"Построение чертежа основы прямой юбки"
методическая разработка по технологии (8 класс) по теме

Черникова Алла Васильевна

Материал может использоваться в качестве учебного материала к уроку и включает в себя краткую презентацию, конспект урока и тест.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon yubki_urok.ppt1.64 МБ
Microsoft Office document icon urok_pryamaya_yubka.doc367 КБ
Office presentation icon test_yubki.ppt109.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок на тему: Построение чертежа основы конструкции прямой юбки

Слайд 2

Юбка - один из самых популярных и универсальных предметов женского гардероба. Незамысловатые юбки-трапеции, юбки в крестьянском стиле, легкомысленные плиссированные юбки и вызывающие мини - все они имеют своих поклонниц (и поклонников). Стили юбок постоянно меняются, меняется и их длина - она то поднимается, то опускается.

Слайд 3

Юбка и мода. Классический вариант деловой юбки - прямой, до середины колена - не забыт, но активно заявляют о себе юбки макси, длиной до щиколотки и ниже. Прямые, с длинными разрезами. Летящие, широкие, скроенные по косой. Юбки в складку, также по косой. В конце XX столетия стало модным надевать юбки поверх брюк.

Слайд 4

Современная юбка может исполняться в различных вариантах кроя. Прямая юбка. Для нее характерны шлица и прорезные карманы, иногда - вертикальная застежка по всей длине. Как правило, однотонная или с едва заметным классическим рисунком (типа клетки, полоски). Юбка, присбореная на талии. Ее часто делают с прорезными карманами. Обычно шьют из пестрых, набивных тканей. Юбка с бантовой (или встречной) складкой. Прямая, с прорезными карманами, однотонная или в классическую клетку.

Слайд 5

Юбка - фаворитка моды

Слайд 6

В творчестве современных дизайнеров она занимает особое место

Слайд 7

Чертёж основы юбки

Слайд 8

Последовательность построения чертежа основы конструкции прямой юбки Наименование отрезков и точек Условное обозначение Расчётная формула Базисная сетка 1 Ширина сетки Т Т1 Сб + Пб 2 Длина сетки Т Н Ди 3 Расстояние до линии бёдер Т Б 16 см 4 Положение бокового шва Т Т2 Б Б1/2 5 Местоположение вытачек Т Т3 = Т Т4 0,4 Т Т2 Построение вытачек 6 Суммарный рствор вытачек по линии талии  В (Сб + Пб) - (Ст + Пт) 7 Положение задней вытачки Т Т3 Т Т2/2 раствор  В/3 длина на чертеже 8 Положение боковой вытачки Т Т2 Т Т1/2 раствор  В/2 длина на чертеже 9 Положение передней вытачки Т1 Т4 0,4 Т1 Т2 10 Подъём бокового шва 1см Оформить с помощью лекала Инструкционная карта



Предварительный просмотр:


888884444М


Тема занятия.

Конструирование основы прямой юбки.

Цель. Построить чертёж основы юбки в М 1:4 на стандартный размер.

Задачи.

  1. Научить читать чертёж, построить чертёж без применения инструкционной
    карты.
  2. Развивать конструкторское мышление, совершенствовать вычислительные
    навыки.
  3. Воспитывать внимание, самоконтроль, взаимоконтроль и аккуратность.

Оборудование, наглядные пособия.

Таблицы, готовое изделие, шаблоны, трафареты, чертёжные принадлежности, кодоскоп.

Оформление доски.

Таблица        Тема занятия        Кодоскоп        Готовое

Сетка чертежа    Критерии оценки        изделие

Чертёж основы        юбка

Структура занятия.

  1. Организационный момент - 1 мин.
  2. Повторение пройденного материала - 5 мин.
  3. Сообщение технико-технологических сведений - 15 мин.
  4. Вводный инструктаж - 5 мин. Критерии оценки.
  5. Практическая работа - 50 мин.
  6. Закрепление знаний и умений - 5 мин.

Ход занятия.

1.        Организационный момент:

  • проверка готовности ученика к работе;
  • сообщение цели, темы, задач.

Учитель. Вы должны научиться читать чертёж построения прямой юбки и построить его без инструкционной карты. Необходимо быть внимательными, чертёж выполнять аккуратно и точно.

2.        Повторение пройденного материала.

Учитель. Что такое чертёж?

Ответ. Чертёж - графическое изображение предмета на бумаге в натуральную величину, в уменьшенном или увеличенном виде. Вопрос. Что такое масштаб? Как он обозначается и записывается?


Ответ. Масштаб - число, которое указывает - во сколько раз уменьшен или

увеличен предмет. Обозначается буквой «М» и записывается соотношением

чисел.

Вопрос. На что указывает масштаб 1:4?

Ответ. Натуральная величина уменьшена в четыре раза.

Вопрос. Как обозначают точки на чертеже? Приведите пример обозначения

точек на отрезке ТТ1.

Ответ. Точки на чертеже обозначаются буквами русского алфавита с

порядковым номером. Например: Т2, ТЗ, Т4.

