«Дефекты машинной строчки»
учебно-методический материал по технологии (7 класс) по теме

Климова Светлана Петровна

Цель урока: создать условия, способствующие формированию умений определять качество машинной строчки, неполадки в работе швейной машины и умений устранять петляние строчки сверху, петляние строчки снизу.

Данная цель урока конкретизировалась в дидактических задачах:

Образовательные: закрепить знания учащихся по машиноведению, научить видеть плохое качество строчки, определять причинупетляние строчки сверху, петляние строчки снизу.

Развивающие: корригировать мышление учащихсяпутём постановки проблемных вопросов, развивать зрительное восприятие и мышление путём наблюдений за качеством пробных строчек,

Воспитательные: формирование осознанной потребности в изучении предмета швейного дела, формирование умений у учащихся применять полученные знания на практике.

Построение учебного процесса на данном уроке учитывает конкретность мышления учащихся. Развитие активной познавательной деятельности учащихся происходило в процессе практической деятельности. На уроке соблюдался дидактический принцип: от известного к неизвестному. Известные сведения о швейных машинах на данном уроке успешно закреплялись при работе с кроссвордами. Мыслительные операции учащихся тренировались наводящими вопросами учителя. Перед учащимися были поставлены учебные задачи: научится видеть плохое качество строчки, определять причину петляние строчки сверху, петляние строчки снизу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt_uroka.docx34.23 КБ
Файл defekty_mashinnoy_strochki.pptx817.71 КБ

Предварительный просмотр:

Краевое государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными  возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида № 3»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В 7 КЛАССЕ

ТЕМА ЗАНЯТИЯ:

«Дефекты машинной строчки»        

Тема урока:«Дефекты машинной строчки»                

Цель урока: создать условия, способствующие формированию умений определять качество машинной строчки, неполадки в работе швейной машины и умений устранять петляние строчки сверху, петляние строчки снизу.

Задачи:

Образовательные: закрепить знания учащихся по машиноведению, научить видеть плохое качество строчки, определять причинупетляние строчки сверху, петляние строчки снизу.

Развивающие: корригировать мышление учащихсяпутём постановки проблемных вопросов,развивать зрительное восприятие и мышление через  заполнение пробелов в таблице, путём наблюдений за качеством пробных строчек,

Воспитательные: формирование осознанной потребности в изучении предмета швейного дела, формирование умений у учащихся применять полученные знания на практике.

Оборудование и наглядность:

  • швейные машины, лоскутки тканей для тренинговых упражнений,
  • буквы слова МАШИНА,
  • альбомы учащихся, клей,
  • раздаточные листы с печатным текстом «Отчего петляет машинная строчка»,  
  • набор досок и цветных колокольчиков для оценки работ,
  •  мультимедийный проектор,презентация «Дефекты машинной строчки»,
  •  стенд по технике безопасной работы на швейной машине.

Словарь:регулятор натяжения, колпачок, шайба, челнок, шпулька.

Тип урока: комбинированный.

Методы: наглядный, имитационные игровые занятия (обучающие игры, тренинговые упражнения).

Формы работы: фронтальная и индивидуальная.

Данный урок  обеспечивает достижение учащимися следующих результатов:

1.Личностные –формирование умения вторично использовать полученные знания на практике, развитие умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы.

2.Метапредметные – освоение  начальных форм познавательной и личностной рефлексии, самооценки, побуждения учащихся к деятельности.

3.Предметные – закрепление знаний по машиноведению, приобретение умений видеть и устранять причинупетляния строчки сверху, петляния строчки снизу.

Ход урока.

I.Организационный момент.

Учитель: Рада всех вас приветствовать на уроке, у нас всё хорошо, мы готовы к работе.

Задание.

На каждом рабочем месте спряталась буква, найдите её.

Подойдите ко мне и прикрепите на доске свою находку.

Какое слово можно составить из этих букв? (МАШИНА)

        Алёна сейчас нам напомнит, как надо готовиться к работе за швейной машиной.   Сели шить мы за машину,

Держим ровно корпус, спину.

Пальцы – дальше от иголки,

Под приколки спрячем чёлки.

Сегодня на уроке вы будете получать жетоны-колокольчики за правильные ответы. В конце урока подсчитаем, на чьей полянке вырастет больше колокольчиков.

II. Сообщение темы занятия.

        Продолжим знакомство с промышленными швейными машинами, на которых вы учитесь шить. Назовите машины, которые есть в нашей мастерской. Слайд №2.

III. Повторение изученного ранее материала.

Повторим известные сведения о швейных машинах.

Презентация «Дефекты машинной строчки».

        Слайды № 3,4,5.6,7,8,9.

