рабочая программа 5 класс технология
рабочая программа по технологии (5 класс) на тему

Рабочая программа по технологии составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, учебного плана, примерной программы основного общего образования по технологии с учетом авторской программы по технологии для 5-8 неделимых классов под редакцией В. Д. Симоненко. Модифицированный вариант для неделимых классов / авт.-сост. Н. п. Литвиненко, О. А. Чельцова, Т. А. Подмаркова. – Изд. 2-е – Волгоград: Учитель, 2014. – 51с.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Технология. Индустриальные технологии: 5 класс: учебник для учащихся образовательных организаций А. Т. Тищенко, В. Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2014.- 192 с.: ил.

Выбор данной авторской программы и учебно-методического комплекта обусловлен образовательными потребностями, интересами и склонностями учащихся, возможностями образовательного учреждения МБОУ СОШ № 1, г. Жиздра с учетом обязательного минимума содержания основных образовательных программ по технологии.

Программа рассчитана на 70 ч. в год (2 часа в неделю).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_5_kl.butenko_n.a.docx66.85 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1» г. ЖИЗДРЫ

«Рассмотрено»

на заседании методического объединения учителей. Протокол №___  от «__»____________2014 г.

Руководитель МО: ____________________ /__________________./

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР ____________/Помазенков Е.В./         «29» августа 2014 г

«Утверждаю»

Директор ______________________________/Куренкова М.С./         «29» августа 2014 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Учебный год                         __2014-2015_________________

Предмет                 технология

Ступень обучения:        II

Раздел учебного плана:         федеральный

Класс:         5

Учитель:                 Бутенко Николай Алексеевич

Пояснительная записка.

Рабочая программа по технологии составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, учебного плана, примерной программы основного общего образования по технологии с учетом авторской программы по технологии для 5-8 неделимых классов под редакцией В. Д. Симоненко. Модифицированный вариант для неделимых классов / авт.-сост. Н. п. Литвиненко, О. А. Чельцова, Т. А. Подмаркова. – Изд. 2-е – Волгоград: Учитель, 2014. – 51с.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Технология. Индустриальные технологии: 5 класс: учебник для учащихся образовательных организаций А. Т. Тищенко, В. Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2014.- 192 с.: ил.

Выбор данной авторской программы и учебно-методического комплекта обусловлен образовательными потребностями, интересами и склонностями учащихся, возможностями образовательного учреждения МБОУ СОШ № 1, г. Жиздра с учетом обязательного минимума содержания основных образовательных программ по технологии.

Программа рассчитана на 70 ч. в год (2 часа в неделю).

Программой предусмотрено проведение:

  1. тестов – 4.
  2. практических работ – 31
  3. экскурсий - 1

Содержание программы строится по принципу обучение в процессе конкретной практической деятельности, которая учитывает познавательные потребности школьников, и предполагает реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

  • приобретение знаний по разделам технологии обработки конструкционных материалов, машиноведения, культуры дома, художественной обработки материалов, информационных технологий;
  • овладение способами деятельности по решению учебно-производственных задач, связанных с разработкой и изготовлением определённого изделия, технологии его обработки, наладки оборудования, приспособлений и инструментов;
  • освоение компетенций – умение действовать автономно: защищать, планировать и организовывать личностные планы, самостоятельно приобретать знания, используя разные источники; способность работать с разными видами информации: символами, чертежами, схемами, тестами, таблицами, осмысливать полученные сведения, применять их для расширения своих знаний.

Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно предстовляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

Главной целью школьного образования является развитие ребёнка как компетентной личности путём включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учёба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смысла жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определённой суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и компетенциями.

 Это определило цели обучения технологии:

  • освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностного или общественно значимых продуктов труда;
  • овладение общетрудовыми и специальными умениями, для поиска использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приёмами труда;
  • развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
  • воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремлённости, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;
  • получение опыта их применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной и практической деятельности.

Программа также включает использование учащимися мультимедийных ресурсов, и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создание баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

В целях реализации умений и навыков рефлексивной деятельности особое внимание уделено способности учащихся самостоятельно организовать свою учебную деятельность, оценивать её результаты. Определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.

 Общая характеристика учебного предмета «Технология»

Рабочая учебная программа предмета «Технология» составлена с учетом полученных учащимися при обучении в начальной школе технологических знаний и опыта трудовой деятельности.

Основным предназначением учебного предмета «Технология» в системе общего образования является формирование трудовой и технологической культуры школьника, системы технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности, профессиональное самоопределение в условиях рынка труда, формирование гуманистически и прагматически ориентированного мировоззрения. Предмет «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников, предоставляя им возможность овладеть основами ручного и механизированного труда, управления техникой, применить в практической деятельности знания основ наук.

Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. Инвариантными образовательными целями технологической подготовки молодежи в учреждениях общего образования на этапе основной школы являются: формирование у учащихся технико-технологической грамотности, представлений о технологической культуре производства, культуры труда, этики деловых межличностных отношений, развитие умений творческой созидательной деятельности, подготовка к профессиональному самоопределению в сфере индустриального труда и последующей социально-трудовой адаптации в обществе. Соответственно, независимо от вида изучаемых технологий, содержанием учебной программы по направлению «Технология» предусматривается изучение материала по следующим сквозным образовательным линиям:

• технологическая культура производства;

• распространенные технологии современного производства;

• культура и эстетика труда;

• получение, обработка, хранение и использование технической информации;

• основы черчения, графики, дизайна;

• элементы домашней и прикладной экономики, предпринимательства;

• знакомство с миром профессий, выбор жизненных, профессиональных планов учащимися;

• влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;

• техническая творческая, проектная деятельность;

• история, перспективы и социальные последствия развития технологии и техники.

