Работа с одаренными детьми
статья по технологии на тему

Мухаметзянова Фания Шакуровна

Из опыта работы с одаренными людьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muhametzyanova_rabota_s_odarennymi_detmi.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ с. Старый Аманак м.  р. Похвистневский

Работа с одаренными детьми

(Из опыта работы учителя технологии Мухаметзяновой Фании Шакуровны)

Как уже говорилось, в настоящее время одним из приоритетных направлений государственной политики в области образования является работа с одаренными детьми. Проблема детской одаренности и её развитие решаются на самых высоких уровнях.

На смену ориентации общества  на развитие техники и технологий приходит эра нового, личностного образования. Становится очевидным, что процветание общества напрямую зависит от развития духовных, личностных ресурсов человека, от эффективности создания творческого пространства для развития всех способностей детей, их творческих и личностных возможностей.

В связи с этим актуальной становится проблема качества образования, создание и развитие образования для детей с высоким уровнем интеллекта. И сколько бы специальных школ и классов для одаренных детей не создавалось, значительная часть этих детей учится в обычных, массовых школах.

 Обучение одаренных детей в условиях нашей школы проходит на основе принципов индивидуализации и дифференциации учебно-воспитательного процесса. Существенную роль в обучении играет учитель. Известно, что у одаренных детей есть свои психологические особенности и трудности развития, которые чаще всего переживаются ими настолько сильнее, чем обычными детьми, что позволяет говорить о них как о детях группы риска. И здесь основной задачей педагога является на основе диалога и совместного поиска помочь своему подопечному выработать наиболее эффективную стратегию индивидуального развития, опираясь на развитие его способности к самоопределению и самоорганизации.

Методы и формы моей работы с одаренными детьми органически сочетаются с методами и формами работы со всеми учащимися в классе и в то же время отличаются определенным своеобразием. В своей работе я использую следующие формы обучения одаренных детей:

- обучение индивидуальное или в малых группах;

- работа по творческим проектам в режиме наставничества;

- система творческих конкурсов, олимпиад;

- выставки, мастер-классы.

Одной из форм работы по предмету «Технология» в нашей школе являются предметные олимпиады – школьные, окружные, областные. Они помогают оценить уровень подготовки  по предмету, выявить одаренных в данной области детей. Проведение таких олимпиад, как правило, связано с тщательной их подготовкой. Олимпиада по технологии имеет свои особенности, так как включает в себя не только теоретическую и практическую части, но и защиту творческих проектов.  Поэтому подготовка к олимпиаде начинается с выполнения проекта. Определяется тема проекта с учетом анализа потребностей школы, дома, сферы обслуживания, производства. Производится оценка интеллектуальных, материальных и финансовых возможностей, рассматривается спектр первоначальных идей для разрешения проблемы противоречия между потребностями и возможностями. Собираются все необходимые сведения (используются все доступные источники информации). Разрабатываются идеи выполнения проекта с учетом экономических и экологических ограничений. Планируется, организовывается и выполняется проект с учетом требований дизайна и эргономики, текущий контроль и корректировка деятельности, оценка качества выполненной работы. Оформляется документация. Обязательно делаем презентацию. И заключительная часть – это защита проекта. Самые лучшие проекты отправляются на окружную олимпиаду. В процессе проведения олимпиады отчетливее и ярче вскрываются индивидуальные особенности каждого школьника, проявляются черты характера, особенности мышления.

Но добиться победы на олимпиадах различного уровня удаётся лишь тем, кто наряду с хорошим уровнем знаний обладает ещё и высокой психологической устойчивостью, позволяющей успешно реализовать весь накопленный потенциал. Этот потенциал выражается в творческих проектах, теоретических знаниях, и практических навыках.  

В данной таблице представлено

Участие учащихся в предметных олимпиадах по технологии

год

класс

Окружной этап

Региональный этап

2009-2010

11

3 чел.– 1 место

1чед.

2010-2011

11

9

2чел.- 1 место

1чел.-2 место

2011-2012

10

1чел.- 1 место

1чел.- 6 место

2012-2013

11

7

1чел.- 2 место

1чел.- 1 место

В своей работе я широко использую метод проектов. Метод проектов использовался в зарубежной и отечественной педагогике ещё в 20-30-е годы. Однако, поскольку этот метод противостоял систематическому предметному обучению, его упразднили.

Минимум содержания образовательной области «Технология» как обязательный элемент предусматривает модуль «Основы проектирования». В программах по технологии на выполнение проектов выделено до 25% учебного времени.. Для проектов повышенной сложности учебное время дополняется за счет внеурочного.

При организации работы учащихся по методу проектов я часто использую не только индивидуальную самостоятельную  работу учащихся, но и групповую. Это позволяет приобретать коммуникативные навыки и умения: работа в группе в разнообразных качествах, рассмотрение различных точек зрения на одну проблему. Так происходило при работе над проектом «Школьная швейная мастерская Ариадна».  Это был групповой проект. Несколько  девочек из 10 и  11 классов  разработали бизнес-план мастерской, выполнили работы (детская одежда) и провели маркетинговые исследования. В процессе работы возникали различные ситуации и противоречия, которые приходилось преодолевать  и находить пути решения проблем.

