Компьютерная графика как синтез науки и искусства в творчестве учащихся
статья по технологии по теме

Боровкова Ирина Петровна

Компьютерная графика как синтез науки и искусства в творчестве учащихся

Скачать:


Предварительный просмотр:

Компьютерная графика как синтез науки и искусства                                        в художественном творчестве учащихся                  

Боровкова И.П.,учитель черчения и ИЗО

Искусство и наука как формы общественного сознания объективно отражают реальность, они познают ее важные и существенные стороны. Искусство познает мир посредством образного мышления через духовное освоение действительности в отличие от науки, которая познает мир                         с помощью абстрактно-теоретического мышления. [1], [2]

Благодаря появлению и развитию информатики компьютерная графика, являющаяся одной из ее областей, заняла прочное место в современной жизни. Почти  в  любой  отрасли науки, техники и искусства компьютерная графика находит свое применение.[3]  Инженеры-конструкторы, архитекторы, дизайнеры разрабатывают новые модели, сооружения, интерьеры, используя трехмерные графические объекты. С помощью компьютерной графики они могут представить окончательный вид своего изделия, увидеть на экране монитора не только обьемное изображение сооружения, но и как оно впишется в ландшафт. Компьютерная графика позволяет виртуально реконструировать утерянные памятники искусства на основе сочетания художественно-образного мышления, исторических и археологических научных знаний. Не случайно в само определение этой дисциплины ввели слово «графика». Для создания изображений  здесь тоже используются  выразительные средства: композиция, форма, ритм, линия, цвет, объем.

Актуальность применения компьютерной графики в образовательном процессе обусловлена потребностью общества  в получении специалистов, использующих современные достижения науки и техники. Практически все современные производства и конструкторские бюро  оснащены автоматизированными системами проектирования, в том числе и такой прикладной программой, как «Компас-3D», которая предназначена для разработки, проектирования различных изделий и выпуска необходимой  конструкторской, технической и технологической документации. Чтобы выпускники стали  конкурентно способными на рынке труда, им еще в школе необходимо овладеть  современными технологиями.

Проиллюстрировать синтез науки и искусства можно на примере использования программы «Компас-3D» в художественном творчестве учащихся нашей школы. В течение нескольких месяцев команды учащихся                из разных классов были задействованы в сетевом проекте «Жить достойно», целью которого было обучение социальному проектированию и представление  его результатов в виде  встреч, конкурсов, выставок, плакатов, видеороликов, презентаций  и  защита их на конференции. Целью проекта команды «Юные архитекторы», которая была представлена членами объединения «Компьютерная графика», было привлечь внимание окружающих и учащихся к проблеме благоустройства территории школы, отведенной для прогулок после уроков и занятия спортом.   В ходе работы над проектом участниками команды был проведен социологический опрос среди разных возрастных групп по состоянию сооружений на детской площадке, создана карта проблемного анализа и проведен конкурс рисунков                          «Наша детская площадка». Участниками проекта в прикладной программе «Компас-3D» для желающих проведен мастер-класс по созданию геометрических тел, из которых можно создавать архитектурные сооружения малых форм, показана технология получения логотипа команды.  В процессе работы над проектом учащимися была сделана первая попытка по дизайну детской площадки: были созданы  трехмерные модели небольших детских сооружений и оформлено окружающее пространство в цвете по рисункам учащихся.  

Во внеурочное время на занятиях объединения обучающиеся  имеют возможность воплотить собственный художественно-творческий замысел                 в проектировании  своей квартиры или места своей будущей профессии, тем самым приобщаясь к эстетическому формированию окружающей среды человека.  Воспитанники учатся видеть красоту в обыденных предметах, анализировать их конструкцию и воспроизводить их трехмерные модели.

Занятия в программе «Компас-3D» благотворно влияют на развитие                 у детей  начальной школы образного мышления и художественно-эстетического вкуса, поэтому в объединении  стал формироваться разновозрастный коллектив. Воспитанники имеют возможность наладить сотрудничество не только с преподавателем, но со старшеклассниками, которые в свою очередь, помогая и делясь  знаниями, формируют у себя личностные и метапредметные компетенции. Находясь в ситуации успеха и  самоутверждения через обмен умений и навыков, обучающиеся   формируют способность к саморазвитию, к мотивации познавательной деятельности. Всё это позволяет создать необходимую среду для выявления и развития творческих способностей детей, что способствует их дальнейшей самореализации и самоопределению во  взрослой жизни.

