Рабочая программа курса «Технология» (обслуживающий труд)
рабочая программа по технологии (5, 6, 7, 8 класс) на тему

Казачкова Любовь Степановна

В Программе сделан акцент на раздел «Рукоделие», так как рассредоточение в других разделах отдельных частей примерной программы основного общего образования «Технология», не имеющих самостоятельного статуса, в том числе и раздел «Рукоделие. Художественные ремесла», не позволяет учителю в полном объёме сформировать у учащихся стойкие умения и выработать прочные навыки создания изделий декоративно-прикладного искусства и формирования эстетического вкуса.

Программа построена по модульной системе, где модули могут взаимозаменяться в соответствии с условиями региона и материально-техническим оснащением школы. Выбор модулей и их наполнение на этом этапе определения содержания предмета выбирает учитель с учетом индивидуальных потребностей и возможностей учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtorskaya_programma.docx96.52 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования Администрации

городского округа Саранск

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 35»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса «Технология» (обслуживающий труд)

Утверждена: Экспертным советом

Автор-составитель:

Казачкова Любовь Степановна

C:\Users\админ\Desktop\К ЛЮБ С\Иллюстрации\1123542665.jpg

Саранск

2015

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПО ТЕХНОЛОГИИ

(базовый уровень)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус документа

Рабочая Программа по технологии для базового уровня составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и примерной программы среднего (полного) общего образования в соответствии с требованиями ФГОС.

В основу Программы положено обучение, основанное на развитии интереса и творческих возможностей школьников. Все объекты труда подбираются с таким расчетом, чтобы они были максимально познавательными, имели эстетическую привлекательность и давали представление о традиционных художественных видах обработки материала. Особое место в данной Программе отводится формированию навыка  создания творческих проектов учащимися, которые интегрируются с разделами «Кулинария», «Технология обработки тканей», «Рукоделие» в связи с индивидуальным выполнением творческих работ и учебных проектов.

В зависимости от материально-технической базы и с учетом национальных и региональных особенностей учитель может вносить в предлагаемое планирование коррективы, но при этом основная часть учебного времени (75%) отводится на практическую деятельность. В предлагаемой Программе присутствуют все разделы, рекомендованные федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования. Но учебное время распределяется с учетом специфики конкретного курса, чтобы каждый раздел художественной обработки ткани изучался более полно, за счет частичного сокращения часов кулинарии и технологии обработки ткани.

В Программе сделан акцент на раздел «Рукоделие», так как рассредоточение в других разделах отдельных частей примерной программы основного общего образования «Технология», не имеющих самостоятельного статуса, в том числе и раздел «Рукоделие. Художественные ремесла», не позволяет учителю в полном объёме сформировать у учащихся стойкие умения и выработать прочные навыки создания изделий декоративно-прикладного искусства и формирования эстетического вкуса.

Программа построена по модульной системе, где модули могут взаимозаменяться в соответствии с условиями региона и материально-техническим оснащением школы. Выбор модулей и их наполнение на этом этапе определения содержания предмета выбирает учитель с учетом индивидуальных потребностей и возможностей учащихся.

АКТУАЛЬНОСТЬ и своеобразие данной Программы базируются на необходимости прививать детям интерес к прикладному творчеству. Естественное стремление к самостоятельному труду в ребёнке надо развивать и поддерживать, предлагая те виды работы, которые нравятся ученикам.Внеклассная работа, являясь составной частью воспитательного процесса, продолжает формирование у подрастающего поколения интересы к истории народного творчества, уважения к людям труда, художественному достоянию России. В современных условиях, когда дети буквально завалены механическими игрушками, готовыми изделиями, они привыкают к тому, чтобы их забавляли: изготовление красивых и нужных в быту предметов своими руками станет одним из средств для развития индивидуальностии творческой личности.

Рабочая Программа позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета, конкретизирует содержание предметного образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

Структура документа

Рабочая Программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса; требования к уровню подготовки выпускников.

Общая характеристика учебного предмета

Рабочая Программа составлена с учетом опыта трудовой и технологической деятельности, полученного учащимися при обучении в начальной школе.

Основным предназначением образовательной области «Технология» на базовом уровне является: продолжение формирования культуры труда школьника; развитие системы технологических знаний и трудовых умений; воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности; уточнение профессиональных и жизненных планов в условиях рынка труда.

Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. Содержанием программы по технологии предусматривается изучение материала по следующим сквозным образовательным линиям:

• культура и эстетика труда;

• получение, обработка, хранение и использование информации;

• основы черчения, графики, дизайна;

• творческая, проектная деятельность;

• знакомство смиром профессий, выбор жизненных, профессиональных планов;

• влияние технологических процессов наокружающую среду и здоровье человека;

• перспективы и социальные последствия развития технологии и техники.

Исходя из необходимости учета образовательных потребностей личности школьника, его семьи и общества, достижений педагогической науки, конкретный учебный материал для включения в программу отбираются с учетом следующих положений:

• распространенность изучаемых технологий в сфере производства, сервиса и домашнего хозяйства и отражение в них современных научно-технических достижений;

• возможность освоения содержания на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности, имеющих практическую направленность;

• выбор объектов созидательной и преобразовательной деятельности на основе изучения общественных, групповых или индивидуальных потребностей;

• возможность реализации общетрудовой, политехнической и практической направленности обучения, наглядного представления методов и средств осуществления технологических процессов;

• возможность познавательного, интеллектуального, творческого, духовно-нравственного, эстетического и физического развития учащихся.

Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда (в обобщенном виде). При этом предполагается, что изучение материала программы, связанного с практическими работами, должно предваряться необходимым минимумом теоретических сведений.

Основной принцип реализации программы – обучение в процессе конкретной практической деятельности, учитывающей познавательные потребности школьников. Основными методами обучения являются упражнения, решение прикладных задач, практические и лабораторно-практические работы, моделирование и конструирование, экскурсии.

В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. Соответствующая тема по учебному плану программы дается в конце каждого года обучения. Вместе с тем, методически возможно построение годового учебного плана занятий с введением творческой, проектной деятельности в учебный процесс с начала или с середины учебного года. При организации творческой или проектной деятельности учащихся очень важно связать эту деятельность с их познавательными потребностями.

Большое внимание обращено на обеспечение безопасности труда учащихся при выполнении технологических операций. Особое внимание следует обратить на соблюдение правил электробезопасности.

Интегративный характер содержания обучения технологии предполагает построение образовательного процесса на основе использования межпредметных связей. Это связи с алгеброй и геометрией при проведении расчетных и графических операций, с химией при характеристике свойств материалов, с физикой при изучении устройства и принципов работы машин и механизмов, современных технологий, с историей и искусством при выполнении проектов, связанных с воссозданием технологий традиционных промыслов.

При изучении раздела «Производство, труд и технологии» целесообразно организовать экскурсии школьников на производство с передовыми технологиями и высоким уровнем организации труда, а при изучении раздела «Профессиональное самоопределение и карьера» -в Центр трудоустройства и профконсультационной помощи. При отсутствии возможностей для проведения экскурсий необходимо активно использовать технические средства обучения для показа современных достижений техники и технологий: видеозаписи, мультимедиа продукты, ресурсы Интернет.

