимо иметь в виде при построении видов.

1 урок: рис. 107, 111а, б; 112 а,б. 2 урок: рис. 113 (4,5,6,7,8,9).

19.01-24.01

20

Графическая работа №5. «Построение 3-ей проекции по двум данным».

А) Закрепление навыков выполнения прямоугольных проекций
б) Формирование навыков самостоятельной работы.

В) Развитие пространственных представлений, пространственного мышления.

Повторение и закрепление теоретического материала по теме прямоугольного проецирования.

Учебные таблицы. План выполнения работы.

Выполнение работы на формате А4(М 2:1). I  а,б;

II   в,г

III г, д.

Повторить §13.

26.01-31.01.

21

Нанесение размеров с учетом формы предмета.

А) Знакомство с правилами нанесения размеров с учетом формы.

Б) воспитание стремления добросовестно и рационально выполнять учебные задания.

В) развитие логического мышления учащихся.

Каждый размер на чертеже указывают только Один раз.

В то же время чертеж должен содержать все размеры, необходимые для изготовления предмета.

Учебные таблицы.

Нанесение размеров с учётом формы предмета. Рис. 119 б, 120 а.

§14. Рис. 120 б, 121 (М 2:1), 122 (М 2:1).

02.02-07.02.

22

Геометрические построения, необходимые при выполнении чертежей.

А) Знакомство с правилами геометрических построений.

Б) воспитание культуры труда, формирование навыков самостоятельной работы.

В) Развитие пространственных представлений пространственного мышления школьников.

Расчленение процесса выполнения чертежа на отдельные графические операций наз. Анализом графического состава изображения.

Учебные таблицы. И индивидуальные карточки-задания для опроса.

Анализ графического состава изображений. Деление окружности на части. Сопряжения.

§15. Рис. 137 с нанесением размеров. А4.

09.02-14.02.

23

Графическая работа №5. «Чертежи деталей (с использованием геометрических построений, в том числе сопряжений)».

А) Закрепление навыков геометрических построений.

Б) Формирование навыков самостоятельной работы.

В) Развитие пространственного мышления.

Повторение и закрепления теоретического материала по теме геометрические построения.

Учебная таблица. План выполнения работы.

Выполнения работы на формате А4. Рис. 138.

Повторить §15.

16.02-

19.02.

24

Чертежи развёрток на поверхностей геометрических тел.

А) Знакомство с правилами построения развёрток.

Б) Воспитание стремления добросовестно и рационально выполнять учебные задания.

В) Развитие навыков логического мышления.

Учебные таблицы. Индивидуальные карточки-задания для опроса.

Построение развёрток призмы цилиндра, конуса, пирамида.

§16. Рис. 139, 140 (с 1-14) по журналу. Рис. 141, 142 (15-30).

26.02-07.03.

25

Порядок чтения чертежей деталей.

А) Закрепления знаний, умений и навыков в чтение чертежей.

Б) Развитие у школьников стремления к овладению знаниями, формирование умений чётко читать чертежи.

В) Развитие самостоятельной активности и творческого отношения к чтению чертежа.

Чтение чертежа заключается в представлении объёмной формы предмета по плоским изображениям и в определении его размеров.

Учебные таблицы. Чертежи деталей.

Чтения чертежа деталей.

  1. Основная надпись чертежа. Масштаб, наз. И т.д.
  2. Определить, какие виды детали даны на чертеже.
  3. Анализ изображений данных на чертеже.
  4. Размеры детали и её элементов. (Зачёт по индивидуальным работам)

§17 рис. 145 (прочитать)

09.03-14.03.

26

Практическая работа № 7 “устное чтение чертежа”

а) Закрепление навыков в чтении чертежей

б) Формирование навыков самостоятельной работы

в) Развитие навыков логического мышления

Повторение теоретических положений

Учебные таблицы. И план выполнения работы.

Выполнение работы в тетрадях рис. 146, 147, 148.

§17 повторить.

А4

16.03-21.03.

Эскизы

27-28

Выполнение эскизов деталей.

а) Знакомство школьников с правилами выполнения эскизов

б) Воспитание стремления добросовестно и рационально выполнять учебные задания.

в) Развитие логического мышления учащихся.

. К эскизам относят чертежи, предназначенные для разового использования в производстве. Изображения выполняются по правилам прямоугольного проецирования, но от руки с соблюдением пропорций.

Учебные таблицы.

Построение эскизов по техническим моделям.

§18

Рис. 155 в тетр.

23.03-28.03.

30.03-04.04.

