Рабочая программа по черчению 8 класс
рабочая программа по технологии (8 класс) на тему

Бейлина Юлия Маратовна

Календарно-тематическое планирование по учебному предмету "Черчение". Второй год обучения. 8 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_chercheniyu_8_itog_.doc175.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Гимназия № 74 Выборгского района

Санкт – Петербурга

           Рассмотрена

Согласована

Утверждена

           на заседании МО

Зам. директора по УВР

Приказ № __ от __________

Директор ГБОУ гимназии № 74

           Протокол № ___

ГБОУ гимназии № 74

от __________

________ М.И. Ковалёва                                      

______________ А.Г. Лакко

Рабочая   программа

по  предмету «Черчение» образовательной области «Технология»

 8 класс

Учитель:     Ю.М. Бейлина

Квалификационная категория:    высшая

Санкт - Петербург

2014 - 2015 учебный год

Пояснительная записка

     Рабочая  программа по черчению  разработана на основе   федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования утвержденного приказом Минобразования России «Об утверждении  федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего  общего образования»  от  5 марта 2004 г.  №1089», примерной программой основного общего образования по черчении  и авторской программы доктора педагогических наук А. Д. Ботвенникова, (Министерство образования Российской Федерации, Издательство «Просвещение», 2000г), и предназначена для учащихся 7-8-х классов.  

       
      Данная программа разрабатывалась с учетом того, что учащиеся 8 класса изучали базовый курс черчения в 7 классе в рамках программы «Черчение и компьютерная графика» образовательной области «Технология», поэтому в данном курсе предусмотрено не только повторение основных понятий, но и углубление представлений учащихся о возможности графических методов отображения информации. Таким образом, у выпускников школ будет сформировано достаточно целостное графическое образование.

Графическое образование понимается как процесс развития и саморазвития школьника, связанный с овладением графической культурой и графической грамотностью.
      
Графическая культура школьника — совокупность знаний о графических методах, способах, средствах, правилах отображения и чтения информации, ее сохранения, передачи, преобразования и использования в науке, производстве, дизайне, архитектуре, экономике, общественных сферах жизни и общества, а также совокупность графических умений, позволяющих фиксировать и генерировать результаты репродуктивной и творческой деятельности.

       Графическое образование школьников направлено на подготовку грамотных в области графической деятельности выпускников школ, владеющих совокупностью знаний о графических методах, способах, средствах, правилах отображения, сохранения, передачи, преобразования информации и их использования в науке, производстве, дизайне, архитектуре, экономике и общественных сферах жизни общества; владеющих совокупностью графических умений, а также способных применять полученные знания и умения не только для адаптации к условиям жизни в современном обществе, но и для активного участия в репродуктивной и творческой деятельности (научной, производственной, проектно  и др.).

Программа рассчитана на 1 год обучения. 1 час в неделю, всего – 34 часа.

         

Цель программы:  

Овладение одним из средств познания  окружающего мира; применение графических знаний и умений на практике.

      Задачи:

      •  /Формирование представлений о графических средствах отображения, создания, хранения, передачи и обработки информации;
      • Изучение и овладении методами, способами, средствами отображения и чтения информации, используемыми в различных видах деятельности;
      • Развитие пространственного воображения и пространственных представлений (статических, динамических), образного, пространственного, логического, абстрактного мышления;
      • Формирование умений применять  графические знания и умения в новых ситуациях для решения различных прикладных задач;
      • Обучение чтению и выполнению чертежей (эскизов), аксонометрических проекций, технических рисунков, схем изделий различного назначения;
      • Ознакомление с содержанием и последовательностью этапов проектной деятельности в области технического и художественного конструирования;
      • Формирование и развитие эстетического вкуса;

                                                                               

Основные требования к знаниям и умениям учащихся 8 класса

Учащиеся должны знать:

  • основные правила выполнения, чтения и обозначения видов, сечений и разрезов на комплексных чертежах;
  • условные обозначения материалов на чертежах;
  • основные типы разъемных и неразъемных соединений (на уровне знакомства);
  • условные изображения и обозначения резьбы на чертежах;
  • особенности выполнения чертежей общего вида и сборочных; условности и способы упрощения на чертежах общего вида и сборочных;
  • особенности выполнения строительных чертежей;
  • место и роль графики в процессе проектирования и создания изделий (на пути «от идеи – до изделия»).

