Оптическое искусство (оп-арт) как синтез науки и искусства
презентация к уроку по физике на тему

Надёжина Наталья Владимировна

Наука и искусство так же тесно связаны между собой, как сердце и легкие...     Все науки, как и процессы в природе, взаимосвязаны между собой   

Скачать:


Предварительный просмотр:

Оптическое искусство (оп-арт) как синтез науки и искусства

Наука и искусство так же тесно связаны между собой, как сердце и легкие...        

Л. Толстой

Что же сближает науку и искусство? Прежде всего, наука и искусство - две грани одного и того же процесса - творчества.

Изобразительное искусство и оптика с давних времен связаны друг с другом. Еще в IV веке до нашей эры Евклид в книге “Оптика” изложил античное учение о перспективе как методе изображения пространственных объектов  на плоскости. Разработкой теории перспективы занимались выдающиеся художники эпохи Возрождения. При этом они широко использовали представления о световых лучах. В изобразительном искусстве широко используют понятие светотени и особенности восприятия цвета.

Человек воспринимает реальную форму предмета благодаря отражению от этого предмета световых лучей. В распределении отраженного света  существуют определенные закономерности, благодаря чему предмет воспринимается объемно.Однако, известны многочисленные случаи несоответствия зрительного восприятия наблюдаемого объекта его реальным свойствам, это явление называют оптической иллюзией (от лат. “ illusio ”- обман).

    Иллюзии свойственны здоровому зрительному аппарату и не устраняются при многократных наблюдениях; они возникают из-за несовершенства глаза как оптического прибора и особенностей обработки  мозгом зрительной информации. Когда мы что – то видим, то обычно уверены в том, что наше зрительное восприятие правильное. Иначе говоря, мы доверяем зрению. Но, доверяя зрению, мы нередко обнаруживаем при опытной проверке, что наше суждение о виденном оказывается обманчивым, ложным. Опыт учит, что во многих случаях нельзя для точной оценки виденного ограничиваться только зрительным восприятием. Например, мы часто допускаем ошибки,  когда пытаемся определить на глаз размеры предмета, расположение его частей, расположение предметов друг от друга.

    Я предлагаю Вам просмотреть самые интересные иллюзии, с помощью которых попытаемся обмануть наше зрение.

Первая оптическая иллюзия представлена нам головой  мужчины, но если действительно присмотреться, то можно заметить, что на этом слайде присутствуют девять человек (слайд 1 )В создании этой иллюзии есть большая заслуга художника, который прекрасно закомпоновал людей.    

На второй иллюзии видим горизонтальные красные полосы, перед нами стоит вопрос: параллельны ли они? (слайд 2 )Все полосы параллельны. Иллюзия возникает из-за того, что в композиции присутствуют контрастные цвета: красный, желтый, синий; из-за того, что синие и желтые квадраты обведены красным контуром и сдвинуты на небольшое расстояние в разные стороны.

Глядя на следующий слайд 3, мы, без всякого сомнения, видим спираль. В действительности же изображены концентрические окружности. При проверке циркулем зрительная иллюзия опровергается, но не устраняется. Впрочем, она устраняется при вспышке света. Эта иллюзия усиливается штриховым фоном, на котором изображены окружности.

Последняя иллюзия самая интересная, впечатляющая. Вероятно, вам приходилось наблюдать, как после быстрого исчезновения на экране телевизора черно – белого изображения, например лица диктора, вы продолжаете видеть в течение очень короткого времени изображение лица диктора на светлом фоне экрана. Такое остающееся зрительное ощущение в нашем сознании называется послеобразом.

Это без сомнения лучшая иллюзия. Попробуйте обязательно: (Слайд )

1).Расслабьтесь и смотрите, не отрываясь 30 секунд на 4 маленькие точки в центре;

2).Потом переведите медленно взгляд на стену или     что-то большое и одноцветное возле вас;

3).Вы увидите, как образуется светлый круг;

4).Пару раз моргните, и вы увидите, как в этом кругу образуется изображение.

Причина возникновения последней иллюзии следующая: когда мы смотрим на данное нам изображение, на тех местах сетчатки глаз, на которые падает свет от светлых мест предмета, происходит раздражение колбочек, и это раздражение сразу не прекращается после перевода нашего взгляда с предмета на фон. Поэтому образ предмета в том или ином виде остается в нашем сознании в течение короткого времени. Если предмет цветной, то цвет послеобраза будет дополнительным. Например, если предмет красного цвета, то послеобраз представится зеленовато-голубым. Если предмет синего цвета, то послеобраз будет желтым.