29-30

Графическая работа №8

“Выполнение чертежа предмета в 3 видах с преобразованием его формы(путём удаления части предмета)”

а)Закрепление навыков в выполнение чертежа предмета в трёх видах.

б)Формирование навыков самостоятельной работы.

в)Развитие навыков логического мышления.

Закрепление знаний теоретического материала.

Учебные таблицы.

План выполнения работы.

Выполнение работы на формате А4.

Рис. 149, 150, 151.

Повторить §2, 4, 6, 7, 8, 9, 13, 14.

06.04-08.04

15.04-18.04

IV

Проектная деятельность

31-32

Графическая работа №10.

“Выполнение чертежей детали с включением элементов конструирования”.

а)Обобщение знаний, полученных при изучении курса в 7-м классе.

б)Формирование навыков самостоятельной работы.

в)Развитие навыков  логического мышления.

Закрепление знаний теоретического материала.

Учебные таблицы.

План выполнения работы.

Построение эскиза и технического рисунка с модели детали.

Повторить§9, 18.

20.04-25.04.

27.04-02.05.

33

Графическая работа №11“Выполнение чертежей детали с включением элементов конструирования”.

Защита проектов.

а) Закрепление теоретических знаний и использование их в конструировании.

б)Формирование навыков самостоятельной работы.

в)Развитие навыков логического мышления.

Повторение и закрепление знаний в конструировании узлов.

Учебные таблицы.

План выполнения работы.

Построение чертежей деталей.

1 урок:

рис. 156, 157.

2 урок:

рис. 160 в, г.т

Повторить

§ 4, 5, 13, 14, 15, 17.

04.05-08.05.

33,

34.

Графическая работа №12.

“Выполнение чертежа предмета”.

а)Обобщение знаний, полученных при изучении курса в 7-м классе.

б)Формирование навыков самостоятельной работы.

в)Развитие навыков мышления

Повторение и закрепление знаний.

Учебные таблицы.

План выполнения работы.

Построение чертежа детали в необходимом количестве видов.

1 урок:

рис. 160 а, б.

2 урок:

рис. 160 в,г.

Повторить§4, 5, 13, 14, 15, 17.

11.05-16.05.

18.05-23.05.

35

Итоговый урок. Защита проектов.

25.05-30.05.

        VII.УМК и         материально-техническое обеспечение учебного предмета

Для учителя:

  1. Методика обучения черчению и графике. Гриф МО РФ Учебно-методическое пособие для учителей. / Павлова А. А. Жуков С. В. - М.: Владос 2004
  2. Методическое пособие по черчению: К учебнику А. Д. Ботвинникова и др. «Черчение» / А. Д Ботвинников, В. Н. Виноградов, И. С. Вышнепольский и др. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2006.
  3. Подшибякин В. В.  Поурочное планирование по техническому черчению. 8-9 классы. – Саратов.: «Лицей», 1999.
  4. СтепаковаВ.В. «Методическое пособие по черчению. Графические работы», под ред. Степаковой В.В. - М.: Просвещение, 1999.
  5. Тематическое и поурочное планирование по черчению к учебнику А.Д.Ботвинникова и др. «Черчение»: Для 7-8 классов общеобразовательных учреждений": 7-8 класс: Методическое пособие, - М.: Изд. Экзамен 2006.
  6. Чекмерев А. А. Начертательная геометрия и черчение: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений - 2-ое изд., перераб. и доп. - М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2002.
  7.  Черчение. Геометрические построения  Беляева И. А., Преображенская Н. Г., Кучукова Т. В., серия: «Черчение», - М.: Изд. ВЕНТАНА-ГРАФ, ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР, 2006.
  8. Черчение. Аксонометрические проекции.  Беляева И. А., Преображенская Н. Г., Кучукова Т. В., серия: «Черчение», -М.: Изд. ВЕНТАНА-ГРАФ, ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР, 2003.
  9. Черчение. черчение 
    Преображенская Н. Г., серия:
    «Черчение», - М.: Изд. ВЕНТАНА-ГРАФ, ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР, 2005.
  10. Черчение: Учебник для учащихся образовательных учреждений, / В.В. Степакова, А.И.Анисимова, Л.В.Курцаева, А.И.Шершевская; под ред. В.В.Степаковой, М.: Просвещение, 2001 г., 206 с.: ил.
  11. Чекмерев А. А. Начертательная геометрия и черчение: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений - 2-ое изд., перераб. и доп. - М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2002.
  12. Методика обучения черчению и графике. Гриф МО РФ Учебно-методическое пособие для учителей. / Павлова А. А. Жуков С. В. - М.: Владос 2004 - 96
  13. Черчение: Учебник для учащихся общеобразовательных учебных учреждений Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С. М.: ООО «Издательство Астрель». 2008 - 224 с.
  14. Подшибякин В. В.  Поурочное планирование по техническому черчению. 8-9 классы. – Саратов.: «Лицей», 1999.
  15. Черчение: Программы общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение 2007г.