Учащиеся должны уметь:

  • правильно выбирать главное изображение, оптимальное количество изображений, типы изображений на комплексном чертеже (или эскизе) модели, детали, простейшей сборочной единицы;
  • выполнять необходимые виды, сечения и разрезы на комплексных чертежах несложных моделей и деталей;
  • выполнять чертежи простейших стандартных деталей с резьбой и их соединений;
  • читать и деталировать чертежи несложных сборочных единиц, состоящих из трех – шести деталей;
  • читать несложные архитектурно-строительные чертежи;
  • пользоваться государственными стандартами (ЕСКД), учебником, учебными пособиями, справочной литературой;
  • выражать средствами графики идеи, намерения, проекты;
  • применять полученные знания при решении задач с творческим содержанием (в том числе с элементами конструировани

Учебно-тематический план

8 класс

Тема

Количество часов

Общее кол-во

Теория

Практика

1.

Обобщение сведений о способах проецирования.

1

1

2.

Сечения и разрезы. Виды.

12

4

8

3.

Сборочные чертежи.

12

4

8

4.

Чтение строительных чертежей

4

1

3

5.

Контрольная работа

2

2

6.

Обзор разновидностей графических измерений

1

1

7.

Подготовка к экзаменам.

1

1

8.

Подготовка к экзаменам.

1

1

Итого:

34

10

24

Оценка знаний и умений учащихся по черчению.

Устная проверка знаний.

Оценка 5 ставится, если ученик:

а) полностью овладел программным материалом, ясно представляет форму предметов по их изображениям и твердо знает изученные правила и условности изображений;

б) дает четкий и правильный ответ, выявляющий осознанное понимание учебного материала и характеризующий прочные знания, изложенные в логической последовательности с использованием принятой в курсе черчения терминологии;

в) ошибок не делает, но допускает обмолвки и оговорки по невнимательности при чтении чертежей, которые легко исправляет по требованию учителя.

Оценка 4 ставится, если ученик:

а) полностью овладел программным материалом, но при чтении чертежей испытывает небольшие затруднения из-за недостаточно развитого еще пространственного представления; правила изображения и условные обозначения знает;

б) дает правильный ответ в определенной логической последовательности;

в) при чтении чертежей допускает некоторую неполноту ответа и ошибки второстепенного характера, исправляет которые с небольшой помощью учителя.

Оценка 3 ставится, если ученик:

а) основной программный материал знает нетвердо, но большинство, изученных условностей, изображений и обозначений усвоил;

б) ответ дает неполный, несвязанно выявляющий общее понимание вопроса;

в) чертежи читает неуверенно, требует постоянной помощи учителя (наводящих вопросов) и частичного применения средств наглядности;

Оценка 2 ставится, если ученик:

а) обнаруживается незнание или непонимание большей или наиболее важной части материала;

б) ответы строит несвязанно, допускает существенные ошибки, которые не может исправить даже с помощью учителя.

При выполнении  графических и практических работ.

Оценка 5 ставится, если ученик:

а) вполне самостоятельно, тщательно и своевременно выполняет графические работы и аккуратно ведет рабочую тетрадь, чертежи читает свободно;

б) при необходимости умело пользуется справочными материалами;

в) ошибок в изображениях не делает, но допускает незначительные неточности и описки.

Оценка 4 ставится, если ученик:

а) чертежи выполняет и читает самостоятельно, но с большим затруднением и сравнительно аккуратно ведет рабочую тетрадь;

б) справочными материалами пользуется, но ориентируется в них с трудом;

в) при выполнении чертежей и практических работ допускает ошибки второстепенного характера, которые исправляет после замечания учителя и устраняет самостоятельно без дополнительных объяснений;

Оценка 3 ставится, если ученик:

а) чертежи выполняет и читает неуверенно, но основные правила их оформления соблюдает, обязательные работы, предусмотренные программой, выполняет, но несвоевременно, рабочую тетрадь ведет небрежно;

б) в процессе графической деятельности допускает существенные ошибки, которые исправляет по указанию и с помощью учителя.

