РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "Оч.умелые ручки"
методическая разработка по технологии на тему

Британ Инна Владимировна

Программа кружка «Оч.умелые ручки» для детей 11-13 лет разработана на основе авторской программы Британ И.В., в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программой начального общего образования.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon och.umelye_ruchki.doc226 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №5

 МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ АБИНСКИЙ РАЙОН

                                               

                   

  РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Тип программы: ориентирована на достижение результатов по конкретным видам внеурочной деятельности

кружок

«Оч. умелые ручки»

Срок реализации программы: 2 года

Возраст обучающихся 11-13 лет

                                                                             

                                                                           

                                                              Составитель:

Инна Владимировна Британ,

учитель технологии

                 

п. Ахтырский

2013 год

  1.  Пояснительная записка.    

                   

XXI век – век высоких технологий. Это стало девизом нашего времени. В современном мире знания о технологии различных процессов, культура выполнения технологических операций приобретают все большее значение. Вводить человека в мир технологии необходимо именно в детстве, начиная с начальной щколы.

 В разработанной программе в сравнении с известными аналогами расширено содержание обучения трудовой деятельности. В программе предполагается использование индивидуальных и групповых форм обучения.

Актуальность данной программы заключается в том, что занятия по программе «Оч.умелые ручки» помогают личности открыть в себе творческие способности, почувствовать постоянное желание заниматься рукоделием, развить технологическую, коммуникативную, социальную компетенции; освоить формирование самостоятельных навыков и методов исследовательской работы; способствует развитию самопознания, пониманию индивидуальных особенностей других людей.

  Программа кружка «Оч.умелые ручки» для детей 11-13 лет разработана на основе авторской программы Британ И.В., в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной пррограммой начального общего образования.  

Программа  является целостным интегрированным курсом,  включает основы художественного изображения, учитывает психологические  закономерности  формирования  общих трудовых и специальных знаний и умений, а также учитывает возрастные и психологические  особенности учащихся младшего школьного  возраста.   

  Необходимость составления рабочей программы обусловлена внедрением в учебный процесс Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а так же особенностью организации учебного процесса в школе.

  • Цель и задачи курса «Оч.умелые ручки»

 Цель программы состоит в том, чтобы дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в декоративно-прикладном искусстве.
Активная  творческая деятельность учащихся обеспечивается интеграцией уроков искусства и художественного труда на основе народных традиций путем раскрытия разнообразных  связей искусства с жизнью.
       Учащиеся  учатся видеть и ценить мир. Учатся понимать традиции и особенности своего края, получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя  рисунки и эскизы, простейшие чертежи и схемы, инструкционные и технологические карты, использовать различные источники информации, в том числе и сеть Интернет.
 

       Основные  задачи курса: 

  • научить делать различные поделки в разных техниках  и использовать их для игровых ситуаций, обогащая игровой опыт детей;
  • развивать конструктивное мышление и сообразительность;
  • прививать настойчивость в достижении цели;
  • обогащать и активизировать словарный запас;
  • вырабатывать навыки пользования чертежными и измерительными инструментами;
  • формировать умение работать ножницами, иглой;
  • научить экономному и разумному использованию материалов;
  • тренировать внимание, память, координацию движений, воображение;
  • создать ситуацию успешности и положительного взаимоотношения в группе;
  • учить самоанализу и умению оценить чужие успехи;
  • способствовать формированию образного мышления, творческого воображения.

  • Методы и формы

Особенностью программы заключается в том, что она обеспечивает изучение курса через осмысление младшим школьником деятельности человека на земле. Человек при этом рассматривается как мастер, создатель духовной культуры и творец рукотворного мира. Усвоение содержания происходит на основепродуктивной деятельности. Формирование конструктивно-технологических знаний и умений приоисходит в процессе работы с технологической картой.

Все эти особенности отражены в содержании основных разделах – «Мастер Шишка», «Мастер Клубок», «Мастерица Бумага», «Мастер Пластилин», «Мастерица Ткань», «Мастер Пластик». В программе как особый элемент представленна проектная деятельность и средство для ее реализации – технологическая карта. Технологическая карта помогает учащимся выстроить технологический процесс, осваивать способы  и приемы работы с материалами и инструментами. На занятиях реализуется принцип: от деятельности под контролем учители к самостоятельному выполнению проекта.

