Лепка игрушек по типу изделий дымковских мастеров: «Лошадка», «Козлик», «Барашек».
план-конспект по технологии на тему

Говорецкая Елена Георгиевна

В отличие от фабричных игрушек народные игрушки – дымковские, каргопольские, филимоновские – выполнены из глины и после обжига расписаны узорами. Каждую игрушку от начала до конца делает один мастер или члены одной семьи.

Такие игрушки называются народными, так как сделаны народными умельцами, обычными людьми, но творческими, заинтересованными, любящими своё дело. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_lepke_dymki.doc100.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  урока  по ручному труду в 3-ем классе

Тема: Лепка игрушек по типу изделий дымковских мастеров: «Лошадка», «Козлик», «Барашек».

Цель урока: 

  1. Познакомить учащихся с видом народно-прикладного искусства – дымковской игрушкой, с историей возникновения игрушек. Учить учащихся передавать характерные особенности дымковских животных, их позы; лепить ноги и туловище животного из одного куска, голову и шею из другого. Учить учащихся в процессе лепки сравнивать свою работу с натурой – дымковской игрушкой. Развивать умения пользоваться стекой (надрезание). Развивать умение ориентироваться  в графических изображениях на операционных планах.
  2. Развивать мелкую моторику рук на основе скоординированных движений пальцев рук через упражнения с материалами Монтессори-технологии.
  3. Воспитывать мотивацию к обучению, интерес и любовь к народному творчеству, бережное отношение к традициям народа.

Оборудование: Образцы изделий, игрушки фабричные и народные. Иллюстрационно-графический план, пластилин, стека, салфетка для рук, мука, наглядный демонстрационный материал, презентация.

Словарь: Народная игрушка, Дымково, цилиндр, надрезание.

План урока

1. Орг. момент.

2. Введение в тему урока.

3. Сообщение темы урока.

4. Физкультминутка «Конь».

5. Показ приёмов работы для получения исходных форм для лепки животных.  

6. Объяснение нового материала с показом последовательности выполнения задания.

7. Правила безопасной работы материалом и инструментами.

8. Коррекционно-развивающее упражнение (1 группа уч-ся – плетение косичек, 2 группа уч-ся – шнуровка на планшете, 3 группа уч-ся – перебирание зёрен).

9. Этап закрепления новых знаний.

10. Пальчиковая игра «Лошадки».

11. Практическая работа.

12. Анализ выполненной работы.

13. Подведение итогов, выставка работ и их анализ.

14. Рефлексия.

Ход урока

1. Орг. момент. Приветствие учащихся. (Дети занимают свои места)

2. Введение в тему урока. (Формирование познавательного интереса, мотивации к обучению, эмоциональный настрой).

Учитель: Сегодня у нас в гостях Толстячок-Пластивичок. Он очень весёлый и всегда напевает себе песенку. (Слайд № 1)

                         Я такой различный,

                         Я такой пластичный.

                         Разомни меня руками,

Фантазируй вместе с нами.

Скатай шарики, колбаски.

Оживут тогда и сказки.

 (На школьную доску крепится изображение иллюстративного персонажа Толстячка-Пластивичка).

– Толстячок-Пластивичок очень трудолюбивый, любит лепить, он на все руки мастер. Он любит рассказывать много интересных историй. Сегодня Толстячок–Пластивичок расскажет вам, ребята, про игрушки.

– Посмотрите на подносы (на одном подносе стола разложены фабричные игрушки, на другом – народные игрушки.) (Детям предлагается назвать те и другие игрушки и материал, из которого они сделаны)

 – Как вы думаете, ребята, где сделаны игрушки, которые находятся на первой полке, и кто их сделал? Сделаны они на фабриках и заводах из металла, пластмассы, поролона, резины, ткани. По одному образцу на фабриках и заводах изготавливают много-много одинаковых игрушек. Такую куклу, пирамидку, машинку можно купить в любом городе, селе, деревне.

– На второй полке, посмотрите, тоже лежат игрушки.

– Как вы думаете, из какого материала они сделаны? (Из глины, дерева, папье-маше)

– А кто их изготовил?