Оценка 2 ставится, если ученик:

а) не выполняет обязательные графические и практические работы, не ведет рабочую тетрадь;

б) чертежи читает и выполняет только с помощью учителя и систематически допускает существенные ошибки.

Перечень инструментов, принадлежностей и  материалов для черчения:

- Готовальня школьная или циркуль.

- Угольники с углами  300, 600, 900,

                                       450, 450, 900.

- Транспортир.

- Линейка.

- Карандаши простые марки Т, ТМ, М.

- Ластик

- Тетрадь в клетку.

- Формат А4.

Информационно-методическое обеспечение

Для обучающихся:

  1. Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С.  Черчение: Учебник для  для общеобразовательных учреждений – М.: АСТ: Астрель, 2012.-221, [3]с.: ил.

Для учителя:

  1. Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С.  Черчение: Учебник для 7-8 кл. – М.: АСТ: Астрель, 2012.-224с.
  2. Методическое пособие по черчению: К учебнику А. Д. Ботвинникова и др. «Черчение. 7-8 классы»/ А. Д. Ботвинников, В. Н. Виноградов, И. С. Вышнепольский и др. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2011.-159 с.
  3. Черчение: Программы общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2004 - 76 с.
  4. Ерохина Г.Г.  Универсальные  поурочные разработки по черчению: 9 класс. –М.: ВАКО, 2011. – 160 с.
  5. Ройтман И.А. Методика преподавания черчения. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002 г.
  6. Черчение: Учебник для учащихся средних общеобразовательных учреждений / Под ред. Проф. Н.Г. Преображенской. – М.: Вента-Граф, 2004 г.
  7. Вышнепольский В.И. Рабочая тетрадь к учебнику «Черчение» А.Д. Ботвинникова, В.Н. Виноградова, И.С.  Вышнепольского / - Москва: АСТ: Астрель, 2013г.
  8. Карточки задания по черчению для 8 класса: Пособие для учителя / Е.А. Василенко и др.; под ред. Е.А. Василенко. – М.: Просвещение, - 1990 г.
  9. Занимательное черчение на уроках и внеклассных занятиях / авт.-сост. С.В. Титов – Волгоград: Учитель, - 2007 г.
  10. Мультимедийный диск «Комплекс уроков по черчению. 8-9 классы» (Версия 2011 г.).


Календарно-тематическое планирование

8 класс

  

Дата

Название темы

Цели и задачи урока

Краткое содержание теоретической части урока

Практическая

деятельность

Домаш.

задание

Оборудование

Обобщение сведений о способах проецирования (1 час).

1

Общие сведения о способах проецирования.

а) Актуализация знаний полученных в 8-м классе. Подготовка учащихся к восприятию нового материала.

б) Усвоение навыков  коллективной работы при фронтальном решении познавательных задач.

в) Развитие пространственных представлений пространственного мышления.

Повторение теоретического материала по теме: «проецирование на три плоскости проекций», «Аксонометрические проекции»

Чтение чертежа:

1.Устное чтение (фронтальная работа с классом);

2.построение чертежа детали в системе проекций по двум заданным (в рабочих тетрадях).

Повторить П.3-8,

П.19.

Рис. 161,

162.

Учебные таблицы с задачами на построение чертежа детали в 3-х видах по двум заданным.

Сечения и разрезы (12 часов)

2

Сечения.

а) Понятие о сечении как изображении, назначение сечений, их классификация.

б)Формирование интереса к учению.

в)Развитие технического и образного мышления.

Сечения,         наложенные и

Вынесенные, обозначения их на чертежах, штриховка материалов в сечениях. Алгоритм построения сечения.

Построение наложенных сечений и использование  программируемых карт (работа выполняется на кальке).

