Заготовка продуктов.
презентация к уроку по технологии (6 класс) на тему

Технология засолки овощей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_ovoshchi.pptx2.86 МБ
Microsoft Office document icon urok.doc50 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЗАГОТОВКА ПРОДУКТОВ Презентация для 6 класса Учитель: Ревенко Н.С .

Слайд 3

Всякому овощу - свое время

Слайд 4

Заготовка продуктов

Слайд 5

Как сохранить вкус и пользу овощей?

Слайд 6

Традиционные русские способы заготовки овощей и фруктов - соление, квашение и мочение. Они основаны на молочнокислом брожении . Происходит оно, когда из сахара, который содержится в продуктах (овощах), под воздействием молочнокислых бактерий образуется молочная кислота. Этот процесс ускоряется добавлением соли, которая способствует выделению сока, содержащего сахар. К тому же соль препятствует размножению гнилостных бактерий. Зелень и пряности не только повышают вкусовые качества, но и обладают бактерицидными свойствами.

Слайд 7

Способы консервирования Соление Квашение Мочение Сырье (продукты) арбузы, огурцы, томаты и другие овощи, капуста плоды (яблоки, груши, сливы) Содержание соли в рассоле не менее 6-9%, иногда более 20-30%. 2-3% от массы продуктов, в качестве рассола выступает сок от используемых для квашения продуктов. 1-2%, добавляется сахар в 3-4 раза больше.

Слайд 8

З А Г А Д К И

Слайд 9

Играли в прятки Ребятки с грядки И прямо с грядки Попали в кадки.

Слайд 10

Памятка: Перед началом работы обязательно нужно вымыть руки с мылом, надеть фартук. 2. Тару тщательно вымыть, затем ошпарить или простерилизовать. 3. Внимательно отобрать продукты для консервирования. Удалить замятые места, повреждения. 4. Очищать, нарезать плоды следует ножами из нержавеющей стали, строго соблюдая правила безопасной работы с ножами. 5. Обязательно выдерживать время стерилизации, продукты укладывать в соответствии с нормой. 6. Работая с нагревательными приборами, плитами, будьте очень внимательны во избежание ожогов.

Слайд 11

Огурцы сортируют и тщательно моют. 2. Укладывают в банки, переслаивают пряностями и заливают кипящим рассолом. 3. Банки закрывают жестяными консервными крышками и закатывают. Засолка овощей

Слайд 12

. Способы стерилизации 1 способ: Промойте банки в мыльной воде, прополощите и поставьте в духовку, разогретую до минимальной температуры (120-130гр) на 15-20 минут. 2 способ Обдать 2 раза банку кипятком, затем залить банку горячей водой на 3 минуты. В кипящую кастрюлю кладем крышки и кипятим 2 минуты. Сливаем воду из банок и сразу закладываем вашу заготовку, закрываем крышкой и закатываем.

Слайд 13

Укупорка банок ручной закаткой Ручная закаточная машинка: 1 — патрон закатки; 2 — ролик; 3 — ручка; 4 — гайка для регулирования ролика

Слайд 14

Помидоры с чесноком Помидор - 2 кг, чеснок - 300 г, яблочный сок -1 л, сахар - 50 г, соль - 50 г 1. Помидоры помойте, бланшируйте в течение одной минуты в кипящей воде, переложите в трехлитровые банки, добавьте чеснок. 2. В отдельной посуде вскипятите яблочный сок с сахаром и солью. Полученным маринадом залейте томаты. 3. Банки закатайте прокипяченными крышками.

Слайд 15

Хозяйке на заметку: - Закатав банку, переверните ее крышкой вниз и оставьте так, укрыв одеялом, до полного остывания. - Заливки поэтому нужно готовить больше, чем требуется, потому что она впитывается в продукт, часть уваривается, часть проливается. - Нужное количество заливки определяется так: в банку с продуктами, готовую для консервирования, налить воды, вылить ее, промерить количество, прибавить еще стакан-полтора и какое количество заливки готовить на одну банку.

Слайд 17

но можно и холодным - это холодный способ засолки огурцов) 5 %-ным раствором соли (т. е. 50 г соли на 1 л воды).

Слайд 18

Помидоры, консервированные целыми плодами Состав заливки: на 1 л воды -15-20 г соли, 20-40 г сахара, 2-3 г лимонной кислоты. Мелкоплодные помидоры вымыть и уложить в банки по плечики. Чтобы кожица у помидоров не лопалась, надо заостренной деревянной палочкой сделать 2-3 прокола сверху. Заполнить банки кипящей заливкой и пастеризовать при 90°С: полулитровые банки -30 мин, литровые и двухлитровые - 35-40 мин.

Слайд 19

Что же такое стерилизация? Это метод термической обработки продукта, который не дает ему испортиться за счет размножения бактерий. Банки лучше брать сбоку, чтобы избежать порчи продуктов.