Учитель. На чертеже вы видите условные обозначения: (крестик) и (знак

равно). Что они обозначают? Назовите отрезки.

Ответ. Крестик - знак деления на равные части. Отрезок ТТ1 разделён

пополам.

Знак «равно» обозначает равенство отрезков ТТЗ=Т1Т4.

3. Сообщение технико-технологических сведений.

Учитель. Чертёж основы юбки строится на основе сетки чертежа. Сетка -

это план чертежа, полученный от пересечения горизонтальных и

вертикальных линий. Вы знаете, что юбка - это поясное изделие, находится

на талии. Назовите горизонтальные конструктивные линии.

Ответ. ТТ1 - линия талии, ББ1 - линия бёдер, НН1 - линия низа.

Вопрос. Какую геометрическую фигуру представляет сетка?

Ответ. Прямоугольник.

Учитель. ТТ1 - ширина сетки, ТН - длина сетки. Если известна длина и

ширина, то как построить прямоугольник?

Ответ. Из точки Т1 опустить перпендикуляр. На пересечении с

горизонталью из точки Н, поставить точку HI.

Вопрос. Как построить отрезок ББ1?

Ответ. От точки Т вниз отложить 16 см., поставить точку Б и от неё провести

горизонтальную линию параллельно ТТ1 до линии Т1Н1, поставить точку Б1.

Учитель. Снимая мерки обхвата фигуры, вы записывали половину, так как

чертёж строится на половину фигуры. Данная юбка состоит из двух деталей:

заднего и переднего полотнищ. По законам конструирования заднее

полотнище находится слева, а переднее - справа. Как построить Т2Н2?

Ответ. Из знака деления опустить перпендикуляр до НН1 и поставить точку

Н2.

Учитель. Т2Н2 - это местоположение бокового шва. Фигура у нас объёмная, поэтому существует разница между размерами бёдер и талии, то есть на талии необходимо убрать излишки ткани в вытачки. Значит, на сетке чертежа надо построить отрезки местоположения вытачек. Вытачки, задняя и передняя, находятся на равном расстоянии от линий середины ТН и Т1Н1. От точки Т на отрезке ТТ2 отложить величину, равную по формуле (указать на чертеже) 10,8 см. - поставить точку ТЗ. Как закончить построение отрезка ТЗБЗ?


Ответ. Из точки ТЗ опустить перпендикуляр до линии бёдер и поставить

точку БЗ.

Вопрос. Какому отрезку равен отрезок ТТЗ?

Ответ. Т1Т4.

Вопрос. Как построить отрезок Т4Б4?

Ответ. От точки Т1 отложить 10,8 см. и поставить точку Б4.

Вопрос. Сколько предполагается вытачек? Назовите их местоположение.

Ответ. Три вытачки. Их местоположение - отрезки Т2Б2, ТЗБЗ, Т4Б4.

Учитель. Назовите все вертикальные конструктивные линии.

Ответ. ТН - линия середины заднего полотнища;

Т1Н1 - линия середины переднего полотнища;

Т2Н2 - местоположение бокового шва;

ТЗБЗ, Т4Б4 - местоположение задней и передней вытачек.

4. Вводный инструктаж.

Учитель. Практическую работу вы будете выполнять в три этапа. Первый

этап - построение сетки чертежа. На что обратить внимание в этой работе?

Ширина равна по формуле: Сб +П6. Где найти величину Сб и чему она

равна? Пб=2 см. Чему равна ширина сетки?

Ответ. Величина Сб в мерках равна 45 см. Ширина сетки равна 47 см.

Учитель: Длина сетки ТН равна длине изделия. Чему равна длина сетки?

Ответ. 50 см.

Вопрос. ТБ =16 см., а чему равны отрезки ТТЗ и Т1Т4? Посмотрите в

расчёты.

Ответ. 10,8.

Учитель. Чертёж вы будете выполнять в масштабе 1:4 с помощью

масштабной линейки, на которой все величины уже уменьшены в 4 раза.

Критерии оценки.

  1. Выполнение чертежа в соответствии со стандартом.
  2. Аккуратность в выполнении чертежа.
  3. Точность построения чертежа.
  4. Затраты времени.

Учитель. Какие вопросы будут по построению сетки чертежа? Всё понятно? Приступайте к выполнению работы. На выполнение первого этапа вам отводится 10 минут. Первый обход учащихся:

  • индивидуальный инструктаж;
  • замечания;
  • предварительный контроль и учёт.

Подведение итогов первого этапа.

Учитель. Наложите на чертёж трафарет №1 для проверки своей работы. Проверьте соответствие конструктивным линиям.


Построение чертежа основы юбки.

Учитель. Чтобы построить чертёж основы юбки, необходимо рассчитать

сумму вытачек. Сколько вытачек будет на чертеже?

Ответ. Три.

Вопрос. Сколько вытачек будет на юбке?

Ответ. Шесть.

Учитель. Сумма вытачек записывается знакомив и рассчитывается по

формуле: ТТ1-(Ст+1). Чему равна сумма вытачек?

Ответ. 12 см.