Особое внимание в программе отводится практическим работам, при выполнении которых учащиеся:

  • Знакомятся с рабочими технологическими операциями, порядком их выполнения при изготовлении изделия, учатся подбирать необходимые материалы и инструменты;
  • Овладевают отдельными технологическими операциями (разметкой, раскроем, сборкой, отделкой и др.);
  • Знакомятся со свойствами материалов;
  • Учатся экономно расходовать материалы;
  • Осваивают проектную деятельность (учатся определять цели и задачи, составлять план, выбирать средства и способы деятельности, распределять обязанности в паре и группе, оценивать результаты, корректировать деятельность).

  • Особенности программы

Срок реализации программы – 2 года  Занятия проходят во внеурочное время один раз в неделю.

   Продолжительность занятий строится из расчёта 34 часа (по одному часу в неделю).

         По ходу занятий обучающиеся посещают музеи, выставки,  обсуждают особенности исполнительского мастерства профессионалов, знакомятся со специальной литературой, раскрывающей секреты творческой работы.

        Итоги занятий  подводятся в форме постоянных выставок в конце каждого занятия, а также отчётной выставки  с приглашением родителей детей, друзей, педагогов.

Описание ценностных ориентиров содержания курса

            

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.  

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма  одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России,  народу, в осознанном желании служить Отечеству.


 

  1. Учебно-тематический план

1год обучения (1 час в неделю) – 34 часа

Темы

Всего час

Количество часов

Характеристика деятельности обучающихся

п/п

Ауди

тор

ные

Прак

тика

Вне

аудитор

ные

I. Вводное занятие. Техника безопасности. (1 час)

1

Вводное занятие. Техника безопасности

1

0,5

-

0,5

Осуществлять поиск необходимой информации (задавать вопросы о круге интересов  и отвечать на них). Анализировать, отбирать, обобщать полученную информацию.

II. Мастер Шишка (работа с природным материалом). (5 часов)

2

Экскурсия в сквер. Заготовка природного материала. Правила хранения природного материала.

1

-

-

1

Исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять природные материалы – их виды и свойства. Осваивать правила сбора и хранения природных материалов. Соотносить природныематериалы по форме и цвету с реальными объектами. Выпорнять практическую работу из природных материалов: собирать материал, высушивать под прессом и создавать аппликации и сувениры.  

3-4

Сувениры из шишек

2

0,5

1,5

-

5-6

Аппликация «Ваза с цветами»

2

1

1

-

III. Мастер Клубок (работа с нитками). (5 часов)

7

Волшебный мир ниток.

1

1

-

-

Исследовать виды ниток и определять с помощью преподавателя их назначение. Исследовать способы изготовления сувениров и поделок из ниток. Контролировать и корректировать последовательность выполнения работы. Оценивать работу по заданным критериям. 

8

Подвеска «Гномик»

1

-

1

-

9-10

«Цеплята из ниток»

2

-

2

-

11

Коллективная работа. Проект панно «Смешарики»

1

-

1

-

IV. Мастерица Бумага (работа с бумагой). (5 часов)

12

Бумажный мир.

1

1

-

-

Исследовать наблюдать, сапостовлять, сравнивать свойства бумаги, определть виды бумаги по цвету и толщинке. Осваивать приемы работы с бумагой. Планировать и осущесвлять работу в группах над проектом. Выполнять различного вида аппликации. Оценивать свою работу.

13

Аппликация из рваной бумаги

1

-

1

-

14-15

Коллективная работа.Проект  панно «Город мастеров»

2

-

1,5

0,5

16

Изготовление поздравительной открытки

1

-

1

-

V. Мастер Пластилин (работа с пластилином). (6 часов)

17

Вкусный натюрморт

1

0,5

0,5

-

Осваивать способы и правила работы с пластичными материалами. Анализировать изделие, планировать последовательность его изготовления с опорой на слайдовый план. Корректировать изготовление изделия. Составлять план работы над изделием.