Решение задач на построение сечений (в рабочих тетрадях).

П.20-22.

Рис. 176.

Учебные таблицы.

 План выполнения работы.

3

Сечение.

а)Закрепление умений и навыков построения и обозначения сечений.

б) Развитие у школьников стремления к овладению знаниями, формирование умений четко организовывать сваю практическую деятельность.

в)Развитие самостоятельной активности и творческого отношения к решению задач.

Повторение теоретических знаний и обработка практических

Навыков по теме  «Сечения»

Построение сечений (работа выполняется по индивидуальным карточкам заданиям)

Повторить П.20-22.

Граф. Раб.

12.

Индивидуальные карточки заданий для опроса.

4

Сечение.

а) Проверка качества материала по теме.

б) Воспитание культуры труда, формирование навыков самостоятельной работы.

в) Развитие пространственных представлений, пространственного мышления школьника.

Решение задач на построение сечений.

Повторить П.20-22.

Индивидуальные карточки заданий.

5

Простые разрезы.

а) Понятие о разрезах, знакомство с классификацией разрезов, формирование навыка построения целесообразных разрезов.

б) Развитие творческого мышления, интереса к предмету решения задач.

Общие сведения о разрезах. Фронтальный, горизонтальный и профильный разрезы, отличие разрезов от сечений, алгоритм построения простых разрезов.

Решение задач на построение чертежа детали симметрической формы, содержащей разрез.

П. 23, 24.

Рис. 180-184

Динамическая модель, таблица «образование разреза».

6

Обозначение простых разрезов.

а) Знакомство школьников с правилами обозначения простых разрезов

б) Воспитание аккуратности и четкости при выполнении и четкости при выполнении графической работы.

в) Развитие пространственных представлений, пространственного мышления.

Повторение творческих знаний по темам: «Сечения», «Простые разрезы». Изучение правил обозначения простых  разрезов. Местный разрез.

Тренированные упражнения на  построение разреза. Упражнения на построение разрезов и обозначения их. Рис. 188

П.24.

Рис. 186, 187.

Учебные таблицы.

7

Соединение части вида с частью разреза.

а) Знакомство школьников с правилами соединения части вида с частью разреза, особенностями обозначения разрезов и условностями, принятыми в таких случаях.

б) Воспитание стремления добросовестно

и рационально выполнять учебные задания.

в) Развитие логического  мышления учащихся.

Повторение творческих положений по теме «Сечения», «Соединение части вида с частью разреза».

Тренировочные упражнения на. Совмещение части вида с частью разреза, половины вида с половиной разреза.

П.25.

Рис. 193, 194.

А 4.(на лист в клетку).

Учебные таблицы.

8

Графическая работа № 13

«Эскиз детали с выполнением необходимого разреза»

а) Закрепление навыков выполнения разреза.

б) Формирование навыков самостоятельной работы.

в) Развитие навыков логического мышления.

Повторение теоретических положений по теме «Разрезы»

Выполнение на клетчатой бумаге формата А 4.

Эскиза детали с применением необходимого разреза.

Повторить П. 25.

Учебные таблицы.

План выполнения работы.

9

Особые случаи разрезов.

а) Знакомство с правилами выполнения особых случаев разреза.

б) Воспитание аккуратности и четкости при выполнении разрезов.

в) Развитие пространственных

представленного мышления.

Если на сечении хотят показать, из какого материала деталь изготовлена, то пользуются графическими обозначениями.

Решение задач на построение особых случаев разрезов.

П.526, 27.

А 4.

Учебные таблицы.

Индивидуальные карточки задания для опроса.

10

Графическая работа № 14.

«Чертеж детали с применением разреза»

а) Закрепление навыков выполнения разреза.

б) Формирование навыков самостоятельной работы.

в) Развитие навыков логического мышления.

Закрепление теоретических знаний по теме

«Разрез»

Построить целесообразный разрез и нанести размеры.

Повторить

П.20-27

Учебные таблицы.

План выполнения работы.