Правильные ответы: УШКО, РЕГУЛЯТОР, МОТАЛКА,ЧЕЛНОК, ЛАПКА, ШПУЛЬКА.Вывод: МОЛОДЦЫ! Знаете основные детали швейной машины.

IV. Повторение правил безопасной работы на швейной машине.

Учитель: Девочки,приготовьте, пожалуйста, листок бумаги и карандаш.

Вам надо выполнять работу самостоятельно, выбирайте правильные номера ответов и записывайте этот номер на листок.        .

Слайд № 11Что нужно сделать до начала работы на швейной машине?

1.        Смазать машину маслом.

2.        Проверить качество строчки.

3.        Положить лоскуток ткани под лапку.        

Слайд № 12. Перед работой на швейной машине нужно:

1.        Убрать из изделия булавки и иголки.

2.        Удалить смёточные стежки

3.        Хорошо прочертить линии на деталях.        

Слайд № 13. Во время работы на швейной машине нельзя:

1.        Увеличивать натяжение нити.

2.        Заправлять верхнюю нить при включённой машине.

3.        Строчить на высокой скорости.

 Правильный ответ: 212

Вывод:До начала работы на швейной машиненадо проверить качество строчки и убрать из изделия булавки и иголки.Во время работы на швейной машине нельзязаправлять верхнюю нить при включённой машине.

Физкультминутка.

Прошу всех встать, выйти в проход.

Под музыку отдохнём, немного все подвигаемся. Слайд № 14.

Задачи урока.

Учитель:Прежде чем приступить к пошиву изделия, надо убедиться в хорошем качестве строчки. Для этого следует выполнить пробные строчки на сложенной вдвое ткани.

Слайд № 15. Пример плохой, некачественной строчки.

Слайд № 16.Задачи для каждой ученицы на этом уроке:

научится видеть плохое качество строчки,

 определять причину петляние строчки сверху,

 петляние строчки снизу.

V. Объяснение нового материала.

Слайд № 17 Качественная строчка.

Слайд № 18 Дефекты строчки.

Слайд № 19 Регулировка натяжения нижней нити

 (повторяли на прошлом занятии).

-Какой инструмент необходим для регулировки нижней нити?

-Усилится ли натяжение нижней нити, если повернём винт вправо?

-В какую сторону поворачиваем винт, если ослабляем натяжение нижней нити?

VI. Практические исследования учащихся.

Слайд № 20.

  1. Сложить лоскут ткани вдвое.
  2. Выполнить пробные строчки.
  3. Оцените качество пробных строчек.
  4. Какая строчка петляет?
  5. Как исправить этот недостаток?
  6. Сделайте вывод по итогам своей работы.

Индивидуальная работа:

Алёна- контроль посадки, организации рабочего места.

Катя – помочь сделать наблюдения за изменениями натяжения нити.

Карина – помощь в определении натяжения нити.

VII. Закрепление полученных знаний.

Слайд № 21.

Чтение текста учащимися на слайдах, затем нараздаточных листах  с печатным текстом «Отчего петляет машинная строчка».        

Если строчка петляет снизу, значит слабое натяжение верхней нити и надо её натяжение усилить, повернуть гайку регулятора натяжения вправо на 1-2 оборота.

        Если строчка петляет сверху, значит сильное натяжение верхней нити и надо её натяжение ослабить, повернуть гайку регулятора натяжения влево на 1-2 оборота.                        

Слайд № 22.  Вопросы на повторение.

  • Машина петляет сверху или снизу. Как называется этот дефект строчки?
  •  Как исправить петляние нити сверху?
  •  Как исправить петляние нити снизу?

VIII. Итог урока.

- Какие перед вами стояли задачина уроке?

- Научились ли вы определять дефекты строчек?

-Пригодятся ли вам знания, полученные на уроке? Когда и где пригодятся?

Слайд № 23. Оцените ваш труд.

- Подсчитаем, сколько цветов выросло на вашей полянке?

- Какие оценки вы бы себе поставили  за работу?

- С каким настроением уходите с урока? Благодарю за работу.

