Статья "Можно ли развить творчество?"
статья по технологии на тему

Притуловская Ольга Викторовна

Человек постоянно изобретает, выдумывает, творит что-то новое, ранее не существовавшее.Роль творческого потенциала человека в ходе становления личности и в процессе ее самореализации трудно переоценить.  От  развития творческого потенциала во многом зависит жизненная успешность человека. В связи  с повышением потребностей современного общества в активной личности проблема развития творческой активности учащихся становится особенно актуальной. Общеизвестно, что творческую активность учащихся могут развивать творчески работающие учителя. Необходимо их творческое взаимодействие и творческое сотрудничество

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_vystuplenie_mo.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  средняя школа № 21

« Можно ли развить творчество

Из обобщения педагогического опыта учителя технологии Притуловской Ольги Викторовны. 

        2014 год

Нижневартовск

Развитие творческой активности на уроках технологии в процессе проектной деятельности.

                «Знание органически связано с

                человеческим воображением...

сила воображения увеличивается

                                                                по мере роста знаний.»

                                                                                                                        К.Г. Паустовский

                 Творческая  активность – формирование личности.

Человек постоянно изобретает, выдумывает, творит что-то новое, ранее не существовавшее. И как разнообразна деятельность человека, так разнообразно и творчество: художественное, научное, техническое, социальные и политические проекты, творчество в отношениях между людьми, например в любви или воспитании детей… Так разнообразны и творческие методы: один более полагается на вдохновение, внезапное озарение, другой — на кропотливый труд и мастерство.

Роль творческого потенциала человека в ходе становления личности и в процессе ее самореализации трудно переоценить.  От  развития творческого потенциала во многом зависит жизненная успешность человека. Анализ научных исследований, М.Е. Богоявленской , А.Н. Леонтьева , И.С. Якиманской  и др. показал, что сегодня востребована концепция образовательного процесса  на основе максимальной  активности учащихся. Это предполагает использование на практике системы педагогического стимулирования  активной познавательно-творческой деятельности учащихся.  

            В связи  с повышением потребностей современного общества в активной личности проблема развития творческой активности учащихся становится особенно актуальной. Чтобы  определить модель становления этого  качества необходимо выявить сущность понятий: «творчество, «активность личности»  и «творческая активность», определить возможности проектной деятельности и определить условия ее эффективности  для развития творческой активности школьников.

Общеизвестно, что творческую активность учащихся могут развивать творчески работающие учителя. Необходимо их творческое взаимодействие и творческое сотрудничество. Творческое сотрудничество я  понимаю как процесс взаимодействия  учителя и ученика в достижении общей цели. В совместной деятельности творческие  способности и возможности участников деятельности (партнеров) реализуются  наиболее полно: дополняя друг друга, они достигают качественно нового уровня развития.

Процесс учения сугубо индивидуален и предполагает использование разнообразных форм, методов обучения и способов организации деятельности, учащихся с учетом их личностных особенностей.  Становится принципиально важной такая организация обучения, при которой ученик является субъектом деятельности и может самореализоваться в соответствии с присущими ему индивидуальными познавательными возможностями.

Роль творческого потенциала человека в ходе становления личности и в процессе ее самореализации трудно переоценить.  От  этого  во многом зависит жизненная успешность человека. И особенно сегодня востребована концепция образовательного процесса  на основе максимальной  активности учащихся. Для этого необходимо использовать такие технологии, которые будут стимулировать  активную познавательно-творческую деятельность учащихся.  

 Творческая  деятельность невозможна без репродуктивной деятельности, ибо мышление вообще невозможно без памяти.

Творчество есть момент взаимосвязи, продуктивного и репродуктивного и рассматривается как процесс созидательного преобразования.

        В основе творчества лежит умение из элементов  создавать построение, комбинировать  старое в новые сочетания. Комбинирующая  деятельность воображения основана на прежнем опыте, его реорганизации  и формировании новых комбинаций, знаний, умений. Необходимым условием развития творчества является его многообразные  связи с культурным целым. Развитие личности вне общества и без деятельности невозможно.

Творчество пронизывает разные виды труда, разные виды деятельности, обеспечивая ее новое, более высокое качество. Творчество - это качественная характеристика любой  деятельности.

  • Во-первых, творческая активность представляется одним из ключевых качеств личности,
  • Во-вторых, творческая активность не является наследственным свойством, она формируема.
  • В-третьих,  развития творческой активности  требует личностно-ориентированного подхода в обучении.

Что развивает творческая активность?