18-19

Веселый воробей на подсолнухе

2

-

1,5

0,5

20

Шустрая ящерица

1

-

1

-

21-22

Аист на крыше

2

-

1,5

0,5

VI. Мастерица Ткань (работа с тканью). (5 часов)

23

Что мы знаем о тканях?

1

1

-

-

Исследовать виды, свойства и состав тканей. Определять по внешним признакам вид тканей из натуральных волокон. Осваивать вышивку крестом. Использовать схемы вышивки. Применять и соблюдать правила при работе с иглой, организовывать рабочее место. 

24-27

Вышитый платочек

4

1

2,5

0,5

VII. Мастер Пластик (работа с бросовым материалом). (5 часов)

28

Человек и окружающая среда

1

-

-

1

Находить и отбирать информацию о защите  окружающей среды.Составлять рассказ по полученной информации и на основе собственного опыта. Знать свойства и особенности пластиковых изделий. Выбирать для изготовления изделия план, контролировать и корректировать выполнение изделия по этому плану. Оценивать качество выаполнения работы.

29

Лилия

1

-

1

-

30-31

Панно «Гроздь винограда»

2

-

2

-

32

Цветок из ватных дисков

1

-

1

-

VII. Отчетная выставка  мастеров (2 часа)

33-34

Отчетная выставка мастеров

2

1

1

-

Находить и отбирать лучшие работы. Знать особенности изготовления выстовочных экспонатов. Оценивать качество выаполнения работы.

ИТОГО

34

7,5

22

4,5

Учебно-тематический план

2 год обучения (1 час в неделю) – 34 часа.

Темы

Всего час

Количество часов

Характеристика деятельности обучающихся

п/п

Ауди

тор

ные

Прак

тика

Внеауди

тор

ные

I. Вводное занятие. Техника безопасности. (1 час)

1

Вводное занятие. Техника безопасности

1

0,5

-

0,5

Обобщить знания о материалах и их свойствах; инструментов и правилах работы с ними, пройденными ранее. Анализировать, отбирать, обобщать полученную информацию.

II. Мастер Шишка (работа с природным материалом). (5 часов)

2

Экскурсия в сквер. Заготовка природного материала. Правила хранения природного материала.

1

-

-

1

Осваивать способы подготовки изаготовки природного материала. Наблюдать и исследовать его свойства. Составлять компазицию, подбирать материал по цвету, размеру. Анализировать план работы, заполнять технологическую карту. Выполнять раскрой деталей по шаблону. Соотносить этапы работы с технологической катрой.

3-4

Панно «Подводный мир»

2

0,5

1,5

-

5-6

Флористический пейзаж. Самостоятельная работа.

2

0,5

1

0,5

III. Мастер Клубок (работа с нитками). (5 часов)

7

История художественной культуры русского народа и нитяной графики, изонити, ниточного дизайна.

1

0,5

-

0,5

Знать виды ниток и определять их назначение.Осваивать технику «изонить». Создавать  изделия, украшенные в технике «изонить»: анализировать образец изделия, определять необходимые материалы и инструменты для его выполнения, переносить рисунок орнамента с помощью копировальной бумаги, подбирать цвета ниток, применять правила работы иглой, ножницами. Составлять план изготовления изделия, контролировать и корректировать работу.

8-9

Техника изонити. Основные приемы работы в технике изонити.

2

1

1

-

10-11

Изготовление закладки

2

-

2

-

IV. Мастерица Бумага (работа с бумагой). (5 часов)

12

Квиллинг. Материалы и принадлежности.

1

1

-

-

Осуществлять самостоятельный поиск необходимой информации. Анализировать с помощью учителя способы изготовления изделий в технике квиллинг, выделять этапы работы. Осваивать технологию изготовления работ в технике квиллинг. Использовать приемы работы с бумагой и ножницами. Корректировать изготовление изделия. Составлять план работы над изделием.

13

Изготовление основных деталей.

1

-

1

-

14

Коллективная работа. Изготовление панно «Прекрасная весна»

3

-

3

-

V. Мастер Пластилин (работа с пластилином). (5 часов)

17

Панно из пластилина. Знакомство принципами работы.

