«Работа с бросовым материалом: Изготовление игрушки-карандашницы из коробков «Зайчик» (мастер-класс).
план-конспект по технологии на тему

Говорецкая Елена Георгиевна

Мастер-класс посвящён теме: «Работа с бросовым материалом: Изготовление игрушки-карандашницы из коробков «Зайчик». Формирование представлений о пользе и возможностях занятий по изготовлению поделок из бросового материала на развитие детей с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_zaychik.docx35.4 КБ

Предварительный просмотр:

                 

Теоретическая часть

(Слайд № 1) Мастер-класс посвящён теме: «Работа с бросовым материалом: Изготовление игрушки-карандашницы из коробков «Зайчик».

(Слайд № 2) Цель мероприятия: 1. Формировать представления о пользе и возможностях занятий по изготовлению поделок из бросового материала на развитие детей с ОВЗ.

2. Практически показать возможности использования бросового материала.

3. Обосновать, что бросовый материал является доступным в обращении для ребёнка с ОВЗ через практическую деятельность.

Ход занятия

1. Орг. момент. Приветствие.

2. Введение в тему занятия. (Формирование познавательного интереса, мотивации к обучению, эмоциональный настрой).

(Слайд № 3) – Сегодня к нам на занятие пришёл необычный гость. Зовут его Самоделкин. Самоделкин – большой умелец, может мастерить разные игрушки, занимательные поделки, полезные вещицы из самого разного материала.

(Слайд № 4,5,6) – И сегодня мы поработаем с необычным материалом, который называется бросовым. Почему он так называется? Потому что, данный материал мы обычно выкидываем. Например, съели вы йогурт, куда вы денете стаканчик из-под съеденного йогурта? Выбросите, конечно. А вот великий мастер Самоделкин так никогда не поступит. Из стаканчика он смастерит вазочку. И так же поступит он с коробочками, баночками из-под кремов, флаконами из-под шампуней, крышками из-под бутылок и тому прочее. Вот и мы с вами ничего выкидывать не будем, так как эти предметы станут для вас полезными и нужными. Самоделкин с удовольствием поможет вам изготавливать различные поделки из такого необычного материала.(Слайд № 7) – На мастер-классе мы познакомимся с новым видом работы – объёмным моделированием.

– Что значит «объёмное моделирование»? Это изготовление поделок с использованием готовых геометрических форм, т.е. упаковок, коробочек. Посмотрите на коробочки. Они имеют готовую геометрическую форму: они могут быть прямоугольными или квадратными. У коробочки есть передняя и задняя стороны, боковые стороны и торцы.

(Слайд № 8,9) Посмотрите, ребята, Самоделкин приготовил разные коробочки. Как вы думаете, для чего? Посмотрите, какие интересные игрушки из коробков можно сделать.

3. Сообщение темы занятия. (Сообщение новых знаний. Фронтальная работа с наглядным материалом, показ образца изделия) (Слайд № 10)

– Сегодня мы будем учиться мастерить игрушку из готовой коробочки. А какую именно игрушку догадайтесь по загадке, которую для вас приготовил Самоделкин:

Не барашек и не кот

Носит шубку круглый год.

Шуба серая для лета,

Для зимы другого цвета. (Заяц)

4. Анализ образца изделия. (Слайд № 11)

- название изделия – игрушка «Зайчик»;

Что нам понадобится для работы: 

- какой используется материал для изготовления изделия – коробочки для основы игрушки, цветная бумага, бархатная бумага для отделочных деталей;

- какие используются инструменты и принадлежности для изготовления игрушки –шаблоны, ножницы, карандаш простой, клей;

- из каких деталей состоит изделие – туловище из бумаги голубого цвета и дополнения (глаза, мордочка, уши, ротик, брови).

(Слайд № 12) Приёмы работы (показ и разбор изделия): 

оборачивание и оклеивание коробка бумагой, складывание бумаги пополам для разметки деталей для глаз и ушей парным способом, округление заготовок, разметка деталей лап по шаблону, приклеивание по месту.

В вопросно-ответной форме:

- Что нужно будет сделать с коробочкой? (Обернуть бумагой и оклеить)

- Сколько глаз у зайчика, а сколько ушей? (Два глаза и два уха)

- Как можно быстро разметить несколько одинаковых деталей? (Сложить бумагу пополам один или два раза – парный способ)

- Каким приёмом можно разметить детали для глаз? (Округлить заготовки)

- А детали ушей как лучше разметить, чем воспользуемся? (Шаблоном)

- Как соединим части изделия? (Клеем)

Разбор словарных слов: Моделирование, бросовый материал, торец, сложить пополам, округлить.

Практическое применение изделия: Для чего изделие предназначено – игрушка-карандашница, для складывания мелких канцелярских предметов.

5. Физкультминутка. (Переключение внимания, снятие умственного напряжения). (Слайд № 13)  

«ЗАЙЧИК»

Зайцы скачут скок-скок-скок!