Стиль оп-арт или оптическое искусство

Когда вы только начинаете просыпаться и находитесь в это время на грани сна и реальности, задумываетесь ли о том, что сейчас видели? Это произошло во сне или на яву? Примерно такие же ощущения складываются у человека, смотрящего на произведения в стиле оп-арт. Где начинается реальность и заканчивается иллюзия?

Оп-арт  — один из видов кинетического искусства, он имеет не только иллюзорность движения, но и иллюзию смены цвета и формы. Картины в этом жанре всегда абстрактны. Оп-арт  направление в искусстве XX в., получившее широкое распространение в 1960-х годах.

Геометрические рисунки на картинах художников оп-арта перетекают друг в друга, двигаются в разных направлениях, и как будто оживают, зависают, начинают светиться, меняться местами, колеблются, пульсируют, раздуваются, сжимаются. Игра с чередованием, кругов, граней, линий, отрезков и цветов видоизменяет простой рисунок в загадочную и интересную головоломку, смысл которой хочется разгадать

Опираясь на определенные психологические особенности зрительного восприятия, художники применяют в работах эффекты зрительных иллюзий.

Психологи говорят, что человеческий глаз инстинктивно стремится собрать хаотически разбросанные пятна в целостную систему. А представители оп-арта пытаются «обмануть глаз, вызвать ложную реакцию, показать образ несуществующий. Как вызвать ложный образ при помощи обмана глаз, как превратить статические формы в движение и есть задача оп-арта.

Основоположниками стиля оп-арт можно назвать Виктора Вазарели (1906-1997г.г.) и Бриджет Райли (род. 1931г.) Вазарели – венгерский талантливый художник, скульптор и график. Бриджет Райли – современная английская художница, «королева» оп-арта.

Наше сознание стремится организовать видимое глазу изображение в беспорядке разбросанных цветных пятен в простой образ. Оп-арт, наоборот, пользуясь строгими геометрическими построениями, разрушает целостность восприятия, демонстрируя особенности нашего зрения.

Оп-арт воплотился в виде архитектурных сооружений и монументального декора,  повлиял на моду,  на интерьерный и ландшафтный дизайн, промышленную графику, рекламу и  сферу  развлечений.

Дональд Раст Работы художника состоят из оптических иллюзий и скрытых образов

В заключение  хочу сказать, что изобразительное искусство не отделимо от физики и ее закономерностей. Своей работой я подтверждаю, что все науки, как и процессы в природе, взаимосвязаны между собой


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Оптическое искусство (оп-арт ) как синтез науки и искусства Наука и искусство так же тесно связаны между собой, как сердце и легкие... Л. Толстой ГБОУ СОШ №338 учитель физики Надёжина Н.В.

Слайд 2

оптическая иллюзия представлена головой мужчины, но если присмотреться, то можно заметить, что на этом слайде присутствуют девять человек

Слайд 9

Бриджет Райли ( род.1931г .) Виктор Вазарели (1906-1997г.г.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

День науки и искусства, посвященный дню рождения М. В. Ломоносова: интеллектуальная игра "Эрудит" 6, 7 и 8 классах

Интеллектуальная игра, во время которой ученики становятся студентами университета и отвечают на вопрсы экзаменаторов - жюри. Используется исторический материал о М.И.Ломоносове в виде сценки из его д...

"Кулинария-это наука или искусство?" Интегрированный урок(технология +история) в 11 классе

Интегрированный урок в рамках элективного курса "Основы кулинарии" в 11 классе. Данный курс является продолжением предпрофильного курса  "Секреты кулинарии"в 9 классе. ...

Презентация по искусству для 8 класса "Наука и искусство"

Данная презентация поможет более наглядно и доступно объяснить материал по теме "Наука и искусство" по предмету искусство для 8 класса...

интегрированный урок "Современная наука и искусство - два "крыла" культуры"

Этот урок я проводила в 11 классе в конце учебного года, когда по химии идет тема "Металлы". Учащиеся работают в группах постоянного состава и выполняют задания, цель которых показать, что любая творч...

Синтез спорта и искусства на Олимпийских играх, интегрированный урок - исследование, 8 класс

Цель урока: приобщить учащихся к идеалам и ценностям олимпизма; способствовать воспитанию патриотизма, гражданственности, гордости за свою страну, стремления к здоровому образу жизни....

Компьютерная графика как синтез науки и искусства в творчестве учащихся

Компьютерная графика как синтез науки и искусства в творчестве учащихся...

Урок искусства в 8 классе "Синтез искусств в создании художественного образа спектакля"

·         познакомить с понятием «синтетические искусства» как искусства, использующие в своих произведениях выразительные средства различных видов художественн...