урок по технологии "Вязание крючком"
план-конспект урока по технологии (7 класс) по теме

Старунова Светлана Генриховна

Данное занятие направленно приобщение учащихся к художественному вязанию, формирование знаний учащихся о технологии выполнения вязаных изделий (крючком). На уроке используется мультимедийная презентация. Выбранная форма использования средств ИКТ способствует решению всех задач урока (получение новой информации, наглядность при изучении нового материала, закрепление знаний).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_vyazanie_kryuchkom.rar2.68 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с. Родничок

 Балашовского района Саратовской области»

                                                         

«Технология (обслуживающий труд) »

План-конспект урока

Класс:7

                                                                                               

Ф.И.О. учителя: Старунова Светлана

                                                                       Генриховна

       Учитель технологии

       II квалификационная категория

                                                         

Программа: программа «Технология (обслуживающий труд)», 2008г. Под редакцией В.Д. Симоненко

Кол-во часов в неделю: 2 часа

Тема. Вязание крючком. История. Набор петель крючком. Узоры вязания.

Практическая работа: Набор начального ряда; вязание образцов полустолбик, столбик.

 Цель урока: приобщение учащихся к художественному вязанию

Задачи:

Образовательная:

- формирование знаний учащихся о технологии выполнения вязаных изделий (крючком);

- ознакомить учащихся с историей вязания, с условным обозначением петель;

- научить приемам работы крючком (подбор крючка,  набор петель начального ряда (цепочка из воздушных петель),  закрепление нити при окончании вязания, вязание полустолбиком, столбиком без накида

 Воспитательная:

- воспитание интереса к ручному труду,  взаимопомощи.

Развивающая:

-  развитие познавательных интересов к  декоративно-прикладному искусству;

- формирование навыков анализа и синтеза.

Тип урока: комбинированный

Методы и методические  приёмы: эвристическая беседа, практические работы, опрос по новой теме.

Оборудование   для учителя:

  1. мультимедийная презентация к уроку «Вязание крючком»
  2. наборы крючков для вязания
  3. различные виды пряжи
  4. Коллекция схем и образцов вязок

для учащихся:

  1. крючки
  2. пряжа  
  3. ножницы                                                                                                                            
  4. образцы вязок

 Дидактическое обеспечение:

     1.учебник,

2.дополнительная литература: книги по вязанию крючком, журналы «Диана. Креатив», «Валя-Валентина», «Сабрина. Вязание крючком»

       3.таблицы по технике безопасности

Межпредметные связи: информатика и ИКТ, история, русский язык.

Литература и другие информационные источники:

  1. http://www.club-rukodelie.com/toys.html Клуб рукоделие
  2. http://video.yandex.ru/#search?text=%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA%20%D0%BF%D0%BE%20%D0%B2%D1%8F%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8E%20%D0%BA%D1%80%D1%8E%D1%87%D0%BA%D0%BE%D0%BC&where=all&filmId=UxJEz%2BO%2FUXI%3http://vaizanie-etoprosto.by.ru/vaiz%20spic.htm  видео уроки
  3. Вязание крючком. Новые узоры/Сост.К.А. Ляхова.- М.: РИПОЛ классик, 2007. – 320 с.
  4. http: ruko-delie.Ru Схемы вязания
  5. http: www. Khitka. ru

Ход урока

       Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организацион-

ный этап – 1 мин.

слайд 1

Контроль

за готовностью к уроку

Проверка количества присутствующих учащихся

Подготовка тетрадей, учебников,  необходимого оборудования.

II. Актуализация знаний учащихся – 2 мин.

слайд 2-3

- Здравствуйте! Сегодня мы начнем изучение новой темы «Вязание крючком». Поднимите руки, кто из вас знаком с технологией вязания изделий крючком (выявить помощниц учителя на уроке).

На уроке вы узнаете:

  • Что такое вязание
  • Об инструментах и материалах для вязания
  • О названиях петель при вязании крючком, их схемы

Научитесь: 

  • Подбирать пряжу и крючок для вязания.
  • Выполнять набор петель начального ряда (цепочка из воздушных петель),  
  • закрепление нити при окончании вязания.  
  • Вязать полустолбиком, столбиком без накида .