11

Выбор количества изображений и главного изображения. Условности и упрощения на чертежах.

а) Знакомство с правилами выбора главного и необходимого количества  изображений, а также с условностями на чертежах.

б) Формирование познавательного интереса к предмету, активности, самостоятельности суждений.

в) Развитие навыков логического мышления.

Положение детали должно давать полное представление о форме и размерах при рациональном использовании поля чертежа.

Определение рациональности выполнения чертежа.

Условности и сокращения.

П.28, 29.

Рис.202.

М 2:1

Повторить П. 9

Учебные таблицы.

Индивидуальные карточки.

12

Графическая работа № 15.

«Устное чтение чертежа»

а)Закрепление навыков в выборе главного изображения и украшениях

 б) Формирование навыков самостоятельной работы.

в) Развитие навыков логического мышления.

Закрепление навыков по теме.

Чтение чертежа. Построение технического рисунка (тетрадях).

Повторить П.18, 29,29.

А.4.

Учебные таблицы.

План выполнения работы.

13

Графическая работа № 16.

«Эскиз с натуры»

а)Закрепление навыков в выборе главного изображения.

 б) Формирование навыков самостоятельной работы.

в) Развитие навыков логического мышления.

Выполнить эскиз детали с натуры и построить целесообразный разрез.

Повторить П.28-29

Учебные таблицы.

План выполнения работы.

Сборочные чертежи (12 часов)

14

15

Сборочные чертежи.

а) Понятие о сборочных чертежах, станках и механизмах.

б) Формирование интереса к учению.

в) Развитие технического и образного мышления.

Общие сведения о соединениях деталей.  Изображение и обозначение резьбы.

Виды соединения деталей.

Стандарты.

Изображение резьбы и обозначение различных видов резьбы, шпильки, болты.

П. 30-32.

Рис. 217, 219 ж.

Учебные таблицы.

Индивидуальные карточки.

16

Графическая работа № 17.

«Эскиз резьбового соединения»

а) Закрепление навыков в выполнении сборочных чертежей».

б) Формирование навыков самостоятельной работы.

в) Развитие навыков логического мышления

Сборочный чертеж(выполнение по индивидуальным карточкам»

Повторить П. 30-32

Учебные таблицы.

План выполнения работы.

17

Сборочные чертежи.

а) Знакомство с правилами соединения шпоночных соединений.

б) Формирование навыков выполнения проекций, граней, ребер и точек.

в) Развитие навыков логического мышления.

Повторение теоретического материала по теме «Проекции вершин, ребер и граней предмета».

Выполнение работы на формате      А 4.Рис. 98, 99.

Повторить п.10,11, 12. Гр. Работу завершить

Учебные таблицы

18

Графическая работа № 18.

«Чертеж  шпоночного соединения и вала»

а) Закрепление навыков в выполнении сборочных чертежей».

б) Формирование навыков самостоятельной работы.

в) Развитие навыков логического мышления

Закрепление творческих навыков.

Построение сборочного чертежа с применением математического расчета. Рис. 226

Повторить П. 30-33.

Учебные таблицы.

План выполнения работы.

19

Сборочные чертежи.

а) Основные правила расположения видов на сборочных чертежах.

б) Формирование интереса к учению.

в) Развитие навыков логического мышления

Повторение теоретических положений по темам:

Болтовые, штифтовые,

 шпоночные шпилечные соединения.

Общие сведения

О сборочных чертежах изделий.

Спецификация.

Разрезы.

П. 34.

Рис. 236, 237.

Учебные таблицы

Индивидуальные карточки задания.

20

Сборочные чертежи.

а) Правила чтения сборочных чертежей и условности упрощений.

б)Воспитание стремления добросовестно и рационально выполнять учебные задания..

в) развитие логического мышления.

Последовательность чтения сборочных чертежей.

Условности и упрощения, применяемые при выполнении сборочных чертежей.

Порядок чтения сборочных чертежей, а также условности и упрощения, применяемые при их выполнении (индивидуальные карточки задания)

П. 35, 36.

Граф. раб.