Да на беленький снежок

Приседают, слушают,

Не идёт ли волк.

Раз – согнуться, разогнуться,

Два – нагнуться, потянуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

  Дети имитируют

  движения по содержанию

  текста стихотворения.

6. Коррекционно-развивающее упражнение. (Коррекция зрительного и пространственного восприятия на основе упражнений в узнавании и различении). (Слайд № 14,15)  

– Самоделкин любит задавать различные головоломки.

Задание 1: Кто спрятался в лесу?

Задание 2: Помоги зайчику принести домой морковку.

7. Объяснение нового материала с показом последовательности выполнения задания. (Ориентировка в задании. Работа по иллюстрационно-графическому плану). (Слайд № 16,17, 18)  

(Слайд № 16)  Подготовка основы:

- приготовь рабочее место: материалы, инструменты, принадлежности;

- оберни коробочку листом бумаги;

- заклей боковые стороны коробочки;

- надрежь углы с боковых сторон коробочки;

- заклей торцы.      

(Слайд № 17)  Разметка деталей:

- разложи перед собой подготовленные кусочки бархатной бумаги.

Мордочка. Деталь для мордочки размечается по шаблону.

- приложи шаблон к изнаночной стороне заготовки, обведи карандашом, вырежи по разметке.

Уши: Детали для ушей размечаются парным способом по шаблонам:

- сложи полоску голубого (синего) цвета пополам, приложи шаблон большого уха, обведи карандашом, вырежи по разметке;

- сложи полоску розового цвета пополам, приложи шаблон маленького уха, обведи карандашом, вырежи по разметке.

Глаза. Детали для глаз размечаются также парным способом: (выполнил учитель)

- полоску жёлтого цвета сложи пополам и округли верх заготовки;

- полоску чёрного цвета сложи пополам и округли верх заготовки.

Рот. Детали для рта, бровей, носика подготовлены учителем.  

(Слайд № 18)  Сборка игрушки:

- собери глаза в заданной последовательности: приклей на жёлтую часть чёрную заготовку;

- собери уши в заданной последовательности: приклей на большие уши синего цвета детали розового цвета – маленькие уши. Приклеивай посередине, оставь место в нижней части уха;

- приклей уши на верхний торец коробочки за оставленную часть;

- на лицевую сторону коробочки примерно посередине приклей деталь мордочки;

- над мордочкой приклей глаза, нос, брови, ротик.

8. Правила безопасной работы инструментами и принадлежностями. (Повторение правил техники безопасности). (Слайд № 19)  

Работать на подкладной доске, правильно разместить материалы на столе. Ножницы – острый предмет.

  • Работать с ножницами аккуратно: брать ножницы по необходимости, не оставлять раскрытыми на столе, убирать в подставку, передавать той стороной, где находятся кольца.
  • С клеем работать аккуратно. Склеивать по боковым поверхностям, точечно.
  • Прибрать рабочее место.
  • Соблюдать правила рабочего человека и правила техники безопасности.

9. Этап закрепления новых знаний. (Закрепление приёмов работы, новых знаний) (Слайд № 20)

Повторение учащимися  последовательности выполнения работы. Разбор инструкционной карты.

– Что делаем вначале? (Подготавливаем основу для игрушки: оборачиваем цветной бумагой коробочку, заклеиваем боковые стороны, надрезаем с боковых сторон, заклеиваем торцы)

– Сколько глаз, ушей у игрушки? (По две детали)

– Они одинаковые, а значит парные.

– Как размечаем парные детали? (Бумагу складываем пополам, размечаем детали и, не разворачивая бумагу, вырезаем, получаем сразу две парные детали)

– Детали для глаз размечаем каким приёмом? (Приёмом округления)

– Детали для ушей и мордочки каким приёмом размечаем? (Разметка по шаблону)

– Практическое применение изделия? (Игрушка-карандашница)

10. Пальчиковая игра.  (Гимнастика пальцев рук) (Слайд № 21)

– Ребята, подготовим ваши пальчики к работе. Самоделкин приготовил разминку для пальчиков.

«ЗАЙЧИК»

Раз, два, три, четыре, пять –

Вышел зайчик погулять.

Что нам делать?

Как нам быть?

Надо заиньку ловить.

Снова будем мы считать:

Раз, два, три, четыре, пять –

Вот и зайчик наш опять.

Пальцы сжаты в кулаки.

Поочерёдно разжимать пальцы на обеих руках.

Сжимать и разжимать кулачки.

Развести руками в стороны.

Растопырить пальчики и поочерёдно сжимать пальцы в кулак.

Открыть кулачки.

11. Практическая работа. (Индивидуальная работа учащихся с опорой на образец изделия, иллюстрационно-графический план, объяснение и показ учителя) (Слайд № 22)

Раздача материалов.