Основными результатами освоения учащимися образовательной области “Технология” являются:

• овладение знаниями о влиянии технологий на общественное развитие, о составляющих современного производства товаров и услуг, структуре организаций, нормировании и оплате труда, спросе на рынке труда.

• овладение трудовыми и технологическими знаниями и умениями, необходимыми для проектирования и создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами;

• умения ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы;

• формирование культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда,

самостоятельности, ответственного отношения к профессиональному самоопределению;

• развитие творческих, коммуникативных и организационных способностей, необходимых для последующего профессионального образования и трудовой деятельности.

Изучение технологии на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний о составляющих технологической культуры, ее роли в общественном развитии; научной организации производства и труда; методах творческой, проектной деятельности; способах снижения негативных последствий производственной деятельности на окружающую среду и здоровье человека; путях получения профессии и построения профессиональной карьеры;

овладение умениями рациональной организации трудовой деятельности, проектирования и изготовления личностно или общественно значимых объектов труда с учетом эстетических и экологических требований; сопоставление профессиональных планов с состоянием здоровья, образовательным потенциалом, личностными особенностями;

развитие технического мышления, пространственного воображения, способности к самостоятельному поиску и использованию информации для решения практических задач в сфере технологической деятельности, к анализу трудового процесса в ходе проектирования материальных объектов или услуг; навыков делового сотрудничества в процессе коллективной деятельности;

воспитание уважительного отношения к технологии как части общечеловеческой культуры, ответственного отношения к труду и результатам труда;

формирование готовности и способности к самостоятельной деятельности на рынке труда, товаров и услуг, продолжению обучения в системе непрерывного профессионального образования.

Место предмета в базисном учебном плане

Универсальность предмета технологии обусловлена технологичностью любой деятельности (учебная, созидательная, профессиональная),  что призвано обеспечивать достижение запланированного результата  кратчайшим и наиболее экономичным путем.

Рабочая программа разработана для обучения школьников 5 – 8 классов с учетом использования времени национально-регионального компонента и компонента образовательного учреждения (68 часов в 5-7классах и 34 часа в 8 классе) и рассчитана на 238часов.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Рабочая Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции. При этом приоритетными видами общеучебной деятельности для всех направлений образовательной области «Технология» на этапе среднего полного общего образования являются:

Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов.

Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них.

Творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.

Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.

Выбор и использование средств коммуникации и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертеж, технологическая карта и др.) в соответствии с коммуникативной задачей.

Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая Интернет-ресурсы и другие базы данных.

Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива.

Оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

5 класс

Кулинария (6 - 8 час).

Технология приготовления пищи.

Физиология питания. Бутерброды, горячие напитки

Основные теоретические сведения

     Правила санитарии и гигиены при обработке пищевых продуктов.  Безопасные приемы работы с горячими жидкостями и кухонным оборудованием.

Понятие о процессе пищеварения. Сведения о питательных веществах и витаминах. Содержание витаминов в пищевых продуктах.

     Продукты, используемые для приготовления бутербродов. Виды бутербродов. Способы оформления бутербродов. Дополнительные украшения бутербродов. Условия и сроки хранения бутербродов.

     Виды горячих напитков. Способы заваривания кофе, какао, чая и трав. Сорта чая, их вкусовые достоинства. Сорта кофе. Кофе молотый, в зернах. Правила хранения

Практические работы

     Нарезка продуктов. Приготовление бутербродов и горячих напитков к завтраку.

Блюда из яиц

Основные теоретические сведения

     Значение яиц в питании человека. Способы определения свежести яиц. Технология приготовления блюд из яиц. Яйца водоплавающих птиц. Приспособления и оборудование для приготовления блюд из яиц.

Практические работы

     Определение свежести яиц. Первичная обработка яиц. Приготовление блюда из яиц.

     Омлет, яичница, вареные яйца.

Блюда из овощей

Основные теоретические сведения

     Понятие о пищевой ценности овощей. Виды овощей, содержание в них минеральных веществ, белков, жиров, углеводов, витаминов.

     Определение качества овощей. Назначение и правила первичной обработки  овощей. Способы и формы нарезки

     Виды салатов. Изменение содержания витаминов и минеральных веществ в зависимости от условий кулинарной обработки. Принципы подбора овощных гарниров к мясу, рыбе.

Практические работы

     Инструменты и приспособления для механической обработки и нарезки овощей. Фигурная нарезка овощей для оформления салатов. Использование салатов в качестве самостоятельных блюд и дополнительных гарниров ко вторым блюдам. Заправка салатов. Оформление салатов.

Практическая работа.

     Приготовление блюд из сырых и вареных овощей. Жаренье овощей определение их готовности.

     Салаты из сырых овощей и вареных овощей. Овощные гарниры.

Сервировка стола

Основные теоретические сведения

     Составление меню на завтрак. Расчет количества продуктов. Столовые приборы и правила пользования ими. Эстетическое оформление стола. Правила поведения за столом.

Практические работы

     Оформление готовых блюд и подача их к столу. Складывание салфеток различными способами.

Заготовка продуктов

Основные теоретические сведения

     Способы приготовления домашних запасов. Правила сбора ягод, овощей, фруктов грибов, лекарственных трав для закладки на хранение. Условия и сроки хранения сушеных и замороженных продуктов.

Практические работы

     Сушка фруктов, ягод зелени, лекарственных трав. Замораживание и хранение ягод, фруктов, овощей и зелени в домашнем холодильнике.

6 класс

Кулинария (6-8 час)

Физиология питания. Блюда из молока и кисломолочных продуктов

Основные теоретические сведения

     Минеральные соли и микроэлементы, содержание их в пищевых продуктах. Значение солей кальция, калия, натрия, железа, йода для организма человека.

     Значение молока и молочных продуктов. Виды молока и молочных продуктов. Питательная ценность молока. Условия и сроки его хранения.         Значение кисломолочных продуктов в питании человека. Ассортимент кисломолочных продуктов.

Практические работы

       Первичная обработка крупы. Определение качества молока. Приготовление молочного супа или молочной каши. Приготовление блюда из кисломолочных продуктов.

      Молочный суп, молочная каша, сырники, запеканка из творога.

Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий

Основные теоретические сведения

     Виды круп и макаронных изделий. Подготовка к варке крупяных рассыпных, вязких и жидких каш, макаронных изделий. Технология приготовления блюд из круп. Причины увеличения веса и объема при варке. Соотношение крупы, макаронных изделий  и жидкости при варке. Способы определения готовности.

Практические работы

     Подготовка к варке круп, бобовых и макаронных изделий. Определение необходимого количества жидкости при варке каш различной консистенции и гарниров из крупы, бобовых и макаронных изделий

     Каша гречневая, гарниры из риса и макаронных изделий.

Заготовка продуктов.

