Декоративная заплатка-аппликация
методическая разработка по технологии (5 класс)

Абакумова Ольга Викторовна

Урок по технологии с практическим выполнением заплатки в виде аппликации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: «Декоративная заплата-аппликация»

 Дата: 10.04.15г.     2урок.

 5в, г класс

Учитель трудового обучения: Абакумова О.В.

Тип урока: комбинированный.

Цель: Закрепить и пополнить знания по  применению ручных стежков, продолжить формировать навыки ремонта одежды, расширить кругозор.  

Задачи:

 1.Образовательные:

Познакомить учащихся с технологией изготовления заплаты-аппликации.  Закрепить умение  выполнять    ручные стежки. Закрепить и отработать навыки пользования  ручными инструментами при выполнении ручных стежков, а также правила безопасной работы.

2.Развивающие:

Развитие памяти, кругозора, мышления, творческого воображения.

3.Коррекционные:

Коррекция мыслительных процессов, устойчивого внимания,

   мелкой моторики рук.

4.Воспитательные:

Воспитывать аккуратность, внимательность, трудолюбие,

прививать эстетический вкус.

Оборудование: образец декоративной заплаты-аппликации, технологическая схема изготовления  декоративной заплаты-аппликации  на партах и на доске, нитки «ирис», иглы, ножницы, напёрсток, ткань

Словарь: заплата, аппликация,  прямой стежок, косой стежок, петельный стежок, петлеобразный,  нитки «ирис», напёрсток, ножницы, разметка, вырезание, пришивание, аппликация.

План урока

1.Организационный момент.

2.Повторение и закрепление пройденного материала  (кроссворд, задание «Установи соответствие», задание «Составь из половинок слова», задание «Реши анаграмму», задание «Пословицы о труде», задание «Определение формы и цвета», упражнение на развитие памяти).

3.Объяснение нового материала. Презентация «Декоративная заплата-аппликация».

4. Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика.

4.Вводный инструктаж. Последовательность выполнения декоративной заплаты-аппликации.

5.Практическая часть.

6.Физкультминутка.

7.Итог урока.

8.Рефлексия.

Ход урока

1.Организационный момент.

Приветствие. Посадка. Проверка отсутствующих.

Проверка готовности к уроку.

Объявление темы и цели урока.

2.Повторение и закрепление пройденного материала.

Слово учителя.

Сегодня на уроке мы продолжаем тему ремонта одежды. Продлить срок службы вещей поможет правильный уход за ними, а также умение аккуратно и незаметно произвести ремонт, устранить недостатки. Одежду нужно беречь и учиться ее ремонтировать. При этом очень важно производить ремонт своевременно. Давайте  решим кроссворд и узнаем, как и с помощью чего  можно произвести  ремонт одежды.

Кроссворд.

    Учащиеся отгадывают кроссворд, который на доске.

  1. Нанесение контурных линий на заготовку.

      (Ответ: разметка).

  1. Измерительный  инструмент.

      (Ответ: линейка).

     3.Приспособление для натяжения ткани при выполнении вышивки.

      (Ответ: пяльцы).

     4.Нитки для вышивания.

      (Ответ: мулине).

     5.Загадка. Чёрное сердечко, деревянная рубашка.

        (Ответ: карандаш).

     6.Инструмент для ручных работ.

         (Ответ:игла)

    Ключевое слово (заплата).

Мы производить ремонт наложением заплаты.

Какие виды  ручных  стежков вы знаете?

Задание «Установите соответствие»:

С одной стороны на доске схематично изображены виды ручных стежков, а с другой стороны названия этих стежков.

Прямой стежок, косой стежок, петельный стежок, петлеобразный стежок.

Задание «Составь из половинок слова»:

За                                   лавка

бу                                   плата

шаб                                ницы

нож                                    жок

сте                                      лон

Решение анаграммы.

Решите анаграмму, расставив буквы в правильной последовательности:

 ОКСТЕЖ       ЦЫНИНОЖ       ТАПЛАЗА     ПЁРСНАТОК     ЛАГИ

(стежок)        (ножницы)        (заплата)         (напёрсток)        (игла)

Задание «Пословицы о труде».

Выполнение любой работы – это не только мастерство, но и кропотливый труд.  Продолжите пословицы о труде. Учащимся  раздаются карточки с пословицами о труде.

Труд человека кормит, а лень портит.

Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

Хочешь, есть калачи, так не сиди на печи.

Умелые руки не знают скуки.

Семь раз примерь, один раз отрежь.

Не откладывай на завтра, что можешь сделать сегодня.

Поспешишь - людей насмешишь.

Кончил дело - гуляй смело.

Определение цвета и формы.

Какими стежками выполнена заплата?