Учащиеся овладевают следующими общетрудовыми понятиями и видами деятельности:

– потребности, предметы потребления, потребительная стоимость продукта труда, изделие или услуга, дизайн, проект, конструкция;

– техническая документация, измерение параметров в технологии и продукте труда; выбор, моделирование, конструирование, проектирование объекта труда и технологии;

– методы и средства преобразования и использования материалов, энергии и информации, объектов социальной и природной среды;

– свойства конструкционных и природных поделочных материалов;

– назначение, применение, хранение ручных инструментов и приспособлений;

– устройство, сборка, управление и обслуживание доступных и посильных технико-технологических средств производства (приборов, аппаратов, станков, машин, механизмов);

– подготовка и организация трудовой деятельности на рабочем месте; культура труда; механизация труда и автоматизация производства; технологическая культура производства;

– информационные технологии в производстве и сфере услуг; перспективные технологии;

– функциональные стоимостные характеристики предметов труда и технологий; себестоимость продукции; экономия сырья, энергии, труда; производительность труда, анализ и экономическое проектирование эффективной и рациональной организации производства продукта труда; реализация продукции, цена, налог, доход и прибыль; начала маркетинга, менеджмента и предпринимательской деятельности; бюджет семьи;

– экологичность технологий производства; безотходные технологии, утилизация и рациональное использование отходов; социальные последствия применения технологий;

– планирование и организация рабочего места; научная организация труда средства и методы обеспечения безопасности труда; культура труда; технологическая дисциплина; этика общения на производстве;

– требования, предъявляемые различными массовыми профессиями к подготовке и личным качествам человека; соответствие требований профессиональной деятельности интересам, склонностям, личностным качествам учащихся и средства их диагностики, жизненная и профессиональная карьера. Основным для рабочей учебной программы по предмету «Технология» является блок разделов и тем «Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов». Программа включает в себя также разделы «Электротехника и электроника», «Технологии ведения дома», «Черчение и графика», «Современное производство и профессиональное образование», «Проектные и творческие работы».

С учетом требований стандарта образования по технологии значительный объем учебного времени (примерно 2/5) отводится на проектные и творческие работы.

Исходя из необходимости учета потребностей личности школьника, его семьи и общества, достижений педагогической науки, конкретный учебный материал для включения в программу должен отбирался с учетом следующих положений:

 распространенность изучаемых технологий и орудий труда в сфере производства, сервиса и домашнего хозяйства и отражение в них современных научно-технических достижений;

 возможность освоения содержания на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности, имеющих практическую направленность;

 выбор объектов созидательной и преобразовательной деятельности на основе изучения общественных, групповых или индивидуальных потребностей;

 возможность реализации общетрудовой и практической направленности обучения, наглядного представления методов и средств осуществления технологических процессов;

 возможность познавательного, интеллектуального, творческого, духовно-нравственного, эстетического и физического развития учащихся.

Каждый компонент учебной программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда (в обобщенном виде). При этом предполагается, что изучение материала, связанного с практическими работами, должно предваряться освоением учащимися необходимого минимума теоретических сведений.

В программе предусмотрено выполнение школьниками технических творческих или проектных работ. Соответствующая тема по учебному плану программы может даваться в конце каждого года обучения. Вместе с тем методически возможно построение годового учебного плана занятий с введением творческой, проектной деятельности в учебный процесс с начала или с середины учебного года. При организации творческой или проектной деятельности учащихся очень важно акцентировать их внимание на потребительском назначении того изделия (потребительной стоимости), которое они выдвигают в качестве творческой идеи.

Основным дидактическим средством обучения технологии в средней школе является учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, учебно-практические работы, выполнение проектов. Все виды практических работ в примерной учебной программе направлены на освоение различных технологий обработки материалов, электромонтажных, строительно-отделочных и ремонтных санитарно-технических работ, графических, расчетных и проектных операций.

Лабораторно-практические работы выполняются преимущественно по материаловедению, а также по разделу «Машиноведение». Такие работы могут проводиться по разделам «Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов» и «Электротехнические работы» при наличии необходимого учебного оборудования.

Для практических работ учитель, в соответствии с имеющимися возможностями, выбирает такой объект, процесс или тему проекта для учащихся, чтобы обеспечить охват всей совокупности рекомендуемых в программе технологических операций. При этом учитывается посильность объекта труда для школьников соответствующего возраста, а также его общественную или личную ценность.

Темы раздела «Технологии ведения дома» включают в себя обучение элементам семейной экономики, освоение некоторых видов ремонтно-отделочных и санитарно-технических работ. Соответствующие работы проводятся в форме учебных упражнений. Для более глубокого освоения этого раздела следует организовывать технологическую практику школьников за счет времени, отводимого из компонента образовательного учреждения. Тематически она может быть связана с ремонтом классного оборудования, школьных помещений и их санитарно-технических коммуникаций, а именно: ремонт и окраска стен, столов, стульев, восстановление или замена кафельных или пластиковых покрытий, ремонт мебели, профилактика и ремонт санитарно-технических устройств, запорных механизмов и др.