Для учащихся:

  1. Черчение: Учебник для учащихся общеобразовательных учебных учреждений Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С. М.: ООО «Издательство Астрель». 2014г

Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения

Кол-во

Примечания

Печатные пособия

Методические журналы по искусству

Д

Хрестоматии литературных произведений к урокам изобразительного искусства

Д

Портреты русских и зарубежных художников

Д

Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента

Д

Технические средства обучения

Проектор

1

Магнитная доска

1

Компьтер

Интерактивная доска

1

Фотокамера цифровая (по возможности).

1

Экранные - звуковые пособия

Видеофрагменты и другие информационные объекты (изображения, аудио - и видеозаписи), отражающие основные темы курса изо

Д

При наличии технических средств

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

Краски акварельные

К

Краски гуашевые

К

Тушь

К

Ручки с перьями

К

Бумага А3, А4

К

Бумага цветная

К

Фломастеры

К

Восковые мелки

К

Кисти № 5, 10, 20

К

Емкости для воды

К

Стеки

К

Пластилин

К

Клей

К

Ножницы

К

Игры

Конструкторы

К

Д- демонстрационный материал.

К-полный комплект.

Ф-комплект для фронтальной работы.

П- комплект необходимый для практической работы


VIII.Планируемые результаты.

Познавательная деятельность

  • использовать для познания  различных методов (наблюдение, измерение, опыт,  моделирование и др.).
  • определять структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого.
  • определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них.
  • сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать изучаемое  по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. уметь различать факт, мнение, доказательство, гипотезу, аксиому.
  • исследовать несложные практические ситуации, выдвижение предположений, понимание необходимости их проверки на практике.
  • использовать практические  работы для применения изученных правил на практике;
  • решать творческие учебные и практические задачи: уметь мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности;
  • использовать знания, полученные на уроках информатики, геометрии, математики для решения учебных задач предмета «черчение;

Информационно-коммуникативная деятельность

  • адекватно воспринимать устную речь и  передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания.
  • осознанно  и бегло читать тексты, проводить информационно-смысловой анализ текста. Использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.).
  • владеть монологической и диалогической речью.
  • уметь вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение). Создание письменных высказываний, адекватно передающих прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно).
  • составление плана, тезисов, конспекта. Приводить  примеры, подбор аргументов, формулирование выводов. Отражать в устной или письменной форме результаты своей деятельности.
  • уметь перефразировать мысль (объяснять «иными словами»). Выбрать  и использовать выразительные средства языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения.
  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.

Рефлексивная деятельность

  • самостоятельно организовать  учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.).
  • владеть навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные последствия своих действий.
  • искать и устранять причины возникших трудностей.
  • оценивать свои учебные достижения, поведения, черт своей личности, своего физического и эмоционального состояния. Осознанно определять сферы своих интересов и возможностей. Соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни.
  • владеть умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения (лидер, подчиненный и др.).
  • оценивать свою деятельность с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей. Использовать свои права и выполнять  свои обязанности как гражданина, члена общества и учебного коллектива.
  • обнаруживает полное незнание и непонимание учебного материала, совсем не подготовлен к работе и совершенно не владеет умениями и навыками, предусмотренными программой курса черчения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по черчению 8, 9 классы

Рабочая программа по черчению...

Рабочая программа по черчению 9 класс

Настоящая программа по черчению для 9 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Черчени...

Рабочая программа по черчению 9 класс

Настоящая программа по черчению для 9 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Черчение», ав...

Рабочая программа по Черчению 8-9 класс

Рабочая  программа по черчению для 8, 9 классов создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Черче...

Рабочая программа по черчению для 9 класса

Рабочая программа по черчению для 9 класса. Разработана на основе нормативных документов и программы общеобразовательных учреждений (Черчение 9, Москва, «Просвещение», 2008. Составитель В. А. Гервер, ...

Рабочая программа по черчению для 9 класса

Рабочая программа по черчению для 9 класса составлена на основе базисного учебного плана, федерального компонента Государственного образовательного стандарта общего образования и программы  общео...