Какие нитки использованы для выполнения петельных стежков? (ирис)

Нитки ирис выпускают в клубках или в мотках? (клубках)

Определите  цвет ниток  в клубках, а также цвет кругов на плакате.

Упражнение на развитие памяти.

Разложить в произвольном порядке 4 клубка ниток разного цвета. Учащиеся должны их запомнить. Попросить учащихся отвернуться и убрать со стола один клубок. Учащийся должен вспомнить, какой  клубок пропал.

3.Объяснение нового материала. Презентация «Декоративная заплата-аппликация».

 Как мы уже знаем, любой ремонт выполняют так, чтобы он был, как можно менее заметен. Когда место повреждения небольшое, это сделать легко. А как быть, если вырван большой клочок ткани или ткань протёрлась при носке на видном месте?

- В таких случаях нам на помощь приходят заплаты, которые закрывают собой повреждённые места. Когда трудно сделать заплатку незаметной, можно сделать её красивой, превратить украшение. В зависимости от места разрыва можно сделать либо декоративную вставку, либо аппликацию, а то и молнию или кармашек настрочить. ) Историческое происхождение слова «заплата». Древнерусское – платъ (кусок материи). Слово славянского происхождения, производное от платити (латать, чинить

(слайд 7) Значение слова в наше время: кусочек материи, пришиваемый на одежде в том месте, где она износилась или повредилась в процессе носки. Заплата может быть декоративной, в виде аппликации. Что в швейном деле обозначает слово аппликация?

(слайд 8)Аппликация – это с латинского «прикладывание», так называется приём отделки, когда на ткань нашивается узор или рисунок, выполненный из другого материала, который будет выделятся на фоне основного.

4.Физкультминутка.  

  • Пальчиковая гимнастика.

Мы капусту рубим-рубим,

(поочередные движения прямыми ладонями вверх-вниз)

Мы капусту солим-солим,

( складываем пальцы в щепотку и поочередно поглаживаем подушечки пальцев)

Мы капусту трем-трем,

(потирать кулачок о кулачок)

Мы капусту жмем-жмем.

(сжимать и разжимать кулачки)

И в рот кладем

( отправляем щепотку в рот и приговариваем : "Ням-ням!

5.Вводный инструктаж.

1. Откройте учебник на странице 66. Прочитайте практическую работу «Изготовление заплаты-аппликации на образце».

-Составление последовательности выполнения заплаты – аппликации.

План работы:

  1. Выполнить ремонт в месте разрыва ткани.
  2. Раскроить деталь заплаты.
  3. Наметать деталь заплаты.
  4. Прикрепить заплату  стежками.
  5. Приутюжить образец.

Повторение правил безопасной работы ножницами и иглой.

5.Практическая работа.

Учащиеся самостоятельно пришивают заплату-аппликацию, используя технологическую карту.

6.Физкультминутка. Упражнение «Бабочка».

7.Итог урока.

Анализ и проверка работ учащихся.

Обобщающая беседа.

Выставление оценок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Декоративно-прикладное творчество. Изготовление декоративной рамки.

Из ненужных материаловнередко делают оригинальные и очень интересные поделки. Одним из таких вариантов может являться декоративная рамка для фотографий, рисунков и эстампов, выполненная из упаковочног...

ПРОГРАММА КУРСА «ДЕКОРАТИВНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ СТЕКЛЯННЫХ ОБЪЕКТОВ» (декоративно – прикладное творчество) 5 - 9 классы Срок реализации программы 1 год

            Дополнительная образовательная программа  «Декоративное оформление стеклянных сосудов», являясь прикладной, носит практико-ориентированный характе...

Открытый урок по декоративно-прикладной композиции с применением ИКТ "Декоративное панно для украшения интерьера"

Цели урока - знакомство с новым видом росписи по ткани, некоторыми творческими технологиями быстрого декорирования, вспомнить и закрепить полученные ранее знания о цветоведении и композции...

Методика проведения урока изо по теме "Декоративное-прикладное искусство в жизни человека".Декоративное искусство Древней Греции.Военные доспехи грека.

В публикуемой методической разработке урока изо рассматривается мужской костюм Древней Греции, а именно военные доспехи грека....

Тема урока: «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Витраж», раздел программы Б. М. Неменского: «Декоративное искусство в современном мире», тема по программе Б. М. Неменского: «Витраж в оформлении интерьера».

Наше время ставит перед современными технологами, дизайнерами, инженерами задачи, когда в начале работы уже надо представлять конечный продукт и его свойства. Для решения таких задач нужны практически...

Технологическая карта учебного занятия раздела «Декоративное искусство в современном мире» Тема: «Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства. Витраж» 5 класс

Учебник   «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» Н.А. Горяева 5 класс. Учебное занятие раздела «Декоративное искусство в современном мире». Тема: «Ты сам – мастер декоративно-пр...