Содержание обучения черчению и графике, которое задано обязательным минимумом, в программе представлено двумя вариантами. Сведения и практические работы по черчению и графике, как компонент содержания, введены почти во все технологические разделы и темы программы. Кроме того, черчение и графика может дополнительно изучаться как обобщающий элективный курс в 9-м классе, в том случае, если на технологию будет выделено время из компонента образовательного учреждения.

Интегративный характер содержания обучения технологии предполагает построение образовательного процесса на основе использования межпредметных связей. Это связи с алгеброй и геометрией при проведении расчетных и графических операций, с химией при характеристике свойств материалов, с физикой при изучении устройства и принципов работы машин и механизмов, современных технологий, с историей и искусством при освоении технологий традиционных промыслов. При этом возможно проведение интегральных занятий, создание интегральных курсов или отдельных разделов.

Место предмета «Технология» в базисном учебном (образовательном) плане

Универсальность технологии как методологического базиса общего образования состоит в том, что любая деятельность— профессиональная, учебная, созидательная, преобразующая — должна осуществляться технологически, т. е. таким путем, который гарантирует достижение запланированного результата, причем кратчайшим и наиболее экономичным путем. Предмет «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников. Его содержание предоставляет молодым людям возможность бесконфликтно войти в мир искусственной, созданной людьми среды техники и технологий, которая называется техносферой и является главной составляющей окружающей человека действительности. Искусственная среда — техносфера — опосредует взаимодействие людей друг с другом, со сферой природы и с социумом. Базисный учебный (образовательный) план образовательного учреждения на этапе основного общего образования должен включать 204 учебных часа для обязательного изучения курса «Технология». В том числе: в 5, 6 и 7 классах — по 70 ч, из расчета 2 ч в неделю, в 8 классе — 35 ч, из расчета 1 ч в неделю.

                                       

  Результаты изучения предмета

Изучение технологии в основной школе по направлению технология дома, реализуемая в учебниках «Технология», обеспечивает достижение следующих результатов.

Личностные результаты

1. Проявление познавательных интересов и творческой активности в данной области предметной технологической деятельности.

2. Выражение желания учиться и трудиться на производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей.

3. Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности.

4. Овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда.

5. Самооценка своих умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации.

6. Планирование образовательной и профессиональной карьеры.

7. Осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации.

8. Бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам.

9. Готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства.

10. Проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности.

Метапредметные результаты

1. Планирование процесса познавательной деятельности.

2. Ответственное отношение к выбору питания, соответствующего нормам здорового образа жизни.

3. Определение адекватных условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов.

4. Проявление нестандартного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса.

5. Самостоятельное выполнение различных творческих работ по созданию оригинальных изделий декоративно-прикладного искусства.

6. Виртуальное и натурное моделирование художественных и технологических процессов и объектов.

7. Аргументированная защита в устной или письменной форме результатов своей деятельности.

8. Выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную или социальную значимость.

9. Выбор различных источников информации для решения познавательных и коммуникативных задач, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.

10. Использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительную стоимость.

11. Согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками.

12. Объективная оценка своего вклада в решение общих задач коллектива.

13. Оценка своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам.

14. Обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах.

15. Соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства.

16. Соблюдение безопасных приемов познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.

Предметные результаты

В познавательной сфере:

1) рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;

2) оценка технологических свойств материалов и областей их применения;

3) ориентация в имеющихся и возможных технических средствах и технологиях создания объектов труда;

4) владение алгоритмами и методами решения технических и технологических задач;

5) распознавание видов инструментов, приспособлений и оборудования и их технологических возможностей;

6) владение методами чтения и способами графического представления технической и технологической информации;

7) применение общенаучных знаний в процессе осуществления рациональной технологической деятельности;

8) владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;

9) применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов.

В трудовой сфере:

1) планирование технологического процесса и процесса труда;

2) организация рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда;

3) подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии;

4) проведение необходимых опытов и исследований при подборе материалов и проектировании объекта труда;

5) подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;

6) планирование последовательности операций и составление технологической карты;

7) выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений;

8) определение качества сырья и пищевых продуктов органолептическими и лабораторными методами;

9) приготовление кулинарных блюд из молока, овощей, рыбы, мяса, птицы, круп и др. с учетом требований здорового образа жизни;

10) формирование ответственного отношения к сохранению своего здоровья;

11) составление меню для подростка, отвечающего требованию сохранения здоровья;

12) заготовка продуктов для длительного хранения с максимальным сохранением их пищевой ценности;

13) соблюдение безопасных приемов труда, правил пожарной безопасности, санитарии и гигиены;

14) соблюдение трудовой и технологической дисциплины;

15) выбор и использование кодов и средств представления технической и технологической ин-формации и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертеж, эскиз, технологическая карта и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;

16) контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и мерительных инструментов и карт пооперационного контроля;

17) выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;

18) документирование результатов труда и проектной деятельности;

19) расчет себестоимости продукта труда.

В мотивационной сфере:

1) оценка своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности;

2) выбор профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального обучения;

3) выраженная готовность к труду в сфере материального производства;

4) согласование своих потребностей и требований с другими участниками познавательно-трудовой деятельности;

5) осознание ответственности за качество результатов труда;

6) наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;

7) стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.