Основные теоретические сведения

Процессы, происходящие при солении и квашении. Сохранность питательных веществ в соленых и квашеных овощах. Условия и сроки хранения.

Практические работы

       Первичная обработка овощей перед засолкой. Подготовка тары. Определение количества соли и специй. Засолка огурцов или томатов. Квашение капусты.

Соленый огурец, квашеная капуста

7 класс

Кулинария (6-8 час).

Технология приготовления пищи. Блюда из мяса птицы.

Основные теоретические сведения

       Значение и место мясных продуктов в питании. Понятие о пищевой ценности мяса. Виды тепловой обработки, при приготовлении блюд из домашней птицы. Время приготовления и способы определения готовности блюд. Оформление готовых блюд.

Практические работы

       Определение качества мяса птицы. Первичная обработка. Приготовление блюд из домашней птицы. Украшение перед подачей к столу. Изготовление папильоток.

       Блюдо из птицы.

Блюда из рыбы и нерыбных продуктов моря

Основные теоретические сведения

       Пищевая ценность рыбы и нерыбных продуктов моря. Технология и санитарные условия первичной и тепловой обработки рыбы. Рыбные полуфабрикаты. Условия хранения рыбы и рыбных консервов. Методы определения качества рыбы. Первичная обработка рыбы. Способы тепловой обработки рыбы. Кулинарное использование нерыбных продуктов моря: креветки, кальмары.

Практические работы

        Подбор инструментов и оборудования для разделки рыбы. Определение свежести рыбы. Первичная обработка чешуйчатой рыбы. Варка и жаренье рыбы. Определение готовности блюд из рыбы.

        Блюда из вареной и жареной рыбы. Блюда из нерыбных морепродуктов.

Заготовка продуктов

Основные теоретические сведения

     Значение количества сахара или сахарного сиропа для сохранности и качества варенья, повидла, джема, мармелада, цукатов, конфитюра. Способы определения готовности. Условия и сроки хранения.

     Хранение свежих кислых плодов и ягод с сахаром без стерилизации (лимонные кружки в сахаре, черная смородина с сахаром).

Практические работы

     Предварительная сортировка, нарезка и бланширование плодов перед варкой. Определение количества сахара. Приготовление варенья из ягод, джема из малины, красной и белой смородины, повидла и мармелада из слив, яблок, груш, персиков, абрикосов, цукатов из апельсиновых корок. Консервирование черной смородины с сахаром без стерилизации.

     Варенье из яблок, смородины, крыжовника и др.  

8 класс

Кулинария.(6-8час)

Технология приготовления пищи.

Физиология питания. Изделия из теста

Основные теоретические сведения.

        Понятие о пищевых инфекциях. Заболевания, передающиеся через пищу. Профилактика инфекций. Первая помощь при пищевых отравлениях.  

       Виды теста. Рецептура и технология приготовления теста с различными видами разрыхлителей.

Влияние соотношения компонентов теста на качество готовых изделий. Виды начинок и украшений для изделий из теста.

     Состав теста для пельменей и вареников и способы его приготовления. Инструменты для раскатки теста. Правила варки.

Практические работы

     Определение доброкачественности продуктов. Определение срока годности консервов по маркировке на банке.

     Первичная обработка муки. Выпечка и оформление изделий из теста (по выбору).

     Приготовление теста и начинки. Изготовление вареников или пельменей. Варка пельменей или вареников. Определение времени варки. Оформление готовых блюд и подача их к столу.

     Изделия из дрожжевого, песочного, бисквитного теста по выбору. Пельмени, вареники.

Сладкие блюда и десерт

Основные теоретические сведения

      Сахар, его роль в кулинарии и в питании человека. Роль десерта в праздничном обеде. Исходные продукты, желирующие и ароматические вещества, используемые для приготовления сладких блюд и десерта.

Практические работы

      Приготовление желе и муссов. Приготовление пудингов, шарлоток, суфле, воздушных пирогов.

Приготовление компота из свежих, сушеных, мороженых фруктов и ягод. Украшение десертных блюд свежими или консервированными ягодами и фруктами. Приготовления мороженого в домашних условиях. Подача десерта к столу.

     Фруктовое желе, мороженое, компот, суфле.

Сервировка стола.

Основные теоретические сведения

     Приготовление закусок, десерта и пр. Требования к качеству и оформлению готовых блюд. Способы подачи готовых блюд к столу, правила пользования столовыми приборами. Правила поведения за столом и приема гостей.

Практические работы

     Составление меню, расчет количества и стоимости продуктов. Сервировка стола к обеду. Складывание салфеток различными способами. Складывание салфеток.

Материаловедение

5 класс

Элементы материаловедения (4-6час).

Основные теоретические сведения

     Классификация текстильных волокон. Натуральные растительные волокна. Изготовление нитей и тканей в условиях прядильного и ткацкого производства и в домашних условиях. Основная и уточная нити, кромка и ширина ткани. Полотняное переплетение. Отделка ткани. Лицевая и изнаночная сторона ткани.

Практические работы

     Изучение свойств нитей основы и утка. Определение направления долевой нити в ткани. Определение лицевой и изнаночной сторон ткани. Выполнение образца полотняного переплетения.

     Образцы ткани. Образец полотняного переплетения.

6 класс

Элементы материаловедения (2-4часа)

Основные теоретические сведения

      Натуральные волокна растительного происхождения. Получение нитей из этих волокон в условиях прядильного производства. Свойства натуральных волокон растительного происхождения, а также нитей и тканей на их основе.

Свойства тканей из натуральных растительных волокон. Краткие сведения об ассортименте хлопчатобумажных и льняных тканей.

     Саржевые и атласные переплетения нитей в тканях. Понятие о раппорте переплетения. Влияние вида переплетения на драпируемость ткани. Материалы, применяемые в декоративно-прикладном искусстве.

     Дефекты ткани. Сравнительные характеристики свойств хлопчатобумажных, льняных тканей. Уход за одеждой из хлопчатобумажных и льняных тканей.

Практические работы

     Распознавание в тканях волокон и нитей из хлопка, льна. Определение лицевой и изнаночной сторон тканей саржевого и атласного переплетений.

     Составление коллекции тканей саржевого и атласного переплетений.

     Образцы хлопчатобумажных, льняных тканей.

7 класс

Элементы материаловедения (2-4 час).

Основные теоретические сведения

     Натуральные волокна животного происхождения. Получение нитей из этих волокон в условиях прядильного производства и в домашних условиях. Свойства натуральных волокон животного происхождения, а также нитей и тканей на их основе.

     Простые  и сложные переплетения нитей в тканях. Понятие о раппорте переплетения.  Мелкоузорчатое и жаккардовое переплетение. Влияние вида переплетения на драпируемость ткани.  Дефекты ткани. Сравнительные характеристики свойств  хлопчатобумажных, льняных, шелковых и шерстяных тканей.

Практические работы

     Распознавание в тканях волокон и нитей из шелка и шерсти. Определение лицевой и изнаночной сторон тканей различных переплетений. Коллекции тканей мелкоузорчатых  переплетений.