Предварительный просмотр:

Урок  по технологии

6 класс

(Ревенко Н.С., учитель технологии, МОУ «Гимназия № 10»)

Заготовка продуктов. Технология засолки овощей

Цель: Ознакомить с пищевой ценностью  овощей,  способами их консервирования, технологией засолки овощей.

Задачи:
Образовательные: сформировать знания и умения по технологии заготовки овощей

Воспитательные: воспитывать аккуратность; умение работать в группе.

Развивающие: развивать интерес к истории русских национальных блюд.

Межпредметные связи на уроке:

Русский язык и литература: пословицы и  загадки об овощах


Оборудование: компьютер, проектор, электропечь, банки, крышки, закаточная машинка.

Ход урока.

  1. Организационный момент. Приветствие, проверка учащихся и готовность их к уроку.
  2. Урок 1 (теория).

1. О пользе овощей

На уроках кулинарии мы с вами готовили различные блюда. Какие? (макароны, каши, оладьи).

Какие продукты мы не использовали с вами для приготовления этих блюд? (овощи и фрукты).

Слово учителя: Регулярное потребление плодов и овощей в течение всего года — одно из условий рационального питания. В плодах и овощах есть такие минеральные соли и витамины, без которых не может обходиться человек. Такие витамины, как С, Р и А, организм человека получает преимущественно из плодов и овощей. Отсутствие этих витаминов влечет за собой различные заболевания: остановку роста и болезни глаз вызывает отсутствие или недостаток витамина А, а недостаток витамина С — заболевание цингой.

Испокон веков на Руси люди выращивали овощи, а какие пословицы и поговорки этому свидетельствуют.

Представление проекта «Пословицы об овощах» (Слайд 1-6) (девочки читают пословицы). 

2. О заготовке овощей (лекция с элементами беседы с использованием ИКТ)

Сегодня мы поговорим о заготовке продуктов.

Действительно, «Каждому овощу – свое время» (Слайд 7).

В свежем виде плоды и овощи сохраняются очень недолго. Их порчу вызывают попадающие из воздуха, воды и почвы живые существа, невидимые простым глазом, - микроорганизмы (бактерии, дрожжи, плесени).

Как сохранить вкус  и пользу овощей (Слайд 8) -  (Ответы детей: заморозка, сушка)

А еще существуют такие способы сохранения овощей (плодов) как соление, квашение и мочение  (слайд 9).

Соление, квашение и мочение (Слайд 10) (дети делают записи в тетради).

Традиционные русские способы заготовки овощей и фруктов - соление, квашение и мочение.

Они основаны на молочнокислом брожении. Происходит оно, когда из сахара, содержащегося в продуктах (овощах), под воздействием молочнокислых бактерий образуется молочная кислота. Этот процесс ускоряется добавлением соли, которая способствует выделению сока, содержащего сахар.

Слово учителя. Консервирующие вещества - соль и молочная кислота.

 Несколько слов о соли.

Использовать надо только пищевую соль крупного помола (соль препятствует образование плесени, развитию бактерий).

Йодированная для заготовок не годится.

Для засолки овощей традиционно используют укроп, чеснок, черный перец (горошком), листья и корни хрена, вишни, черной смородины, дуба, которые не только повышают вкусовые качества, но и обладают бактерицидными свойствами.

При «квашение» раствор не готовится заранее, а возникает в процессе квашения из сока овощей.

Мочение

Для мочения пригодны плоды (яблоки, груши, сливы). Яблоки моют и укладывают в тару (не допуская ударов). Перекладывают листьями черной смородины, вишни и заливают суслом или сладкой водой.

Моченные яблоки на вкус кислосладкие, с упругой, но более мягкой, чем у свежих, мякотью.

В чем разница между этими тремя способами заготовки овощей? (слайд 11).

Примерный ответ:

1. Разница между солениями и квашениями заключается в том, что в солениях соли в несколько раз больше, чем в квашениях, в то время как в квашениях больше молочной кислоты.

Молочная кислота образуется в рассоле из сахара, входящего в состав овощей – этот процесс называется молочнокислым брожением.

2. Использование разных продуктов (консервируемого сырья).

3. О засолке огурцов (помидор)

Есть ли загадки про овощи. Послушайте загадки, которые приготовили для вас девочки (слайд 12):

Наши поросятки выросли на грядке, К солнышку бочком, хвостики крючком.
Эти поросятки играют с нами в прятки. Ответ (Огурцы).

Без окон без дверей Полна горница людей. Ответ (Семена в огурце)

Привязан кустик к колышку,

На кустики - шары:

Бока подставив солнышку,

Краснеют от жары. (Помидоры).

На грядке длинный и зелёный, А в кадке жёлтый и солёный.

Ответ (Огурец).