В эстетической сфере:

1) дизайнерское конструирование изделия;

2) применение различных технологий декоративно-прикладного искусства (роспись ткани, ткачество, войлок, вышивка, шитье и др.) в создании изделий материальной культуры;

3) моделирование художественного оформления объекта труда;

4) способность выбрать свой стиль одежды с учетом особенности своей фигуры;

5) эстетическое оформление рабочего места и рабочей одежды;

6) сочетание образного и логического мышления в процессе творческой деятельности;

7) создание художественного образа и воплощение его в материале;

8) развитие пространственного художественного воображения;

9) развитие композиционного мышления;

10) развитие чувства цвета, гармонии и контраста;

11) развитие чувства пропорции, ритма, стиля, формы;

12) понимание роли света в образовании формы и цвета;

13) решение художественного образа средствами фактуры материалов;

14) использование природных элементов в создании орнаментов, художественных образов моделей;

15) сохранение и развитие традиций декоративно-прикладного искусства и народных промыслов в современном творчестве;

16) применение художественного проектирования в оформлении интерьера жилого дома, школы, детского сада и др.;

17) применение методов художественного проектирования одежды;

18) художественное оформление кулинарных блюд и сервировка стола;

19) соблюдение правил этикета.

В коммуникативной сфере:

1) умение быть лидером и рядовым членом коллектива;

2) формирование рабочей группы с учетом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива;

3) выбор знаковых систем и средств для кодирования и оформления информации в процессе коммуникации;

4) публичная презентация и защита идеи, варианта изделия, выбранной технологии и др.;

5) способность к коллективному решению творческих задач;

6) способность объективно и доброжелательно оценивать идеи и художественные достоинства работ членов коллектива;

7) способность прийти на помощь товарищу;

8) способность бесконфликтного общения в коллективе.

В физической сфере:

1) развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и приспособлениями;

2) достижение необходимой точности движений и ритма при выполнении различных технологических операций;

3) соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту с учетом технологических требований;

4) развитие глазомера;

5) развитие осязания, вкуса, обоняния.

В результате обучения по данной программе учащиеся должны овладеть:

• трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и использованию материалов, энергии, информации, необходимыми для создания продуктов труда в соответствии с предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами;

• умениями ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы;

• навыками самостоятельного планирования и ведения домашнего хозяйства; культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда;

• ответственным отношением к сохранению своего здоровья и ведению здорового образа жизни, основой которого является здоровое питание.

Содержание учебного предмета  технологии

                        Направление «Индустриальные технологии». 5 класс. Всего часов 70

                       Раздел 1. «Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов» Всего часов: 26

                       

  • Правила внутреннего распорядка, правила ТБ, правила ПБ в кабинете технологии. Древесина, свойства и области применения. Пиломатериалы, свойства и области применения. Пороки древесины. Профессии, связанные с производством древесины и древесных материалов и восстановлением лесных массивов.
  • Распознавание древесины и древесных материалов. Выявление природных пороков в материалах и заготовках.
  • Понятия «изделие» и «деталь». Технический рисунок, эскиз, чертеж. Линии и условные обозначения. Прямоугольное проецирование (на одну, две и три плоскости). Технологическая карта и ее назначение. Использование ЭВМ для подготовки графической документации.
  • Чтение и выполнение технических рисунков. Определение последовательности изготовления изделий.
  • Виды контрольно-измерительных и разметочных инструментов для изготовления изделий из древесины.
  • Ознакомление с видами и способами применения контрольно-измерительных и разметочных инструментов
  • Столярный верстак, его устройство. Ручные инструменты и приспособления для обработки древесины и древесных материалов. Правила безопасности труда при работе ручными столярными инструментами
  • Организация рабочего места столяра. Соблюдение правил безопасности труда при использовании ручного инструмента и оборудования верстака. Уборка рабочего места.
  • Основные технологические операции ручной обработки древесины и древесных материалов, особенности их выполнения: разметка, пиление, долбление, сверление; столярная и декоративная отделка деталей и изделий.
  • Ознакомление с видами и рациональными приемами работы ручными инструментами, приспособлениями. Защитная и декоративная отделка изделия.

                  Раздел 2. «Технологии художественно-прикладной обработки материалов». Всего часов:6

  • Лобзик. Основные части лобзика.
  • Приемы работы с лобзиком. Подготовка рабочего места.
  • Отделка готового изделия.
  • Ознакомление с правилами безопасной работы с данными приборами.
  • Прибор для выжигания и его основные части.
  • Выбор материала для работы с электровыжигателем.
  • Перенос рисунка на поверхность изделия.