– В отличие от фабричных игрушек народные игрушки – дымковские, каргопольские, филимоновские – выполнены из глины и после обжига расписаны узорами. Каждую игрушку от начала до конца делает один мастер или члены одной семьи.

Такие игрушки называются народными, так как сделаны народными умельцами, обычными людьми, но творческими, заинтересованными, любящими своё дело. (Слайд № 2, 3)

3. Сообщение темы урока. (Сообщение новых знаний. Фронтальная работа с наглядным материалом, показ образцов изделий, презентация)

Учитель: Сегодня мы познакомимся с Дымковской игрушкой. (Слайд № 4)

Чем знаменито Дымково?

- Игрушкою своей!

 Там любили песни, пляски,

 И в селе рождались сказки.

 Вечера бывали длинные,

 А лепили там из глины

 Все игрушки не простые,

 А волшебно-расписные.

 Белоснежны как берёзки,

 Кружочки, точечки, полоски.

 Простой, казалось бы, узор,

 Но отвести не в силах взор.

– Ребята, а почему игрушку называют дымковской?

– Дымковская игрушка называется так потому, что родилась она в слободе Дымково, недалеко от города Вятка. Зимой, когда топятся печи, летом, когда туман, вся слобода  – будто в дымке. Здесь, в далёкую старину и зародилась дымковская игрушка. (Слайд № 5)

– Игрушки были самым ярким украшением ярмарок, где проходили праздничные гуляния с озорным и веселым названием Свистунья. (Слайд № 6)

– Посмотрите, какие дымковские игрушки яркие, красивые, нарядные. Здесь и конь, и козлик, и барышня, нянька, карусель и много других игрушек. (Слайд № 7)

– Дымковские игрушки, изображающие животных и птиц, отличаются особой выдумкой. Вот, например, дымковские кони с пышной гривой и хвостом. (Слайд № 8)

Кони глиняные мчатся

На подставках, что есть сил.

И за хвост не удержаться,

Если гриву упустил.

– Толстячок-Пластивичок будет учить вас, ребята, лепить животных, а именно, лошадку, козлика, барашка. (Сообщение темы урока, слайд № 9))

– Посмотрите, каждое животное отличается от других своими характерными признаками. У коня – на шее грива, острые уши, пышный хвост, у барана – крутые рога, короткий хвост, у козлика – загнутые назад рога, бородка, короткий хвостик, на ногах «штанишки».

– Этими признаками одно животное отличается от другого.

– Чем же они похожи? Что у всех одинаковое? (Форма головы, шеи, туловища и ног). (Слайд № 10)

4. Физкультминутка. (Переключение внимания, снятие умственного напряжения).

Толстячок-Пластивичок предлагает немного отдохнуть. Встаньте, ребята со своих мест, представьте себя, скачущими на коне, выполняйте движения по содержанию текста. (Слайд № 11)

«КОНЬ»

Конь меня в дорогу ждёт,

Бьёт копытом у ворот,

На ветру играет гривой,

Пышной, сказочной, красивой.

Быстро на седло вскочу

Не поеду – полечу.

Цок-цок-цок,

Цок-цок-цок.

Там, за дальнею рекой

Помашу тебе рукой.

Стучать пяткой

о пол.

Руками показывать

пышную гриву.

Выполнять движения

всадника.

Поцокать языком.

             Помахать рукой.

5. Показ приёмов работы для получения исходных форм для лепки животных.  (Показ приёмов работы по иллюстрационно-графическому плану, презентация)

Что нам понадобится для работы: материал: пластилин (можно применить для лепки использованный пластилин любого цвета, так как вылепленные изделия мы будем раскрашивать на следующем уроке); инструменты: лучший инструмент – это ваши ручки и пальчики, а помогать им будет вот такой ножичек, который называется стека. (Слайд № 12)

Приёмы и правила работы: Вместе  с Толстячком-Пластивичком мы вам покажем общие приёмы лепки для всех дымковских животных.

– Нам понадобятся две исходные формы в виде толстых цилиндров (скатывание). Из большого цилиндра можно сразу вылепить туловище животного вместе с ногами. Для этого надо стекой сделать надрезы впереди и сзади (надрезание), согнуть цилиндр дугой (сгибание), пальцами оформить передние и задние ноги животного (вытягивание).