Как на нашей грядке

Выросли загадки –

Сочные да крупные,

Вот такие круглые,

Летом зеленеют,

К осени краснеют. (Помидоры)

А теперь я вам загадаю загадку. (Слайд 13)

            Слово учителя: так какова же тема сегодняшнего урока: «Засолка огурцов».

            Послушайте, как о соленых огурчиках пишет в своем рассказе Святослав Логинов:  «Огурчики были небольшие, усеянные  аккуратными  пупырышками.  Даже отсюда видно,  какие  они  упруго  хрусткие.  И  запах  … шел несказанный. Ароматы укропа и тмина, горького перца, чеснока и листьев хрена, соединившись вместе,  создавали  сказочный  эффект  и  вызывали настоятельную потребность встать в очередь и приобрести».

           Сегодня мы будем учиться солить огурцы (помидоры).

           Прежде чем приступить к солению, необходимо вспомнить санитарно-гигиенические правила и правила техники безопасности при работе с режущими инструментами и электронагревательными (плитами) приборами.

          С применением слайдов 14 - 18  -  учитель рассказывает о процессе засолки.

        

        

Урок 2. Практическое занятие (засолка огурцов (помидор).

1. Актуализация знаний: способы консервации, с каким способом познакомились подробнее.

2. Памятка (учащиеся в группах повторяют правила, указанные в памятке).

3. Засолка огурцов (помидор).

4. Определение готовности.

            Готовые огурцы должны иметь плотную мякоть, хрустящую при раскусывании, вкус солоновато-кислый с приятным ароматом специй. Рассол – прозрачный с небольшим помутнеем.

           5. Хранение 

Готовую продукцию хранят в погребах, холодильнике, соблюдая температурный режим.

Рефлексия

Чему научились?

Что понравилось?

С каким настроением уходите с урока?

Что расскажите дома родителям о нашем уроке?

Домашние задание

«Сервировка стола к ужину. Элементы этикета». № 28

(составить меню вашего ужина, разработать макет приглашения).

        

Немного истории (при наличии свободного времени).

Через века до нас дошла любовь к соленым огурчикам и хрустящим грибочкам, к ароматной селедочке и пряным помидорам. Мы помним, как наши бабушки стерилизовали, сушили и закручивали банки, распределяли равномерно в них огурцы, помидоры всевозможную зелень, чеснок, перец горошком и т.д. И как вкусно выглядела банка с соленьями, которую доставали к столу холодными зимними вечерами.

И о пользе квашеных продуктов известно очень давно. Многие народы в древности, не зная ничего о витаминах, тем не менее, прекрасно понимали, как сохранять их длительное время. Не зря во многих флотах мира квашеные овощи и особенно капуста были постоянными в рационе моряков, чтобы избежать цингу. Джеймс Кук приписывает успех в открытии Гавайских островов кислой капусте, которая спасала моряков от этой болезни. Ещё во времена строительства Великой китайской стены для питания рабочих, чей труд был очень тяжелым физически, использовали квашеные овощи, и опять же капусту в частности.
О пользе употребления квашеных продуктов говорили многие учёные. Вот, например, что утверждал академик Борис Болотов в своей книге «Шаги к долголетию»:
«Во время еды желательно употреблять преимущественно квашеные овощи и фрукты. Борщ лучше готовить из квашеной капусты, а не из свежей, с добавкой квашеной свеклы, квашеной моркови, квашеного лука»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Компетентностно-ориентированный тест по теме: "Заготовка продуктов. Домашнее консервирование" в 7 классе.

КОТ составлен для проверки знаний учащихся по теме "Заготовка продуктов. Домашнее консервирование" в 7 классе, занимающихся по учебнику: "Технология. обслуживающий труд: 7 класс / Под ред. В.Д. Симоне...

Презентация "Заготовка продуктов".

Заготовка продуктов. Презентация, 6 класс....

Урок по технологии 6 класс "Способы заготовки продуктов впрок. Квашение капусты"

Наиболее легкими и общедоступными способами переработки являются засолка, квашение и мочение. Эти способы издавна известные на Руси способы консервирования в домашних условиях, при которых с...

Конспект урока по технологии "Заготовка продуктов" 5 класс

Конспект урока по технологии "Заготовка продуктов" Рассчитан  для работы в коррекционном классе. Использовано: "Технология. (под ред. В.Д. Симоненко)...

Разработка к уроку "Заготовка продуктов. Разработка интеллект-карты" для 7 класса

Данная разработка дает возможность учителю проявить свои творческие способности и провести урок, используя слайды в формате Word. С помощью данной разработки в течение урока учитель организует работу ...

Технологическая карта урока по ФГОС "Заготовка продуктов" (7 класс)

Заготовка продуктов: мини мастер-класс. (Консервование с сахаром. Варка варенья. Хранение свежих кислых плодов и ягод с сахаром без термической обработки. Условия и сроки хранения.)...