                       Раздел 3. «Технологии ручной обработки металлов и искусственных материалов». Всего часов: 28

  • Черные и цветные металлы. Виды, способы получения и обработки отливок из металла, проката. Виды, свойства и способы получения искусственных материалов.  Профессии, связанные с добычей и производством металлов.
  • Распознавание видов металлов и искусственных материалов.
  • Особенности графических изображений деталей и изделий из различных материалов. Контрольно-измерительные и разметочные инструменты, применяемые при работе с металлами и искусственными материалами.
  • Чтение технических рисунков, эскизов и чертежей деталей и изделий из тонколистового металла, проволоки и искусственных материалов.
  • Слесарный верстак и его назначение. Устройство слесарных тисков. Ручные инструменты и приспособления для обработки металлов и искусственных материалов, их назначение и способы применения. Основные технологические операции обработки металлов ручными инструментами, спецификация инструментов, особенности выполнения работ.
  • Организация рабочего места. Соблюдение правил безопасности труда. Уборка рабочего места.
  • Способы механической, химической и декоративной лакокрасочной защиты и отделки поверхностей изделий из металлов и искусственных материалов.
  • Изготовление деталей по чертежу и технологической карте. Визуальный и инструментальный контроль качества деталей. Защитная и декоративная отделка изделия.
  • Сверлильный станок: устройство, назначение. Организация рабочего места для работы на сверлильном станке. Приемы работы на сверлильном станке. Правила безопасности труда при работе на сверлильном станке.
  • Организация рабочего места для сверлильных  работ. Ознакомление с устройством, приспособлениями и приемами работы на сверлильном станке. Уборка рабочего места.

                     Раздел 4.  Технологии домашнего хозяйства. 6 часов.

  • Интерьер жилого помещения. Способы ухода за различными видами напольных покрытий, лакированной и мягкой мебели, их мелкий ремонт. Технология ухода за кухней. Средства для ухода. Экологические аспекты применения современных химических средств в быту.
  • Технологии ухода за одеждой и обувью. Способы удаления пятен с одежды и обивки мебели. Выбор технологий длительного хранения одежды и обуви. Профессии в сфере обслуживания и сервиса.
  • Выполнение мелкого ремонта обуви.  Удаление пятен с одежды и обивки мебели. Соблюдение правил безопасности и гигиены.
  • Понятие об экологии жилища. Оценка и регулирование микроклимата в доме. Современные приборы для поддержания температурного режима, влажности и состояния воздушной среды. Роль освещения в интерьере.


Календарно-тематическое планирование.

Тип уч.з

Тематика занятия

Основные виды учебной  деятельности учащихся

Дата

план

факт

I

Вводное занятие. Инструктаж по охране труда

Что такое творческий проект. Этапы выполнения проекта

Ознакомление с сущностью понятия «Технология. Индустриальные технологии».

- Ознакомление с правилами поведения в мастерской и на рабочем месте

01.09

II

Технология ручной обработки древесины и древесных материалов.

1

п

Древесина. Пиломатериалы и древесные материалы

Лабораторно-практическая работа: «Распознавание древесины и древесных материалов»

- Ознакомление со: сферой применения древесины; породами древесины, их характерными признаками и свойствами; природными пороками древесины.

- Ознакомление с умением: распознавать лиственные и хвойные породы древесины по внешним признакам: цвету и текстуре

- Ознакомление с: видами древесных материалов, пиломатериалов; областью их применения,
способами рационального
использования.

08.09

2.

п

Графическое изображение деталей и изделий.

Практическая работа: «Чтение чертежа. Выполнения эскиза или технического рисунка детали из древесины»

- Ознакомление с: отличием изделия от детали; типами графических

изображений; сущностью понятия
масштаб; основными сведениями о линиях чертежа.

- Ознакомление с умением: различать разные типы графических изображений; виды проекций; читать

чертёж плоскостной детали.

15.09

3

п

Рабочее место и инструменты для ручной обработки древесины.

Практическая работа: «Организация рабочего места для столярных работ» 

- Ознакомление с назначением и устройством столярного и универсального верстаков, правилами размещения ручных инструментов на верстаке.

- Ознакомление с умением: организовывать рабочее место для ручной обработки древесины; устанавливать и закреплять заготовки в зажимах верстака; проверять соответствие верстака своему росту

22.09

4

п

Последовательность изготовления деталей из древесины.

Практическая работа: «Разработка последовательности изготовления детали из древесины»

- Ознакомление с: основными этапами технологического процесса; назначением технологической карты, её содержанием; основными технологическими операциями.

- Ознакомление с умением: определять последовательность изготовления детали по технологической карте.

29.09

5

п

Разметка заготовок из древесины. 

Практическая работа: « Разметка заготовок из древесины»

- Ознакомление с: правилами работы с измерительным инструментом; правилами разметки заготовок из древесины.

- Ознакомление с: умением: выполнять разметку заготовок из древесины по чертежу с учётом направления волокон, наличия пороков материала

06.10

6

п

к

Пиление заготовок из древесины.

Практическая работа: «Пиление заготовок из древесины»

- Ознакомление с: инструментами для пиления; их устройство; назначение стусла; правила безопасной работы ножовкой; способы визуального и инструментального контроля качества выполненной операции.
- Ознакомление с умением: выпиливать заготовки столярной ножовкой; контролировать качество
выполненной операции.

13.10

7

п

Строгание заготовок из древесины.

Практическая работа: «Строгание заготовок из древесины»

- Ознакомление с: устройством и назначением инструментов для строгания; правилами безопасной работы при строгании.

- Ознакомление с умением: выполнять сборку, разборку и регулировку рубанка; строгание деталей с соблюдением б.п. работы

20.10

8

п

Сверление отверстий в деталях из древесины.

Практическая работа: «Сверление заготовок из древесины»


- Ознакомление с: видами свёрл; типами отверстий; устройством инструментов для сверления; правилами безопасной работы при сверлении; последовательности действий при сверлении.