– Голову с шеей нужно лепить из цилиндра меньшего размера. Цилиндр нужно согнуть (сгибание), отогнутая часть – это голова. Место скрепления шеи и туловища надо тщательно примазать и загладить (примазывание, сглаживание).

Практическое применение: Эти изделия нам понадобятся для украшения класса, для игр-представлений, выставки поделок.

Словарные слова: По ходу урока мы  вместе разберём новые слова. (На доску крепятся словарные слова: Народная игрушка, Дымково, цилиндр, надрезание).

6. Объяснение нового материала с показом последовательности выполнения задания. (Ориентировка в задании. Работа по иллюстрационно-графическому плану. Показ приёмов работы учителем).

Разберём последовательность работы на примере лепки лошадки. (Слайд № 13-14)

1 способ

1. Возьмём два куска пластилина, побольше и поменьше.

2. Скатаем исходные формы – 2 толстых цилиндра. (Приём: скатывание).

3. Из большого цилиндра лепим туловище животного вместе с ногами. Для этого сгибаем цилиндр дугой, стекой делаем надрезы впереди и  сзади, раздвигаем их слегка и пальцами оформляем передние и задние ноги животного. (Приёмы: сгибание, надрезание).

4. Голову с шеей лепим из меньшего цилиндра, отгибаем от второго цилиндра небольшую часть для головы, вытягиваем морду. (Приём: вытягивание).

5. Место скрепления шеи с туловищем тщательно примазываем и разглаживаем. (Приёмы: примазывание, сглаживание).

6. Оформляем уши, гриву. (Приём: прищипывание).

7. Гриву и хвост можно вылепить отдельно и прикрепить к основной форме. (Приём: примазывание)

2 способ

1. Скатаем большой цилиндр и согнём дугой. (Приём: скатывание).

2. Надрежем стекой с одной стороны так, чтобы получились шея и ноги. (Приёмы: скатывание, сгибание).

3. Шею отогнём вверх, сформируем голову.

4. Сделаем надрезы стекой, чтобы получились ноги животного. (Приём: надрезание).

5. Сформируем ноги.  (Приёмы: вытягивание, сглаживание).

6. Отделочные детали выполним так же, как и в первом способе лепки. (Приёмы: прищипывание, примазывание, лепка частями).

После лепки пластилиновую фигурку нужно присыпать мукой и оставить на несколько часов для того, чтобы жир смог впитаться. Только после этого пластилиновую фигурку можно будет покрывать белой краской и раскрашивать узором.

7. Правила безопасной работы материалом и инструментами. (Повторение правил техники безопасности).

  • Работать пластилином нужно на специальной подкладной доске.
  • Пластилин перед работой нужно хорошо размять.
  • Пластилин нельзя разбрасывать, работать надо аккуратно.
  • После работы мыть руки с мылом.
  • Соблюдать правила рабочего человека и правила техники безопасности.

8. Коррекционно-развивающее упражнение. (Коррекция мелкой моторики, координация правой и левой кистей рук через упражнения с материалами Монтессори-технологии)

Учитель: Для успешной работы на уроке вам, ребята, понадобятся ловкие и умелые пальчики. Толстячок-Пластивичок хотел бы увидеть, как вы, ребята, можете быстро работать пальчиками. Задание даётся дифференцированно: учащиеся 1 группы выполняют плетение косичек (4 человека), учащиеся 2 группы – шнуровку на планшете (4 человека), учащиеся 3 группы – перебирание зёрен (2 человека).

9. Этап закрепления новых знаний. (Закрепление приёмов работы, новых знаний).

– Сколько деталей нужно получить для изготовления изделия? (Две)

– Какие это детали? (Два цилиндра: побольше и поменьше)

– Из какой детали лепим туловище животного? (Из цилиндра большего размера)

– Каким образом лепим ноги животного? (Надрезаем цилиндр впереди и сзади, вытягиваем, сглаживаем ноги)

– Как вылепить гриву, уши, хвост? (Отделочные детали можно вылепить приёмом прищипывания или вылепить отдельно и примазать к основной форме)

10. Пальчиковая игра.  (Гимнастика пальцев рук)

– Ребята, подготовим ваши пальчики к работе. Толстячок-Пластивичок подготовил разминку для пальчиков. (Слайд № 15)

«ЛОШАДКИ»

Вот помощники мои,

Их как хочешь поверни.