     Образцы хлопчатобумажных, льняных, шелковых и шерстяных тканей.

Образцы ткацких переплетений.

8 класс

Элементы материаловедения (2-4 час).

Основные теоретические сведения

     Химические волокна. Технология производства и свойства искусственных волокон. Свойства тканей их искусственных волокон. Использование тканей из искусственных волокон при производстве одежды. Сложные переплетения нитей в тканях. Зависимость свойств  ткани от вида переплетения. Уход за изделиями из искусственных волокон.

     Синтетические волокна, технология их производства и эксплуатационные свойства. Материалы для соединения деталей в швейных изделиях. Размерные величины ткани, их влияние на способ раскладки выкройки и технологию пошива изделия. Ткани сложных структур. Свойства тканей. Уход за одеждой.

Практические работы:

     Изучение свойств тканей из химических волокон. Определение синтетических и искусственных нитей в тканях. Исследование сравнительной прочности ниток из различных волокон.

     Коллекция тканей и ниток из синтетических и искусственных волокон.

Машиноведение

5 класс

Элементы машиноведения (8-10 час)

Основные теоретические сведения

     Виды машин, применяемых в швейной промышленности. Бытовая  швейная машина, ее технические характеристики. Назначение основных узлов. Виды приводов швейной машины, их устройство, преимущества и недостатки.

      Машинные швы. Классификация машинных швов. Конструкция машинного шва.  Соединительные швы – стачные. Краевые – вподгибку, обтачные. Графическое изображение машинных швов.

Практические работы

     Подготовка бытовой швейной машины к работе. Безопасные приемы труда при работе на швейной машине. Намотка нитки на шпульку. Заправка верхней и нижней нитей. Регулировка длины стежка.

     Выполнение машинных строчек на ткани по намеченным линиям. Выполнение образцов машинных швов.

     Швейная машина. Образцы машинных строчек. Образцы машинных швов.

6 класс

Элементы машиноведения (4-6 час).

Основные теоретические сведения

     Назначение, устройство и принцип действия регуляторов бытовой универсальной швейной машины. Подбор толщины иглы и нитей в зависимости от вида ткани. Неполадки в работе швейной машины, вызываемые дефектами машинной иглы или неправильной ее установкой.

    Машинные швы. Швы соединительные – накладные. Графическое изображение машинных швов.

Практические работы

    Регулировка качества машинной строчки для различных видов тканей. Замена иглы в швейной машине. Выполнение образцов машинных швов. Уход за швейной машиной, чистка и смазка.

    Швейная машина. Образцы машинных швов.

7 класс

Элементы машиноведения (4-6 час).

Основные теоретические сведения

    Виды соединений деталей в узлах механизмов и машин. Устройство  челнока универсальной швейной машины. Принцип образования двухниточного машинного стежка. Назначение и принцип получения простой зигзагообразной строчки. Наладка швейной машины.

    Машинные  швы. Соединительные – бельевые (двойной, запошивочный), настрочной, расстрочной. Краевые швы – окантовочные. Графическое изображение машинных швов.

Практические работы

    Разборка и сборка челнока швейной машины. Обработка срезов зигзагообразной строчкой. Применение зигзагообразной строчки для художественного оформления изделий. Устранение неполадок в работе швейной машины. Выполнение образцов машинных швов.

    Швейная машина. Челнок швейной машины. Образцы обработки срезов зигзагообразной строчкой различной ширины. Образцы машинных швов.

8 класс

Элементы машиноведения (4-6 час)

Основные теоретические сведения

    Классификация швейных машин, применяемых в швейной промышленности. Технические характеристики универсальных швейных машин. Краеобметочные швейные машины.

    Машинные швы. Отделочные швы. Графическое изображение машинных швов.

Общая классификация машинных швов.

Практические работы

    Устройство и принцип работы универсальных промышленных швейных машин.

Выполнение образцов машинных швов. Чтение графических схем машинных швов.

    Швейная машина. Челнок швейной машины. Образцы поузловой обработки  швейных изделий отделочной строчкой. Образцы машинных швов.

Конструирование и моделирование

5 класс

Конструирование и моделирование швейных изделий (2-4 час)

Основные теоретические сведения

    Термины «моделирование», «конструирование». Процесс конструирования. Этапы изготовления одежды. Художественное и техническое  моделирование. Мерки. Расчет конструкции. Чертежные инструменты. Построение чертежа. Правила оформления. Составление технологической карты на изготовление швейных изделий.

Практическая работа

    Снятие мерок. Построение чертежей выбранного изделия в масштабе и в натуральную величину. Оформление чертежа. Выполнение технического моделирования. Оформление и подготовка выкройки к раскрою.

    Чертежи и выкройки изделий для кухни. Фартук без нагрудника. Прихватки. Грелки на чайник. Подставки под горячее.

6 класс

Конструирование и моделирование рабочей одежды (6 час).

Основные теоретические сведения

    Виды рабочей одежды. Фартуки в национальном костюме. Общие правила построения и оформления чертежей швейных изделий. Правила пользования чертежными инструментами и принадлежностями. Понятие о масштабе, чертеже, эскизе.

    Фигура человека и ее измерение. Правила снятия мерок.

    Понятие о форме, контрасте, симметрии и асимметрии. Использование цвета, фактуры материала, различных видов отделки при моделировании швейных изделий.

Практические работы

    Снятие мерок и запись результатов измерений. Построение чертежа фартука в масштабе 1:4 и в натуральную величину по своим меркам. Моделирование фартука выбранного фасона. Подготовка выкройки к раскрою.

    Чертеж и выкройка фартука. Виды отделок.

7 класс

Конструирование и моделированиеплечевого изделия с цельнокроеным рукавом (6 час).

Основные теоретические сведения

    Виды женского легкого платья и спортивной одежды. Особенности моделирования плечевых изделий. Зрительные иллюзии в одежде.

Практические работы

    Снятие мерок и запись результатов измерений. Построение основы чертежа плечевого изделия с цельнокроеным рукавом. Эскизная разработка модели швейного изделия. Моделирование изделия выбранного фасона. Подготовка выкройки к раскрою.

    Таблица с результатами измерений своей фигуры. Чертеж плечевого швейного изделия, выкройка.

8 класс

Конструирование и моделированиепоясных швейных изделий (6 час).

Основные теоретические сведения

    Эксплуатационные, гигиенические и эстетические требования к легкому женскому платью. Ткани и отделки, применяемые для изготовления юбок (брюк). Конструкции юбок, (брюк). Мерки, необходимые для построения основы чертежей юбок: конической, клиньевой и прямой. Прибавки к меркам на свободу облегания.

    Условные графические изображения деталей и изделий на рисунках, эскизах, чертежах, схемах.

    Способы моделирования юбок,(брюк). Форма, силуэт, стиль. Индивидуальный стиль в одежде.