-Записывают тему урока

- Знакомятся с планом урока

 III.Формирование    новых знаний

– 10 мин.

слайд 4-12

Вязание - один из самых старинных видов декоративно-прикладного искусства, который существует более трех тысяч лет.

   Кто и когда придумал первую петельку, никто не знает. Но известно, что родилась эта чудо-петелька задолго до нашей эры, что люди владели техникой вязания в древнейшие времена.

В Египте в одной из гробниц археологи обнаружили вязаную детскую туфлю. Как установили ученые-египтологи, находка эта относится к третьему тысячелетию до нашей эры.

А уже в начале нашей эры техника вязания и принципы составления узоров находились на очень высоком уровне. Например, в древнем Евфрате были обнаружены превосходные образцы арабских вязаных изделий.

В одном из районов старого Каира в Египте найдено удивительно красивое многоцветное шелковое изделие. В Египте сохранились экземпляры вязанных вещей IV и V веков нашей эры. Полагают, что в Европу вязание проникло через египетских христиан - коптов. Как миссионеры они бывали в Испании, Франции, Италии и Англии, часто брали с собой в странствие вязаные изделия, которые привлекали всеобщее внимание.

С XII века вязание во Франции - уже доходная отрасль промышленности.

Интересно, что вязание сначала было мужским ремеслом. Так, в 1612 году пражские чулочники постановили, что под страхом денежного взыска-ния не примут на работу ни одной женщины. Лишь позднее, когда вязание широко распространилось, им стали заниматься прежде всего женщины. В 1589 году был изобретен первый вязальный станок. И казалось, что машинное вязание при дальнейшем развитии техники вытеснит ручное вязание. Однако жизнь опровергла такое предположение. Чем больше выпускалось изделий массового машинного производства, тем более ценными становились вещи, связанные вручную, особенно крючком.

Искусство вязания крючком в начале XIX века поистине ювелирно. Вязаные изделия того времени, сохранившиеся в музеях и частных домах, восхищают красотой и изяществом, поражают трудоемкостью и мастерством.

     И в наше время вы часто в своей жизни встречаете вещи, связанные крючком. Это и скатерти, и блузы, платья, жакеты, шали и многие другие вещи.

    Ручное вязание позволяет выразить свою индивидуальность, задуманный образ с помощью выбора фактуры и цвета пряжи, ее переплетений, оформления и фасона изделий.

   Ручное вязание позволяет изготовлять неповторимые модели.

В наши дни это искусство продолжает развиваться, обогащаясь новыми мотивами.

    Ручное вязание выгодно отличается из других видов рукоделия. Особенно оно привлекательно, что исходный материал — пряжу — можно использовать несколько раз и без особых потерь.

- Скажите, каким образом мы можем найти информацию, необходимую для урока?

-Записывают определения

- Слушают рассказ учителя

-Рассматривают образцы вязок на столе

Ответ: прочитать в книгах, спросить у тех, кто умеет вязать крючком, найти информацию в Интернете.

Физкультминутка - 1 мин.

Слайд 13(видео)

IV.Формирование    новых знаний – 6 мин.

слайд 14

слайд 15

Если бы человек не создал нитки, то не появились бы в его жизни крючки, спицы, вязальные машины. А ведь разнообразие ниток, из которых вяжут, - огромно. Из ниток, тесьмы, шнуров, веревки люди научились создавать прекрасные изделия. Вязать можно из любых ниток: шерстяных и шелковых, хлопчатобумажных и синтетических, льняных и искусственных. Кроме того, если в пряжу добавить вискозные и акриловые нити, то они придадут ей золотистый или серебристый эффект.

   Фасонная пряжа изготавливается по особой технологии с добавлением разных по качеству, цвету, свойствам нитей.

   Фантазийная пряжа также состоит из смешанных нитей различной фактуры.

     Как видите, разнообразие ниток и пряжи велико, но важно правильно определить, что лучше всего подходит для вашего изделия. Так, например, салфетки, скатерти, шали вяжут из таких нитей, как ирис, «снежинка», «ромашка». А шапки, береты вяжут из шерстяной, синтетической, а летние - из хлопчатобумажной пряжи.