1

1

-

-

Организовывать рабочее место. Осваивать способы и правила работы с пластичными материалами. Анализировать изделие, планировать последовательность его изготовления с опорой на слайдовый план. Корректировать изготовление изделия. Составлять план работы над изделием.

18

Перенесение рисунка на прозрачную основу.

1

-

1

-

19-21

Подбор цветовой гаммы. Нанесение пластилина на прозрачную основу.

3

-

3

-

VI. Мастерица Ткань (работа с тканью). (6 часов)

22

Оберег. Символика оберегов.

1

1

-

-

Анализировать и различать разные  виды ткиней и волокон. Осуществлять разметку по шаблону.Определять необходимые материалы и инструменты. Применять правила безопасной работы с ножницами, иглами.Выполнять работу по плану. Подбирать цвета для композиции. Осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль.  

23-24

Ангелочек

2

-

2

-

25-26

Куколка-колокольчик

2

-

2

-

27

Хозяйка

1

-

1

-

VII. Мастер Пластик (работа с бросовым материалом). (5 часов)

28

Мастер Пластик и числая планета

1

0,5

-

0,5

Осваивать технологию создания поделок из подручного материала. Соотносить последовательность изготовления изделия с текстовым или слайдовым планом.Заполнять технологическую карту. Подбирать из подручных средств материалы для изготовления изделия. Оформлять компазицию. Контролировать и корректировать последовательность выполнения работы. Оценивать работу

29-30

Комнатные цветы из пластиковых бутылок

2

-

2

-

31-32

Коллективная работа.

Проект «Мозаичное панно «Город мастеров»

2

-

2

-

VIII. Отчетная выставка  мастеров (2 часа)

33-34

Отчетная выставка мастеров

2

1

1

-

Находить и отбирать лучшие работы. Знать особенности изготовления выстовочных экспонатов. Оценивать качество выаполнения работы.

ИТОГО

34

7,5

23,5

3

  1. Содержание программы «Оч.умелые ручки»

Содержание курса

Программа включает в себя предметные линии, охватывающие все направления взаимодействия человека с окружающим  миром, с учётом психофизиологических  особенностей развития детей младшего школьного возраста.

Каждая линия  представляет собой независимую единицу содержания технологического образования и включает  информацию о видах и свойствах определённых материалов, видах изобразительного искусства и другую информацию, направленную на достижение определённых дидактических целей. 

По каждой линии определено  содержание теоретических сведений, практических работ и объектов труда, обеспечивающих усвоение школьниками начального опыта  различных видов деятельности.

Первый год обучения (34 ч.)

Первый год обучения направлен на удовлетворение интересов детей в приобретении базовых знаний и умений о простейших приемах и техниках работы с материалами и инструментами (пластилин, бумага и картон, природный материал и т.д.), знакомство с историей данных видов декоративно – прикладного искусства,  изготовление простейших  декоративно – художественных изделий, учатся организации своего рабочего места.

I. Введение: правила техники безопасности

Знакомство с основными направлениями работы на занятиях; материалами и оборудованием; инструктаж по правилам техники безопасности.

II. Мастер Шишка (работа с природным материалом).

Аппликации, мозаика и объемные композиции из природного материала. Особенности применения природных материалов для создания аппликации из модифицированных форм растений, мозаики, объемных изделий; приемы их подготовки к работе. Сбор и засушивание растений. Особенности засушивания цветов. Хранение растений. Материалы и приспособления, применяемые при работе с природным материалом. Знакомство с понятием флористика, сувенир, композиция. Цветовой круг. Приемы соединения между собой еловых и сосновых шишек.

Практическая работа: выполнение творческих работ в технике «пресованная флористика», сувениров из шишек.

III. Мастер Клубок (работа с нитками)

Историческая справка о появлении пряжи.  Знакомство с профессией прядильщицы. Различные варианты испольлзования пряжи в декоративно-прикладном творчестве.

Практическая работа: выполнение творческих работ объемных, плоскостных.