Практические работы

    Снятие мерок и запись результатов измерений. Построение основы чертежа юбки,

 (брюк) в масштабе 1:4 и в натуральную величину по своим меркам. Выбор модели поясного изделия в зависимости от особенностей фигуры. Моделирование юбки (брюк), выбранного фасона. Подготовка выкройки юбки, (брюк) к раскрою.

    Чертеж и выкройка юбки, (брюк).

Технология изготовления швейных изделий

5 класс

Изделия для кухни (6-10 час)

Основные теоретические сведения

    Прямые стежки. Строчки, выполняемые прямыми стежками: сметочная, заметочная, наметочная, копировальная. Шов, строчка, стежок, длина стежка, ширина шва.

    Правила безопасной работы с колющим и режущим инструментом.

    Конструкция машинного шва. Длина стежка, ширина шва. Назначение и конструкция соединительных и краевых швов, их условные графические обозначения и технология выполнения.

    Способы рациональной раскладки выкройки в зависимости от ширины ткани и направления рисунка. Художественная отделка изделия. Влажно-тепловая обработка и ее значение при изготовлении швейных изделий.

Практические работы

     Организация рабочего места для ручных работ. Подбор инструментов и материалов. Выполнение ручных стежков, строчек и швов.

     Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкройки швейного изделия. Обмеловка и раскрой ткани. Перенос контурных и контрольных линий и точек на ткань. Обработка изделия машинными швами и отделочной тесьмой. Декоративное украшение изделий – вышивка, аппликация.

    Отделка и влажно-тепловая обработка изделия. Контроль и оценка качества готового изделия.

6 класс

Технология изготовления рабочей одежды (14-18 час).

Основные теоретические сведения

     Обметочные стежки: косой стежок, прямой петельный. Строчки, выполняемые прямыми стежками: строчки для образования сборок. Шов, строчка, стежок, длина стежка, ширина шва.

     Правила безопасной работы с колющим и режущим инструментом.

    Назначение и конструкция соединительных и краевых швов, их условные графические обозначения и технология выполнения.

     Способы рациональной раскладки выкройки в зависимости от ширины ткани и направления рисунка. Художественная отделка изделия. Влажно-тепловая обработка и ее значение при изготовлении швейных изделий.

Практические работы

     Организация рабочего места для ручных и швейных работ. Подбор инструментов и материалов. Выполнение ручных стежков, строчек и швов.

     Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкройки фартука на ткани. Обмеловка и раскрой ткани. Перенос контурных и контрольных линий и точек на ткань. Обработка нагрудника и нижней части фартука швом вподгибку с закрытым срезом или тесьмой. Обработка накладных карманов, пояса и бретелей. Соединение деталей изделия машинными швами. Отделка и влажно-тепловаяобработка изделия. Контроль и оценка качества готового изделия.

    Образцы ручных стежков, строчек и швов, фартук.

7 класс

Технология изготовления плечевого изделия (12-16 час)

Основные теоретические сведения

     Способы обработки проймы, горловины, застежек. Обработка плечевых срезов тесьмой, притачивание кулиски. Особенности раскладки выкройки на ткани с крупным рисунком.

Практические работы

     Раскладка выкройки, обмеловка и раскрой ткани. Выкраивание подкройной обтачки. Перенос контурных и контрольных линий и точек на детали кроя. Обработка деталей кроя. Скалывание и сметывание деталей кроя. Обработка выреза горловины подкройной обтачкой Проведение примерки, выявление и исправление дефектов. Стачивание деталей и выполнение отделочных работ. Влажно-тепловая обработка изделия. Контроль и оценка качества готового изделия.

     Платье, халат, ночная сорочка, пижама, блузка с цельнокроеным рукавом.

8 класс

Технология изготовления поясного изделия (14-16 час).

Основные теоретические сведения

     Назначение и конструкция отделочных, стачных, настрочных и накладных швов, их условные графические обозначения и технология выполнения.

Особенности раскладки выкройки на ткани в клетку и в полоску.

Способы обработки нижнего и верхнего срезов юбки, (брюк).

     Применение складок в швейных изделиях. Правила обработки кокеток с глухим и отлетным краем. Виды строчек для отделки кокетки и их расположение. Технология обработки вытачек, нижнего и верхнего срезов юбки, (брюк). Обработка карманов, поясов, шлевок, застежки тесьмой "молния", разреза (шлицы).

    Практические работы

     Изготовление образцов пооперационной обработки поясных швейных изделий. Раскладка выкройки на ворсовой ткани и раскрой. Обработка деталей кроя. Скалывание и сметывание деталей кроя. Обработка верхнего края притачным поясом. Проведение примерки, выявление и исправление дефектов.

    Стачивание деталей и выполнение отделочных работ. Обработка низа потайными подшивочными стежками. Окончательная отделка изделия. Режимы влажно-тепловой обработки изделий из тканей с натуральными и химическими волокнами. Контроль и оценка качества готового изделия.

      Образцы поузловой обработки поясных изделий. Брюки, юбка-брюки, шорты.

Пэчворк

5 класс

Лоскутное шитье (2-4 час)

Основные теоретические сведения

     Различные виды декоративно-прикладного искусства народов России.

Лоскутное шитье как вид декоративно прикладного искусства.

Использование при изготовлении предметов художественных промыслов повседневно распространенных материалов. Текстильный лоскут как материал для творчества. Различные техники соединения лоскута.

Практические работы

     Изготовление эскиза изделия в технике лоскутного шитья. Подбор тканей по цвету, рисунку и фактуре, подготовка их к работе. Изготовление шаблонов из картона или плотной бумаги для выкраивания элементов орнамента. Свободное соединение лоскутков без выкройки. Стиль «крейзи». Раскрой ткани с учетом направления долевой нити. Технология соединения деталей между собой и с подкладкой.

     Прихватка, салфетка

7 класс

Лоскутное шитье (2-4час)

 Основные теоретические сведения

      Краткие сведения из истории создания изделий из лоскута. Разнообразие предметов интерьера  с использованием лоскутного шитья. Текстильный лоскут как материал для творчества. Материалы для лоскутной пластики.  Различные техники соединения лоскута.

     Орнамент в декоративно прикладном искусстве. Симметрия и асимметрия в композиции. Геометрический орнамент.

 Шаблоны  из картона или плотной бумаги для выкраивания элементов орнамента. Раскрой ткани с учетом направления долевой нити.  Технология соединения деталей между собой и с подкладкой.

Практическая работа

     Изготовление шаблонов из картона или плотной бумаги для выкраивания элементов орнамента. Раскрой ткани с учетом направления долевой нити. Последовательное соединение  деталей между собой и с подкладкой. Дополнительная отделка вышивкой. Использование фурнитуры для отделки.

     Сувениры. Сумки. Изделия для дома.

8 класс

Лоскутное шитье. Квилт (2-4час)

Основные теоретические сведения

Возможности лоскутного шитья, его связь с направлениями современной моды.

Различные стили. Сочетание различных техник соединения лоскута. Лоскутное шитье в дизайне интерьера. Изменение традиционных форм соединения лоскута.

Составление квилта из различных элементов. Сочетание с бордюром. Дополнения вышивки, ручной и машинной стежки, других украшающих элементов.