В оставшееся время:

                                Вклеивание в альбомы учащихся раздаточных листов  с печатным текстом «Отчего петляет машинная строчка».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учитель трудового обучения: Климова С.П. Краевое государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида № 3» УРОК В 7 КЛАССЕ : ТЕМА: «ДЕФЕКТЫ МАШИННОЙ СТРОЧКИ»

Слайд 2

TYPE SPECIAL S-F01

Слайд 3

Назвать детали швейной машины Отверстие в швейной игле для вдевания нити О

Слайд 4

Механизм в швейной машине, позволяющий менять натяжение верхней нити. Р Л Р

Слайд 5

Приспособление швейной машины для намотки ниток на шпульку. М Т А

Слайд 6

Механизм для подачи нижней нитки в швейной машине. Ч К

Слайд 7

Деталь швейной машины, прижимающая ткань. А А

Слайд 8

Деталь для заправки нижней нитки в челнок. Ш Л Ь

Слайд 9

По вертикали: 1. Операция по временному соединению деталей 2. Нити, находящиеся под прямым углом к основе ткани 3. Ткань из нити тутового шелкопряда . 4. Растение, являющееся ценным сырьем не только для текстильной, но и для пищевой промышленности 5. Рабочий инструмент. По горизонтали: 6. Ключевое слово. 2 1 6 4 3 5 Н О Ж Н Ы Ц И Т А К Т Е М Х С Ш У Е К О К Л К О П О Л Ы Д

Слайд 10

ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ Выберите правильный ответ и запишите его номер.

Слайд 11

Что нужно сделать до начала работы на швейной машине ? Смазать машину маслом . Проверить качество строчки . Положить лоскуток ткани под лапку.

Слайд 12

Перед работой на швейной машине нужно: Убрать из изделия булавки и иголки . Удалить смёточные стежки Хорошо прочертить линии на деталях.

Слайд 13

Во время работы на швейной машине нельзя : Увеличивать натяжение нити . Заправлять верхнюю нить при включённой машине . Строчить на высокой скорости .

Слайд 14

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Слайд 16

ЗАДАЧИ УРОКА Научится видеть плохое качество строчки, определять причину петляние строчки сверху, петляние строчки снизу.

Слайд 17

Качественная строчка - Это такая строчка, у которой переплетение нижней и верхней ниток происходит между соединяемыми материалами. Неправильная регулировка натяжения верхней и нижней ниток приводит к дефектам машинной строчки

Слайд 20

Практические исследования Сложить лоскут ткани вдвое. Выполнить пробные строчки. Оцените качество пробных строчек. Какая строчка петляет? Как исправить этот недостаток? Сделайте вывод по итогам своей работы .

Слайд 21

Качество машинной строчки Если строчка петляет снизу , значит слабое натяжение верхней нити и надо её натяжение усилить , повернуть гайку регулятора натяжения вправо на 1-2 оборота. Если строчка петляет сверху , значит сильное натяжение верхней нити и надо её натяжение ослабить , повернуть гайку регулятора натяжения влево на 1-2 оборота .

Слайд 22

Машина петляет сверху или снизу. Как называется этот дефект строчки? Как исправить петляние нити сверху? Как исправить петляние нити снизу? Вопросы на повторение:

Слайд 23

Подсчитаем , сколько цветов на вашей полянке. Оцените ваш труд


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация. Принцип формирования машинной строчки

Презентация "Принцип формирования машинной строчки",  картинка анимационная, надеюсь, что она поможет Вашим ученикам , как помогает моим, усвоить принцип формирования машинной строчки....

Машиноведение 6 класс "Регуляторы швейных машин. Неполадки в работе швейных машин. Дефекты строчки.Чистка и уход за машиной.

Презентация по теме машиноведение 6 класс. Презентация в сокращенном виде, возможно дополнение материала темой "Приспособления к швейным машинам"....

Перспективно-тематический план ПМ.03 Наплавка дефектов деталей и узлов машин, механизмов, конструкций и отливок под механическую обработку и пробное давление

Перспективно-тематический план ПМ.03 Наплавка дефектов деталей и узлов машин, механизмов, конструкций и отливок под механическую обработку и пробное давление...

Методическое пособие. Тема: "Выполнение машинных строчек и швов"

В настоящее время при изготовлении одежды применяют различные способы соединения: ниточный, клеевой, сварной, заклепочный, литьевой и комбинированный. Разрабатываются также новые и модифицируются суще...

Самоанализ урока на тему«Дефекты машинной строчки»

На уроке были созданы условия, способствующие закреплению знаний по машиноведению, приобретению умений видеть и устранять причину петляния строчки сверху, петляния строчки снизу....

Урок трудового обучения (швейное дело) 5 класс Тема: Обработка деталей вешалки косыми стежками или машинной строчкой.

Представлен конспект урока трудового обученияпо профилю швейное дело для обучающихся 5 класса специальной (коррекционной) школы  VIII вида...

ДЕКОРАТИВНЫЕ МАШИННЫЕ СТРОЧКИ. 7 класс

Я разработала данную презентацию для использования на уроках технологии, в качестве наглядного пособия. Данная презентация включает в себя разнообразные виды декоративных машинных строчек и варианты и...