«Интеграция предметов технологии и эстетического цикла как средство развития творческого потенциала обучающихся».
статья по технологии на тему

В статье «Интеграция предметов технологии и эстетического цикла как средство развития творческого потенциала обучающихся» рассматриваются методы формирования творчески активной личности, способной к целостному взаимодействию с окружающим миром, в соответствии с индивидуальными способностями и возможностями. Одним из методических новшеств является концепция развития творческого потенциала по средствам интегрированного обучения.  Интеграция смежных дисциплин, имеющих один и тот же объект изучения, рассматривается как наиболее методически и педагогически обоснованная. В основе интеграции лежит близость содержания ведущих тем различных предметов и логических взаимосвязей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Интеграция предметов технологии и эстетического цикла как средство развития творческого потенциала обучающихся».

Автор Нагорнова Наталья Ивановна

Учитель технологии

МБОУ Лицей №12 г. Химки

В статье «Интеграция предметов технологии и эстетического цикла как средство развития творческого потенциала обучающихся» рассматриваются методы формирования творчески активной личности, способной к целостному взаимодействию с окружающим миром, в соответствии с индивидуальными способностями и возможностями. Одним из методических новшеств является концепция развития творческого потенциала по средствам интегрированного обучения.  Интеграция смежных дисциплин, имеющих один и тот же объект изучения, рассматривается как наиболее методически и педагогически обоснованная. В основе интеграции лежит близость содержания ведущих тем различных предметов и логических взаимосвязей.

Ключевые слова: образование, обучение, методика, труд, технология, интеграция, эстетика, творчество, личность, индивид, новшество, развитие.

In the article "Integration of Subjects of Technology and Aesthetic Cycle as Development Tool of Creative Potential of the students" considers methods of formation of creatively active personality, which is capable to interact with world around, according to individual abilities and opportunities. One of methodical innovations is the concept of development of creative potential in means of the integrated education. Integration of the adjacent subjects, which have the same object of studying, is regarded as the most methodically and pedagogically reasonable. The integration is based on the proximity of the leading themes of the content of various subjects and logical relationships.

Keywords: education, training, technique, work, technology, integration, esthetics, creativity, personality, individual, innovation, development.

Основные требования, предъявляемое к современному человеку это способность творчески мыслить, креативно действовать. Формирование творчески активной личности, способной к целостному взаимодействию с окружающим миром в соответствии с индивидуальными способностями и возможностями, является главной задачей педагогики. В связи с этими требованиями современная школа должна ориентироваться на создание благоприятных условий для развития ребенка как творческой личности.

В рамках решения поставленных задач образование столкнулось с необходимостью разработки новых методов и средств. Одним из таких методических новшеств явилось создание концепции с возможностями развития творческого потенциала в условиях интегрированного обучения. Интеграция обучения возможна на разных уровнях. Наиболее методически и педагогически обоснованной признана интеграция смежных дисциплин, имеющих один и тот же объект изучения.

Одно из направлений совершенствования обучения в школе – это организация и проведение интегрированных уроков, или уроков интегрированного содержания. Интегрированные уроки отличаются от традиционных использованием межпредметных связей, которые предусматривают лишь эпизодическое включение материала других предметов, в основе интегрированных уроков – близость содержания ведущих тем разных предметов и логических взаимосвязей. В интегрированных уроках объединяются блоки знаний по разным предметам, подчиненные одной теме.

В рамках предметов технология и эстетического цикла нами были проведены интегрированные уроки освещающие метопредметные связи между такими предметами как обслуживающий труд и английский язык, индустриальная технология и изобразительное искусство.

При интеграции обслуживающего труда с английским языком рассматривалась тема «Бутерброды». В ходе урока дети познакомились с историей бутерброда, продуктами из которых возможно приготовление (на английском языке), видами бутербродов (на английском языке), с технологией приготовления и ТБ. Далее дети поделились на бригады, выбрали капитанов, получили путем жеребьевки конверт с заданием и приступили к выполнению (приготовлению).

При интеграции индустриальной технологии с изобразительным искусством рассматривалась тема «Художественная обработка древесины». В ходе урока дети ознакомились с одним из видов художественной обработки древесины: наличники. Узнали историю наличников, назначение, виды рисунка и резьбы по дереву. Ознакомились с технологией изготовления. Далее приступили к изготовлению собственных эскизов.

В рамках этих уроков дети активно, участвовали на всех этапах образовательного процесса, озвучивали свои точки зрения, обменивались мнениями, своими впечатлениями, советовались. Во время практической части использовали свои творческие способности, смекалку изобретательность.