По дороге белой, гладкой

Скачут пальцы, как лошадки,

Цок-цок-цок, цок-цок-цок,

Скачет резвый табунок.

Повороты ладошек в разные стороны.

Пальцами стучат по столу в произвольном порядке.

11. Практическая работа. (Индивидуальная работа учащихся с опорой на образец изделия, иллюстрационно-графический план, слайды презентации, объяснение и показ учителя) (Слайд № 16)

– Раздача материалов.

– Распределение заданий для разных групп учащихся с учётом их индивидуальных возможностей:

  • Индивидуальный подход: Ребята, Пластивичок-Толстячок предлагает вам вылепить коня, или козлика или барашка. Вы сами выберите для себя то животное, которое вам больше интересно. Будьте внимательны при передаче особенностей в лепке выбранной вами игрушки: чем отличается лошадка, козлик, барашек. Также вы выбираете для себя способ лепки: первый способ общий для лепки всех животных, второй способ применим для лепки лошадки. Сравните изделия на образцах, схемах, слайдах и приступайте к работе.
  • Дифференцированный подход: для учащихся базового уровня (1-2 группы)  – корректирующая помощь в ходе практической работы: для учащихся сниженного уровня (3 группа) заранее учителем подготавливаются исходные формы для лепки, осуществляется помощь в изготовлении игрушек в ходе урока.

- базового уровня (8 детей): из пластилина скатывают исходные формы для лепки игрушек: два цилиндра (поменьше - для головы и гривы, побольше - для туловища и ног). Большой цилиндр немного выгибают для оформления спины, с двух концов цилиндр разрезают стекой и формируют ноги. Второй цилиндр изгибают и лепят голову и шею, прищипывают уши, гриву.  Соединяют две заготовки между собой, заглаживают соединение. Пальцами проглаживают всю фигурку. Формируют хвостик. Стараются передать в лепке характерные особенности дымковской игрушки. Пользуются стекой. Соблюдают правила безопасной работы пластилином, стекой. В процессе работы сравнивают поделку с образцом. После лепки фигурку присыпают мукой.

- сниженного уровня (2 детей): выполняют работу при помощи и под руководством учителя. Помощь осуществляется на этапе анализа изделий (помощь в определении формы и размера изделий, количестве деталей), этапе лепки изделия (разрезание формы для ног, оформление ног, морды, лепке отделочных деталей), соблюдении последовательности выполнения игрушки.

–  По окончании работы учащиеся аккуратно убирают материалы и принадлежности, приводят в порядок свои рабочие места. Готовые игрушки сдают учителю.

12. Анализ выполненной работы. (Закрепление пройденного материала)

–  С каким творчеством познакомились на уроке? (Дымковской народной игрушкой)

–  Из чего делают игрушки, над которыми мы работали? (Глины, пластилина)

– О каких игрушках мы говорили? (Фабричных и народных)

– С каким материалом вы сегодня работали? (Пластилином)

– Какими свойствами обладает пластилин? (Всегда готов к работе, пластичный, мягкий)

– Какие приёмы работы пластилином вы сегодня применили? (Скатывание, сгибание, надрезание, вытягивание, примазывание, сглаживание)

– Какие инструменты вам понадобились? (Ваши руки, пальчики и стеки).

13. Подведение итогов. (Стимулирование деятельности учащихся).

– Толстячок–Пластивичок очень вами доволен, ребята. Вы молодцы, хорошо потрудились на уроке, сделали замечательные игрушки.

  • Оценивание качества выполненных изделий (выставка работ). Выявление наиболее аккуратно выполненных работ.
  • Оценивание работы детей (выставление оценок, устное поощрение, стимулирование работы учащихся «Умницами»).
  • Домашнее задание (изготовление подобной игрушки вместе с родителями).
  • Выучить с воспитателем в группе продлённого дня или дома с родителями стихотворение о дымковской игрушке, подготовить рассказ.