Использование дублированных элементов. Объемный квилт.

Практические работы

      Работа с журналами мод. Инструменты и приспособления для работы. Фурнитура и материалы. Изготовление эскиза изделия в технике лоскутного шитья. Подбор тканей по цвету, рисунку и фактуре, подготовка их к работе. Изготовление шаблонов  и выкроек из картона или плотной бумаги для выкраивания элементов изделия. Раскрой деталей и их соединение. Использование прокладочных материалов.

     Шаблоны для кроя. Панно, подушки.

Рукоделие

5 класс

Вязание крючком (6-10 час)

Основные теоретические сведения

     Краткие сведения из истории старинного рукоделия. Санитарно-гигиенические требования и правила безопасности. Разнообразие  изделий, выполняемых в технике вязания крючком. Изделия, связанные крючком, в современной моде.  Материалы и инструменты для вязания. Характеристика хлопчатобумажных и шерстяных нитей. Номер крючка и пряжи. Основные приемы вязания крючком. Частичное вязание. Чередование цветов. Вязание по схеме. Вязание мотивов. Вязание круглого плоского полотна. Прибавление столбиков.

Практические работы

     Инструменты и материалы для вязания крючком. Подготовка материалов к работе. Выбор крючка в зависимости от ниток и узора. Определение количества петель и ниток. Набор воздушных петель крючком. Выполнение различных столбиков. Изготовление образцов вязания крючком. Работа по схеме.

    Образцы вязания.

6 класс

Вязание крючком (6-10 час)

Основные теоретические сведения

     Номер крючка и толщина пряжи. Условные обозначения, применяемые при вязании крючком.  Круговое вязание. Раппорт узора и его запись. Прибавление столбиков. Вязание по схеме. Положение рук при работе.

Практические работы

     Работа с журналами мод. Зарисовка современных и старинных узоров и орнаментов. Инструменты и материалы для вязания крючком. Подготовка материалов к работе. Выбор крючка в зависимости от ниток и узора. Вязание по схеме.

     Образцы вязок. Салфетки, вязаные цветы.

7 класс

Вязание крючком (6-10 час)

Основные теоретические сведения

     Круговое и частичное вязание. Прибавление и убавление столбиков.    Номер крючка и толщина пряжи. Условные обозначения, применяемые при вязании крючком. Вязание по выкройке. Соблюдение пропорций.                            

Практические работы

     Инструменты и материалы для вязания крючком. Подготовка материалов к работе. Выбор крючка в зависимости от ниток и узора. Вязание по выкройке. Вязание деталей  небольших игрушек. Соединение деталей игрушек. Применение фурнитуры при оформлении игрушек.

    Образцы вязок, вязаные игрушки.

8 класс

Вязание крючком (6-10 час)

Основные теоретические сведения

     Разнообразие видов декоративно-прикладного искусства. Ирландское вязание. Поиск художественных решений использования ручного вязания. Различные техники вязания крючком. Филейное вязание. Особенность филейного вязание – геометрические формы: образование квадратов, прямоугольников и уголков. Схемы для вязания – цветочные композиции, сюжеты. Ирландское вязание. Соединение отдельных цветочных мотивов.

Практическая работа

     Работа с журналами мод по вязанию. Проработка идей будущего изделия и фиксирование его в эскизах и схемах. Выполнение  образцов и фрагментов  изделий.

     Образцы вязок. Мотивы цветов и листьев ирландского вязания.    Салфетки, выполненные в технике филейного вязания.

5 класс

Вязание на спицах (6-10 час)

Основные теоретические сведения

    История возникновения и развития вязания. Санитарно-гигиенические требования и правила безопасности. Разнообразие  изделий, выполняемых в технике вязания на спицах. Материалы и инструменты для вязания. Характеристика нитей. Различные виды вязок. Внешний вид петли. Передняя и задняя стенка петли. Узоры с чередованием лицевых и изнаночных петель. Кромочные петли.

Практические работы

    Подбор спиц в зависимости от качества и толщины нити. Начало вязания на двух спицах. Набор петель. Выполнение простых петель различными способами. Частичное вязание укороченными рядами. Закрывание петель. Соединение петель по лицевой и изнаночной стороне. Вязание чулочного и платочного полотна. Особенности вывязывания кромочных петель. Выполнение образцов и изделий в технике вязания на спицах. Вязание изделий для кухни.

    Образцы вязок, прихватки, одежда для кукол.

6 класс

Вязание на спицах (8-10час)

Основные теоретические сведения

     Разнообразие изделий, выполняемых в технике вязания на спицах. Материалы и инструменты для вязания. Характеристика нитей. Цветовой круг. Холодные и теплые цвета. Различные виды вязок. Узоры с чередованием лицевых и изнаночных петель. Снятые петли. Частичное вязание. Накиды в вязании спицами.

Практические работы

    Подбор спиц в зависимости от качества и толщины нити. Набор петель. Накиды. Выполнение образцов простых узоров с накидами. Частичное вязание укороченными рядами. Закрывание петель. Вязание несложного ажурного полотна.

 Вязание деталей  небольших игрушек. Соединение деталей игрушек. Применение трикотажных швов. Оформление игрушек.

Образцы вязок, вязаные игрушки.

7 класс

Вязание на спицах (14-18 час)

Основные теоретические сведения

     Ассортимент изделий, выполняемых в технике вязания на пяти спицах. Материалы и инструменты для вязания. Характеристика шерстяных, пуховых нитей. Условные обозначения, применяемые при вязании на спицах. Орнамент, вышивка. Техника вязания чулочной вязкой по кругу. Плотность вязания.  

Практические работы

    Подбор спиц в зависимости от качества и толщины нити. Начало вязания на пяти спицах. Набор петель. Выполнение простых петель различными способами. Убавление, прибавление и закрывание петель. Соединение петель по лицевой и изнаночной стороне. Вязание двумя нитками разной толщины.

Выполнение образцов и изделий в технике вязания на спицах. Вязание носков. Расчет плотности вязания и количества петель. Вязание ластика. Особенности вывязывания пятки. Разные способы вязания пятки. Вязание следа до мысика. Вязание мысика.

     Вязание варежек. Расчет плотности вязания и количества петель. Вязание манжеты. Вязание варежки до большого пальца. Определение местоположения большого пальца. Продолжение вязания изделия до мысика. Вязание большого пальца.

    Образцы вязания на спицах, носки, варежки, перчатки.

8 класс

Вязание на пяти спицах (14-18 час)

Основные теоретические сведения

    Вязание как вид декоративно прикладного искусства. Ассортимент изделий, выполняемых в технике кругового вязания на спицах. Использование изделий ручного вязания в интерьере. Материалы и инструменты

для вязания. Характеристика хлопчатобумажных, льняных и шелковых нитей. Условные обозначения, применяемые при вязании на пяти спицах. Чтение схем.

Особенности образования узора в ажурном вязании.