- Ознакомление с умением: закреплять свёрла в коловороте и дрели; размечать отверстия; просверливать отверстия нужного диаметра.

10.11

9

п

Соединение детали из древесины с помощью гвоздей.

Практическая работа: «Соединение деталей из древесины гвоздями»

- Ознакомление с  видами гвоздей; правилами выбора гвоздей
- Ознакомление с умением: выбирать гвозди для соединения деталей из древесины; выполнять соединение деталей из древесины гвоздями.

17.11

10

п

Соединение деталей из древесины шурупами и саморезами.

Практическая работа: «Соединение деталей из древесины с помощью шурупов(саморезов)»

Ознакомление с  видами  шурупов,  правилами выбора

шурупов для соединения деталей; правилами безопасной работы.
Выполнять соединение деталей из древесины  шурупами

24.11

11

п

Соединение деталей из древесины  клеем.

Практическая работа: «Соединение деталей из древесины с помощью клея»

Ознакомление с видами клея и областью их применения; правилами безопасной работы с клеем; Ознакомление с умением соединять детали изделия клеем.

01.12

12

п

Зачистка поверхностей деталей из древесины.

Практическая работа: «Зачистка деталей из древесины»

Ознакомление с инструментами для опиливания и зачистки;

Ознакомление с умением выполнять операции опиливания и зачистки поверхности изделия

08.12

13

п

к

Отделка изделий из древесины.

Практическая работа: «Отделка изделий из древесины»

Тест: « Технология ручной обработки древесины и древесных материалов».

Ознакомление с назначением опиливания и зачистки.

15.12

III

Технологии художественно-прикладной обработки материалов.

1

п

Выпиливание лобзиком.

Практическая работа: «Выпиливание изделий из древесины лобзиком»

- Ознакомление с: различными приёмами художественной обработки древесины; инструментами для такой обработки; видами лобзиков; правилами безопасной работы.

- Ознакомление с умением: выполнять защитную и декоративную отделку изделий с соблюдением правил безопасной работы

22.12

2

п

Выжигание по дереву.

Практическая работа: «Отделка изделий из древесины выжиганием»

Ознакомление с: различными приёмами художественной обработки древесины; инструментами для такой обработки;

29.12

3

Творческий проект: «Стульчик для отдыха на природе»

Тест: « Технологии художественно-прикладной обработки материалов»

Ознакомление с: этапами выполнения творческого проекта; возможными тематиками творческих проектов.

- Ознакомление с умением: выбирать тему проекта в соответствии со своими возможностями; подбирать материалы и инструменты; составлять технологическую карту; выполнять технологические операции по обработке древесины

12.01

IV

Технологии ручной и машинной обработки металлов и искусственных материалов 

1

п

Понятие о машине и механизме.

Лабораторно-практическая работа: «Ознакомление с машинами, механизмами, соединениями, деталями»

- Ознакомление с: сущностью понятий машина, механизм, деталь; типовые детали; типовые соединения; условными обозначениями деталей, узлами механизмов на кинематическими схемами.

- Ознакомление с умением: читать кинематические схемы; строить простые кинематические схемы

19.01

2

п

Тонколистовой металл и проволока. Искусственные материалы.

Лабораторно-практическая работа: «Ознакомление с образцами тонколистового металла, проволоки и пластмасс»

Ознакомление с: основными свойствами металлов и пластмасс. Их областью применения; видами и способами получения. Способами получения тонколистового металла; способами получения проволоки; профессиями , связанными с добычей и производством металлов. Профессиями, связанными с производством пластмасс.

- Ознакомление с умением: различать цветные и чёрные металлы; виды листового металла и проволоки. Виды пластмасс

26.01

3

п

 Рабочее место для ручной обработки металлов.

Практическая работа: «Ознакомление с устройством слесарного верстака и тисков»


- Ознакомление с: устройством и назначением слесарного верстака и слесарных тисков; правилами безопасности труда.

- Ознакомление с умением: регулировать высоту верстака в соответствии со своим ростом; рационально размещать инструменты и заготовки на слесарном верстаке; закреплять заготовки в тисках

02.02

4

п

Графическое изображение деталей из металла и искусственных материалов.

Практическая работа: «Чтение чертежа. Графическое изображение изделий из тонколистового металла и проволоки»

- Ознакомление с: различиями технологического рисунка, эскиза, чертежа; графического изображения конструктивных элементов деталей; правилами чтения чертежей; содержанием технологической карты.

09.02

5

п

Технология изготовления изделий из металлов и искусственных материалов.

Практическая работа: «Разработка технологий изготовления деталей из металлов и искусственных материалов»

- Ознакомление с умением: читать чертежи деталей из тонколистового
металла, проволоки и искусственных материалов; определять последовательность изготовления детали по технологической карте

16.02

6

п

Правка заготовок из тонколистового металла и проволоки.

Практическая работа: « Правка заготовок из тонколистового металла и проволоки»

- Ознакомление с: назначением операции правки; устройством и назначением инструментов и приспособлений для правки тонколистового металла и проволоки; правилами безопасной работы.

- Ознакомление с умением: править тонколистовой металл и проволоку

23.02

7

Разметка заготовок из тонколистового металла, проволоки, пластмассы.

Практическая работа: «Разметка заготовок из металла и искусственных материалов»

- Ознакомление с: правилами разметки заготовок из тонколистового металла и проволоки; назначением и устройством ручных инструментов и приспособлений для разметки; правилами безопасной работы при разметке.