Учитель. Каждая вытачка имеет раствор и глубину. Раствор боковой

вытачки равен2В:2, задней -£В:3, передней -2В:6. Глубина вытачек тоже

разная. Глубина боковой вытачки - до линии бёдер, глубина задней меньше

на 3 см, передней - на 6 см.

Скажите, чему равен раствор боковой вытачки?

Ответ. £ В:2=6 см.

Учитель. Раствор вытачки равен 6 см, а знак деления делит вытачку

пополам. Сколько от точки Т2 следует откладывать в обе стороны?

Ответ. 3 см.

Учитель. Отточки Т2 откладываем по 3 см и соединяем с точкой Б2. После

построения боковой, какую вытачку вы будете строить?

Ответ. Заднюю.

Учитель. Обратите внимание, что ТЗБЗ делит вытачку пополам, а вершина

её находится на расстоянии 3 см от линии бёдер. Как построить заднюю

вытачку?

Ответ. От точки ТЗ в обе стороны отложить по 3 см и соединить полученные

три точки.

Вопрос. Как построить переднюю вытачку?

Ответ. От точки Т4 отложить в обе стороны по 1 см. От точки Б4 - вверх 6

см и соединить три точки.

Учитель. Теперь надо оформить боковую вытачку. Обе стороны вытачки

продолжить на 1 см. Фигура имеет выпуклость по линии бёдер, поэтому

стороны боковой вытачки нужно оформлять плавными выпуклыми линиями.

Для этого необходимо дополнительное построение: стороны вытачки

разделить пополам, из знака деления восстановить перпендикуляры по 0,5

см, соединить плавными выпуклыми линиями все точки. А теперь закончить

построение по линии талии. Левую сторону боковой вытачки соединить с

правой стороной задней вытачки. Правую сторону боковой вытачки

соединить с левой стороной передней.

Какие будут вопросы по построению чертежа юбки? Всё понятно? Приступайте к выполнению второго этапа. На эту работу вам отводится 25 минут. Не забывайте пользоваться лекалами.

Второй обход учащихся: - индивидуальный инструктаж;

  • проверка качества работы в соответствии с требованиями;
  • предварительные оценки успевающим ученицам.

Подведение итогов второго этапа.

Учитель. Наложите на чертёж для проверки своей работы трафарет №2. Проконтролируйте друг друга и поставьте оценки.

Учитель. А теперь приступайте к выполнению третьего этапа работы. Внимательно посмотрите на обводку чертежа в цвете и выполните эту работу самостоятельно. На эту работу - 5 минут.

Третий обход учащихся:

-        Контроль и учёт умений учащихся в карте учёта и контроля,
предусмотренных планом работы.

6. Закрепление знаний и умений.

Проверочная работа по вариантам с помощью шаблонов.

  1. вариант — обозначить конструктивные линии.
  2. вариант - обозначить на чертежах точки.

Подведение итогов работы:

  • оценка работы в соответствии с критериями;
  • сообщение оценок с комментариями.

Учитель. Поставьте оценки в дневник. Спасибо за работу. Приступайте к уборке рабочих мест. До свидания.




Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЮБКИ ЖЕНСКИЕ ТЕСТ

Слайд 2

Какая мерка определяет ширину юбки? полуобхват талии полуобхват бёдер длина изделия

Слайд 3

Как обозначаются точки на чертеже? буквами знаками цифрами

Слайд 4

Сколько боковых швов у юбки из шести клиньев? 6 4 2

Слайд 5

Сколько всего вытачек на прямой юбке? три шесть четыре

Слайд 6

Какой припуск даётся на подгибку низа прямой юбки? 5 см 3 см 4 см

Слайд 7

верно вопрос1 вопрос2 вопрос3 вопрос4 вопрос5 Закончить тест

Слайд 8

неверно вопрос1 вопрос2 вопрос3 вопрос4 вопрос5 Закончить тест

Слайд 9

запомните то, что вы сегодня узнали!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "Построение чертежа основы прямой юбки"

Этот урок предназначен для обучающихся 7 классов школ VIII вида.  Конспект данного урока поможет учителям технологии подробно дать детям знания об истории головных уборов, их классификации,...

Построение чертежа выкройки прямой юбки

Представленная презентация представляет собой пошаговую инструкцию построения чертежа выкройки прямой юбки....

Конспект урока "Построение чертежа основы прямой юбки" с презентацией.

Конспект  урока по конструированию  прямой  юбки  в 6-х  (7-х) кл. с применением ИКТ....

Методическая разработка по теме: «Принципы построения чертежа основы поясных изделий. Построение базисной сетки чертежа основы прямой юбки на типовую фигуру».

Правила и последовательность построения прямой юбки. Методическая разработка по предмету  "Коструирование и моделирование изделий одежды в соответствии с эскизом"....

План-конспект интегрированного урока по профессионально-трудовому обучению (швейное дело,7 класс). "Снятие мерок для построения чертежа основы прямой юбки".

Реализация общеобразовательной, коррекционно-воспитательной и практической задач по ПТО осуществляется в тесной связи с преподаванием других учебных предметов. Каждый учитель коррекционной школы...