IV. Мастерица Бумага (работа с бумагой).

Историческая справка о создании бумаги. Возможности применения бумаги. Знакомство с разными техниками аппликации, а также с различными материалами, используемыми в данном виде прикладного искусства. Знакомство с техникой обрывной аппликации, в работе над которой большое значение имеет сторона, по которой обрывается бумага. В технике «вырезанная аппликация» дети осваивают приём работы с ножницами разной величины, учатся получать плавную линию. Знакомство с другими материалами, например с засушенными цветами и травами, что будет способствовать развитию художественного вкуса, умения видеть различные оттенки цвета и особенности фактуры.

Практическая работа: выполнение творческих работ в технике бумажной пластики.

V. Мастер Пластилин (работа с пластилином).

Историческая справка о пластилине. Виды пластилина, его свойства и применение. Материалы и приспособления, применяемые при работе с пластилином. Разнообразие техник работ с пластилином. Знакомство с понятием натюрморт. Закрепление знаний о колорите осени. Создание выразительного образа посредством объема и цвета. Анализ свойств используемых в работе материалов и применение их в работах. Особенности построения композиции.

Практическая работа: выполнение объемных творческих работ.

VI. Мастерица Ткань (работа с тканью).

Общие сведения о производстве ткани. История вышивки крестом. Орнаменты свойственные кубанской вышивке. Народные традиции. Знакомство с различными образцами кубанской вышивки. Необходимые материалы и инструменты. Технология выполнения вышивки крестом. Знакомство с понятием «канва», «пяльцы».  Подбор материалов для изготовления платочка.

Практическая работа: освоение безопасных приёмов работы со швейной иглой; выполнение творческой работы «вышитый платочек».

VII. Мастер Пластик (работа с бросовым материалом).

Понятие о необходимости беречь природу. Способы вторичного использования различных материалов (пластиковых бутылок, одноразовых ложек и др.). Необходимые материалы и инструменты.  Подбор материала для изготовления работ.

Практическая работа: освоение безопасных приемов работы, выполнения творческих работ «Лилия», «Цветок из ватных дисков» и др.

VIII. Отчетная выставка  мастеров.

Понятие о офорлении выставочных экспонатов. Основные правила размещения экспонатов, единый стиль, тема.

 Практическая работа: оформление работ, подбор работ по тематике, композиционному решеню.

                                                Второй год обучения (34ч.)                                                                                                       

Второй  год обучения направлен  на обучение учащихся проектной деятельности: разрабатывать  замысел, искать пути его реализации, воплощать его в изделии, демонстрировать как в собственной творческой деятельности, так и в работе малыми группами.

I. Введение: правила техники безопасности

Знакомство с основными направлениями работы на занятиях; материалами и оборудованием; инструктаж по правилам техники безопасности.

II. Мастер Шишка (работа с природным материалом).

Сбор и засушивание растений. Особенности засушивания цветов. Хранение растений. Материалы и приспособления, применяемые при работе с природным материалом. Знакомство с понятием флористика,  композиция, натюрморт, пейзаж. Цветовой круг. Правила и приемы подготовки материала к работе, приемы работы и правила безопасного труда. Правила и приемы организации рабочего места для флористических работ. Технологии изготовления сюжетных и орнаментных аппликаций из засушенных растений.

Практическая работа: упражнения  на копирование рисунка. Разработка и выполнение индивидуальных и групповых творческих работ в технике «пресованная флористика».

III. Мастер Клубок (работа с нитками)

История художественной культуры русского народа и нитяной графики, изонити, ниточного дизайна. Знакомство с работами мастеров родного поселка. Профессия вышивальщица. Техника изонити. Основные приемы работы в технике изонити. Заполнение угла. Заполнение окружности Заполнение дуги. Последовательность выполнения работы и оформление закладок для книг. Основы цветоведения. Понятие композиции.

Практическая работа: изготовление закладки. Рисунок в технике основного приема изонити: заполнение угла

IV. Мастерица Бумага (работа с бумагой).

Искусство квиллинг. Виды бумаги специального назначения и их свойства: твердость, упругость, электропроводность, жиро- и водопроницаемость.