Основанием интеграции могут выступать знания, умения, навыки, тип деятельности. В процессе интеграции этих предметов формируются как общие, так и частные умения, необходимые школьнику в практической деятельности.

Овладение одним умением является опорой для другого. Усвоенные знания, умения, навыки используются в новых условиях.

Каждый школьный предмет формирует свою научную картину мира, поэтому часто знания ученика так и остаются разрозненными сведениями, искусственно расчленёнными по предметному признаку, в результате чего не воспринимается целостно учебный материал и, конечно, картина мира. Поэтому, чтобы овладеть знаниями и преодолеть указанное противоречие, необходимо уметь мыслить теоретически и на этой основе интегрировать знания.

Потребность в творческом преобразовании полученных знаний, развитие творческого потенциала ребенка формируется под влиянием условий среды. Следовательно, интеграция содержания образования может стать одним из важных условий педагогической организации процесса интеграции потребности в творческой деятельности.

Педагогическая деятельность по развитию творческого потенциала должна быть ориентирована на основные сферы развития личности. С этой точки зрения основными принципами реализации интеграции содержания образования являются:

  1. осуществление направления когнитивно-информационного воздействия с целью формирования обширной базы знаний и укрепления межпредметных связей;
  2. осознание опосредованности человеческой деятельности культурой (культурологический аспект педагогического воздействия);
  3. организация взаимодействия с учащимися на принципах личностно-ориентированного образования;
  4. осуществление индивидуального подхода в развитии деятельности и творческого потенциала личности ребенка.

Таким образом, рассмотрев педагогические возможности интеграции содержания обучения школьников, мы делаем выводы:

Творческий потенциал - интегративная характеристика личности, характеризующая меру ее возможности осуществлять деятельность творческого характера, и, следовательно, развитие творческого потенциала школьников есть раскрытие заложенных в них возможностей осуществлять творческую деятельность.

Личностная ориентация образования направлена на реализацию творческого потенциала учащихся в соотношении с культурно-историческими традициями и динамичными социально-экономическими условиями.

Интеграция содержания обучения обусловливает создание максимально эффективных условий для развития творческого потенциала.

Механизм влияния обучения на развитие осуществляется посредством деятельности самого ребенка.

При интеграции содержания обучения имеют место механизмы: анализ через синтез, ассоциация, эвристика, которые несут в себе значительный развивающий потенциал.

Таким образом, интеграция представляет собой высокую форму воплощения межпредметных связей на качественно новой ступени обучения, способствующей созданию нового целого монолита знаний.

Интегрированные уроки – расширяют кругозор, обеспечивают системность обучения, показывают взаимосвязь между различными дисциплинами, дают учащимся целостное восприятие мира, поэтому очень важно правильно определить главную цель урока. Когда общая цель определена, то из содержания предметов берутся только те сведения, которые необходимы для ее реализации.

Данные уроки являются для учащихся праздником, к ним проводится тщательная подготовка.

Литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации.-2-е изд.-М.: Просвещение,2013.-48 с.-(Стандарты второго поколения).
  2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа/[сост. Е.С.Савинов].-М.: Просвещение,2011.-342 с. –( Стандарты второго поколения).
  3. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/ [ А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова.- 3-е изд.- М.: Просвещение,2013.-159 с.
  4. Санникова А.И. Развитие творческого потенциала учащихся в образовательном процессе. – М.: Флинта, 2001. 232 с.
  5. Гатанов Ю.Б. Курс развития творческого мышления. СПб.: ''ИМАТОН'', 1998. 60 с.
  6. Рындак В.Г. Непрерывное образование и развитие творческого потенциала учителя. (теория взаимодействия). –М.: Педагогический вестник, 1997. 244 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Проектная деятельность в рамках предмета биологии как средство развития творческого потенциала личности»

В связи с повышением потребностей современного общества в активной личности проблема развития творческой активности учащихся становится особенно актуальной. Поэтому изучение эффективности использовани...

Технология интеграции предметов гуманитарного и естественнонаучного циклов как средство формирования общекультурной компетенции учащихся. (Из опыта работы).

Данная статья написана в соавторстве с учителем математики Баричевой Т.И. и представляет собой описание интегрированных уроков из цикла "Математический Петербург"...

Педагогический проект. «Интеграция предметов эстетического цикла как условие развития творческих способностей ребёнка»

Педагогический проект. «Интеграция предметов эстетического цикла как условие развития творческих способностей ребёнка»...

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБУЧАЮЩИХСЯ (из опыта работы клуба внеурочной деятельности "Английский театр")

В этой статье рассказывается об опыте работы школьного клуба внеурочной деятельности на английском языке "Английский театр"...