- Ознакомление с умением: выполнять разметку заготовок из тонколистового металла, проволоки, пластмасс.

02.03

8

п

Резание заготовок из тонколистового металла, проволоки и искусственных материалов.

Практическая работа: « Резание заготовок из тонколистового металла, проволоки и искусственных материалов. Зачистка деталей  из тонколистового металла, проволоки и пластмассы»

- Ознакомление с: назначением операций резания и зачистки; назначением и устройством ручных инструментов для выполнения операций резания и зачистки; правилами безопасной работы при выполнении данных операций.

- Ознакомление с умением: выполнять резание

заготовок; зачистку (опиливание) заготовок из тонколистового металла, проволоки и искусственных материалов.

09.03

9

п

Гибка заготовок из  тонколистового металла, проволоки.

Практическая работа: « Гибка заготовок из  тонколистового металла, проволоки»

- Ознакомление с: процессом сгибания тонколистового металла и проволоки; назначением и устройство инструментов и приспособлений для выполнения операции сгибания; правилами безопасной работы.

- Ознакомление с умением: выполнять операцию сгибания тонколистового металла и проволоки

16.03

10

п

Получение отверстий в заготовках из металлов и искусственных материалов.

Практическая работа: « Получение отверстий в заготовках из металлов и искусственных материалов»

- Ознакомление с: приёмами выполнения операций пробивания и сверления отверстий; назначением и устройством инструментов для пробивания и сверления отверстий; правилами безопасной работы.

- Ознакомление с умением: пробивать и сверлить отверстия в тонколистовом металле и искусственных материалах.

06.04

11

п

Устройство настольного сверлильного станка.

Практическая работа: « Ознакомление с устройством настольного сверлильного станка, сверление отверстий на станке»


- Ознакомление с: устройством сверлильного станка; правилами безопасной работы.

- Ознакомление с умением: выполнять операцию сверления на сверлильном станке

13.04

12

п

Сборка изделий из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов.

Практическая работа: «Соединение деталей  из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов»


- Ознакомление со: способами соединения деталей из тонколистового металла; правилами безопасной работы.

- Ознакомление с умением: выполнять соединение деталей фальцевым швом и заклёпочным соединением.

13.04

13

п

Отделка изделий  из тонколистового металла, проволоки, пластмассы.

Практическая работа: «Отделка изделий  из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов»


- Ознакомление со: способами защитной и декоративной отделки изделий из металла; правилами безопасной работы.

- Ознакомление с умением: выполнять отделку изделия

20.04

14

к

Творческий проект: «Подставка для рисования»

Тест: « Технологии ручной и машинной обработки металлов и искусственных материалов»  

27.04

V

Технологии домашнего хозяйства

1

Интерьер жилого помещения.

- Ознакомление с: понятием интерьер; требованиями, предъявляемыми к интерьеру; предметами интерьера; характеристикой основных функциональных зон.

- Ознакомление с умением: анализировать дизайн интерьера жилых помещений на соответствие требованиям эргономики, гигиены, эстетики

04.05

2

п

Эстетика и экология жилища.

Практическая работа: «Разработка технологии изготовления полезных для дома вещей»

- Ознакомление с: понятием эстетика и экология жилища; требованиями, предъявляемыми к эстетики и экологии жилища; характеристикой современных бытовых климатических приборов.

- Ознакомление с умением: создавать в помещении нужный микроклимат, пользоваться современными бытовыми климатическими приборами.

11.05

3

п

к

Технологии ухода за жилым помещением, одеждой, обувью.

Практическая работа: «Изготовление для дома полезных вещей (из древесины или металла)»

Тест: « Технологии домашнего хозяйства»


- Ознакомление с: последовательностью операций во время уборки помещений; правилами ухода за мебелью, одеждой, обувью, книгами; условными обозначениями ухода за текстильными изделиями; современной бытовой техникой для выполнения домашних работ, её устройством и назначением.

- Ознакомление с умением: выполнять уборку помещений; ухаживать за мебелью, одеждой, обувью, книгами с использованием современных средств ухода и бытовой техники

18.05

VI

э

Экскурсия на производственное предприятие.

25.05

                   

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

  1. Авторская программа по технологии для 5-8 неделимых классов под редакцией В. Д. Симоненко. Модифицированный вариант для неделимых классов / авт.-сост. Н. п. Литвиненко, О. А. Чельцова, Т. А. Подмаркова. – Изд. 2-е – Волгоград: Учитель, 2014. – 51с.
  2. Учебник для учащихся Технология. Индустриальные технологии: 5 класс: учебник для учащихся образовательных организаций А. Т. Тищенко, В. Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2014.- 192 с.: ил.

Планируемые результаты изучения предмета «Технология»

Обучение в основной школе является второй ступенью пропедевтического технологического образования. Одной из важнейших задач этой ступени является подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. В результате обучающиеся должны научиться самостоятельно формулировать цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса.