  • накопление системы знаний, 
  • фонда умственных приемов, операций:
  • операции мышления (анализирующее наблюдение,  сравнивание, анализа и синтез, обобщение и конкретизация);
  • приемы осмысленного запоминания (смысловая группировка, составление плана, тезисов и т.д.);
  • общие способы учебной работы (умение работать с книгой,  умение слушать,  наблюдать,  планировать,  контролировать);
  • перенос усвоенных знаний, умений и навыков на решение новых задач.

          Творческая  активность учащихся связана со всеми сторонами формирующейся  личности учащегося:  потребностями, интересами, склонностями,  способностями,  волевыми проявлениями, эмоциональным отношениям к деятельности;

Метод проектов – это система обучения, гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию личности учащихся. Я считаю, что этот метод развивает  их интеллектуальность  и физические возможности, волевые качества и творческие способности в процессе создания нового продукта под контролем учителя, обладающего объективной и субъективной новизной, имеющего практическую значимость

     Учебный проект - средство активизации творческой деятельности учащихся.

        Метод проектов называют "метод проблем".Что интересно, американский педагог У.Х.Килпатрик писал: "Метод проектов – метод планирования деятельности в связи с выполнением какого-нибудь учебно-школьного задания в реальной жизненной обстановке". Он же отмечает положительные стороны, которые заключаются в длительном, а не мимолётном соприкосновении ученика с объектом деятельности, и недостатки метода проектов,  когда у ребёнка невозможно пробудить достаточно сильные целеустремления.

В настоящее  время в связи с модернизацией  российского образования встала проблема возрождения метода проектов в отечественной школьной практике. В России, одной из  богатейших стран мира по природным ресурсам, принесшей миру наиболее крупные  открытия, метод проектов имеет свои особенности.

Формирование  проектной деятельности учащихся необходимо для того, чтобы научить учащихся решать  различные проблемы, в том числе и образовательные. В современной педагогике проектная  деятельность используется не вместо классно – урочной системы  обучения,  а наряду с ней, как  компонент системы образования, как на уроке, так и во внеурочной деятельности.

Метод  учебного проекта  может рассматриваться как средство активизации творческой и познавательной деятельности учащихся, средство повышения качества образовательного процесса и позволяет каждому  ученику  увидеть себя как человека способного и компетентного. В основе создания творческого проекта лежит процесс творчества учителя и ученика. Слово "творчество" происходит от слова "творить", т.е. в общественном смысле это означает "искать", изобретать и  создавать нечто такое.

Творчество  – это исследование. Человек исследует, а это значит, что он наблюдает  и познаёт окружающий нас мир. Поисковая   творческая деятельность создаёт все материальные и духовные ценности. Элементы творчества могут  присутствовать в самых различных  видах деятельности человека: в создании новой техники, пошиве одежды, приготовлении  пищи, рукоделии…

В основе творчества лежит  система творческого воспитания, которая обусловлена  двумя основными  принципами:

1 индивидуальной  заинтересованностью;

2. социальной  значимостью.

Логика  подтверждает, что чем больше идей порождает человек, тем больше шансов, что среди них  будут хорошие  идеи. Опыт показывает, что если с  раннего возраста детей включать в творческую деятельность, то у  них развиваются пытливость ума, гибкость мышления, память, способность  к оценке, видение проблемы, способность  предвидения и других качества, характерные  для человека с развитым интеллектом. С возрастом эти качества совершенствуются, укрепляются и становятся неотъемлемыми  чертами личности человека.

Можно ли и нужно ли руководить творчеством  детей? Можно ли вмешиваться в  их творчество? Можно и нужно, так как творчество школьника  по самой природе – деятельность кооперативная, которая осуществляется при непосредственном участии взрослого, т.е. учителя. Чтобы такое участие  оказало положительное влияние  на ученика, а руководство развитием  школьника было эффективным, необходимо уяснить, как и когда возникают  предпосылки творческой активности личности. Предметы творчества следует  рассматривать не только как предметы,  обучающие каким-то трудовым и конструктивно-художественным навыкам и знаниям, а как предметы, формирующие мышление, эмоциональную  деятельность. Они связаны с природой, этикой, эстетикой, наукой, техникой и другими сферами деятельности, окружающими человека. Ученик чувствует себя творцом. Он создает  продукт своего творчества, который  доставляет   радость и ему, и взрослым. Он видит, как серьёзно оценивают его работу, и сам  серьёзно относится к ней. Только    тогда  можно  ожидать  хороших  результатов, когда процесс творчества учащихся имеет серьёзную организацию.

Творческая  деятельность ученика не может выйти  за пределы имеющихся у него знаний. Значит, эти знания он должен получить на уроке. Учитель также обязан научить  ученика навыкам и приёмам  работы, которые были бы нужны ему  для создания запроектированных  изделий. Кроме того, творческий  процесс не исключает знаний технологии выполнения изделий, правил безопасности труда.