Компьютерная графика, используемая на уроках технологии и в процессе проектной предметной деятельности, позволяет качественнее  осваивать теоретический материал и уменьшать время для выполнения практической работы. Учащимися старших классов был выполнен проект «Программа «КОМПАС-3D»  как средство создания чертежей  предметов                                 с разрезами». В результате проектной работы на основании теоретических положений  по начертательной геометрии были выполнены построения линий пересечения поверхностей вращения, созданы трехмерные модели                                в программе «КОМПАС-3D», иллюстрирующие построение этих линий, выполнен чертеж сложного предмета, его трехмерная модель и разрезы этой модели. Проанализировав время, затраченное на создание чертежей предмета традиционным способом с помощью чертежных инструментов и                              на компьютере, был сделан вывод: время, которое потребовалось на создание чертежа данной сложной детали в программе «КОМПАС-3D», оказалось меньше.  В процессе проекта были сделаны чертежи с построениями линий пересечения поверхностей вращения, которые могут служить пособием для учащихся, испытывающих затруднения с построением внутренних очертаний цилиндрических отверстий.

Овладение  учащимися программой «КОМПАС-3D» способствует их личностному развитию, мотивации  к творческому самовыражению, дает им возможность применять эти навыки  в области технического творчества и искусства. 

Долгое время искусством считался вид культурной деятельности, удовлетворяющий любовь человека к прекрасному. Но термином «искусство» издавна обозначают не только художественные произведения,  но также искусность и мастерство, проявленные в любой другой сфере сознания и деятельности, в том числе науки и техники. Синтез науки и искусства можно проследить в создании технических изделий, изготовленных человеком для осуществления  какой-либо деятельности с учетом эстетически-выразительных форм, а область применения компьютерной графики, использующей средства художественной выразительности,  охватывает как науку, так и искусство.

Литература

1. Наука. [Электронный ресурс] – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ Загл. с экрана. Последнее изменение этой страницы: 20:39, 2 июня 2015.

2. Искусство. [Электронный ресурс] – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ Загл. с экрана.

 Последнее изменение этой страницы: 21:12, 6 июня 2015.

3. Компьютерная графика. [Электронный ресурс] – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/

Компьютерная графика. Загл. с экрана.  Последнее изменение этой страницы: 19:44, 24 апреля 2015.

Боровкова Ирина Петровна, учитель черчения и ИЗО


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Компьютерная графика вчера и сегодня. Виды компьютерной графики.

Презентация предназначена для изучения темы `Компьютерная графика` в 7-8 классах по учебнику Семакина. В презентации рассматривается применение и история развития компьютерной графики, виды компьютерн...

Рабочая программа кружка по информатике "Искусство компьютерной графики"

Программа дополнительного образования составлена на основе программ:"Информатика и ИКТ" Н.Угринович,Л.Босова; "Искусство компьютерной графики для школьников" Т.А.Подосениной....

Пикулева Т.Р., Нежнова Л.Т. Конспект интегрированного урока «Компьютерная графика как вид изобразительного искусства"

На уроке обучающиеся закрепляют полученные знания, делая это в форме игры, знакомятся с новыми понятиями, выполняют задание при помощи новой компьютерной технологии....

Оптическое искусство (оп-арт) как синтез науки и искусства

Наука и искусство так же тесно связаны между собой, как сердце и легкие...     Все науки, как и процессы в природе, взаимосвязаны между собой  ...

Искусство компьютерной графики для младших школьников

Представленный матриал является методикой обучения  детей 6-12 лет работе в графическом редакторе PAINT...

Статья: «Особенности дистанционного обучения на примере реализации ДООП «Искусство компьютерной графики»

Всего пару десятилетий назад для того, чтобы получать новые знания, человек был вынужден регулярно посещать учебные заведения или библиотеки. Но все резко поменялось... Сегодня для обучения нам ...

Рабочая программа по курсу «Компьютерная графика» (ОО Информатика) для 10-11 классов составлена на основе авторской программы элективного курса Компьютерная графика»

Рабочая программа по курсу «Компьютерная графика» (ОО Информатика) для 10-11 классов составлена на основе авторской программы элективного курса Компьютерная графика» Л.А. Залоговой. ...