Психологи заметили, что одаренные дети  часто испытывают трудности личностного развития, выражающиеся в проблемах общения со сверстниками. Иногда даже заметно нарушение чувства реальности, отсутствие навыков поведения в реальных условиях школьного и общего социума  В ходе выполнения группового проекта создаётся ситуация продуктивного и эмоционального взаимодействия с одноклассниками, способствующей гармонизации развития интеллектуальной, эмоциональной и социальной сфер.

В образовательной области «Технология» использование метода проектов это комплексный процесс, формирующий у школьников основы технологической грамотности, культуры труда и освоении ими способов преобразования материалов, энергии, информации, а также технологий их обработки. Проекты создаются по самым разным областям человеческой деятельности, благодаря чему учащиеся знакомятся со «взрослыми» проблемами, приобретают навыки решения актуальных вопросов современности, связанных с экологией, экономикой, безопасностью человека и природы. Через приобретаемый опыт происходит знакомство с производством, маркетингом, предпринимательством, миром профессий. Достигается связь теоретических знаний с практическими умениями. За последние 4 года учащиеся выполнили следующие творческие проекты, которые были представлены на выставках и олимпиадах: «Мой мир», «Текстильная кукла Мухоморчик», «Вальдорфская кукла- кукла для раннего развития», «Лепная кукла Коломбина», «Королева», «Хранители очага», «Венецианский кот», «Весенняя песня», «Швейная мастерская Ариадна», «Комплект из бисера» и многие другие. В ходе работы над этими проектами мы столкнулись с определенными трудностями и проблемами. Некоторые технологии были новыми для нас. Например, лепка из полимерного  запекаемого пластика или из самозатвердевающей полимерной глины требует определенных навыков в работе. Или текстильная скульптура. Поэтому, прежде чем выполнить работу, нам пришлось отрабатывать навыки.                                                                                                      Проблемой было – найти материал. Пришлось приобретать через интернет-магазин.

Особую эффективность для выявления потенциальной и реализации актуальной одаренности имеет моя работа в системе дополнительного образования. Вот уже 15 лет я руковожу творческим объединением «Волшебная игла» на базе Староаманакской школы. Все эти годы мы участвуем в конкурсах театров мод, выставках декоративного творчества разного уровня, занимаем призовые места  Каждый год мы создаем новые коллекции одежды, используя при этом не только ткань, но и различные нетрадиционные материалы.  Например, в этом году мы из глянцевых журналов сделали коллекцию «Глянец», которая заняла первое место на районном форуме «Умы и таланты земли Похвистневской». В прошлом году мы использовали недорогой подкладочный шелк, обогатив костюмы росписью по ткани – коллекция называлась «Лето регги». Ранее мы делали коллекции из полиэтиленовых пакетов, например « Рокстар»                          или «Секретные материалы». Из старой одежды – коллекция «Шиворот-навыворот», «Суперцвет», «Цветочная симфония». Или старый тюль – коллекция «Северный ветер». Таким образом происходит развитие творческой инициативы, изобретательства. Стало традицией наше участие в областном конкурсе детских театров мод «Лабиринты моды» в г. Самаре, где в прошлом году мы получили приз молодежного жюри «Мужской взгляд» за коллекцию «Шоколадное мороженое», окружном в г.Отрадный, летней профильной смене театров мод  в лагере «Жигули». Мы также участвовали в международной выставке «Идем дорогой времени», где заняли 3 место. Участие во всех этих мероприятиях позволяет удовлетворить постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности одаренных детей и обеспечивает выявление, поддержку и развитие их способностей в рамках внешкольной деятельности.  В конце учебного года все юные таланты обязательно отмечаю дипломами и подарками.

 В заключение.Главное заключается в том, что одаренные дети действительно требуют особого подхода, потому что чем выше их отличие от других детей, тем богаче перспективы их личностного и профессионального роста. Работая с детьми много лет, я пришла к выводу, что мы должны приложить все усилия для развития таланта, научить ребенка трудиться. Мы должны быть их наставниками, друзьями. Помогать им во всем: в учении, труде, в выборе профессии. Помочь познать самого себя. раскрыть их таланты и вести к успеху.

Для этого учитель должен стремиться к интеллектуальному самосовершенствованию, работать над пополнением своих знаний, учиться у других, заниматься самообразованием и саморазвитием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на заседании педагоггического совета по теме :"Одаренность. работа с одаренными детьми в свете инициативы "Наша новая школа"

Текст доклада на заседании педагогического совета по теме "Одаренность. Работа с одаренными детьми в свете идей инициативы "Наша новая школа"...

Методическая разработка с одаренными детьми в ДШИ «Особенности работы с одаренными детьми в условиях дополнительного образования»

Система работы с одарёнными детьми  посвящён комплексному исследованию условий для внедрения в образовательный процесс учреждения развивающих форм и методов обучения, направленных на ...

Организация работы с одаренными детьми. Индивидуализация работы с одаренными детьми.

       Практика развития творческого потенциала одаренных учащихся предполагает разработку и реализацию специальных образовательных  программ, учебного плана и учебных ...

Работа с одаренными детьми в МАОУ СОШ № 1 г. Лабытнанги в сфере научно-исследовательской и проектной деятельности: из практики работы в области создания личностно-ориентированной образовательной среды для одаренных детей

АннотацияВ статье описывается  система работы  образовательной организации с одаренными детьми в области научно-исследовательской и проектной  деятельности включающую в себя  тьюто...