  • Распределение заданий для разных групп учащихся с учётом их индивидуальных возможностей:

Учащиеся 2 группы: анализируют образец изделия, определяют материал. По инструкции и показу учителя подготавливают основу для изделия: оборачивают коробочку бумагой, заклеивают боковые стороны, надрезают углы и заклеивают торцы коробочки. Детали для глаз размечают парным способом: складывают кусочки бумаги пополам и выполняют разметку приёмом округления заготовок. Детали для ушей размечают парным способом по шаблонам. Приклеивают детали по месту. Соблюдают правила безопасной работы ножницами, клеем. Ориентируются в направлении, положении и пространственных связях частей изделия. Собирают игрушку, ориентируясь на иллюстративный материал, образец изделия. Оценивают качество выполненных работ. Аккуратно убирают материалы и принадлежности, приводят в порядок своё рабочее место.    

Учащиеся 3 группы: выполняют задание при направляющей, корректирующей помощи учителя при оклеивании коробочки, разметке деталей, применении необходимых способов и приёмов работы при изготовлении изделия.

Учащиеся 4 группы: выполняют работу с постоянной помощью учителя. Помощь оказывается при размещении коробочки на листе бумаги, надрезании углов и оклеивании сторон коробочки. Все отделочные детали заранее подготовлены учителем. Направляющая помощь при размещении и приклеивании деталей при сборке изделия.

12. Коррекционно-развивающее упражнение. Гимнастика для глаз. (Упражнение для снятия усталости и напряжения с глаз) (Слайд № 23)

Самоделкин приготовил ещё одно задание: Последите глазами за происходящим на экране. Следить нужно только глазками, голову не поворачивайте.

13. Анализ выполненной работы. (Закрепление пройденного материала) (Слайд № 24)

– С каким видом работы вы познакомились на  уроке? (Объёмное моделирование)

– Как вы понимаете данный вид работы? (Изготовление поделок с использованием готовых геометрических форм: упаковок, коробочек)

– С каким материалом вы работали? (Бросовым)

– Почему для разметки глаз и ушей бумагу складывали пополам? (Глаза и уши парные детали)

– Какие приёмы работы применили? (Приём округления заготовок и разметка по шаблону)

14. Подведение итогов. (Стимулирование деятельности учащихся).

– Самоделкин очень вами доволен, ребята. Вы молодцы, хорошо потрудились на уроке, сделали замечательные игрушки.

  • Оценивание качества выполненных изделий (выставка работ). Выявление наиболее аккуратно выполненных работ.
  • Оценивание работы детей (выставление оценок, устное поощрение, стимулирование работы учащихся «Умницами»).
  • Домашнее задание (изготовление подобной игрушки).

15. Рефлексия. (Слайд № 25)

Сегодня на уроке я:

Научился …  Было интересно …  Было трудно …  Мои ощущения …

16. Творческая страничка. (Слайд № 26)

Самоделкин предлагает вам, ребята, попробовать сделать вот такие интересные замечательные игрушки из коробков.

17. Спасибо за внимание, уважаемые коллеги! Творческих успехов вам! (Слайд № 27)

18. Примечание.

Работа на занятии распределена на этапы:

  • Первый этап – орг. момент, эмоциональный настрой, мотивация учащихся.
  • Второй этап – показ и анализ образца, разбор новых слов, показ приёмов работы.
  • Третий этап – объяснение нового материала с показом последовательности выполнения задания, повторение правил работы.
  • Четвёртый этап – практическая работа, изготовление игрушки, закрепление приёмов работы, гимнастика для глаз.
  • Пятый этап – подведение итогов, результата урока, определение домашнего задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по работе с бросовым материалом.

В данной презентации представлены пример изготовления рыбок из бросового материала для украшения участка, группы или игрового пространства. Цель работы: формировать экологические компетенции, путем ис...

Ручной труд: Работа с бросовым материалом: Изготовление игрушек из коробков «Лягушка» (урок).

Объёмное моделирование - изготовление поделок с использованием готовых геометрических форм, т.е. упаковок, коробочек....

Изготовление подарочного сувенира "Крокусы с секретом." Мастер класс.

Мастер класс в технике "свит - дизайн" для детей с ОВЗ....

«Этапы работы над звукопроизношением. Роль логопеда и воспитателя в коррекционном процессе» Мастер класс по изготовлению игры на автоматизацию и дифференциацию звуков «Паровозик»

Цель: Познакомить педагогов с этапами работы над звукопроизношениемОборудование: цветной картон, ножницы, клей, предметные картинки на заданный звукПодготовительный этапАртикуляция.Совокупность движен...

Мастер-класс "ГНОМИК" (работа с бросовым материалом)

Бросовый материал - это то, что мы незадумываясь без жалости выбрасываем в мусорную корзину. А ведь многие из этих ненужных вещей могут пригодиться для создания декоративных поделок, сувениров. Нужно ...

Конспект занятия по теме: «Работа с бросовым материалом. Бумажные трубочки из газет и журналов»

Конспект занятия по теме: «Работа с бросовым материалом. Бумажные трубочки из газет и журналов»...