Профессии, связанные с производством и обработкой бумаги и картона.

Необходимые материалы и инструменты. Знакомство с техникой квиллинга.

Основные детали. Выполнение эскиза, прорабатывание деталей к эскизу.

Организация рабочего места для изготовления изделий в технике квиллинг.

Технологии изготовления изделий в технике квиллинг.

Практическая работа: разработка и изготовление коллективных творческих работ в технике квиллинг.

V. Мастер Пластилин (работа с пластилином).

Техника пластилинография на прозрачной основе.  Способы смешивания цветов пластилина, получение новых цветов. Технология создания панно. Наглядная демонстрация готовых изделий.

Практическая часть. Проект. Подбор эскиза  для работы.  Нанесение рисунка на основу. Окончательное оформление готовой работы.

VI. Мастерица Ткань (работа с тканью).

Профессии, связанные с производством и обработкой текстильных материалов. Оберег -  как субъект культуры и истории. Традиционные обереги.  Материалы и инструменты. Основные правила пр  изготовлении оберегов. Обереги жителей Кубани.

Практическая часть: Освоение основных приемов выполнения оберегов. Выполнение индивидуальных творческих работ.  Презентация готовых работ.

VII. Мастер Пластик (работа с бросовым материалом).

Понятие о необходимости беречь природу. Способы вторичного использования различных материалов (пластиковых бутылок, одноразовых ложек и др.). Необходимые материалы и инструменты.  Подбор материала для изготовления работ.

Практическая работа: освоение безопасных приемов работы, выполнения коллективных творческих работ «Комнатные цветы», мозаичное панно.

VIII. Отчетная выставка  мастеров.

Понятие о офорлении выставочных экспонатов. Основные правила размещения экспонатов, единый стиль, тема.

 Практическая работа: оформление работ, подбор работ по тематике, композиционному решеню.

  1. Планируемый результат:

На всех этапах обучения по данной программе учащиеся будут развивать внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию, улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе. Предполагается расширить кругозор учащихся, познакомить с видами ДПИ, национальной вышивки, с обычаями оформления интерьера, вызвать интерес к профессии вышивальщицы, дизайнера, мастера - ремесленника, художника-оформителя, воспитывать интерес к истокам народной культуры, стремление возродить забытые традиции, связанные с украшением интерьера помещения.

Предполагается, что полученные знания, умения, навыки, учащиеся будут применять в повседневной жизни.

Данный курс является одним из источников познавательного и нравственного развития учащихся.

Ожидаемые результаты:

  В основу изучения кружка  положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности   оцениваются  по двум уровням.

 Первый уровень результатов (первое полугодие первого года обучения) — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями  как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

В результате изучения программы ученик должен 

  • знать: 
  • роль трудовой деятельности в жизни человека;
  • правила безопасности труда и личной гигиены;
  • правила сбора растений и приёмы хранения их в зимнее время с учётом природных особенностей
  • уметь: 
  • выполнять инструкции, несложные алгоритмы при решении учебных задач;
  • соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении и сборке изделия;
  • изготавливать изделия из доступных материалов по образцу, рисунку, схеме, чертежу, выбирать материалы с учётом их свойств, определяемым по внешним признакам.

Второй уровень результатов (второе полугодие первого года обучения) — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

          Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть   в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

 В результате изучения программы ученик должен 

  • знать: 
  • правила безопасности труда и личной гигиены;
  • виды стежков и швов;
  • приёмы стилизации в лепке;
  • композиционную основу орнамента,
  • уметь: 
  • изготавливать изделия из доступных материалов по образцу, рисунку, схеме, чертежу, выбирать материалы с учётом их свойств, определяемым по внешним признакам;
  • соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении и сборке изделия;
  • осуществлять декоративное оформление и отделку изделий;
  • выполнять разные виды швов по мотивам народной вышивки;
  • выполнять рельефные и объёмные многофигурные композиции из пластилина;
  • изготавливать изделия из природного материала  на основе простейших приёмов технологии;
  • выражать своё эмоционально-эстетическое отношение к рассматриваемому произведению искусства, чувствовать гармоничное сочетание цветов в окраске, очертаниях и форме предметов;
  • правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции, конструктивное строение, цвет.
  • решать художественно-творческие задачи на повтор, вариацию, импровизацию в декоративной работе.