должны   знать/понимать:

  • что такое технический рисунок, эскиз и чертеж;
  • основные параметры качества детали: форма, шероховатость и размеры каждой элементарной поверхности и их взаимное расположение; уметь осуществлять их контроль;
  • пути предупреждения негативных последствий трудовой деятельности человека на окружающую среду и собственное здоровье;
  • особенности межсезонной обработки почвы, способы удобрения почвы;
  • о видах посадок и об уходе за растениями, о видах размножения растений;
  • что такое текстовая и графическая информация;
  • какие свойства материалов необходимо учитывать при их обработке;
  • общее устройство столярного верстака, уметь пользоваться им при выполнении столярных операций;
  • назначение, устройство и принцип действия простейшего столярного инструмента (разметочного, ударного и режущего) и приспособлений для пиления (стусла); уметь пользоваться ими при выполнении соответствующих операций;
  • основные виды механизмов по выполняемым функциям, а также по используемым в них рабочим частям;
  • виды пиломатериалов;
  • возможности и умения использовать микрокалькуляторы и ЭВМ в процессе работы для выполнения необходимых расчетов, получения необходимой информации о технологии обработки деталей и сборки изделий;
  • источники и носители информации, способы получения, хранения и поиска информации;
  • технику безопасности при работе с сельскохозяйственным инвентарем;
  • принципы ухода за одеждой и обувью.
  • уметь:
  • рационально организовывать рабочее место и соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при выполнении всех указанных работ;
  • выполнять основные операции по обработке древесины ручными налаженными инструментами, изготавливать простейшие изделия из древесины по технологическим картам;
  • обрезать штамповую поросль;
  • читать простейшие технические рисунки и чертежи плоских и призматических деталей и деталей типа тел вращения;
  • понимать содержание технологических карт и пользоваться ими при выполнении работ;
  • графически изображать основные виды механизмов передач;
  • находить необходимую техническую информацию;
  • осуществлять контроль качества изготавливаемых изделий;
  • читать чертежи и технологические карты, выявлять технические требования, предъявляемые к детали;
  • выполнять основные учебно-производственные операции и изготавливать детали на сверлильном станке;
  • соединять детали склеиванием, на гвоздях, шурупах;
  • владеть простейшими способами технологии художественной отделки древесины (шлифовка, выжигание, отделка поверхностей материалов красками и лаками);
  • применять политехнические и технологические знания и умения в самостоятельной практической деятельности;
  • набирать и редактировать текст;
  • создавать простые рисунки;
  • работать на ПЭВМ в режиме калькулятора.
  • Должны владеть компетенциями:
  • ценностно-смысловой;
  • деятельностной;
  • социально-трудовой;        
  • познавательно-смысловой;
  • информационно-коммуникативной;
  • межкультурной;
  • учебно-познавательной.
  • Способны решать следующие жизненно-практические задачи:
  • вести экологически здоровый образ жизни;
  • использовать ПЭВМ для решения технологических, конструкторских, экономических задач и как источник информации;
  • планировать и оформлять интерьер: проводить уборку квартиры, ухаживать за одеждой и обувью, соблюдать гигиену, выражать уважение и заботу членам семьи, принимать гостей и правильно вести себя в гостях;
  • проектировать и изготавливать полезные изделия из конструкционных и поделочных материалов.

Предмет обеспечивает формирование представлений о технологической культуре производства, развитие культуры труда подрастающих поколений, становление системы технических и технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств личности.

  • Технология как учебный предмет способствует профессиональному самоопределению школьников в условиях рынка труда, формированию гуманистически и прагматически ориентированного мировоззрения, социально обоснованных ценностных ориентаций.
  • В основной школе учащийся должен овладеть необходимыми в повседневной жизни базовыми приемами ручного и механизированного труда с использованием распространенных инструментов, механизмов и машин, способами управления отдельными видами распространенной в быту техники, необходимой в обыденной жизни и будущей профессиональной деятельности; научиться применять в практической деятельности знания, полученные при изучении основ наук.
  • Рабочая программа предмета «Технология» составлена с учетом полученных учащимися при обучении в начальной школе технологических знаний и опыта трудовой деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка к рабочей программе по технологии ( направление:" Технологии ведения дома ") для 5 класса с учётом требований ФГОС.

Примерная пояснительная записка  к программе по технологии (направление: "Технологии ведения дома") для 5 класса с учётом требований ФГОС....

Рабочая программа по технологии. Обслуживающий труд 5 класс по учебникам «Технология. Обслуживающий труд» О. А. Кожиной, Е. Н. Кудаковой, С. Э. Маркутской

Рабочая программа по учебникам «Технология. Обслуживающий труд» О. А. Кожиной, Е. Н. Кудаковой, С. Э. Маркутской составлена на основе фундаментального ядра содержания предмета «Технология» в рамках на...

Рабочая программа по Технологии (индустриальные технологии + сельскохозяйственные технологии) для учащихся 5 класса, ФГОС

Рабочая программа по учебному предмету «Технология»  разработана в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, предусмотрен...

ПРОГРАММА мастер – класса для учителей технологии (технического труда) Красносельского района Санкт-Петербурга по теме: «Подготовка к урокам технологии в соответствии со ФГОС. Составление технологических карт по рабочим программам по технологии»

Программа мастер-класса для учителей технологии по составлению разделов рабочих программ и технологических карт уроков в соответствии со ФГОС. Цель мастер-класса:  повышение профессионального уро...

Рабочая Программа по технологии 5-8 классы (для неделимых классов) на основе программы Технология 5-8(9) Синица, Самородский

Материал включает в себя нормативную базу документов, на основе которых составлена РП, роль учебного предмета Технология, общую характеристику предмета, ценностные ориентиры содержания предмета Технол...