Наверняка, в каждом доме есть вязаные вещи, из которых вы уже выросли или они вышли из моды. Умелая рукодельница обязательно их использует. Ведь так приятно сделать красивую новую вещь из того, что стало ненужным. Аккуратно распорите швы и распустите изделие. Смотайте нитки в мотки и постирайте их. Для того чтобы нитки выпрями-лись, при сушке надо подвесить груз к каждому мотку.

Если нитки немного полиняли, их можно подкрасить или добавить к ним нитку другого цвета и другого качества - и старая пряжа сразу приобретет лучший вид.

Новую или старую пряжу после стирки перематывают из мотка в клубки для того, чтобы она оставалась мягкой и пушистой.

Основным инструментом для вязания служит крючок. Крючки бывают металлические, костяные, пластмассовые, деревянные разной толщины. Номер крючка соответствует его толщине в миллиметрах. Как правило, крючок должен быть в 2-2,5 раза толще нитки, а для грубой шерсти даже в 2,5-3 раза. Для одежды осенне-зимнего сезона - шапок, спортивных теплых свитеров - выбирают пластмассовые, деревянные или костяные крючки, а вот ажурные легкие изделия вяжут тонкими металлическими.

Иногда, когда вяжут ажурные нарядные шали, косынки, жакеты, берут тонкие нитки, работают толстым крючком для того, чтобы получилась легкая, воздушная вязка.

Беседа с проблемными вопросами:

-Скажите, а можно ли тонким крючком вязать толстые нитки?

-А как вы думаете, в каких случаях крючок может быть опасен для здоровья? 

- слушают рассказ учителя

- Рассматривают образцы пряжи

-Рассматривают образцы крючков

-Ответ: совершенно исключено тонким крючком вязать толстые нитки..

-Ответ: Выбирая крючок, необходимо проверить, хорошо ли он отшлифован. Острая с глубоким вырезом бородка будет цепляться за нитки и палец, плохо протаскивать петли при вязании.

V.Формирование    новых знаний (продолжение) – 2 мин.

слайд 16-19

Рассказ учителя:

- о названии деталей крючка

- о видах вязок крючком и их схемах

-  о правилах подбора пряжи к номеру крючка и образцу вязания.

Для красивого вязания самое главное суметь правильно подобрать инструменты и материалы, образец вязки, цветовую гамму и выбрать технологию выполнения изделия. Существует множество видов вязок, и чтобы было проще объяснять их выполнение, мастера вязания придумали запись вязок в виде схем с условными обозначениями петель (показ условных обозначений)

- слушают, записывают

название деталей и  номера крючка, название вида петель и их схему

VI. Практическая работа «Подбор пряжи к номеру крючка, чтение схем» - 5 мин

Задание1: подобрать для разных видов пряжи крючок соответствующего размера.

Задание 2: Чтение схем в журналах.

- выполняют практическую работу, помогая друг другу.

VII.   Практическая работа «Набор петель»

        - 14 мин 

слайд 20+ видео

Сегодня мы с вами начнем выполнять практическую работу «Выполнение образцов вязания крючком».

Вводный инструктаж:

  • Инструктаж по технике безопасности с крючком. 
  • Положение нити и рук при вязании

Задание 1  «Набор воздушных петель». А для этого необходимо узнать, как держать правильно крючок и работать с ним.

Показ  положения крючка в руке.

Задание 2  Провяжите первую петлю.

/Показ строения  воздушной петли /

Задание 3 Свяжите цепочку из  воздушных петель,   которые станут основой первого ряда.

 Обход1: Проверяет правильность выполнения задания, соблюдение ТБ при работе

Обход 2: Оказывает индивидуальную помощь.

Обход 3: Принимает работу учениц.

 

- слушают учителя

- смотрят слайды и

- выполняют практическую работу, помогая друг другу 

перемена

VIII.Практическая работа  - 25 мин

слайд 21 + видео

Задание 3  Выполнить образец из полустолбиков

- Полустолбик используют для соединения петель, но можно выполнить плотную вязку.

Обход 3: Объясняет, как выполнять 2 - 4 ряды и т.д. до 5 ряда.

Обход 4: Принимает работу учениц.