     Третий уровень результатов (2 год) — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

В результате изучения программы ученик должен 

  • знать: 
  • роль трудовой деятельности в жизни человека;
  • влияние технологической деятельности человека на окружающую среду и здоровье;
  • правила безопасности труда и личной гигиены;
  • виды стежков и швов;
  • приёмы стилизации в лепке;
  • композиционную основу орнамента,
  • правила сбора растений и приёмы хранения их в зимнее время с учётом природных особенностей;
  • область применения и назначения инструментов, различных машин, технических устройств (в том числе компьютеров);
  • приёмы смешивания красок для получения разнообразных тёплых и холодных оттенков;
  • композиционные основы орнамента (ритмические узлы; связь декора с материалом, формой и назначением художественного предмета);
  • правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов.
  • уметь: 
  • выполнять инструкции, несложные алгоритмы при решении учебных задач;
  • осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности, осуществлять контроль за её ходом и результатами;
  • изготавливать изделия из доступных материалов по образцу, рисунку, схеме, чертежу, выбирать материалы с учётом их свойств, определяемым по внешним признакам;
  • соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении и сборке изделия;
  • создавать модели несложных объектов из деталей конструктора и различных материалов;
  • осуществлять декоративное оформление и отделку изделий;
  • выполнять разные виды швов по мотивам народной вышивки;
  • использовать простейшие выкройки для изготовления изделий;
  • выполнять рельефные и объёмные многофигурные композиции из пластилина;
  • изготавливать изделия из природного материала  на основе простейших приёмов технологии;
  • выражать своё эмоционально-эстетическое отношение к рассматриваемому произведению искусства, чувствовать гармоничное сочетание цветов в окраске, очертаниях и форме предметов;
  • правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции, конструктивное строение, цвет.
  • в работе над рисунком соблюдать целостное восприятие предмета: намечать главные пропорции, строение предмета, уметь сравнивать рисунок с изображаемым предметом;
  • разрабатывать эскиз изделий и выполнять изделие по эскизу на основе кубанских традиций;
  • решать художественно-творческие задачи на повтор, вариацию, импровизацию в декоративной работе.
  1. Формы и виды контроля.

Результативность и  целесообразность работы по программе «Город мастеров» выявляется в проведении постоянных выставках достижений учащихся.  Постоянные выставки проходят в конце каждого занятия – промежуточный контроль. В конце учебного года проходит отчетная выставка с прглашением родителей и друзей учащихся – итоговый контроль.

  1. Методические рекомендации.

Значимым моментом при работе с детским объединением является воспитательная работа. Главным звеном этой работы является создание и укрепление коллектива. Этому способствуют выполнение коллективных работ, работы в малых и больших группах.
Очень важны отношения в коллективе. Коллективная работа способствует не только всестороннему эстетическому развитию, но и формирование нравственных качеств ребят, обучает нормам достойного поведения. Одна из задач педагога- создать комфортный микроклимат. Дружный творческий коллектив не только помогает детям обогащать себя знаниями и умениями, но и чувствовать себя единым целым.
Похвала педагога за самостоятельное решение вопроса, постоянные поручения, беседы, а также помощь  товарищам дают уверенность в себе и чувство удовлетворения. Важно, чтобы учащиеся чувствовали ответственность за себя и за своих товарищей.
Большое значение придается на занятиях играм. В игре нередко возникают достаточно сложные ситуации, требующие от ребят нравственных решений и действий. Выполнять правила игры обязаны все, и дети чувствуют, что победа победе – рознь. В игре недопустимы оскорбления друг друга, грубость, нечестность. Они всегда ценят взаимопомощь, доброту, честность, поддержку, внимание и чуткость. Воспитательное значение игры трудно переоценить. Результативность занятий учащихся создается путем использования приема взаимооценок, путем формирования здоровой конкуренции, а также за счет воспитания личностной ответственности ребенка.