19.

Учебные таблицы

Индивидуальные карточки задания.

21

Понятие о деталировании.

а) Понятие о  деталировании сборочного чертежа.

б) Воспитание стремления добросовестно и рационально выполнять учебные задания.

в) Развитие логического мышления учащихся

Изделия, состоящие из нескольких деталей, собирают по сборочным чертежам. Процесс составления чертежей деталей по чертежам изделий, состоящих из нескольких деталей, называют детонированием.

Порядок выполнения деталей. Карточки-задания.

П.37. Повторить П. 30-36. А. 4.

Учебные таблицы.

Индивидуальные карточки.

22. 23

Графическая работа № 20.

«Чертеж  шпоночного соединения и вала»

а) Закрепление навыков в выполнении  деталирования сборочных чертежей.

б) Формирование навыков самостоятельной работы.

в) Развитие навыков логического мышления

Закрепление творческих навыков.

Деталирование сборочных чертежей.

1 урок:

Рис. 240.

Детали 4,5.

Рис. 244

Детали 2, 3;

Рис. 245. Детали 2,3.

2 урок

Рис.  246 детали 3, 4;

Рис. 247 детали 1,2; Рис. 248.

Детали 1,3.

Повторить

П. 30-37.

Учебные таблицы.

Индивидуальные карточки.

24,

25    

Практическая работа № 21.

«Решение творческих задач с элементами конструирования»

а) Конструирование новых изделий и их усовершенствование.

б) Воспитание стремления добросовестно и рационально выполнять учебные задания.

в) Развитие логического мышления.

Решение задач, включаемых элементов конструкторского труда.

Решение творческих задач на конструирование

1 урок:

1, 2, 3.

2 урок.

Задание 4, 5.

Чтение строительных чертежей (4 часа)

26

Основные особенности строительных чертежей.

а) общие понятия о строительных чертежах.

б) Воспитание стремления добросовестно и рационально выполнять учебные задания.

 в) Развитие логического мышления.

Основные правила изображений на строительных чертежах.

Изображения.

Масштаб, размеры.

П. 38.

Учебные таблицы.

27

Условные изображения на строительных чертежах.

а) Понятие об условных изображениях на чертежах.

б) Формирование интереса к учению.

в) Развитие навыков логического мышления.

Графического изображение элементов зданий и деталей внутреннего оборудования.

Изображение на чертеже оконных и дверных проемов. Лестничных клеток, санитарно-технического и отопительного устройства.

П. №8. 39.

28

Порядок чтения строительных чертежей.

а) Закрепление знаний полученных на предыдущих

занятиях.

б) Формирование навыков самостоятельной работы.

в) Развитие логического мышления.

При чтении строительного чертежа рекомендуется учитывать основные правила и условности, изображений.

Составить в тетради чертеж по рассказу.

Повторить П.38-39.

Учебные таблицы.

29

Графическая работа №22.

«Чтение строительных чертежей»

а)  Закрепление навыков в выполнение строительных чертежей.

б) Формирование навыков самостоятельной работы.

в) Развитие навыков логического мышления.

Закрепление знаний теоретического материала.

Индивидуальные карточки задания.

Повторить П.20-40

Учебные таблицы.

 

Контрольная работа (2 часа)

30,

31

Графическая работа № 23

Закрепление навыков, полученных при изучении курса черчения

Контрольная работа по чертежу сборочной единицы.

Индивидуальные карточки-задания.

Учебные таблицы.

 

32

Обзор разновидностей графических изображений.

33

Повторение.

34

Подготовка к экзаменам.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

         Содержание программы черчения и методы ее реализации направлены на развитие личности школьника с учетом психологических особенностей детей конкретного возрастного периода и осуществляют развитие творческих качеств ребенка. Программа модулируется на основе следующих современных педагогических подходов:

  • содержательно–деятельностный подход;
  • системно–комплексный подход;
  • личностно–ориентированный подход;

         В соответствии с целью программы в содержание программы включено изучение информации, способной вызвать познавательный и практический интерес у ребят. Специфика содержания программы предполагает использование разнообразных форм и методов графической деятельности.