Физкультминутка   -  2 мин 

Упражнения выполняют стоя, для мышц рук, спины. Гимнастика для глаз.

Задание 4   Выполнить образец столбика без накида

- Столбик без накида используют во многих узорах для получения плотной ровной поверхности.

Обход1: Проверяет правильность выполнения задания, соблюдение ТБ при работе

Обход 2: Следит за индивидуальной работой учащихся

Обход 3: Принимает работу учениц

- слушают учителя и записывают в тетрадь условные обозначение петель

 -работа обучающихся в группах

-выполняют  физкультминутку 

- выполнение практической работы индивидуально.

.

IX.   Проверка полученных  знаний – 6 мин

        

-С каким новым видом рукоделия познакомились сегодня?    

- Почему, несмотря на развитие машинного производства трикотажных изделий, до сих пор сохраняется мода на изделия, связанные вручную?  

-Какие  простейшие изделия для дома вы можете связать самостоятельно?  

-Какие требования  безопасности труда  нужно соблюдать при работе крючком?

-Покажите, как можно схематично  изобразить рисунок вязки прихватки, выполненной столбиками с накидом?

Отвечают на вопросы, дополняют ответы.

X. Подведение итогов     урока - 3 мин

Итак, беседуя с вами, я убедилась, что вы заинтересовались этим видом рукоделия, поняли, что слова «сделано вручную» означают эксклюзивность данного изделия, его неповторимость. Большинство из вас сегодня, впервые взяв крючок в руки, уже освоили приемы выполнения нескольких видов петель. Хочется отметить несколько хороших работ, которые выполнены аккуратно, с нужной плотностью. Другим девочкам надо еще потренироваться дома в выполнении основных видов петель. , Насколько хорошо вы освоили технические приемы вязания, насколько правильно вы держите крючок во время работы, вы можете оценить сами, по своим ощущениям. Если у вас быстро устает рука при вязании и вам неудобно держать крючок, то при выполнении тренировочных упражнений необходимо обратить внимание на постановку рук, положение крючка, так как в процессе работы на уроке несколько девочек допустили серьезную ошибку. У них средний палец правой руки лежал на крючке, а это может привести к деформированию руки.

- выставление оценок по практическим работам и по знанию теоретического материала.

Выставляют оценки, оценивают работу друг друга

XI.  Информация о  

     дом. задании -4 мин

слайд22

  • Выучить теоретический материал (по конспекту)
  • Вязания образцов по схеме

Записывают домашнее задание в дневники, убирают рабочие места.

Уборка рабочих мест – 2 мин



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ВЯЗАНИЯ КРЮЧКОМ. ИНСТРУКТАЖ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ВЯЗАНИЯ КРЮЧКОМ. ИНСТРУКТАЖ ПО ОХРАНЕ ТРУДА Основные элементы вязания крючком.

Урок по технологии для 9 класса с применением метода интеллект – карт для  активизации  и развития информационно-познавательной и мыслительной деятельности обучающихся  по техноло...

Открытый урок Раздел "Вязание крючком" Тема урока Вязание воздушной петли"

На уроке учащиеся учатся подбирать крючок и нитки, делать начальную петлю, вязать воздушную петлю, цепочку из воздушных петель. Учатся правильно посчитать количество воздушных петель....

урок по вязанию крючком "Способы вязания по квадрату"

Формирование знаний и умений по вязанию крючком квадратов разными способами.Самый интересный способ - вязание от центра. Предлагаются варианты по сложности исполнения....

Краткая презентация урока по вязанию крючком в 6 классе

Тема урока:«Вязание крючком. Воздушная петля. Воздушная цепочка»Автор: Стародубцева Елена Ивановна, учитель технологии МБОУ СОШ №10 с УИОП ЩМР МОДата: 21 декабря 2017 годаКласс: 6...

Конспект урока. Тема " История вязания крючком . Материалы и инструменты для вязания крючком. Правила ТБ при работе крючком."

Материал предназначен для знакомства  учащихся с историей возникновения вязания, как традиционного вида декоративно-прикладного искусства, для воспитания у подрастающего поколения интереса к исто...

Конспект урока « Вяжем аксессуары крючком» 6 класс

Работа с аксессуарами с помощью крючка....