  1. Материально – техническое обеспечение образовательного процесса

№ п/п

Наименование объектов и средств материально – технического обеспечения

Количество

  1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

Для педагога:

1

Горичева В.С., Нагибина М.И. « Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина». Популярное пособие для родителей и педагогов – Ярославль: «Академия развития», 1998. – 192 с., ил. – (Серия: «Вместе учимся мастерить»).

1

2

Давыдова Г.Н. Пластилинография – 2. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2008. – 96с.

1

3

Давыдова Г.Н. Пластилинография. Анималистическая живопись. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2008. – 88с.

1

4

Серия «Мастер – класс на дому». Фигурки из соленого теста. – М.: АСТ – ПРЕСС КНИГА, Ф49 2010. – 80с.: ил

1

5

Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2010.

1

6

Гульянц Э. К., Базик И. Я. Что можно сделать из природного материала. М., Просвещение, 1991 г.

1

7

Гусакова М. Л. Аппликация. М., Просвещение, 1987 г.

1

8

Еременко Т. И. Иголка – волшебница. М., Просвещение, 1988.

1

9

Кузьмина М. Азбука плетения. М., Легпромбытиздат, 1991

1

10

Конышева Н.М. Лепка в начальных классах. М., Просвещение, 1985.

1

11

Калугин М. А. После уроков. Ребусы, кроссворды, головоломки.- Ярославль: «Академия развития», 2006.

1

12

Неботова З. Л. Игрушка – самоделка. СПб., Лениздат, 1995

1

13

Перевертень Г. И. Самоделки из разных материалов. М., Просвещение, 1985

1

14

Щеблынин И. К., Романина В. И. Аппликационные работы в начальных классах. М., Просвещение, 1990

1

Для воспитанников:

1

Природный материал и ЭКОпластика. Журнал «Цветной мир» №4, 2008

7

2

Новикова И.В., Л.В. Бабулина. 100 поделок из природных материалов. Ярославль: «Академия развития», 2006.

7

3

Е.Супак. Гофрированный картон. Арт-Пресс, 2007

7

4

Е.Артамонова. Необычные сувениры и игрушки. Все уроки.ру. 2010

7

  1. Печатные пособия

1

Коллекция тематических таблиц

1

2

Демонстрационный и раздаточный материал

7

  1. Технические средства обучения

1

Оборудование рабочего места учителя

1

2

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц

1

3

Магнитная доска.

1

4

Персональный компьютер с принтером.

1

5

Мультимедийный проектор.

1

  1. Экранно-звуковые пособия

1

Видиофильмы (DVD диски) «Маски, шляпы, карнавальные костюмы своими руками», «Оригами».

2

  1. Оборудование класса

1

Стол учительский с тумбой, стул

1

2

Стол для персонального компьютера

1

3

Ученические столы двухместные с комплектом стульев

15 столов – 30 стулльев

4

Шкафы для хранения дидактических материалов, пособий, учебного оборудования

1

5

Демонстрационный шкаф

1

6

Демонстрационная подставка

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка "Очумелые ручки" (4 класс)

Программа разработана на основе учебника Б.М. Неменского "Искусство вокруг нас"...

Рабочая программа кружка «Умелые ручки".

Здесь вы сможете найти примернре планирование кружка "Умелые ручки " для учеников 1-4 классов....

Рабочая программа кружка "Умелые ручки"

Программа кружковой работы "Умелые ручки" направлена на развитие творческих способностей учащихся, расширению кругозора, индивидуальности. Программа расчитана для учащихся 5-6 классов, планирован...

Рабочая программа кружка «Умелые ручки»

Рабочая программа занятий «Умелые ручки» рассчитана на детей дошкольного возраста 6-7 лет, на 1 год, на 28 занятий, продолжительность занятия 30 минут...

Рабочая программа кружка Очумелые ручки

Рабочая программа кружка по художественно-эстетическому направлению ФГОС...

рабочая программу ВУД "Умелые ручки"

рабочая программу ВУД "Умелые ручки" 2017...

Рабочая программа кружка «Умелые ручки» 2019-2020гг.

Рабочая программа кружка «Умелые ручки»...