ОБОБЩЕНИЕ СВЕДЕНИЙ О СПОСОБАХ ПРОЕЦИРОВАНИЯ(1 час)

СЕЧЕНИЯ И РАЗРЕЗЫ(12 часов)

      Сечения и разрезы, сходство и различие между ними. Сечения. Правила выполнения вынесенных и наложенных сечений. Обозначение сечений. Графическое обозначение материалов на чертежах. Разрезы простые и сложные. Правила выполнения и обозначения разрезов (фронтальных, горизонтальных, профильных, местных). Соединение части вида и с частью разреза. Соединение вида и разреза.  Особые случаи разреза. Разрезы в аксонометрических проекциях. Определение необходимого и достаточного числа изображений на чертежах. Выбор главного изображения. Чтение и выполнение чертежей, содержащих условности. Решение графических задач, в том числе творческих.

СБОРОЧНЫЕ ЧЕРТЕЖИ(12 часов)

Чертежи типовых соединений деталей(5 часов).      Общие сведения об изделии (деталь, сборочная единица, комплексы, комплекты). Сборочный чертеж. Изображения на сборочном чертеже. Разъемные соединения деталей: болтовые, шпилечные, винтовые, шпоночные и штифтовые. Ознакомление с условностями изображения на чертежах неразъемных соединений(сварных, паяных, клеевых). Изображение резьбы на стержне и в отверстии. Обозначение метрической резьбы. Упрощенное изображение резьбовых соединений. Работа со стандартами и справочными материалами. Чтение чертежей, содержащих изображение изученных соединений. Работа со стандартами и справочными материалами. Чтение чертежей, содержащих изображение изученных соединений деталей.       Сборочные чертежи изделий(7часов). Обобщение и систематизация знаний о сборочных чертежах(спецификация, номера позиций и др.), приобретенных учащимися в процессе трудового обучения. Изображение на сборочных чертежах. Некоторые условности и упрощения на сборочных чертежах.  Размеры на сборочных чертежах.          Выполнение чертежей резьбовых соединений.     Штриховка сечений смежных деталей, размеры, номера позиций, спецификация. Чтение чертежей несложных сборочных единиц.
      Деталирование. Элементы конструирования частей несложных изделий с выполнением фрагментов чертежей сборочных единиц.  

ЧТЕНИЕ СТРОИТЕЛЬНЫХ ЧЕРТЕЖЕЙ(4 часа)

        Понятие  об архитектурно-строительных чертежах, их назначении. Отличия строительных чертежей от машиностроительных. Фасады. Планы. Разрезы. Масштабы. Размеры на строительных чертежах. Условные изображения дверных и оконных проемов, санитарно-технического оборудования. Чтение несложных строительных чертежей. Работа со справочником.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА(2 часа)

ОБЗОР РАЗНОВИДНОСТЕЙ ГРАФИЧЕСКИХ ИЗОБРАЖЕНИЙ(1 час)

ПОВТОРЕНИЕ (2 часа)

Обязательный минимум графических и практических работ

  1. Эскиз деталей с выполнением сечений.
  2. Эскиз деталей с выполнением необходимого разреза.
  3. Чертеж детали с применением разреза.
  4. Устное чтение чертежей.
  5. Эскиз с натуры.
  6. Эскиз с натуры.
  7. Эскиз резьбового соединения.
  8. Чертеж шпоночного соединения и вала.
  9. Чтение сборочных чертежей.
  10. Деталирование
  11. Решение творческих задач с элементами конструирования.
  12. Чтение строительных чертежей.

Примечание. Работы выполняются в рабочих тетрадях (в клетку) или на форматах А4

Требования к знаниям и умениям школьников

8 классов

Учащиеся должны иметь представления:
      • об использовании компьютеров и множительной аппаратуры в создании и изготовлении конструкторской документации;
      • о точности изготовления детали, об отклонениях в форме и расположении поверхностей, о шероховатости поверхности;
      • о способах передачи движения.
      