Любая деятельность человека состоит из следующих  элементов: потребность, мотив, цель,  задачи,  действия,  операции.

Потребность – состояние человека, отражающее его нужду в чём-либо или в  ком-либо. Всякие   действия и поступки человека определяются потребностями.

Мотивация – процесс преобразования потребности  в деятельность, направленную на удовлетворение  этой потребности.

Деятельность  учащихся можно рассматривать в 2 этапа: трудовую и учебную. На трудовом этапе происходит становление деятельности, а на втором – приобретённые знания, умения и навыки   выступают  средством выполнения деятельности, а также учащиеся здесь получают новые знания. На всех этапах создания проекта: от зарождения идеи до воплощения ее в материале  провожу практические занятия с классом, при этом уделю  внимание каждому ученику, или   бригаде (группа  от 3 до 5 человек). Работая в малых группах, учащиеся приобретают   важные умения по культуре человеческих отношений. Каждая ученица приступая к проектной  деятельности может  выбирать тему проекта  индивидуально, но проект может быть выполнен и оформлен  группой , при котором для каждого  из них определяется индивидуальная часть проекта. Зная, интересы и потенциальные возможности  своих учеников выбираю и предлагаю  тему проекта  для учащихся, и определяю  для них сложность творческой работы.

Это можно проследить на уроках по обработке пищевых продуктов. На первом уроке предлагаю темы проектов, разбираю основные этапы проекта, рассматриваем содержание проекта. Акцентирую внимание на том, что защита проекта будет проходить после изучения всего материала по кулинарии. Тема проекта  - одна для всех, а вот форма проведения и тематика абсолютно творческая. Выполнение проекта – коллективное, т.е. бригадное. Ученицы самостоятельно  распределяют задания между членами бригады. В итоге -  каждый получает и выполняет своё задание в виде мини проекта, мини исследования. Ученицы самостоятельно занимаются сбором информации, анализом, обобщением, оформлением. В данном случае учитель – консультант, руководитель. Например, проект в 5 классе «День рождение». Каждая бригада, проявляя творчество, разрабатывает проект для себя, бабушки, мамы, папы. Форма проведения у всех может быть разная – «карнавал», «клоуны», «знаменитости и звёзды», полная свобода творчества в составлении меню и оформлении блюд.

В шестых классах проект носит название «Званый ужин», в 7-ом классе – «Праздничный обед», в 8-ых классах – «Банкет-коктейль».  В каждом классе и в каждой бригаде проекты не похожи друг на друга, имеют свою тему, индивидуальность, яркость, новизну.

Важным  моментом в проектной деятельности является подбор объектов для проектирования, учитывая  индивидуальные особенности  учащихся, учебно-материальную базу. И необходимым условием является, то, чтобы творческий проект содержал в себе знания и  умения, которыми овладели ученицы ранее. Приступая к проекту, следует учитывать межпредметные  связи, возрастные и физиологические  возможности школьников, общественно-полезную или личностную значимость проекта (удовлетворение запросов учениц, семьи, общества, школы или  рынка).

Динамика развития  творческой активности  учащихся.

 Динамику  развития творческой активности  можно проследить по следующим  критериям:

 Участие  учащихся в творческих мероприятиях с демонстрацией результатов  собственного творчества:

1.Конкурс – ярмарка   в школе -5-8 класс « Новогодний сюрприз» -20 человек

2 Выставки  городские  «Навстречу друг другу», «Русь мастеровая» -5- 9 класс – 10 человек  1, 2, 3 места

3. Конкурс «Новогодняя игрушка» 5-7 класс – 15 человек -1 место в школе

4 Конкурс «Лучший проект класса» по теме «День рождения» 5-ые классы

 4 Школьная  научно-исследовательская конференция - 5-8 класс – 6 человек – 1,2,3 место

5. Оформление выставок в  кабинета технологии – 5-8 класс  15 человек

6.Муниципальный слет «НОУ» 2013-9 класс 1 место

        Я убеждена,  что вовлечение учащихся в творческую деятельность средствами проектного обучения влияет на развитие их творческой активности, и эффективность развития творческой активности зависит не только от внутренней мотивации (со стороны  учащихся), но и от стимулирования  этой мотивации извне (со стороны  учителя).

Формирование  творческих качеств личности в процессе проектной деятельности.

Продуктивная проектная деятельность влияет на формирование и развитие творческих качеств личности. Как доказательство я провела анкету, в которой ученицы указывали, какие качества личности у них развиваются благодаря проектной деятельности на уроках технологии.