14. Рефлексия.

На уроках вы, ребята, должен учиться самостоятельно оценивать свою деятельность. Это позволяет сделать рефлексия. (Слайд № 17)

Сегодня на уроке я:

– Научился …

– Было интересно …

– Было трудно …

– Мои ощущения …

15. Выводы.

 В магазинах продается достаточное количество игрушек, но самой любимой становится та, что сделана своими руками. Пусть она не так совершенна, но она нравится детям и взрослым. На уроке вы познакомились с произведениями народных мастеров, узнали, откуда пришли к нам красочные забавные игрушки. (Слайд № 18)

16. Примечание.

Работа на уроке распределена на этапы:

  • Первый этап – орг. момент, эмоциональный настрой, мотивация учащихся.
  • Второй этап – сообщение новых знаний, фронтальная работа с наглядным материалом, показ и анализ образцов изделий, презентация, разбор новых слов, показ приёмов работы.
  • Третий этап – объяснение нового материала с показом последовательности выполнения задания, повторение правил и приёмов работы, коррекция мелкой моторики рук.
  • Четвёртый этап – практическая работа, изготовление игрушки, закрепление приёмов работы.
  • Пятый этап – подведение итогов, результата урока, определение домашнего задания.

Иллюстрационно-графический план

1 способ лепки:

1. Взять два куска пластилина, побольше и поменьше.

2. Скатать исходные формы – 2 толстых цилиндра. (Приём: скатывание).

3. Из большого цилиндра слепить туловище животного вместе с ногами. Для этого стекой сделать надрезы впереди и  сзади, согнуть цилиндр дугой, пальцами оформить передние и задние ноги животного. (Приёмы: сгибание, надрезание, вытягивание).

4. Голову с шеей слепить из меньшего второго цилиндра, отогнуть небольшую часть для головы, вытянуть морду. (Приёмы: сгибание, вытягивание).

5. Место скрепления шеи с туловищем тщательно примазать и разгладить. (Приёмы: примазывание, сглаживание).

6. Оформить уши, гриву. (Приём: прищипывание).

7. Гриву и хвост можно вылепить отдельно и прикрепить к основной форме. (Приём: примазывание)

2 способ

1. Раскатать большой цилиндр и согнуть дугой. (Приём: скатывание).

2. Надрезать стекой с одной стороны так, чтобы получились шея и ноги. (Приёмы: скатывание, сгибание).

3. Шею отогнуть вверх, сформировать голову.

4. Сделать надрезы стекой, чтобы получились ноги животного. (Приём: надрезание).

5. Сформировать ноги.  (Приёмы: вытягивание, сглаживание).

6. Отделочные детали выполнить так же, как и в первом способе лепки. (Приёмы: прищипывание, примазывание, лепка частями).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК в 1 классе «Лепка и роспись глиняных бус Дымковскими узорами»

Интегрированный урок в 1 классе«Лепка и роспись глиняных бус Дымковскими узорами»...

Лепка дымковской игрушки "Нарядные лошадки"

Конспект занятия по лепке по мотивам дымковской игрушки для детей логопедической группы....

Мастер-класс "Бегущий барашек"

Презентация к мастер-классу "Бегущий барашек" - конструирование из бумаги новогодней игрушки  символа  2015 года...

Роспись игрушки по мотивам дымковских мастеров

Методическая разработка данного занятия в ОДОД рекомендована для учащихся 7-8 лет. Разработка рекомндована городским методистом к тиражированию. В ней предлагается последовательность и особенности рос...

План - конспект занятия "В гостях у Дымковских мастеров"

Занятие предназначено для обучающихся дошкольного возраста. Проводится в рамках образовательной программы "Юный художник". Знакомит детей с Дымковским промыслом, учить выполнять роспись по м...

План -конспект занятия "В гостях у Дымковских мастеров"

План -конспект занятия предназначен для детей дошкольного возраста, в рамках реализации общеобразовательной программы "Юный художник". Знакомит детей с Дымковским промыслом, учит росписи по ...