Учащиеся должны знать:
      • основы метода параллельного проецирования;
      • способы построения в системе прямоугольных проекций;
      • способы построения прямоугольной изометрической и прямоугольной димметрической проекций и технических рисунков;
      • изображения на чертеже (основные и дополнительные виды, разрезы, сечения, выносные элементы);
      • условности и упрощения на чертежах;
      • чертежи различного назначения;
      • схемы.
      
Учащиеся должны уметь:
      • использовать геометрические построения при выполнении чертежей;
      • наблюдать и анализировать форму предметов (с натуры и по графическим изображениям), выполнять технический рисунок;
      • выполнять чертежи в соответствии с ГОСТ ами ЕСКД, выбирая необходимое количество изображений (видов, разрезов, сечений и т. д.);
      • читать и выполнять чертежи несложных изделий;
      • детализовать чертежи сборочной единицы, состоящие из 5—7 несложных деталей, выполняя эскиз (чертеж) одной из них;
      • применять полученные знания при решении задач с творческим содержанием (в том числе с элементами конструирования).

Оценка работ учащихся

      За устные ответы, графические работы и решение задач учащимся выставляются отметки по пятибалльной системе. Графические работы рекомендуется оценивать двумя отметками, дифференцированно отражающими правильность выполнения и качество графического оформления чертежа.     Такой критерий удобен при подведении итогов сформированности знаний и умений.  В конце учебного года проводится итоговая аттестация, целью которой является проверка сформированности пространственных представлений, пространственного, логического, абстрактного мышления, графической грамотности учащихся.       Содержание итоговой аттестации, тестовых заданий и критерии их оценивания по пятибалльной системе разрабатываются учителем***.

Средства, используемые на уроках обучения

      1. Машинные средства
      • ПЭВМ не ниже Pentium 1 с объемом оперативной памяти 16 Мб;
      • периферийные устройства: принтер или плоттер;
      • программное обеспечение: Windows 95/98, AutoCAD версии 13, 14, Corel Draw (версия).
      2. 
Ручные средства
      • готовальня;
      • доска чертежная с пантографной системой;
      • трафареты для вычерчивания эллипсов;
      • карандаши марок «ТМ», «М», «Т»;
      • мягкий ластик для карандаша;
      • инструмент для заточки карандаша.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

      Бабулин Н. А. Построение и чтение машиностроительных чертежей: Учеб. пособие для профессионального обучения рабочих на производстве. — М.: Высшая школа, 1999.
      
Баранова Л. А., Боровикова Р. Л., Панкевич А. П. Основы черчения: Учеб. для ср. спец. учеб. заведений. — М.: Высшая школа, 1996.
      
Владимиров Я. В., Ройтман И. А. Черчение: Учеб. пособие. — М.: Владос, 1999.
      
Методика обучения черчению: Учеб. пособие для студентов и учащихся худож.-граф. спец. учеб. заведений / Под ред. Е. А. Василенко. — М.: Просвещение, 1990.
      
Ройтман И. А. Основы машиностроения в черчении. — М.: Владос, 2000.
      
Чекмарев А. А. Начертательная геометрия и черчение: Учеб. для студентов вузов. — М.: Владос, 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по черчению 8, 9 классы

Рабочая программа по черчению...

Рабочая программа по черчению 9 класс

Настоящая программа по черчению для 9 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Черчени...

Рабочая программа по черчению 9 класс

Настоящая программа по черчению для 9 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Черчение», ав...

Рабочая программа по Черчению 8-9 класс

Рабочая  программа по черчению для 8, 9 классов создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Черче...

Рабочая программа по черчению для 9 класса

Рабочая программа по черчению для 9 класса. Разработана на основе нормативных документов и программы общеобразовательных учреждений (Черчение 9, Москва, «Просвещение», 2008. Составитель В. А. Гервер, ...

Рабочая программа по черчению для 9 класса

Рабочая программа по черчению для 9 класса составлена на основе базисного учебного плана, федерального компонента Государственного образовательного стандарта общего образования и программы  общео...