  Какие из перечисленных качеств у Вас развились в результате  выполнения проектов на уроках технологии? ( в процентном соотношении)

1  Целеустремленность  63%

2 Воля  44,8

3 Познавательная  активность  26

4 Эмоциональность   17

5 Любознательность  45

6 Лидерство   13

7 Смелость  65

8 Решительность  2 6

9 Самоконтроль  43

10 Открытость 30

11 Независимость  8

12 Инициативность, активность 22

13 Чувство  юмора 39

14 Яркое  воображение 45

15 Оригинальность 39

16 Увлеченность 56

17 Сообразительность  43

18 Гибкость  мышления 17

График  развития личностных качеств  показывает, что выполнение проектов на уроках технологии способствует формированию творческих качеств учащихся:

Заключение 

В Результаты  своей педагогической деятельности, я заметила, как  повысился уровень самостоятельности, изобретательской активности, мастерства учащихся, появились  результаты влияния такой работы на детей. Дети  с интересом берутся за выполнение самых сложных проектов и часто  находят интересные способы их решения.            С усилением  стремления к творческой активности, постепенно увеличился объём работы на уроке, как следствие повышения  внимания и хорошей работоспособности  детей. Ребята  ждут новых интересных заданий, сами проявляют инициативу в их поиске. Улучшается и общий психологический  климат на уроках: ребята не боятся ошибок, помогают друг другу, с удовольствием  участвуют в различных мероприятиях, проводимых как в школе, так и  на городском уровне.

Таким образом, используя  проектный метод в учебном процессе, я добиваюсь положительных результатов  в обучении и воспитании школьников. Учащиеся из объекта деятельности превратились в субъект, которому дозволено  творить, порождать новое. А ведь это именно то, без чего ребенок  просто не может существовать, без  чего не может в полной мере развиваться  его личность, его индивидуальная мотивационно-потребностная сфера. И если мы хотим видеть своих детей  всесторонне развитыми, творчески  свободными личностями, то, вступая  в контакт с ними, должны уметь  понять их мотивы и потребности и  умело направлять ход их развития.

Список  литературы

1. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. - М: Знание,1981.-96с.-(Новое в жизни, науке, технике. Сер.»Педагогика и психология»;№10)

2. Гузеев  В.В. Метод проектов как частный  случай интегрированной техно-логии обучения// Директор школы, 1995 - №4.

3. Использование  проектной деятельности на уроках  технологии. 9 класс./ Сост. Бобровская  А.Н., Долинина Г.Ф.- Волгоград: ИТД «Корифей», 2006. – 112с.

4. Литова  З.А., Мигунов В.И. Как мы внедряем  технологию // Школа и про-изводство, 1998- №4. 

5. Макарова  Л.Н., Шаршов . А.Технологии профессионально-творческого саморазвития учащихся.- М.: ТЦ Сфера, 2005.- 96 с.

6.  Марченко  А.В. Важная веха в реализации  образовательной области «Технология»  в новом учебном году // Школа  и производство, 2000- №7.

7. Пахомова  Н.Ю. Метод учебного проекта  в образовательном учреждении.-М.: Аркти, 2003.2 с. 

8. Программы  общеобразовательных учреждений, Технология, трудовое обу-чение 1-4, 5-11 классы, М., Просвещение,2006.- 240 с. (5 издание).

9.  Развитие  творческой активности школьников/Под  ред. А.М. Матюшкина; 

Науч.- исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР.-

Молева  Г.А., Богданова И. А. Применение  принципов развивающего обучения  на уроках технологии. // Школа  и производство, №7 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации дефектолога родителям: "Как развить ручную умелость у своего ребенка?"

Практические советы учителя - дефектолога  для родителей, которые хотят развить у своего ребенка ручную умелость. В методичке представлены  проблемы с которыми чаще всего сталкиваются родите...

Как развить в ребенке положительное отношение к его домашним обязанностям

Самая трудная вещь - это требование к себе. (А.С Макарекно)1. С раннего детства поручите своему ребенку быть ответственным за что-либо. Например, чтобы входная дверь перед сном была закрыта на ключ.2....

Развите речи учащихся и воспитание культуры читательского восприятия художественного текста на уроках литературы в условиях двуязычной школы

В данной статье рассматриваются проблемы развития речи учащихся и воспитания культуры читательского восприятия художественного текста. Итогом каждого урока литературы должно быть овладение учащимися н...

Как развить у ребенка чувство юмора

Как развить у ребенка чувство юмора...

Как развить гибкость

Существует две основные формы проявления гибкости: подвижность суставов при пассивных движениях и при активных движениях....

Проект урока истории по теме «Развал СССР-случайность или закономерность»

Проблемная ситуация: Распад СССР. Проблема проекта: Изучение исторических фактов, приведших к распаду СССР. Вид проекта: исследовательский, творческий....