Практические работы

    Подбор спиц в зависимости от качества и толщины нити. Начало вязания на двух и пяти спицах. Частичное ажурное вязание, круговое ажурное вязание по схемам. Выполнение изделий на пяти спицах. Завершение работы. Закрытие петель крючком.

    Образцы ажурных узоров, салфетки, воротники

Вышивка

5 класс

Украшающие швы  (6-10 час)

Основные теоретические сведения

     Традиционные виды рукоделия и декоративно-прикладного творчества. Инструменты и приспособления применяемые в работе. Ткани и канва, применяемые в вышивке. Знакомство с разнообразными видами вышивки. Правила   и приемы работы при выполнении вышивки. Правильная посадка и постановка рук во время работы. Подбор игл и ниток. Технология выполнения простейших  украшающих ручных швов.

Практические работы

    Заправка изделия в пяльцы.

 Выполнения простейших вышивальных швов: стебельчатого, тамбурного, «вперед иголку», «назад иголку»,петельного, бархатного. Способы безузлового закрепления рабочей нити. Свободная вышивка по рисованному контуру узора.

Отделка вышивкой скатерти, салфетки, носового платка.

    Образцы украшающих швов. Скатерть, салфетка, носовой платок.

6 класс

Вышивка (8-10 час)

Основные теоретические сведения

     История вышивки. Канва и нитки для вышивания. Композиция, раппорт. Зарисовка традиционных орнаментов, определение колорита и материалов для вышивки. Разметка размера рисунка и способы перевода рисунка на ткань.

Вышивка свободными швами. Швы на основе тамбурного, стебельчатого. Навив. Элементы объемной вышивки.

Практическая работа

    Организация рабочего места для ручного шитья. Выполнение эскизов композиции вышивки для панно или салфетки. Определение места и размера узора на изделии. Перевод рисунка на ткань, увеличение и уменьшение рисунка. Заправка изделия в пяльцы. Свободная вышивка по рисованному контуру узора. Вышивание метки, монограммы стебельчатым швом. Выполнение вышивки с применением свободных швов.

    Образцы вышивки. Салфетка, панно.

7 класс

Вышивка (8-10 час)

Основные теоретические сведения

      Построение узора в художественной отделке вышивкой. Холодные, теплые, хроматические и ахроматические цвета. Цветовые контрасты.

Счетная вышивка. Техника вышивания крестом. Гобеленовый шов.

Строчевая вышивка. Мережка. Выдерг нитей. Приемы строчевых швов. Терминология простых мережек. Способы закрепления нити в начале и в конце работы в сквозных швах.

Практическая работа

Запяливание ткани. Способы закрепления нитей на канве. Техника выполнения вышивки крестом. Особенности выполнения гобеленного шва. Прямой крест, вертикальный, диагональный.

Выдерг нитей в горизонтальном и вертикальном направлении. Приемы простейших строчевых швов: мережка «столбик», «в раскол», жучок, с перевитием. Терминология простых мережек.

8 класс

Вышивка (8-10 час)

Основные теоретические сведения

     Применение вышивки в народном и современном костюме. Инструменты и приспособления применяемые в работе. Ткани и канва, применяемые в вышивке. Композиция, ритм, орнамент, раппорт в вышивке. Орнаментальная и сюжетная вышивка. Вышивка свободными швами - белая гладь, художественная гладь, ришелье. Сходство и различие вышивок в технике белой глади и ришелье.

     Виды швов, применяемых в вышивке белой гладью. Характерные для данной вышивки «дырочки», из которых формируется узор.

     Многообразие швов, применяемых в объемной вышивке. Техника выполнения швов.

     Характерное для вышивки ришелье соединение деталей узора простыми и сложными бридами, использование фестонного шва.

Практическая работа.

     Заправка ткани в пяльцы. Выполнение тренировочных швов. Выполнение образцов швов: белой глади, цветной глади, ришелье. Составление композиции для объемной вышивки. Выполнение вышивки по эскизам. Освоение приемов вышивки ришелье. Выполнение отдельных фрагментов.

    Салфетки, выполненные разными техниками вышивки.

Технологии ведения дома

5 класс

Эстетика и экология жилища(2-4 час).

Основные теоретические сведения  

    Интерьер жилых помещений и их комфортность. Современные стили в интерьере.

    Рациональное размещение оборудования кухни и уход за ним. Создание интерьера кухни с учетом запросов и потребностей семьи и санитарно-гигиенических требований. Декоративное украшение кухни изделиями собственного изготовления. Влияние электробытовых приборов и технологий приготовления пищи на здоровье человека.

Практические работы:

    Выполнение эскиза интерьера кухни. Выполнение эскизов прихваток, салфеток, полотенец, и др.

    Интерьер кухни. Прихватки, салфетки, полотенца.

6 класс

Эстетика и экология жилища (2-4 час).

Основные теоретические сведения

     Понятие об экологии жилища. Микроклимат в доме. Современные приборы и устройства для поддержания температурного режима, влажности, состояния воздушной среды, уровня шума. Роль освещения в интерьере.

     Требования к интерьеру прихожей, детской комнаты. Способы оформления интерьера. Использование в интерьере декоративных изделий собственного изготовления. Использование комнатных растений в интерьере, их влияние на микроклимат помещения

Практические работы

    Подбор декоративных комнатных растений. Выполнение эскиза интерьера детской комнаты, прихожей. Декоративное украшение кухни изделиями собственного изготовления.

    Декоративные панно, подушки, шторы, каталоги бытовой техники, комнатные растения.

7 класс

Уход за одеждой. Ремонт одежды. (2-4 час).

Основные теоретические сведения

    Современные средства ухода за бельевыми изделиями, одеждой. Средства защиты от моли. Оборудование и приспособления для сухой и влажной уборки.

Практические работы:

    Удаление пятен с одежды. Ремонт одежды декоративными отделочными заплатами ручным и машинным способами. Ремонт трикотажных изделий. Закладка на хранение шерстяных и меховых изделий. Влажная уборка дома.

    Изделие, подлежащее ремонту, шерстяные изделия.

8 класс

Эстетика и экология жилища (2-4 час).

Основные теоретические сведения

    Требования к интерьеру современного жилища. Гостиная, спальня.

Способы оформления интерьера. Использование в интерьере декоративных изделий собственного изготовления. Декоративные панно. Декоративные подушки. Комнатные растений в интерьере, их влияние на микроклимат помещения.

Практическая работа

    Подбор декоративных комнатных растений. Выполнение эскиза интерьера гостиной, спальни. Декоративное украшение гостиной изделиями собственного изготовления.

    Декоративные панно, подушки, шторы, комнатные растения.

Примерный модульный тематический план

5-8 классы

Технология обработки ткани

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

Материаловедение

Классификация тканей по волокнистому составу. Способ производства. Полотняное переплетение. Отделка тканей.                  

4-6 час.

Натуральные волокна растительного происхождения. Х/бумажные и льняные ткани, их свойства.

     

2-4 час.

Натуральные волокна животного происхождения. Шелковые и шерстяные ткани, их свойства.

2-4 час.

Химические волокна. Ткани сложных структур. Свойства тканей, уход за одеждой.

2-4 час.

Машиноведение

Знакомство со швейной машиной. Виды приводов. Заправка нитей. Тренировочные упражнения.

6-8 час.

Устройство и принцип действия регуляторов бытовой швейной машины. Машинная игла.

2-4 час.

Универсальная швейная машина.

Устройство челнока. Неполадки в работе швейной машины.

2-4 час.

Классификация швейных машин. Электропривод. Приспособления.

2 час.

Машинные швы

Соединительные швы. Стачные. Краевые  швы. Вподгибку, обтачные.

2-4 час.

Швы соединительные. Накладные.

2-4 час.

Бельевые. Окантовочные швы.

2-4 час.

Соединительные швы. Настрочной, расстрочной. Отделочные  швы. Классификация  машинных швов.

2-4 час.

Конструирование, моделирование.

Чтение чертежа.

2 час.

Спецодежда.

6 час.

Плечевое изделие.

6 час.

Поясное изделие.

6 час.

Технология  изготовления швейных изделий

Изделия для кухни.  

8-10 час.

Спецодежда. Фартук с нагрудником, цельнокроеный.

16-18 час.

Сорочка, халат, пижама.

16-18час.

Поясное изделие. Брюки, юбка, бриджи и т.д. Пооперационная  обработка изделия: вытачки, кокетки, застежки, пояс, карманы.

14-16 час.

Ручные швы

Выполнение прямых стежков: сметочные,   наметочные, заметочные, копировальные.

2 час.

Выполнение обметочных стежков: косой стежок, прямой петельный.

2 час.

Выполнение подшивочных стежков: потайной, козлик.

2 час.

Навесные петли, закрепки.

2 час.

Пэчворк

Техника  «спираль»

4 час.

Квадраты, лабиринт и т.д.

2-4 час.

  Треугольники, ромбы.         Квилт.    

 2-4 час.

Рукоделие.

Вязание крючком

Воздушные петли. Столбики без накида. Столбики с накидом. Условные обозначения. Вязание по схеме. Вязание мотивов.

6-10 час.

Вязание по схеме. Круговое вязание. Условные обозначения. Салфетки.

6-10 час.

Частичное и круговое вязание . Вязание по выкройке. Вязаные игрушки.

             

   6-8 час.

Филейное вязание. Ирландское вязание.

         

    8-10 час.

Вязание спицами

Лицевые и изнаночные петли. Чередование петель. Чтение схемы. Вязание образцов. Прихватки, одежда для кукол.

6-10 час.

Частичное вязание. Накиды. Вязаные игрушки.

8-10 час.

Вязание на пяти спицах. Носки, варежки.

14-18 час.

Вязание на пяти спицах. Ажурное вязание. Чтение схемы. Салфетки, воротники и т.д.

14-18 час.

Вышивка

Простейшие украшающие швы. Аппликация. Вышивание салфетки, прихватки и т.п.

6-10 час.

Швы на основе тамбурного.Стебельчатый

Рококо. Навив.

8-10 час.

Строчевая  вышивка. Мережки. Счетная вышивка. Вышивка крестом.

8-10 час.

Свободные швы. Белая гладь. Цветная гладь. Ришелье. Объемная вышивка.

8-12 час.

Кулинария

Бутерброды. Горячие напитки. Блюда из яиц. Первичная обработка овощей. Виды тепловой обработки овощей.

6-8 час.

Молоко и молочные продукты. Крупы, макаронные изделия.

6-8 час.

Рыба. Блюда из птицы.

6-8 час.

Приготовление изделий из теста.

6-8 час.

Технология ведения дома

Кухня.

2-4 час.

Детская, прихожая.

2-4 час.

Уход за одеждой. Ремонт одежды.    

  2-4 час.

Гостиная, спальня.

2-4 час.

Творческие и проектные работы

Интегрируются с разделами «Кулинария», «Технология обработки тканей», «Рукоделие» в связи с индивидуальным выполнением творческих работ и проектов.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения технологии на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

• влияние технологий на общественное развитие;

• составляющие современного производства товаров или услуг;

• способы снижения негативного влияния производства на окружающую среду:

• способы организации труда, индивидуальной и коллективной работы;

• основные этапы проектной деятельности;

• источники получения информации о путях получения профессионального образования и трудоустройства;

уметь

• оценивать потребительские качества товаров и услуг;

• изучать потребности потенциальных покупателей на рынке товаров и услуг;

• составлять планы деятельности по изготовлению и реализации продукта труда;

• использовать методы решения творческих задач в технологической деятельности;

• проектировать материальный объект или услугу; оформлять процесс и результаты проектной деятельности;

• организовывать рабочие места; выбирать средства и методы реализации проекта;

• выполнять изученные технологические операции;

• планировать возможное продвижение материального объекта илиуслуги на рынке товаров и услуг;

• уточнять и корректировать профессиональные намерения;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• проектирования материальных объектов или услуг; повышения эффективности своей практической деятельности; организации трудовой деятельности при коллективной форме труда;

• решения практических задач в выбранном направлении технологической подготовки;

• самостоятельного анализа рынка образовательных услуг и профессиональной деятельности.

• рационального поведения на рынке труда, товаров и услуг;

• составления резюме и проведения самопрезентации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по технологии (обслуживающий труд), 5 класс.

Рабочая программа разработана в соответствии с Примерной программой основного общего образования по направлению «Технология. Обслуживающий труд», составленной на основе федера...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по Технологии. Обслуживающий труд для 6-х классов

Основным предназначение образовательной области «Технология» в системе общего образования является формирование трудовых и технологической культуры школьников, системы технологических знаний и умений ...

Рабочая программа по технологии (обслуживающий труд)

Рабочая программа по технологии обслуживающий труд составлена на основе программы Технология: Программы начального и основного общего образования. Авторы: Хохлова М.В; Самородский П.С; Синица Н.В...

Рабочая программа по технологии(обслуживающий труд),5 класс

Календарно-тематическое планирование...

Рабочая программа по технологии. Обслуживающий труд 5 класс по учебникам «Технология. Обслуживающий труд» О. А. Кожиной, Е. Н. Кудаковой, С. Э. Маркутской

Рабочая программа по учебникам «Технология. Обслуживающий труд» О. А. Кожиной, Е. Н. Кудаковой, С. Э. Маркутской составлена на основе фундаментального ядра содержания предмета «Технология» в рамках на...

Рабочая программа по технологии (обслуживающий труд с разделами с/труда) 8 класс

Рабочая программа по предмету «Технология» в 8 классе разработана на основе программы основного общего образовании по технологии по направлению «Технология. Обслуживающий труд», под...

Рабочая программа по Технологии (обслуживающий труд) для обучающихся по специальной (коррекционной) программе VII вида по индивидуальному учебному плану для 5 класса.

Рабочая программа по Технологии (обслуживающий труд)для обучающихся по специальной (коррекционной)  программе VII видапо индивидуальному учебному плану для 5 класса....